НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2013 № 09АП-33710/13

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: info@mail.9aac.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 09АП-33710/2013

г. Москва Дело № А40-71823/13

24 октября 2013 года

Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2013 года

Постановление изготовлено в полном объеме 24 октября 2013 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,

судей:

Поташовой Ж.В., Мухина С.М.,

при ведении протокола

секретарем судебного заседания Егуновым О.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО СК "Авангард Полис" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.08.2013

по делу № А40-71823/2013, принятое судьей Блинниковой И.А.

по заявлению ЗАО СК "Авангард Полис" (115114, г. Москва, Шлюзовая наб., д. 6, стр. 4)

к Региональному отделению Службы Банка России по финансовым рынкам по Центральному федеральному округу

о признании незаконными постановления от 18.04.2013 № 73-13-198/пн

при участии:

от заявителя:

Нестеренко Д.Е. по доверенности №9 от 15.05.2013;

от ответчика:

не явился, извещен;

У С Т А Н О В И Л:

ЗАО СК "Авангард Полис" (далее-заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Региональному отделению Службы Банка России по финансовым рынкам по Центральному федеральному округу (далее-ответчик) о признании незаконным и отмене постановления от 18.04.2013 № 73-13-198/пн о привлечении к административной ответственности по ст. 19.7.3 КоАП РФ.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 09.08.2013 в удовлетворении заявленных требований – отказано.

Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит полностью отменить решение суда, принять новый судебный акт.

В апелляционной жалобе заявитель указывает на ненадлежащее исследование судом первой инстанции фактических обстоятельств дела и отсутствие в решении суда надлежащей оценки доказательств по делу.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции заявитель поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, об удовлетворении заявленных требований.

Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.

Дело судом рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 123, 156 АПК РФ в его отсутствие.

Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителя заявителя, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.

Как усматривается из материалов дела, ЗАО Страховая компания "Авангард Полис" обратилось в арбитражный суд с заявлением к РО ФСФР в ЦФО о признании незаконным и отмене постановления от 18.04.2013 г. № 73-13-198/пн о привлечении к административной ответственности по ст.19.7.3 КоАП РФ.

В материалах дела имеются доказательства, свидетельствующие о надлежащем извещении законного представителя общества о месте и времени составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административных правонарушениях. При рассмотрении дел об административных правонарушениях участвовал законный представитель Общества.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ административным органом соблюден.

В соответствии с п. 1 «Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 317 (далее - Положение о ФСФР) Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности).

В соответствии с п. 4 Положения о ФСФР Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В соответствии со ст. 23.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и на основании п. 2.1.4 Положения о территориальном органе Федеральной службы по финансовым рынкам, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 22.06.2006 № 06-69/пз-н, п. 1.3 Положения о Региональном "отделении Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном федеральном округе, утвержденного Приказом ФСФР России от 12.03.2010 № 10-47/пз, РО ФСФР России в ЦФО рассматривает дела об административных правонарушениях, отнесенные в соответствии с КоАП РФ к компетенции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области рынка ценных бумаг, а также применяет меры ответственности, установленные административным законодательством.

Согласно ст.19.7.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориальный орган отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством и необходимой для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации.

Согласно п. 1 ст. 30 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее - Закон) государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела (далее – страховой надзор) осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых настоящим Законом, страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.

В соответствии с требованием, установленным п. 5 ст. 30 Закона субъекты страхового дела обязаны соблюдать требования страхового законодательства и исполнять предписания органа страхового надзора об устранении нарушений страхового законодательства, представлять по запросам органа страхового надзора информацию, необходимую для осуществления им страхового надзора (за исключением информации, составляющей банковскую тайну).

В соответствии с п. 5.4.7.2, 5.4.7.3 Положения ФСФР России контролирует соблюдение страхового законодательства субъектами страхового дела и выполнение иными физическими и юридическими лицами требований страхового законодательства в пределах своей компетенции.

Согласно п. 2.2.1 Положения о РО ФСФР России в ЦФО, РО ФСФР России в ЦФО имеет право запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции РО ФСФР России в ЦФО вопросам.

Таким образом, запросы РО ФСФР России в ЦФО являются обязательными для исполнения.

В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27.07.2012 № 109н «О бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщиков», вступившим в силу, начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщиков за 9 месяцев 2012 года, признан утратившим силу приказ Министерства Российской Федерации от 11.05.2010 № 41н «О формах бухгалтерской отчетности страховых организаций и отчетности, представляемой в порядке надзора», которым были утверждены в том числе формы отчетности, представляемой в порядке надзора.

Таким образом, формы отчетности страховых организаций, представляемой в порядке надзора, отменены при составлении и представлении отчетности за 9 месяцев 2012 года.

ФСФР России разработан проект отчета о размещении средств страховых резервов и собственных средств (форма № 7-страховщик), учитывающий новые требования к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия страховых резервов и собственных средств, установленные приказами Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2012 № 100н «Об утверждении Порядка размещения страховщиками средств страховых резервов» и от 02.07.2012 № 101н «Об утверждении Требований, предъявляемых к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика» (вступили в силу 30.09.2012), а также проект Отчета о платежеспособности (форма № 9-страховщик).

РО ФСФР России в ЦФО рассмотрев представленную ЗАО СК «Авангард Полис» годовую статистическую отчетность по форме № 2-С за 2011 год, установило, что Страховщиком нарушены требования приказа Министерства финансов Российской Федерации от 20.10.2008 № ПЗн «О форме годовой статистической отчетности № 2-С «Сведения о деятельности страховой (страховой медицинской) организации за год».

На основании пункта 2.2.1 Положения о РО ФСФР России в ЦФО, РО ФСФР России в ЦФО был направлен в адрес ЗАО СК «Авангард Полис» Запрос от 27.02.2013 (исх. № 73-13-НЛ-26/6479) о внесении изменений в указанную отчетность (далее -Запрос).

В представленном ЗАО СК «Авангард Полис» в РО ФСФР России в ЦФО отчете по форме № 2-С за 2011 год в части раздела 4 «Обязательное личное страхование» подраздела 4.2 «Договоры обязательного личного страхования, действовавшие на начало и конец отчетного года (с юридическими лицами), указана недостоверная информация.

В Запросе ЗАО СК «Авангард Полис» указано, что в соответствии с абзацем 6 подпункта 3 пункта 35 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 20.10.2008 № ПЗн "О форме годовой статистической отчетности № 2-С "Сведения о деятельности страховой (страховой медицинской) организации за год" при заполнении раздела 4 «Обязательное личное страхование» подраздела 4.2 «Договоры обязательного личного страхования, действовавшие на начало и конец отчетного года (с юридическими лицами) по строке 110 "Обязательное личное страхование пассажиров (туристов, экскурсантов) - всего" в графе "страховая сумма" (графы 5 и 8) указывается страховая сумма на одного застрахованного, соответствующая максимально возможной выплате по договору обязательного личного страхования пассажиров (туристов, экскурсантов) в размере 120 установленных законом минимальных размеров оплаты труда на отчетную дату, т.е. 12 тыс. руб.

Однако, в представленной страховщиком отчетности в разделе 4 «Обязательное личное страхование» подраздела 4.2 «Договоры обязательного личного страхования, действовавшие на начало и конец отчетного года (с юридическими лицами) по строке 110 "Обязательное личное страхование пассажиров (туристов, экскурсантов) - всего" в графе "страховая сумма" (графы 5 и 8) отражена страховая сумма на одного застрахованного в размере 9 670 118 тыс. руб. (графа 5) и 967 128 тыс. руб. (графа 8).

ЗАО СК "Авангард Полис" надлежало в течении 15 рабочих дней с момента получения Запроса внести исправления в указанную отчетность и обеспечить ее поступление в РО ФСФР России в ЦФО на бумажном оригинале (в части подраздела 4.2) - в одном экземпляре, на сменных носителях информации (CD-R) - в двух экземплярах, пояснительную записку в двух экземплярах на бумажном оригинале (ксерокопии не принимаются).

Запрос был получен страховщиком 11.03.2013, что подтверждается распечаткой с официального сайта Почты России (раздел «Отслеживание почтовых отправлений»).

Таким образом, ЗАО СК "Авангард Полис" надлежало исполнить запрос в срок до 01.04.2013 включительно.

В ответе страховщика от 14.03.2013 (исх. № 65), представленном на Запрос РО ФСФР России в ЦФО (вх. № 73-13-8445 от 10.03.2013), страховщик представил скорректированную годовую статистическую отчетность по форме № 2-С за 2011 год с внесенными изменениями в части подраздела 4.2. При этом, в разделе 4 «Обязательное личное страхование» подраздела 4.2 «Договоры обязательного личного страхования, действовавшие на начало и конец отчетного года (с юридическими лицами) по строке ПО "Обязательное личное страхование пассажиров (туристов, экскурсантов) - всего" в графе "страховая сумма" (графы 5 и 8) отражена страховая сумма на одного застрахованного в размере 96 696 тыс. руб. (графа 5) и 96 912 тыс. руб. (графа 8).

Вышеуказанные нарушения устранены не были.

Кроме того, в нарушение пункта 20 Порядка в конце раздела 4 «Обязательное личное страхование» годовой статистической отчетности по форме № 2-С за 2011 год, представленной ЗАО СК "Авангард Полис" в ответ на Запрос от 27.02.2013 № 73-13-НЛ-26/6479 на бумажном оригинале, отсутствуют подписи руководителя и должностного лица, ответственного за составление отчета.

Факт представления недостоверной информации подтверждается актом РО ФСФР России в ЦФО № 73-13-282-26/акт от 22.03.2013.

Письмом от 02.04.2013 (исх. № 83), поступившем в РО ФСФР России в ЦФО (вх. № 73-13-10353) ЗАО СК "Авангард Полис" представило скорректированную годовую статистическую отчетность по форме № 2-С за 2011 год с внесенными изменениями в части подраздела 4.2. Так, в разделе 4 «Обязательное личное страхование» подраздела 4.2 «Договоры обязательного личного страхования, действовавшие на начало и конец отчетного года (с юридическими лицами) по строке ПО "Обязательное личное страхование пассажиров (туристов, экскурсантов) - всего" в графе "страховая сумма" (графы 5 и 8) отражена страховая сумма на одного застрахованного в размере 12 тыс. руб. (графа 5) и 12 тыс. руб. (графа 8).

Таким образом, имеются достаточные данные, указывающие на наличие административного правонарушения в действиях ЗАО СК "Авангард Полис", выразившееся в представлении недостоверной информации в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориальный орган информации, предусмотренной законодательством и необходимой для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, по Запросу РО ФСФР России в ЦФО от 27.02.2013 (исх. № 73-13-НЛ-26/6479).

В отношении ЗАО СК "Авангард Полис" должностным лицом РО ФСФР России в ЦФО составлен протокол об административном правонарушении № 73-13-185/пр-ап, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 19.7.3 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно п. 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат (п. 16.1 введен Постановлением Пленума ВАС РФ от 20.11.2008 № 60).

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.

Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы заявитель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.

При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 104, ст. 110, ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда г.Москвы от 09.08.2013 по делу № А40-71823/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу– без удовлетворения.

Возвратить ЗАО СК "Авангард Полис" из федерального бюджета госпошлину в размере 2000 руб. как ошибочно уплаченную.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья: Л.Г. Яковлева

Судьи: Ж.В. Поташова

С.М. Мухин

Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.