НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Двадцати первого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2018 № А83-11535/17

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-62-49, факс 8 (8692) 54-74-95

 www.21aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Севастополь

19 января 2018 года  

                                             Дело № А83-11535/2017

            Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2018  года.

            Постановление изготовлено в полном объеме 19 января 2018  года.

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Вахитова Р.С., судей Калашниковой К.Г., Котляровой Е.Л., при ведении протокола секретарем судебного заседания Степановой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ИнтерСтрой» на решение Арбитражного суда Республики Крым от 01.11.2017 по делу № А83-11353/2017 (судья Лукачев С.О.), принятое

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ИнтерСтрой» (ОГРН- 1143926012152; ИНН - 3906321665; ул. Хрусталева, 84, г. Севастополь, 299055)

к Службе финансового надзора Республики Крым (ОГРН - 1149102017536; ИНН - 9102011424; бульв. Ленина, 5/7, г. Симферополь, Республика Крым, 295006)

о признании незаконным и отмене постановления,

при участии в судебном заседании:

от общества с ограниченной ответственностью «ИнтерСтрой» - Чистяковой В.В., представитель по  доверенности от 16 октября 2017 года № 75 (до перерыва);

представителей  Службы финансового надзора Республики Крым - Стружинской В.Н. по доверенности № 021-21/4 от 15 января 2017 года (до перерыва); Томиловой И.В. по доверенности от 06.12.2017 № 02.1-21/36 (после перерыва).

установил:

общество с ограниченной ответственностью «ИнтерСтрой» (далее - заявитель,              ООО «ИнтерСтрой», Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с требованием о признании незаконным и отмене постановления Службы финансового надзора Республики Крым (далее – Служба) о назначении административного наказания от 25.07.2017 № 42, согласно которому заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде предупреждения.

Решением Арбитражного суда Республики Крым от 01.11.2017 в удовлетворении требований Общества отказано. Вынося указанное решение, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности события и состава в действиях заявителя правонарушения.

Не согласившись с указанным судебным актом, Общество подало  апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить заявленные им требования. Заявитель считает, что административным органом не доказано событие административного правонарушения и его состав в действиях заявителя. Общество указывает, что ввиду отсутствия технической возможности заполнения электронной формы проектной декларации на сайте информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», общество по объективным причинам не могло направить в Службу соответствующие изменения в проектную декларацию. Иной порядок до 26.05.2017 действующим законодательством предусмотрен не был. В срок до 26.05.2017 ООО «ИнтерСтрой» по собственной инициативе направляло на бумажном носителе в адрес Службы копии изменений, внесенных в проектную декларацию на объект капитального строительства: «Многоквартирный жилой дом по адресу: г. Ялта, ул. Коммунаров, в районе дома 36».

Определением от 01.12.2017 апелляционная жалоба принята к производству Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, судебное заседание назначено на 16.01.2018. В судебном заседании 16.01.2018 был объявлен перерыв до 18.01.2018.

От Службы поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором она просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании представитель Общества настаивали на удовлетворении апелляционной жалобы, решение суда первой инстанции просили отменить, представители Службы возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). При этом судом апелляционной инстанции  установлены основания для его отмены.

Как следует из материалов дела, по результатам анализа ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства застройщика - ООО «ИнтерСтрой» за 1 квартал 2017 года, Службой финансового надзора выявлены следующие нарушения требований Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 214-ФЗ), отраженные в заключении о результатах анализа ежеквартальной отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства за 1 квартал 2017 года от 12.07.2017 № 04.1-25/40, а именно:

изменения, предусмотренные ч. 4 ст. 19 Ззакона № 214-ФЗ, касающиеся сведений о застройщике, внесенные ООО «ИнтерСтрой» 03.03.2017 в проектную декларацию от 02.10.2015 по объекту строительства: «Многоквартирный жилой дом по адресу: г. Ялта, ул. Коммунаров, в районе дома № 6» и размещенные на официальном сайте общества 03.03.2017, ООО «ИнтерСтрой» не представлены в адрес службы как органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) в области долевого строительства и (или) иных объектов недвижимости;

изменения, предусмотренные ч. 5 ст. 19 Закона № 214-ФЗ, касающиеся сведений о финансовом результате, размерах кредиторской и дебиторской задолженности по состоянию на 31.12.2016, внесенные ООО «ИнтерСтрой» 31.03.2017 в проектную декларацию и размещенные на официальном сайте общества 05.04.2017, несвоевременно направлены в адрес службы, что подтверждает почтовый оттиск отправки на конверте, поступившем 20.04.2017, что является нарушением ч. 6 ст. 19 Федерального закона № 214-ФЗ о направлении застройщиком в уполномоченный орган изменений в проектную декларацию в течение пяти рабочих дней со дня внесения таких изменений (т. 1 л.д. 72-75).

В этой связи 12.07.2017 в отношении ООО «ИнтерСтрой» вынесено предписание об устранении вышеуказанных нарушений (т. 1 л.д. 81-83).

Также 14.07.2017 по данному факту ведущим специалистом отдела контроля и надзора за долевым строительством, методологии и анализа Управления по контролю и надзору за долевым строительством Гущанской В.В. в отношении ООО «ИнтерСтрой» и присутствии его представителя (Федорова М.Г., доверенность от 03.05.2017 № 71) составлен протокол об административном правонарушении по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.28 КоАП РФ (т. 1 л.д. 34-37).

25.07.2017 первым заместителем начальника Службы Шатских В.В. в отношении общества вынесено постановление о назначении административного наказания № 42, согласно которому ООО «ИнтерСтрой» привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.28 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде предупреждения.

Заявитель, полагая, что постановление о назначении административного наказания от 25.07.2017 нарушает его права и законные интересы, обратился в суд с заявлением о признании его незаконным и отмене, в удовлетворении которого судом первой инстанции было отказано, что послужило причиной подачи апелляционной жалобы.

Изучив материалы дела, проверив обоснованность содержащихся в апелляционной жалобе доводов, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Согласно ч. 4 ст. 14.28 КоАП РФ непредставление лицом, деятельность которого связана с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в установленный срок в орган, осуществляющий региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, сведений и (или) документов, которые необходимы для осуществления указанного регионального государственного контроля (надзора) и перечень которых устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а равно представление таких сведений и (или) документов не в полном объеме или недостоверных сведений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии с п. 3.3.1 Положения о Службе финансового надзора, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 № 170, служба является уполномоченным органом на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с Законом № 214-ФЗ.

В свою очередь отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, для возмещения затрат на такое строительство и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства регламентированы Федеральным законом № 214-ФЗ.

В п. 6 ч. 6 ст. 23 Закона № 214-ФЗ установлено, что  служба ежеквартально получает от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении застройщиком примерных графиков реализации проектов строительства, своих обязательств по договорам, а также промежуточную и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Административным регламентом исполнения Службой финансового надзора государственной функции по региональному государственному контролю (надзору) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, утвержденным приказом службы от 19.05.2017 № 203, установлено, что служба проводит анализ ежеквартальной отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домой и (или) иных объектов недвижимости, по результатам которого составляется заключение, а случае выявления нарушений - выдается предписание об устранении выявленных нарушений и принимаются меры про привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности.

В свою очередь частями 4 и 5 статьи 19 Закона № 214-ФЗ на застройщика возложены обязанности: внести в проектную декларацию изменения, касающиеся сведений о застройщике и проекте строительства, а также фактов внесения изменений в проектную документацию, в течение трех рабочих дней со дня изменения соответствующих сведений; ежеквартально вносить в проектную декларацию изменения, касающиеся сведений, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона (о финансовом результате текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности на последнюю отчетную дату).

При этом в части 6 статьи 19 Закона № 214-ФЗ (в редакции от 03.07.2016, действия которой распространялись на первый и второй кварталы 2017 года) изменения, указанные в частях 4 и 5 настоящей статьи, подлежат размещению на официальном сайте застройщика и направляются застройщиком в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанный в части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи путем заполнения электронной формы проектной декларации с внесенными изменениями на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», указанном в части 2 настоящей статьи, в течение пяти рабочих дней со дня внесения изменений в проектную декларацию.

Общество не отрицает факт того, что изменения, предусмотренные ч. 4 ст. 19 Закона № 214-ФЗ, касающиеся сведений о застройщике и внесенные ООО «ИнтерСтрой» 03.03.2017 в проектную декларацию от 02.10.2015 по объекту строительства: «Многоквартирный жилой дом по адресу: г. Ялта, ул. Коммунаров, в районе дома № 6» и размещенные на официальном сайте Общества 03.03.2017, не были им направлены в адрес Службы путем заполнения электронной формы проектной декларации с внесенными изменениями на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Также не были направлены в адрес Службы путем заполнения электронной формы проектной декларации с внесенными изменениями на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» изменения, предусмотренные ч. 5 ст. 19 Закона № 214-ФЗ, касающиеся сведений о финансовом результате, размерах кредиторской и дебиторской задолженности по состоянию на 31.12.2016, внесенные ООО «ИнтерСтрой» 31.03.2017 в проектную декларацию и размещенные на официальном сайте Общества 05.04.2017. При этом Общество указывает, что эти сведения не могли были размещены на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в предусмотренные частью 6 статьи 19 Закона № 214-ФЗ сроки, поскольку на тот момент такая возможность не была обеспечена со стороны уполномоченного органа.

Служба не отрицает того факта, что на момент совершения правонарушения отсутствовала техническая возможность направления застройщиком в уполномоченный орган изменений, указанные в частях 4 и 5 статьи 19 Закона № 214-ФЗ с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи путем заполнения электронной формы проектной декларации с внесенными изменениями на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В свою очередь из части 5 статьи 6 Федерального закона от 03.07.2016 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции от 03.07.2016) следует, что до обеспечения технической возможности заполнения электронной формы проектной декларации на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) застройщик направляет проектную декларацию, изменения в проектную декларацию в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории данного субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном указанным уполномоченным органом.

Таким образом, из части 6 статьи 19 Закона № 214-ФЗ не усматривается прямая обязанность Общества как застройщика направлять в уполномоченный орган в письменном виде на бумажном носителе изменения, указанные в частях 4 и 5 настоящей статьи, в течение пяти рабочих дней со дня внесения изменений в проектную декларацию. При этом до обеспечения технической возможности заполнения электронной формы проектной декларации на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в силу действовавшей на тот момент редакции части 5 статьи 6 Закона № 304-ФЗ Общество должно было направить в адрес службы изменения, предусмотренные частями 4, 5 ст. 19 Закона № 214-ФЗ в порядке, установленном Службой.

Однако, как следует из материалов дела, на момент возникновения у Общества обязанности направить в адрес Службы соответствующие изменения, внесенные в проектную декларацию, соответствующий порядок, регламентирующий направление в уполномоченный орган изменений в проектную декларацию до обеспечения технической возможности заполнения электронной формы проектной декларации на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с частью 2 статьи 19 Закона № 214-ФЗ утвержден не был. Только приказом Службы финансового надзора Республики Крым от 26.05.2017 № 213 утвержден порядок направления застройщиками в Службу проектной декларации, изменений в проектную декларацию до обеспечения технической возможности заполнения электронной формы проектной декларации в сети Интернет, пунктом 3 которого предусмотрен порядок направления проектной декларации и изменений к ней  на бумажном носителе по почте, лично, с курьером или другими возможными способами.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правоотношениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из изложенного выше следует, что у Общества отсутствовала возможность для выполнения требований части 6 статьи 19 Закона № 214-ФЗ в установленные в ней сроки: техническая возможность заполнения электронной формы проектной декларации с изменениями на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» предоставлена не была и порядок, регламентирующий направления проектной декларации и изменений к ней  на бумажном носителе в адрес Службы, также не был утвержден. В связи с указанным, в бездействии заявителя, выразившемся в неразмещении на соответствующем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» изменений, предусмотренных ч. 4 ст. 19 Закона № 214-ФЗ, и их ненаправление в адрес Службы на бумажном носителе,  а также в направлении в адрес Службы на бумажном носителе изменений, предусмотренных ч. 5 ст. 19 Закона № 214-ФЗ, по истечению пятидневного срока, установленного частью 6 ст. 19 Закона № 214-ФЗ, отсутствует его вина. В свою очередь при отсутствии в части 6 статьи 19 Закона № 214-ФЗ прямого указания на необходимость направления в уполномоченный орган деклараций и  изменений к ним на бумажном носителе и при отсутствии (на момент возникновения обязанности исполнения требований части 6 статьи 19 Закона № 214-ФЗ) утвержденного Службой порядка, определяющего необходимость подачи таких документов в Службу на  бумажном носителе, направление Обществом в адрес Службы на бумажном носителе изменений, предусмотренных ч. 5 ст. 19 Закона № 214-ФЗ, является добровольным и несоблюдение сроков в такой ситуации не может быть вменено ему в вину.

Отсутствие вины исключает признание деяния административным правонарушением, в том числе при его формальной противоправности. В таком случае исключается также административная ответственность за его совершение.

Согласно части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствуют закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

При изложенных обстоятельствах коллегия судей считает, что суд первой инстанции пришел к неверному выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, а потому апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции - отмене, а оспариваемое постановление  - признанию незаконным и отмене.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного Республики Крым от 01 ноября 2017 года по делу                № А83-11353/2017  отменить.

Заявление Общества с ограниченной ответственностью  «ИнтерСтрой» удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление Службы финансового надзора Республики Крым № 42 от 25.07.2017 о назначении административного наказания,  которым Общество с ограниченной ответственностью  «ИнтерСтрой» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде предупреждения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия  и может быть  обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                                               Р.С. Вахитов

Судьи                                                                                                                      Е.Л. Котлярова

Судьи                                                                                                                      К.Г. Калашникова