ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 09АП-46838/2022
г. Москва Дело № А40-76549/22
25 августа 2022 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи М.В. Кочешковой,
рассмотрев апелляционную жалобу ООО «ШПААРМАНН 1836»
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.06.2022 по делу № А40-76549/22,
по заявлению ООО «ШПААРМАНН 1836»
к Московской областной таможне
об оспаривании постановления,
без вызова сторон,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «ШПААРМАНН 1836» (далее – Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Московской областной таможне о признании незаконным и отмене постановления от 10.03.2022 года по делу №10013000-000774/2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 14.06.2022 по делу № А40-76549/22 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон на основании ст. 272.1 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
При исследовании материалов дела установлено, что Московской областной таможней вынесено постановление №10013000-000774/2022 от 10.03.2022 о привлечении ООО «ШПААРМАНН 1836» к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.
Из оспариваемого постановления следует, что правонарушение заключалось в подаче на Московский областной пост таможенный пост таможенной декларации № ДТ10013160/271221/3069649 для помещения товара под таможенную процедуру - выпуск для внутреннего потребления, сопровождавшейся недействительными разрешительными документами, а именно, согласно выводам административного органа документами не имеющими юридической силы - декларациями о соответствии № РОСС RU Д-DE.AK). 18.В. 00139/20 от 04.09.2020, №РОСС RU Д-DE.AK). 18.В. 00140/20 от 04.09.2020, что повлекло нарушение ограничений и запретов, предусмотренных Постановлением Правительства РФ №982 от 01.12.2009.
Не согласившись с указанным постановлением, Заявитель обратился в арбитражный суд первой инстанции с заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований Заявителя, суд первой инстанции правомерно согласился с доводами таможенного органа, при этом исходил из следующего.
Как установлено при рассмотрении дела, 27.12.2021 таможенным представителем ООО «ШПААРМАНН 1836» (115093, Москва г, Павловская ул, д. 27, стр. 5, комната 9 эт. 1 антресоль, ИНН 7725492401, КПП 772501001, ОГРН 1187746483320, ОКПО 28568015, свидетельство о включения в реестр таможенных представителей № 1351 от 23.08.2021, дата регистрации в качестве юридического лица 17.05.2018) во исполнение договора таможенного представителя с декларантом № ВТ-Ш/23.11.21 от 13.12.2021 от имени и по поручению ООО «В-ТРЕЙД» (127287, Москва, ул. Хуторская 2-я, д. 38а, стр. 9, эт/пом. 2/VII, ком. 25, ИНН 7713484830, КПП 771301001, ОГРН 1217700455059, ОКПО 70720032, дата регистрации в качестве юридического .27.09.2021) подало на Московский областной таможенный Пост (ЦОД) МОТ декларацию на товары (далее - ДТ) № 10013160/271221/3069649 для помещения товара под таможенную процедуру - выпуск для внутреннего потребления.
Товары, заявленные в ДТ № 10013160/271221/3069649, представляют собой «Вещества поверхностно-активные органические; поверхностно-активные средства, моющие средства (включая вспомогательные моющие средства) и средства чистящие», производитель «WERNER & MERTZ ОМВП», товарный знак «FROSCH», общей ценой товара 7 441, 12 Долларов США, общим весом нетто 18 668, 168 кг, весом брутто 19 239, 205 кг, кода ТН ВЭД ЕАЭС 3402209000, 3405400000, 3307490000, 3402209000.
Товар, заявленный в ДТ № 10013160/271221/3069649, прибыл в регион деятельности Селятинского таможенного поста Московской областной таможни, на автотранспортном средстве с регистрационным номером LLU50038/LLU24NK , по товаросопроводительным документам: CMR № B/N от 17.12.2021, транзитная декларация № 11209103/251221/0499548 от 25.12.2021, инвойс № 9018024735 от 17.12,2021, в рамках контракта № Б/Н от 12.11.2021, заключенного с фирмой «ERDALREX СтМВН» (Германия).
Заявленный к таможенному оформлению товар № 1 попадает под действие Решения Комиссии таможенного союза № 299 от 28.05.2010 «О применений санитарных, мер в Евразийском экономическом союзе» подтверждение соответствия которой осуществляется в форме предоставления свидетельства о государственной регистрации, товар № 4, попадает в единый Перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации № 982 от 01.12.2009.
Подача деклараций № 10013160/271221/3069649 сопровождалась предоставлением свидетельств о государственной регистрации №№ RU.77.01.34.015.E.001144.05.19 от 15.05.2019, RU.77.01.34.015.E.001145.05.19 от 15.05.2019, RU.77.01.34.015.E.001148.05.19 от 15.05.2019, RU.77.01.34.015.E.001149.05.19 от 15.05.2019, RU.77.01.34.015.E.001150.05.19 от 15.05.2019, RU.77.01.34.015.E.001157.05.19 от 15.05.2019 (товар № 1), деклараций о соответствии №№ РОСС RU Д-DЕ.АЮ18..В.00139/20 от 04.09.2020, РОСС RU Д- DЕ.АЮ18.В.00140/20 от 04.09.2020 (товар № 4).
В разрешительных документах, представленных на товары №№ 1,4, заявителем является ООО «Торговый дом ЮСТ».
В графе 44 ДТ № 10013160/271221/3069649 информация о доверенности на использование вышеуказанных разрешительных документов отсутствует.
21.12.2021 в МОТ поступило письмо от ООО «Торговый дом ЮСТ» (вх, 36942 от 21.12.2021) в котором общество сообщает, что ООО «Торговый дом ЮСТ» уполномочено выполнять функции иностранного изготовителя Эрдал Рекс Гмбх (Вернер&Мерц Групп), в части обеспечения соответствия поставляемой продукции требованиям технических регламентов, национальных стандартов на территории Таможенного союза.
На основании доверенности ООО «Торговый дом ЮСТ» наделено правом на оформление документов о соответствии поставляемой продукции требованиям технических регламентов, национальных стандартов на территории Таможенного Союза.
ООО «Торговый дом ЮСТ», являясь держателем разрешительных документов, полученных на территории РФ, не выдавало каким-либо организациям доверенность на использование следующих разрешительных документов:
1. Свидетельства о государственной регистрации: №№ RU.77.01.34.015.E.001144.05.19 от 15.05.2019, RU.77.01.34.015.E.001145.05.19 от 15.05.2019, RU.77.01.34.015.E.001146.0.5.19 от 15.05.2019, RU.77.01.34.015.E.001147.05.19 от 15.05.2019, RU.77.01.34.015.E.001148.05.19 от 15.05.2019, RU.77.01.34.015.E.001149.05.19 от 15.05.2019, RU,77.01.34.015.E.001150.05.19 от 15.05.2019, RU.77.01.34.015.E.001151.05.19 от 15.05.2019, RU.77.01.34.015.E.001152.05.19 от 15.05.2019, RU.77.01.34..015.E.001153.05.19 от 15.05.2019, RU.77.01.34.015.E.00n54.05.19 от 15.05.2019, RU.77.01.34.015.E.001155.05.19 от 15.05.2019, RU.77.01.34.015.E.001156.05.19 от 15.05.2019, RU.77.01.34.015.E.001157.05.19 от 15.05.2019, RU.77.01.34.015.E.001159.05.19 от 15.05.2019, RU.77.01.34.015.E.001409.06..19 от 17.06.2019,
2. Декларации о соответствии: №№ РОСС RU Д- DЕ.АЮ18.В.00138/20 от 04.09.2020, РОСС RU Д- DЕ.АЮ18.В.О0140/20 от 04,09.2020, ЕАЭС № RU Д- DЕ.АД37.В.07872/20 от 25.08.2020, ЕАЭС № RU Д- DЕ.АД37.В.02589/19 от 22.05.2019, ЕАЭС № RU Д-DЕ.АД37.В.08339/20 от 03.09.2020, РОСС RU Д-DЕ.АЮ18.В.00139/20 от 04.09.2020,
3. Протоколы испытаний на определение наличия спиртосодержащих веществ- этилового спирта: №№ 203-15-19/э от 14.05.2019, 205-15-19/э от 14.05.2019, 206-15- 19/э от 14.05.2019, 204-15-19/э от 14.05.2019, 192-15-19/э от 13.05.2019, 207-15-19/э от 15.05.2019, 211-15-19/э от 16.05.2019, 209-15-19/э от 15.05.2019, 210-15-19/э от 15.05.2019, 208-15-19/э от 15.05.2019, 175-10-20/3 от 19.05.2020, 196-15-19/э от 13.05.2019, 194-15-19/:) от 13.05.2019, 193-15-19/э от 13.05.2019, 195-15-19/э от 13.05.2019, 202-15-19/э от 14.05.2019, 311-10-20/э от 08.07.2020, 201-15-19/э от 14.05.2019, 624-10-20/э от 07.10.2020, 198-15-19/э от 13 мая 2019, 197-15-19/э от 13.05.2019, 199-15-19/э от 14.05.2019, 200-15-19/э от 14.05.2019.
ООО «Торговый дом ЮСТ» доверенность на использование вышеуказанных документов не выдавал.
ООО «Торговый дом ЮСТ» заявляет, что любое использование вышеперечисленных документов без разрешения ООО «Торговый дом ЮСТ» является неправомерным и нарушающим права Общества.
Таким образом, представленные к таможенному оформлению свидетельства о государственной регистрации №№ RU.77.01.34.015.E.001144.05.19 от 15.05.2019, RU.77.01.34.015.E.001145.05.19 от 15.05.2019, RU.77.01.34.015.E.001148.05.19 от 15.05.2019, RU.77.01.34.015.E.001149.05.19 от 15.05.2019, RU.77.01.34.015.Е.001150.05.19 от 15.05.2019, RU.77.01.34.015.E.001157.05.19 от 15.05.2019 (товар № 1), декларации о соответствии №№ РОСС RU Д- DЕ.АЮ18.В.()0139/2() от 04.09.2020, РОСС RU Д- DЕ.АЮ18.В.00140/20 от 04.09.2020 (товар № 4), не распространяют свое действие на товары №№ 1,4, по ДТ № 10013160/271221/3069649 и, следовательно, являются недействительными документами в отношении товара, заявленного по данной ДТ.
27.12.2021 ДТ№ 10013160/271221/3069649 была выпущена в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
Таким образом, таможенный представитель ООО «ШПААРМАНН 1836» (115093, Москва г, Павловская ул, д. 27, стр. 5, комната 9 эт. 1 антресоль, ИНН 7725492401, КПП 772501001, ОГРН 1187746483320, ОКНО 28568015, свидетельство о включения в реестр таможенных представителей № 1351 от 23.08.2021, дата регистрации в качестве юридического лица 17.05.2018) 27.12.2021 при таможенном декларирований товаров по ДТ № 10013160/271221/3069649 представил на МОТП (ЦЭД) МОТ (115404, г. Москва, ул. 6 Радиальная, д. 1) недействительные разрешительные документы, а именно свидетельства о государственной регистрации сопровождалась предоставлением свидетельств о государственной регистрации №№ RU.77.01.34.015.E.001144.05.19 от 15.05.2019, RU.77.01.34.015.R001145.05.19 от 15.05.2019, RU.77.0L34.015.E.001148.05.19 от 15.05.2019, RU.77.01.34.015,E.001149.05.19 от 15.05.2019, RU.77.01.34.015.E.001150.05.19 от 15.05.2019, RU.77.01.34.015.E.001157.05.19 от 15.05.2019 (товар № 1), деклараций о соответствии №№ РОСС RU Д DЕ АЮ18.В.00139/20 от 04.09.2020, РОСС RU Д- DЕ.АЮ18.В.00140/20 от 04.09.2020 (товар № 4), без разрешения (доверенности) от ООО «Торговый дом ЮСТ», что послужило основанием для не соблюдения установленных Постановлением Правительства Российской Федерации № 982 от 01.12.2009, Решением Комиссии таможенного союза Ш 299 от 28.05.2010 «О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе» ограничений в отношении товаров №1,4, заявленных в ДТ № 10013160/271221/3069649.
По данному факту 28.01.2022 должностным лицом МОТП (ЦЭД) в отношении ООО «ШПААРМАНН 1836» составлен протокол об административном правонарушении по ч. 3 ст. 16.2 КоАП России.
При подготовке к рассмотрению от генерального директора ООО «ШПААРМАНН 1836» Токарева С.В. поступили письменные пояснения, из которых следует, что по делу об АП отсутствуют признаки недействительности разрешительных документов как обязательного признака состава административного правонарушения по следующим обстоятельствам.
Согласно поступившему ответу (письмо от 09.03.2022 № 01-ФТС) генерального директора ООО «В-ТРЕЙД» Никитана В.И. следует, что изготовитель товаров бытовой ХИМИИ ВЕРНЕР&МЕРЦ ГМБХ (WERNER&MERTZ GMBX), в лице своей дочерней торговой компании ЭРДАЛ РЕКС ГМБХ (Erdal-Rex GmbH]; заключил с ООО «В- ТРЕЙД» (с ИНН 7713484830) Договор б/н от 27 октября 2021 года (Приложение № 1).
По условиям Договора б/н от 27.10.2021, ООО «В-ТРЕЙД» выполняет на территории таможенного союза -ЕАЭС функции иностранного изготовителя в части обеспечения соответствия продукции маркированной товарными знаками ВЕРНЕР&МЕРЦ ГМБХ и ЭРДАЛ РЕКС ГМБХ, требованиям технических регламентов ЕАЭС и национальных стандартов-РФ, получило право размещения продукции компании ЭРДАЛ РЕКС ГМБХ на таможенной территории ЕАЭС и РФ.
В соответствии с указанным Договором б/н от 27 октября 2021 года, - ООО «В- Трейд» осуществляется контроль за соблюдением законодательства о техническом регулировании при перемещении товаров через таможенную границу.
Получение разрешительных документов в интересах изготовителя ВЕРНЕР&МЕРЦ ГМБХ и ЭРДАЛ РЕКС ГМБХ не производилось.
Договор б/н от 27.10.2021 является формой оформления полномочий Представителя и предоставляет правовую возможность получения в интересах изготовителя разрешительной документации в течение периода сотрудничества при наличии поручения. Поручений на оформление разрешительных документов изготовителем не направлялось, поскольку ранее полученные разрешительные документы не утратили силу, а изготовителем не поставлялась и не планируется поставка продукции, требующей получения разрешительных документов, то необходимость их оформления отсутствует.
ООО «В-ТРЕИД» является официальным поставщиком продукции группы компаний ВЕРНЕР&МЕРЦ ГМБХ на основании Договора поставки б/н от 12.11.2021 (Приложение № 2) в связи с чем, изготовителем, в целях обеспечения перемещения товаров, были переданы копии разрешительных документов в отношении продукции, подлежащей поставки, (учредитель компании-поставщика ЭРДАЛ РЕКС ГМБХ] подтвердил своим письмом от 12.1.1.2021 (Приложение №3).
Скан-копия письма компании ВЕРНЕР&МЕРЦ ГМБХ от 12.11.2021 была передана ООО «В-ТРЕЙД» представителем доставщика при заключении договора поставки 12.11.2021 с дочерней компанией ВЕРНЕР&МЕРЦ ГМБХ - ЭРДАЛ РЕКС ГМБХ, о чем прямо указано в письме ВЕРНЕР&МЕРЦ ГМБХ от 09.03.2022 (Приложение № 4), полученное на адрес корпоративной электронной почты ООО «В- ТРЕЙД» (скрип-копия экрана о получении письма от 09,03,2022 на электронную почту ООО «В-ТРЕЙД» - Приложение №5).
ООО «Торговый дом ЮСТ» не передавало разрешительную документацию в адрес ООО «В-ТРЕЙД», поскольку владельцем такой разрешительной документации в соответствии с договором между ВЕРНЕР&МЕРЦ ГМБХ и ООО «Торговый дом ЮСТ» №01 от 01.07.2020 о выполнении на территории таможенного союза - ЕАЭС функции Доверителя в части обеспечения соответствия продукции требованиям технических регламентов, национальных стандартов, является изготовитель - ВЕРНЕР&МЕРЦ ГМБХ. Договор №01 от 01.07.2020 был расторгнут, о чем компания ВЕРНЕР&МЕРЦ ГМБХ уведомила ООО «В-ТРЕЙД» своим письмом от 02.02.2022.
Полномочия ООО «Торговый дом ЮСТ» в качестве Поверенного изготовителя товаров бытовой химии ВЕРНЕР&МЕРЦ ГМБХ прекращены, аналогичные полномочия переданы ООО «В-Трейд» на основании Договора б/н от 27.10.2021.
Заключенный компанией ЭРДАЛ РЕКС ГМБХ и «ТД ЮСТ» Договор поставки от 10.12.2010 №1101, расторгнут, что следует из письма ЭРДАЛ РЕКС ГМБХ от 28.10.2021.
Право требования по данному договору к ООО «ТД ЮСТ» переданы ООО «В-ТРЕЙД» на основании договора уступки права требования от 12.11.2021.
Таким образом, ООО «В-ТРЕЙД» обладает всей совокупностью прав компании- изготовителя по взаимоотношениям с ООО «ТД ЮСТ».
ООО «В-ТРЕЙД» предоставило разрешительные документы ООО «ШПААРМАНН 1836» с целью перемещения товаров через таможенную границу РФ. Документы предоставлены изготовителем ВЕРНЕР&МЕРЦ ГМБХ как непосредственным владельцем разрешительных документов, полученных ООО «ТД ЮСТ» в интересах изготовителя.
ООО «В-ТРЕЙД» и ООО «ТД ЮСТ» состоят в отношениях, вытекающих из договора уступки права требования от 12.11.2021 как кредитор (ООО «В-ТРЕЙД») и как должник (ООО «ТД ЮСТ»).
В силу указанного договора ООО «В-ТРЕЙД» получено от компании ЭРДАЛ РЕКС ГМБХ право требования к ООО «ТД ЮСТ» всей суммы задолженности по договору поставки от 10.12,2010 №1101.
ООО «В-ТРЕЙД» не состояло и не состоит более ни в каких иных договорных отношениях с ООО «ТД ЮСТ».
В ходе административного производства был направлен запрос в адрес руководителя ООО «Торговый дом ЮСТ».
Согласно поступившему ответу (письмо от 03.03.2022 № 12) генерального директора ООО «Торговый дом ЮСТ» Никитина А.И. следует, что на основании «Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к продукции (товарам), подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)» (Утверждены Комиссией Таможенного союза 28.05.2010 № 299), а также Постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982 «Об утверждения единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия деклараций о соответствии» и контракта № 1101 от 10.12.2010 (УНК 1012002/3017/0000/2/0 от 21.12.2010) Обществом были оформлены Свидетельства о государственной регистрации и декларации о соответствии.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 27.12.2002 № 184 «О техническом регулировании» и Решением Евразийского межправительственного совета № 10 от 25.10.2019 «О некоторых вопросах применения понятия «уполномоченное изготовителем лицо» в отношении лиц, уполномоченных иностранным изготовителем», между ООО «Торговый Дом ЮСТ» и «Вернер и Мертц ГмбХ» (Германия), являющимся изготовителем продукции, был заключен Договор № 1 от 01.07.2020 «О выполнении функции иностранного изготовителя в части обеспечения соответствия продукции требованиям технических регламентов, национальных стандартов й в части ответственности за несоответствие продукции требованиям технических регламентов, национальных стандартов». Копия прилагается.
ООО «Торговый Дом ЮСТ», с момента заключения контракта № 1101 от 10.12.2010 по настоящее время, доверенность на использование вышеуказанных разрешительных документов не выдавало. Любое использование вышеперечисленных документов без разрешения ООО «Торговый Дом ЮСТ» является неправомерным и нарушающим права Общества.
По состоянию на 03.03.2022 ООО «Торговый Дом ЮСТ» не имеет официально подтвержденной информации от компании «Вернер и Мертц ГмбХ» (Германия) - изготовителя продукции торговых марок Фрош, Эмзаль, Фрош Зеро, о разрешении (праве) использования вышеуказанных разрешительных документов ООО «В-Трейд» (ИНН 7713484830) в таможенных целях.
В ходе административного производства по делу был направлен запрос в отдел торговых ограничений и экспортного контроля таможни с целью предоставлении информации о соблюдении установленных ограничений при таможенном декларировании товаров ООО «ШПААРМАНН 1836».
Согласно поступившему ответу (служебная записка от 01.03.2022 № 19-10/080) следует, что в соответствии с Решением Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 № 299 «О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе» государственной регистрации подлежит продукция, впервые ввозимая на таможенную территорию Евразийского экономического союза. Таким образом, поименованные в служебной записке свидетельства о государственной регистрации легитимны при совершении таможенных операций по указанным в служебной записке декларациям на товары.
По вопросу представления ООО «ШПААРМАНН 1836» при таможенном декларировании по декларациям на товары (далее - ДТ) деклараций о соответствии (ДС), зарегистрированных на продукцию, поименованную в Постановлении Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии», указано следующее.
В соответствий со статьей 29 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия.
В связи с тем, что ООО «Торговый Дом ЮСТ», являющееся заявителем в перечисленных в служебной записке деклараций о соответствии, не давало кому-либо разрешение на право использования ДС, представление указанных ДС при таможенном декларировании другими лицами является неправомерным.
По вопросу представления при таможенном декларировании по указанным в служебной записке ДТ деклараций о соответствии, зарегистрированной на продукцию, подпадающую под действие Технических регламентов ЕАЭС, указано, что в соответствии с пл. в) п. 10 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 12.11.2021 № 130 «О порядке ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия на таможенной территории Евразийского экономического союза», в соответствии с которым использовать документы о соответствии могут лица, уполномоченные заявителем при оценке соответствия или изготовителем посредством предоставления копий документов о соответствии, заверенных печатью заявителя при оценке соответствия или изготовителя.
В связи с тем, что в указанных ДТ отсутствует копия ДС, заверенная печатью заявителя или изготовителя, использование ДС сторонней фирмой является неправомерным.
Оценив объективно, полно и всесторонне имеющиеся в деле об АП доказательства, довод руководителя ООО «ШПААРМАНН 1836» об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения не состоятелен по следующим основаниям.
На момент подачи ООО «ШПААРМАНН 1836» ДТ № 10013160/271221/3069649 действовали Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденные Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 № 294 (утратило силу с 30.01.2022 в связи со вступлением в силу Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 12.11,2021 № 130 «О порядке ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия на таможенной территории Евразийского экономического союза»).
В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» условием ввоза в РФ продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, является представление заявителем либо уполномоченным заявителем лицом в таможенные органы декларации о соответствии или сертификата соответствия либо сведений о них.
Согласно указанной норме законодательства заявитель может уполномочить любое иное лицо, правомочное выступать в качестве декларанта товаров, представлять в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией документы о соответствии любыми способами и в любой форме, не противоречащими праву ЕАЭС и законодательству РФ.
Как установлено материалами дела заявителем по декларациям соответствия, представленными ООО «ШПААРМАНН 1836» к таможенному оформлению является ООО «Торговый Дом ЮСТ», ИНН 7705440469, которое осуществило ввоз образцов товаров по ДТ № 10013160/230820/0443173 на таможенную территорию с целью сертификации товаров в органе по сертификации в рамках договора № 1 от 01.07.2020 «О выполнении функции иностранного изготовителя в части обеспечения соответствия продукции требованиям технических регламентов, национальных стандартов и в части ответственности за несоответствие продукции требованиям технических регламентов, национальных стандартов», в рамках осуществления коммерческой деятельности по контракту № 1101 от 10.12.2010.
В рамках осуществления коммерческой деятельности ООО «Торговый Дом ЮСТ» оформило свидетельства о государственной регистрации на впервые ввозимые на таможенную территорию товары.
В соответствии с нормами действующего законодательства представленные ООО «ШПААРМАНН 1836» при таможенном оформлении свидетельства о государственной регистрации легитимны (имеют юридическую силу) при совершении таможенных операций по указанной ДТ.
Обстоятельства, указанные в протоколе об АП о представлении ООО «ПШААРМАНН 1836» при таможенном оформлении по ДТ № 10013160/271221/3069649 товара № 1 недействительных документов, а именно свидетельств о регистрации, не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, при таможенном оформлении товара № 4 установлены ограничения, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12,2009 № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» (указанный товар включен в перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия деклараций о соответствии).
В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулирований» для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия.
Ссылка ООО «ШПААРМАНН 1836» на Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 12.11.2021 № 130 также не состоятельна, так как на момент таможенного оформления действовали нормы законодательства, регулируемые Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 № 294 «О положении о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в Отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках таможенного союза».
Суд первой инстанции правильно указал, что даже учитывая тот факт, что в соответствии с пп. в) п. 10 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 12.11.2021 № 130 «О порядке ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия на таможенной территории Евразийского экономического союза», в соответствии с которым использовать документы о соответствии могут лица, уполномоченные заявителем при оценке соответствия или изготовителем посредством предоставления копий документов о соответствии, заверенных печатью заявителя при оценке соответствия или изготовителя, ООО «ШПААРМАНН 1836» не выполнены указанные требования. На представленных к таможенному оформлению декларациях о соответствии отсутствуют оригинальные печати изготовителя, либо заявителя - ООО «Торговый Дом ЮСТ».
В ходе административного производства административным органом установлено, что ООО «Торговый Дом ЮСТ» расторгло контракт от 10.12.2020 № 1101 с иностранным контрагентом.
12.11.2021 между компанией «Эрдал-Рекс ГмбХ» (Erdal-Rex GmbH) и ООО «В- ТРЕЙД» подписано соглашение об уступке прав требования. Предметом соглашения является переуступка прав требования иностранной компании образовавшейся задолженности ООО «Торговый Дом ЮСТ» в сумме 1 399 583,32 Евро. ООО «В- ТРЕЙД» принял на себя указанную задолженность. В пп.1.2. п. Соглашения перечислены документы, удостоверяющие право требования иностранной компании к ООО «Торговый Дом ЮСТ». В указанном соглашении отсутствует право передачи разрешительных документов (деклараций о соответствии), оформленных ООО «Торговый Дом ЮСТ». Как было указано выше в письме компании «WERNER & MERTZ GMBH» в адрес ООО «В-ТРЕЙД» говорится о передаче ООО «В-ТРЕЙД» для использования документов, а именно свидетельств о государственной регистрации, а не о деклараций о соответствии. Довод ООО «В-ТРЕЙД» о праве использования деклараций о соответствии, оформленных ООО «Торговый Дом ЮСТ» не нашел своего подтверждения.
В соответствии с п. 2 Положения «О порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров) в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза», утвержденного РК ТС от 25.12.2012 № 294 к продукции (товарам), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которой при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится продукция (товары), которая: - включена в перечни продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза (далее — Перечень).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 03.08.2018 № 289- ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под ввозом товаров в Российскую Федерацию, понимается - фактическое перемещение товаров через Государственную границу Российской Федерации и (или) пределы, искусственных островов, установок и сооружений, в отношении которых Российская Федерация имеет суверенные права и юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, в результате которого товары прибыли из других государств - членов Союза или с территорий, не входящих в единую таможенную территорию Союза (далее - таможенная территория Союза), на территорию Российской Федерации и (или) на территории искусственных островов, установок и сооружений, в отношении которых Российская Федерация имеет суверенные права и юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, а также все последующие действия с указанными товарами до их выпуска таможенными органами, если такой выпуск предусмотрен международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС к запретам и ограничениям относятся применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и законодательством государств-членов.
В соответствии с п. 1 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
В соответствии со ст. 104 ТК ЕАЭС, товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ЕАЭС. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, в письменной и (или) электронной формах.
В соответствии с п. 8 ст. 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах имеющих юридическое значение.
В соответствий с шт. 8 п. 1 ст. 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения о соблюдении условий помещения товаров под таможенную процедуру.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 135 ТК ЕАЭС одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления является соблюдение запретов и ограничений в соответствии со ст. 7 настоящего кодекса.
В соответствии с п. 4 ст. 128 ТК ЕАЭС, при помещении товаров под таможенную процедуру обязанность по подтверждению соблюдения условий помещения товаров под заявленную таможенную процедуру возлагается на декларанта.
В соответствии со ст. 400 ТК ЕАЭС за несоблюдение требований международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, несут ответственность в соответствии с законодательством государств-членов.
Согласно п.1 ст. 401 ТК ЕАЭС таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции на территории государства-члена, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей, в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования.
В соответствии с п.1 ст.404 ТК ЕАЭС при совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свой интересы во взаимоотношениях с таможенными органами.
ООО «ШПААРМАНН 1836» является профессиональным участником таможенных правоотношений, предметом деятельности которого, среди прочего, является внешнеэкономическая деятельность в соответствии с действующим законодательством, и который как никто другой должен обладать познаниями в области таможенного дела и быть более внимательным и осмотрительным.
В соответствии с п. 2 ст. 16.1 КоАП России под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
ООО «ШПААРМАНН 1836» представило к таможенному оформлению товара разрешительные документы (декларации о соответствии) не имеющие юридической силы.
Частью 3 статьи 16.2 КоАП России установлена ответственность за заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных (неполных) сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, образуют действия, направленные на заявление в таможенной декларации недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы, могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств-членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии и нормативными правовыми актами Российской Федерации, запретов и ограничений.
Довод ООО «ШПААРМАНН 1836» о том, что декларации о соответствии, представленные к таможенному оформлению имеют юридическую силу не состоятелен и опровергается полученными по делу доказательствами.
Материалами дела подтверждается, что ООО «ШПААРМАНН 1836», имея правовые основания и реальную возможность для выполнения возложенных на него обязанностей по соблюдению установленных законодательством Российской Федерации и ЕАЭС требований, тем не менее, не выполнило указанные обязанности. Более того, ООО «ШПААРМАНН 1836» могло проявить определенную степень заботливости и предусмотрительности, и тем самым принять все меры для соблюдения действующего таможенного законодательства и представить к таможенному оформлению действительные разрешительные документы, имеющие юридическую силу.
ООО «ШПААРМАНН 1836» перед подачей ДТ имело право обратиться в таможенный орган за консультацией и (или) получению иной необходимой информации, регламентирующей порядок соблюдения установленных запретов и (или) ограничений при ввозе и таможенном оформлении товаров. Однако ООО «ШПААРМАНН 1836» указанным правом не воспользовалось.
Из совокупности материалов дела усматривается, что у ООО «ШПААРМАНН 1836» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии виновности в деянии ООО «ШПААРМАНН 1836». Как установлено материалами дела исполнить обязанность, установленную таможенным законодательством по соблюдению установленных запретов и ограничений ООО «ШПААРМАНН 1836» ничего не мешало.
Причинами и условиями, ООО «ШПААРМАНН 1836» явилось пренебрежительное отношение к соблюдению действующего таможенного законодательства.
На основании изложенного, таможенный представитель ООО «ШПААРМАНН 1836» 14.12.2021 при таможенном декларировании товара № 4 по ДТ № 10013160/271221/3069649 представил на МОТП (ЦЭД) МОТ недействительные разрешительные документы (документы, не имеющие юридической силы), что послужило основанием для не соблюдения установленных Постановлением Правительства Российской Федерации № 982 от 01.12.2009, ограничений в отношении товара № 4.
Объектом административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ является порядок таможенного декларирования товара, в отношении которого применяются ограничения и запреты, установленные международными договорами государств-членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Субъектом ответственности в данном случае выступает таможенный представитель – ООО «ШПААРМАНН 1836», то есть лицо, которое несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов Евразийского экономического союза за неисполнение своих обязанностей, в том числе, за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации.
Обязанность лица выполнить ту или иную обязанность в сфере таможенных правоотношений вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закреплённого в статье 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому, любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. Вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
В связи с изложенным, ООО «ШПААРМАНН 1836» совершило административное правонарушение, ответственность за которое, предусмотрена ч. 3 ст. 16.2 КоАП России.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из содержания данной статьи следует, что для доказывания вины юридического лица достаточно установить наличие правовой и физической возможности соблюдения норм законодательства и соответственно непринятие лицом мер для реализации такой возможности.
Согласно пункту 16.1 постановления Пленума ВАС РФ от 20.11.2008 № 60, в тех случаях, когда в соответствующих статьях особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В ходе производства по делу об административном правонарушении процессуальные нормы таможней были соблюдены.
Учитывая, что при производстве по делу не было допущено нарушений процессуального законодательства, вменяемые в вину нарушения подтверждаются материалами дела, суд считает, что оспариваемое постановление о назначении административного наказания Заявителю по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ, а также вынесенное на его основании Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения являются законными и обоснованными.
Суд первой инстанции верно счел, что имели место событие и состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ и факт его совершения заявителем подтвержден административным органом документально.
Постановление вынесено законно, обоснованно в пределах срока, установленного ст.4.5 КоАП РФ.
Обстоятельства, исключающие производство по делу, в ходе рассмотрения данного дела не установлены. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность Заявителя, в ходе рассмотрения данного дела не установлены.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ должностное лицо, уполномоченное решить дело, вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности.
Применение положений статьи 2.9 КоАП РФ является не обязанностью, а правом уполномоченного лица.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. При этом возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления № 10 применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение положений о малозначительности должно быть мотивировано (пункт 18.1 Постановления № 10).
Исходя из конкретных обстоятельств дела оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным не установлено. Общество не привело подтвержденной надлежащими доказательствами исключительности обстоятельств, повлекших правонарушение. Кроме того, Общество не представило доказательств, свидетельствующих о наличии оснований для квалификации совершенного им административного правонарушения как малозначительного.
Противоправность деяния, выразившегося в несоблюдении установленных ограничений и запретов, заключается в том, что оно посягает на установленный порядок таможенного декларирования и по своему характеру представляет существенное нарушение охраняемых общественных правоотношений, так как выражает пренебрежительное отношение общества, к соблюдению действующего законодательства.
В данном случае, в материалах дела не имеется доказательств исключительности рассматриваемого случая, с учетом которых совершенное обществом правонарушение может быть признано малозначительным, кроме того, Общество не признало своей вины в совершенном правонарушении.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.06.2022 по делу № А40-76549/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья: М.В. Кочешкова
Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.