ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. / факс 8 (8692) 54-74-95
E-mail: info@21aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Севастополь
14 сентября 2017 года
Дело № А83-4273/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 14 сентября 2017 года
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Градовой О.Г.,
судей Горошко Н.П.,
Карева А.Ю.,
при ведении протокола секретарем Ждера А.Р.,
при участии:
от заинтересованного лица, общества с ограниченной ответственностью "Дружба народов" – Вишнякова М.В.;
другие лица, участвующие в деле, не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Службы финансового надзора Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 27 июня 2017 года по делу № А83-4273/2015 (судья Толпыго В.И.)
по заявлению Службы финансового надзора Республики Крым (бул. Ленина, 5/7, г. Симферополь, Республика Крым)
к обществу с ограниченной ответственностью "Дружба народов" (297012, квартал Общественный центр, д. 2, с. Петровка, Красногвардейский район, Республика Крым)
заинтересованные лица: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Крым (295006, ул. Александра Невского, д. 29, г. Симферополь, Республика Крым)
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Крым (296100, ул. Дзержинского, д. 30, г. Джанкой, Республика Крым)
о взыскании задолженности в бюджет Республики Крым по налогам, сборам и обязательным платежам, которая образовалась по состоянию на 1 января 2015 года,
установил:
Служба финансового надзора Республики Крым (ОГРН 1149102017536 - л.д. 14-17 т. 1, далее - Крымфиннадзор) обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Дружба народов" (с 05 января 2015 года ОГРН 1159102010528, ранее зарегистрировано с 01 марта 1995 года по законодательству Украины с идентификационным № 03759079 – л.д. 22-35, 53-54, 75-97 т. 1, далее - ООО "Дружба народов" или налогоплательщик) в доход Республики Крым задолженности по налогам, сборам, обязательным платежам по состоянию на 1 января 2015 года, образовавшуюся в переходный период, в сумме 10.439.600 руб. (л.д. 5-9 т. 1).
Решением суда первой инстанции отказано в удовлетворении требований по тем основаниям, что начисленное в переходный период налоговым уведомлением-решением обязательство по НДС в сумме 12.441.782 руб. является необоснованным, признано недействительным вынесенное Крымфиннадзором предписание о взыскании долга - 10.439.600 руб., что установлено вступившим в законную силу судебным актом по делу №А83-2973/2015, оставленным без изменения в кассационном порядке (л.д. 49-54 т. 3).
Крымфиннадзор подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить заявленные требования по тем основаниям, что судебный акт принят с нарушением норм материального и процессуального права, при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела. В апелляционной жалобе указано на то, что задолженность в сумме 10.439.600 руб. за ООО "Дружба народов" значится в реестре задолженности налогоплательщиков за переходный период; судебные акты по делу № А83-2973/2015 обжалованы в порядке надзора в Верховный Суд Российской Федерации (л.д. 63-71 т. 3).
Из отзыва на апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Крым (ОГРН1149100000081, далее - МИ ФНС № 1 Крыма) следует, что задолженность возникла в связи с определением налогового обязательства налоговым уведомлением-решением на 12.441.782 руб., эта задолженность включена в дополнительно сформированный Реестр, так как о проверке налогового уведомления-решения в порядке подчиненности стало известно после 1 января 2015 года. МИ ФНС № 1 Крыма просила рассмотреть дело без участия ее представителя в судебном заседании (л.д. 76-77, 103 т. 3).
Из письма Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым (ОГРН 1147746357153, далее - Управление ФНС Крыма) следует, что этот участник просит удовлетворить апелляционную жалобу, согласно с доводами апелляционной жалобы и просит рассмотреть дело без участия его представителя в судебном заседании (л.д. 81 т. 3).
Налогоплательщик представил письменные пояснения, из которых следует, что он не согласен с начислением налогового обязательства по налоговому уведомлению-решению, так как в переходный период не формировал налоговый кредит по поставке продукции на Украину и по сельскохозяйственной продукции (л.д. 106-108 т. 3).
В судебном заседании представитель ООО "Дружба народов" просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, так как налоговое уведомление-решение о доначислении НДС является незаконным, что проверено при рассмотрении дела № А83-2973/2015, решение по которому оставлено без изменения в кассационной порядке.
Представители Крымфиннадзора, Управления ФНС Крыма, МИ ФНС № 1 Крыма в судебное заседание не явились. О месте и времени судебного заседания извещены определением от 17 августа 2017 года, копии которого получили 23 августа 2017 года, что подтверждается почтовыми уведомлениями (л.д. 86-88 т. 3).
22 августа 2017 года информация о судебном заседании опубликована на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, о чем к делу приобщены доказательства (л.д. 90 т. 3).
Учитывая эти обстоятельства, необязательность явки представителей участников в судебное заседание, достаточность доказательств для рассмотрения дела, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд определил: рассмотреть дело без участия в судебном заседании неявившихся представителей участников.
На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд приобщил к делу судебные акты по делу № А83-2973/2015(л.д. 109-125 т. 3) и установил следующие обстоятельства, подтвержденные совокупностью доказательств.
В Реестр юридических лиц, которые в текущем году приобрели статус налогоплательщика Российской Федерации с внесением сведений о них в январе-феврале 2015 года в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), имеющих задолженность по налогам, сборам и обязательным платежам в бюджет Республики Крым и местные бюджеты по состоянию на 1 января 2015 года по результатам контрольно-проверочной работы (далее - Реестр) за п/п № 1 по МИ ФНС № 1 Крыма г. Джанкой включено ООО "Дружба народов" с задолженностью по налогам, сборам, обязательным платежам в сумме 12.441,80 тыс. руб., переплата – 2.002,20 тыс. руб. Других сведений (основания возникновения задолженности, расчет задолженности) этот Реестр не содержит (л.д. 19 т. 1).
В составленном Налоговой службой Республики Крым до этого Реестре задолженности за ООО "Дружба народов" не числилось (л.д. 93 т. 1).
28 мая 2015 года на основании сведений Реестра, составленного в 2015 году, Крымфиннадзор за исх. N 05-14/2851 направил ООО "Дружба народов" предписание о необходимости в течение 20-ти рабочих дней возместить эту задолженность (л.д. 20-21 т. 1).
По делу № А83-2973/2015 это предписание решением Арбитражного суда Республики Крым от 22 сентября 2016 года признано недействительным; 13 декабря 2016 года и 13 апреля 2017 года в апелляционном и кассационном порядках этот судебный акт оставлен без изменения (л.д. 109-125 т. 3).
Согласно налоговому уведомлению-решению № 0004922200 от 24 декабря 2014 года и акту проверки № 642/22-00/03759079 от 17 декабря 2014 года Джанкойской ОНИ НС Республики Крым налогоплательщику определено налоговое обязательство по НДС 12.441.782 руб. (4.469.483 – основной платеж, 7.972.299 – штрафные санкции) в связи с занижением показателя "Расчёты с бюджетом" по НДС по обычным декларациям за июль 2014 года - 1.328.870 руб., за август 2014 года - 1.434.853 руб., за сентябрь 2014 года - 1.705.760 руб., что является нарушением подпункта 4.1.1 раздела V Приказа МФУ от 25 ноября 2011 года № 1492 "Об утверждении форм и Порядка заполнения и предоставления налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость", подпунктов 209.15.1 и пункта 209.1 статьи 209 Налогового кодекса Украины, Постановления Государственного Совета Республики Крым от 25 июня 2014 года № 2262-6/14 "О внесении изменений в Положение об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходный период, утвержденные Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11 апреля 2014 года № 2010-6/14". В порядке подчиненности это налоговое уведомление-решение оставлено без изменения (л.д. 92, 94-100, 105-150 т. 1, л.д. 1-32 т. 2).
Доначисленная налоговым органом сумма заниженного налогоплательщиком обязательства в сумме 4.469.483 руб. – это НДС по обычной декларации за налоговые периоды: VII/2014 - 1.328.870 руб., VIII/2014 - 1.434.853 руб., IX/2014 - 1.705.760 руб., занижение произошло по причинам:
1) неправильного определения налогоплательщиком удельного веса стоимости сельскохозяйственных товаров/услуг в общей стоимости всех товаров/услуг, поставленных за 12 предыдущих отчетных (налоговых) периодов; налоговым органом произведен перерасчет удельного веса стоимости товаров по операциям реализации товаров, приобретенного налогоплательщиком на территории Украины; в связи с чем доначислен НДС по обычным декларациям в суммах: за VII/2014 - 329.042 руб., VIII/2014 - 279.864 руб., IX/2014 - 276.586 руб.;
2) неправильное включение в налоговый кредит НДС по продаже налогоплательщиком товаров, ранее приобретенных ООО "Дружба народов" на территории Украины в связи с чем доначислен НДС по обычным декларациям в суммах: за VII/2014 - 999.828 руб., VIII/2014 - 1.154.989 руб., IX/2014 - 1.429.174 руб.;
итого сумма 4.469.483 руб. складывается из НДС за VII/2014 - (329.042 + 999.828), за VIII/2014 - (279.864 + 1.154.989), IX/2014 - (276.586 + 1.429.174).
Представленные налогоплательщиком платежные поручения свидетельствуют о том, что ООО "Дружба народов" ежемесячно оплачивало в бюджет Республики Крым обязательства по НДС за июль-сентябрь 2014 года (л.д. 64-66 т. 2).
В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (в ред. от 04 ноября 2014 года, действовавшей на 24 декабря 2014 года – дата принятия налогового уведомления-решения, далее - Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ) до 1 января 2015 года на территории Республики Крым отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, в том числе по установлению налоговых льгот, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулируются нормативными правовыми актами Автономной Республики Крым, Республики Крым.
Пунктом 1 Постановления Государственного Совета Республики Крым от 11 апреля 2014 года N 2010-6/14 "Об утверждении Положения об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходный период" (ред. от 26 ноября 2014 года, далее - Положение N 2010-6/14) предусмотрено, что в указанный переходный период налоговые правоотношения регулируются в порядке, действовавшем на 21 февраля 2014 года, если иное не предусмотрено настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами Республики Крым.
Статьей 209.2 Налогового кодекса Украины (в ред. на 21 февраля 2014 года, далее – НК Украины) был предусмотрен специальный режим налогообложения для сельскохозяйственных предприятий, согласно которому НДС, начисленный на стоимость поставленных таким предприятием товаров/услуг, не подлежал уплате в бюджет, а зачислялся (аккумулировался) на специальный счет и полностью оставался в распоряжении такого предприятия для возмещения суммы налога, уплаченного (начисленного) поставщику на стоимость производственных факторов, за счет которых сформирован налоговый кредит, а при наличии остатка такой суммы налога – для иных производственных целей.
Понятие производственных факторов дано в абзаце втором подпункта "а" подпункта 209.15.1 НК Украины, согласно которому в случае если товары /услуги, основные фонды, изготовленные и/или приобретенные, используются сельскохозяйственными предприятиями частично для изготовления сельскохозяйственных товаров (услуг), а частично для иных товаров/услуг, то сумма уплаченного (начисленного) налогового кредита распределяется исходя из удельного веса стоимости сельскохозяйственных товаров/услуг в общей стоимости всех товаров/услуг, поставленных за 12 предыдущих отчетных (налоговых) периодов.
Из акта проверки, налогового уведомления-решения и решения по жалобе налогоплательщика следует, что налоговые органы пришли к выводу о том, что налогоплательщик нарушил требования пункта 4.1.1 раздела V и не выполнил требования пункта 17 раздела III Порядка заполнения и предоставления налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость, утвержденного Приказом Минфина Украины от 25 ноября 2011 года № 1492 (далее - Порядок № 1492) и не представил к декларациям 0121-0123/0130 за каждый налоговый период приложение ДС9 (расчет удельного веса стоимости сельскохозяйственных товаров/услуг к стоимости всех товаров/услуг (ДС9).
Однако на 21 февраля 2014 года Порядок № 1492 не действовал, так как Приказом Минфина Украины № 944 от 13 ноября 2013 года (зарегистрированного в Минюсте Украины 11 декабря 2013 года за № 2093/24625) утратил действие.
Доводы налоговых органов о необходимости подачи ДС9 к каждой специальной декларации за каждый налоговый период являются предположениями, не основанными на требованиях законодательства, так как и в период своего действия Порядок № 1492 таких обязанностей не предусматривал.
При рассмотрении дела № А83-2973/2015 установлены обстоятельства формирования налогоплательщиком налогового кредита – ООО "Дружба народов" включало НДС, уплаченный (начисленный) поставщику, в налоговый кредит спецдеклараций только по поставкам товаров, использованных для изготовления сельскохозяйственных товаров (услуг); по иным операциям по приобретению товаров (услуг), не связанных с изготовлением сельскохозяйственных товаров (услуг), в частности, продуктов питания для столовой и бара, сырья для производства промышленной продукции, НДС, уплаченный (начисленный) поставщику, в налоговый кредит по спецдекларации ООО "Дружба народов" не включало.
Налогоплательщик пояснил, что приобретал товары у субъектов предпринимательской деятельности Украины, которые использовал для изготовления собственной сельскохозяйственной продукции, которую в последующем реализовал, при этом формировал налоговый кредит, соблюдая требования особенностей налогообложения в переходный период, а именно при применении пониженных ставок НДС в 2% и 4% налоговый кредит не формировал, при применении иных ставок включал суммы НДС в налоговый кредит.
Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11 апреля 2014 года N 2010-6/14 утверждено Положение об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходный период (в ред. на момент определения плательщиком налоговых обязательств, далее - Положение N 2010-6/14), которым установлены пониженные размеры ставок НДС, в том числе по операциям по поставке продовольственных товаров (мяса и мясопродуктов), и условия их применения.
Пункты 2-3 Положения N 2010-6/14 предусматривали, что с 1 июня 2014 года операции по поставке товаров (услуг) плательщиками НДС облагаются по ставке в размере 4% (без права формирования налогового кредита и налоговых вычетов) в случаях поставки:
в адрес субъектов предпринимательской деятельности, зарегистрированных на территории Украины, за исключением операций, указанных в пункте 4 настоящего Положения,
на территории Республики Крым товаров/услуг, произведенных/поставленных налогоплательщиками Украины, за исключением операций, указанных в пункте 4 настоящего Положения.
Пункт 4 Положения N 2010-6/14 устанавливал, что операции по поставке товаров мяса и мясопродуктов (за исключением деликатесных: вырезки, телятины, языков, колбасных изделий - сырокопченых в/с, сырокопченых полусухих в/с, сыровяленых, фаршированных в/с; копченостей из свинины, баранины, говядины, телятины, мяса птицы - балыка, карбонада, шейки, окорока, пастромы, филея; свинины и говядины запеченных; консервов - ветчины, бекона, карбонада и языка заливного), птицы в живом весе, зерновых облагаются с 1 июня 2014 года по ставке в размере 2% (без права формирования налогового кредита и налоговых вычетов) в случае поставки:
- в адрес субъектов предпринимательской деятельности, зарегистрированных на территории Украины;
- на территории Республики Крым товаров/услуг, произведенных/поставленных налогоплательщиками Украины.
Доказательств нарушения ООО "Дружба народов" указанного порядка налогообложения налоговыми органами, Крымфиннадзором не приведены и не представлены.
Как установлено, по поданным до 31 декабря 2014 года документам ООО "Дружба народов" 05 января 2015 года прошло процедуру перерегистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, сведения о сумме задолженности и общей суммы переплат по всем налогам, сборам и обязательным платежам по этому налогоплательщику подлежали включению в Реестр, сформированный до 1 января 2015 года.
Из письменных доказательств следует, что в Реестр, сформированный до 1 января 2015 года, задолженность не включена, эта задолженность включена в дополнительно сформированный 23 апреля 2015 года Управлением ФНС Крыма (а не Налоговой службой Республики Крым) Реестр юридических лиц, которые в текущем году приобрели статус налогоплательщика Российской Федерации с внесением сведений о них в январе-феврале 2015 года в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), имеющих задолженность по налогам, сборам и обязательным платежам в бюджет Республики Крым и местные бюджеты по состоянию на 1 января 2015 года по результатам контрольно-проверочной работы (далее - Реестр, сформированный 23 апреля 2015 года).
Такие обстоятельства Крымфиннадзор и Управление ФНС Крыма объясняют получением решения Налоговой службы Республики Крым по апелляционной жалобе налогоплательщика после 1 января 2015 года, что согласуется с позицией налогоплательщика о невступлении в действие налогового уведомления-решения по состоянию на 1 января 2015 года.
Однако процедура дополнительного составления Реестров не предусмотрена Законом Республики Крым от 29 декабря 2014 года N 56-ЗРК/2014 "Об урегулировании задолженности (переплаты), числящейся за налогоплательщиками, зарегистрированными на территории Республики Крым" (далее - Закон Республики Крым от 29 декабря 2014 года N 56-ЗРК/2014).
Согласно статье 2 Закона Республики Крым от 29 декабря 2014 года N 56-ЗРК/2014 органом, уполномоченным на взыскание с 1 января 2015 года задолженности, образовавшейся в переходный период, установленный Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", у налогоплательщиков, зарегистрированных на территории Республики Крым, определена Служба финансового надзора Республики Крым.
Пункт 1 части 2 статьи 4 Закона Республики Крым от 29 декабря 2014 года N 56-ЗРК/2014 установил обязанность Службы финансового надзора Республики Крым до 1 января 2015 года обеспечить прием от Налоговой службы Республики Крым Реестра налогоплательщиков с данными о задолженности и переплате, а также учетных и отчетных данных о начислениях и уплате налогоплательщиками налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет Республики Крым и местные бюджеты, состоянии расчетов и обязательств по состоянию на 1 января 2015 года.
Таким образом, специальная норма материального права установила обязанность Крымфиннадзора обеспечить прием не только Реестра налогоплательщиков с данными о задолженности, но и обязанность получить учетные и отчетные данные о начислениях и уплате налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет, а также о состоянии расчетов и обязательств. Доказательств исполнения такой обязанности, а также оснований правомерности доначисления налоговых обязательств по названному выше налоговому уведомлению-решению Крымфиннадзором не представлено.
В соответствии с пунктами 9 и 12 Порядка зачета переплаты или уплаты задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам, которые образовались по состоянию на 1 января 2015 года, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 12 мая 2015 года N 254 (ред. от 03 сентября 2015 года), Служба финансового надзора Республики Крым на основании реестров, полученных от Налоговой службы Республики Крым и Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым (как держателя информации), по каждому отдельному налогоплательщику определяет единое сальдо расчетов с бюджетом Республики Крым путем суммирования общей суммы задолженности и общей суммы переплаты (поступления налогов не позднее 31 декабря 2014 года), а также сумм, перечисленных налогоплательщиком самостоятельно в период с 1 января 2015 года до даты определения сальдо.
Пункты 10-11 этого Порядка устанавливают, что в случае если единое сальдо расчетов с бюджетом по налогоплательщику имеет отрицательное значение, такое сальдо является задолженностью перед бюджетом и подлежит взысканию путем направления предписания или в судебном порядке при неисполнении предписания.
Доказательств определения Крымфиннадзором такого единого сальдо расчетов с бюджетом по плательщику ООО "Дружба народов" не представлено, Крымфиннадзор ограничился только сведениями из полученного от Управления ФНС Крыма Реестра, оснований доначисления налоговых обязательств не доказал, вынесенное предписание в судебном порядке признано незаконным.
На основании установленных обстоятельств и названных норм материального и процессуального права Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, судом первой инстанции решение принято без нарушений норм материального права и при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, иных оснований для его отмены (изменения) не установлено.
Руководствуясь статьями 268-271Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 27 июня 2017 года по делу № А83-4273/2015 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Службы финансового надзора Республики Крым оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Днем принятия постановления считается изготовление постановления в полном объеме. Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в полномочный арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий О.Г. Градова
Судьи Н.П. Горошко
А.Ю. Карев