НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2019 № А40-269664/18

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 09АП-12921/2019

г. Москва Дело № А40-269664/18

03 апреля 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2019 года

Постановление изготовлено в полном объеме 03 апреля 2019 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,

судей:

Лепихина Д.Е., Марковой Т.Т.,

при ведении протокола

секретарем судебного заседания Омаровым А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО «Приоритетная Логистика»

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.01.2019 по делу № А40-269664/18

принятое судьей Дейна Н.В.

по заявлению ООО «Приоритетная Логистика»

к Центральной энергетической таможне

о признании незаконными отказа,

в присутствии:

от заявителя:

Бугрова Н.В. по доверенности от 01.12.2018, Семенов В.А. руководитель;

от заинтересованного лица:

Щербаков О.В. по доверенности от 28.12.2018;

У С Т А Н О В И Л:

ООО «Приоритетная Логистика» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Центральной энергетической таможне об оспаривании решения от 24.09.18 от отказе в регистрации ДТ № 10006063/240918/2200426 и решения от 25.10.18 № 21-24/18.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.01.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.

Заявитель полагает, что судом не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.

В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражал против апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.

Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.

Поддерживая вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, а также отклоняя доводы апелляционной жалобы, апелляционная коллегия исходит из следующего.

24.09.2018 года таможенным представителем ООО «Приоритетная Логистика» по поручению декларанта ООО «Балтик Граунд Сервисес ру» на Межрегиональный энергетический таможенный пост ЦЭТ (далее - МрЭТП ЦЭТ, таможенный пост) подана декларация на товар: средние дистилляты, топливо для реактивных двигателей, керосин авиационный, марка ТС-1 (далее - ДТ).

Заявлен классификационный код в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) - 2710 19 210 0. Страна назначения - Эстония. Таможенным постом в регистрации ДТ №10006063/240918/2200426 было отказано на основании следующего.

В соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 257 «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» (далее - Инструкция) при декларировании в графе 31 декларации на товары указываются сведения о наименовании (торговое, коммерческое или иное традиционное наименование) товара и сведения о производителе (при наличии сведений о нем), товарных знаках, марках, моделях, артикулах, сортах, стандартах и иных технических и коммерческих характеристиках, а таюке сведения о количественном и качественном составе декларируемого товара.

При помещении товаров, имеющих признаки объектов экспортного контроля (область применения, технические характеристики, химический состав, назначение и т.д.), в графе 44 ДТ указывается номер, дата и срок действия (в случае, если срок действия ограничен) документа, подтверждающего соблюдение запретов и ограничений, установленных международными договорами государств - членов Союза, решениями Комиссии Таможенного союза, Евразийской экономической комиссии и нормативными правовыми актами государств - членов Союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Союза.

В графе 44 вышеуказанной ДТ отсутствовали сведения о документах подтверждающих соблюдение мер экспортного контроля, таким образом, на основании подпункта 4 пункта 5 статьи 111 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (в ДТ не указаны сведения, подлежащие указанию в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования). Таможенным постом принято решение об отказе регистрации ДТ №10006063/240918/2200426 (с информационной системе таможенного органа ДТ под номером 100006063/240918/0000001).

26.09.2018 года Обществом подана жалоба №1-Ж на решение МрЭТП ЦЭТ об отказе в регистрации ДТ№ 10006063/240918/2200426 и предоставлении документа о соблюдении запретов и ограничений при экспорте товаров (далее - Жалоба). В удовлетворении Жалобы, таможенным органом отказано по нижеуказанным основаниям.

В поданной Обществом ДТ, заявлен товар «топливо для реактивных двигателей марки ТС-1» (2710 19 210 0). В качестве документа, подтверждающего не принадлежность товара к продукции военного назначения в 44 графе ДТ под кодом 01163 было указано заключение Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Российской Федерации (далее - ФСВТС России) от 04 сентября 2018 года №13181022567.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1083 «Вопросы Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству», ФСВТС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами.

При этом осуществление экспортного контроля в функции ФСВТС России не входит.

Согласно ст. 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем. Таможенное декларирование осуществляется в электронной форме.

В декларации на товары указываются, в том числе, код товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, сведения о соблюдении запретов и ограничений (п. 1 ст. 106 ТК ЕАЭС).

В соответствии со ст. 108 ТК ЕАЭС, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации, за исключением случаев, когда исходя из особенностей таможенного декларирования товаров, такие документы могут отсутствовать на момент подачи таможенной декларации. К таким документам относятся, в том числе документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.

Запреты и ограничения - применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с

Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов (пп. 10 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС).

Согласно ст. 1 Федерального закона «Об экспортном контроле» от 18 июля 1999 года № 183-ФЗ (далее - Федеральный закон № 183-ФЗ) контролируемые товары и технологии - это сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности (права на них), которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, а также продукция, являющаяся особо опасной в части подготовки и (или) совершения террористических актов.

Экспортный контроль - это комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного Федеральным законом № 183-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов.

Экспортный контроль в Российской Федерации осуществляется посредством методов правового регулирования внешнеэкономической деятельности, включающих в себя, в том числе: идентификацию контролируемых товаров и технологий, то есть установление соответствия конкретных сырья, материалов, оборудования, научно-технической информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами внешнеэкономических операций, товарам и технологиям, включенным в списки (перечни); разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями, предусматривающий лицензирование или иную форму их государственного регулирования (ст. 7 Федерального закона № 183-ФЗ).

В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 183-ФЗ списки (перечни) контролируемых товаров и технологий утверждаются указами Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. Указы Президента Российской Федерации об утверждении списков (перечней) контролируемых товаров и технологий вступают в силу не ранее чем через три месяца со дня их официального опубликования. Списки (перечни) контролируемых товаров и технологий разрабатываются федеральными органами исполнительной власти с привлечением представителей Федерального Собрания Российской Федерации, промышленных и научных организаций, их ассоциаций и союзов.

Согласно Решению межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 21.09.2004 № 190 «О типовых списках товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, и общих требованиях к порядку контроля за осуществлением внешнеэкономических операций с товарами и технологиями, подлежащими экспортному контролю» к высокоэнергетическим веществам, относятся вещества с удельной теплотой сгорания 40x106 Дж/кг и выше.

Поскольку «топливо для реактивных двигателей марки ТС-1» имеет удельную теплоту сгорания более 40 х 106 Дж/кг, то оно относится к высокоэнергетическим веществам, подлежащим экспортному контролю.

Товары, классифицируемые в товарной подсубпозиции 2710 19 210 0 ТН ВЭД ЕАЭС, являются высокоэнергетическими веществами и входят в список материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия, и в отношении которых установлен экспортный контроль, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 08.08.2001 № 1005 «Об утверждении списка оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль» (далее - указ Президента Российской Федерации №1005) (номер позиции в списке -4.3.2.6.). "

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 № 691 (изменения ред. от 04.04.2018) (далее - постановление Правительства РФ №691) «Об утверждении Положения о лицензировании внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль» устанавливает правила выдачи лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов и в отношении которых в соответствии со списками (перечнями) контролируемых товаров и технологий, утверждаемыми указами Президента Российской Федерации, установлен экспортный контроль (далее -контролируемая продукция).

Под внешнеэкономическими операциями в постановлении Правительства РФ №691 понимаются экспорт и импорт, а также иные формы передачи (международного обмена) контролируемой продукции, осуществляемые на основании договоров (контрактов, соглашений), заключаемых между российскими и иностранными лицами.

Согласно п. 2 постановления Правительства РФ №691 лицензии на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемой продукцией (далее -лицензии) выдаются Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (далее - ФСТЭК России, лицензирующий орган) на основании заявлений российских участников внешнеэкономической деятельности (далее - заявители) по форме согласно приложению № 1.

Согласно постановлению Правительства РФ от 30 декабря 2008 г. № 1079 «О совершенствовании государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в отношении отдельных видов товаров и технологий в целях обеспечения национальной безопасности» внешнеэкономические операции с контролируемыми товарами и технологиями, предусматривающие их вывоз из России либо передачу иностранным лицам на территории РФ, осуществляются на основании разовых или генеральных лицензий, выдаваемых Федеральной службой по техническому и экспортному контролю.

Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1085 «Вопросы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю» определено, что ФСТЭК России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим реализацию государственной политики, организацию межведомственной координации и взаимодействия, специальные и контрольные функции в области государственной безопасности в том числе и по осуществлению экспортного контроля.

Лицензия является официальным документом, разрешающим заявителю осуществление внешнеэкономических операций с контролируемой продукцией на условиях действия лицензии в течение установленного срока (пункт 4 постановления Правительства РФ №691).

Лицензия используется ее законным владельцем только для совершения тех внешнеэкономических операций с контролируемой продукцией, на осуществление которых такая лицензия выдана.

Указом Президента РФ № 1005 утвержден список оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль.

В статье 20 Федерального закона №183-Ф3 установлено, что российским лицам запрещается заключать, совершать внешнеэкономические сделки с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них) или участвовать в них любым иным образом в случае, если таким лицам достоверно известно, что данные товары, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности будут использованы иностранным государством или иностранным лицом для целей создания оружия массового поражения и средств его доставки либо для подготовки и (или) совершения террористических актов.

Российские участники внешнеэкономической деятельности обязаны получить в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, разрешение межведомственного координационного органа по экспортному контролю на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), не подпадающими под действие списков (перечней), указанных в ст. 6 Федерального закона №183-Ф3, в случаях, если российские участники внешнеэкономической деятельности имеют основания полагать, что эти товары, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности (права на них) могут быть использованы для создания оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники или приобретаются в интересах лиц, в отношении которых имеются полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации сведения об их участии в террористической деятельности, либо если российские участники внешнеэкономической деятельности информированы в письменной форме об этом специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона №183-Ф3 внешнеэкономические сделки с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), на которые в соответствии со статьями 6 и 20 Федерального закона №183-Ф3 распространяется экспортный контроль, подлежат государственной экспертизе. Государственная экспертиза проводится федеральными органами исполнительной власти и заключается в анализе документов и информации, имеющих отношение к внешнеэкономической сделке, в целях определения ее соответствия международным обязательствам Российской Федерации, государственным интересам и требованиям экологической безопасности. Результаты государственной экспертизы являются основанием для выдачи либо отказа в выдаче лицензии или разрешения, предусмотренных статьями 19 и 20 Федерального закона №183-Ф3.

Согласно ст. 24 Федерального закона №183-Ф3 идентификация контролируемых товаров и технологий, а также совершение всех необходимых действий, связанных с получением лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями или разрешений на их вывоз из Российской Федерации без лицензий, является обязанностью российского участника внешнеэкономической деятельности.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 1005 товары, классифицируемые в товарных подсубпозициях 2710 11 700 0 и 2710 19 210 0 ТН ВЭД ЕАЭС подлежат экспортному контролю. Помещение товаров под таможенные процедуры, связанные с их вывозом с территории Российской Федерации, возможно при наличии одного из следующих документов:

-лицензии ФСТЭК России;

-разрешения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации;

-заключения ФСТЭК России о не отнесении товаров к товарам, включенным в списки контролируемых товаров и технологий, либо о возможности безлицензионного вывоза (ввоза) контролируемых товаров и технологий.

Как верно указал суд первой инстанции, ссылки заявителя на то, что декларируемый товар не подпадает под действие п. 4.3.2.6 Списка оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль, утвержденного Указом Президента Российской Федерации № 1005, не свидетельствуют об отсутствии в рассматриваемом случае обязанности ООО «Балтик граунд сервисес ру» провести идентификацию декларируемых товаров, поскольку в ч. 2 ст. 20 Федерального закона №183-Ф3, в котором прямо указано, что российские участники внешнеэкономической деятельности обязаны получить в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, разрешение межведомственного координационного органа по экспортному контролю на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), не подпадающими под действие списков (перечней), указанных в ст. 6 Федерального закона№183-ФЗ.

С учетом изложенного, на товары, классифицируемые в товарной подсубпозиции 2710 19 210 0 ТН ВЭД ЕАЭС необходимо предоставление разрешительных документов ФСТЭК России, полученных в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2005 год №517 «О порядке получения разрешения комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы иностранным государством или иностранным лицом в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо приобретаются в интересах организаций или физических лиц, причастных к террористической деятельности».

На участнике внешнеэкономической деятельности лежит обязанность провести идентификацию декларируемых товаров и получить в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, разрешение межведомственного координационного органа по экспортному контролю на осуществление внешнеэкономических операций с декларируемыми товарами.

Руководствуясь статьей 298 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» таможенным органом принято решение от 25.10.2018 №21-24/18 по жалобе на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица (далее - Решение №21-24/18).

На основании требований действующего законодательства Российской Федерации в области государственной безопасности по осуществлению экспортного контроля в отношении экспортируемых товаров, которые могут быть использованы иностранным государством или иностранным лицом для целей создания оружия массового поражения и средств его доставки либо для подготовки и (или) совершения террористических актов, таможенным органом принято Решение №21-24/18,

Таким образом, решение МрЭТП ЦЭТ об отказе в регистрации ДТ№ 10006063/240918/2200426 и принятое ЦЭТ Решение №21-24/18, являются правомерными и обоснованными, а доводы, изложенные в исковом заявлении ООО «Приоритетная Логистика противоречат требованиям права Евразийского экономического союза и действующего законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

Касательно письма ФТС России, которое Заявитель приводит в качестве довода в своей апелляционной жалобе, апелляционный суд отмечает следующее.

Пунктом 2 статьи 1 ТК ЕАЭС установлено, что международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования являются регулирующие таможенные правоотношения международные договоры, включая ТК ЕАЭС, и акты, составляющие право ЕАЭС (статья 6 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.).

Таким образом, письма не носят нормативно-правового характера и не входят в систему нормативно-правовых норм, регулирующих публичные таможенные правоотношения.

При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.

Заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда города Москвы от 28.01.2019 по делу № А40-269664/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья: Л.Г. Яковлева

Судьи: Д.Е. Лепихин

Т.Т. Маркова