ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
127994, Москва, ГСП -4, проезд Соломенной Сторожки, дом 12
адрес веб-сайта: http://9aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 09АП-55774/2019
город Москва
28.10.2019
дело № А40-122323/19
резолютивная часть постановления оглашена 24.10.2019
постановление изготовлено в полном объеме 28.10.2019
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Мухин С.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО «Московская ордена трудового Красного знамени обувная фабрика «Парижская коммуна»
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.07.2019
по делу № А40-122323/19, принятое судьей Нагорной А.Н.,
по заявлению ЗАО «Московская ордена трудового Красного знамени обувная фабрика «Парижская коммуна» (ОГРН 1027700023482)
к ИФНС России № 5 по г. Москве (ОГРН 1047705092380)
о признании недействительными решения;
при участии:
от заявителя – Щедрин О.В. по доверенности от 17.06.2019;
от заинтересованного лица – Керимова М.М. по доверенности от 17.07.2019, Дмитриев А.Д. по доверенности от 15.07.2019;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 30.07.2019 оставлено без рассмотрения требование ЗАО «Московская ордена трудового красного знамени обувная фабрика «Парижская коммуна» к ИФНС России № 5 по г. Москве о признании недействительным требования № 1562 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 25.04.2019 в части взыскания штрафа в размере 2.640.826, 60 руб. по основаниям подп. 2 ч. 1 ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; в удовлетворении требований ЗАО «Московская ордена трудового Красного знамени обувная фабрика «Парижская коммуна» к ИФНС России № 5 по г. Москве о признании недействительным решения от 11.01.2019 № 55789 в части взыскания налоговых санкций в виде штрафа в размере 2.640.826, 60 руб. отказано.
Заявитель, не согласившись с принятым решением, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по мотивам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании представители общества и инспекции поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, ИФНС России № 5 по г. Москве проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации ЗАО «Московская ордена трудового Красного знамени обувная фабрика «Парижская коммуна» по налогу на имущество организаций (корректировка № 8) за 2016 год, представленной 20.03.2018, в соответствии с которой кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества составила: с кадастровым номером 77:01:0006018:1034, расположенного по адресу: Москва, ул. Кожевническая, д. 7, стр. 1, - 4.531.505.003 руб., с кадастровым номером 77:01:0006018:2496, расположенного по адресу: Москва, Шлюзовая набережная, дом 4, - 3.091.025.424 руб.
По результатам проведения камеральной налоговой проверки налоговым органом составлен акт камеральной налоговой проверки от 04.07.2018 № 97814, на который обществом представлены возражения вх. № 127856 от 24.09.2018.
По результатам рассмотрения возражений и материалов проверки ИФНС России № 5 по г. Москве принято решение от 11.01.2019 № 55789 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым установлена неуплата налога на имущество в размере 17.836.721 руб., доначислен налог в указанной сумме, заявитель привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 2.640.826, 60 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве от 15.04.2019 № 21-19/060821 решение инспекции от 11.01.2019 № 55789 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлено без изменения.
В связи с вступлением в силу решения от 11.01.2019 № 55789 инспекцией обществу выставлено требование № 1562 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 25.04.2019, которым предложено в срок до 22.05.2019 уплатить недоимку по налогу на имущество в сумме 17.836.721 руб. и штраф в размере 2.640.826, 60 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя с настоящим заявлением в суд.
Оставляя без рассмотрения заявленное требование общества о признании недействительным требования № 1562 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 25.04.2019 в части взыскания налоговой санкции в виде штрафа в размере 2.640.826, 60 руб., арбитражный суд правомерно исходил из следующего.
Оспариваемое требование № 1562 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 25.04.2019 обществом в вышестоящий налоговый орган в установленном порядке не обжаловано.
Согласно п. 2 ст. 138 Налогового кодекса Российской Федерации акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характерафедерального органаисполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном Кодексом.
Пунктом 67 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 57 от 30.07.2013 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что судам надлежит принимать во внимание, что прежде, чем передать возникшие разногласия на рассмотрение суда, налогоплательщик и налоговый орган должны принять меры к урегулированию спора во внесудебном порядке.
Тем самым налогоплательщик вправе обратиться в суд в том случае, когда им реализована процедура досудебного урегулирования спора с налоговым органом: ситуация, которую он считает спорной, вынесена на рассмотрение и по существу рассмотрена вышестоящим налоговым органом.
В соответствии с п. 3 ст. 140 Налогового кодекса Российской Федерации, по итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящий налоговый орган: оставляет жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения; отменяет акт налогового органа ненормативного характера; отменяет решение налогового органа полностью или в части; отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение; признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу.
С жалобой на оспариваемое по делу требование № 1562 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 25.04.2019, заявитель в вышестоящий налоговый орган не обращался. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно ч. 3 ст. 149 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оставление искового заявления без рассмотрения не лишает истца права вновь обратиться в арбитражный суд с заявлением в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без рассмотрения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения ИФНС России № 5 по г. Москве от 11.01.2019 № 55789 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части взыскания налоговых санкций в виде штрафа в размере 2.640.826, 60 руб. (с учетом уточнения требований от 18.07.2019), суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2016 год налоговым органом установлено занижение обществом налоговой базы по налогу на имущество организаций, что привело к доначислению налога на имущество организаций в размере 17.836.721 руб.
На основании п. 7 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации Правительством г. Москвы в Приложении № 1 к постановлению от 28.11.2014 № 700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», определен Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в который включен спорный объект.
Кадастровая стоимость принадлежащих заявителю объектов недвижимости утверждена постановлением Правительства г. Москвы от 21.11.2014 № 688-ПП «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в г. Москве» в размере 8.374.837.766, 15 руб. для объекта с кадастровым номером 77:01:0006018:1034 и в размере 499.657.749, 85 руб. для объекта с кадастровым номером 77:01:0006018:2496.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости № 51-2458/2015 от 16.07.2015 кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0006018:1034 установлена в сумме равной рыночной – 5.347.175.904 руб.
Решением Московского городского суда от 10.07.2017 по делу № 3а-611/2017, оставленным без изменения апелляционным определением Мосгорсуда от 25.10.2017 № 33а-5002, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0006018:2496 установлена равной рыночной – 3.647.410.000 руб.
На основании указанных актов в ЕГРН внесены сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с КН 77:01:0006018:1034 в размере 5.347.175.904 руб., объекта недвижимости с КН 77:01:0006018:2496 в размере 3.647.410.000 руб.
Вместе с тем, обществом при исчислении налога на имущество в отношении данных объектов организаций за 2016 год, исключена из состава налоговой базы сумма НДС.
В представленной в налоговый орган 20.03.2018 уточненной декларации по налогу на имущество организаций за 2016 год (корректировка № 8) обществом указана налоговая база по данным объектам недвижимости в суммах 4.531.505.003 руб. для объекта с кадастровым номером 77:01:0006018:1034 (5.347.175.904 руб. – 18 % НДС) и 3.091.025.424 руб. для объекта с кадастровым номером 77:01:0006018:2496 (3.647.410.000 руб. – 18 % НДС).
В обоснование уменьшения налогооблагаемой базы заявитель указывал, что из отчетов «Об оценке рыночной стоимости объекта капитального строительства» № 0-1088 от 21.05.2015 и № 3А-611/2017, следовало, что кадастровая стоимость спорных объектов включает в себя НДС; считая включение суммы налога в кадастровую стоимость объектов необоснованным, общество произвело ее соответствующее уменьшение.
В соответствии с п. 1 ст. 373 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество организаций являются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации, объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. ст. 378, 378.1 и 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 375, п. 1, 7 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, включенных в утвержденный уполномоченным органом субъекта Российской Федерации перечень, определяется как их кадастровая стоимость.
С учетом ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 указанного Федерального закона (т.е. в отношении вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик).
Отношения, связанные с определением кадастровой стоимости, регулируются Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Статья 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости, определенной в рамках проведенной государственной кадастровой оценки, путем ее установления в размере рыночной стоимости.
В силу абз. 1, 2 ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ после завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган регистрации прав для их внесения в Единый государственный реестр недвижимости.
Таким образом, установленный законодательством порядок пересмотра результатов определения кадастровой стоимости не предполагает произвольного изменения сведений о кадастровой стоимости, внесенных в государственный реестр, в том числе посредством ее уменьшения на суммы налога на добавленную стоимость расчетным способом или на основании иных данных.
Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ допускает отражение в государственном реестре лишь тех сведений о кадастровой стоимости, которые: либо утверждены уполномоченным органом по результатам проведенной кадастровой оценки (ст. 24.17 Федерального закона); либо указаны в решении комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решении суда, принятых по результатам рассмотрения спора в порядке, установленном ст. 24.18 указанного Федерального закона.
Соответственно, именно указанные в государственном реестре сведения о кадастровой стоимости, при условии, что они внесены без допущения технических ошибок, должны использоваться для налогообложения.
С учетом изложенного, ни налоговый орган в ходе проведения мероприятий налогового контроля, ни суд при рассмотрении налогового спора не вправе давать оценку тому, является ли утвержденная (или пересмотренная) в установленном порядке кадастровая стоимость правильной и необходимо ли ее уменьшение на величину налога на добавленную стоимость, поскольку решение данного вопроса законом выведено в отдельную административную и судебную процедуру.
Заявитель, выражая несогласие с размером кадастровой стоимости по принадлежащим ему объектам недвижимого имущества, утвержденной постановлением Правительства г. Москвы от 21.11.2014 № 688-ПП, обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в г. Москве с заявлением, которым просил установить кадастровую стоимость объекта в размере его рыночной стоимости, а также в Московский городской суд.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости № 51-2458/2015 от 16.07.2015 кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0006018:1034 установлена в сумме 5.347.175.904 руб., а решением Московского городского суда от 10.07.2017 по делу №3а-611/2017 кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0006018:2496 установлена в сумме 3.647.410.000 руб.
На основании указанных решений уполномоченных органов в Единый государственный реестр недвижимости внесены данные о кадастровой стоимости принадлежащих заявителю объектах недвижимости, что подтверждено выписками из ЕГРН и распечатками из базы данных.
Заявитель с решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в г. Москве № 51-2458/2015 от 16.07.2015 и решением Московского городского суда от 10.07.2017 по делу № 3а-611/2017 согласился, в своих заявлениях в Комиссию и суд о пересмотре кадастровой стоимости на необходимость ее уменьшения на сумму НДС не указывал.
Таким образом, процедура оспаривания кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости по основанию ее несоответствия рыночной стоимости была заявителем реализована, с результатами оспаривания заявитель согласился; срок оспариваниярешения Комиссии № 51-2458/2015 от 16.07.2015 и решения Московского городского суда от 10.07.2017 по делу № 3а-611/2017 на настоящий момент истек, как и срок реализации права на обжалование кадастровой стоимости по основанию включения в нее НДС применительно к спорному налоговому периоду.
С учетом доводов общества согласно определения суда от 18.06.2019 сторонами проведена сверка расчетов по налогу на имущество организаций, с результатами которой заявитель согласился; наличия у него задолженности по налогу на имущество организаций не отрицал; в материалы дела представлен акт сверки расчетов и расчет пени.
По результатам проведенной сверки заявителем уточнены требования согласно заявления от 18.07.2019, решение налогового органа обжалуется только в части привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 2.640.826, 60 руб.
Привлечение к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации оспаривалось обществом вследствие наличия обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения и предусмотренных подп. 3 п. 1 ст. 111 Налогового кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе общество указывает, что налогоплательщик при исчислении налога на имущество руководствовался письмом Министерства финансов Российской Федерации от 26.10.2017 № БС-4-21/21650@ «О применении кадастровой стоимости в качестве налоговой базы при налогообложении недвижимости и выделении НДС».
В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 111 Налогового кодекса Российской Федерации, выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора, страховых взносов) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (расчетным) периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа), и (или) выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга, являются обстоятельствами, исключающими вину в совершении правонарушения.
Согласно п. 1 ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированнойгруппыналогоплательщиков, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Вместе с тем, письмо от 26.10.2017 № БС-4-21/21650@, на которое ссылается Общество, издано не Минфином России, а ФНС России, которая не является уполномоченным органом по разъяснению налогового законодательства.
Указанным письмом ФНС России направлено для сведения и руководства в работе разъяснения Минфина России (письмо от 17.10.2017 № 03-05-04-01/67806) и Минэкономразвития России (письмо от 12.10.2017 № Д22и-1031).
При этом указанные письма Минфина России и Минэкономразвития России не раскрывают порядок исчисления налога на имущество в зависимости от установления кадастровой стоимости с НДС или без НДС, в данных письмах изложено мнение о том, что режим налогообложения НДС не может определять различия в величине стоимости одного и тоже объекта недвижимости, в связи с чем кадастровая стоимость не должна зависеть от налогообложения НДС.
Кроме того в дополнение к письму от 26.10.2017 № БС-4-21/21650@ «О применении кадастровой стоимости в качестве налоговой базы при налогообложении недвижимости и выделении НДС» ФНС России письмом от 26.04.2018 № БС-4-21/8060 «Об уменьшении дляцелейналогообложениякадастровойстоимостиобъекта недвижимости на сумму НДС» направил письмо Минфина России от 23.04.2018 № 03-
05-04-01/27451 и Письмо Минэкономразвития России от 17.04.2018 № Д23и-1986 «О
применении кадастровой стоимости для целей налогообложения» по вопросу
уменьшениядляцелейналогообложениякадастровойстоимостиобъекта
недвижимости на сумму НДС.
В соответствии с данными письмами использование иной кадастровой стоимости (отличной от кадастровой стоимости, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости и применяемой для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации) для целей налогообложения на имущество организаций действующим законодательством не предусмотрено.
При этом на момент подачи обществом уточненной налоговой декларации
действовало и подлежало применению письмо Минфина России от 21.04.2017 № 03-05-05-01/24003 и письмо ФНС России от 16.08.2017 № ЗН-4-21/16190, которыми
разъяснено, что в рамках исчисления налога на имущество организаций Налоговым
кодексомнепредусмотреноуменьшениекадастровойстоимостиобъекта
недвижимости, определенной в установленном порядке, на величину НДС.
Наличие обстоятельств, которые с учетом подп. 3 п. 1 ст. 111 Налогового кодекса Российской Федерации могли бы быть расценены как освобождающие общество от налоговой ответственности за неуплату налога, не установлено.
С учетом результатов проведенной сверки расчетов размер ответственности обществом не оспаривается.
Для целей ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации выявленная налоговым органом по результатам камеральной проверки недоимка по налогу на имущество за 2016 в сумме 17.836.721 руб. уменьшена на имевшуюся по данным лицевого счета переплату в сумме 4.632.588 руб., с учетом которой и был исчислен штраф в размере 20 % на сумму 2.640.826, 60 руб.
Таким образом, оспариваемого решение ИФНС России № 5 по г. Москве от 11.01.2019 № 55789 о привлечении ЗАО «Московская ордена трудового Красного знамени обувная фабрика «Парижская коммуна» к ответственности за совершение налогового правонарушения в части взыскания штрафа в размере 2.640.826, 60 руб. является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются в полном объеме, оснований, предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 104, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.07.2019 по делу № А40-122323/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Возвратить ЗАО «Московская ордена трудового Красного знамени обувная фабрика «Парижская коммуна» из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1.500 (одна тысяча пятьсот) руб., как излишне уплаченную.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья Т.Т. Маркова
Судьи М.В. Кочешкова
С.М. Мухин