ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
04.10.2023 года дело № А36-4621/2023
г. Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 27.09.2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04.10.2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пороника А.А.
судей Аришонковой Е.А.
Малиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Белкиным Д.Ю.,
при участии:
от Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области, общества с ограниченной ответственностью «Люкс Маркет»: представители не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области
на решение Арбитражного суда Липецкой области от 09.08.2023 по делу № А36-4621/2023 (в части)
по заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области (ОГРН 1024840838362, ИНН 4826004782)
к обществу с ограниченной ответственностью «Люкс Маркет» (ОГРН 1164827073718, ИНН 4826128330)
о взыскании финансовой санкции в сумме 2 500 руб. за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за июнь 2019 г., август 2019 г., 2019 г., 2021 г.,
УСТАНОВИЛ:
отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области (далее – ОСФР по Липецкой области, фонд, истец) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Люкс Маркет» (далее – ООО «Люкс Маркет», общество, ответчик) о взыскании финансовой санкции в сумме 2 500 руб. за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за июнь 2019 г., август 2019 г., 2019 г., 2021 г.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 09.08.2023 заявление удовлетворено в части. С ООО «Люкс Маркет» в пользу ОСФР по Липецкой области взыскано 1 500 руб. финансовой санкции за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за июнь 2019 г., август 2019 г., 2021 г. В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым решением, ОСФР по Липецкой области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение арбитражного суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ОСФР по Липецкой области указывало на то, что поскольку страхователем ООО «Люкс Маркет» в установленный пятидневный срок уточненных (исправленных) сведений за 2021 г. представлено не было, в отношении него были применены финансовые санкции в размере 500 руб. (1 застрахованное лицо х 500 руб.). Кроме того, были представлены не уточненные (исправленные) сведения в отношении конкретного застрахованного лица, которые уже были представлены в исходной форме СЗВ-СТАЖ за 2019 г., а имело место несвоевременное первичное представление сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 г. (дополняющая) в отношении еще нескольких застрахованных лиц, сведения о которых не были указаны в своевременно представленной исходной форме СЗВ-СТАЖ за 2019 г.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. При этом от фонда поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителей.
На основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Из апелляционной жалобы следует, что решение обжалуется в части отказа в удовлетворении заявленных требований.
Материалы дела не содержат возражений лиц, участвующих в деле, против проверки законности и обоснованности решения только в обжалуемой части.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Учитывая отсутствие возражений участников спора по поводу проверки законности и обоснованности решения только в обжалуемой части, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части. При этом суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, ООО «Люкс Маркет» является страхователем по обязательному пенсионному страхованию на основании пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (положения закона в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений, далее – ФЗ № 167-ФЗ), статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (наименование и положения закона в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений, далее – ФЗ № 27-ФЗ).
Эпизоды несоблюдения страхователем требований законодательства в части предоставления сведений следующие:
1) 30.07.2019 (с нарушением установленного срока) ООО «Люкс Маркет» представило в орган пенсионного фонда сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М (исходная) за июнь 2019 г. на 1 застрахованное лицо.
04.10.2019 органом пенсионного фонда составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном учете) в системе обязательного пенсионного страхования № 058S18190005807.
21.11.2019 решением № 058S19190006547 ООО «Люкс Маркет» привлечено к ответственности на основании части 3 статьи 17 ФЗ 27-ФЗ в виде финансовой санкции в размере 500 руб. за 1 застрахованное лицо.
25.12.2019 в адрес страхователя на основе указанного решения направлено требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 058S01190006526 в размере 500 руб. до 17.01.2020.
2) 19.09.2019 (с нарушением установленного срока) ООО «Люкс Маркет» представило в орган пенсионного фонда сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М (исходная) за август 2019 г. на 1 застрахованное лицо.
05.11.2019 органом пенсионного фонда составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном учете) в системе обязательного пенсионного страхования № 058S18190006631.
23.12.2019 решением № 058S19190007433 ООО «Люкс Маркет» привлечено к ответственности на основании части 3 статьи 17 ФЗ 27-ФЗ в виде финансовой санкции в размере 500 руб. за 1 застрахованное лицо.
07.02.2020 в адрес страхователя на основе указанного решения направлено требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 058S01200000686 в размере 500 руб. до 26.02.2020.
3) 13.05.2020 ООО «Люкс Маркет» представило в орган пенсионного фонда сведения по форме СЗВ-СТАЖ (дополняющая) на 1 застрахованное лицо за 2019 г.
02.07.2020 органом пенсионного фонда составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном учете) в системе обязательного пенсионного страхования № 058S18200003212.
17.08.2020 решением № 058S19200003971 ООО «Люкс Маркет» привлечено к ответственности на основании части 3 статьи 17 ФЗ 27-ФЗ в виде финансовой санкции в размере 500 руб. за 1 застрахованное лицо.
23.09.2020 в адрес страхователя на основе указанного решения направлено требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 058S01200003885 в размере 500 руб. до 13.10.2020.
4) ООО «Люкс Маркет» в установленный срок не представило в орган пенсионного фонда сведения индивидуального (персонифицированного) учета за 2021 г. по форме СЗВ-СТАЖ.
Фондом исходя из представленных сведений по форме СЗВ-М за 2021 г. выявлены нарушения в отношении 1 застрахованного лица.
06.04.2022 органом пенсионного фонда составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном учете) в системе обязательного пенсионного страхования № 058S18220003603.
12.05.2022 решением № 058S19220004722 ООО «Люкс Маркет» привлечено к ответственности на основании части 3 статьи 17 ФЗ 27-ФЗ в виде финансовой санкции в размере 500 руб. за 1 застрахованное лицо.
03.06.2022 в адрес страхователя на основе указанного решения направлено требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 058S01220004758 в размере 500 руб. до 14.06.2022.
5) 18.05.2022 орган пенсионного фонда направил в адрес общества уведомление № 4205/01-11/14317 об устранении в течение 5 рабочих дней ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 г. и сведениями по форме СЗВ-М за 2021 г. Выявленное несоответствие заключалось в непредставлении страхователем сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 г.
14.11.2022 органом пенсионного фонда составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном учете) в системе обязательного пенсионного страхования № 058S18220012643.
14.12.2022 решением № 058S19220013762 ООО «Люкс Маркет» привлечено к ответственности на основании части 3 статьи 17 ФЗ 27-ФЗ в виде финансовой санкции в размере 500 руб. за 1 застрахованное лицо.
13.01.2023 в адрес страхователя на основе указанного решения направлено требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 058S01230000233 в размере 500 руб. до 23.01.2023.
24.04.2023 в связи с неисполнением в добровольном порядке требований фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с общества 2 500 руб. финансовых санкций.
10.05.2023 по делу № А36-3266/2023 Арбитражным судом Липецкой области вынесен судебный приказ о взыскании с ООО «Люкс Маркет» в пользу ОСФР по Липецкой области финансовой санкции в размере 2 500 руб. за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за июнь 2019 г., август 2019 г., 2019 г., 2021 г.
24.05.2023 судебный приказ от 10.05.2023 по делу № А36-3266/2023 отменен в связи с поступлением от должника возражений относительно исполнения судебного приказа.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения фонда в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Суд частично удовлетворил иск и взыскал с ООО «Люкс Маркет» в пользу ОСФР по Липецкой области 1 500 руб. финансовых санкций за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за июнь 2019 г., август 2019 г., 2021 г.
Судебный акт не обжалуется в части взыскания финансовых санкций в размере 1 500 руб., правомерность выводов суда первой инстанции в указанной части не является предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
При этом, принимая судебный акт в части отказа в удовлетворении требований о взыскании финансовых санкций в сумме 1 000 руб. за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 г., 2021 г., арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно абзацу 3 части 2 статьи 15 ФЗ № 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 2 ст. 11 ФЗ № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1)страховой номер индивидуального лицевого счета;
2)фамилию, имя и отчество;
3)дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
4)дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
5)периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
6)другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;
7)суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
8)периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
9)документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Предусмотренные пунктом 2 статьи 11 ФЗ № 27-ФЗ сведения представляются по форме СЗВ-СТАЖ, утвержденной постановлением Правления ПФ РФ от 06.12.2018 № 507п (действовала в спорный период).
На основании ч. 3 ст. 17 ФЗ № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 – 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 ФЗ № 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений.
При этом следует понимать, что:
1.непредставление сведений в установленный срок – это непредставление сведений в отношении всех или части застрахованных лиц;
2.представление неполных сведений – это представление не всех сведений в отношении одного застрахованного лица;
3.представление недостоверных сведений – это представление сведений, не соответствующих действительности.
Таким образом, для привлечения страхователя к ответственности на основании части 3 статьи 17 ФЗ № 27-ФЗ необходимо доказать, что страхователь, имея обязанность по представлению органу пенсионного фонда сведений индивидуального (персонифицированного) учета, не исполнил данную обязанность либо исполнил ее ненадлежащим образом, представив в фонд сведения с нарушением установленного срока либо неполные (недостоверные) сведения, не позволяющие вести индивидуальный (персонифицированный) учет.
В силу части 1 статьи 15 ФЗ № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом. При этом срок, в течение которого страхователь может представить дополняющую форму СЗВ-СТАЖ, не установлен.
Статьей 19 ФЗ № 27-ФЗ предусмотрено, что Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На дату представления заявителем сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ (дополняющая) за 2019 год действовала Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденная приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н (далее – Инструкция № 766н, окончание действия – 26.07.2020), определяющая порядок ведения Пенсионным фондом Российской Федерации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, детях, а также сведений о других категориях физических лиц для открытия индивидуального лицевого счета с целью предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе порядок регистрации в системе обязательного пенсионного страхования; порядок представления и сроки приема и учета территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о застрахованных лицах, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета; порядок контроля за достоверностью сведений индивидуального (персонифицированного) учета; порядок хранения и уничтожения документов, содержащих сведения индивидуального (персонифицированного) учета.
В пункте 37 Инструкции № 766н указано, что при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.
Датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя.
Представленные страхователем индивидуальные сведения, содержащие ошибки и (или) несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также не соответствующие установленным формам и форматам, в лицевые счета застрахованных лиц не вносятся.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
В пункте 39 Инструкции № 766н закреплено, что в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14.07.2003 № 12-П, при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.
В определении Верховного Суда РФ от 01.02.2018 № 306-КГ17-21843 указано, что официальная позиция Пенсионного Фонда ориентирует страхователей на сотрудничество и исходит из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность.
В случае если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также в случае, если страхователь в установленный срок исправил обнаруженные территориальным органом ошибки, финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 ФЗ № 27-ФЗ, возможно не применять.
Таким образом, при решении вопроса о привлечении к ответственности следует учитывать поведение страхователя, направленное на исправление обнаруженных ошибок в представленной в орган Пенсионного фонда РФ отчетности. Такой правоприменительный подход направлен на стимулирование заинтересованности страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, а также обеспечение более оперативной обработки сведений индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионным фондом Российской Федерации и, как следствие, полноту и достоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Анализ приведенных положений законодательства в совокупности с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования привлечению подлежит лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению ошибок, несоответствий в предоставленных сведениях.
В этой связи, при рассмотрении вопроса о правомерности привлечения заявителя оспариваемым решением к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования необходимо принимать во внимание, в том числе, конкретные фактические обстоятельства, которые могут быть оценены в качестве исключающих вину лица в совершении вменяемого правонарушения.
Как следует из материалов дела и не оспаривается истцом, исходная форма сведений о застрахованных лицах СЗВ-СТАЖ за 2019 год была представлена ООО «Люкс Маркет» в орган пенсионного фонда в установленный срок (11.01.2020).
Одновременно, несмотря на отсутствие в исходной форме сведений о застрахованном лице, указанный отчет был принят органом пенсионного фонда без замечаний. Доказательств направления в адрес страхователя уведомления об устранении ошибок и несоответствий, в том числе, применительно к отсутствию информации о застрахованном лице, материалами дела не подтверждено (на направление соответствующего уведомления истец не ссылается).
Впоследствии общество, самостоятельно выявив ошибку в неверно представленных сведениях, по телекоммуникационным каналам связи 13.05.2020 предоставило в адрес органа пенсионного фонда дополнительные сведения в отношении 1 застрахованного лица, ранее не указанного в отчетности по форме СЗВ-СТАЖ (исходная), представленной 11.01.2020.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что допущенные ООО «Люкс Маркет» несоответствия при подаче сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год были самостоятельно устранены обществом до выявления указанных нарушений органом пенсионного фонда, что свидетельствует о добросовестном поведении страхователя, направленном на надлежащее исполнение своих обязанностей, и может являться основанием для неприменения финансовых санкций, предусмотренных ч. 3 ст. 17 ФЗ № 27-ФЗ.
Согласно подходу, изложенному в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2018 № 6-П, принципы справедливости и соразмерности предполагают пропорциональность не только в санкциях, но и в условиях освобождения от ответственности в зависимости от тяжести содеянного, причиненного ущерба, степени вины и других существенных обстоятельств, не исключая поощрения к правомерному поведению в фискальных правоотношениях.
Таким образом, суд области правомерно пришел к выводу об отсутствии в действиях общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 ФЗ № 27-ФЗ.
При таких обстоятельствах заявленные фондом требования о взыскании с общества 500 руб. финансовой санкции за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2019 г. правильно не подлежали удовлетворению судом.
Как уже указывалось ранее, 14.12.2022 решением № 058S19220013762 ответчик привлечен к ответственности за непредставление сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 г.
При этом из текста вышеуказанного решения следует, что вменяемое обществу правонарушение состоит в непредставлении сведений после получения уведомления от 18.05.2022. Данное обстоятельство участниками спора не опровергается.
В силу части 5 статьи 17 ФЗ № 27-ФЗ при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.
Из содержания статьи 17 ФЗ № 27-ФЗ следует, что правонарушение, за которое страхователь может быть привлечен к ответственности в виде финансовой санкции, заключается в непредставлении страхователем в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а не в оставлении без ответа уведомления органа пенсионного фонда о наличии расхождений в представленных сведениях.
В силу статьи 2 ФЗ № 167-ФЗ законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федерального закона от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» и Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации. Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, при принятии решения о привлечении к ответственности, предусмотренной за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, органом пенсионного фонда должны быть соблюдены положения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), в том числе устанавливающие порядок привлечения к ответственности.
Пунктом 2 статьи 108 НК РФ предусмотрено, что никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.
Повторное привлечение к ответственности за одно и то же нарушение является недопустимым и противоречит общим принципам права в силу положений статьи 50 Конституции Российской Федерации.
Вместе с тем, как установлено судами, решением от 12.05.2022 № 058S19220004722 страхователь уже был привлечен к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 ФЗ № 27-ФЗ, в виде взыскания финансовой санкции в размере 500 руб. за непредставление сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 г.
Следовательно, решением от 14.12.2022 № 058S19220013762 общество было привлечено к ответственности за правонарушение, в состав объективной стороны которого входят противоправные действия, за которые оно уже было привлечено к ответственности, в обоих случаях правонарушитель одно и то же юридическое лицо и совершены одни и те же противоправные действия: нарушение срока представления сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 г.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание реализацию фондом права на привлечение общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 ФЗ № 27-ФЗ, на основании решения от 12.05.2022 № 058S19220004722, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необоснованности привлечения страхователя к ответственности за одно и то же правонарушение во второй раз.
Ввиду чего, вывод суда об отсутствии оснований для взыскания с общества штрафа в размере 500 руб. является законным и обоснованным.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными по вышеуказанным основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Указанная норма Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации закрепляет общее правило о бремени доказывания. Содержание данного правила определяется действием принципа состязательности в арбитражном процессе.
Последствием неисполнения этой юридической обязанности (непредставление доказательств) может стать принятие судебного акта, который не будет соответствовать интересам стороны, не представившей доказательства в полном объеме.
Заявителем жалобы не представлено достаточных и достоверных доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции по существу спора.
Ссылка органа пенсионного фонда на то, что дополнительные сведения были представлены в отношении застрахованного лица, не указанного в первоначальных сведениях о застрахованных лицах в спорный период (то есть впервые), не свидетельствует о неправомерности выводов суда первой инстанции.
В материалы дела не представлено доказательств того, что данное обстоятельство лишает ООО «Люкс Маркет» возможности (без применения к нему штрафных санкций) исправить допущенные ошибки и представить сведения о застрахованном лице, о котором первоначально такие сведения не подавались.
Доводы апелляционной жалобы о том, что имеет место совершение ООО «Люкс Маркет» двух самостоятельных правонарушений, основаны на неверном толковании закона, поскольку по решениям от 12.05.2022, от 14.12.2022 общество привлечено к ответственности за одно и то же нарушение, а именно за непредставление сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 г.
Доводов, основанных на доказательствах и позволяющих отменить судебный акт в обжалуемой части, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, удовлетворению не подлежит.
В остальной части решение Арбитражного суда Липецкой области от 09.08.2023 по делу № А36-4621/2023 не обжалуется.
Аналогичный правовой подход выражен в постановлениях арбитражных судов: Центрального округа от 26.09.2023 по делу № А36-3113/2023, от 15.09.2023 по делу № А36-3017/2023, от 18.09.2023 по делу № А36-1973/2023, от 18.09.2023 по делу № А36-2564/2023, от 01.06.2023 по делу № А84-6161/2022, от 30.03.2023 по делу № А84-4512/2022, Волго-Вятского округа от 05.03.2020 по делу № А82-11951/2019, Дальневосточного округа от 14.02.2023 по делу № А59-2148/2022, Западно-Сибирского округа от 12.01.2023 по делу № А27-9236/2022, Московского округа от 18.05.2023 по делу № А40-184056/2022, Северо-Западного округа от 31.01.2023 по делу № А56-29973/2022, Уральского округа от 18.05.2023 по делу № А76-29272/2022.
Нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции в любом случае, судом первой инстанции не нарушены.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 09.08.2023 по делу № А36-4621/2023 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья А.А. Пороник
Судьи Е.А. Аришонкова
Е.В. Малина