ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-62-49, факс 8 (8692) 54-74-95
E-mail: info@21aas.arbitr.ru
город Севастополь 21 июля 2015 года | Дело № А83-814/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.07.2015
Постановление изготовлено в полном объеме 21.07.2015
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Омельченко В.А., судей Полынкиной Н.А., Приваловой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Щербининым А.А.,
при участии в судебном заседании прокурора Рыбкина А.Ю., удостоверение №006206 от 25.07.2014, представителей от Совета министров Республики Крым - ФИО1, по доверенности от 15.12.2014 № 01-01/3501, от общества с ограниченной ответственностью «Агроэталон ЛТД» - ФИО2, по доверенности от 07.07.2015, ФИО3 директор, от Службы государственного строительного надзора Республики Крым – ФИО4, по доверенности от 13.02.2015 № 342, от федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» - ФИО5, по доверенности от 05.03.2015 № 3/д/ОА/15275,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы заместителя военного прокурора Черноморского флота, Совета министров Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 23 апреля 2015 года по делу № А83-814/2015 (судья Авдеев М.П.) по заявлению заместителя военного прокурора Черноморского флота в интересах государства в лице Совета министров Республики Крым к обществу с ограниченной ответственностью «Агроэталон Лтд», Службе государственного строительного надзора Республики Крым о признании недействительной декларации о начале выполнения строительных работ, признании действий инспекции архитектурно-строительного контроля АР Крым по ее регистрации и действий общества с ограниченной ответственностью «Агроэталон Лтд» по подаче декларации с указанием в ней недостоверной информации незаконными, а также отмене содержащей недостоверные сведения декларации, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа»,
установил:
заместитель военного прокурора Черноморского флота в интересах государства в лице Совета министров Республики Крым обратился в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Агроэталон Лтд», Службе государственного строительного надзора Республики Крым о признании недействительной декларации о начале выполнения строительных работ, зарегистрированной в инспекции архитектурно-строительного контроля в Автономной Республике Крым 10.03.2014 за № КР 083140690094, а также признании действий инспекции архитектурно-строительного контроля в Автономной Республике Крым по ее регистрации незаконными.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции прокурор дополнил заявление требованиями о признании действий общества с ограниченной ответственностью «Агроэталон Лтд» по подаче декларации № КР 083140690094 с указанием в ней недостоверной информации незаконными и об отмене декларации № КР 083140690094, содержащей недостоверные сведения.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 23 апреля 2015 года в удовлетворении заявления отказано полностью.
Не согласившись с принятым решением, заместитель военного прокурора Черноморского флота и Совет министров Республики Крым, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права и на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неприменения закона, подлежащего применению, обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение, которым удовлетворить заявление в полном объеме.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность решения от 23 апреля 2015 года в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), суд приходит к выводу, что апелляционные жалобы подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что на основании письма Совета министров Республики Крым № 6555/01-01 от 16.12.2014 военной прокуратурой Черноморского флота проведена проверка достоверности сведений, указанных обществом с ограниченной ответственностью «Агроэталон Лтд» (далее - ООО «Агроэталон Лтд») в декларации о начале выполнения строительных работ от 10.03.2014 № КР 083140690094, и законность ее регистрации инспекцией архитектурно-строительного контроля в Автономной Республике Крым.
В ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что 05.11.2010 между ООО «Агроэталон Лтд» и квартирно-эксплуатационным отделом, являвшимся на тот момент структурным подразделением Министерства обороны Украины, заключен договор аренды № 41/2010 (далее - договор), согласно которого в аренду ООО «Агроэталон Лтд» передано недвижимое военное имущество - нежилые помещения площадью 473,00 кв.м в зданиях № 2, 3, 4, 5 военного городка № 29, находящиеся на балансе квартирно-эксплуатационного отдела г. Симферополя, расположенные по адресу: <...>.
Кроме того, прокуратурой установлено, что 10.03.2014 инспекцией архитектурно-строительного контроля в Автономной Республике Крым зарегистрирована декларация о начале выполнения строительных работ за № КР 083140690094 по реконструкции зданий поликлиники, лаборатории и мастерской, расположенных по ул. Горького/ФИО6, 25/12, под офисное здание.
Прокурор считает, что поскольку после регистрации спорной декларации у ООО «Агроэталон Лтд» возникло право на проведение строительных работ, чем нарушаются права собственника имущества и земельного участка, на котором оно расположено, по владению и распоряжению ими, поэтому указанная декларация, по мнению прокурора, является ненормативным правовым актом и подлежит признанию недействительной и отмене. Кроме того, прокурор пояснил, что спорная декларация содержит неполные и недостоверные данные.
Представитель Совета министров Республики Крым поддержал требования прокурора, а также пояснил, что недвижимое имущество военного городка № 29, которое находилось на балансе квартирно-эксплуатационного отдела г. Симферополя, расположенное по адресу: <...>, являлось государственной собственностью Украины. В связи с принятием Постановления Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 №1745-6/14 «О независимости Крыма», указанное имущество было учтено как собственность Республики Крым, а 19.05.2015, с целью обеспечения деятельности Министерства обороны Российской Федерации, передано по акту приема-передачи в безвозмездное пользование федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа».
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» также поддержало требования прокурора и Совета министров Республики Крым.
Представители ООО «Агроэталон Лтд» пояснили, что не считают Службу государственного строительного надзора Республики Крым правопреемником инспекции архитектурно-строительного контроля в Автономной Республике Крым, а спорную декларацию – ненормативным правовым актом, поэтому требования прокурора удовлетворению не подлежат. Кроме того, представители пояснили, что относительно недвижимого военного имущества, арендуемого ООО «Агроэталон ЛТД», проводилась проверка прокуратурой Железнодорожного района города Симферополя, в ходе которой никаких нарушений не выявлено.
Представитель Службы государственного строительного надзора Республики Крым оставил рассмотрение апелляционных жалоб на усмотрение суда.
В судебном заседании 14.07.2015 представители ООО «Агроэталон Лтд» заявили об оставлении заявления без рассмотрения, поскольку оно подписано лицом, не имеющим права его подписывать.
Суд в удовлетворении заявления отказал, поскольку в соответствии с приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 07.05.2008 №84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» военные прокуроры осуществляют участие в пределах установленной компетенции, в том числе и в арбитражном процессе.
Поскольку правоотношения, являющиеся предметом судебного разбирательства по данному спору, возникли до 21.03.2014, то есть до ратификации договора «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов» от 18.03.2014 и вступления в силу Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополь» от 21.03.2014 № 6-ФКЗ, суд считает необходимым при разрешении данного спора применять также законодательство Украины.
Согласно пункту 8 Порядка выполнения строительных работ, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 13.04.2011 № 466, регистрация декларации осуществляется с соблюдением требований Закона Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности». Декларация принимается в разрешительном центре по местонахождению объекта.
Заказчик (его уполномоченное лицо) заполняет и подает лично или направляет заказным письмом с описью вложения либо через электронную систему осуществления декларативных процедур в строительстве в Инспекцию два экземпляра декларации по форме согласно приложению 2.
Оспариваемая декларация о начале выполнения строительных работ заполнена в соответствии с указанной формой, и содержит сведения о заказчике и объекте строительства.
Полагая, что указанная декларация зарегистрирована с нарушением норм законодательства и в нарушение прав собственника имущества и земельного участка, на котором оно расположено, военной прокуратурой Черноморского флота в арбитражный суд подано заявление о признании декларации недействительной, признании незаконными действий по ее регистрации, признании незаконными действий по подаче декларации с недостоверными данными, а также об отмене данной декларации.
Из содержания поданного прокурором заявления следует, что его требования фактически направлены на признание незаконными действий инспекции архитектурно-строительного контроля в Автономной Республике Крым, зарегистрировавшей спорную декларацию с указанными в ней недостоверными сведениями, в результате чего прокурор полагает, что указанная декларация подлежит признанию судом недействительной и подлежит отмене, а действия ООО «Агроэталон Лтд» по подаче декларации с указанием в ней недостоверной информации подлежат признанию незаконными. При этом, объясняя подачу заявления в Арбитражный суд Республики Крым, прокурор ссылается на статью 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 125-126, 198-199 АПК РФ.
Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) содержит перечень способов защиты гражданских прав, среди которых указано на признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления и признание оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности», распространявшем своё действие на спорные правоотношения в момент их возникновения, право на проведение подготовительных работ (если они не были проведены раньше согласно с уведомлением или зарегистрированной декларацией о начале выполнения подготовительных работ) и строительных работ на объектах, относящихся к I-III категорий сложности, подключение объекта строительства к инженерным сетям и сооружениям предоставляется заказчику и генеральному подрядчику или подрядчику (в случае, если строительные работы проводятся без привлечения субподрядчиков) после регистрации декларации о начале выполнения строительных работ.
Вопросы регистрации декларации о начале выполнения строительных работ были урегулированы Порядком выполнения строительных работ, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Украины от 13.04.2011 № 466. Пунктом 8 Порядка установлено, что регистрациядекларацииосуществляетсяссоблюдениемтребованийЗаконаУкраины«О разрешительной системе в сферехозяйственной деятельности».
В указанном Законе Украины было дано понятие декларации соответствия материально-технической базы требованиям законодательства как документа, которым субъект хозяйствования сообщает государственному администратору или представителю соответствующего разрешительного органа о соответствии своей материально-технической базы требованиям законодательства. Форма и порядок уведомления государственного администратора или соответствующего разрешительного органа о соответствии материально-технической базы субъекта хозяйствования требованиям законодательства устанавливается Кабинетом Министров Украины.
Таким образом, действия инспекции архитектурно-строительного контроля АР Крым, выразившиеся в регистрации спорной декларации, заказчиком которой являлось ООО «Агроэталон Лтд», не подпадают под понятие сделки, а следовательно, к спорным правоотношениям не может применяться такой способ защиты прав, как признание оспоримой сделки недействительной, а потому и сама декларация не может быть признана недействительной.
Следует обратить внимание, что статья 12 ГК РФ не является исчерпывающей, однако ни нормами действующего законодательства Российской Федерации, ни нормами законодательства Украины, распространявшими свое действие на спорные правоотношения на момент их возникновения, не предусматривается возможность признания незаконной и недействительной декларации о начале выполнения строительных работ.
Частью 2 статьи 29 АПК РФ установлено, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности, дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положений ст.197 АПК РФ в судебном порядке могут быть оспорены ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
В соответствии с указанными выше нормами АПК РФ арбитражным судам подведомственны экономические споры, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской или иной экономической деятельности, в том числе и дела об оспаривании ненормативных правовых актов.
К ненормативным правовым актам относятся акты государственных органов и должностных лиц, устанавливающие, изменяющие или отменяющие права и обязанности определенного круга лиц, а также создающие правила поведения, рассчитанные на однократное применение.
Ненормативный правовой акт характеризуется тем, что он адресован конкретному лицу и содержит обязательные для этого лица правила поведения.
Между тем, декларация о начале выполнения строительных работ не обладает признаками подобного ненормативного акта, и по своей правовой природе она является документом, фиксирующим сведения о заказчике и объекте строительства, и сама по себе не порождает правовых последствий непосредственно для заявителя, а потому не может быть признана недействительной как акт государственного органа.
В соответствии с Порядком выполнения строительных работ, утвержденного Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11.04.2014 № 2040-6/14 (в редакции от 24.12.2014), в случае выявления недостоверных данных, указанных заказчиком в зарегистрированной декларации или в прилагаемых документах, Служба государственного строительного надзора Республики Крым вправе отменить регистрацию такой декларации путем издания соответствующего приказа и исключает запись о регистрации из Единого реестра в течение пяти рабочих дней со дня выявления факта предоставления недостоверных данных, указанных в декларации. Служба отменяет регистрацию декларации также по решению суда об отмене регистрации декларации, вступившему в законную силу (пункт 7 главы 2 Порядка).
Следовательно, данный нормативно-правовой акт регулирует возможность отмены именно регистрации декларации, а не самой декларации.
При этом прокурор обратился с требованием об отмене декларации, а не ее регистрации.
В соответствии с п. 9 Порядка заказчик (его уполномоченное лицо) заполняет и подает лично или направляет заказным письмом с описью вложения либо через электронную систему осуществления декларативных процедур в строительстве в Инспекцию два экземпляра декларации по форме согласно приложению 2. Один экземпляр после проведения регистрации возвращается заказчику, второй — остается в зарегистрировавшей ее Инспекции.
Обязанностью Инспекции является проверка полноты данных, указанных в декларации, при этом за полноту и достоверность данных, указанных в представленной декларации, отвечает согласно закону заказчик.
Выявление инспекцией недостоверных сведений, поданных предприятием в орган, осуществляющий контроль и надзор, влечет применение законодательства об административных правонарушениях (в данном случае статьи 96 Кодекса Украины об административных правонарушениях, статьи 14.28 КоАП РФ) и не может рассматриваться в порядке главы 24 АПК РФ, предусматривающей рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
При этом, в материалах дела отсутствуют доказательства привлечения по данному факту к административной ответственности ООО «Агроэталон Лтд».
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что спор в части требований о признании недействительной и отмене декларации о начале выполнения строительных работ от 10.03.2014 за № КР 083140690094, признании действий общества с ограниченной ответственностью «Агроэталон Лтд» по подаче указанной декларации с указанием в ней недостоверной информации незаконными не подлежит рассмотрению в арбитражном суде в порядке главы 24 АПК РФ.
Частью 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Согласно статье 6 АПК РФ законность при рассмотрении дел арбитражным судом обеспечивается правильным применением законов и иных нормативных правовых актов, а также соблюдением всеми судьями арбитражных судов правил, установленных законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 15.01.2009 № 144-О-П, несоблюдение правил подсудности по существу означает рассмотрение дела арбитражным судом в незаконном составе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
С учетом изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции приходит к выводу о неверном способе защиты, выбранном прокурором при подаче заявления, и нарушении судом первой инстанции при рассмотрении дела норм процессуального права, в связи с чем, решение суда первой инстанции по делу в части требований о признании недействительной и отмене декларации о начале выполнения строительных работ от 10.03.2014 за № КР 083140690094, признании действий общества с ограниченной ответственностью «Агроэталон Лтд» по подаче указанной декларации с указанием в ней недостоверной информации незаконными подлежит отмене, а производство по делу в части указанных требований – прекращению.
Относительно требования прокурора о признании незаконными действий инспекции архитектурно-строительного контроля в Автономной Республики Крым по регистрации оспариваемой декларации, суд указывает следующее.
В соответствии с пунктом 3 постановления Государственного Совета Республики Крым от 17 марта 2014 года № 1745-6/14 "О независимости Крыма" деятельность государственных органов Украины на территории Крыма прекращается, их полномочия, имущество и денежные средства переходят к государственным органам Республики Крым, определенным Правительством Республики Крым.
Согласно статьи 6 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города Федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный закон N 6-ФКЗ) со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона N 6-ФКЗ, нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя действуют на территориях соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Республики Крым, нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта города федерального значения Севастополя.
Постановлением Государственного совета Республики Крым от 26.03.2014 №1849-6/14 утверждено Временное положение об Архитектурно-строительной инспекции Республики Крым (далее - Временное положение) к основным задачам которой относилось осуществление архитектурно-строительного контроля за соблюдением требований законодательства в сфере градостроительной деятельности, государственных строительных норм, стандартов и правил во время выполнения подготовительных и строительных работ, принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов, выполнение разрешительных и регистрационных функций в строительстве, лицензирование хозяйственной деятельности, связанной с созданием объектов архитектуры.
Аналогичные задачи выполняла инспекция архитектурно-строительного контроля в Автономной Республике Крым, как территориальный орган Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины.
Постановлением Государственного совета Республики Крым от 18 апреля 2014 года N 2060-6/14 "О внесении изменений в постановление Государственного совета Республики Крым от 11 апреля 2014 года N 2025-6/14 "О регулировании трудовых отношений в Республике Крым на переходный период" ликвидированы территориальные органы центральных органов исполнительной власти Украины, расположенные на территории Республики Крым, структурные подразделения центральных органов исполнительной власти Украины, расположенные на территории Республики Крым.
Таким образом, имела место ликвидация территориального органа исполнительной власти Украины (инспекции архитектурно-строительного контроля в Автономной Республике Крым) и осуществление его функций и полномочий передано Архитектурно-строительной инспекции Республики Крым.
Пунктом 3 постановления Государственного совета Республики Крым от 26.03.2014 №1849-6/14 предусматривалось, что Временное положение действует до окончания переходного периода, установленного Договором между Российской Федерацией и Республикой Крым от 18.03.2014 о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
В соответствии с Указом Главы Республики Крым “О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Крым” № 51-У от 16.06.2014 ликвидированы органы исполнительной власти Республики Крым, в том числе Архитектурно- строительная инспекция Республики Крым, в связи с утверждением структуры исполнительных органов государственной власти Республики Крым и образован исполнительный орган государственной власти Республики Крым - Служба государственного строительного надзора Республики Крым, уполномоченный на осуществление, в пределах своей компетенции, на территории Республики Крым государственного строительного надзора за соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым, за объектами капитального строительства, выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию на объекты капитального строительства.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 № 169 утверждено Положение о Службе государственного строительного надзора Республики Крым, в соответствии с которым Служба государственного строительного надзора Республики Крым наделена аналогичными полномочиями и осуществляет те же функции, что и Архитектурно - строительная инспекция Республики Крым.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 07.07.2015 Служба государственного строительного надзора Республики Крым (ОГРН <***>) зарегистрирована 01.10.2014.
Таким образом, с 1 января 2015 года Архитектурно-строительная инспекция Республики Крым утратила свои полномочия, предусмотренные Временным положением,
в том числе по регистрации деклараций о начале выполнения строительных работ, которые регистрировались инспекцией в соответствии с Порядком выполнения строительных работ, утвержденным постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11.04.2014 №2040-6/14.
Таким образом, полномочия в спорных правоотношениях по регистрации деклараций о начале выполнения строительных работ в порядке, определенном постановлением Государственного совета Республики Крым от 11.04.2014 № 2040-6/14 (с изменениями, внесенными постановлением госсовета от 24.12.2014 № 387-1/14), перешли к вновь созданному органу исполнительной власти, что свидетельствует о функциональном правопреемстве вновь созданного органа по отношению к ликвидированному.
Позиция о наличии в данном случае функционального правопреемства соответствует сложившейся по данному вопросу судебно-арбитражной практике, согласно которой ликвидация государственного (муниципального) учреждения, выполняющего публичные функции, влечет за собой правопреемство в силу закона. Правопреемником является орган государственной власти (местного самоуправления), которому переданы соответствующие публичные функции (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.12.2009 № ВАС-16500/09, постановление от 12.10.2010 № 5243/10 по делу № А32-7122/2009 и определение от 29.11.2010 № ВАС-15429/10 по делу № А46-12109/2009).
Функциональное правопреемство в силу пункта 17 Указа Президента Российской Федерации от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» означает переход от ликвидированного (реорганизованного) госоргана к другому госоргану функций и обязательств, возникших в связи с выполнением (ненадлежащим выполнением) этих функций.
Суд апелляционной инстанции отмечает также, что в публичных правоотношениях государственный орган участвует не в качестве юридического лица, обладающего определенным комплексом гражданских прав и обязанностей, а в качестве особого публичного субъекта, наделенного властными полномочиями.
Таким образом, правопреемство между государственными органами определяется предметной и территориальной компетенцией соответствующих публичных образований, а не статусом юридического лица и переходом материальных прав.
Учитывая публично-правовой характер спорных правоотношений, наличие функционального, в силу закона, правопреемства, суд апелляционной инстанции считает Службу государственного строительного надзора Республики Крым надлежащим органом исполнительной власти, к которому предъявлены требования о признании незаконными действий инспекции архитектурно-строительного контроля в Автономной Республике Крым по регистрации оспариваемой декларации, а вывод суда первой инстанции о ликвидации надлежащего ответчика и указании прокурором ненадлежащего ответчика по данному требованию, безосновательным.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда первой инстанции в части отказа в признании незаконными действий инспекции архитектурно-строительного контроля в Автономной Республике Крым по регистрации оспариваемой декларации подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права, а требование прокурора в этой части – удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» право на проведение подготовительных работ (если они не были проведены раньше согласно с уведомлением или зарегистрированной декларацией о начале проведения подготовительных работ) и строительных работ на объектах, относящихся к I-III категорий сложности, подключение объекта строительства к инженерным сетям и сооружениям предоставляется заказчику и генеральному подрядчику или подрядчику (в случае, если строительные работы проводятся без привлечения субподрядчиков) после регистрации декларации о начале проведения строительных работ.
Судом установлено, что 07.03.2014 ООО «Агроэталон Лтд» подало в инспекцию архитектурно-строительного контроля в Автономной Республике Крым декларацию о начале выполнения строительных работ по реконструкции зданий поликлиники, лаборатории и мастерской, расположенных по ул. Горького/ФИО6, 25/12, под офисное здание.
Согласно части 3 статьи 36 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» формадекларациио начале выполнения строительных работ, порядок ее представленияирегистрацииопределяютсяКабинетомМинистровУкраина.
Постановлением Кабинета Министров Украины от 13.04.2011 № 466 утвержден Порядок выполнения строительных работ (далее - Порядок).
В соответствии с пунктами 10, 11 Порядка выполнения строительных работ, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 13.04.2011 № 466, Инспекция в течение пяти рабочих дней со дня поступления декларации проверяет полноту данных, указанных в декларации, и вносит их в единый реестр. В случае если декларация представлена или оформлена с нарушением установленных требований, Инспекция возвращает ее заказчику с обоснованием причин возврата в срок, предусмотренный для ее регистрации.
Из представленной в материалы дела спорной декларации усматривается, что в ней должны содержаться сведения об основаниях, на которых используется земельный участок для строительства (госакт, свидетельство о праве собственности на землю, договор аренды/суперфиция), а также сведения о градостроительных условиях и ограничениях застройки земельного участка. При этом в соответствующих графах декларации значится: не требуется согласно п. 4 ст. 34 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» - реконструкция без изменения геометрических размеров фундаментов в плане и не требуется согласно пункта 25 Перечня объектов строительства, для проектирования которых градостроительные условия и ограничения не выдаются.
Согласно пункта 25 Перечня объектов строительства, для проектирования которых градостроительные условия и ограничения не выдаются, утвержденного приказом Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины 07.07.2011 № 109, относится р еконструкция жилых и нежилых помещений без изменения их внешней конфигурации, устройства в существующих жилых домах, административно-бытовых строениях предприятий и общественных строениях встроенных помещений общественного назначения.
Судом установлено, что в ходе проведенного обследования объектов недвижимого имущества, расположенного на земельном участке по адресу: <...>/Горького, 12/25, военный городок № 29, по результатам которого составлен акт обследования от 20.02.2015, на месте зданий по ГП № 2, 3, 4, 5 фактически находится одно комплексное трехэтажное здание.
При этом, суду не представлено доказательств того, что ООО «Агроэталон Лтд» согласовало проведение реконструкции спорных строений с собственником объектов недвижимости – Министерством обороны Украины. В материалах дела представлены копии писем Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны Украины, согласно которых было дано согласие на проведение ремонтных работ (улучшений) арендуемого недвижимого военного имущества.
В соответствии с абзацем 1 части 5 статьи 4-1. Закона Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» основаниями для отказа в выдаче документа разрешительного характера является представление субъектом хозяйствования неполного пакета документов, необходимых для получения документа разрешительного характера, согласно с установленным исчерпывающим перечнем.
На основании изложенного, суд пришел к выводу, что при заполнении оспариваемой декларации не были указаны необходимые сведения об основаниях, на которых используется земельный участок для строительства и о градостроительных условиях и ограничениях застройки земельного участка, что влечет за собой необходимость отказа в регистрации спорной декларации.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с Распоряжением Совета министров Республики Крым от 09.07.2014 № 651-р, с целью обеспечения деятельности Министерства обороны Российской Федерации, имущество военного городка № 29, находящиеся по адресу <...>/Горького, 12/25, передано в безвозмездно пользование федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа».
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 14.04.2015 № 336-р/6ДСП имущество военного городка № 29, находящиеся по адресу <...>/Горького, 12/25, передано из государственной собственности Республики Крым в федеральную собственность.
На основании указанного распоряжения 19.05.2015 имущество военного городка № 29, находящиеся по адресу <...>/Горького, 12/25 по акту приема-передачи имущества передано федеральному государственному казенному учреждению «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в оперативное управление.
При этом, в соответствии с Соглашением между Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и Советом министров Республики Крым о передаче Совету министров Республики Крым осуществление части полномочий в сфере управления федеральным имуществом, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.09.2014 № 1688-р Совет министров Республики Крым осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории Республики Крым, иного федерального имущества, расположенного на территории Республики Крым, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также самостоятельно осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации по вопросам, относящимся к его компетенции в соответствии с соглашением.
Таким образом, действия Службы государственного строительного надзора Республики Крым, как функционального правопреемника инспекции архитектурно-строительного контроля в Автономной Республике Крым по регистрации декларации о начале выполнения строительных работ от 10.03.2014 за № КР 083140690094, нарушают права Совета министров Республики Крым как осуществляющего полномочия собственника федерального имущества военного городка № 29, находящиеся по адресу <...>/Горького, 12/25 и земельного участка, на котором оно находится.
Руководствуясь п.1 ч. 1 ст. 150, ст. 266, ст. 268, п. 2 ст. 269, п. 4 ч.1 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 23 апреля 2015 года по делу № А83-814/2015 отменить.
Признать действия Службы государственного строительного надзора Республики Крым по регистрации декларации о начале выполнения строительных работ от 10.03.2014 за № КР 083140690094 незаконными.
Производство по делу в части признания недействительной и отмене декларации о начале выполнения строительных работ от 10.03.2014 за № КР 083140690094, признании действий общества с ограниченной ответственностью «Агроэталон Лтд» по подаче указанной декларации с указанием в ней недостоверной информации незаконными - прекратить.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий В.А. Омельченко
Судьи Н.А. Полынкина
А.В. Привалова