ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 09АП-57224/2021
г. Москва Дело № А40-38259/20
26 ноября 2021 года
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2021 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 ноября 2021 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей:
Марковой Т.Т., Кочешковой М.В.,
при ведении протокола
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО «МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ХОЛДИНГ «АТЛАНТ-М»
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.07.2021 по делу № А40-38259/20
по исковому заявлению ООО «МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ХОЛДИНГ
«АТЛАНТ-М» (ИНН: 7716789445)
к 1.Инспекции Федеральной налоговой службы № 33 по г. Москве;
2.Инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по г. Москве
об обязании
при участии:
от заявителя:
Старостина А.Е. по доверенности от 18.03.2021;
от заинтересованных лиц:
1.Лобанова Т.Е. по доверенности от 01.09.2021; 2.Ритчер Т.А. по доверенности от 08.09.2021;
У С Т А Н О В И Л:
Обществосограниченнойответственностью«МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ХОЛДИНГ «АТЛАНТ-М» (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы № 33 по г. Москве (далее – ответчик, Инспекция, налоговый орган) об обязании возвратить сумму излишне уплаченного налога на имущество за три квартала 2019 г. в размере 1 092 438,93 руб., а также начислить и уплатить проценты за период с 20.01.2020 г. по 30.06.2020 г. в размере 31 415,20 руб. и проценты на сумму 1 092 438,93 руб. за период с 01.07.2020 г. по день фактического возврата денежной суммы исходя из действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ (с учетом уточнения требований от 30.06.2020 г.).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17.07.2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2020, в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 26.02.2021 решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.07.2020 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2020 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Отменяя состоявшиеся по делу судебные акты, суд кассационной инстанции указал, что судами не учтена правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации, изложенная в определениях от 24.07.2020 № 305-ЭС20-8184 и от 23.11.2020 № 305-ЭС20-2879 относительно порядка и оснований учета налога излишне уплаченным.
При новом рассмотрении дела Общество заявило об уточнении требований, согласно заявления от 13.04.2021 г. просило обязать начислить и уплатить проценты на сумму излишне уплаченного налога на имущество за три квартала 2019 года за период с 20.01.2020 г. по 31.07.2020 г. в размере 32 729,07 руб., уточнение требований было принято судом согласно ст. 41, 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
При новом рассмотрении дела определением от 27.05.2021 г., судом в порядке ст. 46 АПК РФ в связи с произошедшей централизацией лицевых счетов налогоплательщиков в соответствии с приказом ФНС России от 18.01.2021г. № ЕД-7-12/18@, постановкой заявителя на налоговый учет в качестве налогоплательщика в Инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по г. Москве (у ответчика заявитель поставлен на учет по месту нахождения недвижимого имущества) к участию в деле в качестве соответчика по заявленным требованиям была привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы № 16 по г. Москве.
Суд, по результатам нового рассмотрения дела с учетом обязательных указаний Арбитражного суда Московского округа, решением от 20.07.2021 счел заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представители инспекций возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Указанные в апелляционной жалобе доводы заявителя были исследованы судом первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку в принятом по делу решении, следовательно, расцениваются судом апелляционной инстанции как направленные на переоценку установленных фактических обстоятельств дела, не могут являться основанием для отмены решения, принятого в соответствии с нормами права, имеющимися в деле доказательствами и сложившейся судебной практикой.
Во исполнение указаний суда кассационной инстанции, судебной коллегией установлено следующее.
Заявителем в Инспекцию представлены налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество организаций за 1, 2, 3 кварталы 2019, налоговой базой в отношении которого признается кадастровая стоимость в размере 278 613 761 руб.
Согласно разделу 3 вышеуказанных расчетов налог на имущество организаций исчислен Заявителем в размере 3 343 365 руб. в отношении нежилого здания (далее - спорный объект) с кадастровым номером 77:08:0005006:1054, расположенного по адресу: 125362, г. Москва, Строительный проезд, д. 7А, 11.
Расчет авансовых платежей, уплаченных Заявителем за 1-3 кварталы 2019 в сумме 3 343 365 руб., произведен Обществом исходя из суммы налога, определенной налогоплательщиком за 2019 в размере 4 457 820 руб. (278 613 761 руб. х 1,60).
В соответствии с п. 4 ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированном в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Согласно сведениям, поступившим из Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве (далее - Россреестр), Заявитель является собственником спорного объекта.
Решением Московского городского суда от 01.07.2019 по делу № За-1497/2019 суд установил кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества равной его рыночной стоимости в размере 187 577 172 руб., определенной по состоянию на 01.01.2018. Суд решил, что кадастровая стоимость подлежит применению с 01.01.2019 и до даты внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Следовательно, по мнению Заявителя, сумма налога за 2019 год составляет 3 001 234,75 руб. (187 577 172 руб. х 1,60), сумма излишне уплаченных авансовых платежей за 1-3 кварталы 2019 составляет 1 092 438,93 руб.
Письмом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 10.01.2020 г. № 51 -20/2020 до сведения Общества в ответ на его запрос доведено, что мероприятия по внесению изменений в сведения ЕГРН о кадастровой стоимости объекта с кадастровым номером 77:08:0005006:1054 на основании решения Московского городского суда от 01.07.2019 г. № За-1497/2019 проведены 30.12.2019 г.
Однако, Налогоплательщик 19.12.2019 обратился в Инспекцию с заявлением от 03.12.2019 о возврате излишне уплаченного налога.
На дату представления заявления о возврате от 03.12.2019 г. Общество не представило в Инспекцию уточненные налоговые расчеты с измененной кадастровой стоимостью. Вследствие отсутствия у Общества переплаты по авансовым платежам по налогу на имущество было принято решение об отказе в возврате налога от 30.04.2020 г; № 4579, которым Обществу было предложено пройти сверку расчетов и в случае необходимости представить уточненные расчеты за 2019 г. Общество уточенные расчеты по налогу на имущество за 2019 г. с измененной кадастровой стоимостью не представило; сверку расчетов не проходило.
По результатам обозрения в Суде первой инстанции представленного в Инспекцию 19.12.2019 г. заявления от 03.12.2019 Общества было установлено, что в приложении к нему поименованы копии документов согласно описи с п. 1 по п. 7, в п. 8 приложения указано «уточненные налоговые декларации за 2019 г.» (по какому виду платежа, от какой даты не указано). Фактически приложение к заявлению Общества представляет собой не прошитые и не заверенные надлежащим образом копии документов.
Пункту 8 описи приложения к заявлению о возврате из фактически приложенных копий документов соответствуют: копия первичного налогового расчета по налогу на имущество организаций за 9 месяцев 2019 г. (3 квартал 2019 г. - код 18) от 30.10.2019 г. с описью вложения в ценное письмо от 30.10.2018 г. и кассовым чеком Почты России от 30.10.2019 г.; копия первичного налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за полугодие 2019 г. (2 квартал 2019 г. -код 17) от 18.07.2019 г. с описью вложения в ценное письмо от 18.07.2019 г. и чеком Почты России от 18.07.2019 г.; уточненный налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество организаций (корректировка № 1) за 1 квартал 2019 г. (код -21) от 12.09.2019 г., имеет отметку Инспекции о получении 16.09.2019 г.
Во всех фактически приложенных к заявлению от 03.12.2019 г. расчетах по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за отчетные периоды 2019 г. в разделе 3 «Исчисление суммы авансового платежа по налогу на отчетный период по объекту недвижимого имущества, налоговая база в отношении которого определяется как кадастровая стоимость» по объекту недвижимого имущества с кадастровым номером 77:08:0005006:1054 Обществом указана кадастровая стоимость 278 613 761 руб., в связи с чем за каждый квартал исчислена сумма авансового платежа в размере 1 114 455 руб., которая исходя из представленных Обществом копий платежных поручений и была уплачена им в бюджет за эти отчетные периоды.
Общество считает, что опись к заявлению в части п. 8, в котором указано «уточненные налоговые декларации за 2019 г.», является достаточным доказательством представления им в Инспекцию уточненных налоговых расчетов за три квартала 2019 г. с уменьшенной кадастровой стоимостью, вследствие чего его право на возврат излишне уплаченного налога подтверждено заявлением и приложением к нему. Иных доказательств представления в Инспекцию уточненных налоговых расчетов по налогу на имущество организаций за 2019 г. Общество не представило.
Суд первой инстанции правомерно счел доводы Общества документально не подтвержденными и не соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
Согласно п. 1, 2 ст. 379 НК РФ налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный год, а отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года; отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих налог исходя из кадастровой стоимости, - первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.
С учетом п. 1, 3 ст. 386 НК РФ по истечении налогового периода, в срок не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту нахождения объектов недвижимого имущества налоговую декларацию по налогу; по итогам отчетных периодов в соответствии с п. 2 ст. 386 НК РФ (действовавшим до 01.01.2020 г.) налогоплательщики были обязаны представлять налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу, в срок не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.
В 2019 году представление налоговой отчетности по налогу на имущество организаций производилось в соответствии с приказом Федеральной налоговой службы от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@ (в ред. Приказа ФНС России от 04.10.2018 N ММВ-7-21/575@, зарегистрирован в Минюсте России 12.04.2017 г. № 46348) по утвержденным им формам: налоговая декларация по налогу на имущество организаций - форма по КНД 1152026 (приложение № 1 к приказу); налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество организаций - форма по КНД 1152028 (приложение № 4 к приказу).
Тем самым налоговая декларация по налогу на имущество и налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество организаций являются разными документами (формы по КНД 1152026 и 1152028).
В п. 8 описи приложения к заявлению о возврате от 03.12.2019 г., представленному в Инспекцию 19.12.2019 г., Обществом указано «уточненные налоговые декларации за 2019 г.» (без конкретизации вида платежа и даты составления). Между тем ссылка п. 8 приложения к заявлению не соответствует п. 1, 2 ст. 379, п. 1, 2, 3 ст. 386 НК РФ, приказу Федеральной налоговой службы от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@ и фактическим обстоятельствам представления Обществом отчетности, как они установлены Судом первой инстанции по результатам рассмотрения дела.
К дате представления Обществом заявления 19.12.2019 г. срок представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2019 год еще не наступил. Судом установлено, что налоговая декларация по налогу на имущество организаций за 2019 год представлена Обществом в Инспекцию только 25.06.2020 г., в ходе производства по делу, уточненные налоговые декларации по налогу на имущество за этот период в налоговый орган не представлялись.
Материалами дела (реестром налоговых деклараций (расчетов), выгрузка из АИС «Налог-3», копиями налоговых расчетов с описями вложения в ценное письмо с отметками «Почты России») подтверждено представление Обществом в Инспекцию следующих налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу на имущество организаций за отчетные периоды 2019 года: 16.09.2019 г. за 1 квартал 2019 г. -уточненного налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций (корректировка № 1) от 12.09.2019 г.; 18.07.2019 г. -первичного налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за 2 квартал 2019 г.; 30.10.2019 г. - первичного налогового расчета по налогу на имущество организаций за 3 квартал 2019 г. Во всех перечисленных расчетах Общество в качестве кадастровой стоимости имущества указало 278 613 761 руб.
Доводы Налогоплательщика о представлении им в качестве приложения к заявлению о возврате от 03.12.2019 г., представленному в Инспекцию 19.12.2019 г., оригиналов уточненных налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу на имущество организаций за отчетные периоды 2019 года правомерно оценены Судом первой инстанции как документально неподтвержденные и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
По итогам судебного разбирательства по настоящему делу Судом было установлено, что уточненные налоговые расчеты по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за 1, 2, 3 кварталы 2019 с кадастровой стоимостью, измененной решением Московского городского суда от 01.07.2019 по делу № За-1497/2019, Обществом в Инспекцию на момент представления им заявления о возврате налога от 19.12.2019 г. и его рассмотрения Инспекцией, представлены не были.
Поскольку Заявитель согласно ст. 80 НК РФ самостоятельно определил сумму авансовых платежей за 2019 год исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества нежилого здания с кадастровым номером 77:08:0005006:1054 в размере 278 613 761 руб., исчислил и уплатил авансовые платежи в размере 3 343 365 руб., при этом данных об их уменьшении в соответствии с порядком, установленным ст. 81 НК РФ, не представил, то указанная им сумма 1 092 438,93 руб. до завершения камеральной налоговой проверки его налоговой декларации по налогу на имущество за 2019 г. от 25.06.2020 г., в которой его налоговые обязанности определены исходя из уменьшенной кадастровой стоимости 187 577 172 руб., не может считаться излишне уплаченной в бюджет и подлежащей возврату.
Высший арбитражный суд Российской Федерации в определении от 08.02.2008 № 1574/08 указал, что поскольку налогоплательщиком не были представлены в налоговый орган уточненные налоговые декларации за оспариваемые периоды, у налогового органа отсутствовали данные о переплате по налогу и не возникло обязанности возвратить из бюджета излишне уплаченную сумму налога.
В постановлении от 28.02.2006 г. № 11074/05 по Высшего арбитражного суда Российской Федерации разъяснил, что «излишне уплаченной или взысканной суммой налога может быть признано зачисление на счета соответствующего бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные налоговые периоды.
Право налогоплательщика на зачет и возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных либо взысканных сумм налога непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот бюджет и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет, что подтверждается определенными доказательствами: платежными поручениями налогоплательщика, инкассовыми поручениями (распоряжениями) налогового органа, информацией об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных, формирующейся в отношении каждого налогоплательщика налоговым органом, характеризующей состояние его расчетов с бюджетом по налогам и отражающей операции, связанные с начислением, поступлением платежей, зачетом или возвратом сумм налога.
Наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами».
Тем самым для установления наличия переплаты с учетом правового подхода, сформированного Президиумом Высшего арбитражного суда Российской Федерации в постановлении от 28.02.2006 г. № 11074/05, надлежит сравнить суммы налога, подлежащие уплате за определенный налоговый (отчетный) период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах с бюджетом.
Так как на момент представления Обществом в Инспекцию 19.12.2019 г. заявления о возврате от 03.12.2019 г. исчисленная и уплаченная им сумма авансовых платежей за 2019 год составила 3 343 365 руб., переплаты по авансовым платежам за 2019 г. у Общества не имелось, то основания для удовлетворения данного заявления у Инспекции отсутствовали.
Статья 78 НК РФ, регулируя порядок возврата (зачета) суммы излишне уплаченного налога, не определяет при этом процедуры признания соответствующих сумм в качестве излишне уплаченных, а также не устанавливает сроков, в течение которых налоговым органом должна быть осуществлена проверка заявления налогоплательщика о наличии излишне уплаченной суммы налога.
По смыслу пункта 9 статьи 78 Кодекса, предусматривающего исчисление срока возврата со дня подачи налогоплательщиком соответствующего заявления, подлежит применению к тем ситуациям, когда факт излишней уплаты тех или иных сумм и их размер уже был установлен налоговым органом на момент подачи заявления о возврате (зачете) этих сумм. В таком случае месячный срок предоставляется налоговому органу для проверки наличия недоимки по иным налогам и сборам и осуществления обязательного зачета суммы излишне уплаченного налога в счет ее погашения (пункты 5 и 7 статьи 78 Кодекса).
В рассматриваемом случае установление факта излишней уплаты в сумме превышения авансовых платежей, уплаченных в течение налогового периода, над исчисленной суммой налога подлежало установлению по результатам камеральной налоговой проверки, срок проведения налоговой декларации (расчета).
В соответствии с положениями ст.ст. 32, 78, 80, 81, 88 НК РФ возврат переплаты невозможен без установления факта переплаты налога, которая может быть сформирована лишь путем уточнения налоговых обязательств, заявленных налогоплательщиком в ранее поданных налоговых декларациях (расчетах).
Таким образом, срок на возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога (авансового платежа), определенный пунктом 9 статьи 78 НК РФ, начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате (зачете), но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому (отчетному) периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам статьи 88 НК РФ.
Аналогичный вывод следует из п. 11 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 № 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации".
При этом в рассматриваемом случае размер переплаты Общества зависит от результата камеральной налоговой проверки его налоговой декларации по налогу на имущество за 2019 год.
На момент поступления в Инспекцию заявления Общества о возврате от 19.12.2019 г. подлежащая возврату переплата по авансовым платежам у Общества отсутствовала.
Момент, когда у Общества возникло право на возврат переплаты определен п. 8.1 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ), в соответствии с которым в случае проведения камеральной налоговой проверки сроки на рассмотрение заявлений о возврате и зачете налога, начинают исчисляться по истечении 10 дней со дня, следующего за днем завершения камеральной налоговой проверки за соответствующий налоговый (отчетный) период или со дня, когда такая проверка должна быть завершена в срок, установленный пунктом 2 статьи 88 Кодекса.
Так как сроки камеральных налоговых проверок налоговой декларации по налогу на имущество за 2019 год от 03.07.2020 г. и уточненных налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу на имущество от 29.07.2020 г. завершены 05.10.2020 г. и 29.10.2020 г., то соответственно, с момента их завершения и подлежит исчислению предусмотренный ст. 78 НК РФ 10-дневный срок на возврат налога.
Однако к этому моменту образовавшаяся в лицевых счетах Общества переплата по налогу на имущество (вследствие отражения налоговой декларации за 2019 г. и уточненных расчетов по авансовым платежам за 1, 2, 3 кварталы 2019 г.) оказалась автоматически зачтена в счет исполнения его текущих обязанностей: 07.07.2020 г. на сумму 750 308,69 руб. в счет уплаты налога за 2019 год; 31.07.2020 г. на сумму 342 130,25 руб. в счет уплаты авансового платежа по налогу на имущество за 1 квартал 2020 года. Из письменных позиций Общества по настоящему делу следует, что оно с действиями налогового органа по зачету указанных сумм согласно.
Поскольку к моменту, когда у Общества возникло право на распоряжение переплатой, она оказалась уже зачтена в счет исполнения его текущих обязанностей по уплате налога, то основания для начисления процентов на сумму переплаты отсутствуют. Следовательно, ввиду установленного судом отсутствия у Общества права на возврат налога (авансовых платежей по налогу) в заявленной сумме в период до 05.10.2020 г., проценты начислению и уплате не подлежат.
Более того, по результатам рассмотрения заявления Общества о возврате от 19.12.2019 г. Инспекцией было принято решение об отказе в зачете (возврате) налога от 30.04.2020 г. № 4579 (т. 1 л.д. 83), которое соответствует положениям ст. 78 НК РФ, не признано недействительным и не отменено. Иных заявлений о возврате налога по данному периоду Общество в Инспекцию не подавало, что также свидетельствует об отсутствии оснований для начисления и уплаты процентов.
Кроме того, представленный Обществом расчет процентов в любом случае является неправомерным, так как не учитывает срок возврата переплаты при проведении камеральной проверки (п. 8.1. ст. 78 НК РФ), а также сроки уплаты налога на имущество за 2019 год и 1 квартал 2020 г., в счет которых была зачтена спорная переплата.
Так, Общество, утверждая, что оно представило уточненные расчеты по налогу на имущество вместе с заявлением о возврате от 19.12.2019 г., в силу п. 8.1. ст. 78 НК РФ должно было учесть срок их камеральной налоговой проверки до 19.03.2020 г., только после истечения которого подлежали учету сроки на возврат налога.
В расчете процентов в качестве сроков уплаты налога, в счет которых был произведен зачет, Общество указывает: 30.06.2020 г. в качестве срока уплаты налога на имущество за 2019 год и 31.07.2020 г. в качестве срока уплаты авансового платежа за 1 квартал 2020 года.
Между тем, в своем расчете процентов Общество неверно определяет сроки исполнения обязанности по уплате налога за 2019 год и авансового платежа за 1 квартал 2020 г.
Согласно статье 3 Закона города Москвы от 05.11.2003 г. № 64 «О налоге на имущество организаций» налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; а авансовые платежи по налогу по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.
Отчетными периодами для налогоплательщиков, кадастровой стоимости, признаются первый квартал, календарного года.
В 2020 г. из-за распространения новой коронавирусной инфекции Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 г. № 409 на 3 месяца были продлены только сроки подачи отчетности; срок уплаты налогов (авансовых платежей) перенесен на 3 месяца, на 4 месяца и на 6 месяцев только для организаций и индивидуальных предпринимателей, которые включены на 01 марта 2020 года в единый реестр субъектов МСП и заняты в наиболее пострадавших сферах деятельности. В отношении иных налогов и (или) иных субъектов срок уплаты был перенесен на 12 мая 2020 года, за исключением работающих организаций. Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 г. № 409 было отдельно определено, что указанные положения не влекут продление сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), в том числе в случае, когда в соответствии с Кодексом срок уплаты налога (авансового платежа по налогу) установлен не позднее даты представления налоговой декларации (расчетов).
Поскольку Общество не включено в единый реестр субъектов МСП и не занято в наиболее пострадавших сферах деятельности, то в отношении него не имеется оснований для продления сроков уплаты налога на имущество организаций в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 409, следовательно, налог на имущество организаций за 2019 год и авансовый платеж по налогу на имущество за 1 квартал 2020 г. подлежали уплате не позднее 12.05.2020 г.
Следовательно, с учетом правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 23.11.2020 № 305-ЭС20-2879, на необходимость применения которой в настоящем деле указал Арбитражный суд Московского округа, проценты после указанной даты 12.05.2020 г. в любом случае начислению не подлежат, так как у Общества возникает «встречная» обязанность по уплате налога и авансового платежа, подлежащая исполнению за счет переплаты.
Тот факт, что налоговый орган произвел зачет 07.07.2020 г. на сумму 750 308,69 руб. и 31.07.2020 г. на сумму 342 130,25 руб., обусловлен исключительно моментом представления Обществом налоговой отчетности по налогу на имущество, до получения которой Инспекция не имела возможности провести зачет, так как Общество заявления о его проведении не представляло.
Таким образом, поскольку на дату подачи заявления о возврате от 19.12.2019 Общество не представило в Инспекцию уточненные налоговые расчеты с измененной кадастровой стоимостью объекта недвижимости, то переплата по авансовым платежам по налогу на имущество у него отсутствовала, ввиду чего Инспекцией было обоснованно принято решение об отказе в возврате налога от 30.04.2020 г. № 4579, которым Обществу было предложено пройти сверку расчетов и в случае необходимости представить уточненные расчеты за 2019 год. Общество уточенные расчеты по налогу на имущество за 2019 с измененной кадастровой стоимостью не представило; предложение по проведению сверки расчетов проигнорировало.
Уточненные налоговые расчеты по налогу на имущество за 1, 2, 3 кварталы 2019 с измененной кадастровой стоимостью представлены Обществом в налоговый орган лишь 29.07.2020. Согласно данным расчетам сумма налога к уменьшению по каждому кварталу 364 146 руб., ввиду чего общая сумма излишне уплаченных авансовых платежей составила 1 092 438 руб. Камеральные налоговые проверки по вышеуказанным расчетам были завершены без нарушения.
Согласно п.6 ст.78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика, а также в составе налоговой декларации в соответствии со статьей 229 НК РФ) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Так как на дату представления (19.12.2019) Обществом заявления о возврате излишне уплаченного налога от 03.12.2019 переплата у него отсутствовала - начисление и выплата процентов в соответствии с положениями п. 10 ст.78 НК РФ не предусмотрена. При этом оснований для начисления процентов за период, указанный Обществом в его расчете, не имелось даже в случае надлежащей подачи им заявления с приложением уточненных авансовых расчетов, поскольку в его расчете не учтен период камеральной проверки, срок уплаты налога за 2019 год и авансовых платежей за 1 квартал 2020 г. и способ исполнения данной обязанности - путем зачета за счет сумм образовавшейся переплаты, что в силу п. 10, 12 ст.78 НК РФ также исключает начисление процентов.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом тщательного рассмотрения судом первой инстанции, где получили надлежащую правовую оценку.
То обстоятельство, что в судебном акте не отражены все имеющиеся в деле доказательства либо доводы участвующих в деле лиц, не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной оценки и проверки (Определения ВС РФ от 05.07.2016 N 306-КГ16-7326, от 06.10.2017 N 305-КГ17-13953, от 19.10.2017 N 305-КГ17-14817).
Таким образом, отсутствует правовая необходимость наиподробнейшей оценки абсолютно всех доводов, приведенных обществом в апелляционной жалобе.
По совокупности собранных доказательств и по существу спора судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не основаны на нормах права и фактических обстоятельствах дела.
Безусловных оснований для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л :
решение Арбитражного суда города Москвы от 20.07.2021 по делу № А40-38259/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья: О.С. Сумина
Судьи: Т.Т. Маркова
М.В. Кочешкова
Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.