ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ АП-62844/2022
г. Москва Дело № А40-116669/22
октября 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена октября 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме октября 2022 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: В.А. Свиридова,
судей: | С.Л. Захарова, И.А. Чеботаревой, |
при ведении протокола | секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале №15 апелляционную жалобу
ООО «Трэвел Лэнд» на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.08.2022 по делу №А40-116669/22 (21-892)
по заявлению ООО «Трэвел Лэнд»
к ИФНС №21 по г.Москве
о признании незаконным и отмене постановления,
при участии:
от заявителя: | не явился, извещен; |
от ответчика: | Ф.М. Марамбей по дов. от 19.09.2021; |
УСТАНОВИЛ:
ООО «Трэвел Лэнд» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными и отмене постановления ИФНС №21 по г. Москве (далее – налоговый орган) от 28.04.2022 г. № АЮП22/2 о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.14.5 КоАП РФ.
Решением суда от 17.08.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель ответчика, в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы – отказать, изложил свои доводы.
В судебное заседание заявитель своего представителя не направил, суд располагает доказательствами надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания. Дело рассмотрено в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, выслушав доводы ответчика, изучив материалы дела, доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Как следует из заявления, 28.04.2022г. ИФНС России №21 по г.Москве вынесено постановление №АЮП22/2 о привлечении ООО «ТРЭВЕЛ ЛЭНД» к административной ответственности по ч.2 ст.14.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 112 500 руб. 00 коп.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд считает, что положения статей 25.1, 28.2, 28.4, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10, судом не установлено.
Не согласившись с постановлением налогового органа, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.
В соответствии с ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу ч.7 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из следующего.
В соответствии с ч.2 ст.14.5 КоАП РФ неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.
Согласно статье 7 Федерального закона от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее -Федеральный закон №54-ФЗ) налоговые органы осуществляют контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники (далее-ККТ), в том числе проводят проверки оформления и (или) выдачи (направления) организацией и индивидуальным предпринимателем кассовых чеков, бланков строгой отчетности и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении ККТ и подтверждающих факт расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), в том числе путем приобретения товаров (работ, услуг), оплаты этих товаров (работ, услуг), совершения платежей (получения выплат) с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа, -контрольные закупки.
Пунктом 1 ст.1.2 Федерального закона №54-ФЗ установлено, что ККТ, включенная в реестр ККТ, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом №54-ФЗ.
В п.2 ст.1.2 Федерального закона №54-ФЗ указано, что при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), если иное не установлено Федеральным законом № 54-ФЗ.
Согласно ст.5 Федерального закона №54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты, обязаны применять ККТ с установленным внутри корпуса фискальным накопителем, соответствующую требованиям законодательства Российской Федерации о применении ККТ, и выдавать (направлять) покупателям (клиентам) при осуществлении расчетов в момент оплаты товаров (работ, услуг) кассовые чеки или бланки строгой отчетности в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 54-ФЗ.
Кассовый чек представляет собой фискальный документ (п.4 ст.4.1 Федерального закона №54-ФЗ), и в рамках порядка применения ККТ производится его подтверждение фискальным признаком документа, то есть фискальным признаком, формируемым с использованием фискального накопителя для проверки достоверности фискальных данных, защищенных фискальным признаком, с использованием средств проверки фискального признака, используемых ФНС России (абз.39 ст.1.1 Федерального закона № 54-ФЗ).
Следует учитывать, что пунктом 1 статьи 4.7 Федерального закона № 54-ФЗ определены обязательные реквизиты, которые должны содержать кассовый чек и бланк строгой отчетности, в том числе цена за единицу и стоимость с учетом скидок и наценок, признак расчета (получение средств от покупателя (клиента) - приход, возврат покупателю (клиенту) средств, полученных от него, - возврат прихода, выдача средств покупателю (клиенту) - расход, получение средств от покупателя (клиента), выданных ему, - возврат расхода).
Дополнительные реквизиты фискальных документов и форматы фискальных документов, обязательных к использованию, утверждены приказом ФНС России от 14.09.2020 N ЕД-7-20/662@ «Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию» (далее - Приказ).
Приказом предусмотрены соответствующие признаки способа расчета (тег 1214), в частности «передача в кредит», указываемый в кассовом чеке при передаче предмета расчета без его оплаты в момент его передачи с последующей оплатой в кредит, «оплата кредита» - при оплате предмета расчета после его передачи с оплатой в кредит.
В силу п.5.1 Положения Банка России от 29.06.2021 №762-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» при расчетах платежными поручениями банк плательщика обязуется осуществить перевод денежных средств по банковскому счету плательщика или без открытия банковского счета плательщика - физического лица получателю средств, указанному в распоряжении плательщика.
Согласно Перечню и описанию реквизитов платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования (Приложение 1 к Положению №762-П) в платежном поручении указываются назначение платежа, наименование товаров, работ, услуг, номера и даты договоров, товарных документов, а также может указываться другая необходимая информация.
Пунктом 5.3 статьи 1.2 Федерального закона №54-ФЗ установлено, что при осуществлении расчетов в безналичном порядке, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом и не подпадающих под действие положений пунктов 5 и 5.1 статьи 1.2 Федерального закона №54-ФЗ, пользователи обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека (бланка строгой отчетности) одним из следующих способов:
1) в электронной форме на абонентский номер или адрес электронной почты, предоставленные покупателем (клиентом) пользователю, не позднее срока, указанного в пункте 5.4 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ;
2) на бумажном носителе вместе с товаром в случае расчетов за товар без направления покупателю такого кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме.
В соответствии с пунктом 5.4 статьи 1.2 Федерального закона №54-ФЗ при осуществлении указанных расчетов кассовый чек (бланк строгой отчетности) должен быть сформирован не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета, но не позднее момента передачи товара.
В соответствии с ч.2 ст.14.5 КоАП РФ неприменение ККТ в установленных законодательством Российской Федерации о применении ККТ случаях - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее тридцати тысяч рублей.
Как следует из материалов дела и установлено судом, проведении проверочных мероприятий по контролю за соблюдением Федерального закона от 22.05.2003 г. № 54 ФЗ в соответствии с поручением УФНС России по г.Москве №17-18/003083@ от 14.01.2022г. установлено, что 25.12.2021 гр. Юсубовым М.Я. в офисе «Coral Travel», находящегося по адресу: г.Москва, Рязанский пр-т, д.30, корп.2, этаж 1 была оплачена туристическая путевка на сумму 150 000,00 руб., менеджером офиса выписана квитанция к приходному кассовому ордеру №1 от 25.12.2021 (далее-ПКО), при этом чек по ККТ не отпечатан и не выдан.
Таким образом, 25.12.2021 по адресу: г.Москва, Рязанский пр-т, д.30, корп.2, этаж 1, Обществом нарушены нормы положений ст. 1.2, ст.5 Закона РФ от 22.05.2003 г. №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчётов в Российской Федерации» в связи с чем допущено правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.14.5 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается, интернетобращением гр.Юсубовым М.Я., квитанцией к приходному кассовому ордеру №1 от 25.12.2021 Общества, договором от 18.03.2020 №РПК192 (с приложениями к нему), договором от 25.12.2021 № РПК884 (с приложениями к нему).
По факту выявленного нарушения проверяющим Инспекции, в отсутствие извещенного надлежащим образом Заявителя (что подтверждается: сопроводительным письмом от 25.02.2022 №26-15/10412 о направлении определения о продлении срока проведения административного расследования и вызова на составление протокола, полученный им 09.03.2022, списком №737 внутренних почтовых отправлений от 01.03.2022, а также отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 11157869329042) составлен Протокол об административном правонарушении от 16.03.2022 №0031395, направленный в адрес Заявителя (что подтверждается сопроводительным письмом от 17.03.2022 №26-15/14386 о направлении протокола, а также списком №958 внутренних почтовых отправлений от 29.03.2022).
05.04.2022 Инспекцией в адрес Заявителя направлено сопроводительным письмом от 01.04.2022 №26-15/17150 Определение об отложении рассмотрения дела, в котором указано место и время рассмотрения дела об административном правонарушении, полученное Обществом 13.04.2022 (что подтверждается списком №1047 внутренних почтовых отправлений от 05.04.2022, а также отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 11157870497907).
28.04.2022 Начальником Инспекции Беляевой С.А., в отсутствии Заявителя, рассмотрен протокол об административном правонарушении от 16.03.2022 № 0031395, а также иные материалы административного дела, по результатам рассмотрения которых было принято Постановление от 28.04.2022.
Постановление №АЮП22/2 от 28.04.2022 направлено в адрес Заявителя 12.05.2022, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений №1431 от 12.05.2022.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но не были приняты все зависящие меры по их соблюдению. Объективных обстоятельств, препятствующих выполнению Обществом обязанностей, установленных Федерального закона от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации», а также фактов, препятствующих реализации прав, обеспечивающих исполнение этих обязанностей, не установлено, однако общество не предприняло всех необходимых мер к соблюдению требований Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ.
Общество, вступая в правоотношения, регулируемые законодательством Российской Федерации, необходимо не только знать о существовании обязанностей, вытекающих из законодательства, но и обязано было обеспечить их выполнение, проявив должную степень заботливости и осмотрительности при намерении извлечь прибыль от планируемых сделок.
С учетом требований статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо несет ответственность за действия своего работника при исполнении последним трудовых обязанностей. Общество, как работодатель в полной мере не донес своему работнику информацию о последствиях неприменения ККТ.
Таким образом, вина Общества в совершении правонарушения, с учетом положения части 1 статьи 2.1 КоАП РФ заключается в том, что у него имелась возможность для соблюдения требования, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с ч.3 ст.2.1 КоАП РФ, назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи.
Кроме вышеизложенного, статья 2.1 КоАП РФ дополнена ч.4, в соответствии с которой установлены особенности привлечения юридического лица и виновного должностного лица к административной ответственности за совершение одного и того же административного правонарушения.
Указанная норма права предусматривает, что юридическое лицо не привлекается к административной ответственности при соблюдении следующих условии:
-если за совершение административного правонарушения привлечены его должностное лицо или иной работник либо единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица;
-если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Таким образом, юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности наряду с вышеуказанными лицами, если в его деянии установлена субъективная сторона административного правонарушения-вина.
В силу п.16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в ч.2 ст.2.1 КоАП РФ. При этом, в отличие от физических лиц, в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в ч.1 или ч.2 ст.2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Таким образом, в случае если у лица, привлекаемого к административной ответственности, имелась объективная возможность для соблюдения установленных правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но она не была реализована, указанное препятствует применению положений ч.4 ст.2.1 КоАП РФ.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.5 КоАП РФ, является юридическое лицо, осуществляющее реализацию товаров, выполнение работ либо оказание услуг. Субъективной стороной указанного административного правонарушения является непринятие всех необходимых мер для соблюдения закона.
Объектом указанного административного правонарушения являются общественные отношения и интересы граждан в сфере торговли. Объективная сторона правонарушения выражается в продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин, с применением не соответствующей установленным требованиям контрольно-кассовой техники, с нарушением порядка и условий регистрации и применения контрольно-кассовой техники, установленных законодательством Российской Федерации.
Доказательств того, что заявителем своевременно предпринимались все зависящие от него меры, направленные на соблюдение требований законодательства о применении ККТ, не представлено.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
В соответствии с ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3. 4 данного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 указанной статьи.
В соответствии с ч.2 ст.3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Согласно части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Таким образом, факт принадлежности Заявителя к субъектам малого и среднего предпринимательства не может повлечь изменение постановления, поскольку наличие указанного обстоятельства не является достаточным основанием для применения положений ст.4.1.1 КоАП РФ в отсутствие совокупности всех обстоятельств, перечисленных в ч.2 ст.3.4 КоАП РФ, в таком случае возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением не допускается.
Таким образом, ст.4.1.1 КоАП РФ не применима к правонарушениям, связанных с неисполнением требований норм законодательства Российской Федерации, образующих существенную угрозу общественным отношениям и интересам граждан в сфере торговли.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.18, п.18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 10 от 02.06.2004 (ред. от 21.12.2017) «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного, судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, однако квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Сведений о каких-либо исключительных обстоятельствах, свидетельствующих о малозначительности совершенного обществом не представлены, таким образом основания для освобождения Общества от административной ответственности, а также признания административного правонарушения малозначительным отсутствуют.
Таким образом, налоговым органом правомерно установлено, что в действиях ООО «Трэвел Лэнд» содержится состав правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.5 КоАП РФ, поэтому заявитель обоснованно привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.14.5 КоАП РФ.
Доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких данных суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л :
решение Арбитражного суда города Москвы от 17.08.2022 по делу №А40-116669/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья: В.А. Свиридов
Судьи: С.Л. Захаров
И.А. Чеботарева
Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.