ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, дом 12
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 09АП-41946/2021
город Москва
03.08.2021 | дело № А40-35473/21 |
резолютивная часть постановления оглашена 03.08.2021
полный текст постановления изготовлен 03.08.2021
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Лепихин Д.Е., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО «Торговый центр «Хорошо»
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.05.2021
по делу № А40-35473/21,
по исковому заявлению ООО «Торговый центр «Хорошо» (ИНН 7714417755)
к ИФНС России № 14 по г. Москве
о признании недействительным решения;
при участии:
от заявителя – Шавырин Н.А. по доверенности от 01.08.2021;
от заинтересованного лица – Карпова В.О. по доверенности от 02.08.2021;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 31.05.2021 в удовлетворении заявленных ООО «Торговый центр «Хорошо» о признании незаконным решения ИФНС России № 14 по г. Москве от 13.10.2020 № 2958 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, отказано.
Общество не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители общества и налогового органа в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Из материалов дела следует, ООО «Торговый ценрт «Хорошо» образовано 03.11.2017 в результате реорганизации путем преобразования АО «Автокомбинат № 11» (ИНН 7714037087) и обществу с 20.10.2016 на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества с кадастровым номером 77:09:0005011:2402, расположенный по адресу: Москва, Хорошевское шоссе, дом 27.
В соответствии со Справочной информацией по объектам недвижимости в режиме online, размещенной на официальном сайте Росреестра (https://rosreestr.gov.ru), здание поставлено на государственный кадастровый учет 19.10.2016 с назначением «нежилое здание, здание».
Из выписок из ЕГРН от 18.03.2021 № КУВИ-002/2021-24596189 и КУВИ-002/2021-24596470 следует, что величины кадастровых стоимостей здания по состоянию на 01.01.2014, на 01.01.2016 не утверждались.
Налог на имущество организаций за 2016 АО «Автокомбинат № 11» исчислен исходя из размера среднегодовой стоимости здания (3.185.987.046 руб.).
23.01.2020 за указанный налоговый период обществом представлена уточненная налоговая декларация, в которой сумма налога на имущество организаций за 2016 подлежала исчислению исходя из величины кадастровой стоимости здания (5.498.979.726 руб.).
По результатам проведенной камеральной налоговой проверки декларации, налоговым органом сделан вывод о неправомерном исчислении и уплате обществом сумм налога на имущество организаций за 2016 исходя из величины кадастровой стоимости здания в размере 5.498.979.726 руб., определенной на основании действующего в проверяемый налоговый период приказа Минэкономразвития России от 18.03.2011 № 113 «Об утверждении порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение
их кадастровой стоимости».
Вследствие выявления неполного исчисления обществом суммы налога на имущество организаций за 2016 в отношении здания по итогам проведенной налоговой проверки инспекцией составлен акт камеральной налоговой проверки от 13.05.2020 и принято оспариваемое решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № 2958 от 13.10.2020, которым обществу доначислена недоимка по налогу на имущество организаций за 2016 в размере 58.177.259 руб. и предложено внести соответствующие исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
В рамках соблюдения досудебного порядка урегулирования настоящего спора, в
рамках рассмотрения апелляционной жалобы общества, УФНС России по г. Москве вынесено решение № 21-10/196293 от 17.12.2020 об оставлении жалобы налогоплательщика без удовлетворения.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 375, п. п. 1, 7 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, включенных в утвержденный уполномоченным органом субъекта Российской Федерации перечень, определяется как их кадастровая стоимость.
Понятие кадастровой стоимости определено в ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», как стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных ст. 24.19 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 387.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и - нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства; жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
Согласно п. 15 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной Комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ГКН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Статьей 24.18 Закона № 135-ФЗ предусмотрено право физических или юридических лиц, органов государственной власти или органов местного самоуправления обратиться в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в Комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Если основанием подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, то по результатам рассмотрения данного заявления комиссия вправе принять одно из следующих решений: об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости в случае использования достоверных сведений об объекте недвижимости при определении кадастровой стоимости; о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в случае недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, Комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отказывает о пересмотре кадастровой стоимости.
Комиссия вправе определять (устанавливать) новую кадастровую стоимость объекта исключительно в случае пересмотра кадастровой стоимости на основании решения об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости по заявлению его собственника.
В случае установления недостоверности сведений об объекте недвижимости, в том числе по заявлению органа государственной власти или местного самоуправления, Комиссия вправе принять решение только о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Положениями ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению Комиссии или суда в порядке, установленном ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно письму ФНС России от 10.11.2016 № БС-4-21/21320@ налоговые органы не уполномочены рассматривать основания для принятия решений Комиссии или суда о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности.
В случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости по основаниям, не связанным с принятием акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, сведения о такой кадастровой стоимости учитываются при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций в этом и предыдущих налоговых периодах с учетом положений п. 15 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно определению Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 19.07.2019 N 305-КГ18-17303, использование недостоверных сведений при определении кадастровой стоимости, влекущее необходимость ее пересмотра, свидетельствует об объективном искажении налоговой базы по налогу на имущество организаций. Такая кадастровая стоимость не является надлежащей (основанной на объективных и экономически обусловленных показателях) стоимостной характеристикой объекта недвижимости, подлежащего налогообложению.
Следовательно, с принятием Комиссией в 2016 решения о признании недостоверными сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, по результатам рассмотрения в установленном ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности порядке спора о результатах государственной кадастровой оценки, ранее определенная кадастровая стоимость более не может применяться для целей налогообложения, по крайней мере, в данном налоговом периоде и в последующих налоговых периодах.
Налогоплательщик, в случае несогласия с применением при определении его налоговой обязанности за 2016 достоверных результатов государственной кадастровой оценки, не лишен права опровергнуть представленный налоговым органом расчет налога, обосновывая необходимость исчисления налога, исходя из рыночной стоимости объекта недвижимости.
В рассматриваемом случае положения Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный налоговый период, прямо регулировали ситуацию определения налоговой базы и исчисление суммы налога по текущему налоговому периоду, если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества определена в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение налогового (отчетного) периода и (или) указанный объект недвижимого имущества не включен в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, а именно, без учета положений ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пп. 2 п. 12 ст. 378.2 НК РФ).
В данном случае отсутствие кадастровой стоимости спорного помещения на начало налогового периода, равно как и не включение его в Перечень обусловлена тем, что Помещение приобрело статус объекта налогообложения только с момента его постановки на кадастровый учет 19.10.2016.
Налогообложение от величины кадастровой стоимости имущества организации, не включенного в Перечень противоречит ст. ст. 375, 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и кроме того, фактически невозможно в виду отсутствия кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 1 января года текущего налогового периода, утвержденной в установленном порядке.
В ходе проведения камеральной налоговой проверки инспекцией установлено, что в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденный постановлением Правительства г. Москвы от 28.11.2014 № 700-1ПП, здание включено на 2017 на основании постановления Правительства г. Москвы от 29.11.2016 № 789-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства г. Москвы от 28.11.2014 № 700-ПП».
В Перечень на 2016, утвержденный постановлением Правительства г. Москвы от 26.11.2015 № 786-1111 «О внесении изменений в постановление Правительства г. Москвы от 28.11.2014 № 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов г. Москвы» спорный объект не включен, поскольку на момент формирования Перечня на 2016 здание как объект недвижимости с функциональным назначением, соответствующим критериям, определенным в п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 1.1 Закона г. Москвы от 05.11.2003 № 64 «О налоге на имущество организаций» не существовало.
С заявлением о включении здания в Перечень с момента ввода здания в эксплуатацию и регистрации права собственности на него до момента включения здания в Перечень Общество в Правительство г. Москвы, в Департамент экономической политики и развития г. Москвы не обращалось.
Кадастровая стоимость здания постановлением Правительства г. Москвы от 21.11.2014 № 688-1111 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в г. Москве», постановлением Правительства г. Москвы от 29.11.2016 № 790-ПП «Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в г. Москве по состоянию на 01.01.2016» не утверждалась, поскольку на момент формирования перечней объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (по состоянию на 01.01.2014 и 01.01.2016 соответственно) здание не было учтено в государственном кадастре недвижимости.
Распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 29.11.2018 № 40557 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в г. Москве по состоянию на 01.01.2018» кадастровая стоимость здания утверждена в размере 12.022.486.624, 23 руб., исходя из его отнесения к оценочной группе «4.1 объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания, сервиса, отдыха и развлечений, включая объекты многофункционального назначения (основная территория)», что подтверждается сведениями фонда данных государственной кадастровой оценки (https://rosreestr.gov.ru).
В соответствии с выпиской из ЕГРН от 18.03.2021 № КУВИ-002/2021-24596189 стоимость здания по состоянию на 01.01.2016 в ЕГРН не содержалась, постановлением Правительства г. Москвы от 21.11.2014 № 688-ПП «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в г. Москве» кадастровая стоимость здания не утверждалась.
Таким образом, определение налоговой базы по налогу на имущество организаций от кадастровой стоимости в отношении здания за налоговый период – 2016 юридически и фактически невозможно.
Выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований соответствуют нормам права и материалам дела, судом дана надлежащая оценка представленным в материалы дела доказательствам, в связи с чем правовые основания к отмене обжалованного судебного акта не установлены.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.05.2021 по делу № А40-35473/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья Т.Т. Маркова
Судьи Д.Е. Лепихин
М.В. Кочешкова