ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
28.06.2022 года Дело № А35-1083/2022
г. Воронеж
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Пороника Андрея Александровича,
без вызова сторон,
рассмотрев в порядке упрощенного производства
апелляционную жалобу Комитета городского хозяйства города Курска
на решение Арбитражного суда Курской области от 11.04.2022 (рез. часть от 06.04.2022) по делу № А35-1083/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по заявлению Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Курской области (г. Курск, ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Комитету городского хозяйства города Курска (г. Курск, ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании задолженности по штрафам в общей сумме 25 000 рублей за непредставление в установленный срок сведений о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 календарный год,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курской области (далее – Отделение, заявитель, орган Пенсионного фонда) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Комитету городского хозяйства города Курска (далее – Комитет, страхователь) о взыскании задолженности по штрафам в общей сумме 25 000 руб. за непредставление в установленный срок сведений о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 календарный год.
Определением от 14.02.2022 арбитражный суд принял заявление в порядке упрощенного производства и возбудил производство по делу.
06.04.2022 изготовлена резолютивная часть решения, которым заявленные требования Отделения удовлетворены в полном объеме.
07.04.2022 от Отделения, 08.04.2022 от Комитета поступили заявления о составлении мотивированного решения суда.
11.04.2022 в полном объеме было изготовлено мотивированное решение.
Не согласившись с принятым судебным актом, Комитет обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции, просил его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы ответчик указал, что просрочка представления сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год является незначительной (40 дней). Судом не учтены смягчающие обстоятельства (незначительное нарушение срока; правонарушение совершено впервые, носит формальный характер и не повлекло негативных последствий; отсутствие умысла; неукомплектованность ответственных за представление сведений отделов Комитета; эпидемиологическая ситуация, вызванная распространением новой коронавирусной инфекции).
Определением от 11.05.2022 апелляционная жалоба Комитета принята к производству, судом предложено Отделению в срок до 08.06.2022 представить отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами направления в адрес заявителя.
30.05.2022 посредством почтовой связи от Отделения поступило возражение на апелляционную жалобу с приложениями, в котором орган Пенсионного фонда просил обжалуемое решение оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
В возражении Отделение считало, что указанные Комитетом обстоятельства не исключают его вины и не могут являться основанием для освобождения страхователя от ответственности.
Указанные документы были приобщены судом к материалам дела в порядке ст.ст. 81, 159, 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Иных документов в материалы дела не поступило.
Законность и обоснованность судебного акта, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями статей 266, 268, 272.1 АПК РФ.
В соответствии со статьей 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассматривалась в порядке упрощенного производства судьей единолично, без вызова сторон, по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, повторно исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции находит обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Комитет состоит на учете в Отделении в качестве страхователя с 15.01.2020.
28.04.2021 Комитетом в орган Пенсионного фонда по телекоммуникационным каналам связи, что позже срока, установленного законодательством (до 01.03.2021), были представлены сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (форма ОДВ-1), с приложением сведений о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) за 2020 календарный год (л.д. 12 – 17).
12.05.2021 УПФР в г. Курске Курской области (межрайонное) был составлен акт № 056S18210004556 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (л.д. 18 – 19).
17.06.2021 УПФР в г. Курске Курской области (межрайонное) в отсутствие уполномоченного представителя Комитета, извещенного надлежащим образом, было принято решение № 056S19210004813 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, которое направлено в адрес страхователя 23.06.2021 (л.д. 23 – 26). В частности проведенной проверкой выявлено нарушение Комитетом законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, а именно непредставление в установленный срок сведений в отношении 50 застрахованных лиц за 2020 календарный год. Сумма финансовой санкции составила 25 000 руб. (50 лиц х 500 руб.).
26.07.2021 органом Пенсионного фонда Комитету было направлено требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 21.07.2021 № 056S01210005249 с предложением добровольно уплатить сумму финансовой санкции в размере 25 000 руб. в срок до 23.08.2021 (л.д. 27 – 30).
Поскольку в установленный срок Комитет не исполнил указанное требование и не уплатило в добровольном порядке начисленную сумму финансовой санкции, 29.12.2021 Отделение обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с Комитета задолженности по штрафам в общей сумме 25 000 руб. за непредставление в установленный срок сведений о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 календарный год.
11.01.2022 по делу № А35-11701/2021 Арбитражным судом Курской области выдан судебный приказ.
21.01.2022 Арбитражным судом Курской области по делу № А35-11701/2021 вынесено определение об отмене судебного приказа от 11.01.2022.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения органа Пенсионного фонда в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая обжалуемый судебный акт, Арбитражный суд Курской области правомерно руководствовался следующим.
Исходя из преамбулы Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – ФЗ № 27-ФЗ), настоящий Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах Российской Федерации, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации иностранных гражданах и лицах без гражданства в целях обеспечения реализации их прав в системе обязательного пенсионного страхования, учета сведений о трудовой деятельности, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций.
В силу статьи 1 ФЗ № 27-ФЗ:
страхователи – юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации (в отношении застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»); семейные (родовые) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы. В целях настоящего Федерального закона органы службы занятости в отношении безработных, а также организации, в которых лица, осужденные к лишению свободы, привлекаются к труду, приравнены к понятию «страхователь»;
застрахованные лица – лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Согласно ч. 2 ст. 15 ФЗ № 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 2 ст. 11 ФЗ № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
6) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;
7) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
8) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
9) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Сведения подаются по форме «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)», утвержденной постановлением Правления ПФ РФ № 507п от 06.12.2018.
Отчетность по форме СЗВ-СТАЖ предоставляется в целях правильного назначения пенсии в отношении застрахованного лица при наличии трудовых отношений либо при наличии выплат по договору гражданско-правового характера, на которые начисляются страховые взносы.
На основании ч. 3 ст. 17 ФЗ № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 – 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, для привлечения страхователя к ответственности на основании части 3 статьи 17 ФЗ № 27-ФЗ необходимо доказать, что страхователь, имея обязанность по представлению органу Пенсионного фонда сведений индивидуального (персонифицированного) учета, не исполнил данную обязанность либо исполнил ее ненадлежащим образом, представив в фонд сведения с нарушением установленного срока либо неполные (недостоверные) сведения, не позволяющие вести индивидуальный (персонифицированный) учет.
Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 календарный год должны были быть представлены не позднее 01.03.2021.
Из материалов дела усматривается, что сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 календарный год представлены Комитетом 28.04.2021, то есть со значительным (01.03.2021 – 28.04.2021) нарушением срока, установленного законодательством, что подтверждается извещением о доставке сведений (ПК «АРМ БПИ») и по существу не оспаривается страхователем.
Ввиду чего, в действиях Комитета имеется состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 ФЗ № 27-ФЗ, привлечение страхователя органом Пенсионного фонда к ответственности в виде финансовой санкции за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 календарный год обоснованно.
В свою очередь, в отзыве на заявление и в апелляционной жалобе Комитет полагал, что в рассматриваемом деле имеются смягчающие обстоятельства, а именно: незначительность нарушения срока; правонарушение совершено впервые, носит формальный характер и не повлекло для застрахованных лиц и бюджета негативных последствий (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачены); отсутствие умысла в совершенном правонарушении (дополнительно к этому, возникли обстоятельства, связанные с увольнением сотрудников и нехваткой кадров в Комитете); неукомплектованность ответственных за предоставление сведений отделов Комитета; эпидемиологическая ситуация, вызванная распространением новой коронавирусной инфекции.
Между тем данные доводы не свидетельствуют о неправомерности принятого решения и не влекут его отмену в силу следующего.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Указанная норма АПК РФ закрепляет общее правило о бремени доказывания. Содержание данного правила определяется действием принципа состязательности в арбитражном процессе.
Последствием неисполнения этой юридической обязанности (непредставление доказательств) может стать принятие судебного акта, который не будет соответствовать интересам стороны, не представившей доказательства в полном объеме.
Вместе с тем, Комитетом доказательства, с очевидностью подтверждающие наличие смягчающих обстоятельств, не представлены.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении от 24.06.2009 № 11-П, в силу статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
Согласно статье 114 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным за совершение конкретного налогового правонарушения.
Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, предусмотрен статьей 112 НК РФ и не является исчерпывающим.
В силу п. 4 ст. 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
Из изложенных правовых норм следует, что установление смягчающих ответственность обстоятельств при применении ответственности является обязанностью, а не правом органа, рассматривающего соответствующее дело, в силу прямого указания закона.
Такая же обязанность лежит на суде, рассматривающем заявление о взыскании, независимо от того, ссылается или нет лицо, привлекаемое к ответственности, на наличие смягчающих обстоятельств.
Возможность применения норм НК РФ в данном случае вытекает из статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», указывающей на то, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В отношении довода Комитета о том, что имеет место незначительность нарушения срока, суд считает, что с 01.03.2021 (установленная законом дата для представления сведений) до 28.04.2021 (фактическая дата представления сведений) прошло 1 месяц и 28 календарных дней или 8 рабочих недель, что является существенной просрочкой.
Довод страхователя о том, что правонарушение совершено впервые, носит формальный характер и не повлекло для застрахованных лиц и бюджета негативных последствий (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачены), подлежит отклонению, так как частью 3 статьи 17 ФЗ № 27-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктами 2 – 2.2 статьи 11 ФЗ № 27-ФЗ, которые необходимы для своевременной индексации пенсии прекративших осуществлять трудовую деятельность пенсионеров.
Не соблюдение установленного срока для представления отчетности является нарушением, влекущим умышленное со стороны страхователя ограничение органа Пенсионного фонда в исполнении его обязанностей по контролю за размером выплачиваемого работающим пенсионерам пенсионного обеспечения.
К тому же, Комитет ранее привлекался к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в частности за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за декабрь 2020 года в сумме 21 000 руб. по решению о привлечении к ответственности № 056S19210001150 от 29.10.2020
Данное обстоятельство является фактом, отягчающим ответственность.
Оценивая довод об отсутствии умысла в совершенном правонарушении, суды исходят из того, что отсутствие умысла на совершение правонарушения не может быть в данном деле отнесено к числу обстоятельств, смягчающих ответственность, поскольку не является таковым по своей правовой природе. Умысел или неосторожность являются формами вины. Убедительные доказательства того, что имелись объективные препятствия в исполнении законной обязанности, не представлены.
Форма вины (умысел или неосторожность) применительно к статье 122 НК РФ является квалифицирующим признаком, а не смягчающим вину обстоятельством (определение ВАС РФ от 27.11.2008 № ВАС-15395/08).
Доводы о том, что возникли обстоятельства, связанные с увольнением сотрудников и нехваткой кадров в Комитете, имела место неукомплектованность ответственных за предоставление сведений отделов Комитета, неблагоприятная эпидемиологическая обстановка, не подтверждены достаточными и достоверными доказательствами.
Принятые меры по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции не препятствовали Комитету подать необходимые сведения дистанционно, что и было сделано страхователем, но с нарушением установленного срока. Информация, подтверждающая заболеваемость сотрудников Комитета, ответственных за подачу сведений, по состоянию на 01.03.2021, в материалы дела не представлена.
Доказательств наличия оснований для снижения размера назначенной ответчику финансовой санкции (штрафа) Комитетом не представлено, судами обстоятельства, свидетельствующие о наличии смягчающих ответственность обстоятельств, не установлены.
Размер санкции (25 000 руб.) обусловлен не тяжестью и обстоятельствами правонарушения, а формальным характером правонарушения и количеством работников заявителя (50 лиц х 500 руб.).
Каких-либо доводов и доказательств, свидетельствующих о невозможности представить сведения в установленный законом срок, страхователем не представлено.
Таким образом, суд правомерно взыскал с Комитета в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации финансовую санкцию в размере 25 000 руб.
Убедительных доводов, основанных на доказательствах и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит.
Доводы заявителя жалобы фактически сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции обстоятельств спора и не могут быть признаны состоятельными по вышеуказанным основаниям.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ являются безусловными основаниями к отмене судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ податель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается.
Руководствуясь статьями 266 – 272.1 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 11.04.2022 (рез. часть от 06.04.2022) по делу № А35-1083/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета городского хозяйства города Курска – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным ч. 3 ст. 288.2 АПК РФ.
Судья А.А. Пороник