ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ АП-13281/2015
г. Москва Дело №А40-161220/09
июня 2015 года
Резолютивная часть постановления объявлена июня 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме июня 2015 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи | Якутова Э.В. |
Судей | Бекетовой И.В. |
Каменецкого Д.В. |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сатаевым Д.Ш.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале № 15 апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на определение Арбитражного суда г. Москвы от 06.02.2015 по делу № А40-161220/09 судьи Блинниковой И.А. (120-995)
по заявлению ФГУП «Мытищинский научно-исследовательский институт радиоизмерительных приборов»
к Управлению лесного хозяйства по Московской области и г. Москва
третьи лица Управление Федеральной регистрационной службы по Московской области, ФГУП «Мособллес»
о признании незаконным отказа
при участии:
от заявителя: Малышев А.В. по дов. от 12.01.2015;
от ответчика: Прискарь А.А. по дов. от 25.12.2014;
от третьих лиц: не явились, извещены,
У С Т А Н О В И Л:
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 06.02.2015 в порядке процессуального правопреемства заменен ответчик Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москвы на правопреемника – Комитет лесного хозяйства Московской области (далее – Комитет).
Комитет не согласился с определением и обратился с апелляционной жалобой, в которой считает определение суда незаконным, необоснованным.
Просит определение суда отменить, в удовлетворении заявления о процессуальном правопреемстве отказать.
Отзывы на апелляционную жалобу заявителем и третьими лицами не представлены.
Дело рассмотрено в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ, в отсутствие представителей третьих лиц, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
В судебном заседании представитель Комитета доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить определение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления о процессуальном правопреемстве.
Указал на то, что Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва являлось территориальным органом федерального органа исполнительной власти, в то время как Комитет лесного хозяйства Московской области является органом исполнительной власти субъекта РФ – Московской области.
Приходит к выводу о том, что Комитет лесного хозяйства Московской области не является правопреемником Мослесхоза и не может нести ответственность за его решения, действия либо бездействие.
Пояснил, что выданный по настоящему делу исполнительный лист направлен в ликвидационную комиссию Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал определение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил определение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы – отказать, изложил свои доводы.
Указал на то, что полномочия по регулированию деятельности в области лесных отношений на территории Московской области, в том числе, по оформлению договоров аренды лесных участков переданы Комитету.
Законность и обоснованность определения проверены в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что определение подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда г. Москвы от 22.02.2011 по делу № А40-161220/09 удовлетворено заявление ФГУП «Мытищинский научно-исследовательский институт радиоизмерительных приборов» о признании незаконным отказа Управления лесного хозяйства по Московской области и городу Москва в переоформлении договора аренды от 09.11.2009 № 10/6322 и обязании Управления лесного хозяйства по Московской области и городу Москве переоформить договор от 09.11.2009 № 10/6322 аренды лесного участка, расположенного по адресу: Московская область, Мытищинский район, Дмитровское лесничество, квартал 17, для рекрационной деятельности в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
16.02.2012 на основании исполнительного листа Арбитражного суда г. Москвы от 20.07.2011 АС № 004188389 судебным приставом-исполнителем было возбуждено исполнительное производство № 5631/12/05/77.
19.08.2013 судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление об окончании исполнительного производства, в связи с тем, что Управление лесного хозяйства по г. Москве и Московской области находится в стадии ликвидации.
Удовлетворяя заявление о процессуальном правопреемстве, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
При этом, суд правомерно указал на то, что в соответствии со ст.48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте.
Оценивая доводы Комитета о том, что, являясь органом исполнительной власти субъекта РФ, Комитет не может быть правопреемником Управления как федерального органа исполнительной власти, необходимо отметить следующее.
Лесные участки в составе земель лесного фонда являются федеральной собственностью и надлежащую постановку их на кадастровый учет (с проведением кадастровых работ по описанию площади и границ) осуществляет государство в лице соответствующих служб. Комитет не является новым органом исполнительной власти, осуществляющим распорядительные функции в сфере лесного хозяйства.
В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 25.12.1992 № 1021, от 05.07.1994 № 808, от 10.02.1998 № 173 федеральным органом исполнительной власти по управлению лесным хозяйством на территории Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование и государственный контроль в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов, являлась Федеральная служба лесного хозяйства России, в структуру которой входили подведомственные ей подразделения в субъектах Российской Федерации местные подразделения - лесхозы, лесничества.
Указом Президента Российской Федерации от 17.05.2000 № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральная служба лесного хозяйства была упразднена, ее функции были переданы Министерству природных ресурсов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 № 283 утверждено Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства, в соответствии с которым указанное агентство (Рослесхоз) было наделено функциями по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» Федеральное агентство лесного хозяйства было передано в ведение Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства» утверждено Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства, в соответствии с п.6.9 которого Федеральное агентство лесного хозяйства с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке территориальные органы агентства.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 16.02.2011 № 27 утверждено Положение об управлении лесного хозяйства по Московской области и г. Москве п.1 которого установлено, что Управление лесного хозяйства по Московской области и городу Москве (Мослесхоз) является территориальным органом Федерального агентства лесного хозяйства, осуществляющим функции: по реализации государственной политики в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях); по контролю и надзору в области лесных отношений (на землях лесного фонда); по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
Согласно п.9.7 постановления Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 № 452 «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти» принятие решений о реорганизации или об упразднении территориальных органов федерального органа исполнительной власти производится в порядке, аналогичном порядку принятия решения об образовании новых территориальных органов.
В решении федерального органа исполнительной власти о реорганизации или об упразднении территориального органа регламентируются вопросы передачи функций реорганизуемых территориальных органов, правопреемства, гарантий и компенсаций государственным служащим в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По распоряжению Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 721-р «О передаче федерального бюджетного специализированного учреждения «Центрлес» и федерального государственного учреждения «Мособллес» с 1 июля 2012 года утратило силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.04.2007 № 520-р, на основании которого все лесничества и лесопарки Московской области ранее находились под управлением уполномоченного федерального органа (Рослесхоза), территориальным органом которого являлось Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москве.
В соответствии с п.3 постановления Губернатора Московской области от 15.05.2012 № 115-ПГ «О структуре Правительства Московской области, исполнительных органов государственной власти Московской области и подведомственности государственных органов Московской области» был образован Комитет лесного хозяйства Московской области (с 1 июля 2012 года).
Пунктом 3 постановления Правительства Московской области от 26.07.2012 № 863/22 «Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области» предусмотрено принятие в собственность Московской области федерального бюджетного специализированного учреждения «Центрлес» и федерального государственного учреждения «Мособллес» как имущественных комплексов.
В соответствии с п.1 Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 26.07.2012 № 863/22 (далее – Положение) Комитет лесного хозяйства Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений.
На основании п.11 Положения основными задачами Комитета являются: охрана, защита и воспроизводство лесов; эффективное управление лесами; осуществление контроля и надзора в области лесных отношений; оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в области лесных отношений; создание условий для эффективного функционирования организаций и управления акциями (долями) хозяйственных обществ, находящихся в ведомственном подчинении Комитета.
Соответственно, в связи с реорганизацией системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, функции и полномочия в сфере лесных правоотношений последовательно передавались от Федеральной службы лесного хозяйства России к Министерству природных ресурсов Российской Федерации, затем Федеральному агентству лесного хозяйства, которым было создано Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москве, полномочия которого перешли к Комитету лесного хозяйства Московской области.
Таким образом, Комитет лесного хозяйства Московской области, фактически является правопреемником соответствующего структурного подразделения Федеральной службы лесного хозяйства России.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу определения, и не могут служить основанием для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Принимая во внимание изложенное и, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
определение Арбитражного суда г. Москвы от 06.02.2015 по делу № А40-161220/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления постановления в полном объеме и Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: Э.В. Якутов
Судьи: И.В. Бекетова
Д.В. Каменецкий
Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.