НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2009 № 09АП-4500/09

Д Е В Я Т Ы Й А Р Б И Т РА Ж Н Ы Й А П Е Л Л Я Ц И О Н Н Ы Й

С У Д

127994, Москва, ГСП -4, проезд Соломенной Сторожки, 12

адрес веб-сайта: http://9aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№09АП-4500/2009-АК

г. Москва

14 апреля 2009 года

Резолютивная часть постановления объявлена

13 апреля 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме

14 апреля 2009 года

Дело №А40-861/09-21-08

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Хвощенко А.Р.

Судей Попова В.И., Цымбаренко И.Б.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Титаренковым В.С.

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу

ИФНС России №4 по г.Москве

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24 февраля 2009 года

по делу №А40-861/09-21-08, принятое судьей О.В.Каменской

по заявлению ООО «Фармаск»

к ИФНС России №4 по г.Москве

о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 04.12.2008 №215-Ю

при участии:

от заявителя - Радионов А.А. по доверенности от 01.12.2008 №145

от заинтересованного лица – Странцева А.О. по доверенности от 13.08.2008 №05-24/73036

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Фармаск» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления ИФНС России №4 по г.Москве от 04 декабря 2008 №215-Ю по делу об административном правонарушении.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 24 февраля 2009 года заявленные требования ООО «Фармаск» удовлетворены и оспариваемое постановление налогового органа признано незаконным и отменено. При этом суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административным органом соблюдена процедура привлечения Общества к административной ответственности, вместе с тем, не доказано события административного правонарушения, предусмотренного ст.15.1 КоАП РФ, а также попущен срок давности для привлечения общества к административной ответственности.

ИФНС России №4 по г.Москве с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы налоговый орган указывает, что общество допустило неоприходование выручки, полученной от покупателей, в связи с необоснованным занижением выручки за день при оформлении возврата товара покупателям без приложения первоначального кассового чека и выдачей наличных денежных средств из операционной кассы, на общую сумму 7 492,90 руб. Считает, что заявителем нарушены п.3 раздела 1, п.13 раздела 2, п.22 и п.24 раздела 3 «Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации», утвержденного Решением Совета Директоров ЦБ РФ от 22.09.1993г. №40; п.4.2, 4.3 раздела IV «Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением», утвержденных письмом Минфина РФ от 30.08.1993 №104, что влечет привлечение к административной ответственности на основании ст.15.1 КоАП.

В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель ООО «Фармаск» возразил против апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве, приобщенном судом к материалам дела.

Рассмотрев в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ, по апелляционной жалобе ИФНС России №4 по г.Москве материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый по настоящему делу судебный акт подлежит оставлению без изменения в связи со следующим.

Как следует из материалов дела, сотрудниками ИФНС РФ №4 по г.Москве на основании поручения № 208 от 06.11.2008г. в период с 04 ноября 2008г. по 27 ноября 2008г. проведена проверка по вопросу полноты оприходования (неполного оприходования) в кассу организации ООО «Фармаск» наличных денежных средств, полученных с применением контрольно-кассовой техники, при осуществлении денежных расчетов с населением, за проверяемый период с «01» июля 2008 года по «04» ноября 2008 года.

По результатам проверки составлен Акт от 27.11.2008 №215 (т.1 л.д.39-40), в котором отражено выявленное в ходе проверки правонарушение: сумма выручки, согласно полным фискальным отчетам контрольно-кассовой техники, за  проверяемый период, составила 39 145 882 руб. 02 коп. За проверяемый период обществом проведены по кассовому аппарату суммы, оплаченные по безналичной форме оплаты, в размере 687 864 руб. 40 коп. Таким образом, сумма выручки по фискальному отчету, скорректированная с учетом безналичных расчетов, полученная наличными денежными средствами составила 38 458 017 руб. 62 коп. В главную кассу предприятия (по Дт счета 50 «Касса») оприходовано 38 424 173 руб. 92 коп. Установлены расхождения между суммами денежных средств отраженных по фискальному отчету и денежными средствами отраженными в кассовой книге организации в размере 33 843 руб. 70 коп. Организацией были представлены оправдательные документы о возврате денежных сумм покупателям по неиспользованным кассовым чекам на сумму 26 350 руб. 80 коп., а именно акты по форме КМ-3 с приложением первоначальных кассовых чеков.

Налоговый орган пришел к выводу, что ООО «Фармаск» допустило неоприходование выручки, полученной от покупателей, в связи с необоснованным занижением выручки за день при оформлении возврата товара покупателям без приложения первоначального кассового чека и выдачей наличных денежных средств из операционной кассы: за 04.10.08г. - 1 257 руб. 90 коп., за 08.10.08г. - 168 руб. 20 коп., за 18.10.08г. - 1 499 руб. 60 коп., за 19.10.08г. - 294 руб. 50 коп., за 01.11.08г. - 110 руб. 20 коп.

По данному факту 27.11.2008 сотрудником ИФНС России №4 по г. Москве составлен обусловленный результатами проверки протокол №215-Ю об административном правонарушении, выразившемся в нарушении п.3 раздела 1, п.13 раздела 2, п.22 и п.24 раздела 3 «Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации», утвержденного Решением Совета Директоров ЦБ РФ от 22.09.1993г. №40; п.4.2, 4.3 раздела IV «Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением», утвержденных письмом Минфина РФ от 30.08.1993 №104, что влечет привлечение к административной ответственности на основании ст.15.1 КоАП (т.1 л.д.38).

Постановлением от 04.12.2008 №215-Ю о назначении административного наказания, ООО «Фармаск» назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб. за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 15.1 КоАП РФ (т.1 л.д. 35).

Считая оспариваемое постановление незаконным, заявитель обратился в суд.

В соответствии со ст. 210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Статьей 15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

При этом, под неоприходованием (неполным оприходованием) в кассу денежной наличности понимается несоблюдение организацией совокупности действий, совершаемых при оформлении денежной наличности, в том числе отражения всех операций по приходу и расходу денежной наличности в кассовой книге предприятия.

Одним из критериев установления факта неоприходования в кассу предприятия является разница между показаниями ККТ и кассовой книги организации.

Согласно статье 9 Федерального закона от 21.11.96 N129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Пунктом 6.1 Типовых правил определено, что при закрытии предприятия кассир должен подготовить денежную выручку и другие платежные документы, составить кассовый отчет и сдать выручку вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру старшему (главному) кассиру.

По показаниям секционных счетчиков (регистров) на начало и на конец рабочего дня определяется сумма выручки.

Сумма выручки должна соответствовать показаниям денежных суммирующих счетчиков и контрольной ленты. Она должна совпадать с суммой, сдаваемой кассиром-операционистом старшему кассиру с итоговым чеком ККТ. После снятия показания счетчиков (регистров) либо распечатки, определения и проверки фактической суммы выручки делается запись в журнале кассира-операциониста и скрепляется подписями кассира и представителя администрации.

Из текста оспариваемого постановления следует, что в качестве нарушения ст.15.1 КоАП РФ заявителю вменяется неоприходование в кассу следующих сумм: 04.10.08 - 1 257 руб. 90 коп., 08.10.08г. - 168 руб. 20 коп., 18.10.08г. - 1 499 руб. 60 коп., 19.10.08г. - 294 руб. 50 коп., 01.11.08г. - 110 руб. 20 коп.

При этом, налоговый орган пришел к выводу о том, что указанные суммы являются неоприходованной выручкой, поскольку возвраты, проведенные в данный день по этим суммам не подтверждены соответствующими документами – чеками контрольно-кассовой машины.

Суд апелляционной инстанции считает данный довод налогового органа ошибочным.

Так, в соответствии с п. 4.3 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (утв. Минфином России 30 августа 1993г.), в случае ошибки кассира-операциониста, в том числе при ошибочном пробитии чека, составляется акт по форме №КМ-3 о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам.

Как следует из материалов дела, по каждой сумме заявителем составлены акты по форме КМ-3, на каждую сумму была уменьшена сумма выручки за день по контрольно-кассовой ленте (Z-отчет), суммы ошибочно пробитых кассовых чеков указаны в книге кассира-операциониста в графе 15 («Сумма денег, по возвращенным покупателям (клиентам) по не использованным кассовым чекам»), по каждой сумме имеется заявление покупателя на возврат покупки, а также возвратные чеки, по выявленным фактам имеются объяснительные кассиров-операционистов (т.1 л.д.48-97).

Суд обоснованно отметил, что указанные суммы не являются фактической выручкой Заявителя, а являются возвратами и уменьшают общую выручку Заявителя за день, что подтверждается данными контрольных лент ККМ, в которых указано, что данные суммы являются возвратами.

Ссылку налогового органа на отсутствие оригинала чека нельзя признать состоятельной, поскольку фактическое отсутствие такового не может свидетельствовать о неоприходовании денежных средств в кассу и занижении выручки.

Отсутствие оригинала непогашенного кассового чека при указанных обстоятельствах не образует состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.15.1 КоАП РФ.

Кроме того, необходимо отметить, что согласно п. 24 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 N 40, записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подводит итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета копию записей в кассовой книге за день с приходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.

Из изложенного следует, что названные требования к порядку работы с денежной наличностью и ведению кассовых операций предусматривают ежедневное оприходование в кассу денежных средств.

Таким образом, моментом начала и окончания совершения административного правонарушения в данном случае является день получения выручки и неоприходования ее в кассу.

Согласно оспариваемому постановлению, вынесенному налоговым органом 04.12.2008, ООО «Фармаск» в качестве нарушения ст.15.1 КоАП РФ вменено неоприходование в кассу следующих сумм: 04.10.08 - 1 257 руб. 90 коп., 08.10.08г. - 168 руб. 20 коп., 18.10.08г. - 1 499 руб. 60 коп., 19.10.08г. - 294 руб. 50 коп., 01.11.08г. - 110 руб. 20 коп.

Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Приведенные в оспариваемом постановлении факты неоприходования в кассу денежной наличности свидетельствуют о том, что на момент вынесения налоговым органом 04.12.2008 постановления, срок давности привлечения общества к административной ответственности не истек. В связи с изложенным, суд не может согласиться с выводом суда первой инстанции об истечении указанного срока. Однако, данный вывод суда первой инстанции не повлиял на принятый по существу правильный судебный акт.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы налогового органа.

Руководствуясь статьями 266-269 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 24 февраля 2009 года по делу №А40-861/09-21-08 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья А.Р. Хвощенко

Судьи В.И. Попов

И.Б. Цымбаренко