НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2021 № 09АП-72930/20

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-72930/2020

г. Москва                                                                                                           Дело № А40-29891/2019

22 января 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена января 2021 года

Постановление изготовлено в полном объеме января 2021 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                     Мухина С.М.,

судей:

Попова В.И., Яковлевой Л.Г.,

при ведении протокола             

секретарем судебного заседания Омаровым А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГУ - ГУ ПФР №1 по г. Москве и Московской области

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.11.2020 по делу № А40-29891/2019

по заявлению АО «АБ ИНБЕВ ЭФЕС»

к ГУ - ГУ ПФР № 1 по г. Москве и Московской области

третьи лица: 1. ИФНС России по г. Клин Московской области; 2. УФНС России по Московской области; 3. ГУ ОПФР РФ по г. Москве и Московской области

об обязании

в присутствии:

от заявителя:

Анищенко Д.Е. по дов. от 01.01.2021;

от заинтересованного  лица:

Калинина Т.В. по дов. от 29.12.2020;

от третьих лиц:

1. Карташ Д.В. по дов. от 11.01.2021; 2. Карташ Д.В. по дов. от 20.07.2020; 3. Порудчикова О.В. по дов. от 16.03.2020;

У С Т А Н О В И Л:

            решением Арбитражного суда города Москвы от 10.11.2020, принятым по настоящему делу, удовлетворено требование акционерного общества «АБ ИНБЕВ ЭФЕС» (заявитель, Общество) об обязании Государственного учреждения – Главного Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации № 1 по г. Москве и Московской области (заинтересованное лицо, Фонд) принять решение о возврате обществу излишне уплаченных страховых взносов за 2015 год в общей сумме 36 446 742 руб. 07 коп., из которой: 26 598 772 руб. 70 коп. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по основному тарифу; 137 138 руб. 20 коп. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу (ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ); 9 710 831 руб. 17 коп. страховых взносов на обязательное медицинское страхование с направлением принятого решения о возврате в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Клин Московской области для исполнения в порядке, установленном Федеральным законом от 03.07.2016 г. № 250-ФЗ.

Не согласившись с принятым судом решением, Фонд обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм материального права.

В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы жалобы в полном объеме, указал, что судом неполно выяснены обстоятельства,имеющие значение для дела.

Представители третьих лиц - ИФНС России по г. Клин Московской области; УФНС России по Московской области; ГУ ОПФР РФ по г. Москве и Московской области поддержали позицию Фонда просили решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Как следует из фактических материалов дела, АО «АБ ИНБЕВ ЭФЕС» (до реорганизации – АО «САН ИНБЕВ») направило в территориальный орган ПФР заявления о возврате уплаченных страховых взносов по каждому кварталу 2015 года – 24.11.2017, 01.12.2017, 07.12.2017, 11.12.2017.

Соответствующие заявления были рассмотрены и по результатам рассмотрения были вынесены решения об отказе в возврате страховых взносов: № 49 от 27.11.2017, № 3376 от 29.12.2017, № 3377 от 229.12.2017, № 2484 от 19.12.2017.

Не согласившись с решениями Фонда, АО «АБ ИНБЕВ ЭФЕС» обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд города Москвы руководствовался статьями 15, 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), частью 1 статьи 7, статьей 26 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ) и исходил из того, что спорные выплаты не подлежат обложению страховыми взносами.

Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, возражений на жалобу, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

Материалами дела установлено, что Общество по итогам 2016 г. (последнего расчетного периода, отчетность по страховым взносам по которому представлялась в органы ПФР) имело переплату по страховым взносам, что подтверждается как материалами настоящего дела, так и вступившим в законную силу решением делу № А41-89949/2017, а также судебными актами и материалами иных дел по заявлениям Общества к Фонду о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов (А40- 163806/2019, А40-160620/2019, А40-41091/2020).

Обязанность по уплате страховых взносов за 2015 год также была исполнена Обществом в установленные законодательством сроки в полном объеме, что подтверждается расчетами по форме РСВ-1 за указанный период, а также платежными поручениями, представленными в материалы дела.

Переплата по итогам 2015 г. по страховым взносам составляла 7 504 руб., в том числе: 7,39 руб. - в ПФР, 7 492,4 руб. - на доп. тарифы, 4,62 руб. - на ОМС.

В дальнейшем при корректировке указанного периода - 2015 года Обществом из облагаемой страховыми взносами базы были исключены следующие виды выплат: премия к знаменательным датам (в связи с 50-,55-, 60-летием) в размере 378 000 руб.; материальная помощь в случае возникновения тяжелого материального положения в размере 73 200 руб.; оплата доп. дней отдыха в случаях: рождение ребенка, регистрация брака, смерть родственников, 1 сентября в размере 1 090 859,68 руб.; выплаты по уходу за ребенком-инвалидом в размере 159 445,98 руб.; оплата проезда до места работы и обратно в размере 410 659,12 руб.; выплаты в виде выходного пособия при расторжении трудового договора по соглашению сторон в размере 95 352 508,24 руб.; выплата работникам, переехавшим в другую местность, в целях компенсации расходов работника на аренду жилья на новом месте работы в размере 34 492 013,42 руб.; компенсация за использование личного транспорта (сверх норм) в размере 9 060 395,79 руб.; оплата питания (в виде денежной выплаты) в размере 20 546 040,50 руб.; материальная помощь на операцию в размере 177 326 руб.; выплата иностранным работникам в целях компенсации расходов на аренду жилья в размере 2 275 264,20 руб.; компенсация за использование личного транспорта в размере 2 140 654,50 руб.; материальная помощь при уходе на пенсию в размере 1 883 360,56 руб.; оплата питания (в виде талонов на питание) в размере 22 890 280,56 руб.

Данные виды выплат были исключены из облагаемой базы по страховым взносам ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, перечисленных в данном пункте.

Согласно статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) трудовыми отношениями признаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о том, что работник лично за плату выполняет трудовую функцию.

Статьей 129 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.

В связи с этим выплаты работникам, предоставляемые безотносительно к их вкладу в работу организации и ее результату, не могут быть отнесены ни к вознаграждению за работу, ни к выплатам компенсационного либо стимулирующего характера и не являются объектом обложения страховыми взносами.

При этом такие выплаты не подлежат обложению страховыми взносами вне зависимости от того, указаны ли они в статье 9 Федерального закона № 212-ФЗ.

В соответствии с Положением об оплате труда АО «САН ИНБЕВ», а также типовыми коллективными договорами, вышеперечисленные виды выплат являются мерой социальной поддержки, предоставляются всем работникам в равном размере, не включены в систему оплаты труда и не зависят от результатов, качества и количества труда работников.

Тем самым все вышеперечисленные выплаты подлежат исключению из облагаемой страховыми взносами базы за 2015 г. При этом, суд отмечает, что в связи с корректировками Обществом были представлены заявления от 24.11.2017, 01.12.2017, 07.12.2017 и 11.12.2017 на возврат перечисленных сумм.

Фондом была проведена камеральная проверка указанных корректировочных расчетов, по результатам рассмотрения материалов проверки и возражений Общества, Пенсионным фондом было принято Решение об отказе в привлечении к ответственности № 060С04180001134 от 19.03.2018, в соответствии с которым, у Фонда отсутствуют какие-либо возражения в отношении представленных Обществом корректировок.

Определением суда от 20.06.2019 рассмотрение настоящего дела было приостановлено до результатов рассмотрения Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации кассационной жалобы ООО «Газпромнефть-Развитие» на судебные акты по делу № А56-67008/2017.

Определением Верховного Суда от 18.12.2019 № 307-КГ18-21424 по делу № А56-67008/2017 кассационная жалоба ООО «Газпромнефть-Развитие» была удовлетворена, решения нижестоящих судов по делу были отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Пунктом 22 статьи 26 Федерального закона № 212-ФЗ установлено ограничение на возврате излишне уплаченных страховых взносов, разнесенных на лицевые счета застрахованных лиц.

В то же время, как указал Верховный Суд РФ на стр. 5 Определения от 18.12.2019 № 307-КХ18-21424 при решении вопроса о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование следует исходить из недопустимости ограничения такого возврата применительно к страховым взносам, уплаченным по солидарной части тарифа, а в отношении конкретного застрахованного лица, у которого не наступил страховой случай и которому страховое обеспечение не было установлено, - также применительно к страховым взносам, уплаченным по индивидуальной части тарифа.

С учетом изложенного страхователь имеет право на возврат следующих излишне уплаченных страховых взносов (за периоды до 01.01.2017): в части взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) по общему тарифу по сотрудникам, в отношении которых не наступил страховой случай («не пенсионеры») - сумма переплаты по взносам на ОПС (по общему тарифу) подлежит возврату в полном объеме; по сотрудникам, в отношении которых наступил страховой случай («пенсионеры») - сумма переплаты по взносам подлежит возврату в части, приходящейся на солидарную часть тарифа страховых взносов.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона № 167-Ф3 тарифы страховых взносов, а также нормативы их распределения между солидарной и индивидуальной частью установлены статьей 33.1 данного Закона.

Положениями пункта 2 данной статьи в 2015 г. для страхователей - юридических лиц установлены следующие тарифы: - в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов установлен тариф страхового взноса 22%, на финансирование страховой части трудовой пенсии 22%, из них: 6% -солидарная часть тарифа страховых взносов; 76% -индивидуальная часть тарифа страховых взносов. Свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов установлен тариф страхового взноса 10%, на финансирование страховой части трудовой пенсии 10% - солидарная часть тарифа страховых взносов.

Таким образом: по «не пенсионерам» - страхователь имеет право на возврат всей суммы переплаты по страховым взносам на ОПС за 2015 г., вне зависимости от такого, с какой базы и по какой ставке тарифа уплачивались данные взносы; по «пенсионерам», в отношении которых база в 2015 г. превышала установленную предельную величину для начисления страховых взносов - страхователь имеет право на возврат всех сумм взносов на ОПС, уплачиваемых по ставке 10%; по «пенсионерам», в отношении которых страховые взносы в 2015 г. уплачивались с базы в пределах установленной величины для начисления страховых взносов -страхователь имеет право на возврат сумм взносов на ОПС, приходящихся на 6% из 22% тарифа страховых взносов.

В соответствии с данными итогового расчета АО «АБ ИНБЕВ ЭФЕС», согласованными с Фондом, переплата по страховым взносам на ОПС (общий тариф) за 2015 г. составила 28 711 795,59 руб., в том числе: 11 096 585,09 руб. - взносы, уплаченные свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов по тарифу 10%; 17 615 210,50 руб. - взносы, уплаченные с базы в пределах установленной величины по тарифу 22% (т. 3 л.д. 94-150, т. 4 л.д. 1-37).

Обществом с Фондом также была проведена сверка по сотрудникам АО «АБ ИНБЕВ ЭФЕС» (обложение страховыми взносами выплат в пользу которых было скорректировано Обществом за 2015 г.), которым была назначена страховая пенсия. Целью данной сверки являлось уточнение Обществом суммы заявленных требований с учетом определения Верховного Суда РФ от 18.12.2019 № 307-КГ18-21424.

Согласно данному Определению страхователь не может вернуть переплату по страховым взносам на ОПС (в части взносов, отражаемых на лицевых счетах застрахованных лиц) в отношении застрахованных лиц, которым была назначена страховая пенсия.

С учетом акта сверки у Общества и Фонда отсутствуют разногласия относительно сумм страховых взносов на ОПС по застрахованным лицам, указанным в таблице (л.д. 90-101 т. 4).

По результатам проведенной сверки лиц, которые приобрели право на получение страховой пенсии в соответствии с главой 2 Федерального закона № 400-ФЗ, была определена сумма 2 113 022,89 руб. (ее расчет т. 4 л.д. 99-101), на которую Общество уменьшило размер переплаты по страховым взносам на ОПС в сумме 28 711 795,59 руб., в связи с чем размер заявленной к возврату переплаты по ОПС составил 26 598 772,70 руб. (28 711 795,59 руб. – 2 113 022,89 руб.). По страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (ОПС) по дополнительному тарифу.

В силу положений статьи 6 Федерального закона № 27-ФЗ и статьи 33.2 Федерального закона № 167-ФЗ суммы взносов на ОПС, уплачиваемых по дополнительным тарифам, также включаются в состав солидарной части страховых взносов на ОПС, в связи с этим, данные взносы также не отражаются на лицевых счетах застрахованных лиц, что было неоднократно подтверждено решениями Верховного Суда РФ.

В частности, в определении от 19.12.2018 № 310-КГ18-13800 отмечено: «Из положений статьи 6 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон № 27-ФЗ) также следует, что дополнительный тариф страховых взносов, составляя солидарную часть страхового взноса, не зачисляется на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, занятых на упомянутых видах работ.

Поэтому согласно положениям Законов № 212-ФЗ, № 167-ФЗ, № 27-ФЗ, дополнительный тариф страховых взносов, уплачиваемый организациями в целях обеспечения права работника на получение досрочной страховой пенсии по старости, имеет иное целевое назначение - обеспечение выплаты досрочных страховых пенсий в государственном масштабе».

В соответствии с данными расчета Общества сумма переплаты по страховым взносам на ОПС (дополнительный тариф) за 2015 год составляет 137 138,20 руб. и подлежит возврату страхователю в полном объеме (расчет суммы - т. 3 л.д. 94-150, т. 4 л.д. 1-37).

В отношении взносов на обязательное медицинское страхование (ОМС).

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ Пенсионный фонд осуществляет индивидуальный (персонифицированный) учет только в системе обязательного пенсионного страхования.

При этом в соответствии с п. 61 Приказа Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н «Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах» и пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ страховые взносы на обязательное медицинское страхование носят обезличенный характер и не подлежат учету на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц.

В соответствии с данными расчета Общества сумма переплаты по страховым взносам на ОМС за 2015 год составляет 9 710 831,17 руб. и подлежит возврату страхователю в полном объеме (расчет суммы - (т. 3 л.д. 94-150, т. 4 л.д. 1-37).

С учетом изложенного, общая сумма переплаты по страховым взносам за 2015 г., подлежащая возврату Обществу составляет 36 446 742,07 руб., в том числе: 26 598 772,70 руб. - в части страховых взносов на ОПС по общему тарифу; 137 138,20 руб. - в части страховых взносов на ОПС по дополнительным тарифам (статья 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ); 9 710 831,17 руб. - в части страховых взносов на ОМС.

В ходе рассмотрения дела Обществом с учетом указаний суда в связи с заявлением по настоящему делу требований о возврате переплаты, необходимостью корректного отражения данных об исчисленных и уплаченных страховых взносах, а также корректировки лицевых счетов застрахованных лиц в Фонд были представлены корректирующий расчет и корректирующие сведения о застрахованных лиц (СЗВ-корр - т. 4 л.д. 117-127, т. 5 л.д. 41-49; РСВ-1 – т. 5 л.д. 28-40), расчет отражения переплаты по строкам РСВ приведен Обществом в пояснениях (т. 5 л.д. 25-27).

Материалами дела подтверждено, что 24.11.2017, 01.12.2017, 07.12.2017 и 11.12.2017 общество обратилось с заявлением к ответчику о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) денежных средств на общую сумму 36 446 742,07 руб.

Решениями Фонда от 27.11.2017 № 49, от 29.12.2017 № 3376, от 29.12.2017 № 3377 и от 19.12.2017 № 2484 в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) денежных средств за расчетные периоды до 01.01.2017 было отказано.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" утратил силу с 01.01.2017 в связи с принятием Федерального закона № 250-ФЗ.

Из положений ст. 20 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" следует, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими 8 органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

На основании п. 1, 3 ст. 21 Федерального закона № 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.

Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено, что на следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет его в соответствующий налоговый орган, который в свою очередь оформляет поручение на возврат суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов и пени и направляет его в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

При этом решение о возврате должно приниматься при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 г.

Согласно представленным в материалы дела доказательствам, у Общества отсутствует задолженность за период до 01.01.2017.

При этом ссылки Фонда на решение № 060V12190000779, которое является предметом спора по делу № А40- 293874/2019 правомерно были отклонены судом как не влияющие на решение вопроса о возврате Обществу излишне уплаченных денежных средств, поскольку основанием для доначисления Обществу страховых взносов в основной части послужило включение в облагаемую страховыми взносами базу тех видов выплат в пользу работников, которые само Общество по рассматриваемому периоду правомерно исключило из базы по страховым взносам; отсутствие оснований для учета данных выплат установлено в ходе производства по настоящему делу.

В связи с чем, факт принятия Фондом указанного решения не влияет на результат рассмотрения настоящего дела.

В отношении срока на обращение с требованиями о возврате переплаты.

В соответствии с частью 11 статьи 26 Закона № 212-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по письменному заявлению плательщика страховых взносов в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления. Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (часть 13 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ).

Аналогичная норма в отношении возврата излишне уплаченного налога была установлена пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ: «заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы».

Правовой подход к толкованию и применению срока, установленного законодательством о налогах, подлежит применению также и к сроку на возврат излишне уплаченных страховых взносов, установленному частью 13 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ.

Согласно толкованию п. 8 ст. 78 НК РФ, которое дал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 21.06.2001 № 173-О, норма пункта 8 ст.78 НК РФ направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов.

В то же время данная норма не препятствует гражданину в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (ч.1 ст.200 ГК РФ).

Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 08.11.2006 № 6219/06 также указано, что вопрос о порядке исчисления срока подачи в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться применительно к пункту 2 статьи 79 НК РФ с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишне уплаченного налога.

Моментом, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога, подлежит определению с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств (в частности, причины, по которой налогоплательщик допустил переплату налога, наличия у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода), а также других обстоятельств, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания срока на возврат налога непропущенным (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2009 № 12882/08, от 13.04.2010 № 17372/09).

Перечень событий и фактов, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишне уплаченной сумме взносам, законодательством не установлен, следовательно., такой момент определяется судом самостоятельно на основе анализа представленных в суд доказательств и их оценки в соответствии со ст. 71 АПК РФ. (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2009 № 12882/08, от 13.04.2010 № 17372/09)

В силу пункта 9 статьи 15 Федерального закона № 212-ФЗ расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2015 год представляется в органы ПФР до 20.02.2016.

Таким образом, заявление о возврате переплаты по страховым взносам за 2015 год может быть подано в течение трех лет с момента подачи годового расчета за 2015 год, т.е. не позднее 20.02.2019.

Поскольку заявления о возврате переплаты были поданы Обществом 24.11.2017, 01.12.207, 07.12.2017 и 11.12.2017, то предусмотренный срок на возврат переплаты был им соблюден.

На основании изложенного у пенсионного фонда отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявлений ассоциации, поскольку все установленные законодательством условия для возврата излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии и страховых взносов на обязательное медицинское страхование были соблюдены.

С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно обязал Государственное учреждение - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации № 1 по г. Москве и Московской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем обязания Фонда совершить все необходимые и достаточные действия, предусмотренные Федеральным законом от 03.07.2016 № 250-ФЗ, включая принятие решения о возврате излишне уплаченных страховых взносов за 2015 год в общей сумме 36 446 742 рубля 07 копеек, из которой: 26 598 772 рубля 70 копеек страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по основному тарифу; 137 138 рублей 20 копеек страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу (ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ); 9 710 831 рубль 17 копеек страховых 10 взносов на обязательное медицинское страхование с направлением решения о возврате данных сумм в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Клин Московской области (зарегистрированную по адресу 141601, Московская обл., Клинский р-он, г. Клин, ул. Гайдара, д. 25) для исполнения в порядке, установленном Федеральным законом от 03.07.2016 г. № 250-ФЗ.

Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Указанные в апелляционной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки суда при принятии обжалуемого акта. Каких-либо новых доводов апелляционная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятого по делу судебного акта.

Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.

Расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ и подлежат отнесению на подателя жалобы, который освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда города Москвы от 10.11.2020 по делу № А40-29891/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья:                                                                                С.М. Мухин

Судьи:                                                                                                                          В.И. Попов

                                                                                                                                Л.Г. Яковлева