НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2022 № А40-206585/2021

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 09АП-17805/2022

г. Москва Дело № А40-206585/21

31 мая 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2022 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Суминой О.С.,

судей:

Марковой Т.Т., Кочешковой М.В.,

при ведении протокола

помощником судьи Бахтияровым Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

АО «Горнообогатительный комплекс «Депутатский»

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.02.2022 по делу № А40-206585/21,

по заявлению АО «Горно-обогатительный комплекс «Депутатский»

к Федеральному агентству по недропользованию

о признании недействительным приказа,

при участии:

от заявителя:

Гаврик П.В. по доверенности от 01.02.2022, Фоменко В.В. по доверенности от 02.07.2021;

от заинтересованного лица:

Исхакова А.Р. по доверенности от 29.09.2021;

У С Т А Н О В И Л:

АО «ГОК «Депутатский» (далее также - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральному агентству по недропользованию о признании недействительным приказа Федерального агентства по недропользованию от 07.07.2021 № 303 «О досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии ЯКУ 02643 ТЭ» (далее - Приказ № 303).

Решением Арбитражного суда города Москвы от 14.02.2022 в удовлетворении требований Заявителя отказано в полном объеме.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители общества поддержали доводы жалобы, представитель агентства поддержал решение суда.

Законность и обоснованность принятого судом решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, АО «ГОК «Депутатский» являлось владельцем лицензии на право пользования недрами ЯКУ 02643 ТЭ с целью разведки и добычи олова на Депутатском месторождении на территории Усть-Янского района Республики Саха (Якутия) (далее - Лицензия).

Право пользования недрами по указанной Лицензии было предоставлено Обществу на основании п. 4 ст. 10.1 Закона РФ «О недрах» по итогам конкурса, состоявшегося 20.12.2007 в г.Якутске, на основании решения конкурсной комиссии и приказа Федерального агентства по недропользованию от 01.02.2008 № 92.

Лицензия ЯКУ 02643 ТЭ была зарегистрирована 09.04.2008 Управлением по недропользованию по Республике Саха (Якутия). Срок окончания действия Лицензии — 1 марта 2028 года.

Условия пользования недрами были установлены в Приложении № 1 к Лицензии ЯКУ 02643 ТЭ. В 2011 году Обществу выдано Дополнение № 1 к Лицензии, в которой условия пользования недрами с целью разведки и добычи олова на Депутатском месторождении в Республике Саха (Якутия) (далее — Условия пользования недрами) были изложены в новой редакции.

В соответствии с п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона РФ «О недрах» выполнение условий, установленных лицензией, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами является обязанностью пользователей недр.

Основания и порядок прекращения права пользования недрами предусмотрены положениями ст. 20, 21 Закона РФ «О недрах», а также Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий, и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденным приказом Минприроды России от 29.09.2009 № 315 (далее - Административный регламент №315).

Согласно пп. 2 п. 95 Административного регламента основанием для начала осуществления административных процедур в рамках исполнения государственной функции по осуществлению принятия решений о досрочном прекращении права пользования участками недр являются, в том числе, представления (предложения) Федеральной службы по надзору в сфере природопользования с приложением копии акта соответствующей контрольной проверки и, в случае наличия, - копий сделанных предписаний по устранению выявленных нарушений, а также других материалов, оформленных по результатам проверок.

Так, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) проведена внеплановая проверка выполнения АО «ГОК «Депутатский» обязательных требований по геологическому изучению, рациональному использованию и охране недр по лицензии ЯКУ 02346 ТЭ, предоставленной для разведки и добычи олова на Депутатском месторождении на территории МО «Усть-Янский улус (район)» Республики Саха (Якутия). По результатам проведенной проверки составлен акт проверки Управления Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия) от 29.06.2020 № 05-ДВ/2020 (далее - Акт проверки от 29.06.2020).

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400, Росприроднадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования.

Как следует из Акта проверки от 29.06.2020, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) установлены нарушения Условий пользования недрами:

1)не позднее 09.04.2015 завершение разведочных работ на лицензионном участке и представление в установленном порядке геологического отчета с подсчетом запасов олова по категориям Ci и Сг на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, при этом минимальные объемы работ в 2011-2014 гг. должны составить: бурение скважин - 6000 пог. м.; горные работы - 3000 м2 за каждый год (абз. «в» п. 3.1 Условий пользования недрами);

2)не позднее 09.11.2009 разработка и согласование в установленном порядке технического проекта освоения лицензионного участка на площадях с утвержденными запасами категорий B+Ci, при этом проект должен получить положительные заключения необходимых государственных экспертиз (абз. «г» п. 3.1 Условий пользования недрами);

3)не позднее 09.04.2011 ввод в эксплуатацию горнодобывающего предприятия с производительностью в соответствии с техническим проектом, но не менее 560 тыс. т. Не позднее 09.04.2014 по результатам дополнительно проведенных геологоразведочных работ реконструкция горнодобывающего предприятия для достижения производительности, определенной корректировкой технического проекта отработки месторождения (абз. «е» п. 3.1 Условий пользования недрами);

4)в сроки, предусмотренные законодательством и нормативными актами, обеспечить представление в Якутнедра ежегодной статистической отчетности по вопросам проведения геологоразведочных работ (отчет по форме 5-гр за 2019 год) (абз. «в» п. 8.2 Условий пользования недрами).

Письмом от 14.05.2021 № АА-08-01-30/14680 Росприроднадзором направлены материалы проверки АО «ГОК «Депутатский» в Федеральное агентство по недропользованию для принятия решения в пределах компетенции.

В соответствии п. 99 Административного регламента принятие Роснедрами и его территориальными органами решения о досрочном прекращении права пользования участками недр включает в себя следующие административные процедуры:

а) регистрацию документов, являющихся основанием для начала
осуществления административных процедур;

б)рассмотрение полученных документов, подготовка и направление комплекта документов в Комиссию по досрочному прекращению права пользования недрами;

в) рассмотрение материалов на Комиссии по досрочному прекращению права пользования недрами и принятие рекомендательного решения;

г) принятие Роснедрами или его территориальным органом решения о
досрочном прекращении права пользования недрами;

д)реализацию решения о досрочном прекращении права пользования недрами.

Согласно п. 106 Административного регламента в целях обеспечения объективного, качественного и комплексного анализа документов, связанных с досрочным прекращением права пользования недрами, образуется постоянно действующий совещательный орган - Комиссия по досрочному прекращению права пользования недрами (далее - Комиссия).

Во исполнение п. 104, п. 105 Административного регламента представленные материалы Росприроднадзора были рассмотрены в установленном порядке и направлены в Комиссию для принятия рекомендательного решения.

Так, 17.06.2021 проведено заседание Комиссии, на котором рассмотрены материалы внеплановой проверки Управления Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия), а также учтены следующие обстоятельства.

Роснедрами было установлено, что ранее в Якутнедра поступили сведения из Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Саха (Якутия) о задолженности АО «ГОК «Депутатский» перед бюджетом по уплате регулярных платежей за пользование недрами в сумме 34 500,00 руб.

Комиссией Якутнедр (протокол от 02.02.2021 № 165) принято решение о выдаче АО «Горно-обогатительный комплекс Депутатский» уведомления (исх. № 01-03/21-704 от 26.02.2021) о допущенных нарушениях условий пользования недрами (п. 6.1 Условий пользования недрами) по лицензии ЯКУ 02643 ТЭ сроком на 3 месяца, в части наличия задолженности перед бюджетом по уплате регулярных платежей за пользование недрами в сумме 34 500 рублей. Срок действия уведомления истек 26.05.2021.

Кроме того, согласно сведениям государственной статистической отчетности по форме № 2-лс (представлена во ФГИС «АСЛН»)2 АО «Горно-обогатительный комплекс Депутатский» имеет задолженность по сдаче государственной статистической отчетности по форме № 2-лс за 2017-2020 гг.

В соответствии с пп. 4 п. 95 Административного регламента данные, полученные при осуществлении полномочий Роснедр и содержащие основания для принятия решений о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами, являются самостоятельным основанием для начала процедуры досрочного прекращения права пользования недрами.

Учитывая вышеизложенное, Комиссией было принято решение рекомендовать Роснедрам досрочно прекратить право пользования недрами АО «Горно-обогатительный комплекс Депутатский»», оформленное протоколом заседания Комиссии от 22.06.2021 №СА-03-56/10-д.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 20 Закона РФ «О недрах» на основании вышеуказанного решения Комиссии Федеральным агентством по недропользованию издан приказ от 07.07.2021 № 303 «О досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии ЯКУ 02643 ТЭ».

Апелляционный суд, выслушав представителей общества и агентства, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что оспариваемое решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 64 АПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.

В качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, консультации специалистов, показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы (ч. 2 ст. 64 АПК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Применительно к ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ совершение обществом нарушений, которые явились безусловным основанием для досрочного прекращения права пользования недрами по лицензии, подтверждается представленными агентством в материалы дела доказательствами.

Собранные агентством доказательства в своей совокупности соответствуют требованиям положений ст. ст. 64, 67, 68, 89 АПК РФ.

Общество во исполнение положений ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 65 АПК РФ не представило доказательств соблюдения положений законодательства о недрах, не опровергло представленные агентством доказательства.

Согласно ч. 1 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ч. 2 ст. 71 АПК РФ).

Правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в порядке ч. 1 ст. 268 АПК РФ апелляционный суд не усматривает.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, являются надуманными. Основаны на неправильном понимании распределения бремени доказывания в арбитражном процессе.

Как изложено выше, агентство убедительно доказало представленными в материалы дела доказательствами совершение обществом нарушений, являющихся достаточными для досрочного прекращения права пользования недрами.

Общество, в свою очередь, такие доказательства не опровергло.

Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда города Москвы от 14.02.2022 по делу № А40-206585/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья: О.С. Сумина

Судьи: Т.Т. Маркова

М.В. Кочешкова

Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.