НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2019 № А40-289910/18

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-12343/2019

г. Москва                                                                                                  Дело № А40-289910/18

  июня 2019 года

Судья Девятого арбитражного апелляционного суда И.В. Бекетова,

рассмотрев апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Амурском районе Хабаровского края

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.02.2019 по делу № А40-289910/18 , принятое в порядке упрощенного производства судьей О.Ю. Суставовой (108-5482),

по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Амурском районе Хабаровского края (ИНН 6023290 , ОГРН 2700125710 )

к АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» (ИНН 6000922 , ОГРН 5110000325 )

о взыскании,

без вызова сторон,

У С Т А Н О В И Л:

Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Амурском районе Хабаровского края (заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о взыскании с АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» (ответчик, общество) ущерба в размере 3 954,17 руб.

Решением от 19.02.2019 Арбитражный суд города Москвы в удовлетворении заявленных требований отказал.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Амурском районе Хабаровского края обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке упрощенного производства, с учетом требований ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон.

Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266, 268 и 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.

Как установлено судом и следует из материалов дела, АО «ГУ ЖКХ», являющейся работодателем для пенсионера - Мягкова Владимира Гавриловича, не представило своевременно сведения за ноябрь 2016 года и февраль 2017 года по форме СЗВ-М. Сведения были сданы соответственно, только 19.04.2017 и 15.05.2017. Следовательно, для целей пенсионного обеспечения указанный работник ответчика являлся не работающим с 01.11.2016, потому что последние сведения ПУ о нем, как о работающем были предоставлены только за октябрь 2016 года.

Следовательно, Пенсионным фондом было принято решение об индексации размера пенсии на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, выплата пенсии с учетом индексации и корректировки произведена с февраля 2017 года.

В результате нарушения ответчиком сроков представления сведений о работе Мягкова Владимира Гавриловича (отчетность по форме СЗВ-М) за ноябрь 2016 года и февраль 2017 года Управлением излишне выплачены суммы страховой пенсии Мягкову Владимиру Гавриловичу за период февраль-май 2017 года в размере 3 954 рубля 17 копеек.

В силу ст. ст. 15. 17 Закона № 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам ПФР сведения о застрахованных лицах, определенные Законом № 27-ФЗ. Страхователи, уклонившиеся от представления предусмотренных Законом № 27-ФЗ достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 3 ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ, ст. 7 Закона № 385-ФЗ, пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с Законом № 400-ФЗ, с учетом индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

В соответствии с ч. 6 ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ, решение о выплате сумм пенсии, определенных в порядке, предусмотренном частями 1-3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с п. 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ.

Согласно ч. 7 ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ, суммы страховой пенсии,фиксированной выплаты к страховой пенсии, определенные в порядке, предусмотренном частями 1-3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное ч. 6 настоящей статьи. Таким образом, суммы пенсии с учетом всех индексаций и корректировок пенсионер мог получить только по истечении 3-х месяцев после прекращения им работы.

В соответствии с ч. 1 ст. 28 Закона № 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных ч. 5 ст. 26 Закона № 400-ФЗ повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 28 Закона № 400-ФЗ).

21.06.2018 года Управлением в адрес АО «ГУ-ЖКХ» направлена претензия (получена ответчиком 26.06.2018). Возмещение ущерба не произведено.

В связи с указанными обстоятельствами, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Амурском районе Хабаровского края обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

В силу пункта 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период который они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 20017 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренные частями 2,5-8 статьи 18 выше указанного Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с данным Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размере фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Пунктом 3 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», установлено, что пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период который они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5-8 статьи 18 указанного Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с данным Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Согласно пункту 4 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период который они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в целях реализации положений части 1-3 указанной статьи производиться органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячнонаосновании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

При выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2. статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пункт 10 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ.

В силу статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» (далее - Закон № 167-ФЗ) Акционерное общество «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» в заявленном периоде являлось страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 года № 27-ФЗ установлено, что страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее-Закон № 27-ФЗ) сведения предоставляются в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с утвержденными им в установленном порядке формами документов и инструкциями.

Указанные сведения могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме при наличии гарантии их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений.

В соответствии с пунктом 2.2. статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца (в редакции Закона - № 27-ФЗ до 01.01.2017 - не позднее 10-го числа месяца), следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Согласно пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 -3 данной статьи, выноситься в месяце следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2. статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

В части 1 статьи 7 Федерального от 29 декабря 2015 года № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» указано, что индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировка размера страховой пенсии не производится пенсионерам, осуществляющим работу. Факт осуществления работыустанавливаетсянаоснованиисведенийиндивидуального (персонифицированного) учета.

Информационный обмен сведениями между Государственным учреждением -Управления пенсионного фонда Российской Федерации и Акционерным обществом «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» происходит в электронной форме.

Как следует из искового заявления, пенсионный фонд произвел индексацию пенсий с февраля 2017 года, на основании решения начальника УПФР в Амурского района Хабаровского края, и начал выплачивать ее в проиндексированном размере в связи с тем, что сведения на пенсионера: Мягкова Владимира Гавриловича отсутствовали в отчетном периоде за ноябрь 2016 г., что не является действительностью.

Согласно выгрузки электронных документов - сведений о застрахованных лицах, произведенной группой по расчету и анализу АО «ГУ ЖКХ» со специализированного сайта, по которому происходит электронный документооборот между страхователем и Пенсионным фондом (https://p.kontur.ru/), отчет СЗВ-М за ноябрь 2016 года был направлен АО «ГУ ЖКХ» (страхователем) и получен представителем Пенсионным фондом Управлением № 3 Новиньковым Р.Л. 12.12.2016 года в 13:33 (поскольку 10 декабря 2016 года выпало на субботу, следовательно датой направления отчета стал следующий рабочий день понедельник - 12.12.2016 г.); отчет СЗВ-М за февраль 2017г. был направлен АО «ГУ ЖКХ» (страхователем) и получен представителем Пенсионным фондом Управлением № 3 Новиньковым Р.Л. 03.03.2017 года в 17:15.

Из выгруженной части отчета СЗВ-М от 05.12.2016 года за ноябрь 2016 года и 03.03.2017г. за февраль 2017г. сведений о застрахованных лицах на работников АО «ГУ ЖКХ» указанных в иском заявление ГУ УПФ РФ усматривается, что он в том числе были поданы в отчете за ноябрь 2016 год и февраль 2017г.

Поскольку сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за ноябрь 2016 года были сданы АО «ГУ ЖКХ» 12.12.2016 и 03.03.2017 г.соответственно, следовательно решение о выплате проиндексированной пенсии Пенсионный фонд должен был принять за ноябрь 2016г. в январе 2017 года, а за февраль 2017 года в марте 2017.

Отсюда следует, что Пенсионный фонд, не сверив на соответствие сведения с предоставленнымиданными индивидуального (персонифицированного) учета, не имея правовых оснований, необоснованно принял решение о проведении индексации работающим пенсионерам (пункт 6 статьи 26.1 Федеральный закон от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях"), поскольку согласно пункта 4 статьи 26.1 Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" обязанность уточнения факта осуществления (прекращения) пенсионером работы возложена именно на Пенсионный фонд.

В связи с этим причинно-следственная связь между действиями АО «ГУ ЖКХ» (работодателем) и причинением ущерба Пенсионному фонду отсутствует.

Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу и имеющимся в деле доказательствам.

Доводы апелляционной жалобы, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта. Все документы и обстоятельства спора были приняты во внимание судом первой инстанции, что нашло подтверждение в ходе проверки и повторного рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.

Руководствуясь ч. 3 ст. 229, ст.ст. 266, 268, 269, 271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда города Москвы от 19.02.2019 по делу № А40-289910/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья:                                                                                                           И.В. Бекетова

Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.