НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2020 № А40-276892/19


ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-12460/2020

г. Москва                                                                                Дело № А40-276892/19

  июня 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена июня 2020 года

Постановление изготовлено в полном объеме июня 2020 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Семикиной О.Н.,

судей Гончарова В.Я., Титовой И.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Платоновым Д.М.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу жалобу открытого акционерного общества "Ордена Трудового Красного Знамени специализированный строительно-монтажный трест по электрификации Московского железнодорожного узла имени В.Ю. Абдурахманова",

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.01.2020 по делу № А40-276892/19,

по исковому заявлению открытого акционерного общества "Ордена Трудового Красного Знамени специализированный строительно-монтажный трест по электрификации Московского железнодорожного узла имени В.Ю. Абдурахманова" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, адрес: 121374, <...>) в лице конкурсного управляющего ФИО1 (660041, г.Красноярск, а/я 12161)

к Департаменту финансов города Москвы (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, адрес: 125047, <...>),

при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерного общества "МОСИНЖПРОЕКТ" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, адрес: 101000, <...>)

о взыскании,

при участии в судебном заседании:

от истца: не явился, извещен,

от ответчика: ФИО2 по доверенности от 20.12.2019,

от третьего лица: ФИО3 по доверенности от 11.11.2019,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Ордена Трудового Красного Знамени специализированный строительно- монтажный трест по электрификации московского железнодорожного узла имени В.Ю. Абдурахманова" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Департаменту финансов города Москвы, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, акционерного общества "МОСИНЖПРОЕКТ" об обязании ответчика перечислить на счет ОАО «Трест Мосэлектротягстрой» денежные средства в размере 16 239 142,03 рублей, находящиеся на лицевом счете № <***>, открытом в Департаменте финансов города Москвы.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 20.01.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с решением Арбитражного суда города Москвы 20.01.2020, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.

Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, находит решение Арбитражного суда города Москвы от 20.01.2020 не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда города Москвы от 30.11.2018г. по делу № А40-164343/17 открытое акционерное общество «Ордена Трудового Красного Знамени специализированный строительно-монтажный трест по электрификации Московского железнодорожного узла имени В.Ю. Абдурахманова» признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим утвержден ФИО1. Определением Арбитражного суда города Москвы от 26.04.2019г. по делу № А40-164343/17 срок конкурсного производства продлен до 25.10.2019г..

В соответствии с п. 2 ст. 129 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 конкурсный управляющий принимает меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц. Конкурсный управляющий также имеет право предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о се взыскании в порядке, установленном законодательством РФ.

В соответствии с Постановлением Правительства г. Москвы от 30.12.2008г. № 1229-ПП «Об авансовых платежах по государственным контрактам (контрактам) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг», у ОАО«Трест Мосэлектротягстрой» был открыт в Департаменте финансов города Москвы лицевой счет № <***>. Данный счет был открыт в целях исполнения  Контракта № 12-1005СМР от 20.03.2012, заключенного между АО«Мосинжпроект» и ОАО«Трест Мосэлектротягстрой», на выполнение подрядных работ по строительству участка линии Московского метрополитена. На данном счете находятся денежные средства в сумме 16 239 142,03 рублей. ОАО «Трест Мосэлектротягстрой» дважды - 12 декабря 2018 г. и 28 января 2019 г., в строгом соответствии с Порядком открытия и закрытия лицевых счетов финансовым органом г. Москвы, обращался в Департамент финансов г. Москвы с заявлением о закрытии счета и зачислении хранящихся денежных средств на основной счет должника, открытый для ОАО «Трест Мосэлектротягстрой» на основании п. ст. 133 Закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

В своем ответе Департамент финансов г. Москвы указал, что на момент рассмотрения заявления конкурсного управляющего ОАО«Трест Мосэлектротягстрой», решение арбитражного суда о введении конкурсного производства в отношении ОАО «Трест Мосэлектротягстрой» еще не вступило в законную силу, поэтому исполнить требование о возврате денежных средств ответчик не может.

Истец 14 августа 2019 г. обратился с досудебной претензией к ответчику с требованием о перечислении денежных средств, хранящихся на лицевом счете № <***> открытом в Департаменте финансов Правительства г. Москвы, на расчетный счет ОАО «Трест Мосэлектротягстрой». На данную претензию Департамент финансов Правительства г. Москвы истцу не ответил.

По мнению истца, денежные средства, находящиеся на лицевом счете № <***> открытом в Департаменте финансов Правительства г.Москвы, являются собственностью истца по следующим основаниям:

-Денежные средства, зачисленные на лицевой счет истца, является платежом по контракту № 12-1005СМР от 20.03.2012г.;

-Сумма, находящиеся на лицевом счете, вошла в сумму неотработанного аванса по контракту № 12-1005СМР от 20.03.2012г., который был взыскан с истца в соответствии с арбитражным решением Третейского суда в пользу АО «Мосинжпроект» и Определением Арбитражного суда г. Москвы по делу № А40-164343/17 весь неотработанный аванс по договору № 12-1005СМР от 20.03.2012г. включен в третью очередь реестра требований кредиторов ОАО «Трест Мосэлектротягстрой».

-Ответчик не является стороной контракта № 12-1005СМР от 20.03.2012, а обеспечивает проведение кассовых выплат от имени и поручению юридических лиц, лицевые счета которым открыты в Департаменте финансов (п. 4.16 Положение о Департаменте финансов г. Москвы утв. Постановлением Правительства г. Москвы № 34-ПП от 22.02.2011).

-в соответствии с Постановлением Правительства г. Москвы от 30.12.2008 № 1229-ПП «Об авансовых платежах по государственным контрактам на поставку товаров, выполнение работ, оказания услуг» на лицевых счетах юридических лиц, не являющихся участниками, бюджетного процесса, открытых в Департаменте финансов г. Москвы, отражается движение денежных средств, предоставленных организациям осуществляющих выполнение работ по государственным контрактам.

В силу пункта 2(1). 1.1 Постановления Правительства г. Москвы от 30.12.2008 № 1229-ПП «если цена, контракта составляет 500 млн. рублей и более и который предусматривает авансовые платежи, в таких контрактах предусматривается условие о перечислении поставщику (подрядчику, исполнителю) по контракту) авансовых платежей только на лицевой счет, открытый поставщику в Департаменте финансов города Москвы». Цена контракта № 12-1005СМР от 20.03.2012 составляет 10 000 000 000 рублей. Т.е. у истца не было иной возможности получить авансирование по указанному выше договору и в силу п. 1 ст. 223 ГК РФ, права собственности на денежные средства, находящиеся на лицевом счете, открытом в Департаменте финансов г. Москвы возникли в момент зачисления на лицевой счет истца.

-    Несмотря на то, что ответчик не является кредитной организацией, правоотношения истца и ответчика частично, с учетом особенностей использования лицевых счетов, регулируются положениями статей ГК РФ о банковском счете. Согласно статей 845, 854, 858 Гражданского кодекса Российской Федерации в отношении денежных средств, находящихся на банковском счете, клиент осуществляет права владения, пользования и распоряжения, то есть, в соответствии со статьей 209 названного Кодекса является собственником находящихся на его лицевом счете средств.

- Установленный приказом Департамента финансов города Москвы от 30.01.2015 № 11 Порядок санкционирования расходования поставщиками (подрядчиками, исполнителями) средств, предоставленных в качестве авансового платежа по государственным контрактам (договорам) на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг не может распространяться на расторгнутые контракты. Контракт № 12-1005СМР от 20.03.2012 был расторгнут между истцом и третьим лицом на основании уведомления последнего от 16.05.2017 исх. номер 1-458-29709/2017.

В соответствии с п.1 ст. 133 ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" Предприятие находящиеся в конкурсном производстве может использовать только один счет (основной счет должника). Все известные на момент открытия конкурсного производства, а также обнаруженные в ходе конкурсного производства счета должника подлежат закрытию конкурсным управляющим по мере их обнаружения. Остатки денежных средств должника с указанных счетов должны быть перечислены на основной счет должника. Поскольку данная норма установлена федеральным законом, то правило о даче согласия ответчиком на перечисления денежных средств с лицевых счетов, утвержденные самим ответчиком, не подлежат применению, при получении Департаментом финансов г. Москвы заявления на закрытие счета и заявление о перечислении денежных средств на основной счет истца.

Указанные обстоятельства послужили основанием для подачи искового заявления в Арбитражный суд г. Москвы.

Судом первой инстанции установлено, что данный счет является единым бюджетным балансовым счетом, который открывается в случаях, установленных законодательством РФ, для отражения операций на лицевых счетах юридическим лицам, осуществляющих операции со средствами бюджетов бюджетной системы РФ (п.2.4 главы 2 Инструкции Банка России от 30.05.2014 № 153-И).

В соответствии с Положением о Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения (утв. Банком России 27.02.2017 № 579-П) счет № 40601 «Счета организаций, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности. Финансовые организации» является балансовым счетом, где осуществляется учет средств бюджетов субъектов РФ.

На счете № 40601 в соответствии с законодательством РФ и нормативными актами Банка России открываются счета органам Федерального казначейства, финансовым органам субъектов РФ, финансовым органам муниципальных образований для учета бюджетных средств, используемых в том числе организациями, не являющихся участниками бюджетного процесса.

Особенности ведения счетов, открываемых финансовым органам субъектов РФ для учета средств организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса, регулируется Указаниями Банка России от 23.01.2018 № 4700-У и Положением, утвержденным 23.01.2018 Банком России за № 629-П и Минфином России за № 12н.

Открытый лицевой счет № <***> ОАО «Трест Мосэлектротягстрой» не является счетом должника в кредитной организации, а является лицевым счетом, которой ведется и открывается на балансовом счете бюджета № 40601 «Счета организаций, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности. Финансовые организации».

На лицевой счет № <***>, открытый в Департаменте финансов г. Москвы на бюджетном счете 40601810000003000002 в Отделении 1 г. Москва, перечислены авансовые платежи в рамках реализации Адресной инвестиционного программы города Москвы за период с 2015 - 2017 г.г. в целях обеспечения исполнения договора подряда от 20.03.2012 № 12-1005СМР, заключенного между АО «Мосинжпроект» и ОАО «Трест Мосэлектротягстрой» (подрядчик).

Денежные средства на лицевой счет ОАО «Трест Мосэлектротягстрой» № <***> перечислялись АО «Мосинжпроект» авансовыми платежами в рамках реализации Адресной инвестиционного программы города Москвы за период с 2015 – 2017 гг, санкционирование расходов с которого осуществляется Департаментом финансов города Москвы по факту предоставления ОАО «Трест Мосэлектротягстрой» документов, подтверждающих выполнение конкретных объемов работ и при согласовании АО «Мосинжпроект» данного объема работ и целевого расходования средств.

Таким образом, неизрасходованные денежные средства на сумму 16 239 142,03 руб. находятся на лицевом счете.

Работы на данную сумму ОАО «Трест Мосэлектротягстрой» не произвело, документы, являющиеся основанием для списания данной суммы в адрес ОАО «Трест Мосэлектротягстрой», в Департамент финансов города Москвы не предоставлялись, в том числе и конкурсным управляющим. В материалы дела такие документы также не представлены.

Исходя из норм ГК РФ о буквальном толковании условий договора понятие аванса в настоящем случае необходимо определить как денежные средства, предоставляемые по договора подряда от 20.03.2012 № 12-1005СМР, заключенного между АО «Мосинжпроект» и ОАО «Трест Мосэлектротягстрой» (подрядчик), в счет будущих платежей для приобретения материалов, изделий и конструкций, оборудования и других нужд, необходимых для исполнения на лицевой счет, открытый в Департаменте финансов города Москвы в учреждении Центрального банка Российской Федерации.

Исходя из положений Порядка санкционирования, утвержденным приказом Департамента финансов города Москвы от 30.01.2015 № 11, АО «Мосинжпроект», после заключения контрактов с поставщиками, для открытия в Департаменте финансов города Москвы поставщикам отдельных лицевых счетов иного неучастника бюджетного процесса, представляет в финансовый орган Реестр контрактов (договоров) по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку.

Пунктом 10 Порядка санкционирования, утвержденным приказом Департамента финансов города Москвы от 30.01.2015 № 11, для осуществления оплаты денежных обязательств за счет средств авансовых платежей поставщики представляют в финансовый орган:

1)Реестр платежных поручений поставщика/исполнителя, подлежащих оплате за счет полученных авансовых платежей, согласованный заказчиком, перечислившим авансовый платеж поставщику, по форме согласно приложению 2 к Порядку;

2)платежный документ, в котором указывают номер контракта, по которому предоставлен аванс;

3)    документы-основания (акт приемки-передачи, акт выполненных работ
(услуг), счет, накладная и др.), подтверждающие возникновение денежного
обязательства за счет авансовых платежей.

Соответственно, не предоставление документа-основания (акт приемки-передачи, акт выполненных работ (услуг), счет, накладная и др.), подтверждающего возникновение денежного обязательства за счет авансовых платежей, является основанием для отказа в проведении санкционирования расходной операции.

В связи с изложенным суд пришел к выводу о том, что невозможность использования ОАО «Трест Мосэлектротягстрой» средств аванса прямо зависела от выполнения им условий договора подряда от 20.03.2012 № 12-1005СМР, заключенного между АО «Мосинжпроект» и ОАО «Трест Мосэлектротягстрой».

Средства, находящиеся на лицевом счете № <***> ОАО «Трест Мосэлектротягстрой», носят исключительно целевой характер их использования в целях реализации адресной инвестиционной программы города Москвы.

Санкционирование расходования целевых средств осуществляется на соответствующие предмету договора цели, источником финансового обеспечения которого являются целевые средства, в том числе и авансовые платежи.

Поскольку аванс, перечисленный на лицевой счет ОАО «Трест Мосэлектротягстрой», открытый в Департаменте финансов города Москвы, не приобрел статус имущества подрядчика (ОАО «Трест Мосэлектротягстрой»), в связи с неисполнением последним своих обязательств по договора подряда от 20.03.2012 № 12-1005СМР, заключенного между АО «Мосинжпроект» и ООО «Компания-Строй», данный аванс является денежными средствами бюджета города Москвы.

С учетом изложенного, ссылки заявителя на положения Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и необходимость перечисления денежных средств на расчетный счет заявителя с целью их включения в конкурсную массу должника, является незаконным и основан на неверном применении норм материального права к спорным правоотношениям.

Кроме того, Департамент финансов города Москвы не является кредитной организацией. В нарушение положений бюджетного законодательства конкурсным управляющим не представлены документы, необходимые для проведение расходных операций и закрытию лицевого счета.

Статья 133 Закона о банкротстве предусматривает закрытие конкурсным управляющим банковских счетов, открытых на имя должника, с последующим перечислением остатков на основной счет должника.

Согласно статьи 1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»:

-кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России и имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные данным Федеральным законом.

-банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

В силу Положения, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 22.02.2011 № 43-ПП, Департамент финансов города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы - финансовым органом города Москвы, и соответственно, не является банком или иной кредитной организацией (требования к данным организациям установлены Федеральным законом от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности») и не оказывает услуги по размещению во вкладах и на хранении денежные средства организаций, которым открыты лицевые счета.

В отличие от кредитных организаций Департамента финансов города Москвы не наделен властными полномочиями по принудительному списанию денежных средств со счета должника, а осуществляет исключительно казначейское сопровождение лицевого счета.

Департамент финансов города Москвы только санкционирует платежные поручения, которые составляются и представляются организациями. Без представления данных платежных документов Департамент финансов города Москвы не имеет возможности списать денежные средства должника на счет службы судебных приставов-исполнителей, а также наложить арест на списание данных денежных средств

Правовой режим лицевого счета получателя денежных средств в Департаменте финансов города Москвы отличен от расчетного счета, и учет на лицевом счете денежных средств не означает передачу этих денежных средств исполнителю в собственность, следовательно, спорные денежные средства аванса, учтенного на лицевом счете, являются средствами бюджета города Москвы, а не средствами должника.

При изложенных обстоятельствах суд пришел к выводу, что исковые требования удовлетворению не подлежат в полном объеме.

Поскольку судом отказано в удовлетворении исковых требований в части долга, то требования в части взыскания судебных расходов также подлежало отклонению.

Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не приняты во внимание условия контракта №12-1005СМР от 20.03.2012, согласно которому АО «Мосинжпроект» предусмотрена возможность авансирования работ, что, по мнению истца, влечет право собственности на перечисленные денежные средства несостоятелен.

Также необходимо учитывать, что в соответствии с дополнительным соглашением №19 от 06.05.2015 к контракту стороны согласовали порядок перечисления платежей по контракту на отдельный лицевой счет в Финансовом органе в качестве альтернативы гарантирования исполнения обязательств по контракту со стороны ОАО «Трест Мосэлектротягстрой», который может применяться вместо представления им банковской гарантии обеспечения возврата аванса (п. 5 дополнительного соглашения №19 к контракту).

Приводимая правовая позиция признана обоснованной вступившими в силу судебными актами по делам с идентичным обстоятельствами спора, а именно: постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2020 года по делу №А40-159141/19-137-1406; а также Определением Верховного суда Российской Федерации №310-ЭС19-15258 от 28.10.2019 об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономический спорам Верховного Суда Российской.

Доводы апелляционной жалобы о неправильном установлении обстоятельств относительно прав в отношении денежных средств, находящихся на лицевом счете в Департамент финансов города Москвы несостоятельны, поскольку судом первой инстанции надлежащим образом оценены обстоятельства спора, приведено нормативно-правовое обоснование позиции суда по данному вопросу.

При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция приходит к выводу, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права. В свою очередь, доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда от 20.01.2020 г.

Руководствуясь статьями 110, 176, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы от .01.2020 по делу № А40-276892/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья                                                         О.Н. Семикина

Судьи                                                                                                 В.Я. Гончаров

                                                                                                                      И.А. Титова