Д Е В Я Т Ы Й А Р Б И Т Р А Ж Н Ы Й А П Е Л Л Я Ц И О Н Н Ы Й С У Д
127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ АП-2723/2020
г. Москва Дело № А40-213822/19
24 марта 2020 года
Резолютивная часть постановления объявлена марта 2020 года
Постановление изготовлено в полном объеме марта 2020 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Д.Е. Лепихина,
судей: | О.С. Суминой, М.В. Кочешковой, |
при ведении протокола | секретарем судебного заседания С.Э. Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале № 12 апелляционную жалобу Центральной энергетической таможни
на решение Арбитражного суда города Москвы от 18.12.2019 по делу № А40-213822/19
по заявлению ООО "Газпром экспорт" (ИНН 7706193766, ОГРН 1027739898284)
к Центральной энергетической таможне (ОГРН: 1027700272830)
о признании незаконным решения о корректировке полной таможенной декларации на товары от 15.05.2019 года, оформленной Центральной энергетической таможней к полной таможенной декларации № 10006032/161018/0001617
при участии:
от заявителя: | Фролов А.М. по дов. от 12.04.2019; |
от заинтересованного лица: | Кузин Р.С. по дов. от 27.12.2019; |
У С Т А Н О В И Л:
решением Арбитражного суда города Москвы от 18.12.2019 признано незаконным решение Центральной энергетической таможни (далее – таможенный орган) о корректировке полной таможенной декларации на товары от 15.05.2019 по декларации на товары № 10006032/161018/0001617.
Не согласившись с решением суда, таможенный орган обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявление общества оставить без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционного суда представитель таможенного органа поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель общества поддержал решение суда.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно материалам дела, таможенным органом в отношении общества издано уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 19.04.2019 № 10006000/У2019/0000034.
Основанием для издания уведомления от 19.04.2019 является наличие неисполненного обществом обязательства по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, исчисленных по декларации на товары № 10006032/161018/0001617 от 19.04.2019 в размере 1 753 219, 82 рублей.
Во исполнение указанного уведомления 15.05.2019 таможенный орган оформил корректировку декларации на товары к полной таможенной декларации № 10006032/161018/0001617. Скорректированы графа 47 и графа В полной таможенной декларации № 10006032/161018/0001617. В полную таможенную декларацию № 10006032/161018/0001617 внесены сведения о доначисленных суммах пени.
Апелляционный суд считает, что удовлетворяя заявление общества, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Одним из видов деятельности общества является вывоз с таможенной территории РФ за пределы таможенной территории Таможенного союза природного газа, перемещаемого трубопроводным транспортом.
В ходе такой деятельности общество осуществляет декларирование товаров с применением процедуры временного периодического таможенного декларирования в порядке, который определен положениями ст.ст.102, 204 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 289-ФЗ).
Согласно данным нормам права временное периодическое таможенное декларирование производится путем подачи декларантом в таможенный орган временной таможенной декларации, а затем одной или нескольких полных таможенных деклараций.
В силу ч.4 ст.38 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории Союза, определяется в соответствии с законодательством о таможенном регулировании государства-члена, таможенному органу которого осуществляется таможенное декларирование товаров.
Положение п.7 Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 № 191 (далее - Правила), предусматривает, что основой определения таможенной стоимости вывозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном пунктом 11 Правил.
Положением п.11 Правил определено, что таможенной стоимостью вывозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на вывоз из Российской Федерации в страну назначения.
17.02.2009 между обществом (поставщик) и компанией Shell Energy Europe Ltd. (покупатель) был заключен контракт.
В рамках этого контракта в сентябре 2018 общество поставило на экспорт в Германию природный газ в объеме 97 100 512 метров кубических.
08.10.2018 общество в адрес покупателя выставлен счет № 3000289180/1200147980 на оплату природного газа на общую сумму 19 085 308, 30 евро.
В дальнейшем стоимость поставки природного газа была пересмотрена сторонами контракта в соответствии с пятым дополнительным соглашением к контракту от 24.01.2019 года в ретроактивном порядке.
Пересмотр стоимости сделки привел к увеличению стоимости сделки.
В соответствии с достигнутой сторонами контракта договоренностью о пересмотре стоимости сделки, 28.01.2019 общество выставило покупателю дебет ноту № 3000294551/1200151706 на оплату товара в сумме 1 946 793,76 евро.
Покупатель принял дебет ноту № 3000294551/1200151706 и акцептовал ее.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.117 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 311-ФЗ) обязанность плательщика по уплате таможенных пошлин, налогов считается исполненной, если размер денежных средств составляет не менее суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов авансовых платежей или денежного залога, а если такой зачет производится по инициативе плательщика, - с момента получения таможенным органом распоряжения о зачете.
Согласно ч.3 ст.121 Федерального закона № 311-ФЗ в качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается представление им или от его имени таможенной декларации, заявления на возврат авансовых платежей либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении этого лица использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей.
В силу ч.1 ст.121 Федерального закона № 311-Ф3 авансовыми платежами признаются денежные средства, внесенные в счет уплаты предстоящих вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и не идентифицированные плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов в отношении конкретных товаров.
Как следует из материалов дела, процедура временного периодического таможенного декларирования рассматриваемой поставки природного газа была начата обществом 20.08.2018 путем подачи в таможенный орган временной таможенной декларации №10006032/200818/0001354 на планируемую поставку природного газа в сентябре 2018, в том числе, по указанному контракту.
Временная таможенная декларация была зарегистрирована таможенным органом 20.08.2018. Таможенные платежи своевременно и в полном объеме уплачены. Товар выпущен.
По итогам завершения поставки природного газа в рамках контракта в сентябре 2018 для завершения процедуры таможенного оформления вышеуказанной поставки товара общество направило в таможенный орган полную таможенную декларацию №10006032/161018/0001617.
Полная таможенная декларация принята и зарегистрирована таможенном органом. Таможенная пошлина уплачена.
В качестве основы для расчета и уплаты таможенной пошлины по первому методу определения таможенной стоимости обществом принята стоимость сделки.
В связи с тем, что стоимость сделки по поставке природного газа была пересмотрена в соответствии с пятым дополнительным соглашением к контракту, общество направило в адрес таможенного органа обращение от 04.04.2019 о внесении изменений в полную таможенную декларацию №10006032/161018/0001617.
Общество оформило корректировку в виде КДТ1 и доплатило таможенную пошлину в соответствии с пересмотренной стоимостью сделки.
Обращение общества об изменениях в декларации удовлетворено таможенным органом. Таможенная пошлина получена таможенным органом. Скорректированные сведения внесены таможенным органом в полную таможенную декларацию.
Полная таможенная декларация заполнена обществом в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» на основании документов, сопровождавших подачу декларации на товары и в соответствии с договорными условиями внешнеторгового контракта.
Установленная сторонами контракта стоимость рассматриваемой сделки на этапах таможенного оформления не оспаривалась таможенным органом, признана обоснованной непосредственно таможенным органом, поскольку товар в установленные сроки был выпущен. Дополнительных проверок обоснованности стоимости сделки не проводилось. Требований, свидетельствующих о необходимости корректировки таможенной стоимости и/или стоимости сделки, таможенным органом не предъявлялось.
Согласно ч.1 ст.72 Федерального закона № 289-ФЗ пенями признаются установленные настоящей статьей суммы денежных средств, которые плательщик (лицо, несущее солидарную обязанность) обязан уплатить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в сроки, установленные Кодексом Союза и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
Из данной нормы права следует, что основанием для начисления пени является факт неуплаты или неполной уплаты плательщиком в установленные сроки таможенных пошлин, налогов.
Применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, апелляционный суд соглашается с судом первой инстанции, что ранее внесенные обществом авансовые платежи путем подачи ВТД, ПВД и КДТ1 в целях уплаты таможенной пошлины, рассчитанной на основе стоимостей сделки, действующих на этапах подачи деклараций, свидетельствуют о своевременном и надлежащем исполнении обществом обязанности по уплате таможенных пошлин.
Рассчитанная и уплаченная обществом таможенная пошлина в рамках полной таможенной декларации №10006032/161018/0001617 соответствует нормам таможенного законодательства, т.к. п.7 Правил предусматривает, что основой определения таможенной стоимости вывозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном п.11 Правил.
Положение п.11 Правил закрепляет, что таможенной стоимостью вывозимых товаров является стоимость сделки с ними, т.е. цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на вывоз из Российской Федерации в страну назначения.
Положение п.2 ст.115 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ определяет, что таможенные пошлины, налоги в отношении товаров, особенности таможенного декларирования которых указаны в п/п п/п 2, 4 ст.194 Таможенного кодекса Таможенного союза, уплачиваются до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации.
Следовательно, декларант может быть признан нарушившим сроки уплаты вывозной таможенной пошлины в случае, если указанная в декларации стоимость сделки и рассчитанная на ее основе таможенная пошлина не соответствуют действительности, и/или в случае, если указанная в таможенной декларации таможенная пошлина не уплачена декларантом до или одновременно с подачей такой декларации.
В настоящем деле расчет стоимости сделки по поставке спорной партии природного газа и уплата таможенной пошлины, основанной на вышеуказанной стоимости сделки, были выполнены обществом в соответствии с положениями контракта и нормами действующего таможенного законодательства.
Руководствуясь положениями контракта, по итогам завершения поставки природного газа в сентябре 2018 в целях получения от покупателя оплаты за полученный природный газ, 08.10.2018 обществом выставлен счет № 3000289180/1200147980 на оплату вышеуказанной партии природного газа на общую сумму 19 085 308,30 евро.
Определенная обществом стоимость сделки соответствовала условиям контракта. Счет оплачен покупателем.
Стоимость сделки по поставке спорных объемов природного газа была заявлена обществом в полной таможенной декларации №10006032/161018/0001617, что подтверждается графами 22 и 42 ПВД.
С учетом подлежащего применению курсу евро - 76,1848 рублей РФ за один евро (графа 23 ПВД), таможенная стоимость рассматриваемого товара, определенная в соответствии со стоимостью сделки и являющаяся основой для расчета таможенной пошлины, составила 1 454 010 395.77 рублей РФ (графы 12,45 и 47 ПВД).
В графе 47 ПВД общество отразило расчет уплаченной таможенной пошлины в размере 30% от таможенной стоимости рассматриваемой партии природного газа, которая составила 436 203 118,73 рублей РФ.
Указанная сумма таможенной пошлины была своевременно и в полном объеме уплачена обществом, о чем свидетельствует, в том числе, штамп таможенного органа «выпуск разрешен», в графе «С» ПВД.
Как изложено выше, стоимость рассматриваемой сделки по поставке природного газа была пересмотрена сторонами в соответствии с пятым дополнительным соглашением от 24.01.2019.
Особенностью контрактов на поставку природного газа на экспорт является закрепленная возможность каждой из сторон инициировать пересмотр цены поставляемого природного газа.
Положением п. 9.1. (а) ст. 9 контракта предусмотрено право любой из сторон потребовать пересмотра цены по в случае, если экономическая ситуация на энергетическом рынке Германии, которая не может контролироваться стороной, запрашивающей пересмотр контрактной цены, существенным образом изменяется по сравнению с экономической ситуацией, отраженной в действующей контрактной цене, любая из сторон вправе потребовать пересмотра контрактной цены в целях отражения таких изменений, включая (но не ограничивая общей смысл настоящего положения) изменения стоимости природного газа на энергетическом рынке покупателя.
Согласно п. 9.1. (а) ст. 9 контракта стороны проводили коммерческие переговоры об изменении контрактной цены. В результате переговорного процесса стороны пришли к компромиссу, являющемуся результатом справедливого и беспристрастного пересмотра контрактной цены, закрепленной сторонами в пятом дополнительном соглашении от 24.01.2019 года к контракту.
В силу п.1 Раздела I дополнительного соглашения от 24.01.2019 года к контракту, стороны ретроактивно пересмотрели формулу определения контрактной цены.
Ретроактивное применение к поставке природного газа в сентябре 2018 уточненной формулы контрактной цены, установленной в дополнительном соглашении от 24.01.2019 к контракту, в данном случае привело к увеличению стоимости уже осуществленной поставки природного газа на сумму, составляющую 1 946 793,76 евро.
В связи с тем, что по итогам пересмотра цены в соответствии с пятым дополнительным соглашением от 24.01.2019 к контракту, увеличенная стоимость природного газа составила 21 032 102, 06 евро, общество направило в таможенный орган обращение от 04.04.2019 года о внесении изменений в полную таможенную декларацию №10006032/161018/0001617. Обществом оформлена корректировка к полной таможенной декларации №10006032/161018/0001617.
Увеличенная стоимость сделки по поставке спорных объемов природного газа была заявлена обществом в корректировке к полной таможенной декларации №10006032/161018/0001617, что подтверждается графами 22 и 42 корректировки к ПВД.
С учетом подлежащего применению курсу евро 76, 1848 рублей РФ за один евро (графа 23 ПВД), таможенная стоимость рассматриваемого товара, определенная в соответствии со стоимостью сделки и являющаяся основой для расчета таможенной пошлины, составила 1 602 326 489,02 рублей РФ (графы 12,45 и 47 корректировки к ПВД).
В графе 47 корректировки к полной таможенной декларации №10006032/161018/0001617 общество отразило расчет уплаченной таможенной пошлины в размере 30% от таможенной стоимости рассматриваемой партии природного газа, которая составила 480 697 946,71 рублей РФ.
Доплата таможенной пошлины составила 44 494 827,98 рублей РФ и была своевременно и в полном объеме осуществлена обществом, что подтверждается скорректированной по итогам рассмотрения обращения общества от 04.04.2019 полной таможенной декларации № 10006032/161018/0001617.
Таким образом, обращение общества от 04.04.2019 о внесении изменений в полную таможенную декларацию №10006032/161018/0001617 было удовлетворено таможенным органом. Таможенная пошлина получена таможенным органом в полном объеме. Скорректированные сведения внесены таможенным органом в полную таможенную декларацию №10006032/161018/0001617, что подтверждается скорректированной по итогам рассмотрения общества от 19.04.2019 года полной таможенной декларацией № 10006032/16101870001617.
Вышеизложенные обстоятельства правомерно оценены судом первой инстанции, как свидетельствующие о надлежащем и своевременном исполнении обществом обязанности по уплате таможенной пошлины.
Суд первой инстанции пришел к правильному заключению, что выводы таможенного органа о нарушении обществом сроков уплаты таможенной пошлины в размере 44 494 827,98 рублей РФ не соответствуют фактическим обстоятельствам поставки, т.к. на этапе подачи обществом полной таможенной декларации №10006032/161018/0001617, стоимость сделки, рассчитанная сторонами в соответствии с контрактом, составляла 19 085 308,30 евро, а не 21 032 102,06 евро, как указывает таможенный орган.
Составленная таможенным органом КДТ от 15.05.2019 к полной таможенной декларации №10006032/161018/0001617 правомерно признана судом первой инстанции необоснованной исходя из следующего.
Согласно п.1 ст.72 Федерального закона № 289-ФЗ пенями являются установленные настоящей статьей суммы денежных средств, которые плательщик (лицо, несущее солидарную обязанность) обязан уплатить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в сроки, установленные Кодексом Союза и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин начиная со дня, следующего за днем истечения такого срока, если иное не предусмотрено частью 28 статьи 76 Федерального закона № 289-ФЗ. Размер пеней определяется путем применения ставки пеней и базы для их исчисления, равной сумме таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, обязанность по уплате которых не исполнена. Ставка пени принимается равной одной трехсотшестидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день ее применения, если иное не предусмотрено ч.11 ст.72 Федерального закона № 289-ФЗ.
Согласно ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Под таможенной пошлиной согласно п/п 33 п.1 ст.2 ТК ЕАЭС понимается обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п.1 ст. 8 НК РФ).
Согласно п.1 ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
С учетом изложенного, суд первой инстанции учитывая, что налог и таможенная пошлина имеют одну правовую природу, пришел к правомерному выводу, что к спорным отношениям подлежит применению правовая позиция, изложенная в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 № 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции» (далее - Постановление КС РФ «О федеральных органах налоговой полиции»).
В п.3 Постановления КС РФ «О федеральных органах налоговой полиции» Конституционный Суд Российской Федерации указал, что налоговые правоотношения основаны на властном подчинении одной стороны другой. Они предполагают субординацию сторон, одной из которых - налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит властное полномочие, а другой – налогоплательщику -обязанность повиновения. Требование налогового органа и налоговое обязательство налогоплательщика следуют не из договора, а из закона. С публично - правовым характером налога и государственной казны и с фискальным суверенитетом государства связаны законодательная форма учреждения налога, обязательность и принудительность его изъятия, односторонний характер налоговых обязательств. Вследствие этого спор по поводу невыполнения налогового обязательства находится в рамках публичного (в данном случае налогового), а не гражданского права.
В п.5 Постановления КС РФ «О федеральных органах налоговой полиции» Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно невнесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.
Положение о том, что пени носят компенсационный характер как платеж, направленный на компенсацию потерь государственной казны в результате неуплаты налога в срок, также отражено в п.2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».
Таким образом, пени являются правовосстановительной мерой, носящей компенсационный характер для бюджета страны.
Следовательно, корректировка декларации на товары в виде КДТ от 15.05.2019 года к ПВД №10006032/161018/0001617 может быть осуществлена таможенным органом только при одновременном наличии следующих доказанных фактов: факта неуплаты или нарушения декларантом сроков уплаты таможенной пошлины в соответствии с нормами действующего законодательства РФ (в целях соблюдения пункта 1 статьи 72 Федерального закона № 289-ФЗ) и факта причинения ущерба государственной казне РФ в результате вышеуказанной неуплаты или нарушения сроков уплаты таможенной пошлины, причитающейся государственной казне РФ (в целях компенсации такого ущерба бюджету РФ).
КДТ от 15.05.2019 к ПВД №10006032/161018/0001617 была оформлена таможенным органом в связи с нарушением обществом сроков уплаты таможенной пошлины в сумме 44 494 827,98 руб. в период с 17.10.2018 по 19.04.2019.
При этом, при оформлении КДТ от 15.05.2019 к ПВД №10006032/161018/0001617, таможенным органом не было учтено, что в течение всего вышеуказанного периода, за который обществу начислены пени, в бюджете РФ находилась излишне уплаченная обществом сумма таможенной пошлины, превышающая сумму таможенной пошлины, сроки уплаты которой общество нарушило, в том числе, в размере 44 494 828.98 руб. в период с 26.09.2018 по 13.03.2019, в размере 122 053 586,24 руб. в период с 12.03.2019 по 20.04.2019.
Относительно излишней уплаты обществом таможенной пошлины в размере 44 494 828,98руб. в период с 26.09.2018 по 13.03.2019 суд первой инстанции правомерно согласился с доводами общества.
Излишняя уплата таможенной пошлины в размере 44 494 828,98 руб. в период с 26.09.2018 по 13.03.2019 складывается из сумм излишне уплаченных таможенных пошлин в размере 25 945 978,76 руб., 18 548 850,22 руб. по временным и полным таможенным декларациям.
26.09.2018 общество представило в таможенный орган временную таможенную декларацию № 10006061/260918/0005775 на планируемые поставки товаров.
Вместе с подачей ВТД № 10006061/260918/0005775 общество распорядилось об уплате таможенной пошлины в размере 181 198 117,10 руб.
26.09.2018 ВТД №10006061/260918/0005775 принята и зарегистрирована таможенным органом. Таможенным органом поставлен штамп «выпуск разрешен», что свидетельствует о надлежащей и полной уплате обществом соответствующих сумм таможенных платежей.
По результатам завершения поставок товара в целях завершения процедуры таможенного оформления товара в рамках ВТД №10006061/260918/0005775 общество представило в таможенный орган полную таможенную декларацию №10006061/160119/0000130.
Согласно указанной ПВД итоговая сумма таможенной пошлины, подлежащая уплате за поставленный товар, составила 155 252 138,34 руб., что на 25 945 978,76 руб. меньше суммы таможенной пошлины, уплаченной обществом в момент подачи ВТД №10006061/260918/0005775.
13.03.2019 таможенный орган вернул обществу излишне уплаченную таможенную пошлину, что подтверждается выпиской из единого лицевого счета за период с 01.03.2019 по 31.03.2019 (графа 78).
Таким образом, в период с 26.09.2018 по 13.03.2019 в бюджете находилась излишне уплаченная таможенная пошлина в сумме 25 945 978,76 руб.
В июне 2015 общество осуществило поставку природного газа в Турцию в объеме 363 866 305 метров кубических в адрес компании Botas Petroleum Pipeline Corporation в рамках контракта от 18.02.1998.
В целях таможенного оформления поставки рассматриваемой партии природного газа обществом 20.05.2015 подана временная таможенная декларация №10006032/200515/0000828.
Временная таможенная декларация зарегистрирована таможенным органом 20.05.2015. Таможенные платежи своевременно и в полном объеме уплачены. Товар выпущен таможенным органом, о чем свидетельствует штамп «выпуск разрешен» от 21.05.2015.
По результатам завершения поставки природного газа в июне 2015 в рамках контракта в целях завершения процедуры таможенного оформления общество представило в таможенный орган полную таможенную декларацию №10006032/160715/0001124.
ПВД была принята и зарегистрирована таможенным органом, таможенная пошлина в размере 1 691 159 620,01 рублей РФ своевременно и в полном объеме уплачена обществом, о чем свидетельствует, в том числе штамп «выпуск разрешен» в графе «С» ПВД 16.07.2015.
В последующем стороны заключили дополнительное соглашение от 26.05.2018 № 11/2018 к контракту о ретроактивном изменении стоимости состоявшихся поставок природного газа, в том числе стоимости рассматриваемой поставки природного газа в июне 2015.
По результатам пересмотра цены по контракту согласно дополнительному соглашению, размер таможенной пошлины, которую общество должно было уплатить в бюджет по рассматриваемой поставке, составил 1 517 814 027, 77 рублей РФ.
На основании дополнительного соглашении 25.06.2018 общество направило в таможенный орган обращение о внесении изменений (дополнений) в таможенную декларацию №10006032/160715/0001124.
Письмом от 18.07.2018 № 33-12/5543 таможенный орган сообщил обществу об отказе во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ № 10006032/160715/0001124 и об отказе в возврате излишней уплаченной таможенной пошлины в сумме 173 345 592,24 рублей РФ.
В последующем общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения таможенного органа и возврате излишне уплаченной таможенной пошлины в сумме 173 345 592,24 рублей РФ.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 01.02.2019 по делу № А40-257328/18-94-2742 решение таможенного органа от 18.07.2018 № 33-12/5543 об отказе во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ № 10006032/160715/0001124 признано незаконным.
Судом установлено, что размер излишне уплаченных обществом таможенных платежей по ПВД № 10006032/160715/0001124 составляет 173 345 592,24 рублей РФ, о чем прямо указано в графе 47 формы КДТ к ПВД № 10006032/1601715/0001124, направленной в таможенный орган вместе с обращением общества.
Следовательно, в судебных актах по делу № А40-257328/18-94-2742 судом установлен факт излишней уплаты обществом таможенных платежей в сумме 173 345 592,24 руб.
07.05.2019 таможенный орган вернул обществу излишне уплаченную таможенную пошлину, что подтверждается выпиской из единого лицевого счета за период с 01.05.2019 по 31.05.2019 (графа 11).
Следовательно, в период с 26.09.2018 по 07.05.2019 в бюджете находилась излишне уплаченная таможенная пошлина в сумме 18 548 850,22 руб.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в период с 26.09.2018 по 13.03.2019 в бюджете РФ находилась излишне уплаченная таможенная пошлина в размере 44 494 828,98 руб., которая складывается из сумм излишне уплаченных таможенных пошлин в размере 25 945 978,76 руб., 18 548 850,22 руб. по временным и полным таможенным декларациям.
12.03.2019 общество представило в таможенный орган временную таможенную декларацию № 10006032/120319/0000363 на планируемые поставки товара.
Вместе с подачей ВТД № 10006032/120319/0000363 общество распорядилось об уплате таможенной пошлины в размере 1 069 238 919 руб., что составляет 100 % от суммы таможенной пошлины, подлежащей уплате с учетом общего объема природного газа, заявленного к вывозу в ВТД № 10006032/120319/0000363.
12.03.2019 ВТД № 10006032/120319/0000363 была принята и зарегистрирована таможенным органом, проставлен штамп «выпуск разрешен». Что свидетельствует о надлежащей и полной уплате обществом таможенных платежей.
По результатам завершения поставок товара, в целях завершения процедуры таможенного оформления товара в рамках ВТД №10006032/120319/0000363 общество представило в таможенный орган полные таможенные декларации №№10006032/180419/0000709, 10006032/180419/0000718.
В соответствии с ПВД итоговая сумма таможенной пошлины, подлежащая уплате за поставленный товар, составила 947 185 332,76 руб., что на 122 053 586,24 руб. меньше суммы таможенной пошлины, уплаченной обществом в момент подачи ВТД №10006032/120319/0000363.
20.04.2019 таможенный орган вернул обществу излишне уплаченную таможенную пошлину, что подтверждается выпиской из единого лицевого счета за период с 01.04.2019 по 30.04.2019 (графа 440).
Следовательно, в период с 12.03.2019 по 20.04.2019 в бюджете находилась излишне уплаченная таможенная пошлина в сумме 122 053 586,24 руб.
Таким образом, суммы излишне уплаченной обществом таможенной пошлины в размере 44 494 828,98 руб., 122 053 586,24 руб. превышают сумму таможенной пошлины 44 494 827,98 руб., сроки уплаты которой нарушены обществом.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что сумму излишне уплаченной обществом таможенной пошлины находились в бюджете РФ на протяжении всего периода, за который обществу начислены спорные пени. Государственная казна РФ в рассматриваемой ситуации не понесла каких-либо потерь, требующих оспариваемой компенсации.
Также суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что таможенным органом некорректно определен период начисления пеней за нарушение сроков уплаты таможенной пошлины.
Таможенный орган оформил КДТ от 15.05.2019 к ПВД № 10006032/161018/0001617 в связи с нарушением обществом сроков уплаты таможенной пошлины в сумме 44 494 827,98 руб. в период с 17.10.2018 по 19.04.2019.
Следовательно, таможенный орган осуществил начисление пеней, начиная с даты подачи обществом ПВД № 10006032/161018/0001617 до даты регистрации таможенным органом корректировки к данной ПВД 19.04.2019.
Между тем, при исчислении периода начисления пеней со стороны таможенного органа были допущены нарушения, свидетельствующие о незаконном характере КДТ от 15.05.2019 к ПВД № 10006032/161018/0001617.
Пунктом 4 ст.57 ТК ЕАЭС определено, что при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в установленный ТК ЕАЭС срок уплачиваются пени.
Начисление, уплата, взыскание и возврат пеней производятся в государстве-члене, в котором в соответствии со ст.61 ТК ЕАЭС подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, в соответствии с законодательством этого государства-члена.
Положением ч.3 ст.72 Федерального закона № 289-ФЗ предусмотрено, что обязанность по уплате пеней возникает со дня, следующего за днем истечения срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленного международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
В соответствии с п.2 ч.16 ст.72 Федерального закона № 289-ФЗ таможенный орган начисляет пени за период, который начинается со дня, следующего за днем истечения срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и процентов, по день: исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин включительно, если на день начисления пеней такая обязанность исполнена.
Согласно обстоятельствам дела, общество представило 04.04.2019 в таможенный орган обращение о внесении изменений в сведения, заявленные в ПВД №10006032/161018/0001617 с одновременной доплатой таможенной пошлины в сумме 44 494 827,98 руб.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.117 Федерального закона № 311-ФЗ1 обязанность плательщика по уплате таможенных пошлин, налогов считается исполненной, если размер денежных средств составляет не менее суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов авансовых платежей или денежного залога, а если такой зачет производится по инициативе плательщика, - с момента получения таможенным органом распоряжения о зачете.
Согласно ч.3 ст.121 Федерального закона № 311-ФЗ в качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается представление им или от его имени таможенной декларации, заявления на возврат авансовых платежей либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении этого лица использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей.
Таким образом, в момент подачи обществом формы корректировки КДТ1 к ПВД №10006032/161018/0001617 вместе с обращением от 04.04.2019 общество распорядилось авансовыми платежами в счет уплаты таможенной пошлины в размере 44 494 827,98 руб. Т.е., общество исполнило обязанность по уплате таможенной пошлины.
Указанные суммы излишне уплаченной обществом таможенной пошлины превышают сумму таможенной пошлины 44 494 827,98 руб. сроки уплаты которой нарушены обществом. Указанные суммы излишне уплаченной таможенной пошлины находились в бюджете РФ на протяжении всего периода, за который обществу начислены спорные пени. Следовательно, как верно установил суд первой инстанции, государственная казна РФ не понесла потерь.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, своевременное и надлежащее исполнение обществом обязанности по уплате таможенных пошлин в ходе таможенного оформления, наличие в бюджете РФ на протяжении всего периода времени, за который обществу начислены пени, излишне уплаченной обществом таможенной пошлины, превышающей сумму таможенной пошлины, в отношении которой таможенный орган вменяет обществу нарушение сроков уплаты, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении заявления общества.
При изложенных фактических обстоятельствах рассматриваемого дела, апелляционный суд приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела, действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, изложенные таможенным органом в суде первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом тщательной проверки судом первой инстанции и не нашли своего подтверждения.
Доводы, изложенные таможенным органом в апелляционной жалобе, не соответствуют нормам права и фактическим обстоятельствам дела.
Безусловных оснований для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18.12.2019 по делу № А40-213822/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: Д.Е. Лепихин
Судьи: О.С. Сумина
М.В. Кочешкова
Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.