ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95
E-mail: info@21aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Севастополь
10 июня 2020 года | Дело № А84-56/2020 |
Судья Яковлев А.С., рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 20.03.2020 по делу №А84-56/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Источник плюс» к Главному управлению потребительского рынка и лицензирования Севастополя о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Источник плюс» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя от 06.12.2019 №01-21-02-01-20/103-2019/ЮЛ о назначении административного наказания, которым заявитель признан виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде предупреждения.
Определением Арбитражного суда города Севастополя от 15.01.2020 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 20.03.2020 заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным и отменено постановление Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя о назначении административного наказания по делу №01-21-02-01-20/103-2019/ЮЛ от 06.12.2019.
Не согласившись с указанным решением, Главное управление потребительского рынка и лицензирования Севастополя обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своего несогласия с обжалуемым судебным актом заявитель указывает на то, что факт розничной продажи обществом алкогольной продукции по цене ниже установленной минимальной цены установлен на основании сведений, содержащихся в ЕГАИС и информации от оператора фискальных данных ООО «Эвотор ОФД».
Также заявитель указывает на то, что вывод суда первой инстанции, что товар физически находился в магазине и не был передан потребителю при первичном проведении операции не согласуется со следующим: кассовый чек является первичным документом, подтверждающим покупку и передачу товара; кассовый чек от 18.07.2019 ФД № 11979 представлен не был, что свидетельствует о передаче чека и товара потребителю 18.07.2019 в 15 час. 35 мин.; возврату не подлежат продовольственные товары надлежащего качества.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2020 апелляционная жалоба принята к производству. Жалоба рассмотрена в порядке ст.272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Апелляционная жалоба, информация о принятии апелляционной жалобы к производству, размещены арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО «Источник плюс» осуществляет деятельность по розничной продаже алкогольной продукции в обособленном объекте по адресу: г. Севастополь, ул. Большая Морская, 10, на основании лицензии серии СИ №001822 с реестровым номером 92РПА0000871 от 19.12.2017, действующей по 28.03.2020 года.
В ходе проведения наблюдения на основании протоколов запроса по штриховому коду, нанесенному на федеральную специальную марку, журнала учета объема розничной продажи алкогольной продукции, отчета по реализации продукции ниже минимальной цены, информации оператора фискальных данных ООО «Эвотор ОФД», Управлением был установлен факт реализации на торговом объекте ООО «Источник плюс» 18.07.2019 в 15 час. 35 мин. алкогольной продукции - 6 единиц водки «Беленькая», емкостью - 1 литр, крепостью - 40 % по цене 400,00 руб. за единицу, что ниже минимальной цены, установленной приказом Минфина России от 11.05.2016 № 58н «Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов» (далее - приказ Минфина России № 58н).
Уведомлением № 4921/01-21-02-01-28/02/19 от 07.10.2019 общество извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
В пояснении директора ООО «Источник плюс» Епифанцевой Л.И. от 16.10.2019 с приложением относительно факта продажи алкогольной продукции по цене ниже установленной минимальной цены указано, что 18.07.2019 в 15:35 продавец для личных целей пыталась приобрести 6 единиц алкогольной продукции, ошиблась при наборе цены на водку, денежные средства в кассу не вносила, при обнаружении неверной цены осуществила операцию возврата с последующей реализацией потребителю по цене, не ниже установленной приказом Минфина.
25.10.2019 Главным управлением в отношении ООО «Источник плюс» составлен протокол об административном правонарушении № 01-21-02-01- 20/103-2019/ЮЛ, в соответствии с которым правонарушение, совершенное Обществом, квалифицировано по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ (протокол подписан и копия вручена представителю общества Ревиной И.Г. по доверенности от 21.10.2019).
06.11.2019 директором ООО «Источник плюс» Епифанцевой Л.И. заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела.
Определением № 01-21-02-01-20/103-2019/ЮЛ-1 от 06.11.2019 общество уведомлено об отложении рассмотрения дела на 06.12.2019.
По результатам рассмотрения материалов дела Главным управлением вынесено постановление от 06.12.2019 № 01-21-02-01-20/103-2019/ЮЛ по делу об административном правонарушении о привлечении ООО «Источник плюс» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, с назначением наказания в виде предупреждения (копия данного постановления направлена в адрес общества по почте и получена 18.12.2019).
Полагая, что вынесенное административным органом постановление о привлечении к административной ответственности является незаконным и подлежит отмене, ООО «Источник плюс» обратилось в суд с настоящими требованиями.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В силу частей 1 и 2 статьи 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, является посягательство на установленный государством порядок ценообразования.
В соответствии со статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях тарифы, расценки, ставки на товары и услуги подлежат регулированию уполномоченными на то государственными органами.
Согласно пункту 5 статьи 11 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулирований производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» розничная продажа алкогольной продукции осуществляется по ценам не ниже цен, установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании приказа Министерства финансов Российской Федерации от 11 мая 2016 года № 58н «Об установлении цен, не ниже которых осуществляется закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов» (далее - приказ № 58н) установлены минимальные цены, не ниже которых осуществляется закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов. Таким образом, водка 1 литр готовой продукции подлежала реализации по цене, не ниже 430,00 рублей.
Общество отрицает факт осуществления розничной продажи алкогольной продукции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона № 171 -ФЗ организации, осуществляющие оборот алкогольной продукции обязаны осуществлять учет объема ее оборота.
Согласно абзацу 8 пункта 2 статьи 8 Федерального закона № 171 -ФЗ учет объема оборота алкогольной продукции осуществляется с применением технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС.
Порядок функционирования ЕГАИС определен Правилами функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 года № 1459 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 16 Правил организации, использующие оборудование для учета объема розничной продажи маркированной алкогольной продукции, предоставляют в ЕГАИС с использованием программно-аппаратных средств, в том числе сведения о продаже каждой единицы алкогольной продукции (дата и время продажи, номер контрольно-кассовой машины, номер смены, номер кассового чека).
Направление информации об объеме оборота продукции в ЕГАИС осуществляется организацией с использованием программно-аппаратных средств в электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи путем предоставления заявки о фиксации по форме, в формате и в сроки, которые утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Форма фиксации в ЕГАИС информации о розничной продаже (возврате) маркированной алкогольной продукции утверждена Приказом Минфина России от 15 июня 2016 года № 84н «Об утверждении форм и сроков представления в электронном виде заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, и индивидуальном предпринимателе, осуществляющем закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях их последующей розничной продажи, об алкогольной продукции, объеме розничной продажи алкогольной продукции, а также о документах, разрешающих и сопровождающих розничную продажу алкогольной продукции, а также форм и сроков представления подтверждения фиксации информации и уведомлений об отказе в фиксации информации в указанной информационной системе» (далее - приказ № 84н).
Согласно разделу II Приложения к приказу № 84н форма заявки о фиксации в ЕГАИС информации о розничной продаже (возврате) маркированной алкогольной продукции содержит следующие элементы: ИНН, КПП, адрес, наименование, номер кассы, номер смены, дата и время чека, реквизиты алкогольной продукции.
Формат заявки о фиксации в ЕГАИС информации о розничной продаже маркированной алкогольной продукции утвержден Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 3 марта 2016 года № 54 «Об утверждении формата представления в электронном виде заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной продукции, и индивидуальном предпринимателе, осуществляющем закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях их последующей розничной продажи, сельскохозяйственными товаропроизводителями с использованием программно - аппаратных средств, а также формата представления подтверждения о фиксации информации и уведомлении об отказе в фиксации» (далее - приказ № 54).
Согласно пункту 2.6 приказа № 54 формат заявки о фиксации в ЕГАИС информации о розничной продаже (возврате) маркированной алкогольной продукции содержит следующие элементы: чек, ИНН, КПП, адрес, наименование точки продажи, номер кассового аппарата, номер смены, номер чека, время и дата продажи, продукция, цена, штриховой код с федеральной специальной или акцизной марки, линейный штриховой код, литраж.
Фиксация информации в ЕГАИС о розничной продаже алкогольной продукции осуществляется путем сканирования информации, нанесенной на штриховом коде по каждой бутылке.
Из материалов дела следует, что на основании протоколов запроса по штриховому коду, нанесенному на федеральную специальную марку, журнала учета объема розничной продажи алкогольной продукции, отчета по реализации продукции ниже минимальной цены, информации оператора фискальных данных ООО «Эвотор ОФД», административный орган пришел к выводу о том, что общество реализовало на торговом объекте ООО «Источник плюс» 18.07.2019 в 15 час. 35 мин. алкогольную продукцию - 6 единиц водки «Беленькая», емкостью - 1 литр, крепостью - 40 % по цене 400,0 руб. за единицу, что ниже минимальной цены, установленной приказом Минфина России от 11.05.2016 № 58н «Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов».
Таким образом, выводы административного органа основаны исключительно на сведениях, содержащихся в ЕГАИС, факт розничной продажи указанной продукции административным органом не устанавливался и не фиксировался.
Как верно указано судом первой инстанции, для квалификации деяния административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.14.16 КоАП РФ, необходимо установление факта занижения регулируемых цен на алкогольную продукцию, то есть - незаконного оборота вышеуказанной продукции.
В соответствии с п. 16 ст. 2 Закона №171-ФЗ под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, пересылки и розничная продажа, на которые распространяется действие указанного Закона.
Согласно п.1 ст. 26 Закона №171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается поставка (за исключением экспорта), закупка (за исключением импорта) и розничная продажа алкогольной продукции по цене ниже цены, установленной в соответствии с пунктом 5 ст. 11 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 5 ст. 11 Закона №171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции осуществляются по ценам не ниже цен, установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с ч. 1 ст. 492 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Общество не отрицает факт отражения списания алкогольной продукции в системе ЕГАИС и пробития кассового чека через ККТ. При этом общество указывает, что 18.07.2019 в 15:35 продавец Сибирякова А.Л. для личных целей пыталась приобрести 6 единиц алкогольной продукции, ошиблась при наборе цены на водку, денежные средства в кассу не вносила, при обнаружении неверной цены осуществила операцию возврата с последующей реализацией по цене не ниже установленной приказом Минфина в размере 430 рублей за 1 л., что подтверждается кассовыми чеками №00015 и №00022, а также пояснениями продавца.
Из содержания указанных кассовых чеков усматривается, что 18.07.2019 в 15 часов 34 минуты продавцом занесена информация о продаже 6 бутылок водки «Беленькая» по цене 400,00 рублей на общую сумму 2400,00 рублей (кассовый чек №00015), а в 19 часов 11 минут осуществлен возврат этого товара (кассовый чек №00022). В соответствии с кассовыми чеками №00027 и №00024 подтверждается реализация 18.07.2019 в 19 часов 38 минут продавцом 1 бутылки водки «Беленькая» по цене 430,00 рублей, и в 20 часов 04 минуты 5 бутылок водки «Беленькая» по цене 430,0 рублей на сумму 2150,00 рублей.
Факт ошибочного проведения 18.07.2019 в 15 часов 34 минуты операции через ККТ (пробития чека), был выявлен обществом в тот же день самостоятельно, а не в результате проверки контролирующим органом либо вследствие иных, не связанных с действиями работников заявителя обстоятельствами, возврат товара и его фактическая реализация осуществлены в тот же день с разницей в несколько часов, что подтверждает отсутствие факта передачи товара потребителю при первичном проведении операции через ККТ - то есть, на момент фактической реализации алкогольной продукции
18.07.2019 в 19 часов 38 минут и в 20 часов 04 минуты данный товар физически находился в магазине и не был передан потребителю, что согласуется с пояснениями Сибиряковой А. Л. Кроме того, товар был реализован непосредственно после проведения через ККТ операции по возврату денежных средств в полном объеме. Данные обстоятельства подтверждаются кассовыми чеками.
Таким образом, суд пришел к верному выводу о том, что фактически реализация товара водки «Беленькая» в количестве 6 бутылок осуществлена в 19 часов 38 минут и в 20 часов 04 минуты 18.07.2019 по цене 430,0 рублей, что соответствует минимальной цене, установленной приказом Минфина России от 11.05.2016 № 58н «Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов».
Доказательств того, что 18.07.2019 в 15 часов 34 минуты заявителем была осуществлена розничная продажа алкогольной продукции конечному потребителю Севастопольторгом не представлено.
В соответствии с ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Делая вывод о невиновности в совершении рассматриваемого правонарушения, суд правомерно исходил из следующего.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП Российской Федерации предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пункте 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2 .1 КоАП Российской Федерации. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет.
Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Имея в виду, что статьей 26 Закона № 171-ФЗ установлен запрет на розничную продажу алкогольной продукции по цене ниже регулируемой государством, общество приняло меры в виде возврата товара, который ошибочно был занесен в отчет по реализации продукции с ценой ниже минимальной цены и установив указанное возвратил товар, реализовав его в дальнейшем по цене, соответствующей действующему законодательству.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии состава административного правонарушения, недоказанности административным органом наличия события вмененного обществу административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статье 14.6 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что возврату не подлежат продовольственные товары надлежащего качества судом отклоняется, поскольку Приказом Минфина России от 15.06.2016 №84н установлена форма заявки о фиксации в ЕГАИС информации о розничной продаже (возврате) маркированной алкогольной продукции.
Факт возврата алкогольной продукции и последующей его продажи по установленной цене также подтверждается актом Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя мероприятия по контролю №14 от 26.09.2019. Доказательств обратного административным органом в материалы дела не представлено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судом рассмотрены и отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, а сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств, которым судом первой инстанции была дана надлежащая правовая оценка при правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 20.03.2020 по делу №А84-56/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия в соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 АПК РФ.
Судья А.С. Яковлев