ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95
E-mail: info@21aas.arbitr.ru
город Севастополь 06 декабря 2018 года | Дело № А83-8818/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 06 декабря 2018 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карева А.Ю.,
судей Омельченко В.А.,
Голика В.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Головченко Я.А.,
при участии: представителя Министерства промышленной политики Республики Крым – Мельниковой Людмилы Анатольевны, доверенность от 09.01.2018 №2;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью «Уссури» и Министерства промышленной политики Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 28 августа 2018 года по делу № А83-8818/2018 (судья Кузнякова С.Ю.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Уссури» (ул. 15 Апреля, 35, г. Алушта, Республика Крым, 298500) к заместителю министра промышленной политики Республики Крым Равич К.В. (ул. Киевская 81, г. Симферополь, Республика Крым, 295034), Министерству промышленной политики Республики Крым (ул. Киевская 81, г. Симферополь, Республика Крым, 295034) об отмене постановления,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Уссури» (далее – ООО «Уссури», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к заместителю Министра промышленной политики Республики Крым Равич К.В. об отмене постановления о назначении ООО «Уссури» административного наказания по статье 15.13 КоАП РФ от 31.05.2018 №1201/07-1-20.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 28.08.2018, постановление Министерства промышленной политики Республики Крым №1201/07-1-20 от 31.05.2018 о назначении административного наказания по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях было изменено; наказание ООО «Уссури» в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей было заменено на предупреждение.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО «Уссури» обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 28.08.2018 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Общества в полном объеме. В обоснование доводов жалобы, апеллянт указывает на то, что в действиях ООО «Уссури» отсутствует субъективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 КоАП РФ. Также апеллянт указывает на то, что ООО «Уссури» действительно не представило декларацию «об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей» по той причине, что в отчетном периоде, именно с 05.10.2016 по настоящее время, Общество деятельность не осуществляет, а также на конец отчетного периода отсутствуют остатки алкогольной продукции, что подтверждается поданной Обществом декларацией за 3 квартал 2016 года.
Не согласившись с указанным судебным актом, Министерство промышленной политики Республики Крым также обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 28.08.2018 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества в полном объеме. В обоснование доводов жалобы, апеллянт указывает на то, что ООО «Уссури» ранее привлекалось к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ за не предоставление декларации за 1 квартал 2017 года. Также Министерство промышленной политики Республики Крым указывает на то, что Общество, получив в установленном порядке лицензию на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, обязано было предпринять все зависящие от него меры по своевременному представлению деклараций в установленный срок, несмотря на возможное отсутствие какой-либо деятельности в сфере производства и реализации алкогольной продукции.
В судебном заседании, состоявшемся 26.11.2018, был объявлен перерыв, до 03.12.2018.
В судебном заседании, состоявшемся 26.11.2018 представитель ООО «Уссури» поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 28.08.2018 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Общества в полном объеме. Однако, после объявленного перерыва, 03.12.2018 представитель ООО «Уссури» в судебное заседание не явился о времени и месте проведения судебного разбирательства был уведомлен надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
Представитель Министерства промышленной политики Республики Крым в судебном заседании, состоявшемся 03.12.2018, поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 28.08.2018 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества в полном объеме.
Апелляционный суд, принимая во внимание надлежащее уведомление ООО «Уссури», необязательность явки его представителя в судебное заседание, достаточность доказательств для рассмотрения дела, счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие в судебном заседании представителя указанного лица.
Законность и обоснованность решения от 28 августа 2018 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что ООО «Уссури» имело лицензию на розничную продажу алкогольной продукции от 22.04.2016 №91РПО0000783, сроком действия с 22.04.2016 по 21.04.2017.
При сопоставлении данных Государственного реестра выданных, аннулированных и приостановленных лицензии, и информации об организациях, представивших декларации об объемах розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, административным органом было установлено, что ООО «Уссури» декларацию за 2 квартал 2017 года по форме №11 об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции, предоставило с нарушением установленных законодательством сроков, а именно - 16.02.2018.
По факту совершенного Обществом административного правонарушения, главным специалистом сектора декларирования управления лицензирования отдельных видов хозяйственной деятельности Министерства промышленной политики Республики Крым, Серовой И.Н., в отношении ООО «Уссури был составлен протокол об административном правонарушении №1205/07-1-22 17.05.2018. Протокол был составлен в присутствии законного представителя Общества, Курточкиной Ю.Ю.
В дальнейшем, 31.05.2018 первым заместителем министра промышленной политики Республики Крым, Равичем Константином Владимировичем, было вынесено постановление №1201/07-1-20 о привлечении ООО «Уссури» к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.13 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей. Постановление было вынесено в присутствии представителя Общества, Курточкиной Ю.Ю.
Не согласившись с постановлением Министерства промышленной политики Республики Крым от 31.05.2018 №1201/07-1-20, ООО «Уссури» обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением.
Своим решением суд первой инстанции заменил ООО «Уссури» реальное наказание в виде административного штрафа на предупреждение, исходя из того, что Общество отнесено к категории «микропредприятия».
Суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, в связи с неправильным применением им норм материального права, исходя из следующего.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (части 6, 7 статьи 210 АПК РФ).
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ), к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относятся: прием деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, осуществление государственного контроля за их представлением; осуществление лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 23 Федерального закона № 171-ФЗ, должностные лица органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, рассматривать дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением обязательных требований, и принимать меры по предотвращению нарушения обязательных требований.
На территории Республики Крым лицензирующим органом в сфере розничной продажи алкогольной продукции является Министерство промышленной политики Республики Крым.
В силу частей 1, 2 статьи 23.50 КоАП РФ, органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.13 КоАП РФ, рассматривать дела от имени указанных органов, вправе руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в части розничной продажи алкогольной продукции, их заместители.
В соответствии с пунктом 64 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ, составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.13 КоАП РФ, вправе должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Таким образом, следует признать, что протокол от 17.05.2018 г. N1205/07-1-22 об административном правонарушении и оспариваемое постановление от 31.05.2018 N1201/07-1-20 о назначении административного наказания, были приняты уполномоченными должностными лицами.
Из материалов дела следует, что ООО «Уссури» имело лицензию на розничную продажу алкогольной продукции 22.04.2016 N91РПО0000783, сроком действия с 22.04.2016 по 21.04.2017.
В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Федерального закона N 171-ФЗ, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей и формы этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ установлено, что в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в частности, искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей.
Порядок предоставления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей закреплен в Правилах представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 (далее - Правила), пунктами 1 и 2 которых установлена обязанность организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, по представлению деклараций об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков) и спиртосодержащей продукции.
При этом организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и (или) спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, сельскохозяйственные товаропроизводители, осуществляющие производство, хранение, поставки и розничную продажу (при наличии соответствующей лицензии) вина, игристого вина (шампанского), представляют декларации об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению № 11 (пункт 13 Правил).
Пунктом 15 Правил закреплено, что декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан любым удостоверяющим центром, аккредитованным в порядке, установленном Федеральным законом "Об электронной подписи". В случае отсутствия возможности представления декларации об объеме собранного винограда для производства винодельческой продукции в соответствии с требованиями, установленными абзацем первым настоящего пункта, такая декларация представляется на бумажном носителе (пункт 16 Правил).
В соответствии с пунктом 19 Правил декларации по форме, предусмотренной приложением N 11 к настоящим Правилам, представляется организациями в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту регистрации организации (индивидуального предпринимателя).
Формат представления в электронном виде деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей по телекоммуникационным каналам связи утвержден приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 05.08.2013 N 198.
В соответствии со статьей 15.13 КоАП РФ, искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что ООО «Уссури» предоставило декларацию за 2 квартал 2017 года по форме №11 – 16.02.2018, в то время, как должно было подать ее в срок до 20.07.2017.
Таким образом, действия (бездействие) Заявителя образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 КоАП РФ.
Довод апелляционной жалобы ООО «Уссури» относительно того, что у него отсутствовала обязанность по предоставлению декларации, поскольку в отчетном периоде им фактически не осуществлялась деятельность по розничной продаже алкогольной продукции, признается судом апелляционной инстанции безосновательным, исходя из следующего.
Положения статьи 14 Закона № 171-ФЗ, устанавливающие обязанности по учету и декларированию объема оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, как и иные нормы подзаконных нормативных актов в соответствующей области, каких-либо исключений в отношении обязанности декларирования объема оборота алкогольной продукции в случае фактического неосуществления лицензируемой деятельности не содержат.
Формы деклараций об объеме розничной продажи алкогольной продукции (приложения № 11, 12 к Правилам № 815) позволят вносить сведения, связанные с отсутствием фактической реализации алкогольной продукции в отчетном периоде.
При этом, согласно правовой позиции, изложенной в пункте 3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда от 12.11.2003 № 17-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области. Аналогичные цели государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции закреплены в пункте 1 статьи 1 Закона № 171-ФЗ.
Из перечисленного выше следует обязанность лицензиата по представлению в уполномоченный орган декларации об объеме оборота алкогольной продукции даже в случае фактического неосуществления такого оборота в спорный отчетный период, но при наличии действующей лицензии на осуществление данного вида деятельности, соответствует смыслу действующего законодательства в сфере регулирования оборота алкогольной продукции, а также его целям и задачам.
Таким образом, следует признать, что ООО «Уссури» обязано было представлять соответствующие декларации (даже при нулевых показателях) с момента получения лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, так как именно из деклараций контролирующий орган получает соответствующие сведения об осуществлении или неосуществлении конкретного вида деятельности.
Также, суд апелляционной инстанции признает безосновательной ссылку ООО «Уссури» на письмо Росалкогольрегулирования от 17.07.2018 №11430/15-03, в связи с тем, что данное письмо регулирует порядок учета алкогольной продукции в ЕГАИС и не имеет отношение к вопросу регулирования рассмотренных отношений.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина Общества в совершении правонарушения исследована административным органом в ходе производства по делу, что нашло отражение в оспариваемом постановлении.
При этом, Заявителем не представлены в дело доказательства, свидетельствующие, что совершение правонарушения обусловлено чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля.
Таким образом, наличие в действиях Заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 КоАП РФ, подтверждается материалами дела и является установленным.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Обществу предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Постановление административного органа вынесено в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности по данной категории правонарушений.
На основании вышеизложенного коллегия судей апелляционной инстанции пришла к выводу о том, что апелляционная жалоба ООО «Уссури» является безосновательной и удовлетворению не подлежит.
В свою очередь, апелляционная жалоба Министерства промышленной политики Республики Крым является обоснованной и подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
Суд апелляционной инстанции считает, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для применения к данным правоотношениям ст. 4.1.1 КоАП РФ, учитывая факт того, что постановлением Министерства промышленной политики Республики Крым от 16.02.2018 № 1120/07-1-20, ООО «Уссури» уже было привлечено к административной ответственности по ст. 15.13 КоАП РФ, в связи с не представлением декларации об объеме оборота алкогольной продукции за 1 квартал 2017.
Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Между тем, согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для применения в данном случае положений статьи 4.1.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах спора судебная коллегия считает, что назначенный Министерством Обществу штраф в размере 70 000,00 руб. согласуется с целями административного наказания (статья 3.1 КоАП РФ), с принципами юридической ответственности и соразмерен совершенному Обществом правонарушению
Вопрос о распределении судебных расходов по данному делу судом не рассматривается, поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 28 августа 2018 года по делу № А83-8818/2018 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Уссури» отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий А.Ю. Карев
Судьи В.С. Голик
В.А. Омельченко