ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
«11» мая 2022 года Дело № А14-1199/2021
город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2022 года
Постановление в полном объеме изготовлено 11 мая 2022 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ушаковой И.В.,
судей Песниной Н.А.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шиловой А.В.,
при участии:
от акционерного общества «Галерея Чижова»: Липчанского О.А., представителя по доверенности от 20.08.2019;
от Департамента предпринимательства и торговли Воронежской области: Ельянц А.Д., представителя по доверенности от 28.09.2021 (до перерыва);
от общества с ограниченной ответственностью «Стройсервис»: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от временного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Стройсервис» Парфенова Олега Вячеславовича: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Межрайонной ИФНС РФ №16 по Воронежской области: Ильина С.В., представителя по доверенности №04-17/07060 от 28.03.2022;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Галерея Чижова» (ОГРН 1063667262394, ИНН 3664075640) на решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.07.2021 по делу № А14-1199/2021 по заявлению акционерного общества «Галерея Чижова» (ОГРН 1063667262394, ИНН 3664075640) к Департаменту предпринимательства и торговли Воронежской области (ОГРН 1153668015885, ИНН 3666197972) о признании незаконным бездействия,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «Стройсервис» (ОГРН 1033600035149, ИНН 3650000613), временного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Стройсервис» Парфенова Олега Вячеславовича (ИНН 463217017734, регистрационный номер в сводном реестре арбитражных управляющих 7494), Межрайонной ИФНС РФ №16 по Воронежской области,
У С Т А Н О В И Л:
акционерное общество «Галерея Чижова» (далее – АО «Галерея Чижова», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Департаменту предпринимательства и торговли Воронежской области (далее – Департамент, ответчик) о признании незаконным бездействия, выразившегося в не совершении действий по включению объекта недвижимости:
здания с кадастровым номером 36:34:0401017:494 площадью 77 190,7 кв.м, расположенное по адресу: г. Воронеж, ул. Куколкина, 18 в «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год», утвержденный Приказом Департамента предпринимательства и торговли Воронежской области 25.12.2017 № 70-06/196;
нежилое помещение с кадастровым номером 36:34:0401017:517 общей площадью 62 022,1 кв.м, расположенное по адресу: г. Воронеж, ул. Куколкина, 18 в следующие перечни:
- «Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2021», утвержденный Приказом Департамента предпринимательства и торговли Воронежской области № 158 от 28.12.2020,
- «Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2020», утвержденный Приказом Департамента предпринимательства и торговли Воронежской области от 23.12.2019 № 70-06/163,
- «Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019», утвержденный Приказом Департамента предпринимательства и торговли Воронежской области от 29.12.2018 № 70-06/159.
Об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО «Галерея Чижова» путем совершения следующих действий:
- обязать Департамент включить объект недвижимости: здание с кадастровым номером № 36:34:0401017:494 площадью 77 190,7 кв.м, расположенное по адресу: г. Воронеж, ул. Куколкина, 18 в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденный Приказом Департамента предпринимательства и торговли Воронежской области 25.12.2017 № 70- 06/196;
- обязать Департамент предпринимательства и торговли Воронежской области включить объект недвижимости: нежилое помещение с кадастровым номером 36:34:0401017:517 общей площадью 62 022,1 кв.м, расположенное по адресу: г. Воронеж, ул. Куколкина, 18 в следующие перечни:
- «Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2021», утвержденный Приказом Департамента предпринимательства и торговли Воронежской области № 158 от 28.12.2020,
- «Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2020», утвержденный Приказом Департамента предпринимательства и торговли Воронежской области от 23.12.2019 № 70-06/163,
- «Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019», утвержденный Приказом Департамента предпринимательства и торговли Воронежской области от 29.12.2018 № 70-06/159,
- обязать Департамент предпринимательства и торговли Воронежской области направить в электронной форме в налоговый орган по месту нахождения указанных объектов недвижимости сведения о внесении изменений в:
- «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год», утвержденный Приказом Департамента предпринимательства и торговли Воронежской области 25.12.2017 № 70-06/196,
- «Перечень объектов недвижимости в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019», утвержденный Приказом Департамента предпринимательства и торговли Воронежской области от 29.12.2018 № 70-06/159,
- «Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2020», утвержденный Приказом Департамента предпринимательства и торговли Воронежской области от 23.12.2019 № 70-06/163,
- «Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2021», утвержденный Приказом Департамента предпринимательства и торговли Воронежской области № 158 от 28.12.2020.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Стройсервис», временный управляющий ООО «Стройсервис» Парфенов Олег Вячеславович, МИФНС № 16 по Воронежской области.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 16.07.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано полностью.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, АО «Галерея Чижова» обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просило обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
Рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось.
В настоящее судебное заседание суда апелляционной инстанции обеспечена явка представителей общества, Департамента и Межрайонной ИФНС РФ №16 по Воронежской области. Иные участники процесса явку полномочных представителей не обеспечили.
Учитывая наличие в материалах дела доказательств надлежащего извещения указанных лиц о месте и времени судебного заседания, апелляционная жалоба была рассмотрена в отсутствие неявившихся участников процесса в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ, пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 17.02.2011 № 12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации».
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, считая решение незаконным и необоснованным, полагая, что оно принято с нарушением норм материального и процессуального права, а также при неполном выяснении обстоятельств дела, просил суд его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представители Департамента, Межрайонной ИФНС РФ №16 по Воронежской области возражали против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене, а доводы апелляционной жалобы не состоятельными, по основаниям, изложенным в приобщенных к материалам дела отзывах, просили обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения представителей сторон и Межрайонной ИФНС РФ №16 по Воронежской области, считает необходимым решение суда первой инстанции отменить, исходя из следующего.
Из материалов дела усматривается, что АО «Галерея Чижова» является собственником нежилого здания площадью 77 190,7 кв.м, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Куколкина, д.18, с кадастровым номером 36:34:0401017:494, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) от 18.04.2017.
В последующем, в результате разделения, заявитель вступил в права собственника нежилого помещения площадью 62 022,1 кв.м, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Куколкина, д.18, с кадастровым номером 36:34:0401017:517, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 27.06.2018.
Названные выше объекты недвижимости не включались в Перечень объектов недвижимого имущества на 2018-2021 годы, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества. В связи с этим, налог на имущество в отношении указанных объектов в соответствующие годы подлежал исчислению от среднегодовой стоимости имущества, а не от кадастровой стоимости.
Учитывая, что в Перечень объектов недвижимого имущества на 2018-2021 годы названные выше объекты недвижимости не включались, АО «Галерея Чижова» обратилось в Департамент с заявлениями от 22.01.2021 № 2557 и № 2558 о включении этих объектов недвижимости в указанные перечни.
Письмами от 25.01.2021 № 70-11/92 и № 70-11/93 Департамент отказал в удовлетворении обращения о включении объекта площадью 62022,1 кв. м и 77190,7 кв. м в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году и в 2019-2021 годах налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, соответственно.
При этом Департамент указал, что названные объекты относятся обществом к торговым объектам. В связи с этим, по мнению Департамента, объекты (по соответствующим годам) не отвечает характеристикам, определенным Налоговым кодексом РФ и статьей 1.1 Закона Воронежской области от 27.11.2003 № 62-ОЗ «О налоге на имущество организаций» (далее – Закон Воронежской области № 62-ОЗ). Также, по мнению Департамента, порядок внесения изменений в Перечень статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) не установлен.
Общество, считая, что Департамент необоснованно отказал в удовлетворении обращения о включении объектов (соответствующих) в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018- 2021 годах налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 3 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с Налоговым Кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым Кодексом РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.
На основании статьи 14 НК РФ налог на имущество организаций относится к региональным налогам; порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу на имущество в соответствии со статьей 383 НК РФ устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.
Исходя из положений пункта 1 статьи 375 НК РФ налоговая база определяется, как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, в соответствии с которым налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода, в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организаций определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно - деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 4 указанной статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу пункта 4.1 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
- здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
-фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу пункта 5 статьи 378.2 НК РФ фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:
1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень);
2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации;
3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Согласно пункту 10 статьи 378.2 НК РФ выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 372, пунктом 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации при установлении налога на имущество организаций законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.
Таким образом, условия признания объекта недвижимости административно-деловым центром и торговым центром (комплексом) установлены пунктами 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ.
В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации Закон Воронежской области № 62-ОЗ «О налоге на имущество организаций» не может противоречить Налоговому кодексу Российской Федерации.
В то же время, согласно статье 14 и пункту 2 статьи 372 НК РФ Воронежская область как субъект Российской Федерации в Законе № 62-ОЗ «О налоге на имущество организаций» вправе уточнить сферу применения статьи 378.2 НК РФ по своему усмотрению.
В соответствии со статьей 1.1 Закона Воронежской области № 62-ОЗ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества:
1) торговых центров (комплексов) и помещений в них общей площадью до 2000 квадратных метров;
2) нежилых помещений общей площадью до 2000 квадратных метров, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривают размещение торговых объектов, либо фактически используются для размещения торговых объектов;
3) объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилых помещений, гаражей, машино-мест, объектов незавершенного строительства, а также жилых строений, садовых домов, хозяйственных строений или сооружений, расположенных на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
Как следует из материалов дела, проанализировав приведенные выше нормы налогового законодательства, с учетом положений пунктов 4, 6 статьи 1 НК РФ, суд области пришел к выводу о том, что определение перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база исчисляется исходя их кадастровой стоимости, относится к исключительной компетенции региональных законодательных органов власти. Следовательно, к исключительной компетенции регионального органа законодательной власти относится вопрос о включении, или не включении в соответствующий перечень административно – деловых центров. Учитывая, что законом Воронежской области № 62-ОЗ административно – деловые центры не включены в перечень объектов, в отношении которых налоговая база исчисляется исходя их кадастровой стоимости, оснований для предоставления заявителю такого права не имеется. При этом суд области исходил из того, что положения Закона Воронежской области № 62-ОЗ содержат исчерпывающий перечень объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость.
Судебная коллегия апелляционной инстанции считает приведенные выводы суда ошибочными, основанными на неправильном применении и толковании норм материального права.
Пунктом 2 статьи 378.2 НК РФ определено, что законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 данной статьи.
В пункте 1 статьи 1.1 Закона Воронежской области № 62-ОЗ были установлены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Из приведенных правовых норм следует, что федеральный законодатель в статье 378.2 НК РФ определил виды недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, предоставив субъекту Российской Федерации право устанавливать особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в отношении:
- административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них;
- нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания…
Положения абзаца тринадцатого статьи 12 ГК РФ и части 2 статьи 13 АПК РФ направлены - по своему буквальному смыслу - на правильное применение законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении арбитражными судами дел, а значит, на реализацию требований статей 46 (часть 1) и 120 (часть 2) Конституции Российской Федерации и части 3 статьи 5 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» о применении правовых положений, имеющих наибольшую юридическую силу, не предполагают каких-либо исключений из данного правила и потому имеют целью не ограничение, а гарантирование конституционного права на судебную защиту.
Из анализа приведенного законодательства следует, что полномочием по ограничению видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, поименованного в статье 378.2 НК РФ, субъект Российской Федерации не наделен.
На территории Воронежской области такая особенность (по площади и численности населения) была установлена только в отношении торговых центров (комплексов), следовательно, в отношении иных видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, применяются положения статьи 378.2 НК РФ без особенностей.
При этом, применительно к рассматриваемому спору, в целях применения статьи 378.2 НК РФ фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 НК РФ).
Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого определяется из его кадастровой стоимости, если данное помещение входит в состав здания (строения, сооружения), обладающего признаками административно-делового центра или торгового центра (комплекса), - на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, либо если данное помещение является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, и находится в здании (строении, сооружении), не относящемся ни к административно-деловому центру, ни к торговому центру (комплексу).
Как следует из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в ряде его решений (Постановление от 06.12.2017 №37-П, определения от 27.09.2016 № 1782-О, №1784-О и др.), право граждан оспорить в судебном порядке сам нормативный правовой акт органа публичной власти представляет собой дополнительную возможность защиты прав и свобод с применением судебного механизма, которую граждане и юридические лица, по своему усмотрению осуществляющие принадлежащие им гражданские права (пункт 1 статьи 9 ГК РФ), а значит, свободные в выборе способа их защиты (одного или нескольких), могут использовать наряду с такими правовыми средствами, как неприменение судом в конкретном деле нормативного правового акта, противоречащего акту большей юридической силы, а также предъявление в суд исковых требований, основанных на иных формах защиты своих прав.
Апелляционным определением Верховного суда РФ от 13.02.2019 №14-АПГ18-17 оставлено без изменения решение Воронежского областного суда от 11.10.2018 по делу №3а-604/2018, в соответствии с которым отказано в удовлетворении административного искового заявления АО «Галерея Чижова» и ООО «Стройсервис» о признании недействующим со дня принятия пунктов 1 и 2 части 1 статьи 1.1 Закона Воронежской области от 27 ноября 2003 года № 62-03 «О налоге на имущество организаций» в части слов «общей площадью до 2000 квадратных метров» по апелляционной жалобе АО «Галерея Чижова» и ООО «Стройсервис».
Решением Воронежского областного суда от 18.10.2018 по делу №3а-604/2018 былоотмечено,чтоположенияЗаконаВоронежскойобласти№62-ОЗнеизменяютвидобъектовналогообложения,установленныхНКРФ.
Отказывая в удовлетворении указанных выше требований, суд сделал вывод о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят законодательным органом Воронежской области в пределах полномочий, законодательству, имеющему большую юридическую силу, не противоречит. Вывод суда мотивирован тем, что федеральный законодатель предоставил органам власти субъектов Российской Федерации право определять особенности налоговой базы, то есть стоимостной, физической или иной характеристики объектов налогообложения, перечисленных в пункте 1 статьи 378.2 НК РФ.
Между тем такая судебная оценка нормативного правового акта на предмет его соответствия нормативному правовому акту большей юридической силы по существу заявленных АО «Галерея Чижова» и ООО «Стройсервис» требований, с учетом приведенных правовых норм федерального и регионального законодательства, не исключает того обстоятельства что в Перечень на территории Воронежской области подлежат включению и те объекты недвижимого имущества, которые отвечают одному из критериев, поименованного в статье 378.2 НК РФ с учетом ранее сделанных судом выводов.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Основываясь на положениях части 1 статьи 49, части 2 статьи 170 АПК РФ и с учетом правовой позиции, изложенной в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.10.1996 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции», арбитражный суд принимает решение по тому предмету спора, который сформулирован обратившимся в суд лицом - исходя из заявленных им материально-правовых требований.
При этом в силу части 2 статьи 65, части 2 статьи 168 АПК РФ определение закона, подлежащего применению при разрешении спора, является обязанностью суда.
Арбитражный суд не связан правовой квалификацией истцом заявленных требований (спорных правоотношений), а должен рассматривать иск исходя из предмета и оснований (фактических обстоятельств), определяя по своей инициативе круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу, а также решить, какие именно нормы права подлежат применению в конкретном спорном правоотношении (пункт 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019).
Как установлено судебной коллегией на основании анализа писем Департамента от 25.01.2021 № 70-11/92 и № 70-11/93, обращаясь с рассматриваемым заявлением, общество указывает на наличие совокупности условий, необходимых для признания незаконными бездействия Департамента выразившегося в не совершении действий по включению объектов недвижимости:
здания с кадастровым номером 36:34:0401017:494 площадью 77 190,7 кв.м, расположенное по адресу: г. Воронеж, ул. Куколкина, 18 в «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год», утвержденный Приказом Департамента предпринимательства и торговли Воронежской области 25.12.2017 № 70-06/196;
нежилое помещение с кадастровым номером 36:34:0401017:517 общей площадью 62 022,1 кв.м, расположенное по адресу: г. Воронеж, ул. Куколкина, 18 в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Как установлено судебной коллегией, приказами Департамента от 25.12.2017 № 70-06/196, от 29.12.2018 № 70-06/159, от 23.12.2019 № 70-06/163, от 28.12.2020 № 158 в соответствии с требованиями законодательства был определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в обжалованный обществом период времени.
Указанные перечни опубликованы на Официальном интернет-портале правовой информации http://publication.pravo.gov.ru.
Согласно пунктам 1.1, 1.3 Положения о Департаменте предпринимательства и торговли Воронежской области, постановлением Правительства Воронежской области от 11.03.2015 № 149, Департамент является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, реализующим государственную политику на территории Воронежской области в сфере государственного регулирования торговой деятельности, развития малого и среднего предпринимательства, потребительского рынка и туризма.
В своей деятельности Департамент руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, законами Воронежской области, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Воронежской области, а также настоящим Положением.
Согласно пункту 3.1.8 Положения Департамент исполняет государственную функцию - определение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
При этом определение перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база исчисляется исходя их кадастровой стоимости, относится к исключительной компетенции региональных законодательных органов власти. Следовательно, к исключительной компетенции регионального органа законодательной власти относится вопрос о включении, или не включении в соответствующий перечень административно – деловых центров.
На территории Воронежской области во исполнение статьи 378.2 НК РФ не был утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, для целей налогообложения. В связи с чем, отсутствие в Воронежской области нормативно-правового акта, регулирующего порядок проверки фактического использования объекта, а также нормативно-правового акта о порядке формирования Перечня не может ограничивать и изменять обязанности Департамента как уполномоченного органа формировать Перечни объектов, указанных в статье 378.2 НК РФ.
Действующее Положение о Департаменте также не предусматривает ситуацию, при которой информация об объекте недвижимости, определенном в пункте 1 статьи 378.2 НК РФ, поступает в уполномоченный орган от хозяйствующего субъекта.
Как установлено судебной коллегией, вид фактического использования спорных объектов недвижимости не определялся, оценка по виду разрешенного использования земельных участков, на котором расположены данные объекты недвижимости не осуществлялась.
Вместе с тем, как было установлено судебной коллегией, Департамент запрашивал в ЕГРН лишь сведения о наименовании спорного объекта недвижимости, однако наименование объекта капитального строительства не может содержать вид разрешенного использования земельного участка, не может подтверждать его фактическое использование.
Запрашивая из сведений в ЕГРН лишь наименования объектов недвижимости, заинтересованное лицо получило сведения, которые не несут в себе информации, позволяющий проверить соответствие объектов недвижимости критериям, установленным НК РФ.
Учитывая то, что подобные сведения заинтересованным лицом запрошены не были, исследованию подвергались лишь наименования объектов недвижимости, запрос носил лишь формальный характер.
С учетом положений части 1 статьи 198, положений главы 24 АПК РФ ненормативный правовой акт - это принятый компетентным органом в результате реализации им своих властных полномочий акт (независимо от формы выражения), который адресован конкретному лицу, содержит обязательные для этого лица правила поведения и влечет для него правовые последствия.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации нормативный правовой акт - это акт общего действия, адресованный неопределенному кругу лиц, рассчитанный на многократное применение, который содержит конкретизирующие нормативные предписания, общие правила и является официальным государственным предписанием, обязательным для исполнения Согласно пункту 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются следующие: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом; наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что предметом обжалования является выраженный в письмах от 25.01.2021 № 70-11/92 и № 70-11/93 отказ Департамента о включении спорных объектов в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, представляет собой ответ на заявления общества, носит властный характер, поскольку исходит от государственного органа в связи с реализацией им публичных полномочий и принят в одностороннем порядке, направлен на урегулирование индивидуального и конкретного правоотношения по вопросу исключения объектов в Перечни, следовательно, оспариваемый отказ имеет характер ненормативного правового акта, а возникшие правоотношения сторон вытекают из административных и иных публичных правоотношений, в связи с чем отказ Департамента правомерно оспорен заявителем в порядке главы 24 АПК РФ в установленный законом срок, применительно к положениям статьи 198 АПК РФ. В связи с чем, по мнению судебной коллегии, возможность обращения в суд с рассматриваемыми требованиями для заявителя не утрачена.
Судебной коллегией также принято во внимание, что налоговые обязательства производны от экономической деятельности, а налоги должны быть установлены в их общей системе сообразно их существу, имея в виду экономическую обоснованность налогов и недопустимость их произвольного введения; взимание налога на имущество организаций без учета фактического использования объекта налогообложения, без учета целевого назначения земельного участка на котором расположен объект недвижимости, неоправданно в конституционно-правовом отношении, поскольку допускает возложение повышенной налоговой нагрузки на налогоплательщика без экономических на то оснований и не позволяет - вопреки статьям 19 (части 1 и 2) и 57 Конституции Российской Федерации, принципам равенства и справедливости налогообложения. При этом отказ налогоплательщику в таком праве не может быть обусловлен объективной невозможностью пообъектного (индивидуального) исследования объекта, применительно к нормам статьи 378.2 НК РФ.
Как установлено апелляционным судом, АО «Галерея Чижова» является правообладателем объекта недвижимого имущества: нежилого здания (№ 36:34:0401017:494) и помещения (№ 36:34:0401017:517), образованного впоследствии путем выделения из данного здания.
Общество является долевым собственником как здания, так и помещения; ему принадлежит 17/20 долей в праве собственности. Другим сособственником является ООО «Стройсервис», что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект (имеется в материалах дела).
Доли каждого из собственников являются «идеальными» и не выделены «в натуре» в отдельные помещения/территории.
Нахождение объекта недвижимости в собственности двух и более лиц допускает условиями пунктов 3,4 статьи 378.2 НК РФ в целях признания объекта административным и/или торговым центром.
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание, помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое, в частности, фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Таким образом, НК РФ разделяет фактическое использование здания для собственных нужд, не связанных с производством (административное назначение), и коммерческого использования (сдача в аренду под офисы).
По смыслу статьи 6, пункта 1 статьи 168, пункта 4 статьи 170 АПК РФ арбитражный суд не связан правовой квалификацией спорных отношений, которую предлагают стороны, и должен рассматривать заявленные требования по существу, исходя из фактических правоотношений. Суд определяет правильную правовую квалификацию исковых требований и может их удовлетворить, если это не изменяет фактического основания и предмета иска, а также не влияет на объем заявленных требований.
Как установлено судебной коллегией на основании совокупной оценки собранных по делу доказательств, общая площадь в здании (помещении), предназначенная и фактически используемая для ведения административно-деловой и торговой деятельности и принадлежащая АО «Галерея Чижова» из расчета 17/20 долей в праве собственности, превышает 20% общей площади здания (помещения).
Из материалов дела усматривается, что здание с кадастровым номером 36:34:0401017:494, расположенное по адресу: г. Воронеж, ул. Куколкина, 18, имеет площадь 77 190,7 кв.м (дата постановки здания на кадастровый учет 18.04.2017, дата регистрации права собственности 18.04.2017, что подтверждается выпиской из ЕГРН по состоянию на 04.07.2017).
Данный объект недвижимости заявитель просит включить в «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год», утв. Приказом Департамента 25.12.2017 № 70-06/196.
Помещение с кадастровым номером 36:34:0401017:517, расположенное по адресу: г. Воронеж, ул. Куколкина, 18, имеет площадью 62022,1 кв.м (дата постановки на кадастровый учет 27.06.2018, дата регистрации права собственности 03.07.2018, что подтверждается выпиской из ЕГРН по состоянию на 03.07.2018).
Данный объект недвижимости общество просит включить в «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год», утв. Приказом Департамента от 29.12.2018 года №70-06/159, а также Перечни на 2020 и 2021 годы.
Материалами дела подтверждается, что фактическим использованием здания с кадастровым номером 36:34:0401017:494 и помещения с кадастровым номером 36:34:0401017:517 является:
размещение объектов торговли - подтверждается договорами аренды для размещения объектов торговли (магазинов), заключением кадастрового инженера от 28.01.2021 и актом осмотра кадастрового инженера от 02.04.2021;
размещение офисов - подтверждается договорами аренды для размещения офисов (договор аренды КД.ГЧ.ТЦ.ОФ-1 от 05.07.2017, договор аренды КД.ГЧ.ТЦ.ОФ-2 10.07.2017, договор аренды КД.ГЧ.ТЦ.ОФ-3 от 07.08.2017, договор аренды КД.ГЧ.ТЦ.ОФ-4 04.09.2017), заключением кадастрового инженера от 28.01.2021 и актом осмотра кадастрового инженера от 02.04.2021, сведениями ФНС с интернет ресурса «Прозрачный бизнес».
Согласно заключению кадастрового инженера от 28.01.2021 спорное здание является одновременно административным и торговым центром. Кроме того, кадастровым инженером установлено, что здание используется для размещения объектов торговли, офисных помещений, объектов бытового обслуживания и объектов офисной инфраструктуры (парковок) и в здании на этажах 7 и 7а расположены офисные помещения, которые имеют самостоятельное назначение: «для размещения офисов».
Заключением кадастрового инженера от 02.04.2021 также установлено, что в здании (-2, -3, -4 этажи) расположены парковочные места, обозначенные соответствующей разметкой.
Вышеуказанные заключения не оспорены ответчиком и третьими лицами, материалам дела и иным доказательствам не противоречат.
Дополнительным подтверждением использования здания для размещения офисов являются данные публичного интернет ресурса Федеральной Налоговой службы – «ПРОЗРАЧНЫЙ БИЗНЕС», опубликованные в сети Интернет по адресу https://pb.nalog.ru/index.html (из данных ресурса «ПРОЗРАЧНЫЙ БИЗНЕС» следует, что по адресу г. Воронеж, ул. Куколкина, д. 18 зарегистрированы 2 (два) юридических лица, местом их нахождения указан адрес здания – г. Воронеж, ул. Куколкина д.18, а именно, организации: ООО «Стройинжиниринг» Юр. адрес: 394018, Воронежская область, г. Воронеж, ул. Куколкина, д. 18, ком. 63 ОГРН: 1223600000964, ИНН: 3664251617 и ООО «Элемент Питания», юр. адрес: 394018, Воронежская область, г. Воронеж, ул. Куколкина, д. 18, апартаменты 101. ИНН 366513340747 ОГРН 1203600016608).
Согласно экспликации помещений к поэтажному плану строения (по состоянию на 09.08.2016 и 16.10.2017), в его состав входят помещения различного наименования и функционального назначения – торговые и офисные, общественные пространства и помещения, необходимые для обслуживания.
Из содержания экспликации усматривается, что в составе здания в качестве специального назначения выделена «офисная площадь». Офисная площадь в зависимости от ее предназначения разделена на «основную» и «вспомогательную».
Также из экспликации помещений видно, что в здании присутствуют помещения с названиями «офисное помещение», что подтверждает их функциональное назначение.
Аналогичным образом отражены сведения о торговых площадях здания (для ведения торговой деятельности предусмотрена «основная площадь» и «вспомогательная»).
В части правовой квалификации спорных объектов, учитывая, что спор между сторонами сводится к установлению одного обстоятельства (вопроса факта) о том, какой процент от общей площади объектов использовался под размещение торговых объектов, офисов и элементов офисной инфраструктуры, судом апелляционной инстанции дана оценка имеющимся в деле доказательствам и установлено следующее.
Здание (36:34:0401017:494) | |
Общаяплощадь | 77190,7кв.м |
Величина20%отобщейплощади | 15438,14кв.м |
Дляведенияторговойиадминистративнойдеятельности | 21117,88кв.м |
РазмерпринадлежащейАОГалереяЧижовадоли (17/20) вправесобственности | 65612,09кв.м |
Размерплощадиведенияторговойиадминистративнойдеятельностиисходяизправасобственностина17/20 доли | 17950,19кв.м |
Здание(36:34:0401017:517) | |
Общая площадь | 62 022,1кв.м |
Величина20%отобщейплощади | 12404,42кв.м |
Дляведенияторговойиадминистративнойдеятельности | 18215,28кв.м |
Размер принадлежащей АО Галерея Чижовадоли(17/20)вправесобственности | 52718,78кв.м |
Размер площади ведения торговой иадминистративнойдеятельностиисходяиз правасобственностина17/20доли | 15482,98кв.м |
Судебной коллегией было установлено, что многофункциональное назначение спорных объектов (торговое и административное (офисное) следует из технической и разрешительной (строительной) документации на него.
Пунктом 315 Приказа Госстандарта от 30.03.2015 №365 утвержден свод правил (СП) 160.1325800.2014 «Здания и комплексы многофункциональные. Правила проектирования». Указанный свод правил введен в действие в соответствии с Приказом Минстроя России от 07.08.2014 №440/ПР.
В соответствии с пунктом 3.4 СП 160.1325800.2014 многофункциональным комплексом признается комплекс, включающий два и более здания различного функционального назначения (в том числе многофункциональные), взаимосвязанные друг с другом с помощью планировочных приемов.
Согласно пункту 3.11 названного СП коммуникационные пространства – это зоны и помещения зданий и сооружений или участков, предназначенные главным образом для движения по ним людских потоков.
В соответствии с пунктом 6.1.2 СП в состав многофункциональных зданий и комплексов, могут быть включены следующие основные группы помещений: жилые помещения (квартиры (том числе пентхаусы), помещения для временного проживания (жилые ячейки и блоки общежитий, номера гостиниц), общественные помещения для организации мест приложения труда и обслуживания населения, производственные помещения
Согласно пункту 6.3 указанных СП к общественным помещениям относятся, в т.ч., офисы.
В соответствии с требованиями СП 160.1325800.2014, при определении этажности здания учитывают все надземные этажи, в том числе технические этажи, мансардный, а также цокольный этаж, если верх его перекрытия находится выше средней планировочной отметки земли не менее чем на 2 м. При определении количества этажей здания учитывают все этажи, включая подземные, подвальный, цокольный, надземные, технические, мансардный и технический чердак; не учитывают: подполье, независимо от его высоты, а также междуэтажное пространство и технический чердак высотой менее 1,8 м (Приложение А, пункт А.1.7).
Согласно СП «ЗДАНИЯ ТОРГОВО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ» (464.1325800.2019) торгово-развлекательный комплекс (ТРК) - здание или комплекс зданий, помещения которого (которых) предназначены для размещения предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, реализующих универсальный или специализированный ассортимент товаров и услуг, объектов физкультурно-спортивного назначения, культурно-досуговых учреждений, которые связаны между собой через коммуникационные пространства в виде помещений общего пользования для передвижения покупателей (посетителей), персонала (пункт 3.1.1).
В силу пункта 5.2 СП 464.1325800.2019 ТРК допускается проектировать как отдельно стоящими, так и в составе многофункциональных комплексов, высотных комплексов, транспортно-пересадочных узлов.
Как следует из письменных пояснений общества и подтверждается материалами дела, факт создания здания кадастровым номером 36:34:0401017:494 площадью 77 190,7 кв.м как объекта недвижимости подтверждается разрешением на ввод объекта в эксплуатацию № 36-RU36302000-004-2017 от 18.01.2017, выпиской из ЕГРН от 18.04.2017 (имеются в материалах дела).
После завершения второго этапа (очереди) строительства площадь здания была увеличена до 123 518,6 кв.м.
Завершение второго этапа подтверждается разрешением на ввод объекта в эксплуатацию № 36-RU36302000-112-2017 от 30.11.2017, выпиской из ЕГРН от 09.01.2018.
Право собственности АО «Галерея Чижова» на здание с увеличенной площадью 123 518,6 кв.м было зарегистрировано 09.01.2018.
Таким образом, строительство здания с кадастровым номером 36:34:0401017:494 производилось в 2 этапа (очереди):
- первый этап был введен в эксплуатацию 18.01.2017, его площадь составила 77 190,7 кв.м, право собственности возникло 18.04.2017;
- второй этап был введен в эксплуатацию 30.11.2017, его площадь с учетом первого этапа составила 123 518,6 кв.м, право собственности зарегистрировано 09.01.2018.
В 2017 году был завершен второй этап строительства здания, площадь увеличилась до 123 518,6 кв.м (здание было достроено).
После завершения 1 и 2 этапа строительства был произведен раздел здания на отдельные объекты недвижимости (помещения). Были образованы несколько нежилых помещений. Каждому из нежилых помещений были присвоены кадастровые номера, помещения стали самостоятельными объектами недвижимости.
Таким образом, в результате раздела здания на несколько помещений были образованы:
- Административно-торговый комплекс, кадастровый номер 36:34:0401017:517, S=62022,1 кв. м.
- Гостиница, кадастровый номер 36:34:0401017:504, S= 6843,4 кв.м.
- Парковка (-3 эт), кадастровый номер 36:34:0401017:516, S=7246 кв.м.
- Парковка (-4 эт), кадастровый номер 36:34:0401017:515, S=7246 кв.м.
- нежилые помещения (Апартаменты).
Из всех вновь образованных объектов недвижимости АО «Галерея Чижова» просит включить в Перечни на 2019-2021 только объект с кадастровым номером 36:34:0401017:517 площадью 62022,1 кв.м., который является одновременно торговым и административным комплексом.
Требование о включении объекта с кадастровыми номерами 36:34:0401017:517 в перечни на 2019 - 2021 обусловлено тем, что право собственности заявителя было зарегистрировано 03.07.2018.
Вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ лицами, участвующими в деле доказательствами, отвечающим требованиям относимости и допустимости, доводы общества, расчеты площадей не опровергнуты. Стороной ответчика и третьего лица не представлено подтверждений о фактическом использовании спорных объектов в спорные периоды отличных от заявленных.
Следовательно, при обстоятельствах, когда основным видом деятельности общества является аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом, здание и помещение предлагаются в аренду отдельными помещениями разной площади, спорные объекты недвижимости подлежат включению в Перечни на 2018, 2019, 2020, 2021 годы по назначению расположенных в нем помещений.
Судом также установлено, что принадлежащие заявителю объекты недвижимости (здание с кадастровым номером 36:34:0401017:494 и помещение с кадастровым номером 36:34:0401017:517) располагаются на земельных участках:
1. земельный участок с кадастровым номером 36:34:0401017:1, площадью 12 685 кв.м, расположен по адресу: г. Воронеж, ул. Кольцовская, д.35. (вид разрешенного использования «для размещения универмага» (действовал до 15.10.2010), что подтверждается договором аренды № 206-07гз от 11.04.2007 земельного участка с кадастровым номером 36:34:0401017:1 с 15.10.2010 вид разрешенного использования: «торгово-деловой центр», что подтверждается дополнительным соглашением от 15.10.2010 к договору аренды № 206-07гз от 11.04.2007);
2. земельный участок с кадастровым номером 36:34:0401017:52, площадью 7 782 кв.м, расположен по адресу: г. Воронеж, ул. Куколкина, 18 (вид разрешенного использования: «строительство многофункционального гостиничного комплекса», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 28.10.2015);
3. земельный участок с кадастровым номером 36:34:0401017:268, площадью 888 кв.м, по адресу: г. Воронеж, ул. Куколкина, д.18в (вид разрешенного использования – «для проектирования и строительства многофункционального гостиничного комплекса», что подтверждается договором аренды № 2709 -13/гз (действовал до 25.07.2019), с 25.07.2019 вид разрешенного использования – объекты торговли (торговые центры, торгово- развлекательные центры (комплексы), что подтверждается договором аренды № 6023-19/гз от 25.07.2019);
4. земельный участок с кадастровым номером 36:34:0401017:267, площадью 252 кв.м, по адресу: г. Воронеж, ул. Куколкина, д.18д (вид разрешенного использования – для проектирования и строительства многофункционального гостиничного комплекса (действовал до 25.07.2019) с 25.07.2019 вид разрешенного использования - «Объекты торговли (торговые центры, торгово- развлекательные центры (комплексы)», что подтверждается договором аренды № 6022-19/гз от 25.07.2019);
5. земельный участок с кадастровым номером 36:34:0401017:21, площадью 347 кв.м, по адресу: г. Воронеж, ул. Плехановская, д. 27А (вид разрешенного использования - «строительство многофункционального гостиничного комплекса») (действовал до 24.10.2017), с 24.10.2017 вид разрешенного использования – «строительство многофункционального гостиничного комплекса», что подтверждается договором аренды № 4653-17/ГЗ от 24.10.2017).
Согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного объекта капитального строительства требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка и разрешенному использованию земельного участка.
Согласно части 2 статьи 36 ГрК РФ, градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.
В соответствии со статьей 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Из буквального толкования статей 11, 378.2 НК РФ и статьи 37 ГрК РФ следует вывод, что для целей определения объекта недвижимости облагаемого по кадастровой стоимости, по критерию вида разрешенного использования земельного участка, достаточно установить, что один из основных, вспомогательных либо условно- разрешенных видов использования земельного участка предполагает размещение:
офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
При этом в соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 57.3 ГрК РФ в градостроительном плане земельного участка содержится информация: об основных, условно разрешенных и вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка, установленных в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом.
Как установлено судебной коллегией:
Земельный участок 36:34:0401017:1 (12 685 кв.м), г. Воронеж, ул. Кольцовская, д.35. В соответствии с градостроительным планом земельного участка № RU-36302000- 0000000000000930 от 29.11.2010, участок 36:34:0401017:1 относится к зоне «О1 – Многофункциональный общегородской центр».
Согласно градостроительному плану участок имеет, среди прочих, следующие основные виды разрешенного использования:
- торговые комплексы, торговые центры, универмаги (стр. 4 Градостроительного плана);
- объекты бытового обслуживания (стр. 4 Градостроительного плана);
- многофункциональные развлекательные комплексы (стр. 4 Градостроительного плана);
- административные здания (стр. 4 Градостроительного плана).
Согласно градостроительному плану видом разрешенного использования участка является «торгово-деловой центр» (стр.5 градостроительного плана).
Земельный участок 36:34:0401017:52 (7 782 кв.м), г. Воронеж, ул. Куколкина, д.18. В соответствии с градостроительным планом земельного участка № RU-36302000- 0000000000003081 от 10.09.2012, земельный участок с кадастровым номером 36:34:0401017:52 (на котором расположен объект недвижимости с кадастровым номером 36:34:0401017:494) относится к зоне П-3 «Зона трансформации».
Согласно градостроительному плану участок имеет, среди прочих, следующие основные виды разрешенного использования:
- торговые комплексы, торговые центры, универмаги (стр. 3 Градостроительного плана);
- объекты бытового обслуживания (стр. 3 Градостроительного плана);
- административные здания (стр. 4 Градостроительного плана).
Земельный участок 36:34:0401017:268 (888 кв.м) г. Воронеж, ул. Куколкина, д.18В. В соответствии с градостроительным планом земельного участка № RU-36302000- 0000000000003633 от 03.12.2013 земельный участок с кадастровым номером 36:34:0401017:268 относится к зоне «О1 – Многофункциональный общегородской центр».
Согласно градостроительному плану участок имеет, среди прочих, следующие основные виды разрешенного использования:
- торговые комплексы, торговые центры, универмаги (стр. 3 Градостроительного плана);
- объекты бытового обслуживания (стр. 3 Градостроительного плана);
- многофункциональные развлекательные комплексы;
- административные здания (стр. 4 Градостроительного плана).
Земельный участок 36:34:0401017:267 (252 кв.м), г. Воронеж, ул. Куколкина, д.18Д. В соответствии с градостроительным планом земельного участка № RU-36302000- 0000000000003632 от 03.12.2013 земельный участок с кадастровым номером 36:34:0401017:267 относится к зоне «Ж-5 – Зона среднеэтажной застройки».
Согласно градостроительному плану участок имеет, среди прочих, следующие основные виды разрешенного использования:
- торговые комплексы, торговые центры, универмаги (стр. 3 Градостроительного плана);
- объекты бытового обслуживания (стр. 3 Градостроительного плана);
- многофункциональные развлекательные комплексы (стр. 4 Градостроительного плана);
- административные здания (стр. 4 Градостроительного плана).
Земельный участок 36:34:0401017:21 (347 кв.м), г. Воронеж, ул. Плехановская, д. 27А. В соответствии с градостроительным планом № RU-36302000-0000000000003086 земельного участка от 31.08.2012 земельный участок с кадастровым номером 36:34:0401017:21 относится к зоне «О1 – Многофункциональный общегородской центр».
Согласно градостроительному плану участок имеет, среди прочих, следующие основные виды разрешенного использования:
- торговые комплексы, торговые центры, универмаги (стр. 3 Градостроительного плана);
- торгово-выставочные комплексы;
- объекты бытового обслуживания (стр. 3 Градостроительного плана);
- многофункциональные развлекательные комплексы (стр. 4 Градостроительного плана);
- административные здания (стр. 4 Градостроительного плана).
Таким образом, вид разрешенного использования земельных участков также подтверждает соответствие критериям отнесения объектов, указанным в пунктах 3,4 статьи 378.2 НК РФ.
Как ранее изложено, Департамент определен уполномоченным исполнительным органом государственной власти Воронежской области по определению Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость.
Учитывая, что спорные Перечни были сформированы и утверждены Департаментом без включения в его состав исследуемых объектов недвижимости, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о нарушении уполномоченным органом положений Налогового кодекса РФ, и Закона Воронежской области № 62-ОЗ, как следствие, о неправомерном бездействии Департамента.
По правилам, предусмотренным пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, суд, признавая незаконным решение органа, осуществляющего публичные полномочия, в решении должен указать также на обязанность такого органа совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
При этом способ устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя определяется судом с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела и норм действующего законодательства, предусматривающих соответствующие обязанности органов, осуществляющих публичные полномочия.
Таким образом, апелляционная коллегия находит правомерным возложение на Департамент обязанности по включению спорных объектов недвижимости в Перечни, действовавшие в соответствующие периоды.
Доводы Департамента о неисполнимости обжалуемого решения, в том числе, со ссылкой на постановление правительства Воронежской области от 18.11.2021 № 659 «О внесении изменений в некоторые постановления правительства Воронежской области», которым полномочия Департамента предпринимательства и торговли Воронежской области по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, были переданы в ведение департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, подлежат отклонению в силу следующего.
Действительно, постановлением правительства Воронежской области от 18.11.2021 № 659 (опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 19.11.2021) полномочия по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, переданы департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области.
Однако в силу пункта 1 части 7 статьи 378.2 НК РФ перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определяется уполномоченным органом не позднее первого числа очередного налогового периода.
Таким образом, передача полномочий по формированию перечня объектов недвижимости для целей статьи 378.2 НК РФ после 1 числа очередного налогового периода предполагает возможность их реализации лишь в отношении следующего налогового периода.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 379 НК РФ налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается один год.
Таким образом, из системного толкования приведенных норм суд приходит к выводу, что в рассматриваемом случае ДИЗО Воронежской области переданы полномочиями по определению перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на следующий налоговый период – то есть на 2022 год.
Органом, уполномоченным по определению Перечней объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019-2021 годы, и ответственным за их ведение являлся и остается Департамент.
Доводы о том, что внесение дополнений в спорные перечни не допускаются, основаны на неверном толковании норм права.
Правовая позиция, согласно которой объект недвижимости, отвечающий критериям, предусмотренным пунктом 1 статьи 378.2 НК РФ, но своевременно не включенный в установленный законом Перечень, должен быть включен в такой Перечень и после окончания соответствующего налогового периода, поддержана Определением Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2021 № 304-ЭС21-7571 по делу
№ А45-43368/2019.
Кроме того, судом апелляционной инстанции учитываются положения пункта 19 Постановления Пленума № 50, согласно которым после прекращения действия нормативного правового акта заинтересованное лицо вправе оспорить в суде в порядке, предусмотренном главами 22 КАС РФ, 24 АПК РФ, решения, действия (бездействие), основанные на таком акте.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований общества в полном объеме.
Доводы, приведенные в письменных позициях Межрайонной ИФНС РФ №16 по Воронежской области, были предметом подробного исследования апелляционной инстанции и признаются не состоятельными, так как свидетельствуют о неверном понимании норм материального права и правоприменительной практики, в том числе по делам № А14-1199/2021, № А14-1410/2021.
Расходы по оплате госпошлины за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанциях, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, относятся на Департамент.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы АО «Галерея Чижова» было уплачено 3000 руб. государственной пошлины, из доходов федерального бюджета подлежат возврату 1 500 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению № 1690 от 28.07.2021.
Руководствуясь статьями 110, 104, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.07.2021 по делу № А14-1199/2021 отменить.
признать незаконным отказ Департамента предпринимательства и торговли Воронежской области о включении здания с кадастровым номером № 36:34:0401017:494 площадью 77 190,7 кв.м, расположенное по адресу: г. Воронеж, ул. Куколкина, 18 в «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год», утвержденный Приказом Департамента предпринимательства и торговли Воронежской области 25.12.2017 № 70-06/196, выраженный в письме № 70-11/93 от 25.01.2021;
признать незаконным отказ Департамент предпринимательства и торговли Воронежской области о включении нежилого помещения с кадастровым номером 36:34:0401017:517 общей 62022,1 кв.м., расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Куколкина, 18 в следующие перечни:
-«Перечень объектов недвижимости в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2021» утв. Приказом Департамента предпринимательства и торговли Воронежской области № 158 от 28.12.2020,
-«Перечень объектов недвижимости в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2020» утв. Приказом Департамента предпринимательства и торговли Воронежской области от 23.12.2019 № 70-06/163,
-«Перечень объектов недвижимости в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019» утв. Приказом Департамента предпринимательства и торговли Воронежской области от 29.12.2018 №70- 06/159, выраженный в письме № 70-11/92 от 25.01.2021.
Обязать Департамент предпринимательства и торговли Воронежской области (ОГРН 1153668015885, ИНН 3666197972) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов акционерного общества «Галерея Чижова».
Взыскать с Департамента предпринимательства и торговли Воронежской области (ОГРН 1153668015885, ИНН 3666197972) в доход федерального бюджета 6 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции.
Взыскать с Департамента предпринимательства и торговли Воронежской области (ОГРН 1153668015885, ИНН 3666197972) в пользу акционерного общества «Галерея Чижова» (ОГРН 1063667262394, ИНН 3664075640) 7 500 руб. в возмещении расходов по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанциях.
Возвратить акционерному обществу «Галерея Чижова» (ОГРН 1063667262394, ИНН 3664075640) из доходов федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению № 1690 от 28.07.2021. Выдать справку на возврат госпошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья | И.В. Ушакова |
Судьи | Н.А. Песнина |
Н.Д. Миронцева |