НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2014 № 09АП-28313/2014

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-28313/2014

г. Москва                                                                                Дело № А40-32109/2014

  августа 2014 года

Резолютивная часть постановления объявлена августа 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме августа 2014 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                Москвиной Л.А.,

при ведении протокола             

помощником судьи Струковой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале №13 в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу ООО "Авангард"

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16 мая 2014 года, принятое в порядке упрощенного производства, по делу №А40-32109/2014 (121-277)

по заявлению ООО "Авангард" (ОГРН 5087746247100, 117042, г.Москва, Адмирала Ушакова б-р, 12)

к ИФНС России №27 по Москве

о признании незаконными и отмене постановления

при участии:

от заявителя:

Абаев В.А. по дов. от 01.08.2014 №б/н;

от ответчика:

Кураксина М.А.  по дов. от 09.01.2014 №3;

У С Т А Н О В И Л:

Решением Арбитражного суда г.Москвы от 16 мая 2014 года в удовлетворении заявления ООО «Авангард» о признании незаконным и отмене постановления ИФНС России № 27 по Москве от 13.02.2014 г. № 24 о привлечении к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ, от 13.02.2014 г. № 144 о привлечении к административной ответственности на основании ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ отказано; производство по делу о признании незаконным и отмене постановлений ИФНС России № 27по Москве от 17.02.2014 г. № 25 о привлечении к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ, от 17.02.2014 г. №145 о привлечении к административной ответственности на основании ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ генерального директора ООО «Авангард» Гулузаде Р.Я.о. прекращено.

Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Указал на неверное толкование и применение судом первой инстанции норм материального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Представитель ответчика в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая их необоснованными, просил решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы – отказать, изложил свои доводы.

Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ.

Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.

Правильно определив характер спорных правоотношений, суд первой инстанции сделал выводы, которые соответствуют смыслу и содержанию норм, подлежащих применению.

Как следует из материалов дела, в период с 15.01.2014г. по 05.02.2014г. сотрудниками Инспекции ФНС России № 27 по г. Москве проведена проверка организации ООО "Авангард" ИНН 7725648112 по вопросам полноты оприходования (неполного оприходования) в кассу денежной наличности, полученной с применением контрольно-кассовой техники Элвес-Микро-К, заводской №00527630, Элвес-Микро-К, заводской №00472277, при осуществлении денежных расчетов, соблюдения порядка работы с денежной наличностью за период с 01.11.2013г. по 09.01.2014г.

15.01.2014г. организации в рамках проведения проверки выставлено требование о необходимости представления документов, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18.08.1998 №88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» (далее - Постановление №88) утверждены унифицированные формы первичной документации по учету кассовых операций, к которым относятся: приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов, кассовая книга, книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств. Документы по требованию предоставлены в полном объеме

Проверка проведена путем сопоставления выручки по данным фискальных отчетов, снятых с проверяемых ККТ с записями в журналах кассира-операциониста (далее ЖКО), кассовой книги. Проверкой установлено неполное оприходование ООО "Авангард" денежной наличности на общую сумму 399 руб. 00 коп. При проведении настоящей проверки был использован ресторанный счет №0000001542 на сумму 399 руб. 00 коп., полученный 17.12.2013г. в 13ч. 14 м. по адресу: г. Москва, б-р Адмирала Ушакова, 12, за оказание услуги общественного питания в кафе-баре, принадлежащим ООО "Авангард". Далее, в ходе проведения проверки с проверяемых ККТ сняты контрольные ленты (отчеты по покупкам) за 17.12.2013г. В отпечатанных контрольных лентах за 17.12.2013г. отсутствует данная сумма, следовательно, услуга общественного питания оказана ООО "Авангард" без применения ККТ. В ходе проверки кассовой книги ООО "Авангард" установлено: данная сумма в размере 399 руб. 00 коп. за 17.12.2013г., полученная без применения ККТ, не отражена в журнале кассира-операциониста, и в кассовой книге за 17.12.2013г., следовательно не оприходована.

ООО "Авангард" были нарушены п. 1.8., п. 2.2, п. 5.1., п. 5.2., п. 5.3., п. 6.1. Положения «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации», утв. ЦБ РФ от 12.10.2011г. № 373-П, следствием чего явилось не полное оприходование денежной наличности на общую сумму в размере 399 руб. 00 коп. Ответственность предусмотрена частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ.

В представленной ООО "Авангард" кассовой книге отражены расходные операции по выдачи наличных денежных средств по возвратам договора займа гр. Гулузаде Р.Я.о., а именно: 25.12.2013г. на сумму 25000 руб. 00 коп., 01.01.2014г.- 8000 руб. 00 коп., 02.01.2014г.- 2000 руб. 00 коп., 03.01.2014г.- 2000 руб. 00 коп 04.01.2014г.- 3000 руб. 00 коп., 05.01.2014г.- 1000 руб. 00 коп., 06.01.2014г.- 2000 руб. 00 коп., 07.01.2014г.- 1000 руб. 00 коп., 08.01.2014г.- 1000 руб. 00 коп., 09.01.2014г.- 2000 руб. 00 коп.

Согласно Указаниям ЦБ РФ № 1843-У юридические лица и индивидуальные предприниматели не вправе расходовать наличные деньги, поступившие в их кассу за проданные товары, оказанные услуги, а также в качестве страховых премий на выплату займов. Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут расходовать наличные деньги, поступившие в их кассы за проданные ими товары, выполненные ими работы и оказанные ими услуги, а также страховые премии на заработную плату, иные выплаты работникам (в том числе социального характера), стипендии, командировочные расходы, на оплату товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг, выплату за оплаченные ранее за наличный расчет и возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, выплату страховых возмещений (страховых сумм) по договорам страхования физических лиц с учетом положений пункта 1 настоящего Указания.

Письмом ЦБ РФ от 04.12.2007 № 190-Т разъяснено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели не вправе расходовать наличные деньги, поступившие в их кассы, на предоставление займов. Возможность расходования поступившей в кассу выручки на выплаты по договорам займа Указанием № 1843-У не предусмотрена, таким образом погашать заем из поступившей в кассу выручки организация не вправе.

Согласно п. 1.2., п. 1.4. Положения Банка России от 12.10.2011г. № 373-П «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации», с 01.01.2012г. для ведения кассовых операций юридические лица, индивидуальные предприниматели устанавливают максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций, после выведения в кассовой книге суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня (далее - лимит остатка наличных денег). Юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны хранить на банковских счетах в банках наличные деньги сверх установленного лимита остатка наличных денег (далее - свободные денежные средства).

Правила обращения наличных денежных средств предусматривают, независимо от организационно-правовой формы коммерческой или некоммерческой организации, обязанность хранить свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях. Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий. Выплата займа из кассы организации (ИП) позволяет уклониться от сдачи наличных денег в банк, и соответственно не превышать рассчитанный лимит, что влечет за собой несоблюдение порядка хранения свободных наличных денежных средств в кассе.

Установленный лимит остатка кассы на 2013г. согласно предоставленному расчету в распоряжение от 31.12.2012г. составляет 20957 руб. 00 коп., на 2014г. согласно распоряжению от 31.12.2013г.- 1000 руб. 00 коп., при этом суммы выдачи денежных средств из кассы по договору беспроцентного займа превышали установленный лимит, что подтверждается кассовой книгой организации.

В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В ч. 7 ст. 210 АПК РФ указывается, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.

В настоящем случае, срок давности привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, административным органом соблюден.

Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемых постановлений согласно разъяснениям п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 не установлено.

Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения заявителя к административной ответственности административным органом соблюдены, ответчиком всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства дела.

При этом, суд правомерно указал на то, что в соответствии со с ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно диспозиции части 1 статьи 15.1 КоАП РФ состав правонарушения образуют несколько действий (бездействие), в том числе: неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности, то есть фактическое получение выручки и неотражение ее в соответствующих бухгалтерских документах; несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств; накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

ООО «Авангард» не представлено доказательств того, что у него существовала объективная невозможность соблюдения установленного порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, обществом не предпринимались какие-либо меры для соблюдения требований Порядка ведения кассовых операций.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что ООО "Авангард" нарушен п. 2 Указания ЦБ РФ от 20.06.2007г. №1843-У, п. 1.2., п. 1.4. сложения Банка России от 12.10.2011г. № 373-П «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации» выразившийся в несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, за что частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

В части требования об оспаривании постановления от 13.02.2014 г. № 144 о привлечении ООО «Авангард» к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.

В период с 15.01.2014г. по 05.02.2014г. сотрудниками Инспекции ФНС России № 27 по г. Москве проведена проверка организации ООО "Авангард" ИНН 7725648112 по вопросам полноты оприходования (неполного оприходования) в кассу денежной наличности, полученной с применением контрольно-кассовой техники Элвес-Микро-К, заводской №00527630, Элвес-Микро-К, заводской №00472277, при осуществлении денежных расчетов, соблюдения порядка работы с денежной наличностью за период с 01.11.2013г. по 09.01.2014г.

15.01.2014г. организации в рамках проведения проверки выставлено требование о необходимости представления документов, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18.08.1998 №88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» (далее - Постановление №88) утверждены унифицированные формы первичной документации по учету кассовых операций, к которым относятся: приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов, кассовая книга, книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств. Документы по требованию предоставлены в полном объеме.

Проверка проведена путем сопоставления выручки по данным фискальных отчетов, снятых с проверяемых ККТ с записями в журналах кассира-операциониста (далее ЖКО), кассовой книги. При проведении настоящей проверки был использован ресторанный счет №0000001542 на сумму 399 руб. 00 коп., полученный 17.12.2013г. в 13ч. 14 м. по адресу: г. Москва, б-р Адмирала Ушакова, 12, за оказание услуги общественного питания в кафе-баре, принадлежащим ООО "Авангард". Далее, в ходе проведения проверки с проверяемых ККТ сняты контрольные ленты (отчеты по покупкам) за 17.12.2013г. В отпечатанных контрольных лентах за 17.12.2013г. отсутствует данная сумма, следовательно, услуга общественного питания оказана ООО "Авангард" без применения ККТ. Таким образом, нарушен пункт 1 статьи 2 и статья 5 Федерального Закона «О применении контрольно - кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от 22.05.2003г. № 54-ФЗ, ответственность за данное нарушение предусмотрена ч. 2 ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Выявленные нарушения явились основанием для составления протокола об административном правонарушении от 05.02.2014 г. № 0012603 в отношении ООО «Авангард» по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.

13.02.2014 г. ИФНС России № 27по Москве по г. Москве вынесено оспариваемое постановление по делу № 144 о признании виновным ООО «Авангард» в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 14.5 КоАП РФ.

Не согласившись с данным постановлением, ООО «Авангард» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В силу п. 2.2., п. 3.12., п. 3.17. приложения №2 к приказу № 246 дсп от 09.07.2012г. «Об организации и проведении работы по контролю и надзору за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения, а также за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей», п. 35, п. 38 Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утвержденного Приказом Министерства финансов РФ от 17.10.2011г. №133н, сотрудниками налоговых органов проводится предпроверочный анализ на основании данных о полученной выручке, количестве зарегистрированной ККТ, необоснованно низкой выручки для данного вида деятельности, наличия информации о работе ККТ в нефискальном режиме, определяется объем и состав контрольных действий, а также методы, формы и способы проведения таких контрольных действий. Для осуществления контроля за соблюдением организациями порядка учета поступающей выручки, полноты ее оприходования, налоговые органы используют в том числе и полученные чеки. В ходе проверки проводятся контрольные действия по изучению документов, связанных с выдачей товарных чеков, квитанций и других документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар, работу, услугу. С проверяемых ККТ снимаются контрольные ленты, на которых проверяется наличие всех порядковых номеров чеков, сумм, распечатанных на контрольной ленте с номерами и суммами на чеках.

В случае выявления при проведении проверки полноты учета выручки денежных средств фактов неприменения в установленных федеральными законами случаях ККТ, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, налоговые органы составляют протокол об административном правонарушении и осуществляют административное производство с соответствии с КоАП РФ.

Согласно п. 1 ст. 26.1 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаемся виновность лица, наличие или отсутствие события административного правонарушения.

По смыслу п. 2 ст. 26.2 КоАП РФ, в число этих данных входят и иные документы, фиксирующие фактические обстоятельства, в том числе, применительно к настоящему делу, помимо счета (предчека) от 17.12.2013г., обстоятельства, изложенные в Акте проверки, протоколе об административном правонарушении и т.п.

В связи с чем, ссылка заявителя о нарушение Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения, утвержденного Приказом Министерства финансов РФ № 132н от 17.10.2011г., и неправомерность использования полученного ресторанного счета является ошибочной, так как данная проверка полноты учета оприходования денежных средств проводилась на основании Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утвержденного Приказом Министерства финансов РФ от 17.10.2011г. №133н, проведение контрольных действия по получению документов, связанных с выдачей товарных чеков, квитанций и других документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар, работу или услугу, данным регламентом не запрещаются.

При таких обстоятельствах обществом не представлены доказательства, позволяющие считать обоснованным утверждение о том, что имеются основания к сомнениям в оценке обстоятельства правонарушения, факт которого с соблюдением установленной формы зафиксирован документально.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Обстоятельства, указанные в частях 1 или 2 ст. 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Доказательств того, что обществом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных правил и норм, несоблюдение которых влечет административную ответственность, в материалы дела не представлено и судом не установлено.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что у административного органа имелись законные основания для привлечения заявителя к административной ответственности, административным органом был соблюден установленный порядок привлечения к ответственности, в связи с чем, отсутствуют нарушения норм материального и процессуального права при вынесении оспариваемого постановления.

Исходя из вышесказанного, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ее податель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с иным толкованием норм материального права, признаются судом несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.

Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь ч.3 ст.229, ст.ст.266, 268, 269, 271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда г. Москвы от 16 мая 2014 года по делу №А40-32109/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья:                                                            Л.А.Москвина

Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.