НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2022 № А40-286907/2021

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 09АП-38266/2022

г. Москва Дело № А40-286907/21

31 августа 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2022 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи В.А. Свиридова,

судей:

С.Л.Захарова, Т.Б.Красновой,

при ведении протокола

секретарем судебного заседания А.С.Ивановой,

Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале №15 апелляционную жалобу Московской областной таможни на решение Арбитражного суда города Москвы от 25.04.2022 по делу №А40-286907/21 (2-1507)

по заявлению АО «Л'ОРЕАЛЬ»

к Московской областной таможне

о признании незаконными решения,

при участии:

от заявителя:

не явился, извещен;

от ответчика:

не явился, извещен;

УСТАНОВИЛ:

АО «Л'ОРЕАЛЬ» (далее общество) обратилось в суд с заявлением, в котором просит признать незаконными, отменить решения Московской областной таможни (далее таможенной орган) от 27.09.2021 №10013160/270921/0003125, от 13.12.2021 №10013160 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров.

Решением суда от 25.04.2022 заявленные АО «Л'ОРЕАЛЬ» требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, таможня обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и отказать АО «Л'ОРЕАЛЬ» удовлетворении заявленных требований.

От АО «Л'ОРЕАЛЬ» поступил отзыв на апелляционную жалобу, которым общество просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебное заседание стороны своих представителей не направили, суд располагает доказательствами их надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания. Дело рассмотрено в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ.

Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.

Как установлено судами и следует из материалов дела, АО «Л'ОРЕАЛЬ» обратилось в Московскую областную таможню (далее - «Таможня») с корректировками деклараций на товары (далее - «КДТ») №№10013160/040521/0260238, 10013160/010621/0326732 в порядке Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии (далее - «ЕЭК») от 19.06.2018 №103 в связи с отложенным определением таможенной стоимости товаров.

По результатам проведения таможенного контроля представленных КДТ Таможней приняты Решения от 27.09.2021 №10013160/270921/0003125 (далее - «Решение от 27.09.2021») и от 13.12.2021 №10013160 (далее - «Решение от 13.12.2021») о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров.

Как следует из Решений, Таможней внесены изменения в декларации на товары №№ 10013160/040521/0260238,10013160/010621/0326732:

1) В декларацию №10013160/040521/0260238: размер таможенной стоимости товаров увеличен на 110 256 266 руб. за счет включения в неё дополнительных сумм лицензионных платежей и суммы НДС с лицензионных платежей.

2) В декларацию №10013160/010621/0326732: размер таможенной стоимости товаров увеличен на 7 511 525 руб. за счет включения в неё суммы НДС с лицензионных платежей.

Не согласившись с указанным решениями, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные АО «Л'ОРЕАЛЬ» требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии с п.17 ст.325 ТК ЕАЭС, решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, выносится таможенным органом только в том случае, если представленные декларантом документы, сведения и пояснения «не подтверждают соблюдение положений настоящего Кодекса, иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов, в том числе достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений».

В соответствии с п.10 ст.38 ТК ЕАЭС, «Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации».

Верховный суд РФ в абз.1 п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 26.11.2019 №49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза», определил признаки количественно определяемой и документально подтвержденной информации о таможенной стоимости товара: декларант представил в таможенный орган доказательства совершения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме; содержащаяся в представленных декларантом документах ценовая информация соотносится с количественными характеристиками товара; декларант представил в таможенный орган информацию об условиях поставки и оплаты товара.

По смыслу п.17 ст.325 ТК ЕАЭС с учетом разъяснений ВС РФ, условием для вынесения решения о корректировке таможенной стоимости является представление декларантом такой информации, которую нельзя признать достаточной, достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной.

Между тем, оспариваемые Решения вынесены в отсутствие оснований, предусмотренных п.17 ст.325 ТК ЕАЭС.

В целях осуществления своей деятельности Обществом заключен контракт от 01.08.2015 №1-2015 DPGP на поставку и контрактное производство с заводами-изготовителями, расположенными за пределами Евразийского экономического союза (далее — «ЕАЭС») (далее - «Контракт от 01.08.2015»).

В рамках Контракта от 01.08.2015 заводы-изготовители по заказу Общества обязуются производить с использованием технологии и товарных знаков и поставлять Обществу товары.

Названные товарные знаки и технологии, в свою очередь, предоставлены Обществу иностранной компанией L'Oreal S.A. (Франция) на основании следующих лицензионных договоров:

Лицензионный договор от 30.12.2009 № L/R 01-2010 (товарные знаки L'OREAL, MAYBELLINE, МЭЙБЕЛЛИН, L'oreal Professiormel Paris, L'oreal Paris, Л'ореаль Париж, KERASTASE, BIOLAGE, MG MAGIC MASK, REDKEN, MATRIX, GARNIER, ESSIE).

Лицензионный договор от 26.06.2018 №LS/TMNYX-2018 Gg (товарный знак NYX PROFESSIONAL MAKE UP)

Лицензионный договор от 13.12.2018 №LS/TMNYX-2018 Am (товарный знак NYX PROFESSIONAL MAKEUP)

Лицензионный договор от 23.03.2018 №LS/TMNYX-2018 (товарный знак NYX PROFESSIONAL MAKE UP).

Сублицензионный договор от 18.12.2018 №DESSANGE-2013 (товарный знак DESSANGE, JD).

Лицензионный договор от 22.03.2016 №TMNYX-2015 (товарные знаки NYX, NYX PROFESSIONAL MAKE UP)

Лицензионный договор от 22.08.2018 №LS/TMNYX-2018 Kg (товарный знак NYX PROFESSIONAL MAKEUP)

Лицензионный договор от 01.11.2018 №LS/TMNYX-2018 Mng (товарный знак NYX PROFESSIONAL MAKEUP)

Лицензионный договор от 01.10.2011 №L/R 04-2011 (использование технологий)

Лицензионный договор от 01.04.2018 № L/RKH 04-2018 (секрет производства на тканевые маски для лица под товарным знаком GARNIER Skin Naturals).

Лицензионные договоры в отношении товарных знаков (п.п.1-8) предусматривают передачу Обществу за вознаграждение права на использование товарных знаков в отношении товаров и услуг, включая 03 класс МКТУ «продукты косметические и туалетные не лечебные; пасты зубные нелечебные; продукты парфюмерные, масла эфирные; препараты для отбеливания и вещества прочие для стирки; препараты для чистки, полирования, обезжиривания и абразивной обработки».

Передаваемые права включают в себя в том числе права размещения товарных знаков на косметических товарах, предметах гигиены, в том числе на этикетках, упаковке товаров, ввозимых, изготовленных, проданных, представленных на выставках или иным образом выпущенных на российский рынок, либо складируемых или транспортируемых на Территории; при производстве работ или оказании услуг, связанных с лицензионными товарами; на документации, связанной с выпуском лицензионных товаров на российский рынок; в предложениях о продаже лицензионных товаров, производстве работ и оказании услуг, а также объявлениях и рекламных материалов, в интернете, доменных именах.

За предоставляемые права лицензионными договорами установлено вознаграждение, уплачиваемое Обществом ежемесячно и рассчитываемое следующим образом:

·1,75% от чистых продаж Общества вне группы Л'ОРЕАЛЬ лицензионных товаров, произведенных за пределами Российской Федерации и импортируемых Обществом на территорию Российской Федерации;

·1,75% от чистых продаж Общества вне группы Л'ОРЕАЛЬ лицензионных товаров, произведенных Обществом на территории Российской Федерации;

·1,75% от чистых продаж Общества в адрес ТОО «Л'ОРЕАЛЬ Казахстан» лицензионных товаров, произведенных за пределами Российской Федерации и импортируемых Обществом на территорию Российской Федерации (при продаже товаров Обществом в адрес ТОО «Л'ОРЕАЛЬ Казахстан»);

·1,75% от чистых продаж Общества в адрес ТОО «Л'ОРЕАЛЬ Казахстан» лицензионных товаров, произведенных Обществом на территории Российской Федерации (при продаже товаров Обществом в адрес ТОО «Л'ОРЕАЛЬ Казахстан»).

Лицензионные договоры в отношении технологий (п.п. 9, 10) предусматривают передачу Обществу за вознаграждение лицензии на использование технологии для изготовления лицензионных товаров (секретов производства и информации об изобретениях) непосредственно Обществом и/или его подрядчиками, находящимися в РФ и за границей, в целях реализации товаров, а также для оказания услуг, связанных с ее применением.

За предоставленную лицензию Общество уплачивает ежемесячно вознаграждение, рассчитываемое следующим образом:

·5% от чистых продаж Обществом вне группы Л'ОРЕАЛЬ лицензионных товаров, производимых за пределами Российской Федерации и импортируемых Обществом на территорию Российской Федерации;

·5% от чистых продаж Обществом вне группы Л'ОРЕАЛЬ лицензионных товаров, произведенных на территории Российской Федерации.

В мае-июне 2021 года Общество ввезло на территорию РФ товар - средство для волос с товарным знаком «Garnier» и задекларировало его в соответствии с декларациями на товар №№10013160/040521/0260238, 10013160/010621/0326732.

Таможенная стоимость ввезенных товаров была определена и заявлена Обществом с использованием метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами (далее - «Метод 1») в соответствии со ст.39 Таможенного кодекса ЕАЭС с использованием порядка отложенного определения таможенной стоимости товаров.

Кроме того, в порядке ст.40 ТК ЕАЭС Общество включило в таможенную стоимость ввозимых товаров всю сумму лицензионных платежей, рассчитанных от объема продаж иностранных ввозимых товаров, по всем лицензионным договорам за месяц в первую декларацию месяца вне зависимости от того, товары с какими товарными знаками декларируются в этой таможенной декларации.

Как было указано Обществом, такой подход обусловлен тем, что на момент декларирования ввозимых товаров сумма лицензионных платежей неизвестна, она выясняется лишь после того, как лицензионное вознаграждение будет исчислено и уплачено Обществом - по результатам чистых продаж за месяц.

В этой связи для определения таможенной стоимости Общество использует порядок отложенного определения таможенной стоимости товаров, утвержденный с Решением Коллегии ЕЭК от 19.06.2018 №103 «Об утверждении Порядка отложенного определения таможенной стоимости товаров» (далее - «Порядок»). В соответствии с Порядком при таможенном декларировании первой партии товаров в конкретном периоде (месяц) Общество определяет таможенную стоимость на основе сведений, известных и документально подтвержденных на момент ввоза, и расчетных (прогнозных) сумм лицензионных платежей. После получения сведений об уплаченных в соответствующем периоде суммах лицензионных платежей Общество представляет в таможенный орган подтверждающие документы (платежные поручения, акты о расчете лицензионных платежей) и обращается с заявлением о корректировке таможенной стоимости и внесении изменений (дополнений) в данную таможенную декларацию для доплаты таможенных платежей или их возврата, в зависимости от суммы фактически уплаченных лицензионных платежей.

Так, в декларации на товары №10013160/040521/0260238 была указана таможенная стоимость товара «косметические средства - средства для волос «Garnier» в размере 124 128 917,11 руб., а также расчетная сумма лицензионных платежей к уплате за май 2021 года в размере 121 899 642 руб. в отношении импортируемых товаров.

После получения точных сведений о лицензионных платежах, рассчитанных на основе чистых продаж за месяц, Общество направило в Таможню обращение от 26.08.2021 о внесении изменений (дополнений) в декларацию на товары №10013160/040521/0260238 и представило акты о расчете лицензионных платежей за май 2021 года, уплаченные по всем Лицензионным договорам (далее - «Акты»), включая акты о расчете лицензионных платежей в отношении товаров, произведенных в РФ.

Фактическая сумма лицензионных платежей за май 2021 года по всем лицензионным договорам составила 220 264 023 руб., из которых сумма лицензионных платежей, рассчитываемых от чистых продаж товаров, произведенных за пределами РФ и импортированных в РФ, составила 115 387 245 руб., а сумма лицензионных платежей, рассчитываемых от чистых продаж товаров, произведенных на территории РФ, составила 104 876 778 руб.

В отношении декларации на товары №10013160/010621/0326732 Обществом при декларировании была добавлена к таможенной стоимости расчетная сумма лицензионных платежей за июнь 2021 года в размере 145 270 527 руб.

После получения точных сведений о размере лицензионных платежей, фактически уплаченных Обществом за июнь 2021 года, Общество представило в Таможню корректировку декларации на товары №10013160/010621/0326732 и представило акты о расчете лицензионных платежей за июнь 2021 года, уплаченные по всем лицензионным договорам и рассчитанные от чистых продаж товаров, произведенных за пределами РФ и импортированных в РФ.

Фактическая сумма лицензионных платежей за июнь 2021 года по всем лицензионным договорам, рассчитанная от чистых продаж иностранных ввезенных товаров, составила 135 555 128 руб., что меньше изначально включенной Обществом в таможенную стоимость товаров расчетной (прогнозируемой) суммы.

Таким образом, изначально включенная Обществом в таможенную стоимость расчетная сумма лицензионных платежей была больше, чем сумма фактическая, тем самым, изначально таможенные платежи были уплачены в большем размере, что являлось основанием для возврата излишне уплаченных таможенных платежей после предоставления в Таможню подтверждения фактических расходов на роялти.

Как следует из Решений от 27.09.2021 и от 13.12.2021, Таможня считает, что Обществом заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, задекларированных в декларациях на товары №№10013160/040521/0260238, 10013160/010621/0326732.

Согласно Решению от 27.09.2021, Таможня указывает на то, что в таможенную стоимость товаров, задекларированных в декларации на товары №10013160/040521/0260238, должны быть добавлены все суммы лицензионных платежей в общем размере 220 264 023 руб., то есть не только уплаченные Обществом в отношении иностранных ввезенных товаров, но в отношении произведенных в РФ товаров. Кроме того, в таможенную стоимость товаров Таможня добавила сумму НДС в размере 11 891 885 руб., исчисленную с общей суммы лицензионных платежей по всем договорам и уплаченную Обществом, действующим в качестве налогового агента за иностранного правообладателя, в российский бюджет.

Согласно Решению от 13.12.2021, Таможня указывает на то, что в таможенную стоимость товаров, задекларированных в декларации на товары №10013160/010621/0326732, должна быть включена сумма НДС в размере 7 511 525 руб., исчисленная с сумм лицензионных платежей по всем лицензионным договорам и уплаченная Обществом, действующим в качестве налогового агента за иностранного правообладателя, в российский бюджет.

Согласно п/п.7 п.1 ст.40 ТК ЕАЭС, при определении таможенной стоимости на основе первого метода (по стоимости сделки с ввозимыми товарами) лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, включая роялти, платежи за патенты, товарные знаки, авторские права, должны быть добавлены к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за товары, если:

·данные платежи относятся к оцениваемым (ввозимым) товарам;

·уплата лицензионных платежей является условием продажи ввозимых товаров в рамках сделки между иностранным продавцом и российским покупателем.

В Рекомендации Коллегии ЕЭК от 15.11.2016 №20 «О Положении о добавлении лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары» (далее - «Рекомендация ЕЭК») приведены подробные рекомендации касательно того, какие обстоятельства сделки необходимо исследовать При решении вопроса о том, относятся или нет лицензионные платежи к ввозимым товарам и является или нет их уплата условием продажи товаров для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС.

В соответствии пунктом 8 Рекомендации ЕЭК лицензионные платежи относятся к ввозимым товарам, если:

1) товары содержат объект интеллектуальной собственности или

2) товары произведены с использованием объекта интеллектуальной собственности.

Лицензионные платежи, которые уплачиваются за права использования товарных знаков и технологий в отношении товаров, произведенных на территории РФ, не относятся к ввозимым товарам, поскольку ввозимые товары никоим образом не участвуют в производстве на территории РФ. Товары, ввезенные из-за границы и задекларированные Обществом в декларациях на товары №№10013160/040521/0260238, 10013160/010621/0326732 перепродаются потребителям в неизменном виде, они не перерабатываются и не изменяются иным образом.

В соответствии п.9 Рекомендации ЕЭК условие о том, что уплата лицензионных платежей является условием продажи ввозимых товаров, выполняется при наличии следующих факторов и обстоятельств, сопутствующих продаже и ввозу этих товаров:

·наличие во внешнеэкономическом договоре (контракте), в соответствии с которым оцениваемые (ввозимые) товары продаются для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС, или в иных документах, связанных с продажей таких товаров, положений, касающихся уплаты лицензионных платежей;

·наличие в лицензионном договоре положений, касающихся продажи оцениваемых (ввозимых) товаров;

·наличие во внешнеэкономическом договоре (контракте), в соответствии с которым оцениваемые (ввозимые) товары продаются для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС, и (или) в лицензионном договоре положения о возможности расторжения внешнеэкономического договора (контракта) в случае неуплаты покупателем (лицензиатом) правообладателю лицензионных платежей;

·наличие в лицензионном договоре условия, запрещающего производителю (продавцу) изготавливать и (или) продавать покупателю товары, созданные с использованием объектов интеллектуальной собственности правообладателя, в случае неуплаты последнему соответствующего вознаграждения;

·наличие в лицензионном договоре условия, позволяющего правообладателю осуществлять контроль за производством товаров или их продажей производителем (продавцом) покупателю (продажей товаров для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС), который выходил бы за рамки контроля качества.

Данные факторы и условия так же, как и условие о том, что лицензионные платежи относятся к ввозимым товарам, имеют место в отношении товаров, ввозимых из-за границы, а не произведенных на территории РФ.

Таким образом, в нарушение п.п.9, 10 ст. 38 ТК ЕАЭС Таможней неправомерно и неверно произведен расчет размера дополнительных начислений. Таможней в расчет включены дополнительные начисления, не подлежащие включению в таможенную стоимость. Лицензионные платежи уплаченные Обществом по лицензионным договорам в отношении товаров, производимых на территории РФ, не относятся к ввезенным и задекларированным товарам по декларациям на товары №№10013160/040521/0260238, 10013160/010621/0326732 и не подлежат включению в таможенную стоимость ввозимых товаров.

В соответствии с п/п. 7 п.1 ст.40 ТК ЕАЭС к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, должен добавляться лицензионный платеж, который относится к ввозимым товарам и который прямо или косвенно произвел или должен произвести покупатель в качестве условия продажи ввозимых товаров для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС.

НДС, уплачиваемый в бюджет РФ, не может рассматриваться как платеж или часть платежа, произведенного для целей допущения вывоза товаров из страны экспорта.

В то же время, согласно п/п 3 п.2 ст.40 ТК ЕАЭС пошлины, налоги и сборы, взимаемые в связи с ввозом и продажей товаров на территории ЕАЭС (т.е. внутренние налоги РФ в данном случае), не включаются в таможенную стоимость ввозимых товаров.

Таким образом, действующее таможенное законодательство не устанавливает, что взимаемые в стране ввоза (в данном случае - в Российской Федерации) в установленном порядке налоги с лицензионного платежа должны увеличивать или уменьшать таможенную стоимость ввезенных товаров, в таможенной стоимости учитывается собственно сумма лицензионного платежа, определяемая в соответствии с условиями лицензионного договора покупателя импортируемого товара с правообладателем. Кроме того, из указанных законоположений прямо следует, что в таможенную стоимость в любом случае не включаются лицензионные платежи в отношении товаров, которые произведены на территории Российской Федерации, поскольку они не могут рассматриваться как ввозимые товары и в отношении таких товаров таможенное администрирование не осуществляется в принципе.

Следует учитывать, что НДС является косвенным налогом (в отличие от налога на прибыль), то есть налогом на потребление и фактически взимается с покупателя товаров (работ или услуг) дополнительно к стоимости реализуемых ему товаров (работ, услуг) и перечисляется продавцом в бюджет, то есть НДС добавляется к стоимости и не формирует часть цены товара, которая может считаться экономическим доходом/выручкой продавца.

Так, согласно п.1 ст.168 Налоговый кодекс РФ при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), соответствующую сумму НДС. Для целей учета своих доходов от продажи продавец признает выручку от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС (п.1 ст.248 НК РФ).

В случае, когда обязанности по перечислению НДС в бюджет возложены на налогового агента (налогоплательщик не может исполнить данную обязанность самостоятельно), НК РФ установлены особенности определения налоговой базы по НДС - в таком случае налоговая база по НДС определяется как сумма доходов от реализации с учетом налога (например, п.1 ст.161 НКРФ).

При этом, особенности определения налоговой базы по НДС в зависимости от фактических обстоятельств не могут оказывать влияния на гражданско-правовые отношения между продавцом и покупателем с точки зрения формирования цены реализуемого актива, то есть без согласия на то сторон увеличивать или уменьшать согласованную по договору цену/стоимость услуг иностранного исполнителя по сравнению с ситуацией, когда услуги реализуются российским лицом.

Таким образом, расчетное и одностороннее «увеличение стоимости» покупателем - налоговым агентом исключительно для целей определения налоговой базы по НДС не изменяет цену товаров (работ, услуг) по договору.

Именно такой позиции следовало Общество, то есть исключительно для целей расчета налоговой базы по НДС Общество расчетным путем увеличивало сумму лицензионного платежа, предусмотренную Лицензионный договором, что подтверждается Актами по Лицензионному договору.

В случае исчисления НДС налоговым агентом аналогично внутрироссийским операциям налоговый агент составляет счет-фактуру, в котором по правилам ст.169 НК РФ указывается цена (тариф) товара (работы, услуги) без учета НДС (графа 4), сумма НДС (графа 7) и стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), с учетом суммы НДС (графа 9).

Таким образом, в рассматриваемой ситуации происходит не изменение (увеличение) размера лицензионного платежа по лицензионному договору, а искусственное/расчетное увеличение стоимости исключительно для целей определения налоговой базы по НДС и только в целях уплаты НДС (то есть данное действие не оказывает влияния на иные отрасли российского законодательства, в том числе на гражданско-правовые аспекты, не приводит к получению лицензиаром экономического дохода в большем размере, а также не влияет на базу для исчисления иных налогов, в том числе налога на прибыль). Иная логика приводила бы к выводу о том, что налоговое законодательство влияет на гражданско-правовые отношения сторон (а именно на размер согласованной ими цены услуг) - причем влияет не во всех случаях, а выборочно (в случае российского продавца цена не меняется, а в случае иностранного - увеличивается).

В силу того, что п/п.7 п.1 ст.40 ТК ЕАЭС предусматривает, что в состав таможенной стоимости ввозимых товаров добавляется сумма лицензионного платежа, то для определения размера такого платежа необходимо руководствоваться условиями договора, а также положениями гражданского законодательства РФ, а не порядком определения налоговой базы, предусмотренной исключительно в целях одной из глав НК РФ.

Включение в таможенную стоимость ввозимых товаров суммы НДС приводит к взиманию налога с налога: НДС взимается с суммы лицензионного платежа и впоследствии НДС взимается с таможенной стоимости ввозимых товаров, включающей НДС с лицензионного платежа. Данный подход противоречит базовым принципам налогообложения, согласно которым объектом налогообложения (ст.38 НК РФ) является реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. При этом сам налог не может формировать объект налогообложения.

Так, согласно п/п. 4 п.1 ст.309 НК РФ, что доходы от использования в РФ прав на объекты интеллектуальной собственности (роялти) относятся к доходам иностранной организации от источников в России и подлежат налогообложению по ставке 20% (если иное не предусмотрено международным договором).

Следовательно, позиция Таможни о том, что налог на прибыль у источника в России должен взиматься с суммы лицензионного платежа, включающей НДС, противоречит положениям НК РФ.

Таким образом, размер лицензионного платежа для целей налога на прибыль не включает российский НДС, что еще раз свидетельствует о том, что формула расчета налоговой базы, предусмотренная исключительно для целей НДС, не влияет на размер лицензионного платежа, который установлен договором, и сумма такого исчисленного НДС не должна применяться в целях определения таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии с п.1 ст.40 ТК ЕАЭС.

При таких обстоятельствах, в таможенную стоимость ввезенных товаров подлежат включению только те лицензионные платежи, которые относятся к ввозимым товарам, рассчитываются от чистых продаж ввозимых иностранных товаров, а те лицензионные платежи, которые уплачиваются в отношении произведенных в России товаров не должны добавляться к таможенной стоимости, так же как и НДС, уплаченный Обществом как налоговым агентом с лицензионных платежей, так как это противоречит нормам таможенного законодательства.

В свою очередь, Заявитель представил таможенному органу все необходимые документы, раскрывающие структуру таможенной стоимости товара, ввезенного по ДТ, подтверждающие заявленные им сведения и позволяющие применить основной метод определения таможенной стоимости.

Оспариваемое Решение нарушает права и законные интересы Заявителя при осуществлении предпринимательской деятельности. В связи с тем, что таможенная стоимость товара, задекларированного по ДТ, была незаконно завышена, увеличился размер базы для исчисления таможенных платежей.

При таких обстоятельствах представляется правомерным вывод суда первой инстанции о необходимости удовлетворения заявленных Обществом требований.

Возражения ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, апелляционным судом проверены в полном объеме, однако не могут быть приняты во внимание, поскольку не влекут иных выводов апелляционного суда, чем тех, которые суд изложил в настоящем судебном акте.

При этом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.

Суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч.4 ст.270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.

Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда города Москвы от 25.04.2022 по делу №А40-286907/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья: В.А. Свиридов

Судьи: С.Л. Захаров

Т.Б. Краснова

Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.