НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2019 № А40-34139/19

Д Е В Я Т Ы Й   А Р Б И Т Р А Ж Н Ы Й   А П Е Л Л Я Ц И О Н Н Ы Й   С У Д

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ АП-31645/2019

г. Москва                                                                                Дело № А40-34139/19

04 июля 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена июля 2019 года

Постановление изготовлено в полном объеме июля 2019 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи    Лепихина Д.Е.,

судей:

Марковой Т.Т., Суминой О.С.,

при ведении протокола             

секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФАС России,

на решение Арбитражного суда города Москвы от 09.04.2019 по делу № А40-34139/19 ,

принятое судьей Е.А. Вагановой,

по заявлению Министерства здравоохранения Российской Федерации

к ФАС России,

третье лицо: ФГБУ «ЦСП» Минздрава России,

об оспаривании решения,

в присутствии:

от заявителя:

Андре А.А. по дов. от 28.12.2018, Минаева И.С. по дов. от 02.04.2019;

от заинтересованного лица:

Окмянская М.И. по дов. от 24.09.2018;

от третьего лица:

не явился, извещен;

У С Т А Н О В И Л:

решением Арбитражного суда города Москвы от 09.04.2019 по заявлению Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее – министерство) признано незаконным решение Федеральной антимонопольной службы (далее – антимонопольный орган) от 09.11.2018 № ЕГОЗ-068/18.

Не согласившись с решением суда, антимонопольный орган обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.

В судебном заседании апелляционного суда представитель антимонопольного органа поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представители министерства поддержали решение суда.

Дело рассмотрено в порядке ч.5 ст.156 АПК РФ в отсутствие представителей ФГБУ «ЦСП» Минздрава России (третье лицо).

Изучив материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, оценив представленные доказательства, апелляционный суд приходит к следующим выводам.

Согласно материалам дела, министерством в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) был проведен открытый конкурс на право заключения государственного контракта на выполнение научно-исследовательских работ.

Открытый конкурс признан несостоявшимся на основании ч.6 ст.53 Закона о контрактной системе.

Согласно ч.6 ст.53 Закона о контрактной системе в случае, если по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия отклонила все такие заявки или только одна такая заявка соответствует требованиям, указанным в конкурсной документации, конкурс признается несостоявшимся.

В соответствии с п.25 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе в случае признания открытого конкурса несостоявшимися заказчик осуществляет закупку у единственного поставщика.

В силу п.25 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе заключение контракта с единственным поставщиком требует согласования с антимонопольным органом.

По результатам рассмотрения заявления министерства о согласовании заключения контракта антимонопольным органом принято решение о признании министерства нарушившим положения Закона о контрактной системе.

Между тем, антимонопольным органом не учтено следующее.

В части выписки из ЕГРЮЛ о ФГБУ «ЦСП» Минздрава России.

Согласно п/п «б» п.1 ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия. Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать выписку из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для юридического лица), выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для индивидуального предпринимателя), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса, копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица).

Как следует из материалов дела, ФГБУ «ЦСП» Минздрава России представило выписку о себе из ЕГРЮЛ, подписанную усиленной квалифицированной электронной подписью. Владельцем сертификата является МИ ФНС России по ЦОД.

В соответствии с п.2 ст.6 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы о конкретном юридическом лице предоставляются в виде выписки из соответствующего государственного реестра.

Форма и порядок предоставления содержащихся в ЕГРЮЛ сведений и документов установлены Административным регламентом предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по предоставлению сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, утвержденным приказом Минфина России от 15.01.2015 № 5н (далее - административный регламент).

В соответствии с п.103 административного регламента предоставление сведений из ЕГРЮЛ с использованием интернет-сервиса осуществляется в виде выписки о юридическом лице/индивидуальном предпринимателе - заявителе (о самом себе) в форме электронного документ.

Положением п.107 административного регламента предусмотрено, что в случае, если при проведении проверки, указанной в п.105 административного регламента, не выявлено предусмотренных п.31 административного регламента оснований, для отказа в приеме запроса, необходимого для предоставления государственной услуги, то осуществляется формирование выписки в электронном виде с электронной подписью.

Согласно п.108 административного регламента предоставление выписки с использованием интернет-сервиса в электронном виде осуществляется путем предоставления заявителю ссылки для скачивания выписки, упомянутой в п.107 административного регламента. Выписка предоставляется заявителю непосредственно при переходе по указанной ссылке.

В соответствии с ч.1 ст.6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее - Федеральный закон № 63-ФЗ) информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.

Согласно ч.3 ст.6 Федерального закона № 63-ФЗ если в соответствии с федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или обычаем делового оборота документ должен быть заверен печатью, электронный документ, подписанный усиленной электронной подписью и признаваемый равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью и заверенному печатью. Федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия, могут быть предусмотрены дополнительные требования к электронному документу в целях признания его равнозначным документу на бумажном носителе, заверенному печатью.

Положение п/п «б» п.1 ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе не содержит требований о необходимости представления выписки из ЕГРЮЛ исключительно на бумажном носителе.

Следовательно, согласно положениям ч.ч.1, 3 ст.6 Федерального закона № 63-ФЗ выписка из ЕГРЮЛ в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью налогового органа, равнозначна выписке на бумажном носителе, подписанной собственноручной подписью должностного лица налогового органа и заверенной печатью.

Как изложено выше, в заявке ФГБУ «ЦСП» Минздрава России содержалась выписка из ЕГРЮЛ от 11.10.2018 с отметкой налогового органа, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью налогового органа, владельцем которой является МИ ФНС России по ЦОД, срок действия: с 28.02.2018 до 28.02.2018, имеющая исходящий номер регистрирующего органа.

В выписке из ЕГРЮЛ от 11.10.2018 указано, что выписка из ЕГРЮЛ в электронной форме, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью, равнозначна выписке на бумажном носителе, подписанной собственноручной подписью должностного лица налогового органа и заверенной печатью налогового органа (п.п.1, 3 ст.6 Федерального закона № 63-ФЗ).

Вывод о возможности предоставления в составе конкурсной документации, подаваемой не в электронной форме, выписки из ЕГРЮЛ не на бумажном носителе, а в виде распечатанного варианта электронного документа, заверенного электронной цифровой подписью, содержится в Определении ВС РФ от 16.10.2018 № 306-КГ18-13540.

Верховный Суд Российской Федерации указал, что представленная таким образом выписка из ЕГРЮЛ равнозначна документу на бумажном носителе и соответствует положению п/п «б» п.1 ч.2 ст.51 Федерального закона № 44-ФЗ.

Учитывая изложенное, у министерства не было правовых оснований для признания заявки ФГБУ «ЦСП» Минздрава России на участие в открытом конкурсе № 0195100000218000303 ненадлежащей.

При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно не согласился с выводами антимонопольного органа о нарушении министерством Закона о контрактной системе в данной части.

В части довода антимонопольного органа о том, что к заявке ФГБУ «ЦСП» Минздрава России не приложены документы, подтверждающие предоставление обеспечения заявки на участие в конкурсе.

Согласно ч.2 ст.44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе осуществляется участником закупки.

В силу п.5 ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 Федерального закона № 44-ФЗ), в случае, если заказчиком в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ установлено требование об обеспечении заявки на участие в открытом конкурсе. Указанные документы не представляются казенными учреждениями.

В качестве документа, подтверждающего внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, ФГБУ «ЦСП» Минздрава России представлена заявка на кассовый расход от 12.10.2018 № 0000-001669 на сумму 100 000 руб., назначение платежа: финансовое обеспечение заявки на участие в открытом конкурсе на выполнение научно-исследовательских работ (шифр «Оценка-Био», извещение от 26.09.2018 №0195100000218000308), что полностью соответствует пункту 5.5.1 документации.

В силу п.1.1 устава ФГБУ «ЦСП» Минздрава России (утвержден приказом Минздрава России от 05.04.2017 № 157) ФГБУ «ЦСП» Минздрава России является федеральным государственным бюджетным учреждением науки, финансовое обеспечение выполнения функций которого осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.8 ст.9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (за исключением случаев, установленных федеральным законом).

Согласно п.2.1.1 Порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов (утвержден приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 № 8н) для осуществления кассовых выплат получатели средств федерального бюджета представляют в Федеральное казначейство (органы Федерального казначейства) по месту обслуживания в электронном виде или на бумажном носителе заявку на кассовый расход согласно приложению № 1 к данному Порядку (код по ведомственному классификатору форм документов (код формы по КФД) 0531801).

Следовательно, для ФГБУ «ЦСП» Минздрава России (бюджетного учреждения) основанием проведения операций по кассовым выплатам из федерального бюджета является заявка на кассовый расход.

На основании п.2.1.4 Порядка кассового обслуживания орган Федерального казначейства регистрирует в установленном порядке представленный платежный документ в Журнале регистрации неисполненных документов только в случае, если форма или содержание платежного документа не соответствует установленным требованиям или подписи на нем будут признаны не соответствующими образцам, имеющимся в Карточке образцов подписей.

Кроме того, 18.10.2018 из Межрегионального операционного управления Федерального казначейства поступило платежное поручение ФГБУ «ЦСП» Минздрава России от 17.10.2018 № 693620 о перечислении обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе № 0195100000218000308.

При проверке документов, представленных участником конкурса, на предмет достоверности содержащейся в них информации, Единая комиссия установила, что денежные средства в обеспечение заявки были внесены на счет Минздрава России в соответствии с требованиями, указанными в документации, что подтверждается платежным поручением ФГБУ «ЦСП».

При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно не согласился с выводами антимонопольного органа о нарушении министерством Закона о контрактной системе в данной части.

На основании п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В п.3 ст.3 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» установлено, что головной исполнитель поставок продукции по государственному оборонному заказу - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу.

В п.3.1 раздела 3 «Требования к участникам закупки» конкурсной документации установлен, что участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации в соответствии с п/п 1 п.3 ст.284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, представляющий льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций в отношении юридических лиц, или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

Согласно п.1 ст.9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

ФГБУ «ЦСП» Минздрава России является федеральным государственным бюджетным учреждением.

Следовательно, указание в конкурсной документации на любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с п/п 2 п.8 Порядка по результатам рассмотрения обращения комиссия контрольного органа вправе принять решение об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), если по результатам рассмотрения представленного обращения или прилагаемых к нему документов выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, которые повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Апелляционный суд соглашается с судом первой инстанции, что поскольку выявленные нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не могли повлиять на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), правовые основания для принятия антимонопольным органом оспариваемого решения отсутствовали.

При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не основаны на нормах права и фактических обстоятельствах дела.

Безусловных оснований для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ, апелляционным судом не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда города Москвы от 09.04.2019 по делу № А40-34139/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья:                                                       Д.Е. Лепихин

Судьи:                                                                                                Т.Т. Маркова

                                                                                                            О.С. Сумина

Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.