ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
8 ноября 2019 года Дело № А08-2667/2019
город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2019 года.
В полном объеме постановление изготовлено 8 ноября 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малиной Е.В.,
судей Протасова А.И.,
ФИО1,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Куличенко И.Ю.,
при участии:
от Управления Федерального казначейства по Белгородской области: ФИО2 – представитель по доверенности от 03.10.2019, выдана сроком до 02.10.2020;
от Управления социальной защиты населения Белгородской области: ФИО3 – представитель по доверенности от 24.12.2018, выдана сроком до 31.12.2019;
от Управления социальной защиты населения администрации Алексеевского городского округа: представитель не явился, имеются доказательства надлежащего извещения;
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи при содействии с Арбитражным судом Белгородской области апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 27.08.2019 по делу № А08-2667/2019 по заявлению Управления социальной защиты населения администрации Алексеевского городского округа к Управлению Федерального казначейства по Белгородской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным предписание управления Федерального казначейства по Белгородской области №9 от 17.09.2018 года в части вынесенного нарушения под №5,
третье лицо: Управление социальной защиты населения Белгородской области,
УСТАНОВИЛ:
Управление социальной защиты населения администрации Алексеевского городского округа (далее – Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании незаконным предписания Управления Федерального казначейства по Белгородской области №9 от 17.09.2018 в части вынесенного нарушения под №5 о несоблюдении п.5 Правил предоставления ежемесячной выплаты на каждого ребенка до достижения им возраста 3 лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.06.2016 №588.
Дело рассматривалось с участием третьего лица - Управления социальной защиты населения Белгородской области.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 27.08.2019 по делу № А08-2667/2019 заявленные требования удовлетворены, предписание управления Федерального казначейства по Белгородской области №9 от 17.09.2018 признано незаконным в части вынесенного нарушения под №5 о несоблюдении п.5 Правил предоставления ежемесячной выплаты на каждого ребенка до достижения им возраста 3 лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.06.2016 №588.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Управление Федерального казначейства по Белгородской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Управление Федерального казначейства по Белгородской области ссылается на буквальное толкование положений пункта 5 Правил №588, согласно которым, ежемесячная (компенсационная) выплата предоставляется одному из родителей (усыновителей, опекунов) с месяца возникновения права на нее (рождения ребенка). В рассматриваемом случае Управление социальной защиты не производило данную выплату с момента рождения ребенка, лицам, обратившимся за ней, считая, что данное право возникает только после 01.07.2017. При этом, те граждане, которые в силу различных причин, в то числе и объективных, не обратились в орган УСЗН до 01.07.2016 для получения ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет, лишены права на получение данной выплаты, а также не получают и компенсационную выплату с момента рождения ребенка по Правилам № 588. Отказ соответствующей категории граждан в ежемесячной выплате на каждого ребенка не согласуется с положениями ч.2 ст. 19 Конституции РФ.
Управление социальной защиты населения Белгородской области считает оспариваемый акт законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель Управления социальной защиты населения администрации Алексеевского городского округа, извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явился.
В связи с наличием доказательств их надлежащего извещения, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав представителей Управления Федерального казначейства по Белгородской области и Управления социальной защиты населения Белгородской области, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Управлением Федерального казначейства по Белгородской области на основании приказа от 16.07.2018 №306-ОД в отношении Управления соцзащиты Администрации Алексеевского городского округа проведена плановая выездная проверка по вопросу использования субвенций, предоставленных из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по предоставлению отдельных мер социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации, бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г.Байконур, поскольку с 01.01.2015 ФЗ № 428-ФЗ от 22.12.2014 полномочия Российской Федерации по предоставлению гражданам отдельных мер социальной поддержки переданы органам государственной власти субъектов РФ.
Согласно п.4 Порядка выплат пособий и компенсаций гражданам, подвергшимся воздействию радиации от 22.12.2014 № 489-пп средства на финансирование выплаты пособий и компенсаций гражданам, подвергшимся воздействия радиации, в виде субвенций, передаются в бюджеты муниципальных районов и городских округов на реализацию полномочий по осуществлению указанных выплат.
В соответствии с Законом Белгородской области от 10.05.2006 года № 40 «О наделении органов местного самоуправления полномочиями по организации предоставления и предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан», управление социальной защиты населения администрации Алексеевского городского округа, как орган местного самоуправления, осуществляет полномочия по предоставлению, в том числе по доставке, гражданам компенсаций и других выплат, предусмотренных законом Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В связи с чем основными функциями управления, помимо прочих, являлись осуществление компенсаций гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, предусмотренных Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В ходе проверки, в том числе было установлено, что на основании пункта 7 части первой статьи 18 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального Закона от 29.12.2015 N 388-ФЗ), вступившего в силу с 01.07.2016, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которые указаны в п.п.7-9 ч.1 ст. 13 настоящего Закона предусмотрена ежемесячная выплата на каждого ребенка до достижения возраста полутора лет - в размере 3 000 рублей, в возрасте от полутора до трех лет - в размере 6 000 рублей.
Порядок предоставления этой новой выплаты на ребенка до 3 лет установлен в Постановлении Правительства РФ от 28.06.2016 N 588 "Об утверждении Правил предоставления ежемесячной выплаты на каждого ребенка до достижения им возраста 3 лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила №588).
В соответствии с пунктом 5 Правил №588 ежемесячная выплата предоставляется одному из родителей (усыновителей, опекунов) с месяца возникновения права на нее (рождение, усыновление ребенка, установление над ним опеки) по месяц наступления оснований для ее прекращения включительно, если обращение за ее предоставлением последовало не позднее достижения ребенком возраста 3 лет.
Управлением казначейства выборочной проверкой было установлено, что ежемесячная выплата на каждого ребенка до достижения им возраста 3 лет одному из родителей, когда дата рождения приходится на период до 01.07.2016, обратившихся в Управление после 01.07.2016, предоставлялась не с месяца возникновения права на нее (рождение, усыновление ребенка, установление над ним опеки), а с 01.07.2016, в результате чего, по мнению Управления казначейства области, УСЗН администрации Алексеевского района в 2016 году не доначислена вышеназванная выплата 108 получателям.
По результатам проверки составлен акт от 10.08.2018, в котором в том числе отражено вышеуказанное нарушение .
Заявителю на основании акта проверки Управлением Федерального казначейства по Белгородской области было выдано предписание №9. Пунктом №5 предписания предписано УСЗН администрации Алексеевского района: «Принять меры по приведению в соответствие с действующим законодательством начислений по ежемесячной выплате на каждого ребенка до достижения им возраста 3 лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Разработать мероприятия по устранению указанного нарушения».
Полагая предписание Управления казначейства области от 17.09.2018 №9 в оспариваемой части незаконным, Управление соцзащиты городского округа обратилось в арбитражный суд с рассмотренными требованиями.
Суд области, удовлетворяя заявленные требования и признавая предписание от 17.09.2018 №9 в оспариваемой части незаконным, исходил из того, что в отношении предоставления новой ежемесячной выплаты на каждого ребенка в Федеральном законе №388-Ф3 не предусмотрены положения, распространяющие в этой части указанный закон на правоотношения, возникшие до вступления в силу с 01.07.2016 его статьи и гарантирующие предоставление гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территориях зон радиоактивного загрязнения вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, ежемесячной выплаты в случае рождения ребенка до указанной даты. В связи с чем данная выплата, лицам, обратившимся после 01.07.2016 за ее назначением, устанавливается только с 01.07.2016г. Также суд области учел, что Управлением социальной защиты населения Белгородской области 27.09.2018 года за № 4357/1СГ был направлен запрос о правомерности применения законодательства органами социальной защиты населения при назначении ежемесячной выплаты. В письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23.11.2018 исх. №13-7/В-2041 указано, что в отношении предоставления ежемесячной выплаты на каждого ребенка в Федеральном законе №388-Ф3 не предусмотрены положения, распространяющие в этой части указанный закон на правоотношения, возникшие до вступления в силу с 01.07.2016 года его статьи и гарантирующие предоставление гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территориях зон радиоактивного загрязнения вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, ежемесячной выплаты в случае рождения ребенка до указанной даты.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Таким образом, для признания решения публичного органа незаконным необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.
Под предписанием следует понимать меру реагирования на нарушение закона. Требования, включенные в предписание государственного органа, должны быть законодательно обоснованы. Предписание об устранении нарушений требований законодательства является документом, содержащим в себе обязательное для исполнения требование юридическому лицу провести мероприятия по устранению выявленных нарушений.
Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливает Бюджетный кодекс Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства (пункт 3 статьи 265 БК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 266.1 БК РФ органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
При этом в силу пункта 1 статьи 266.1 БК РФ, объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются в том числе главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств.
Порядок осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере во исполнение части 3 статьи 269.2 БК РФ определен Правилами осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 (далее - Правила N 1092).
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения; осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях (пункт 2 статьи 269.2 БК РФ).
Деятельность по контролю подразделяется на плановую и внеплановую и осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок (пункт 3 Правил N 1092).
Согласно пункту 2 статьи 267.1 БК РФ под проверкой понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период.
В силу подпункта "а" пункта 6 Правил N 1092 Федеральное казначейство при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляет полномочия по контролю за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 7 Правил N 1092 объектами контроля в финансово-бюджетной сфере являются финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета, а также достижения ими показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными программами.
При осуществлении данных полномочий Федеральное казначейство (его территориальный орган) направляет предписания, содержащие обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета, государственных контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации, целей, порядка и условий размещения средств федерального бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации (подпункт "б" пункта 68 Правил N 1092).
Под предписанием в целях Бюджетного кодекса Российской Федерации понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) требования о возмещении причиненного такими нарушениями ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию (часть 3 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Законом Белгородской области от 10.05.2006 года № 40 «О наделении органов местного самоуправления полномочиями по организации предоставления и предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан», управление социальной защиты населения администрации Алексеевского городского округа, как орган местного самоуправления, осуществляет полномочия по предоставлению, в том числе по доставке, гражданам компенсаций и других выплат, предусмотренных законом Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Согласно п.4 Порядка выплат пособий и компенсаций гражданам, подвергшимся воздействию радиации от 22.12.2014 № 489-пп средства на финансирование выплаты пособий и компенсаций гражданам, подвергшимся воздействия радиации, в виде субвенций, передаются в бюджеты муниципальных районов и городских округов на реализацию полномочий по осуществлению указанных выплат.
Проанализировав указанные нормы, апелляционная коллегия приходит к выводу, что оспариваемое предписание выдано Управлением в пределах предоставленных полномочий.
Управление на основании приказа от 16.07.2018 N 306-ОД, в соответствии с п. 68 Плана контрольных мероприятий Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере на 2018 год, п. 13 Плана контрольных мероприятий Управления федерального казначейства по белгородской области в финансово-бюджетной сфере на 2018 год, утвержденного 28.12.2017, провело в отношении Управления социальной защиты населения администрации Алексеевского городского округа плановую выездную проверку за период с 01.01.2016 по 31.12.2017.
В качестве темы проверки указано использование субвенций, предоставленных из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий РФ по предоставлению отдельных мер социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействую радиации, бюджетам субъектов РФ и бюджету г. Байконур.
Следовательно, Управление в рамках представленных полномочий правомерно проверило использование средств субвенций из федерального бюджета.
До 01.07.2016 согласно пункту 7 статьи 18 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции, действовавшей до 01.07.2016) гражданам, указанным в пункте 7 части 1 статьи 13 данного Закона, гарантировалось ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет.
В соответствии с частью 1, пунктом 1 части 2 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) финансовое обеспечение расходов на выплату рассматриваемого пособия застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств страхователя.
Федеральным законом от 29.12.2015 N 388-ФЗ (частью 2 статьи 8) пункт 7 части первой статьи 18 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" был изложен в новой редакции, предусматривающей ежемесячную выплату на каждого ребенка до достижения возраста полутора лет - в размере 3 000 рублей, в возрасте от полутора до трех лет - в размере 6 000 рублей.
Порядок предоставления этой новой выплаты на ребенка до 3 лет установлен в Постановлении Правительства РФ от 28.06.2016 N 588 "Об утверждении Правил предоставления ежемесячной выплаты на каждого ребенка до достижения им возраста 3 лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила №588).
В соответствии с пунктом 5 Правил №588 ежемесячная выплата предоставляется одному из родителей (усыновителей, опекунов) с месяца возникновения права на нее (рождение, усыновление ребенка, установление над ним опеки) по месяц наступления оснований для ее прекращения включительно, если обращение за ее предоставлением последовало не позднее достижения ребенком возраста 3 лет.
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком предоставляется гражданам, указанным в п.п. 7-9. ч.1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244- с 01 июля 2016 г. в общем порядке.
При этом частью 2 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2015 N 388-ФЗ установлено, что за гражданами, которые указаны в пунктах 7, 8 и 9 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и которым ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет назначено до 30 июня 2016 года, сохраняется право на получение указанного пособия в размере и на условиях, действовавших до дня вступления в силу данного Федерального закона, до наступления оснований прекращения его выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ежемесячная выплата, указанная в п.7 ч.1 ст. 18 Закона РФ № 1244-1, таким гражданам не назначается.
Таким образом, положениями части 2 статьи 8 Федеральным законом от 29.12.2015 N 388-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.06.2016 № 588 прямо установлено, что право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет в размере и на условиях, установленных Законом № 1244-1 (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона № 388 - ФЗ), сохраняется только за гражданами, которым такое пособие назначено до 30.06.2016.
Суд области. поддержал позицию Управления, которое полагало, что , поскольку из содержания положений ФЗ от 29.12.2015 № 388-ФЗ не следует, что его действие распространяется на ранее возникшие правоотношения по назначению ежемесячной выплаты в фиксированном размере до 01.07.2016, оснований для его применения до 01.07.2016 не имеется.
Однако данный вывод, апелляционная инстанция полагает ошибочным.
Федеральным законом от 29.12.2015 N 388-ФЗ пункт 7 части первой статьи 18 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" был изложен в новой редакции, предусматривающей ежемесячную выплату на каждого ребенка до достижения возраста полутора лет - в размере 3 000 рублей, в возрасте от полутора до трех лет - в размере 6 000 рублей. В части указанных положений настоящий Федеральный закон вступил в силу с 01.06.2016г.
Порядок предоставления новой ежемесячной выплаты на каждого ребенка до достижения возраста полутора летустановлен в Постановлении Правительства РФ от 28.06.2016 N 588 "Об утверждении Правил предоставления ежемесячной выплаты на каждого ребенка до достижения им возраста 3 лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила №588).
Пунктом 5 Правил №588 законодатель четко предусмотрел, что ежемесячная выплата предоставляется одному из родителей (усыновителей, опекунов) с месяца возникновения права на нее (рождение, усыновление ребенка, установление над ним опеки) по месяц наступления оснований для ее прекращения включительно, если обращение за ее предоставлением последовало не позднее достижения ребенком возраста 3 лет.
При этом, для той льготной категории граждан, которые обратились до 01.07.2016 законодатель закрепил право на получение соответствующей льготы (ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет), законодатель оставил это право на условиях, установленных Законом № 1244-1 и после 01.07.2016, установив, что ежемесячная выплата, установленная п.7 ч.1 ст. 18 Закона № 1244-1, не осуществляется.
Правовая природа ранее выплачиваемого ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения возраста трех лет и ежемесячной выплаты на каждого ребенка установленной Федеральным законом от 29.12.2015 N 388-ФЗ идентична, данные меры направлены на усиление социальной поддержки, предоставляемой в связи с риском проживания или работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, преследуют цель достижения баланса публичных и частных интересов в сфере социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации, обязанность государства по социальной защите вышеуказанной категории должна осуществляться в соответствии с требованиями статей 2, 19 и 42 Конституции Российской Федерации требованиями, в основе которых лежит признание в качестве конституционной ценности жизни и здоровья, имеющих равное, одинаковое значение для всех граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы.
В связи с чем, у льготной категории граждан, не обратившихся в орган УСЗН до 01.07.2016 отсутствует право на получение пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет, а также исходя из позиции заявителя, не возникает право на получение ежемесячной выплаты в фиксированном размере за период с момента рождения ребенка до 01.07.2016, что недопустимо.
Вместе с тем, согласно положениям абзаца седьмого части первой статьи 13 и ст. 14 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», матерям либо отцам, опекунам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня рождения ребенка до достижения ребенком возраста полутора лет.
Устанавливая в Законе Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" систему мер социальной защиты граждан, пострадавших от данной катастрофы, законодатель предусмотрел их дифференциацию в зависимости от характера и степени вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы (статьи 13 - 22).
Изменения, установленные Федеральным законом от 29.12.2015 N 388-ФЗ, направлены на усиление адресности социальной поддержки, предоставляемой в связи с риском проживания или работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, преследуют цель достижения баланса публичных и частных интересов в сфере социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации.
Указанная позиция согласуется с позицией Конституционного суда, изложенной в определении от 29.01.2019 №117-О.
Положения п. 7 ч.1 ст. 18 Закона № 1244-1 (в редакции Федерального закона № 388-ФЗ) следует соотносить с принятым во исполнение Постановлением Правительства РФ № 588 от 28.06.2018 Правилами предоставления ежемесячной выплаты на каждого ребенка до достижения им возраста 3 лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которые в п. 5 в качестве месяца возникновения права предусмотрели – рождение, усыновление ребенка, установление опеки, не указывая период - после 01.06.2016.
Таким образом, предписание Управления Федерального казначейства по Белгородской области №9 от 17.09.2018 в части вынесенного нарушения под №5 о несоблюдении п.5 Правил предоставления ежемесячной выплаты на каждого ребенка до достижения им возраста 3 лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.06.2016 года №588 следует признать правомерным и соответствующим действующему законодательству Российской Федерации. В связи с чем в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Белгородской области от 27.08.2019 по делу № А08-2667/2019 подлежит отмене, а апелляционная жалоба – удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Белгородской области удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 27.08.2019 по делу № А08-2667/2019 отменить.
В удовлетворении заявленных Управлением социальной защиты населения администрации Алексеевского городского округа требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Е.В. Малина
Судьи А.И. Протасов
ФИО1