ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
127994, Москва, ГСП -4, проезд Соломенной Сторожки, дом 12
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 09АП-72201/2020
город Москва
29.01.2021
дело № А40-16597/20
резолютивная часть постановления оглашена 25.01.2021
постановление изготовлено в полном объеме 29.01.2021
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Сумина О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Алексеевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России № 51 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.10.2020 по делу № А40-16597/20
по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения науки Физический институт им. П.Н. Лебедева Российской академии наук (ОГРН <***>)
к Межрайонной ИФНС России № 51 по г. Москве
о признании недействительными решений;
при участии:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 26.05.2020; ФИО2 по доверенности от 26.05.2020;
от заинтересованного лица – ФИО3 по доверенности от 18.05.2020; ФИО4 по доверенности от 25.05.2020;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 27.10.2020 признаны недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 51 по г. Москве от 17.09.2019 № 1539, № 1537, № 1523 об отказе в привлечении Федерального государственного бюджетного учреждения науки Физический институт им. П.Н. Лебедева Российской академии наук к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Инспекция не согласилась с выводами суда первой инстанции, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представители общества и налогового органа поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что налоговым органом на основании уточненных налоговых деклараций по земельному налогу за 2015, 2016, 2017, представленных заявителем 30.10.2018, проведены камеральные налоговые проверки, по результатам которых составлены акты от 13.02.2019 № 46693, № 46692 и № 46695.
По результатам рассмотрения материалов камеральных проверок инспекцией приняты решения от 17.09.2019 № 1539 (за 2015), № 1537 (за 2016), № 1523 (за 2017) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которыми учреждению доначислены недоимка по земельному налогу в размере 17.387.337 руб. за 2015 в размере 17.387.337 руб. за 2016 и в размере 17.308.792 руб. за 2017.
Решениями УФНС России по г. Москве от 28.11.2019 № 21-19/298473, № 21-19/298475 и № 21-19/298473 оставлены без изменения решения налогового органа от 17.09.2019 № 1539 (за 2015), № 1537 (за 2016), № 1523 (за 2017) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Федерального государственного бюджетного учреждения науки Физический институт им. П.Н. Лебедева Российской академии наук в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из фактических обстоятельств и правовых оснований.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что в уточненных налоговых декларациях по земельному налогу от 30.10.2018 заявителем применена пониженная ставка земельного налога в размере 0,3 % в соответствии с абз. 5 подп. 1 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:54:0010201:9, расположенного по адресу: Москва, Троицк, улица Физическая, дом 11.
Основанием к принятию оспариваемых решений послужили выводы налогового органа о необоснованном применении заявителем за 2015-2017 пониженной ставки земельного налога в размере 0,3 %, так как спорный земельный участок фактически используется для «оборонной промышленности» и «обеспечения вооруженных сил», а не под «обеспечение обороны и безопасности», как это установлено ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации; имеет категорию земли «земли населенных пунктов» и вид разрешенного использования «для научной и хозяйственной деятельности»; кроме того, расположенные на нем объекты недвижимости используются в коммерческих целях в соответствии с основными видами деятельности учреждения.
При этом налоговый орган в обоснование своей позиции указывает на то, что на основании абз. 5 подп. 1 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации ставка 0,3 % применяется в отношении земель, представленных для обеспечения обороны, безопасности и согласно Классификатору ВРИ от 01.09.2014 № 540, предоставленных непосредственно под объекты капитального строительства - здания военных училищ, военных институтов, военных университетов, военных академий; размещение объектов, обеспечивающих осуществление таможенной деятельности, и исключает земли, используемые для «оборонной промышленности» и «обеспечения вооруженных сил»; в случае отнесения земельного участка по фактическому использованию к оборонной промышленности, исключает его отнесение к землям, представленных под «Обеспечение обороны и безопасности».
Статьей 394 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривает ставку 0,3 % в отношении земель, представленных для оборонной промышленности или обеспечения вооруженных сил, независимо от их ограниченности в обороте»; в соответствии со ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограниченными в обороте являются земли, как для обеспечения обороны и безопасности (земли зданий военных училищ, военных институтов, военных университетов, военных академий), так и оборонной промышленности, но в соответствии со ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации ставка 0,3 % применяется только в отношении земельных участков представленных для обеспечения обороны и безопасности.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 50:54:0010201:9, расположенный по адресу: Москва, Троицк, улица Физическая, дом 11, находится в федеральной собственности и предоставлен налогоплательщику (ФИАН) в постоянное (бессрочное) пользование в целях осуществления его уставной деятельности (космической деятельности, деятельности в области лазеров) постановлением главы администрации г. Троицка от 26.03.1992 № 11, в последующем постановлением главы г. Троицка от 26.10.2001 № 697.
Данный земельный участок предоставлен учреждению распоряжением Совета Министров СССР от 13.06.1963 № 2428 (об отводах и зачислении земли) и принятым во его исполнение распоряжением Мособлсовета от 17.06.63 № 383 (об отводах и зачислении земли).
Основанием для его предоставления являлось размещение на его территории ускорительного комплекса учреждения «Пахра» С-25Р (ускоритель элементарных частиц) , а также инфраструктуры, необходимой для испытания лазеров и мазеров в связи с реализацией научных проектов под рук. ФИО5. Данные объекты и полученные в ходе их использования результаты изначально имели двойное назначение (значение для нужд космической деятельности, обороны и безопасности).
Фактически на земельном участке ФИАН в Троицк, улица Физическая, дом 11 в период с 2015 по 2017 находились: Троицкое обособленное подразделение, включающее «Троицкий технопарк ФИАН», в состав которого кроме обслуживающих отделов и Технопарка, входили также отдел фемтомикромашининга, отдел новых технологий, отдел гелиоэнергетики, отдел технологии лазерных материалов, отдел технологий нанесения оптических покрытий методом вакуумного напыления, отдел коммерческого освоения наукоемких технологий; отделение квантовой радиофизики (ОКРФ) в составе следующих лабораторий располагалось на земельном участке ТОП: лаборатория инновационных лазерных систем, лаборатория стандартов частоты, лаборатория полупроводниковых лазеров с электронной накачкой цех № 3; нейтронно-физический отдел (НФО) в составе лаборатории лазеров с катодно-лучевой накачкой (в проверяемый период); отделение ядерной физики (ОЯФА) (Отдел ядерных исследований) в составе следующих лабораторий: лаборатория адронов и ядер, лаборатория электромагнитных взаимодействий, лаборатория ускорительных устройств.
Налоговый орган в апелляционной жалобе указывает на то, что определение ядерной физики (ОЯФИ) введено в структуру ТОП ФИАН приказом 15.08.2019 (том 10 л.д. 63-67), что фактически не относится к проверяемому периоду. Из ОЯФА переавались лаборатории, уже находящиеся на территории ТОП ФИАН, что подтверждается трудовыми договорами с сотрудниками данных лабораторий, в которых место исполнения трудовых обязанностей указан адрес ТОП ФИАН – Троицк, улица Физическая, дом 11.
Факт расположения лабораторий, входящих в структуру учреждения, но находящихся на территории земельного участка г. Троицк подтверждают документы: структура ФИАН (том 1 л.д. 118-122), приказ от 29.04.2016 № 124 о внесение изменений в структуру и штатное расписание (том 10 л.д. 52-62), приказ от 28.04.2018 № 111 о внесении изменений в структуру ТОП ФИАН, приказ от 15.08.2019 № 160 о внесении изменений в структуру ОЯФА и ТОП ФИАН (том 10 л.д.63-67), трудовые договоры (том 2 л.д. 38-53, том 14 л.д. 114, том 15 л.д. 121).
На схеме земельного участка, предоставленной в материалы дела (том 7 л.д. 122), обозначены объекты, использовавшиеся в деятельности заявителя в рассматриваемый период:
1. Ускоритель, который находится в здании открытой подстанции, блок
техобслуживания С25Р (код ускорителя) (объект 8); непосредственно к ускорителю
относится информационно-регистрационный центр (ИРЦ), то есть здание и оборудование, предназначенное для принятия, хранения и обработки данных ускорителя (объект 9), здание химсклада (20), холодной станции (19), 2 охлаждающих водоема (водоем для охлаждения синхротрона и буферная водяная емкость, - общая площадь 5,6 га) и компрессорная станция на их берегу (26); технические объекты, предназначенные для обслуживания ускорителя, для хранения материалов, техники, необходимой для эксплуатации и аварийного запаса: рампа для хранения баллонов, склад металлический, склад ГСМ, спецпомещение ГО (объекты 14, 16, 17, 18), здания, необходимые для соблюдения режима и обеспечения жизнедеятельности членов научного коллективов: проходные, столовая (объекты 10-12).
Часть земельного участка, расположенная между зданием ускорителя, охлаждающими водоемами и далее - вплоть до объектов 6,3 и 5 - зона зеленых насаждений, выполняющая необходимые для эксплуатации ускорителя и лазеров функции безопасности, тишины и рекреации. Под данной частью земельных участков расположены объекты линейной инфраструктуры, в т.ч. связывающие здание ускорителя и охлаждающие водоемы.
2. Здание блока С25Р и ИРЦ (объекты 8 и 9), где располагаются отдел ядерных
исследований (ОЯИ ФИАН), лаборатории адронов и ядер, лаборатория
электромагнитных взаимодействий, лаборатория ускорительных устройств. Здесь
располагается научный коллектив лабораторий, осуществляющих деятельность,
связанную с ускорителем:
3. Зал испытания лазеров находится в здании лабораторного корпуса ОКБ
(задние опытно-конструкторского бюро отделения квантовой радиофизики ФИАН)
(объект 3). Службы технического обеспечения проектов, связанных с исследованием
лазеров, расположены в здании 5 (склад ОКБ), а также частично в зданиях 1, 2 и 4. Для
обеспечения зон тишины и безопасности, а также для питания персонала и в качестве
убежища используются те же объекты, что и для ускорителя. При этом в качестве зоны
безопасности и тишины используется часть земельного участка, непосредственно
примыкающая к границе земельного участка вдоль ул. Физической и до Калужского
шоссе (римские III);
4. Здание КРФ-2 - корпус отделения квантовой радиофизики (объект 6). Общая
площадь 4.975 м., площадь, занимаемая отделением – 4.810 м. расположена
лаборатория инновационных лазерных систем (в 2015-2016 лаборатория применения
лазеров, лаборатория химических лазеров, лаборатория ультракоротких лазерных
импульсов, - объединены с 01.05.2016). В данном корпусе расположены станки для
производства лазеров;
Ростовые установки для реализации уникальной технологии получения крупных монокристаллов с однородным легированием, из которых изготавливаются активные лазеров с катодно-лучевой накачкой (необходимые для исполнения контракта государственного оборонного заказа № 1617187341021452466001641/ФИАН от 01.08.2016), расположены на Троицкой площадке. Только с использованием этих кристаллов можно было выполнить ТЗ. Кроме того, на ТОН разработана необходимая для выполнения ТЗ технология резки, шлифовки и полировки кристаллов, технологии нанесения зеркальных и просветляющих покрытий.
Выполнение работ по контракту проводилось в здании КРФ-2 и лабораторном корпусе ОКБ. Помещения, где подготавливаются ростовые процессы и функционируют ростовые установки, снабжены общей и локальной вентиляцией. Рост кристаллов производится при температурах 1.250 °С, что накладывает повышенные требования к пожарной безопасности используемых помещений. Заправка ампул водородом проводится в специально предусмотренных помещениях с аварийной вытяжкой и конструкцией потолочных перекрытий. Химическая обработка ростовых ампул; резка, шлифовка и полировка кристаллов на основе ZnSe относятся к вредным работам. Эти работы производятся в специальных боксах с локальной вытяжкой. Изложенное подтверждается заключением главного научного сотрудника, доктора физ.-мат. наук, и.о. заведующего лабораторией лазеров с катодно-лучевой накачкой ФИО6 (ходатайством от 06.09.2020).
5) Лаборатория стандартов частоты находится в здании ОКБ (объект 3). В рамках государственного задания данная лаборатория выполняет проект «Разработка радиооптических стандартов частоты нового поколения».
Лабораторию отличают специальные инфраструктурные условия - уникальные виброгасящие стенды, оснащенные вакуумным и радиотехническим оборудованием. Это позволило успешно вести разработки стандартов частоты на лазерных принципах на мировом уровне: как в оптическом диапазоне, так и в микроволновом (с применением эффективной лазерной накачки и детектирования).
Перечисленные объекты носят капитальный характер, не могут быть перемещены со спорного земельного участка. В связи с возможностью возникновения внештатных ситуаций, аварий, как при эксплуатации ускорителя, так и при испытаниях и эксплуатации лазеров, а также присущим данным объектам характером источников повышенной опасности, уникальностью объектов, связанных с неполностью познанными научными явлениями и процессами, размещение данных объектов на земельном участке, занятым центральным аппаратом ФИАН (по адресу: Ленинский, 53), является невозможным и опасным.
Об эталонной базе частоты и времени - постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 № 225 «Об утверждении Положения о Государственной службе времени, частоты и определения параметров вращения Земли».
Указанные стандарты применяются также для глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС (система ГЛОНАСС), созданной в интересах обеспечения обороны и безопасности государства, т.е. для оперативного навигационного временного обеспечения неограниченного количества пользователей морского, воздушного, космического базирования. Система создавалась по заказу Минобороны России, курируется также Федеральным космическим агентством. В основе данной системы лежат созданные в Лаборатории стандартов частоты (одна из двух в мире), высокоточные часы (погрешность - менее 1 миллиардной доли секунды). Для совершенствования данных часов необходимы эксперименты с оптическим генератором, который создан данной лабораторией.
Также данная лаборатория в рамках государственного задания создает для радиоинтерферометрического комплекса Квазар КВО фемтосекундные лазеры (для калибровки радиотелескопов, входящих в комплекс Квазар КВО).
Макет оптического стандарта частоты на ионах алюминия и спарринг-ионах магния, созданный в качестве экспериментального образца ФГУП «ВНИИФТРИ» совместно с ФИАН в ходе выполнения опытно-конструкторских работ и в ходе выполнения научно-исследовательской работы «проведение исследований по созданию экспериментального образца оптического стандарта частоты и времени на основе фемтосекундных технологий» (шифр: НИР «Стандарт-оптика»), используется для проведении опытной эксплуатации опытных образцов, разработанных в рамках реализации федеральной целевой программы «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012 - 2020» (приказ Росстандарта от 29.12.2017 № 3034), то есть для нужд обороны и безопасности.
Фотодетектор имеет значение для нужд обороны и безопасности, поскольку предназначен для использования в т.ч. в радиолокационных станциях (РЛС), повышая их обнаружительную способность РЛС.
На земельном участке Троицкого обособленного подразделения ФИАН (ТОП) в спорные периоды 2015-2017 гг. осуществлялась деятельность в рамках трех больших проектов: «Находка-К», «ГАММА-400», Радиант-2016, результаты каждого из которых связаны с деятельностью в области обороны и безопасности, требующие использования специализированных устройств и оборудования, которыми обладает исключительно ФИАН и которые находятся на территории ТОП (лазерные установки, установки для резки кристаллов, для выращивания кристаллов, оптические скамьи, ускоритель заряженных частиц и другое оборудование).
В соответствии с абз. 5 подп. 1 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (Законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать 0,3 % в отношении земельных участков ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Рассматриваемой статьей не установлены требования в отношении вида разрешенного использования земельного участка, в отношении категории земель.
Применение льготной ставки установлено для земельных участков: ограниченных в обороте (ограниченными в обороте, в соответствии с п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, признаются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставленные для: обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в п. 4 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации (земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота: зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, военные суды, организаций федеральной службы безопасности, организаций органов государственной охраны и т.д.); представленных для обеспечения обороны; представленных для обеспечения безопасности; представленных для обеспечения таможенных нужд.
Из содержания ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации понятия «обороны», «безопасности» разделены.
Таким образом, законодатель проводит разграничение между содержанием данных понятий, поскольку каждое из них является двумя различными сферами деятельности государства.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 01.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» под обороной понимается система мер по обеспечению обороны и вооруженная защита Российской Федерации.
В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для (п. 2 ст. 93 Налогового кодекса Российской Федерации): строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий); разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов; размещения запасов материальных ценностей государственного материального резерва.
Согласно п. 1 ст. 93 Земельного кодекса Российской Федерации землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Без разработки, производства, оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами, Вооруженные Силы Российской не смогу обеспечить оборону и безопасность страны.
Деятельность по разработке и производству вооружения и военной техники непосредственно связана с обеспечением обороны, в связи с чем, используемые для таких целей земельные участки следует относить к ограниченным в обороте по соответствующему основанию (письмо Минэкономразвития России от 11.11.2009 № Д23-3706).
Согласно ст. 3 Федерального закона от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» деятельность по обеспечению безопасности включает в себя: прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности; определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности; правовое регулирование в области обеспечения безопасности; разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и
нейтрализации последствий их проявления; применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности; разработку, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения безопасности; организацию научной деятельности в области обеспечения безопасности; координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности; финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств; международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности; осуществление других мероприятий в области обеспечения безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для отнесения земельного участка к землям, предоставленным для нужд обороны и безопасности, имеет значение его использование для обеспечения деятельности, предусмотренной Федеральными законами от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» и от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности».
Таким образом, если земельный участок, предоставленный заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования, соответствует вышеуказанным критериям, то при исчислении земельного налога в отношении такого земельного участка может применяться налоговая ставка в размере, не превышающем 0,3 % кадастровой стоимости земельного участка».
В соответствии с п. 1 ст. 87 Земельного кодекса Российской Федерации специальные категории земель, в том числе такие категории как земли обороны и безопасности, земли космической деятельности, устанавливаются исключительно «за границами населенных пунктов».
Категории земель за границами населенных пунктов устанавливаются, прежде всего, в целях охраны земель, плодородия почв, продовольственной безопасности (отграничения земель сельскохозяйственного назначения от специальных категорий).
В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Вид разрешенного использования определяется в пределах императивных норм
о зонировании территорий населенных пунктов самостоятельно, условно, не
определяет с исчерпывающей точностью конкретные виды хозяйственных операций,
виды экономической деятельности. Налогообложение основывается на реальных
фактах хозяйственной жизни, а не на форме сделки или иного волеизъявления
налогоплательщика.
Сама возможность участия налогоплательщика в деятельности в рамках
оборонного заказа подтверждается включением его в реестр организаций ОПК
приказами Минпромторга России во исполнение постановления Правительства
Российской Федерации от 20.02.2004 № 96 «О сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса». Возможность фактического использования данным налогоплательщиком в том числе и спорного земельного участка для нужд обороны и безопасности подтверждается отнюдь не видом разрешенного использования, который не имеет правового значения для взаимоотношений налогоплательщика с организациями и органами оборонного заказа, для планирования и реализацией соответствующей деятельности.
Вид разрешенного использования земельного участка ТОП ФИАН «для научной и хозяйственной деятельности» соответствует его основному виду деятельности ФИАН «72.19 Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие».
Однако изложенное не опровергает доказательств того, что земельный участок фактически используется для научной деятельности в сфере обороны и безопасности.
Под термином «оборона» следует понимать, в частности, производственную и научную деятельность организаций в сфере обороны и безопасности.
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 01.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.
В силу п. п. 5, 12, 14 ст. 2 Федерального закона от 01.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», к мерам по организации обороны относятся разработка, производство и совершенствование вооружения и военной техники, создание их запасов, развитие науки в интересах обороны, а также финансирование расходов на оборону.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» в состав государственного оборонного заказа включены в первую очередь научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию, модернизации вооружения, военной и специальной техники, а также утилизации и уничтожению выводимых из эксплуатации вооружения, военной и специальной техники, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по развитию исследовательской, проектно-конструкторской и производственно-технологической базы организаций в целях обеспечения выполнения государственного оборонного заказа, а также повышения мобилизационной подготовки экономики Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» укрепление обороноспособности государства и безопасности личности, общества и государства является целью государственной научно-технической политики.
Отклоняя довод налогового органа о том, что применение налоговой льготы (пониженной ставки земельного налога) недопустимо к землям с категорией «земли населенных пунктов», арбитражный суд правомерно исходил из следующего.
Согласно п. 1 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальным зонам военных объектов, специального назначения, которые в свою очередь могут быть отнесены к землям обороны, безопасности.
При этом предоставление земельных участков для обеспечения обороны и безопасности в границах населенных пунктов не влечет необходимости перевода земель в категорию земель обороны. Такие земельные участки могут иметь соответствующий вид разрешенного использования либо в соответствии с п. 1 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации относиться к территориальным зонам военных объектов в составе земель населенных пунктов (письмо Минэкономразвития РФ от 28.10.2008 № Д23-830, письмо Минэкономразвития России от 02.04.2008 № 03-05-05-02/17).
Отсутствие в кадастровых планах земельных участков соответствующего указания в графе «разрешенное использование (назначение)» об отнесении земель в пределах территории земель поселений (населенного пункта) к такой категории, как земли обороны и безопасности, не является основанием для вывода об отсутствии у института права на льготу.
Минэкономразвития Российской Федерации в письме от 11.11.2009 № Д23-3706 даны разъяснения, согласно которым расположение земельного участка в границах населенного пункта не влечет необходимости перевода такого участка из земель населенных пунктов в земли обороны.
Такие земельные участки в соответствии с п. 1 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации могут относиться к территориальным зонам военных объектов в составе земель населенных пунктов.
После издания данного письма вопрос об отнесении земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, стал решаться с учетом фактического использования предприятием земельного участка, независимо от категории земель, к которым он отнесен правоустанавливающими документами и заполнении в них сведений о том, что участок ограничен в обороте.
Таким образом, земельные участки, находящиеся в государственной собственности, представленные/фактически используемые для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области обороны и безопасности страны, являются ограниченными в обороте.
При отсутствии правоустанавливающих документов, подтверждающих отнесение земельных участков к категории земель обороны, основания для их квалификации, как используемых для обеспечения обороны могут быть подтверждены сведениями о статусе организации (отнесение ее к категории стратегических предприятий и организаций, осуществляющих разработку, производство, ремонт вооружения, военной техники и боеприпасов) и документами, подтверждающими фактическое использование земельных участков для указанных целей.
К земельным участкам применима пониженная налоговая ставка в размере 0,3 % при одновременном соблюдении двух условий: земельные участки должны находиться в государственной собственности; земельные участки должны быть предоставлены или фактически использоваться для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Судом установлено, что спорный земельный участок с кадастровым номером 50:54:0010201:9 соответствует данным требованиям: находится в государственной собственности, фактически используется для научно-исследовательских работ, результаты которых в последствие применяются в разработке вооружения, относятся к виду разрешенного использования «обеспечения вооруженных сил».
Фактическое использование земельного участка ФИАН в области обороны и безопасности страны подтверждается следующим.
ФИАН включен в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, утверждаемый приказами Минпромторга России (приказы Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 03.07.2015 № 1828; от 14.04.2015 № 815; от 20.11.2014 № 2338; от 02.06.2014 № 1067; от 22.04.2014 № 758; от 23.10.2013 № 1703; от 05.02.2013 № 137) во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2004 № 96 «О сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса», что подтверждается письмом Минпромторга России 22.03.2019 № 18429/06 о включении ФИАН в сводный реестр сводный реестр оборонно-промышленного комплекса на 2015-2018; письмом Минпромторга России 25.02.2019 № 11780/06 о включении ФИАН в сводный реестр сводный реестр оборонно-промышленного комплекса на 2019 на основании приказа Минпромторга от 30.11.2018 № 4760.
Для включения в реестр организация должна обладать оборудованием, производственными площадями, квалифицированными кадрами для разработки вооружений, военной и специальной техники.
Сводный реестр организаций ОПК ведется в целях реализации единой государственной политики в области реформирования и развития оборонно-промышленного комплекса (п. 2 Положения о ведении сводного реестра организаций оборонно-промышленного комплекса, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2004 № 96).
Производство-испытательную, научно-исследовательскую, опытно- конструкторскую и хозяйственно-производственную деятельность ФИАН осуществляет на предоставленных государством земельных участках, где размещены все производственные объекты ФИАН, в том числе и на земельном участке с кадастровым номером 50:54:0010201:9 (Москва, Троицк, ул. Физическая, дом 11), на котором расположено - Троицкое обособленное подразделение Федерального государственного бюджетного учреждения науки Физического института им. П.Н. Лебедева Российской академии наук, являющееся структурным подразделением ФИАН (не является юридическим лицом). Научное руководство, кадровое и финансовое управление ТОП осуществляет ФИАН.
Земельный участок ТОП ФИАН входит в состав единого имущественного комплекса ФИАН.
Основной целью деятельности ТОП ФИАН является содействие и участие в научно-исследовательской и инновационной деятельности института по направлениям физика, астрономия и смежные области науки (п. 2.1 Положения о ТОП ФИАН).
ТОП ФИАН осуществляет следующие основные виды деятельности: участие в проведении фундаментальных, прикладных и поисковых научных исследований ФИАН; развитие инновационной деятельности на базе «Троицкого технопарка ФИАН» по направлениям: научное приборостроение, наноэлектроника, оптоэлектроника, лазерная техника, в том числе разработка и создание компонентов и полуфабрикатов для нее, материаловедение и создание новых материалов и др. (п. 2.2 Положения о ТОП ФИАН).
На территории ТОП проводились (проводятся) научные работы, связанные с космической деятельностью в интересах обороны и безопасности страны, на основании лицензии на осуществление космической деятельности № 1329К от 29.04.2010г.
Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 20.08.1993 № 5663-1 «О космической деятельности» под космической деятельностью понимается любая деятельность, связанная с непосредственным проведением работ по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела.
Космическая деятельность включает в себя создание (в том числе разработку, изготовление и испытания), использование (эксплуатацию) космической техники, космических материалов и космических технологий и оказание иных связанных с космической деятельностью услуг, а также использование результатов космической деятельности и международное сотрудничество Российской Федерации в области исследования и использования космического пространства.
Целью космической деятельности, в соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации от 20.08.1993 № 5663-1, является укрепление обороны и обеспечению безопасности Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 92 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения космической деятельности могут предоставляться земельные участки для размещения наземных объектов космической инфра-структуры, включая космодромы, стартовые комплексы и пусковые установки, командно-измерительные комплексы, центры и пункты управления полетами космических объектов, пункты приема, хранения и переработки информации, базы хранения космической техники, районы падения отделяющихся частей ракет, полигоны приземления космических объектов и взлетно-посадочные полосы, объекты экспериментальной базы для отработки космической техники, центры и оборудование для подготовки космонавтов, другие наземные сооружения и технику, используемые при осуществлении космической деятельности.
Земли, занятые объектами, обеспечивающими космическую деятельность, являются федеральной собственностью (п. 4 ст. 87 Земельного кодекса Российской Федерации).
Земельные участки, используемые для космической деятельности, являются ограниченными в использовании.
В ходе производства по делу установлено, что на территории ТОП ФИАН выполнялись работы по следующим договорам/контрактам, направленным на обеспечение космической деятельности в интересах обороны и безопасности страны: Договор № 18/13 от 10.06.2013, заключенный между ФИАН и Федеральным государственным унитарным предприятием «научно-производственное объединение им. С.А. Лавочкина», предметом которого является выполнение части опытно-конструкторской работы (СЧ ОКР).
Головной заказчик - Государственная корпорация по космической
деятельности «Роскосмос».
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» является государственным заказчиком государственного оборонного заказа, обеспечивающим поставку продукции по государственному оборонному заказу.
Место осуществления работ - ТОП ФИАН. Все макеты и образцы по проекту «Гамма-400» проходили комплекс испытаний и экспериментальных отработок (калибровка макетов и отработка) опытных образцов на ускорителе ФИАН С25Р, расположенном в ТОП.
Основания заключения: государственный контракт № 361-5003/13/93 от 29.05.2013 по ОКР «ГАММА-400» между Корпорацией «Роскосмос» и ФГУП «НПО им. С.А. Лавочкина», решение Совета РНА по космосу №10310-016 от 28.06.2012, решение НТС Роскосмоса от 26.12.2012; Федеральная космическая программа России на 2006-2015гг. (ФКП на 2006-2015гг.), утвержденная постановлением Правительства РФ от 22.10.2005 № 635.
В соответствии п. 5 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ основным показателем государственного оборонного заказа - финансовое обеспечение государственного оборонного заказа, утверждаемое федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Все работы проводились на территории ТОП и выполнены в рамках Федеральных космических программ. Данный вывод подтвержден целевыми статьями расходов указанными в источниках финансирования работ по договорам.
Источниками финансирования работ по договору № 18/13 от 10.06.2013 в соответствии с п. 5 является федеральный бюджет: РЗ - 04 - национальная экономика; ПР-11 - прикладные научные исследования в области национальной экономики; ЦСР (целевые статьи расходов) - 1003400 - федеральная космическая программа России на 2006 - 2015; BP (вид расходов) 241 - научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, КОСГУ 226 (классификация операций сектора государственного управления) - прочие работы, услуги.
Данная классификация расходов соответствует Приложению № 18 (распределение бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных (федеральных) целевых программ на 2012 год) Федерального закона от 30.11.2011 № 371-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов».
Согласно ст. 4 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ долгосрочные (федеральные) целевые программы в области обороны и безопасности Российской Федерации, являются основой для формирования государственного оборонного заказа.
В соответствии с письмом Президента Российской Федерации от 30.03.2002 № Пр-576 «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 и дальнейшую перспективу» развитие науки и технологий отнесено к высшим приоритетам страны.
В силу положений п. п. 8, 10 указанных Основ для решения задач в сфере обороны, национальной и технологической безопасности страны необходимо опережающее развитие фундаментальных исследований: активизация деятельности по передаче знаний и технологий между оборонным и гражданским секторами экономики, развитие технологий двойного применения и расширение их использования; разработка и модернизация вооружения, военной и специальной техники, содействие развитию оборонно-промышленного комплекса.
В целях повышения эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности, государство осуществляет нормативно-правовое закрепление прав на объекты интеллектуальной собственности и иные результаты научной и научно-технической деятельности, прежде всего связанные с интересами обороны и безопасности страны.
Данное закрепление осуществляется на основе федеральных целевых программ, государственного оборонного заказа, реализации важнейших инновационных проектов государственного значения и т.д.
В продолжение работ по теме «ГАММА-400» 18.11.2016 заключен контракт № 024-5004/16/224 между ФИАН и Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», предметом которого является выполнение части опытно-конструкторской работы (СЧ ОКР), тема - разработка ДЭП на КНА КК «ГАММА-400». Срок работ – окончание 2021 год.
Головной заказчик - Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос».
Военное представительство осуществляет контроль качества и приемки выполненных работ, что подтверждается п. п. 3.4, 5.2 контракта, письмом Министерства обороны РФ 08.05.2019 № 251/2/3789, техническим актом № 3 от 2015.
Техническая приемка результатов СЧ ОКР (этапов СЧ ОКР), контроль за ходом
выполнения СЧ ОКР, а также выполнение головным исполнителем условия
государственного контракта со стороны заказчика могут возлагаться на представительства Корпорации «Роскосмос» в организациях и на предприятиях ракетно-космической промышленности (п. 5.2 контракта).
Согласно п. 2.3 контракта, разработанная документация передается заказчику и другим заинтересованным организациям Министерства обороны Российской Федерации.
Место осуществления работ - ТОП ФИАН.
Все макеты и образцы по проекту «Гамма-400» проходили комплекс испытаний и экспериментальных отработок (калибровка макетов и отработка) опытных образцов на ускорителе ФИАН С25Р, расположенном в ТОП.
Основания заключения: решение Совета РАН по космосу от 12.02.2016 № 10310-01, постановление Правительства РФ от 24.12.2015 № 1420-82 «О государственном оборонном заказе на 2016 год».
Согласно п. 6.3.4 контракта исполнитель обязан уведомить заказчика о всех привлеченных соисполнителях, на основании Федерального закона от 29.12.2012 № 275 -ФЗ «О государственном оборонном заказе».
Пункт 6.3.5 контракта устанавливает требования об обязательном уведомлении всех соисполнителей привлекаемых для выполнения контракта, что контракт заключается в целях выполнения государственного оборонного заказа.
Федеральная космическая программа России на 2016-2025гг. утвержденная постановлением Правительства РФ от 23.03.2016 № 230.
Финансирование контракта осуществлялось на счет средств Федерального бюджета: ГЛ - 730, РЗ - 04, ПР - 11, ЦСР -2170099998, BP -241, КОСГУ - 226.
Расшифровка в соответствии с приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н (ред. от 20.12.2018) «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»: ГЛ -730 - Государственная корпорация по космической деятельности «Рос-космос»; ЦСР (целевые статьи расходов) – 2170099998; 217 - Исследования в области разработки вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения.
Указанное финансирование соответствует Федеральной космической
программе 2016-2025, целью которой является обеспечение государственной политики в области космической деятельности на основе формирования и поддержания необходимого состава орбитальной группировки космических аппаратов, обеспечивающих предоставление услуг в интересах социально-экономической сферы, науки и международного сотрудничества, в том числе в целях защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также реализации пилотируемой программы, создания средств выведения и технических средств, создание научно-технического задела для перспективных космических комплексов и систем.
В рамках государственного контракта государственного оборонного заказа № 1617187341021452466001641/ФИАН от 01.08.2016, заключенного между ФИАН и Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики» осуществлялось выполнение составной части научно-исследовательской работы (СЧ ОКР), шифр «Находка - К», головной заказчик - Министерство обороны, идентификационный номер контракта - 1617187341021452466001641.
В соответствии с Порядком формирования идентификатора государственного контракта по государственному оборонному заказу, утвержденным приказом Министра обороны РФ № 475, Казначейства России № 13н от 11.08.2015, контракт №1617187341021452466001641/ФИАН от 01.08.2016 имеет следующую структуру:
16 – год заключения контракта
17- год завершения работ по контракту
187 - идентификационный код государственного заказчика (Минобороны РФ).
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» разработано приложение «Порядок формирования идентификатора государственного контракта по государственному оборонному заказу», утвержденный Приказом Министра обороны Российской Федерации и Федерального казначейства от 11.08.2015 № 475/13н), которое устанавливает правила формирования (присвоения) идентификатора государственного контракта.
Идентификатор государственного контракта используется для идентификации всех контрактов, заключенных в целях исполнения государственного контракта, и расчетов по государственному оборонному заказу в рамках сопровождаемой сделки.
Военное представительство осуществляет контроль качества и приемки выполненных работ, что подтверждается п. 5.2 контракта, в соответствии с которым сдача и приемка выполненных работ осуществляется под контролем 542 ВП МО; п. 2.3 контракта, в соответствии с которым передается заказчику и другим заинтересованным организациям Министерства обороны Российской Федерации; актами приемки этапов от 2016 года, 2017 года письмом Министерства обороны Российской Федерации 08.05.2019 №251/2/3789. Место осуществления работ - ТОП ФИАН.
Все макеты и образцы по проекту «Находка - К» проходили комплекс испытаний и экспериментальных отработок (калибровка макетов и отработка) опытных образцов на ускорителе ФИАН С25Р, расположенном в ТОП.
Акты приемки этапов работ подписаны руководителем работ ФИО6, ведущими научными сотрудниками ФИО7, ФИО8, работающими по трудовому договору в лаборатории ТОП (лаборатория лазеров с катодно-лучевой накачкой, нейтронно-физический отдел).
В соответствии с п. 2.1 контракта №1617187341021452466001641/ФИАН от 01.08.2016г, СЧ НИР по своему качеству, техническим характеристикам и иным требованиям должна соответствовать ГОСТ РВ 15.105-2001.
ГОСТ РВ 15.105-2001 - государственный военный стандарт «Система разработки и постановки продукции на производство. Военная техника. Порядок выполнения научно - исследовательских работ и их составных частей».
Данный стандарт разработан Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт межотраслевой информации – федеральный информационно-аналитический центр оборонной промышленности» (ФГУП «ВИМИ»), внесен Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации, принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 28.05.2003 № 164-ст.
Изложенное является подтверждением того, что работы по перечисленным договорам/контрактам направлены на выполнение ГОЗ.
Выполнение научно-исследовательских, космических работ на территории ТОП
обусловлено нахождением в подразделении специального оборудования, установок,
позволяющих проводить необходимые исследования, а также наличие
квалифицированных специалистов, которые могут с ним работать.
Для выполнения перечисленных работ по договорам/контрактам использовались
следующие объекты недвижимости, расположенные на земельном участке ТОП:
ускорительный комплекс ФИАН «ПАХРА» С-25Р. Размер занимаемых УНУ площадей,
кв. м: 2800. Состав УНУ и вспомогательное оборудование: объект С-25Р - электронный
синхротрон вместе с оборудованием и помещениями; система вывода и
транспортировки электронного пучка в экспериментальный зал; №1; физические
установки по исследованию рентгеновского поляризационного тормозного излучения,
переходного излучения, генерации излучения в терагерцовом диапазоне; физические
установки по исследованию фоторождения пи-мезонов, эта-мезонов, эта-мезонных
ядер, наработке изотопов, калибровке детекторов.
Ускорительный комплекс ТОП включен в каталог Уникальных научных
установок. Информация размещена в Портале Научно-технологической
инфраструктуры Российской Федерации (http://ckp-rf.ru).
Портал содержит актуальные и систематизированные сведения о сети центров коллективного пользования научным оборудованием (ЦКП) и уникальных научных установках (УНУ) в Российской Федерации, в том числе поддержанных Минобрнауки России в рамках федеральных целевых программ «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России» на 2007-2013 и 2014-2020 годы и составляющих ядро современной национальной исследовательской инфраструктуры; 26 объекта недвижимости необходимые для эксплуатации перечисленных установок, хранения аппаратуры, обработки информации, расположения рабочих мест сотрудников ТОП, которые в соответствии со свидетельствами о государственной собственности имеют следующие назначения: здание лабораторного корпуса ОКБ, склад ОКБ, здание опытного производства №2, здание открытой подстанции, блока техобслуживания С25Р, здание измерительно-регистрационного центра, здание корпуса квантовой радиофизики, здание корпуса квантовой радиофизики, здание спецсклада для хранения оборудования, здание химсклада и т.д.
Здания, склады, лабораторные корпуса и другие объекты недвижимости расположенные на земельном участке ТОП ФИАН предназначены для обслуживания ускорительного комплекса ФИАН «Пахра» С-25Р, хозяйственно-производственной деятельности и представляют собой единый имущественный комплекс.
Нахождение данных объектов недвижимости на территории ТОП инспекцией не оспаривается.
На земельном участке ТОП расположен объект ГО - (убежища): защитное сооружение (название - здание спецпомещения гражданской обороны (ГО); класс А-Ш, рассчитанное на 1200 человек), в целях выполнения требований Законов Российской Федерации от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 03.08.1996 № 1113 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»
В соответствии с п. 49 Устава, институт несет ответственность за сохранность, целевое и эффективное использование закрепленного за ним имущества.
Собственник имущества (государство) вправе изъять лишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за Институтом (п. 54 Устава).
На основании изложенного, исходя из положений Федерального закона от 01.05.1996 № 61-ФЗ ФЗ «Об обороне», от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» следует вывод о том, что на территории земельного участка ТОП проводятся научные работы, направленные на обеспечение космической деятельности, что не противоречит фактическому использованию земельного участка в целях обеспечения обороны и безопасности.
Отклоняя довод налогового органа о том, что использование недвижимого имущества, земельного участка в коммерческих целях противоречит ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации о применении пониженной ставки налога 0,3 %.
Налоговый кодекс Российской Федерации не устанавливает, в каком размере должна осуществляться деятельность, связанная с обеспечением обороны и безопасности государства, равно как и не указывает, в каком количестве объекты недвижимости предприятия должны быть задействованы в производственной деятельности, связанной с обеспечением интересов оборонно-промышленного комплекса.
Заявитель не отрицает, что часть помещений объектов недвижимости расположенных на рассматриваемом земельном участке сдается в аренду.
Для передачи в аренду помещений создается комиссия по рассмотрению вопросов использования, распоряжения федеральным имуществом, особо ценным движимым имуществом и сделок с ним, закрепленным за организациями, подведомственными ФАНО.
Все договоры аренды проходят обязательное согласование с учредителем Института (ФАНО до 2018г., в настоящее время - Министерство образования и науки).
При этом учредителем Института устанавливается цель использования передаваемых в аренду помещений - научно-техническая деятельность, производство, склад и т.д.
Соответствующие письма, решения, уведомления от Управления земельно-имущественного комплекса РАН, ФАНО, ТУ Росимущества по г. Москве представлены в инспекцию в ответ на требование № 75189 от 01.07.2019.
Из пояснений заявителя следует, что помещения, переданные в аренду, связаны с формированием на территории ТОП ФИАН технопарка; организации, являющиеся арендаторами по виду осуществляемой деятельности соответствуют деятельности заявителя. В связи с чем наличие арендных правоотношений не опровергают использование земельных участков для обеспечения деятельности предприятия оборонной промышленности и не препятствуют реализации права применить к ним при исчислении земельного налога подп. 1 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании фактических обстоятельств, перечисленных документов, спорный
земельный участок с кадастровым номером 50:54:0010201:9 предоставлен налогоплательщику для осуществления деятельности в области укрепления обороноспособности государства, безопасности личности, общества и государства.
Спорный земельный участок находится в федеральной собственности и предоставлен бюджетному учреждению на ограниченном вещном праве - в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии с ч. 2 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлены два специальных вида земельных участков, оборотоспособность которых всегда подлежит ограничению: предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в п. 4 настоящей статьи и занятые объектами космической инфраструктуры.
Исходя из целевой право- и дееспособности бюджетного учреждения, а также установленных его уставом предмета и видов деятельности на момент предоставления земельного участка и в течение всего периода его использования участок всегда использовался для нужд обороны и безопасности.
При этом налоговый орган игнорирует установленную российским законодательством презумпцию значения космической деятельности для нужд обороны и безопасности.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона от 20.08.1993 № 5663-1 «О космической деятельности» к космической инфраструктуре Российской Федерации включает в себя, в частности, пункты приема, хранения и обработки информации; другие наземные сооружения и технику, используемые при осуществлении космической деятельности. Расположенные на спорном земельном участке телескопы, относящиеся к обеспечению их деятельности лаборатории, здания и помещения для размещения научного коллектива, безусловно, относятся к объектам космической инфраструктуры.
Кроме того, спорный земельный участок, находится в федеральной собственности и предоставлен в целях осуществления бюджетным учреждением его уставной деятельности (космической деятельности, деятельности в области лазеров) постановлением главы администрации г. Троицка Московской области от 26.03.1992 № 11, а также в последующем постановлением главы города Троицка Московской области от 26.10.2001 № 697.
В соответствии с ч. 2 ст. 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно: органам государственной власти и органам местного самоуправления; государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным); казенным предприятиям; центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.
Конкретная цель, в т.ч. осуществление космической деятельности, имеющей значение для нужд обороны и безопасности, является единой (единым основанием) как для формирования специальной право- и дееспособности землепользователя, так и для предоставления ему земельного участка. Сама цель создания государственного и наделения его землей относится к предмету управленческой дискреции публичного образования и непосредственно земельным законодательством не регулируется.
В силу ст. 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации, абз. 5 подп. 1 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации: земельный участок должен принадлежать публичному образованию; земельный участок не может находиться в пользовании, владении, распоряжении частной организации; земельный участок должен принадлежать исключительной категории лиц, действующих в публичных интересах: орган, государственное учреждение, казенное предприятие; совершение сделок (оборотоспособность) с земельным участком ограничены целевой право- и дееспособностью землепользователя.
В силу п. 13 ст. 40, ст. 105.4 Налогового кодекса Российской Федерации в случае государственного вмешательства в ценообразование, в т.ч., следовательно, и в формирование земельной ренты, а также в случаях участия организации в выполнении мероприятий государственной политики на нерыночной основе, в т.ч. в рамках целевой правосубъектности учреждений, данные обстоятельства должны быть учтены при налогообложении, возложении бремени политических решений и связанных с этим риском на налогоплательщика недопустимо.
Уплата земельного налога по общей ставке как за счет заключенных на основании государственных контрактов договоров и контрактов, так и за счет государственного задания бюджетному учреждению приводит к неправомерному и необоснованному перераспределению средств между бюджетами разного уровня, приводит к деформации земельного налога из формы изъятия части земельной ренты (формы реализации принципа платности землепользования) в налог на космическую деятельность, деятельность в области лазера на оборонный заказ или государственное задание.
Налоговый орган ссылается на отсутствующие в абз. 5 подп. 1 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации «категория земель - земли обороны» и «вид разрешенного использования».
Вместе с тем, данные категории относятся к зонированию земель, планированию градостроительной деятельности.
При этом «категория земель - земли обороны» в силу ст. 87 Земельного кодекса Российской Федерации ошибочно применяется налоговым органом к землям в границах населенных пунктов.
Зонирование, планирование использования земель, а также информация кадастра об определенных самим пользователем ВРИ используется как один из источник сведений о фактической и планируемой деятельности налогоплательщика.
Кадастровая оценка земель - это деятельность, относящаяся, с одной стороны, к будущей оперативной управленческой деятельности, с другой стороны, к сфере оперативных решений самого налогоплательщика.
Категория планирования надлежащего управления, а также планирования хозяйственной деятельности относится к категориям целесообразности.
Налоговое законодательство не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности.
Применение категорий зонирования (планирования, целесообразности, условной оценки будущих обстоятельств), в т.ч. понятия ВРИ, при толковании абз. 5 подп. 1 п. 1 ст. 394 Земельного кодекса Российской Федерации противоречит самой сути земельного налогообложения и не основано на буквальном и иных приемлемых способах толкования данной нормы.
Заявителем в подтверждение довода об использовании спорного земельного участка для нужд обороны и безопасности представлены данные о государственных оборонных заказах, исполненные на земельном участке ТОП ФИАН в 2015-2017, государственный контракт государственного оборонного заказа (гособоронзаказа) № 1617187341021452466001641/ФИАН от 01.08.2016, заключенный с ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» (том 2 л.д. 24-29), проект «Находка-К»; договор гособоронзаказа № 18/13 от 10.06.2013 (том 2 л.д. 1-2), заключенный между ФИАН и Федеральным государственным унитарным предприятием «Научно-производственное объединение им. С.А. Лавочкина» во исполнение государственного контракта № 361-5003/13/93 от 29.05.2013 по ОКР «ГАММА-400» между Корпорацией «Роскосмос» и ФГУП «НПО им. С.А. Лавочкина», разработка технического проекта по созданию научной аппаратуры «ГАММА-400»; по договору 600-02/2016 от 26.04.2016, заключенному между Федеральным государственным автономным образовательным
учреждением высшего профессионального образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (НИЯУ МИФИ) и ФИАН в рамках выполнения основного государственного контракта № 1517187150022010534001314/210/ЗК/2015/ДГЗ/ГОЗ от 14.05.2015, проект «Радиант- 016».
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» к целям государственной научно-технической политики относят укрепление обороноспособности государства и безопасности личности, общества и государства.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 20.08.1993 № 5663-1 «О космической деятельности», под космической деятельностью понимается любая деятельность, связанная с непосредственным проведением работ по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела.
Космическая деятельность включает в себя создание (в том числе разработку, изготовление и испытания), использование (эксплуатацию) космической техники, космических материалов и космических технологий и оказание иных связанных с космической деятельностью услуг, а также использование результатов космической деятельности и международное сотрудничество Российской Федерации в области исследования и использования космического пространства.
Укрепление обороны и обеспечению безопасности Российской Федерации
Согласно п. 1 ст. 12 Закона Российской Федерации от 20.08.1993 № 5663-1 объем финансирования космической деятельности определяется в федеральном бюджете на соответствующий год. Финансирование космической деятельности осуществляется в порядке, предусмотренном для государственного оборонного заказа, посредством выделения ассигнований из федерального бюджета государственным заказчикам и распределяется между исполнителями работ в соответствии с государственными контрактами.
В силу ст. 14 Закона Российской Федерации от 20.08.1993 № 5663-1 государственный заказ на разработку, производство и поставки космической техники и объектов космической инфраструктуры различного назначения формируется и размещается на основании федеральных космических программ в порядке, установленном для государственного оборонного заказа.
Уполномоченным органом по космической деятельности является Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» (ст. 6 Закона Российской Федерации от 20.08.1993 № 5663-1), которая осуществляет руководство космической деятельностью в интересах науки, техники и различных отраслей экономики, организует работу по созданию космической техники научного и социально-экономического назначения и совместно с федеральным органом исполнительной власти по обороне - космической техники двойного назначения в рамках Федеральной космической программы, иных федеральных программ в области космической деятельности (там же).
Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» наделена статусом государственного заказчика государственного оборонного заказа (наряду с федеральным органом исполнительной власти и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом») (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»).
Лаборатории ФИАН, расположенные на Троицкой площадке (ТОП), выполняли в спорный период различные исследования на основании утвержденного государственного задания ФИАН. Все проводимые исследования связаны с получением результатов, которые формируют научную и техническую базу, компетенции научного коллектива, создают новое оборудование, позволяющее в совокупности в последующем использовать кадровый потенциал, мощности и накопленный опыт для выполнения гособоронзаказов (в том числе не в статусе головного исполнителя) для нужд обороны и безопасности.
Лаборатории Отделения квантовой радиофизики и лаборатории лазеров с катодно-лучевой накачкой Нейтронно-физического отдела ФИАН, расположенные на Троицкой площадке (ТОН), выполняли исследования согласно с темами государственного задания ФИАН (т. 5 л.д. 142-143).
По итогам 2017 согласно отчету о научно-исследовательской работе по теме № 0023-2016-0002 «Физические основы лазерных, фотонных и оптоэлектронных технологий и взаимодействие лазерного излучения с веществом для решения задач навигации, УТС, информатики и биомедицины» (т. 8 л.д. 1-134) лабораториями подразделений ФИАН на Троицкой площадке достигнуты результаты, перечисленные в указанном отчете.
Отклоняя довод налогового органа по отчету о научно-исследовательской работе по теме № 0023-2016-0002 за 2017 о том, что работы по лаборатории стандартов частоты выполнялись до передачи ТОП ФИАН, следует отметить, что в приказе от 28.04.2018 № 111 «О внесении изменений в структуру ТОП ФИАН» указано «передать в состав ТОП ФИАН находящиеся на Троицкой площадке лаборатории». При этом нахождение лаборатории стандартов частоты на земельном участке подтверждают трудовые договора с сотрудниками данной лаборатории (том 14 л.д. 114, том 15 л.д. 121), заключение руководителя данной лаборатории (том 10 л.д. 147-149), документы о представлении сотрудников на стипендию ОПК РФ в 2015 за вклад в оборону и безопасность (том 10 л.д. 77-95).
В материалы дела представлены доказательства того, что в 2015 сотрудники лабораторий, находившихся на территории ТОП ФИАН представлены к стипендии оборонно-промышленного комплекса (ОПК) Российской Федерации, что также свидетельствует о том, что осуществляемая на спорном земельном участке деятельность связана с нуждами обороны и безопасности.
На спорном земельном участке на основании постановления Президиума РАН 2008 создан технопарк, который предназначен для размещения резидентов, осуществляющих научную и научно-техническую деятельность. В спорные периоды в данном технопарке находилось 30 до 49 профильных резидента и временно, на простаивающих площадях - от 6 до 8 непрофильных резидентов.
Из пояснений заявителя следует, что технопарк расположен в зданиях корпуса техобслуживания - КТО ОКБ (объект 1), корпуса опытного производства - КОП № 1 (объект 2), задание лабораторного корпуса ОКБ (объект 3), здание опытного производства - КОП № 2 (объект 4), здание склада ОКБ (объект 5), здание КРФ-2 (объект 6), здание ИРЦ (объект 9), проходная (11), здание столярного цеха (объект 11), здание склада (объект 21). Пятно (площадь) застройки указанных зданий: 3896, 20 кв.м. (1), 6.078, 60 кв.м. (2), 3.048, 50 кв.м. (3), 5.502 кв.м. (4), 2.730,20 кв.м. (5), 3.511 ,60 кв.м. (6), 3.048, 60 (9), 246, 10 кв.м. (11), 2106, 50 кв.м. (21).
Таким образом, доля земельного участка, относящаяся к данным зданиям составляет 4,6 %, из этого доля, относящаяся к помещениям, занятым резидентами, -1 %, к помещениям, занятым непрофильными резидентами, - 0,15 - 0,17 %.
С учетом этого расчета подлежит отклонению довод налогового органа о том, что спорный земельный участок используется заявителем для осуществления непрофильной деятельности.
В указанных зданиях технопарка расположены не только его резиденты, но и лаборатории ФИАН, осуществляющие научную деятельность для нужд обороны и безопасности, которые занимают большую часть таких помещений.
Аренда носит специальный характер, предназначена для развития научной деятельности и коллективного использования объектов научной инфраструктуры, т.е. соответствует целям уставной деятельности налогоплательщика. При этом в соответствии с бюджетным законодательством средства от приносящей доходы деятельности учитываются на основном лицевом счете бюджетного учреждения (вместе с субсидией на выполнение государственного задания), распоряжение осуществляется бюджетным учреждением. Средства рефинансируются в собственную научную деятельность ФИАН, в том числе для нужд обороны и безопасности в рамках государственного задания, прежде всего, для финансового обеспечению лабораторий, расположенных территории спорного земельного участка.
Следовательно, вся территория земельного участка (учитывая площади, необходимые для обеспечения безопасности, зоны тишины и рекреации, площади водоемов) фактически используется в деятельности, связанной с нуждами обороны и безопасности в рамках оборонного (военного) заказа и государственного задания, т.е. при эксплуатации ускорителя, при испытаниях ускорителей и лазеров, при осуществлении деятельности лабораторий. Непосредственно к зданиям ускорителя и залам испытания лазеров относится более 80 % земельного участка (без учета доли зданий 1 - 6, 9, 11, 21).
При общей площади спорного земельного участка 669.000 м.кв., площадь застройки, приходящаяся на арендуемые помещения, составила в 2015 – 7.853, 24 кв.м., в 2016 – 8.715, 88 кв.м., в 2017 – 9.211, 15 кв.м., доля земельного участка, приходящаяся на арендуемые помещения, 1,18 - 1,39 %.
При этом в абз. 5 подп. 1 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации отсутствует требование об исключительном использовании земельного участка для нужд обороны и безопасности.
Технопарк ФИАН создан до принятия и вступления в законную силу Законов г. Москвы от 07.10.2015 № 54 «Об инвестиционной политике г. Москвы и государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности», от 07.10.2015 № 55 «О промышленной политике г. Москвы», постановления Правительства г. Москвы от 11.02.2016 № 38-ПП «О мерах по реализации промышленной и инвестиционной политики в г. Москве», предусматривающих порядок присвоения, подтверждения и прекращения статуса технопарка, промышленного комплекса.
Технопарк ФИАН данную процедуру не прошел, статуса технопарка, предусмотренного перечисленными нормативными актами г. Москвы, не имеет.
Вместе с тем, предусмотренные п. п. 1.6, 1.7 ст. 3.1 Закона г. Москвы от 24.11.2004 № 74 «О земельном налоге» налоговые льготы по земельному налогу по участкам, занятым технопарками и промышленными комплексами, действуют только в отношении организаций, имеющих соответствующий статус, на результат рассмотрения настоящего дела данное обстоятельство не влияет исходя из крайне незначительной доли земельного участка, приходящейся на технопарк, а также положений абз. 5 подп. 1 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации.
Также судом отклонен расчет налогового органа, который в пояснениях от 07.09.2020 определяет долю земельного участка, приходящуюся на арендаторов, исходя из площади застройки здания, в котором они расположены, что, по мнению суда, искажает пропорцию и не соответствует абз. 5 подп. 1 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации.
Площадь застройки и площадь земельного участка, на сопоставлении которых настаивает налоговый орган, - несопоставимые категории, налог уплачивается на землю, а не на имущество, здания носят характер точечной, многоэтажной застройки, интенсивность использования земельного участка под зданиями не противоречит юридическому составу льготы. Более того, выше отмечалось, что такая площадь связана с расположением подземных линейных объектов, а также необходимостью установки зон тишины и безопасности, санитарной зоны вокруг ОКБ и ускорителя. Кроме того, на земельном участке расположены 2 охлаждающих водоема для охлаждения синхротрона.
Анализ структуры доходов, относящихся к спорному земельному участку осуществлен на основании данных регистров бухгалтерского учета (том 7 л.д. 126-151) по Троицкому обособленному подразделению, а также лабораториям ФИАН которые, располагались на спорном земельном участке.
Выручка по государственному заданию по ТОП ФИАН и лабораториям, расположенным на спорном земельном участке: Троицк, улица Физическая, дом 11, составила за 2015, 2016, 2017, соответственно: 51.782.066, 09 руб., 50.230.284, 16 руб., 60.999.139, 65 руб.
По контрактам государственного оборонного заказа, а именно, по проектам «Находка», «ГАММА-400», «Радиант-2016» выручка составила: 5.639.068, 62 руб. за 2016, 8.403.413, 37 руб. за 2017 выручка от аренды составила 24.238.308, 89 руб. за 2015, 27.592.407, 86 руб. за 2016, 30.021.784, 60 руб. за 2017.
Данными подразделениями выполнялись иные договоры, не относящиеся к государственному оборонному заказу.
При этом основная деятельность, осуществляемая подразделениями ТОП ФИАН для нужд обороны и безопасности, состоит из государственного задания и деятельности по контрактам государственного оборонного заказа, выручка по которым составляет 64,57 % за 2015, 64,54 % за 2016, 68,57 % за 2017.
Ошибки в расчетах налогового органа, приведенных в пояснениях от 07.09.2020, состоят в следующем: в расчет налогового органа не включена выручка по лабораториям, которые территориально находились на спорном земельном участке, но до 2018 года не входили в структуру ТОП ФИАН, в расчете налогового органа не участвует деятельность по государственному заданию, при этом это основная деятельность подразделений и лабораторий ФИАН, а именно фундаментальные исследования; налоговый орган брал данные по выручке не из регистров бухгалтерского учета, как заявитель по счету 401.1 «Доходы текущего финансового года», а из контрактов, в разделе финансирование на определенный год.
Тем самым вышеприведенные расчеты не влияют на результат рассмотрения настоящего дела, так как не опровергают подтвержденный материалами дела вывод о том, что спорный земельный участок является ограниченным в обороте и в рассматриваемых налоговых периодах использовался в целях обеспечения обороны и безопасности, а, следовательно, заявителем обоснованно применена пониженная ставка налогообложения 0,3 %.
На основании изложенного арбитражный суд пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований ввиду отсутствия основания для доначисления заявителю земельного налога по общей ставке налогообложения 1,5 %, не соответствующей фактическому виду его использования, поскольку материалами дела подтверждается использование спорного земельного участка для нужд обороны и безопасности.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, оснований, предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционных жалоб, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.10.2020 по делу № А40-16597/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья Т.Т. Маркова
Судьи М.В. Кочешкова
О.С. Сумина