ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. / факс 8 (8692) 54-74-95
E-mail: info@21aas.arbitr.ru
г. Севастополь 08 февраля 2018 года | Дело №А83-14697/2017 |
Резолютивная часть постановления оглашена: 06.02.2018
Постановление в полном объеме изготовлено: 08.02.2018
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гонтаря В. И.,
судей Котляровой Е. Л.,
Калашниковой К.Г.,
при ведении протокола секретарем Дьяченко М.С.
при участии представителей лиц, участвующих в деле:
от Инспекции федеральной налоговой службы по г. Симферополю:
–Алиева Эвелина Эльдаровна, доверенность от 18.12.2017, № 06-15/58, личность удостоверена по паспорту гражданина Российской Федерации;
–Яшлавская Эльмас Рушеновна, доверенность от 13.09.2017, № 06-16/97, личность удостоверена по паспорту гражданина Российской Федерации;
от Общества с ограниченной ответственностью «Миллениум-Крым» – Ильина Алиса Станиславовна, ордер от 05.02.2017, № 002948, личность удостоверена по паспорту гражданина Российской Федерации.
рассмотрев апелляционную жалобу Инспекции федеральной налоговой службы по г. Симферополю на решение Арбитражного суда Республики Крым от 18 декабря 2017 года по делу №А83-14697/2017 (судья Кузнякова С.Ю.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Миллениум-Крым»
к Инспекции федеральной налоговой службы по г. Симферополю
об отмене постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Миллениум-Крым» обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Инспекции федеральной налоговой службы по г. Симферополю об отмене постановления ИФНС России по г. Симферополю от 12.09.2017 №426 об административном правонарушении о привлечении ООО «Миллениум-Крым» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Далее – КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 18.12.2017 постановление Инспекции федеральной налоговой службы по г. Симферополю №426 от 12.09.2017 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Миллениум-Крым» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ, признано незаконным и отменено в части назначения административного наказания в виде штрафа в размере 363 750 рублей, размер штрафа снижен до 30 000 рублей.
Не согласившись с указанным решением, Инспекция федеральной налоговой службы по г. Симферополю обратилась в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что решение судом первой инстанции принято в нарушении требований статьи п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, в части назначения наказания ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи; судом первой инстанции не правомерно принято снижение суммы штрафа до 30 000 рублей.
Определением от 22.01.2018 принято апелляционную жалобук производству Двадцать первого арбитражного апелляционного суда и назначено к рассмотрению на 05.02.2018 года на 10 час. 30 мин.
В судебном заседании 05.02.2018 Представитель Инспекции федеральной налоговой службы по г. Симферополю поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям, просил суд апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Общества с ограниченной ответственностью «Миллениум-Крым» возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил суд отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (Далее – АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав мнение участников процесса, находит основания для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, что 07.08.2017 Инспекцией федеральной налоговой службы по г. Симферополю (далее – ИФНС по г. Симферополю) принято поручение №743, которым старшему государственному налоговому инспектору отдела оперативного контроля, референту государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса – Абултарову С.А. и старшему государственному налоговому инспектору отдела оперативного контроля, референту государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса – Логинову Д.С. поручено провести проверку соблюдения законодательства Российской Федерации по вопросу полноты учета выручки, соблюдения условий работы с денежной наличностью и применения контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов хозяйствующими субъектами, расположенными по адресу: г. Симферополь, п. Битумное, Московское шоссе 9, лит. И, ООО «Миллениум-Крым».
08.08.2017 с данным поручением ознакомлен генеральный директор ООО «Миллениум-Крым» Руднев Е.А., о чем на поручении сделана соответствующая отметка. На основании указанного поручения в период с 08.08.2017 по 04.09.2017 специалистами оперативного контроля ИФНС по г. Симферополю Абултаровым С.А. и Логиновым Д.С. была проведена проверка полноты учета выручки денежных средств «Миллениум-Крым», по результатам которой 04.09.2017 составлен акт №9102/9102000038.
Актом проверки установлен факт того, что ООО «Миллениум-Крым» при проведении расчетных операций осуществило прием наличных денежных средств на общую сумму 485 006 рублей без применения ККТ ЭЛВЕС-МК (рег. №0103018577, зав. №00070987), кассовые чеки клиентам (покупателям) не выданы по причине их отсутствия, в результате чего данное нарушение могло повлечь за собой нарушение в бухгалтерском учете, правильность заполнения отчетности и уплаты налогов ООО «Миллениум-Крым», а так же нарушения в бухгалтерском учете и исчислении налоговой базы у контрагентов «Миллениум-Крым», в связи с отсутствием у них первичных документов (кассового чека).
С актом проверки ознакомлен генеральный директор ООО «Миллениум-Крым» Руднев Е.А. 04.09.2017, о чем в акте сделана соответствующая отметка.
04.09.2017 на основании акта проверки №9102/9102000038 в присутствии генерального директора ООО «Миллениум-Крым» Руднева Е.А. составлен протокол об административном правонарушении №9102/9102000038/3.
12.09.2017 в присутствии генерального директора ООО «Миллениум-Крым» Руднева Е.А. начальником ИФНС по г. Симферополю, советником государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса Великолугом Р.Е. в отношении «Миллениум-Крым» вынесено постановление №426, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 363 750 руб., ООО «Миллениум-Крым» предписано немедленно устранить выявленные нарушения.
Не согласившись с данным постановлением, ООО «Миллениум-Крым» обратилось в суд с настоящим заявлением.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции является ошибочным, поскольку не соответствует обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 207 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодекса Российской Федерации, с особенностями, установленными в главе 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и федеральном законе об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 14.5. КоАП РФ неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.
Объективной стороной данного состава правонарушения является неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
Субъективная сторона выражается в непринятии всех необходимых мер для соблюдения закона.
Субъектом правонарушения выступает лицо, осуществляющее реализацию товаров, выполнение работ либо оказание услуг, и ответственное за соблюдение требований законодательства о применении ККТ.
Субъектом ответственности в данном случае выступает юридическое лицо – ООО «Миллениум-Крым».
Исходя из пункта 1 Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16 «О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин» (далее – Пленум ВАС РФ №16) под неприменением контрольно-кассовых машин следует понимать: фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата (в том числе по причине его отсутствия); использование контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговых органах (обязательность такой регистрации установлена статьями 4 и 5 Закона); использование контрольно-кассовой машины, не включенной в Государственный реестр (соответствующее требование установлено пунктом 1 статьи 3 Закона).
Постановлением Пленума ВАС РФ N 16 при толковании настоящей нормы дано разъяснение о том, что судам необходимо исходить из того, что указанное административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, правила государственной разрешительной системы (системы допуска хозяйствующих субъектов в сферу торговли и финансов).
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (далее – Федеральный закон №54-ФЗ), ст. 7 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 г. N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», контроль за применением контрольно-кассовой техники возложен на налоговые органы, к компетенции которых, в частности, относится проведение проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями (продавцами) кассовых чеков.
Согласно п. 1,2 ст. 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
При осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты).
В силу п.1 ст. 4.3 Федерального закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника после регистрации в налоговом органе применяется на месте осуществления расчета с покупателем (клиентом) в момент осуществления расчета тем же лицом, которое осуществляет расчеты с покупателем (клиентом), за исключением расчета, осуществляемого электронными средствами платежа в сети «Интернет».
В соответствии с абзацем 3 п. 2 ст. 5 Федерального закона № 54-ФЗ пользователи обязаны выдавать (направлять) покупателям (клиентам) при осуществлении расчетов в момент оплаты товаров (работ, услуг) кассовые чеки или бланки строгой отчетности в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно с п. 4.6 Указания Центрального Банка России от 11.03.2014г. №3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (далее – Указание ЦБ России) поступающие в кассу наличные деньги, за исключением наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента), и выдаваемые из кассы наличные деньги юридическое лицо учитывает в кассовой книге.
Записи в кассовой книге осуществляются по каждому приходному кассовому ордеру, расходному кассовому ордеру, оформленному соответственно на полученные, выданные наличные деньги (полное оприходование в кассу наличных денег).
В конце рабочего дня кассир сверяет фактическую сумму наличных денег в кассе с данными кассовых документов, суммой остатка наличных денег, отраженного в кассовой книге, и заверяет записи в кассовой книге подписью.
Записи в кассовой книге сверяются с данными кассовых документов главным бухгалтером или бухгалтером (при их отсутствии - руководителем) и подписываются лицом, проводившим указанную сверку.
Если в течение рабочего дня кассовые операции не проводились, записи в кассовую книгу не осуществляются.
Обособленные подразделения передают юридическому лицу копию листа кассовой книги в порядке, установленном юридическим лицом с учетом срока составления юридическим лицом бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Контроль за ведением кассовой книги осуществляет главный бухгалтер (при его отсутствии - руководитель).
В соответствии с п. 5 Указания ЦБ России прием наличных денег юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в том числе от лица, с которым заключен трудовой договор или договор гражданско-правового характера (далее - работник), проводится по приходным кассовым ордерам.
В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Из акта проверки усматривается, что при проведении проверки полноты учета наличных денежных средств, выявлены нарушения соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники в соответствии с законодательством Российской Федерации установлено:
Согласно кассовой книги ООО «Миллениум-Крым», 01.03.2017 «Принято от населения» 492 019 рублей 70 копеек по приходному кассовому ордеру №59 от 01.03.2017 г., подписанному кассиром Бородиной О.С. и гл. бухгалтером Звягинцевой Е.А., в соответствии с суточным отчетом с гашением №0821 от 01.03.2017 года снятого в 19 часов 11 минут с кассового аппарата ЭЛВЕС-МК (per. №0103018577, зав. №00070987) сумма выручки составила 12 023 руб. 70 коп., в соответствии со справкой-отчетом кассира-операциониста №63 от 01.03.2017 года подписанной кассиром Бородиной О.С. и ген. директором Рудневым Е.А. сумма выручки за рабочий день (смену) составляет 492 019 руб. 70 коп.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что ООО «Миллениум-Крым», 01.03.2017 года осуществило реализацию продукции на сумму 479 996 рублей 00 копеек без применения контрольно-кассовой техники и выдачи кассовых чеков клиентам (покупателям) в соответствии с законодательством о применении ККТ.
Согласно кассовой книги ООО «Миллениум-Крым», 09.06.2017 «Принято от населения» 541 858 рублей 30 копеек по приходному кассовому ордеру №152 от 09.06.2017 г. подписанному кассиром Бородиной О.С. и гл. бухгалтером Звягинцевой Е.А., и «Принято от юридических лиц по реестру» 163 144 руб. 70 коп. по приходному кассовому ордеру №151 от 09.06.2017 г. подписанному кассиром Бородиной О.С. и гл. бухгалтером Звягинцевой Е.А., в соответствии с суточным отчетом с гашением №0905 от 09.06.2017 года снятого в 19 часов 18 минут с кассового аппарата ЭЛВЕС-МК (per. №0103018577, зав. №00070987) сумма выручки составила 699 993 руб. 00 коп., в соответствии со справкой-отчетом кассира-операциониста (форма КМ-6) №172 от 09.06.2017 года подписанной кассиром Бородиной О.С. и ген. директором Рудневым Е.А. сумма выручки за рабочий день (смену) составляет 541 858 руб. 30 коп.
Следовательно ООО «Миллениум-Крым», 09.06.2017 осуществило реализацию продукции на сумму 5 010 рублей 00 копеек без применения контрольно-кассовой техники и выдачи кассовых чеков клиентам (покупателям) в соответствии с законодательством о применении ККТ. Так же ООО «Миллениум-Крым», допустило ошибки в ведении бухгалтерского учета и составления кассовых документов.
18.08.2017 года при снятии отчета без гашении №0251 в 10 часов 54 минуты, в помещении кассы ООО «Миллениум-Крым», расположенной по адресу г. Симферополь, пос. Битумное 9-й километр Московского шоссе, с кассового аппарата АТОЛ-55Ф (зав. №00106201251899 рег. №0000792606028533) и пересчете наличных денежных средств находящихся в кассе предприятия, установлено несоответствие наличных денежных средств с сведением отчета без гашения и отчетной программой 1C Бухгалтерия на сумму 632 399 руб. 85 коп., а именно недостача на данную сумму. Составлен Акт о проверке наличных денежных средств кассы предприятия №б/н от 18.08.2017 года с участием кассира Бородиной О.С. и гл. бухгалтера Звягинцевой Е.А., в котором составлена опись находящихся в кассе предприятия наличных денежных средств с разбивкой на купюры.
В пояснении от 18.08.2017 года гл. бухгалтер ООО «Миллениум-Крым» Звягинцева Е.А. пояснила, что 18.08.2017 года при проверке наличности в кассе предприятия была выявлена недостача в сумме 632 399 руб. 85 коп. Кассиром не была проведена операция «изъятие» на момент проверки. Денежные средства выдавались подотчет генеральному директору Рудневу Е.А. для покупки основного средства (автомобиля служебного) - залог. Кассир не потребовала подписанный ордер от генерального директора Руднева Е.А. и следовательно не имел основания сделать операцию по ККТ «вынесение» денежных средств.
Таким образом, ООО «Миллениум-Крым» осуществило проведение расчетных операций с потребителями на общую сумму 485 006 руб. без применения ККТ ЭЛВЕС-МК (рег. №0103018577, зав. №00070987), кассовые чеки клиентам (покупателям) не выданы.
Учитывая изложенное, апелляционный суд находит в действиях заявителя события вмененного административного правонарушения, которое подтверждается актом проверки, протоколом об административном правонарушении, иными материалами административного дела.
В силу статьи 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Совокупность установленных фактических обстоятельств и собранных по делу доказательств свидетельствует о наличии объективной стороны состава вмененного заявителю правонарушения, за которое установлена административная ответственность, предусмотренная ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.
Вместе с тем, согласно пункту 19 Приказа Минфина РФ от 17.10.2011 №133н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей» (далее - Административный регламент №133н) срок исполнения Государственной функции в отношении проверяемого объекта в каждом конкретном случае устанавливается руководителем (заместителем руководителя) Инспекции, не может превышать 20 рабочих дней с даты предъявления проверяемому объекту поручения руководителя (заместителя руководителя) Инспекции на исполнение Государственной функции, данного специалистам Инспекции.
Таким образом, налоговым органом правомерно проведена проверка на основании поручения от 07.08.2017 №743.
Пунктом 7 Административного регламента №133н установлено, что специалисты Инспекции при исполнении Государственной функции имеют право:
- беспрепятственного доступа к контрольно-кассовой технике проверяемого объекта, хранимым использованным контрольным лентам, накопителям фискальной памяти и программно-аппаратным средствам, обеспечивающим некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации в контрольно-кассовой технике, и (или) автоматизированным системам, формирующим бланки строгой отчетности и документы на этих бланках, приравненные к кассовым чекам;
- запрашивать для проверки документацию от проверяемого объекта, связанную с применением контрольно-кассовой техники и учетом денежных средств;
- проводить проверку наличных денежных средств кассы и фактического наличия бланков строгой отчетности;
- получать информацию о сформированных автоматизированными системами бланках строгой отчетности, заполнении бланков и выпуске автоматизированной системой документов, приравненных к кассовым чекам (информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах);
- получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим во время исполнения государственной функции;
- получать пароли контрольно-кассовой техники, необходимые для снятия отчетов показаний фискальной памяти и контрольной ленты;
- взаимодействовать с органами внутренних дел Российской Федерации;
- привлекать к административной ответственности объектов контроля в случаях и порядке, которые установлены КоАП Российской Федерации.
На основании п. 35 Административного регламента N 133н специалистами Инспекции определяется объем и состав контрольных действий, а также методы, формы и способы проведения таких контрольных действий.
В ходе проверки проводятся контрольные действия по документальному и фактическому изучению финансовых и хозяйственных операций, совершенных проверяемым объектом в проверяемый период. Контрольные действия по документальному изучению проводятся по документам проверяемого объекта, в том числе путем анализа и оценки полученной из них информации. Контрольные действия по фактическому изучению проводятся путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы.
Контрольные действия проводятся сплошным или выборочным способом. Сплошной способ заключается в проведении контрольного действия в отношении всей совокупности финансовых и хозяйственных операций. Выборочный способ заключается в проведении контрольного действия в отношении части финансовых и хозяйственных операций.
В ходе проверки проводятся контрольные действия по изучению документов, связанных с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники; документов, связанных с изготовлением, приемкой, учетом, хранением, выдачей, инвентаризацией и уничтожением бланков строгой отчетности, информации из автоматизированных систем о выпущенных документах (оформленных на бланке строгой отчетности, приравненном к кассовому чеку), документов, связанных с выдачей товарных чеков, квитанций и других документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), а также по проверке соблюдения требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее применения, порядка и условий применения бланков строгой отчетности, требований к автоматизированным системам для формирования бланков строгой отчетности и заполнения соответствующих документов, порядка и условий их применения, порядка и условий выдачи товарных чеков, квитанций и других документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
В ходе проверки специалисты Инспекции получают от проверяемого объекта необходимые письменные объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе проверки, документы и заверенные копии документов, необходимые для проведения контрольных действий.
При необходимости в случаях, требующих применения научных, технических или иных специальных знаний, для участия в проверке привлекаются эксперты (экспертные организации).
В ходе исполнения Государственной функции специалистом Инспекции в обязательном порядке проводится проверка наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике контрольно-кассовой техники, путем снятия остатка (пересчета) денежной наличности с учетом средств, выдаваемых кассиру перед началом рабочей смены в качестве разменной монеты, о чем составляется акт о проверке наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике контрольно-кассовой техники, в двух экземплярах.
Следовательно, указанными положениями административного регламента допускается возможность проведения единой проверки по данным вопросам, а необходимость составления самостоятельных актов проверки по каждому из них законом не установлена.
Учитывая изложенное, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции, которая пришла к правильному выводу о правомерности привлечения ООО «Миллениум-Крым» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
Однако апелляционный суд не может согласиться с выводами суда первой инстанции относительно снижения административного штрафа назначенного обществу в сумме 363 750 рублей ниже низшего предела, при этом считает отметить следующее.
Федеральным законом от 31.12.2014 № 515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 №4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ, статья 4.1. КоАП РФ дополнена, в частности, частями 3.2. и 3.3.
Согласно части 3.2. статьи 4.1. КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Исходя из части 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
При этом, санкцией части 2 статьи 14.5 КоАП РФ для юридических лиц предусмотрен штраф в размере от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.
Следовательно, минимальный размер административного штрафа, согласно санкции данной статьи составляет 30 000 рублей, что в данном случае не позволяет применить часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Материалами дела установлено что, обществом осуществлен прием наличных денежных средств на общую сумму 485 006 руб. без применения ККТ, размер санкции в соответствии с частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ в данном случае составляет 363 755 руб. (3 х 485 006 руб. / 4).
Обществом с ограниченной ответственностью «Миллениум-Крым» не представлено доказательств, что правонарушение было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению вышеуказанных требований законодательства Российской Федерации.
Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях Общества с ограниченной ответственностью «Миллениум-Крым» вины в совершении вменяемого административного правонарушения.
Назначенный размер штрафа сопоставим с характером административного правонарушения и степенью вины нарушителя, не является инструментом подавления экономической самостоятельности и инициативы и не влечет ограничений конституционных прав и свобод заявителя, свободы предпринимательства и права собственности.
Доказательств наличия соответствующих исключительных обстоятельств обществом в материалы дела не представлено, а апелляционным судом таких обстоятельств не установлено.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что постановление Инспекции федеральной налоговой службы по г. Симферополю №426 от 12.09.2017 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Миллениум-Крым» постановлено по делу об административном правонарушении в пределах санкции части 2 статьи 14.5. КоАП РФ
Размер административного штрафа, присужденный ко взысканию в сумме 363 750 рублей, проверен апелляционным судом и признан обоснованным, назначенным с учетом характера вмененного обществу правонарушения.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 18 декабря 2017 года по делу №А83-14697/2017 отменить.
В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью «Миллениум-Крым» о признании незаконным постановления Инспекции федеральной налоговой службы по г. Симферополю №426 от 12.09.2017 отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий В. И. Гонтарь
Судьи Е. Л. Котлярова
К. Г. Калашникова