НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2014 № 09АП-5418/14

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: info@mail.9aac.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 09АП-5418/2014-АК

г. Москва

27 марта 2014 года

Дело № А40-148664/13

Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме 27 марта 2014 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Румянцева П.В.,

судей: Марковой Т.Т., Мухина С.М.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Жаботинским А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу НПФ "СтальФонд"

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.12.2013 по делу № А40-148664/13, принятое судьей Быковой Ю.Л. (119-1383)

по заявлению НПФ "СтальФонд" (ОГРН <***>, 162614, Череповец, пр. Луначарского, 53А)

к Центральному банку Российской Федерации (ОГРН <***>, 107016, Москва, ул. Неглинная, 12)

о признании недействительным предписания

при участии:

от заявителя:

ФИО1 по дов. № ДО-261 от 16.09.2013;

от ответчика:

1) ФИО2 по дов. № 216 от 06.07.2012;

2) ФИО3 по дов. № 351 от 02.09.2013;

У С Т А Н О В И Л:

Негосударственный пенсионный фонд «СтальФонд» (далее – заявитель, Фонд) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным предписания Федеральной службы по финансовым рынкам № 13-ЕК-04/31819 от 23.08.2013 года «Об устранении нарушений законодательства РФ».

Решением от 30.12.2013 Арбитражным судом г. Москвы в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с решением суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение, требования удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать. Представил письменный отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст. 262 АПК РФ.

Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав позицию сторон, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения.

Как следует из фактических обстоятельств дела, по итогам рассмотрения письма Прокуратуры г. Череповца от 30.01.2012 № 8651/ж/2011, в связи с обращением господина ФИО4, было вынесено Предписание № 13-ЕК-04/31819 от 23.08.2013 «Об устранении нарушений законодательства РФ». Данным Предписанием заявителю указано на необходимость устранения нарушений законодательства, выразившееся в невыполнении в полном объеме Предписания № 1 от 02.06.2010. При этом, согласно предписанию № 1 от 02.06.2010 заявителем были допущены многочисленные нарушения, в том числе нарушение п. 2 ст. 14 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (далее – Закон № 75-ФЗ), выразившееся в принятии Фондом в 2009 году в одностороннем порядке решения, нарушающие права застрахованных лиц, а именно, в уменьшении Фондом своих обязательств перед ними по результатам инвестирования средств пенсионных накоплений в 2008 году.

Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.

Доводы апелляционной жалобы о правомерности распределения отрицательного результата по счетам застрахованных лиц (в том числе обоснование распределением инвестиционного дохода) несостоятельны по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, оспариваемое предписание направлено заявителю в результате выявленных нарушений требований действующего законодательства, в том числе в связи с неисполнением предписания ФСФР России от 02.06.2010 № 10-АС-04/12403.

По результатам контрольного мероприятия Счетной палаты Российской Федерации, проведенного в 2010 году, ФСФР России в адрес Фонда направлено Предписание от 02.06.2010 № 10-АС-04/12403, которым Фонду предписано, в том числе, устранить нарушение пункта 2 статьи 14 Закона № 75-ФЗ, выразившееся в принятии Фондом в 2009 году в одностороннем порядке решения, нарушающего права застрахованных лиц, а именно в уменьшении Фондом своих обязательств перед ними по результатам инвестирования средств пенсионных накоплений в 2008 году.

В соответствии со статьей 14 Закона № 75-ФЗ негосударственный пенсионный фонд обязан не принимать в одностороннем порядке решений, нарушающих права вкладчиков, участников и застрахованных лиц.

Закон № 75-ФЗ не предусматривает случаев, при которых снижение рыночной стоимости активов, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений, может послужить основанием для принятия Фондом в одностороннем порядке решения, нарушающего права застрахованных лиц.

Таким образом, уменьшение Фондом пенсионных обязательств перед застрахованными лицами может осуществляться только по соглашению сторон.

Однако в ходе проведения контрольного мероприятия Счетной Палаты Российской Федерации «Проверка деятельности негосударственных пенсионных фондов по реализации прав застрахованных лиц при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2011 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» в 2007-2009 годах, было установлено, что приказом президента Фонда от 31.12.2008 № 49 в одностороннем порядке принято решение о распределении всего отрицательного финансового результата от инвестирования средств пенсионных накоплений по счетам застрахованных лиц, что привело к существенному уменьшению пенсионных обязательств Фонда перед застрахованными лицами.

В связи с выявлением указанного нарушения действующего законодательства Российской Федерации ФСФР России вынесла в адрес Фонда Предписание от 02.06.2010 № 10-АС-04/12403, указав на необходимость Фонду устранить допущенное нарушение и предоставить в ФСФР России отчет о принятых мерах.

Предписание от 02.06.2010 № 10-АС-04/12403 Фондом в судебном порядке не обжаловалось.

Таким образом, в соответствии с Предписанием от 02.06.2010 № 10-АС-04/12403 Фонд должен был восстановить свои обязательства перед всеми застрахованными лицами, на счета которых был распределен отрицательный результат от инвестирования средств пенсионных накоплений.

Согласно отчету об исполнении указанного Предписания от 07.09.2010 № 2206 следует, что Фонд исполнил Предписание только в части восстановления обязательств Фонда перед застрахованными лицами, перешедшими в другие негосударственные пенсионные фонды или Пенсионный фонд Российской Федерации, и правопреемниками застрахованных лиц. В отношении иных застрахованных лиц, права которых нарушены, указанный пункт Предписания Фондом исполнен не был.

Довод заявителя о том, что Закон № 75-ФЗ не устанавливает положений в какой момент следует компенсировать ранее отраженный на пенсионных счетах отрицательный результат от инвестирования средств пенсионных накоплений, не принимается судом апелляционной инстанции и подлежит отклонению, поскольку Законом № 75-ФЗ запрещено распределение отрицательного результата от инвестирования средств пенсионных накоплений по счетам застрахованных лиц.

Фонд также не вправе занижать свои обязательства перед застрахованными лицами, в этой связи неправомерна позиция фонда о возможности компенсировать распределение отрицательного финансового результата по счетам застрахованных лиц в момент наступления пенсионных оснований, а именно когда лицо выходит на пенсию.

Кроме того, является несостоятельной ссылка заявителя на определение понятия сохранности пенсионных накоплений, которое содержится в статье 3 Закона № 75-ФЗ и предусматривает, что сумма средств пенсионных накоплений на пенсионном счете застрахованного лица на дату назначения накопительной части трудовой пенсии по старости и (или) срочной пенсионной выплаты не должна быть меньше суммы страховых взносов, поступивших и учтенных на пенсионном счете.

Данное определение сформулировано исключительно для защиты интересов граждан Российской Федерации и направлено на гарантию неизменности суммы страховых взносов, учтенных на пенсионных счетах, в независимости от размера убытков, полученных негосударственным пенсионным фондом от инвестирования средств пенсионных накоплений.

Иные доводы жалобы о том, что инвестиционная деятельность Фонда соответствует требованиям действующего законодательства не относятся к предмету настоящего спора, поскольку спорное предписание направлено в связи с неисполнением обязанности по устранению нарушения пункта 1 статьи 14 Закона № 75-ФЗ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 27 Закона № 75-ФЗ на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, не может направляться более 15 процентов дохода, полученного от размещения средств пенсионных резервов, и более 15 процентов дохода, полученного от инвестирования средств пенсионных накоплений.

В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Закона № 75-ФЗ пенсионные накопления формируются за счет части имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, в случае направления этого имущества на покрытие отрицательного результата от инвестирования пенсионных накоплений по решению совета фонда.

Следовательно, действия Фонда по направлению части дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений, за 2009 год на покрытие отрицательных остатков по счетам застрахованных лиц является нарушением пункта 2 статьи 27 Закона № 75-ФЗ, в соответствии с которым доход, полученный от инвестирования средств пенсионных накоплений направляется на пополнение средств пенсионных накоплений и на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности.

При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.12.2013 по делу № А40-148664/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья:

П.В. Румянцев

Судьи:

С.М. Мухин

Т.Т. Маркова

Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.