ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95
E-mail: info@21aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Севастополь
08 апреля 2021 года | Дело № А84-2476/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2021 года
Постановление изготовлено в полном объеме 08 апреля 2021 года
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Градовой О.Г.,
судей Яковлева А.С.,
ФИО1,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Веселовой Е.Н.,
с участием в судебном заседании:
представителя Управления федерального казначейства по городу Севастополю – ФИО2,
представителя ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» – ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления федерального казначейства по г. Севастополю на решение Арбитражного суда города Севастополя от 10 сентября 2020 года по делу № А84-2476/2019,
принятое по заявлению Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Севастопольский государственный университет» (299053, <...>)
к Управлению федерального казначейства по г. Севастополю (299011, <...>),
с участием заинтересованного лица: Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (125009, <...>),
о признании недействительным предписания,
установил:
21.05.2019 нарочно Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Севастопольский государственный университет» (ОГРН: <***> – л.д. 26-41 т. 1, далее - Университет или заявитель) подало в Арбитражный суд города Севастополя (суд первой инстанции) заявление о признании недействительным вынесенного 22.02.2019 Управлением федерального казначейства по г. Севастополю (ОГРН:<***> – л.д. 42-48 т. 1 , далее - Казначейство) предписания № 74-18-13/449 по выявленным нарушениям бюджетного законодательства (л.д. 5-18 т.1).
Требования мотивированы тем, что Казначейство при проведении ревизии финансово-хозяйственной деятельности Университета не имело полномочий по проверке исполнения договора с ООО «КМ-Строй» на выполнение комплекса работ по капитальному ремонту спортивного зала и эксплуатируемой кровли учебного корпуса Морского колледжа Университета, так как этот договор не заключен в порядке Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок № 44-ФЗ), он заключен по правилам Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках № 223-ФЗ); законом не предусмотрен исчерпывающий перечень затрат, финансируемых за счет средств субсидии, за счет целевых субсидий может быть профинансирована потребность учреждения, не отнесенная к нормативным затратам, связанным с оказанием в соответствии с государственным заданием услуг; основанием назначения и осуществления стимулирующих выплат работникам Университета является достижение целевых показателей Программы развития, оспариваемое предписание вынесено с нарушением установленного срока.
Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены, оспоренное предписание признано недействительным по тем мотивам, что договор подряда от 06.12.2016 № 03-16/ОК-223 заключен в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а не Закона № 44-ФЗ, в связи с чем, его исполнение не могло быть предметом ревизии со стороны Казначейства; материалами дела не подтвержден факт расходования средств субсидии на реализацию мероприятий Программы развития (л.д.65-71 т.6).
Казначейством подана апелляционная жалоба, в которой этот участник просит решение суда отменить и в удовлетворении заявленных требований отказать по тем основаниям, что судебный акт принят с нарушением норм материального права и процессуального права, при несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В апелляционной жалобе указано на то, что Казначейство осуществляло ревизию финансово-хозяйственной деятельности Университета в рамках предоставленных ему полномочий, субъектами такого контроля являются получатели средств субсидии из федерального бюджета, к которым и относится Университет; заявитель, как получатель субсидии, не наделен полномочиями по установлению иных направлений расходования средств субсидии, кроме указанных в Соглашении, и иного порядка расходования, кроме установленного Программой № 2627-р (л.д. 94-101 т. 6).
Из отзывов Университета и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (ОГРН: <***>, далее – Минобрнауки России) на апелляционную жалобу следует, что с доводами апелляционной жалобы эти участники не согласны (л.д.118 – 125, 142-149 т.6).
В судебном заседании представитель Казначейства поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Университета против этих доводов возразил по мотивам, приведенным в отзыве.
Представитель Минобрнауки России в судебное заседание не явился.
О пересмотре судебного акта в апелляционном порядке участники извещены определением о принятии апелляционной жалобы к производству, копии которого получили по почте, что подтверждается почтовыми уведомлениями (л.д. 90-92 т. 6).
10.11.2021 и 06.03.2021 на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда (далее - суд апелляционной инстанции) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещена информация о принятии жалобы к производству и о судебном заседании на 01.04.2021 , о чем к делу приобщены доказательства (л.д. 93 т.6, 34 т. 7).
Учитывая изложенные обстоятельства, необязательность явки в судебное заседание представителей участников дела, достаточность доказательств для рассмотрения дела, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд определил: рассмотреть дело без участия в судебном заседании неявившегося участника.
На основании статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, подтвержденные совокупностью доказательств.
В период с 04.12.2018 по 24.12.2018 Казначейством проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности за 2017 годУниверситета в части исполнения Программы развития Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Севастопольский государственный университет» на 2016-2025 годы, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 19.12.2015 № 2627-р, и Федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 11.08.2014 № 790, государственной программы Российской Федерации «Социально – экономическое развитие Крымского федерального округа на период до 2020 года», о чем составлен акт № 74-18-12/58 от 24.12.2018 (л.д. 49-70 т. 1).
22.02.2019 на основании названного акта проверки заместителем руководителя Казначейства Университету выдано предписание № 74-18-13/449 (л.д. 71-76 т. 1), которым предписано Университету в срок до 12.04.2019 возместить в федеральный бюджет денежные суммы за совершение следующих нарушений:
1) 866.728,88руб. за неправомерное принятие к учету и оплату подрядной организации ООО «КМ-Строй» в рамках исполнения договора от 06.12.2016 № 03-16/ОК-223 на выполнение комплекса работ по капитальному ремонту спортивного зала и эксплуатируемой кровли учебного корпуса Морского колледжа ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» по адресу: <...>, материалов, характеристики которых не соответствуют требованиям Технического задания (Приложение № 1 к Договору), а именно по стоимости дверей противопожарных, оконных блоков из профилей ПВХ, огнетушителей (281.609,36руб., 562.706,60руб., 22.412,92руб. соответственно), что является нарушением частей 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее –Закон о бухгалтерском учете), части 7 статьи 94 Закона о контрактной системе в сфере закупок № 44-ФЗ, условий пункта 1.1 договора № 03-16/ОК-223 от 06.12.2016;
2) 8.501,90 руб. за принятие к учету и оплату подрядной организации ООО «КМ-Строй» в рамках исполнения договора от 06.12.2016 № 03-16/ОК-223 на выполнение комплекса работ по капитальному ремонту спортивного зала и эксплуатируемой кровли учебного корпуса Морского колледжа ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» по адресу: <...>, а именно принят в качестве первичного документа акт о приёмке выполненных работ формы КС-2 от 25.03.2017 №2 с недостоверными сведениями (завышенными объёмами работ, определенными по результатам контрольного замера), что является нарушением частей 1, 2 статьи 9 Закона о бухгалтерском учете, части 7 статьи 94 Закона о контрактной системе в сфере закупок № 44-ФЗ, условий пункта 1.1 договора № 03-16/ОК-223 от 06.12.2016;
3) 39.791.180,44 руб. за расходование средств субсидии, выделенной из федерального бюджета, не в соответствии с назначением, определенным Соглашением о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели от 11.01.2016 № 16.2.18.4388.01.
Действительно, 06.12.2016 между заказчиком – Университетом, и подрядчиком – ООО «КМ-Строй», заключен договор №03-16/ОК-223 на выполнение комплекса работ по капитальному ремонту спортивного зала и эксплуатируемой кровли учебного корпуса Морского колледжа ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» по адресу: <...> (л.д. 77-84 т. 1).
Данный договор заключен в соответствии с требованиями Закона о закупках № 223-ФЗ, о чем указано в преамбуле этого договора.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках № 223-ФЗ целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о контрактной системе в сфере закупок № 44-ФЗ этот закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся (в том числе) особенностей исполнения контрактов; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).
При этом, к особенностям исполнения контрактов Закон о контрактной системе в сфере закупок № 44-ФЗ (в частности часть 7 статьи 94, нарушение которой вменено оспариваемым предписанием) относит:
- приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
Статья 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок № 44-ФЗ определяет функции и полномочия государственных органов и муниципальных органов, контроль в сфере закупок, к которым органы Казначейства этой нормой закона не отнесены.
В соответствии с пунктом 3 статьи 269.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в ред. на 22.02.2019) полномочия органов внутреннего государственного финансового контроля по внутреннему государственному финансовому контролю определяются соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также стандартами осуществления внутреннего государственного финансового контроля.
Пункты 1 и 6 (подпункт «а») Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092 (в ред. от 27.08.2016, далее - Правила осуществления Казначейством полномочий № 1092) предусматривают полномочия Казначейства во исполнение части 3 статьи 269.2 БК РФ, статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок № 44-ФЗ и статьи 186 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе полномочия по контролю за своевременностью, полнотой и достоверностью отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги.
Согласно пунктов 4 и 5 части 2 статьи 9 Закона о бухгалтерском учете обязательными реквизитами первичного учетного документа являются (в том числе) содержание факта хозяйственной жизни; величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения.
Часть 1 этой статьи запрещает принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.
К принципам регулирования бухгалтерского учета и функциям органов государственного регулирования бухгалтерского учета статьи 20 и 23 Закона о бухгалтерском учете не относят право (полномочия) органов Казначейства проверять правильность содержания первичных учетных документов.
В соответствии со статьями 270.2 и 306.1 БК РФ предписание – это документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля о нарушениях положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, нарушениях условий государственных (муниципальных) контрактов, направляемый объекту контроля.
Учитывая установленные обстоятельства и приведенные нормы материального права суд апелляционной инстанции полагает, что пункты 1 и 2 резолютивной части оспоренное предписания Казначейства не соответствуют приведенным выше требованиям законодательных актов, в том числе о полномочиях Казначейства осуществлять контроль в определенной сфере деятельности, что является основанием для признания предписания в этой части недействительным.
Из представленных письменных доказательств по факту нарушения, приведенного в пункте 3 оспариваемого предписания, судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Постановлением Правительства РФ от 11.08.2014 № 790 утверждена федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2025 года», которой на 2015-2025 годы предусмотрены мероприятия по проектированию, строительству и реконструкции объектов Севастопольского государственного университета.
Программой развития Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Севастопольский государственный университет» на 2016 - 2025 годы, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 19.12.2015 № 2627-р (далее - Программа развития Университета № 2627-р), установлены следующие положения :
- стратегическая цель и задачи развития Университета; в том числе модернизация материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры, включая модернизацию и развитие распределенного университетского кампуса в целях обеспечения комфортных и безопасных условий обучения, работы, проживания и досуга работников и обучающихся (раздел II Программы развития Университета № 2627-р);
- мероприятия Программы развития и этапы их реализации, в том числе, I этап (2016 - 2020 годы) предусматривает формирование образовательной, научно-исследовательской и инновационной среды Университета за счет модернизации материально-технической базы, разработки и внедрения новых образовательных программ и технологий, развития информационно-коммуникационной инфраструктуры, кадрового потенциала, формирования прогрессивной организационной структуры и целевого имиджа Университета (раздел IIIПрограммы развития Университета № 2627-р);
- финансовое обеспечение Программы развития - на основе государственно-частного партнерства и не включение в финансовую оценку затрат на реализацию Программы развития расходов на текущее функционирование Университета, а также средства, направляемые на реконструкцию и строительство объектов для Университета в рамках федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 г. № 790 «Об утверждении федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» (раздел IVПрограммы развития Университета № 2627-р).
09.01.2017 между Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и Университетом подписано Соглашение № 17.2.18.4388.01 о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели (далее - Соглашение № 17.2.18.4388.01), в которое по взаимному согласию сторон внесены дополнения (л.д.125-137 т.1).
Предметом Соглашения № 17.2.18.4388.01 является предоставление из федерального бюджета в 2017 году субсидии на иные цели в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 78.1 БК РФ (далее - субсидия на иные цели), эта субсидия предоставляется для достижения цели (ей), указанной (ых) в пункте 1.1 настоящего Соглашения в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Министерству как получателю средств федерального бюджета по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации (далее - коды БК), по аналитическому коду Субсидии 01-10, в следующем размере: по коду БК 074 0706 0210193490 622 – 170.324.200 рублей.
Дополнением от 20.09.2017 к Соглашению № 17.2.18.4388.01 предусмотрено, что субсидия предоставляется по аналитическому коду Субсидии 08-08, в следующем размере: по коду БК 074 0706 0210796711 622 – 300.000.000 руб.
Приказом Минфина России от 07.10.2016 № 176н, приказом Минобрнауки России от 09.01.2017 № 8, действовавшими на момент заключения дополнения к Соглашению №17.2.18.4388.01, установлено, что субсидии по коду 08-08 «Субсидии в целях реализации нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации», выделяются в целях реализации нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (в том числе на государственную поддержку ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров, организационно-техническое и информационное обеспечение проведения конкурсного отбора и мониторинга осуществления получателями стипендии перспективных научных исследований и разработок по приоритетным направлениям модернизации российской экономики, реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы», реализацию программ развития федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016 - 2020 годы, реализацию мероприятий федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, создание инфраструктуры Всероссийского учебно-тренировочного центра профессионального мастерства для массовой подготовки высококвалифицированных рабочих и инженерных кадров по стандартам «Ворлдскиллс» на базе федерального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Всероссийский детский центр «Смена»).
Из акта ревизии следует, что Казначейство по нарушению, причинившему ущерб в общей сумме 39.791.180,44 руб., пришло к такому выводу на том основании, что Университет израсходовал средства субсидии на текущее функционирование университета, а именно:
1)3.917.800руб. на покупку трех автомобилей,
2)7.778.391руб. на покупку мини-погрузчиков,
3)780.000руб. на покупку сейфов,
4)1.098.000 руб. на покупку сейфов,
5)50.200руб. на покупку бухгалтерского архивного шкафа,
6)а также на выплату 25.072.863,37руб. в сентябре 2017 года заработной платы и налогов,
7)за 2017 год 1.093.926,07руб. расходы, в том числе представительские.
Университет не оспаривает факт расходования средств на приведенные в акте ревизии цели, но полагает, что такое использование не свидетельствует о нецелевом использовании субсидии, так как эти расходы связаны с модернизацией материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры, включая модернизацию и развитие распределенного университетского кампуса в целях обеспечения комфортных и безопасных условий обучения, работы, проживания и досуга работников и обучающихся и необходимы для повышения конкурентоспособности Университета среди ведущих мировых научно-образовательных центров, эти затраты направлены на реализацию мероприятий федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы.
В подтверждение целевого использования средств субсидии представлены паспорта проектов на приобретение автомобилей в сумме 3.943тыс.руб.(л.д. 138-140 т. 1), мини-погрузчиков - 8.550тыс.руб (л.д. 141-143 т. 1), средств ограничения доступа в помещение - 3.154,982тыс.руб. (л.д. 144-147 т.1), а также поданный в Минобрнауки России отчет о реализации программы развития в 2017 году (л.д. 43-87 т. 2), по которому претензий со стороны Минобрнауки России нет.
Согласно этим доказательствам, приобретение материальных ценностей связано с обновлением существующей материально-технической базы Университета и направлено на снижение затрат, улучшение условий труда, развитие социальной структуры, создание безопасных условий работы.
В акте ревизии и оспариваемом предписании Казначейством не приведены основания и обстоятельства, в соответствии с которыми Казначейство пришло к выводу о том, что такие затраты являются расходами на текущее функционирование Университета.
Вместе с тем, подпунктом «а» пункта 4 Порядка отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 538, установлено, что при определении перечней особо ценного движимого имущества автономных или бюджетных учреждений подлежит включению в состав такого имущества движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает для федеральных автономных и бюджетных учреждений - размер, установленный федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных автономных и бюджетных учреждений в интервале от 200 тыс. рублей до 500 тыс. рублей.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции полагает, что расходы на приобретение Университетом материальных ценностей не относятся к расходам на текущее функционирование Университета.
24.03.2016 ректором Университета утверждено Положение об оплате труда работников Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Севастопольский государственный университет», принятое решением (протоколом) № 23 Учёного совета Университета (далее - Положение об оплате труда), в соответствии со статьей 4 которого работникам Университета устанавливаются выплаты стимулирующего характера в соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера, утверждённым Положением о порядке установления стимулирующих выплат работникам ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет».
Такое Положение принято 21.06.2016 решением (протоколом) №26 Учёного совета Университета и утверждено ректором Университета 21.06.2016 за № 02/08-200 (далее - Положение о стимулировании).
Абзац 2 раздела 1 Положения о стимулировании предусматривает, что выплаты стимулирующего характера производятся в пределах фонда оплаты труда, сформированного за счёт средств субсидии (в том числе) на иные цели.
Согласно Методике назначения стимулирующих выплат работникам за реализацию мероприятий Программы развития Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Севастопольский государственный университет» на 2016-2025 годы, принятой 03.07.2017 решением (протоколом) № 45 Ученого совета и утверждённой приказом и.о. ректора Университета № 817-п от 10.07.2017 (далее - Методика назначения стимулирующих выплат работникам) выплаты стимулирующего характера производятся по результатам оценки эффективности работы каждого работника Университета в соответствии с ключевыми показателями результата деятельности, основанием назначения и осуществления стимулирующих выплат работникам является достижение целевых показателей Программы развития.
В целях реализации мероприятий Программы развития Севастопольским государственным университетом разработаны, решением учёного совета приняты и приказом ректора утверждены соответствующие паспорта проектов, а именно:
1) паспорт проекта «Развитие международного и всероссийского сотрудничества в области научных исследований» (приложение № 17), по которому осуществляется реализация проекта согласно Приложению № 1 к Программе развития по пунктам 6 и 9 раздела II Программы;
2) паспорт проекта «Вознаграждение сотрудников за развитие международного и всероссийского сотрудничества в области научных исследований» (приложение № 18), по которому осуществляется реализация проекта согласно Приложению № 1 к Программе развития по пункту 9 раздела II Программы,
3) паспорт проекта «Разработка и лицензирование новых образовательных программ с учётом кадровых потребностей Крымского федерального округа и Российской Федерации» (приложение № 19), по которому осуществляется реализация проекта согласно Приложению № 1 к Программе развития по разделам I, И, III, IV и V Программы,
4) паспорт проекта «Разработка и реализация новой образовательной программы высшего образования - программы магистратуры «Интеллектуальные сети энергоснабжения» для подготовки специалистов для Национальной технологической инициативы EnergyNet» (приложение № 20), по которому осуществляется реализация проекта согласно Приложению № 1 к Программе развития по пункту 1 раздела I Программы,
5) паспорт проекта «Разработка и реализация новых образовательных программ для развития системы подготовки кадров в области инновационного судостроения» (приложение № 21), по которому осуществляется реализация проекта согласно Приложению № 1 к Программе развития по пункту 1 раздела I Программы,
6) паспорт проекта «Обновление и реализация образовательных программ с учётом профессиональных стандартов и кадровых потребностей Крымского федерального округа и Российской Федерации» (приложение № 22), по которому осуществляется реализация проекта согласно Приложению № 1 к Программе развития по разделам I, IV и V Программы,
7) паспорт проекта «Совершенствование конкурентоспособной системы оплаты труда» (приложение № 23), по которому осуществляется реализация проекта согласно Приложению № 1 к Программе развития по пункту 11 раздела III Программы,
8) паспорт проекта «Разработка новых образовательных программ, техническое оснащение образовательного процесса и развитие научной базы посредством создания Научно-образовательного центра «Территориальное развитие и градостроительство» (приложение № 24), по которому осуществляется реализация проекта согласно Приложению № 1 к Программе развития по разделам I и II Программы.
Паспортами определены целевые показатели, достижению которых способствует реализация соответствующих проектов; эти показатели соответствуют целевым показателям (индикаторам), приведённым в Приложении № 3 к Программе развития.
Отчётом о реализации программы развития в 2017 году (приложение № 25) подтверждается достижение Университетом целевых показателей Программы развития.
Так, увеличился удельный вес численности обучающихся в Университете по программам магистратуры и подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре; число публикаций Университета, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования WebofScience и в научной периодике, а также количество цитирований публикаций превысило плановый показатель; количество созданных результатов интеллектуальной деятельности, имеющих государственную регистрацию и (или) правовую охрану Российской Федерации, также больше планового показателя, что свидетельствует о достижении Университетом целевых показателей Программы развития.
Следовательно, расходы на осуществление стимулирующих выплат работникам Университета произведены в соответствии с их назначением, определённым Соглашением о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели от 09.01.2017 № 17.2.18.4388.01.
Доводы Казначейства о ненадлежащем оформлении Университетом (не заключены гражданско-правовые договора с работниками Университета на выполнение работ и оказание услуг, помимо выполнения трудовых обязанностей) не основаны на требованиях закона и вышеназванных договоров (соглашений), а потому требование о возмещении ущерба по этому эпизоду является незаконным возложением на Университет обязанности, что нарушает его права в экономической сфере деятельности.
Как указано выше, Университет по авансовым отчётам принял и оплатил расходы на общую сумму на 1.093.926,07 руб.
Данные расходы связаны с реализацией Программы развития при решении следующих задач, сформулированных в разделе III Программы развития: развитие кадрового потенциала Университета, развитие взаимодействия с ведущими российскими и мировыми исследовательскими центрами, развитие международного и всероссийского сотрудничества в области научных исследований.
Расходы (командировочные расходы) запланированы в рамках выполнения паспортов проектов «Развитие международного и всероссийского сотрудничества в области научных исследований», «Разработка и лицензирование новых образовательных программ с учётом кадровых потребностей Крымского федерального округа и Российской Федерации», «Разработка и реализация новой образовательной программы высшего образования - программы магистратуры «Интеллектуальные сети энергоснабжения» для подготовки специалистов для Национальной технологической инициативы «EnergyNet», «Разработка и реализация новых образовательных программ для развития системы подготовки кадров в области инновационного судостроения», «Обновление и реализация образовательных программ с учётом профессиональных стандартов и кадровых потребностей Крымского федерального округа и Российской Федерации», «Разработка новых образовательных программ, техническое оснащение образовательного процесса и развитие научной базы посредством создания Научно-образовательного центра «Территориальное развитие и градостроительство» по всем разделам Программы развития.
Осуществление указанных выплат отражено в регистрах бухгалтерского учёта Севастопольского государственного университета по коду субсидии КЦ 08-08 в рамках Программы развития по разделам Программы.
Правомерность оплаты командировочных расходов в сумме 1 093 926,07 руб. за счёт целевой субсидии Программы развития подтверждается (в том числе) Актом комиссионного экспертного исследования от 09.04.2019 № 370/5-7.
Таким образом, Университет использовал средства субсидии на предусмотренные Программой развития Университета № 2627-р цели.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято без нарушений норм материального права и процессуального права, изложенные в нем выводы соответствуют обстоятельствам дела; иных (в том числе безусловных) оснований для отмены судебного акта не установлено. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 10 сентября 2020 года по делу № А84-2476/2019оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Управления федерального казначейства по г. Севастополю – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий О.Г. Градова
Судьи А.С. Яковлев
ФИО1