НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Двадцати первого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2019 № 21АП-3457/19

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

15 ноября 2019 года  

                                  Дело № А83-13928/2019

Резолютивная часть постановления объявлена    12.11.2019                                  

Постановление изготовлено в полном объеме   15.11.2019

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи                                               Яковлева А.С.,

судей                                                                                            Градовой О.Г.,

                                                                                                      Омельченко В.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ждера А.Р.,

с участием представителя общества с ограниченной ответственностью «Ломбард Крым Капитал» - Коляды Д.А. по доверенности от 02.09.2019,

представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по г.Севастополю - Селезнёвой Л.М. по доверенности №02-27/00140 от 11.01.2019,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ломбард Крым Капитал» на решение Арбитражного суда Республики Крым от 17 сентября 2019 года по делу № А83-13928/2019 (судья Кузнякова С.Ю.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ломбард Крым Капитал» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по г.Севастополю о признании незаконным и отмене постановления, прекращении производства по делу об административном правонарушении,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Ломбард Крым Капитал» обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по г.Севастополю о признании незаконным и отмене постановления №38 от 25.07.2019 о привлечении ООО «Ломбард Крым Капитал» к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Решением Арбитражного суда Республики Крым от 17 сентября 2019 года в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Ломбард Крым Капитал» о признании незаконным и отмене постановления №38 от 25.07.2019 было отказано. В части требования о прекращении производства по делу об административном правонарушении производство по настоящему делу судом прекращено.

Не согласившись с указанным решением, общество с ограниченной ответственностью «Ломбард Крым Капитал» обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении требованияо признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по г. Севастополю №38 от 25.07.2019. В части прекращения производства по делу решение суда заявителем не обжалуется.

По мнению заявителя, суд первой инстанции сделал неверные и необоснованные выводы в отношении ООО «Ломбард Крым Капитал», неверно истолковал и применил нормы ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» ч.ч. 3, 4, 6 ст. 2, ч.1 ст.3, ч.12 ст.4, ч.3 ст.8, ст. ст. 5, 6. Заявитель также считает, что судом были неверно истолкованы нормы Федерального закона №54-ФЗ и неправомерно возложена обязанность на заявителя по обязательному применению ККТ с момента ее регистрации в налоговом органе.

Принимая во внимание отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, законность и обоснованность решения проверены только в обжалуемой части в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, суд апелляционной инстанции находит решение суда в обжалуемой части подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, должностными лицами Межрайонной ИФНС России № 1 по г. Севастополю проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации по вопросу применения контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов при приеме имущества в залог в обособленном подразделении ООО «Ломбард Крым Капитал», расположенном по адресу: 299022, г. Севастополь, ул.Горпищенко, д. 53.

По результатам проверки составлен Акт проверки соблюдения организациями и индивидуальными предпринимателями требований к контрольно-кассовой техники, порядка и условий ее регистрации и применения от 13.06.2019 № 002726 (далее - акт проверки № 002726), которым зафиксировано осуществление наличных денежных расчетов при приеме имущества в залог без выдачи кассового чека при наличии зарегистрированной контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) на сумму 3500 рублей.

На момент проверки должностное лицо общества отсутствовало, о чем сделана соответствующая запись в акте проверки №002706.

24.06.2019 заказным письмом с уведомлением (исх. № 10-15/07513) в адрес генерального директора общества Курочкина Е.В. Инспекция направила материалы проверки, а также уведомление о месте и времени составления протокола об административном правонарушении от 21.06.2019 № 18, которым Заявитель приглашен на составление протокола об административном правонарушении на 11 июля 2019 года на 15 часов 30 минут.

Согласно почтовому уведомлению №29900133030972, материалы проверки, а также уведомление о месте и времени составления протокола об административном правонарушении от 21.06.2019 № 18 получены адресатом 27.06.2019.

11.07.2019 по факту выявленного правонарушения в отношении ООО «Ломбард Крым Капитал» составлен протокол №28 об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.

15.07.2019 заказным письмом с уведомлением (исх. № 10-15/08621) в адрес ООО «Ломбард Крым Капитал» Инспекция направила протокол по делу об административном правонарушении от 11.07.2019 № 28, а также уведомление о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении от 11.07.2019 № 22, которым заявитель приглашен на рассмотрение дела об административном правонарушении на 25.07.2019 в 10.00.

Протокол об административном правонарушении от 11.07.2019 № 28, а также уведомление о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении от 11.07.2019 № 22 получены Заявителем 17.07.2019, что подтверждается почтовым уведомлением №29900133400469.

25.07.2019 по результатам рассмотрения указанного протокола начальником Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по г. Севастополю Земченко Е.А. вынесено постановление № 38, которым ООО «Ломбард Крым Капитал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде предупреждения.

Не согласившись с указанным постановлением, ООО «Ломбард Крым Капитал» обратилось в суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в силу положений Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», Федерального закона от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» ООО «Ломбард Крым Капитал» обязано было применять зарегистрированную контрольно-кассовую технику при осуществлении расчетов в виде выдачи денежного займа под залог имущества.

Судебная коллегия апелляционного суда полагает, что указанный вывод сделан при неправильном применении норм материального права, без учета установленных по делу обстоятельств.

Согласно ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.

Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения в сфере торговли и финансов, правила государственной разрешительной системы.

С объективной стороны правонарушение по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ выражается в неприменении в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники.

Согласно правовой позиции, отраженной в п.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 №16 «О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неприменение контрольно-кассовых машин», под неприменением контрольно-кассовых машин следует понимать, в т.ч., фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата; использование контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговых органах; использование контрольно-кассовой машины, не включенной в Государственный реестр.

В соответствии со статьей 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее - Закон № 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Частью 2 статьи 1.2. Закона №54-ФЗ  предусмотрено, что при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В случаях, указанных в пункте 7 статьи 2 Закона №54-ФЗ, пользователь обязан выдать покупателю (клиенту) кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе без его направления покупателю (клиенту) в электронной форме.

Из материалов административного дела следует, что 13 июня 2019 года ООО «Ломбард Крым Капитал» выдало денежный заем  под залог движимого имущества, при этом кассовый чек обществом выдан не был.

Деятельность ломбардов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах», согласно статье 1 которого данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей.

Под расчетами, согласно абзацу двадцать первому статьи 1.1 Федерального закона № 54-ФЗ, в том числе, понимаются предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей).

Вместе с тем в соответствии с частью 8 статьи 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 290-ФЗ) организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы, оказывающие услуги населению (за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих работников, с которыми заключены трудовые договоры, оказывающих услуги общественного питания), вправе не применять ККТ при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности в порядке, установленном Федеральным законом № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона № 290-ФЗ), до 01 июля 2019 года.

На основании пункта 2 статьи 358 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 7 Закона о ломбардах договор займа оформляется выдачей ломбардом заемщику залогового билета. Другой экземпляр залогового билета остается в ломбарде. Залоговый билет является бланком строгой отчетности, форма которого утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Требования к сведениям, подлежащим обязательному отражению в залоговом билете, содержатся в пунктах 5 и 6 статьи 7 Закона о ломбардах. Форма бланка строгой отчетности «Залоговый билет» утверждена приказом Минфина России от 14.01.2008 № 3н.

В настоящем случае, как следует из материалов дела, при выдаче денежного займа под залог движимого имущества ломбардом был заемщику документ строгой отчетности по установленной форме – залоговый билет №136507 от 13.06.2019 года (л.д.49).

Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2018 № 192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 192-ФЗ) организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении расчетов с физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями, в безналичном порядке (за исключением расчетов с использованием электронных средств платежа), расчетов при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на капитальный ремонт, при осуществлении зачета и возврата предварительной оплаты и (или) авансов, при предоставлении займов для оплаты товаров, работ, услуг, при предоставлении или получении иного встречного предоставления за товары, работы, услуги вправе не применять контрольно-кассовую технику и не выдавать (направлять) бланки строгой отчетности до 01.07.2019.

Таким образом, поскольку на момент выдачи денежного займа, в силу положений  части 8 статьи 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ  применение контрольно-кассовой техники для ООО «Ломбард Крым Капитал» не являлось обязательным, вывод административного органа о наличии в действиях общества объективной стороны состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, является ошибочным. Аналогичная позиция отражена в Письме ФНС России от 19.02.2019 № ЕД-4-20/2826.

При этом тот факт, что по адресу обособленного подразделения за ООО «Ломбард Крым Капитал» в налоговых органах 10.06.2019 зарегистрирована ККТ, не влечет вывода о наличии  у общества безусловной обязанности по использованию указанной ККТ на дату 13.06.2019 года.

Так, согласно части 1 статьи 4.3. Закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника после ее регистрации в налоговом органе применяется на месте осуществления расчета с покупателем (клиентом) в момент осуществления расчета тем же лицом, которое осуществляет расчеты с покупателем (клиентом), за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Между тем, указанное положение не может толковаться как ограничивающее действие переходного периода, установленного частью 8 статьи 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ, в течение которого использование ККТ не является обязательным.

Также судебная коллегия не усматривает оснований для применения к спорным правоотношениям норм Федерального закона от 03.06.2009 №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

Согласно ч.ч. 3, 4, 6 ст. 2 Федерального закона №103-ФЗ платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц; платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент; оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях указанного Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком (ч. 1 ст. 3 Федерального закона №103-ФЗ).

В настоящем случае основания для вывода о том, что ООО «Ломбард Крым Капитал» является платежным агентом, осуществляющим деятельность по приему платежей от физических лиц в понимании вышеназванной нормы, отсутствуют.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что действия ООО «Ломбард Крым Капитал» не образуют состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

При таких обстоятельствах заявленные ООО «Ломбард Крым Капитал» требования о признании незаконным и отмене постановления №38 от 25.07.2019 о привлечении ООО «Ломбард Крым Капитал» к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, подлежат удовлетворению.

В связи с изложенным, решение Арбитражного суда Республики Крым от 17 сентября 2019 года в обжалуемой части подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.

Принимая во внимание, что в соответствии с требованиями части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается и отсутствуют связанные с рассмотрением настоящего дела судебные издержки, вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается.

руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Крым от 17 сентября 2019 года по делу № А83-13928/2019 в обжалуемой части отменить, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ломбард Крым Капитал» - удовлетворить.

Требования общества с ограниченной ответственностью «Ломбард Крым Капитал» удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по г. Севастополю №38 от 25.07.2019 о привлечении ООО «Ломбард Крым Капитал» к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.  

Председательствующий                                                    А.С. Яковлев

Судьи                                    О.Г. Градова

                                                                                     В.А. Омельченко