НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2019 № А35-3141/18


ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

30 января 2019 года Дело № А35-3141/2018

город Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2019 года.

В полном объеме постановление изготовлено 30 января 2019 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Осиповой М.Б.,

судей Михайловой Т.Л.,

Малиной Е.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ухтомской А.А.,

при участии:

от Управления Федерального казначейства по Курской области: ФИО1 – представитель по доверенности №44-16-22/77 от 11.01.2019;

от Центрального таможенного управления: ФИО2 – представитель по доверенности №81-29/201 от 26.12.2018;

от открытого акционерного общества «Курская мостостроительная фирма «Строймост»: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Курская мостостроительная фирма «Строймост» на решение Арбитражного суда Курской области от 03.10.2018 по делу № А35-3141/2018 (судья Силакова О.Н.) по заявлению открытого акционерного общества «Курская мостостроительная фирма «Строймост» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федерального казначейства по Курской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)о признании незаконным бездействия Управления Федерального казначейства по Курской области, выразившегося в отказе от перечисления денежных средств в размере 212 499 800 руб. на расчетный счет заявителя, открытый в ПАО «Курскпромбанк», оформленного в виде письма «О направлении информации» исх. № 44-04-22/1404 от 20.03.2018, об обязании Управления Федерального казначейства по Курской области перечислить денежные средства в размере 212 499 800 руб. на расчетный счет заявителя,

при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Центрального таможенного управления (ОГРН <***>, ИНН <***>),

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Курская мостостроительная фирма «Строймост» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Курской области (далее – Управление) о признании незаконным бездействия, выразившегося в отказе от перечисления денежных средств в размере 212 499 800 руб. на расчетный счет заявителя, открытый в публичном акционерном обществе «Курскпромбанк», оформленного в виде письма «О направлении информации» исх. № 44-04-22/1404 от 20.03.2018, и об обязании Управления Федерального казначейства по Курской области перечислить денежные средства в размере 212 499 800 руб. на расчетный счет открытого акционерного общества «Курская мостостроительная фирма «Строймост».

Определением Арбитражного суда Курской области от 21.05.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Центральное Таможенное Управление.

Решением Арбитражного суда Курской области от 03.10.2018 в удовлетворении заявленных открытым акционерным обществом «Курская мостостроительная фирма «Строймост» требований отказано.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Общество обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает, что в связи с расторжением государственного контракта № 241/016 от 28.11.2016 у Общества возникла обязанность по возврату в адрес заказчика полученного аванса. При этом Центральным Таможенным Управлением неоднократно направлялись в адрес Общества письма о возврате перечисленного в 2016 году аванса. Поскольку указанные письма оставлены подрядчиком без удовлетворения, Центральное Таможенное Управление обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением о взыскании с Общества аванса в размере 212 499 800 руб., а также неустойки, штрафа и пеней. В связи с изложенным, отказ Управления в перечислении денежных средств на расчетный счет Общества приводит к невозможности исполнения Обществом своих обязательств перед Центральным Таможенным Управлением по возврату суммы аванса, перечисленного на счет Общества в Управлении.

Настаивая на том, что находящиеся на лицевом счете Общества в органах федерального казначейства денежные средства в размере 212 499 800 руб. являются собственностью Общества и должны быть перечислены на его счет, Общество ссылается на судебный акт суда кассационной инстанции по делу А35-11072/2017, которым, как полагает Общество, установлен факт того, что спорные денежные средства являются авансом, подлежащим налогообложению налогом на добавленную стоимость.

В представленном суду апелляционной инстанции отзыве Управление возражает против доводов апелляционной жалобы, указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель открытого акционерного общества «Курская мостостроительная фирма «Строймост» не явился, лицо, участвующее в деле, извещено о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке.

На основании статей 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие представителя стороны.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Общества.

Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Курской области от 17.01.2018 по делу № А35-10448/2017 заявление Общества с ограниченной ответственностью «Фирма «Регионоптсервиспоставка» о признании Открытого акционерного общества «Курская мостостроительная фирма «Строймост» несостоятельным (банкротом) признано обоснованным, в отношении открытого акционерного общества «Курская мостостроительная фирма «Строймост» введена процедура наблюдения,временным управляющим утвержден ФИО3

12.03.2018 ОАО «КМФ «Строймост» обратилось в Управление Федерального казначейства по Курской области с заявлением о перечислении денежных средств в размере 212 499 800 руб. на расчетный счет Общества с указанием реквизитов счета, в связи с тем, что данные денежные средства подлежат включению в конкурсную массу.

По результатам рассмотрения указанного обращения Управлением направлен в адрес Общества письмо от 20.03.2018 № 44-04-22/1404 «О направлении информации», в котором сообщило о том, что перечисление денежных средств в размере 212 499 800 руб. для включения их в конкурсную массу не представляется возможным.

Полагая бездействие Управления, выразившееся в отказе от перечисления денежных средств в размере 212 499 800 руб. на расчетный счет Общества, незаконным, а свои права и законные интересы нарушенными, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции верно руководствовался следующим.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 14.12.2015 № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» установлено, что в 2016 году в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, территориальными органами Федерального казначейства осуществляется казначейское сопровождение государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках их исполнения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

При казначейском сопровождении государственных контрактов (контрактов, договоров, соглашений) перечисление из федерального бюджета средств, являющихся источником финансового обеспечения указанных государственных контрактов (контрактов, договоров, соглашений), осуществляется на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка Российской Федерации.

Операции по зачислению и списанию средств на счетах, указанных в абзаце втором настоящей части, отражаются на лицевых счетах, открытых юридическим лицам, получающим средства из федерального бюджета на основании государственных контрактов, договоров (соглашений), а также от исполнителей, соисполнителей и получателей субсидий на основании контрактов, договоров и соглашений, заключенных в рамках исполнения государственных контрактов (контрактов, договоров, соглашений), в территориальных органах Федерального казначейства, в порядке, установленном Федеральным казначейством.

Операции по списанию средств, отраженных на лицевых счетах, указанных в абзаце третьем настоящей части, осуществляются в пределах суммы, необходимой для оплаты обязательств по расходам юридических лиц, возникающим из указанных государственных контрактов (контрактов, договоров, соглашений), подлежащих казначейскому сопровождению в соответствии с настоящим Федеральным законом, после представления документов, подтверждающих возникновение указанных обязательств.

При казначейском сопровождении государственных контрактов (контрактов, договоров, соглашений) территориальные органы Федерального казначейства осуществляют санкционирование операций в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 5 Федерального закона от 14.12.2015 №359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» в 2016 году казначейскому сопровождению подлежат государственные контракты о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг (за исключением государственных контрактов, заключаемых в рамках реализации государственного оборонного заказа, и государственных контрактов, исполнение которых подлежит банковскому сопровождению в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд) на сумму более 100 000 тыс. рублей, если условиями данных государственных контрактов предусмотрены авансовые платежи.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2016 №70 «О порядке казначейского сопровождения в 2016 году государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках их исполнения» утверждены Правила казначейского сопровождения в 2016 году государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках их исполнения (далее – Правила).

Указанные Правила устанавливают порядок казначейского сопровождения в случаях, предусмотренных статьей 5 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год», договоров (соглашений) о предоставлении субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям), в том числе государственным корпорациям и Государственной компании «Российские автомобильные дороги», бюджетных инвестиций юридическим лицам в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации, государственных контрактов о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг (за исключением государственных контрактов, заключаемых в рамках реализации государственного оборонного заказа, государственных контрактов, исполнение которых подлежит банковскому сопровождению в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд) на сумму более 100 000 тыс. руб., если условиями указанных государственных контрактов предусмотрены авансовые платежи, государственных контрактов об осуществлении отдельных закупок товаров, работ, услуг в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках их исполнения.

Согласно пункту 2 Правил - операции со средствами, получаемыми юридическими лицами из федерального бюджета на основании государственных контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении бюджетных инвестиций, субсидий, условием предоставления которых является требование о последующем подтверждении использования их получателями в соответствии с условиями и (или) целями предоставления указанных средств, а также со средствами, получаемыми от исполнителей, соисполнителей и получателей субсидий (бюджетных инвестиций) на основании контрактов, договоров и соглашений, заключенных в рамках исполнения государственных контрактов, договоров (соглашений) в соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона, с остатками средств, указанных в части 5 статьи 5 Федерального закона, осуществляются на счетах, открытых территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка Российской Федерации для учета денежных средств организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса.

Пунктом 3 Правил предусмотрено, что операции по зачислению и списанию средств со счетов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляются в порядке, установленном Федеральным казначейством, и отражаются на лицевых счетах, предназначенных для учета операций со средствами юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, открываемых организациям в территориальных органах Федерального казначейства в порядке, установленном Федеральным казначейством.

В соответствии с пунктом 4 Правил основанием для открытия организациям лицевых счетов для учета операций неучастника бюджетного процесса являются государственные контракты (контракты, договоры, соглашения) или нормативные правовые акты, устанавливающие порядок предоставления субсидий из федерального бюджета организациям, если указанными актами заключение договора (соглашения) о предоставлении субсидий не предусмотрено.

Пунктом 6 Правил предусмотрено, что операции по списанию средств, отраженных на лицевых счетах для учета операций неучастника бюджетного процесса, осуществляются в пределах суммы, необходимой для оплаты обязательств организаций, возникающих из государственных контрактов (контрактов, договоров, соглашений), после проведения территориальными органами Федерального казначейства санкционирования операций в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, определяющем в том числе перечень документов, подлежащих представлению в территориальные органы Федерального казначейства организациями для подтверждения возникновения денежных обязательств на основании государственных контрактов (контрактов, договоров, соглашений).

В соответствии с пунктом 7 Правил при казначейском сопровождении в государственные контракты (контракты, договоры, соглашения) включаются следующие условия:

а) о запрете перечисления средств: авансовых платежей на счета, открытые организации, являющейся исполнителем (соисполнителем) контрактов, договоров, заключенных в рамках исполнения государственного контракта, договора (соглашения) о предоставлении субсидий, в кредитной организации, за исключением авансовых платежей по контрактам, договорам на приобретение коммунальных услуг, услуг связи, авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, подписки на печатные издания, аренды в целях обеспечения деятельности организации; в качестве взноса в уставный (складочный) капитал другой организации, если положениями нормативных правовых актов или договоров (соглашений), регулирующих порядок предоставления средств, не предусмотрена возможность их перечисления указанной организации; в целях размещения средств на депозитах, а также в иных финансовых инструментах, если федеральными законами не установлено иное (данные требования предусмотрены в пункте 14.1.1 государственного контракта № 241/016 от 28.11.2016);

б) об осуществлении операций, связанных с исполнением обязательств по государственным контрактам (контрактам, договорам, соглашениям), на лицевых счетах для учета операций неучастника бюджетного процесса (данные требования предусмотрены в пунктах 14.1.2, 14.1.6 государственного контракта № 241/016 от 28.11.2016);

в) о представлении в территориальные органы Федерального казначейства документов, предусмотренных порядком санкционирования операций, указанным в пункте 6 настоящих Правил (данные требования предусмотрены в пункте 14.1.13 государственного контракта № 241/016 от 28.11.2016);

г) об указании в контрактах, договорах, соглашениях, заключенных в рамках исполнения государственных контрактов, договоров (соглашений), платежных и расчетных документах и документах, подтверждающих возникновение денежных обязательств, идентификатора государственного контракта, договора (соглашения).

Порядок формирования идентификатора государственного контракта, договора (соглашения) при казначейском сопровождении государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках их исполнения, устанавливает Федеральное казначейство.

Согласно пункту 22 Правил, Территориальные органы Федерального казначейства осуществляют казначейское сопровождение государственных контрактов (контрактов, договоров), предусматривающих условие о перечислении суммы авансового платежа в пределах суммы, необходимой для оплаты возникающего в рамках исполнения таких контрактов обязательства государственного заказчика и (или) организации перед исполнителем (соисполнителем), при предъявлении исполнителем (соисполнителем) документов, подтверждающих факт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В свою очередь, Приказом Минфина России от 25.12.2015 № 213н утвержден Порядок проведения территориальными органами Федерального казначейства санкционирования операций при казначейском сопровождении государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках их исполнения (далее – Порядок).

Данный Порядок устанавливает правила проведения территориальными органами Федерального казначейства санкционирования операций при казначейском сопровождении в случаях, предусмотренных статьей 5 Федерального закона от 14.12.2015 № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» (официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 15.12.2015, № 0001201512150048), государственных контрактов о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг (за исключением государственных контрактов, заключаемых в целях реализации государственного оборонного заказа и государственных контрактов, исполнение которых подлежит банковскому сопровождению в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд) на сумму более 100 000 тыс. рублей, если условиями указанных государственных контрактов предусмотрены авансовые платежи, государственных контрактов об осуществлении отдельных закупок товаров, работ, услуг в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, договоров (соглашений) о представлении субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий бюджетным и автономным учреждениям), государственным корпорациям и Государственной компании «Российские автомобильные дороги», бюджетных инвестиций юридическим лицам в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также заключенных в рамках их исполнения контрактов (договоров), если условиями указанных контрактов, договоров предусмотрены авансовые платежи, соглашений (договоров) о представлении взноса в уставный (складочный) капитал, источником финансового обеспечения которых являются целевые субсидии.

В соответствии с пунктом 6 Порядка при санкционировании целевых расходов организации орган Федерального казначейства не вправе принимать к исполнению платежные поручения организации на перечисление средств: авансовых платежей на счета, открытые организации, являющейся исполнителем (соисполнителем) контрактов, договоров, заключенных в рамках исполнения государственного контракта, договора (соглашения) о предоставлении целевых субсидий, в кредитной организации, за исключением авансовых платежей по контрактам, договорам на приобретение коммунальных услуг, услуг связи, авиаи железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, подписки на печатные издания, аренды в целях обеспечения деятельности организации; в качестве взноса в уставный (складочный) капитал другой организации, если положениями нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих порядок предоставления целевых средств, или договоров (соглашений) не предусмотрена возможность их перечисления указанной организации; в целях размещения целевых средств на депозиты, в иные финансовые инструменты, если федеральными законами не установлено иное, с последующим возвратом указанных средств на лицевые счета для учета операций неучастника бюджетного процесса, включая средства, полученные от их размещения; на счета, открытые организации в кредитной организации, за исключением случаев: оплаты обязательств организации в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации; оплаты труда с учетом начислений и социальных выплат, иных выплат в пользу работников, а также лицам, не состоящим в штате организации, привлеченным для достижения цели, определенной при предоставлении целевой субсидии; оплаты фактически выполненных организацией работ, оказанных услуг, поставленных товаров, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, при условии предоставления документов (в том числе копий платежных поручений, реестров платежных поручений), подтверждающих факт выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров или факт оплаты организацией указанных расходов, возмещения произведенных организацией расходов (части расходов).

В соответствии с пунктом 9 Порядка по решению главного распорядителя средств федерального бюджета, предоставляющего целевые средства, санкционирование целевых расходов осуществляется в соответствии с представляемыми организацией в орган Федерального казначейства по месту ее обслуживания Сведениями о направлениях расходования целевых средств на ____ год (код формы по ОКУД 0501129) (далее - Сведения) согласно приложению № 2 к настоящему Порядку, содержащими направления расходования целевых средств, соответствующие:

целям, установленным договором (соглашением) о предоставлении целевой субсидии (соглашением), а также предмету контракта (договора), заключенного в рамках исполнения договора (соглашения) о предоставлении целевой субсидии (соглашения), при осуществлении организацией расходов, источником финансового обеспечения которых являются целевые субсидии; предмету государственного контракта (контракта, договора) при осуществлении организацией расходов, источником финансового обеспечения которых являются предусмотренные условиями государственного контракта авансовые платежи.

Соответствие направлений расходования целевых средств, указанных в Сведениях, цели предоставления целевой субсидии, а также предмету государственного контракта обеспечивается при утверждении Сведений: для организации, являющейся исполнителем (подрядчиком, поставщиком) государственного контракта, - соответствующим государственным заказчиком либо исполнителем (подрядчиком, поставщиком) государственного контракта в случае представления им в орган Федерального казначейства разрешения государственного заказчика на утверждение Сведений указанным исполнителем (подрядчиком, поставщиком) в произвольной письменной форме, подписанного руководителем (иным уполномоченным лицом) государственного заказчика либо исполнителя (подрядчика, поставщика) государственного контракта.

Как верно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 28.11.2016 Центральным таможенным управлением от имени Российской Федерации в целях обеспечения государственных нужд (Заказчик) и открытым акционерным обществом «Строймост» (Подрядчик) был заключен государственный контракт № 241/016 по строительству служебно-производственного здания Курской таможни в г. Курске в целях выполнения государственного оборонного заказа.

В соответствии с пунктом 2.2 государственного контракта № 241/016 от 28.11.2016 Подрядчик обязуется в установленный настоящим государственным контрактом срок выполнить по заданию Заказчика работы по строительству служебно-производственного здания Курской таможни по адресу: <...> Октября, и сдать его готовым к эксплуатации, а Заказчик обязуется создать Подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и оплатить обусловленную государственным контрактом цену.

Пунктами 3.1 и 3.2 государственного контракта № 241/016 от 28.11.2016 начало выполнения работ определено с даты заключения государственного контракта; срок завершения работ по государственному контракту определяется в соответствии с Графиком производства работ (приложение № 2 к государственному контракту) не позднее 510 календарных дней с даты заключения государственного контракта.

Согласно пункту 4.1 государственного контракта № 241/016 от 28.11.2016 цена контракта в соответствии с решением ФАС России № КЗТ-477/16 от 08.11.2016 составляет 576 182 921 руб., в том числе НДС 18% - 87 892 309 руб. 98 коп.

Пунктом 4.4 государственного контракта № 241/016 от 28.11.2016 определено, что финансирование строительства объекта производится за счет средств федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств на каждый финансовый год, с учетом сроков строительства: - на текущий финансовый 2016 год – 212 499 800 руб., включая НДС 18% в размере 32 415 223 руб. 73 коп.; - плановый период 2017 года – 70 784 200 руб., включая НДС 18% в размере 10 797 589 руб. 83 коп.; - плановый период 2018 года – 292 898 921 руб., включая НДС 18% в размере 44 679 496 руб. 42 коп. Пунктом 5.1 государственного контракта № 241/016 от 28.11.2016 определен порядок расчета с Подрядчиком по государственному контракту путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика.

Принимая во внимание, что цена государственного контракта № 241/016 от 28.11.2016 составляла 576 182 921 руб., то в силу пункта 5 части 2 статьи 5 Федерального закона от 14.12.2015 № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» финансирование данного контракта осуществлялось на условиях казначейского сопровождения.

В 2016 году Заказчик перечисляет Подрядчику аванс на лицевой счет, открытый Подрядчиком в территориальном органе Федерального казначейства для учета операций со средствами юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, в размере 212 499 800 руб., включая НДС 18%, в течение 30 рабочих дней с даты представления Подрядчиком счета на оплату (пункт 5.1.1 государственного контракта № 241/016 от 28.11.2016).

Во исполнение условий государственного контракта № 241/016 от 28.11.2016 аванс в сумме 212 499 800 руб. был перечислен на счет ОАО «Строймост» № 40501810838071000001, открытый в Управлении Федерального казначейства по Курской области, платежным поручением от 23.12.2016 № 641370.

Исходя из буквального толкования норм права, денежные средства, перечисленные ОАО «Строймост» в качестве аванса по государственному контракту, и находящиеся на счете Общества, открытом в территориальном органе Федерального казначейства, являются бюджетными денежными средствами и не подлежат использованию иначе, как в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы казначейского сопровождения.

Таким образом, денежные средства, поступившие на лицевой счет ОАО «Строймост», открытый в Управлении, могли поступить в распоряжение Общества только при фактическом выполнении им работ и принятии данных работ в установленном порядке Заказчиком либо при предоставлении в орган казначейства Сведений о направлениях расходования целевых средств , утвержденных в установленном порядке, либо на основании информации в произвольной письменной форме, подписанной руководителем (иным уполномоченным лицом) главного распорядителя средств федерального бюджета.

Так, согласно положениям Порядка проведения территориальными органами Федерального казначейства санкционирования операций при казначейском сопровождении государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках их исполнения, утвержденного Приказом Минфина России от 25.12.2015 № 213н, санкционирование операций может осуществляться по двум вариантам: с предоставлением Сведений о направлениях расходования целевых средств на соответствующий год (далее – Сведения) или без предоставления Сведений.

В соответствии с пунктом 21 Порядка при отсутствии решения главного распорядителя средств федерального бюджета, предоставляющего целевые средства, о санкционировании целевых расходов с применением Сведений, главным распорядителем средств федерального бюджета в орган Федерального казначейства по месту открытия ему лицевого счета получателя средств федерального бюджета представляется соответствующая информация в произвольной письменной форме, подписанная руководителем (иным уполномоченным лицом) главного распорядителя средств федерального бюджета.

Предусмотренная настоящим пунктом информация доводится до органов Федерального казначейства по месту открытия организациям лицевого счета для учета операций неучастника бюджетного процесса в целях санкционирования целевых расходов организации в соответствии с пунктами 6 и 7 настоящего Порядка.

Как установлено судом первой инстанции, в ходе выполнения государственного контракта Обществом были допущены нарушения условий государственного контракта, в связи с чем, Центральное Таможенное Управление отказало в подписании Сведений.

В свою очередь, в связи с несогласованием Центральным Таможенным Управлением предоставленных Подрядчиком сведений, у Общества отсутствовали установленные правовые и фактические основания для расходования денежных средств, перечисленных Заказчиком в качестве аванса по государственному контракту на лицевой счет Общества, открытый в Управлении Федерального казначейства по Курской области.

В связи с нарушением Подрядчиком существенных условий государственного контракта Центральным Таможенным Управлением было принято решение от 18.04.2017 № 102-10/8978 о расторжении государственного контракта в одностороннем порядке.

Данное решение было обжаловано Обществом в Арбитражный суд г. Москвы.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 23.10.2017 по делу №А40-111183/2017-14-919, оставленным без изменения постановлением Девятого Арбитражного апелляционного суда от 19.01.2018, в удовлетворении требований Общества о признании недействительной сделки, оформленной уведомлением о расторжении государственного контракта от 18.04.2017 № 102- 10/8978, отказано.

Решением Федеральной антимонопольной службы от 25.05.2017 № РГОЗ-041/17 Общество внесено в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.

Данное решение также было обжаловано Обществом в судебном порядке.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 29.09.2017 по делу № А40-123245/17-21-628, оставленным без изменения постановлением Девятого Арбитражного апелляционного суда от 12.02.2018, в удовлетворении требований открытого акционерного общества «Курская мостостроительная фирма «Строймост» о признании незаконным решения Федеральной антимонопольной службы от 25.05.2017 № РГОЗ-041/17 о включении информации в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков и обязании Федеральной антимонопольной службы исключить из реестра недобросовестных поставщиков сведения в отношении ОАО «Курская мостостроительная фирма «Строймост», отказано.

В соответствии с пунктом 10.6 государственного контракта № 241/016 от 28.11.2016 в случае расторжения государственного контракта по инициативе любой из сторон, стороны производят сверку взаимных расчетов, которой подтверждается объем выполненных Подрядчиком работ, составляют акт контрольного обмера. Подрядчик возвращает Заказчику платежи в части, превышающей фактически выполненные по государственному контракту работы в течение 10 рабочих дней с даты расторжения государственного контракта, а также Подрядчик возвращает Заказчику рабочую проектную документацию, полученную от Заказчика, в полном объеме, и пакет исполнительной документации, соответствующий выполненному объему работ.

В случае невозвращения рабочей проектной документации Подрядчик обязан возместить Заказчику ее стоимость, определяемую исходя из стоимости изготовления такой документации на момент предъявления требований.

Таким образом, в связи с расторжением государственного контракта № 241/016 от 28.11.2016 у Общества возникла обязанность по возврату в адрес Заказчика полученного аванса.

Как следует из письменных пояснений Центрального Таможенного Управления Подрядчик в установленном законом порядке не исполнил обязанность по возврату полученного аванса в адрес Заказчика. Центральное Таможенное Управление неоднократно направляло в адрес Общества письма от 15.05.2017 № 102-10/11138, от 09.06.2017 № 102- 10/13332, от 14.11.2017 № 102-10/24772, от 18.01.2018 № 102-10/861 о возврате перечисленного в 2016 году аванса. Однако данные письма оставлены Подрядчиком без удовлетворения.

27.12.2017 Центральное Таможенное Управление обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением о взыскании с Общества аванса в размере 212 499 800 руб., а также неустойки, штрафа и пеней. Данное заявление принято к производству (дело № А40-253125/17-19-130). Определением Арбитражного суда г. Москвы от 14.02.2018 производство по делу №А40-253125/17-19-130 приостановлено до вступления Центрального Таможенного Управления в реестр требований кредиторов по делу № А35-10448/17 или до прекращения производства по делу о банкротстве.

В ходе рассмотрении настоящего дела представители Центрального Таможенного Управления пояснили, что не предъявляли свои требования в качестве кредиторов в деле № А35-10448/17 о несостоятельности (банкротстве) Общества, поскольку разрешение данного вопроса зависит от результатов рассмотрения настоящего спора.

В соответствии с пунктом 5.1.1 государственного контракта № 241/016 от 28.11.2016, Заказчик перечисляет Подрядчику аванс на лицевой счет, открытый Подрядчиком в территориальном органе Федерального казначейства для учета операций со средствами юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, в размере 212 499 800 руб., включая НДС 18%, в течение 30 рабочих дней с даты представления Подрядчиком счета на оплату.

Пунктами 5.1.2, 5.1.3 государственного контракта № 241/016 от 28.11.2016 предусмотрено, что в 2017 году осуществляется списание аванса за 2016 год после документального подтверждения фактического исполнения Подрядчиком объема работ, на основании подписанных сторонами актов выполненных работ (по форме № КС-2), справки о стоимости работ (по форме № КС-3) и счета/счета-фактуры, представленных Подрядчиком Заказчику в течение 20 рабочих дней.

После списания авансовых платежей за 2016 год Заказчик осуществляет оплату за фактически выполненные работы в 2017 году в размере 70 784 200 руб., включая НДС 18%, в течение 20 рабочих дней со дня получения счета, счета-фактуры Заказчиком на основании подписанных сторонами актов выполненных работ (по форме № КС-2), справки о стоимости работ (по форме № КС-3).

Таким образом, основанием для списания указанного аванса являются подписанные сторонами акты выполненных работ (по форме № КС-2), справки о стоимости работ (по форме № КС-3) и счета/счета-фактуры, представленные Подрядчиком Заказчику.

Принимая во внимание, что государственный контракт № 241/016 от 28.11.2016 был расторгнут в одностороннем порядке, а сведения, предусмотренные пунктом 21 Порядка, в Управление Федерального казначейства по Курской области не поступали, у Управления отсутствовали правовые и фактические основания для удовлетворения заявления Общества о перечислении аванса в размере 212 499 800 руб. на расчетный счет Общества с целью последующего включения его в конкурсную массу.

В оспариваемом письме от 20.03.2018 № 44-04- 22/1404 Управление правомерно указало на то, что исходя из условий государственного контракта № 241/016 от 28.11.2016, в связи с его расторжением, Общество обязано вернуть денежные средства в размере 212 499 800 руб., перечисленные на лицевой счет в качестве аванса, непосредственно Заказчику – Центральному Таможенному Управлению.

Управление также отметило, что ввиду неосуществления действий по возврату авансового платежа, денежные средства до настоящего времени находятся на лицевом счете для учета операций неучастника бюджетного процесса и являются средствами федерального бюджета, в отношении которых установлен правовой режим, предусмотренный статьей 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Данные обстоятельства свидетельствуют о правомерности вывода Управления Федерального казначейства по Курской области о том, что перечисление Обществу указанных денежных средств на иные цели, в том числе для включения их в конкурсную массу, не представляется возможным. С учетом установленных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемое бездействие Управления, выразившееся в отказе от перечисления денежных средств в размере 212 499 800 руб. на расчетный счет заявителя, открытый в ПАО «Курскпромбанк», оформленное в виде письма «О направлении информации» исх. № 44-04-22/1404 от 20.03.2018, является законным и обоснованным.

Доводы Общества о том, что в связи с введением в отношении ОАО «Курская мостостроительная фирма «Строймост» процедуры наблюдения на основании определения Арбитражного суда Курской области от 17.01.2018 по делу № А35- 10448/2017 спорные денежные средства подлежат включению в конкурсную массу, верно отклонены в связи со следующим.

Принимая во внимание, что государственный контракт расторгнут на основании решения Центрального Таможенного Управления от 18.04.2017 № 102-10/8978 о расторжении государственного контракта в одностороннем порядке (законность и правомерность данного решения подтверждена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 23.10.2017 по делу № А40-111183/2017-14-919), а работы в рамках государственного контракта фактически Подрядчиком выполнены не были, аванс в размере 212 499 800 руб. не поступала и не могла поступить в распоряжение Общества.

Так, распоряжение спорными денежными средствами на лицевом счете Общества может осуществляться исключительно в порядке и на условиях, установленных вышеприведенными положениями бюджетного законодательства и законодательства в сфере осуществления государственных закупок. Иное толкование приведенных норм закона, в том числе признание правомерными ссылок Общества на положения законодательства о банкротстве, в рассматриваемом случае приводило бы к нивелированию специальных положений закона и ограничений, направленных на предотвращение нецелевого расходования средств федерального бюджета.

Оснований полагать, что положения законодательства о банкротстве являются специальными по отношению к вышеприведенным нормам законодательства, регулирующим порядок расходования средств бюджетов и исполнение государственных контрактов, у суда апелляционной инстанции не имеется.

С учетом изложенного, ссылки Общества на положения Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и необходимость перечисления денежных средств на расчетный счет заявителя с целью их включения в конкурсную массу должника, подлежат отклонению как основанные на неверном применении норм материального права к спорным правоотношениям.

Кроме того, решением Арбитражного суда г. Москвы от 23.10.2017 по делу № А40-111183/2017-14-919 установлено, что исходя из условий государственного контракта, Сведения о направлениях расходования целевых средств могут быть утверждены Заказчиком только после представления актов выполненных работ и согласовании сметной документации. В связи с чем, суд пришел к выводу о том, что невозможность использования Истцом средств аванса, прямо зависела от выполнения им условий государственного контракта и выполнения работ.

Суд также отклонил доводы истца о невозможности приобретения материалов и оборудования даже за свой счет без согласования с органом Федерального Казначейства, поскольку казначейское сопровождение не ограничивает исполнителей контракта на приобретение материалов, оплату работ и другие действия за счет собственных средств и не требуется согласования с органами Федерального Казначейства.

Данные обстоятельства, установленные на основании вступившего в законную силу судебного акта, также свидетельствуют о том, что денежные средства, поступившие на лицевой счет юридического лица, открытый территориальным органом Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, имели целевой характер использования и не могут быть перечислены Обществу иначе, чем по основаниям и в порядке, установленным вышеприведенными положениями бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Санкционирование расходования целевых средств осуществляется на соответствующие предмету государственного контракта цели, источником финансового обеспечения которого являются целевые средства, в том числе и авансовые платежи.

Поскольку, аванс, перечисленный на лицевой счет Общества, открытый Управлением Федерального казначейства по Курской области, не поступил в распоряжение Подрядчика, в связи с неисполнением последним своих обязательств по государственному контракту и расторжением данного контракта в одностороннем порядке со стороны Заказчика, оспариваемые бездействия органа федерального казначейства по неперечислению спорной суммы на расчетный счет Общества нельзя признать незаконными.

Ссылки Общества на выводы суда кассационной инстанции, отраженные в постановлении АС Центрального округа от 18.12.2018 по делу № А35-11072/2017 судом апелляционной инстанции отклоняются.

Из материалов дела следует, что спор, рассматриваемый судами в рамках указанного дела касался наличия у Общества налоговых обязательств в связи с получением спорной суммы денежных средств на лицевой счет Общества в органе федерального казначейства.

При этом, то обстоятельство, что спорные суммы квалифицированы судом в качестве аванса для целей налогообложения, не свидетельствует о незаконности бездействия органа федерального казначейства, оспариваемого Обществом в настоящем деле.

Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Курской области от 03.10.2018 по делу № А35-3141/2018 надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Курская мостостроительная фирма «Строймост» – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Курской области от 03.10.2018 по делу № А35-3141/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Курская мостостроительная фирма «Строймост» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячныйсрок через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья М.Б. Осипова

Судьи Т.Л. Михайлова

Е.В. Малина