НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2019 № А14-4423/19


ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

25 ноября 2019 года Дело № А14-4423/2019

г. Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2019 года

Постановление в полном объеме изготовлено 25 ноября 2019 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Семенюта Е.А.,

судей Миронцевой Н.Д.,

Протасова А.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петровой О.В.,

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью Транспортная компания «ТРАНС АЛКО»: Любова О.Т., представитель по доверенности от 15.04.2019, выдана сроком на 1 год, паспорт гражданина РФ;

от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу: Попенков А.А., представитель по доверенности от 09.04.2019, выдана сроком до 31.122019, удостоверение №0368; Матвеева М.В., представитель по доверенности от 10.10.2019, выдана сроком до 31.12.2019, удостоверение №0129, диплом,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Транспортная компания «ТРАНС АЛКО» на решение Арбитражного суда Воронежской области от 13.05.2019 по делу № А14-4423/2019 (судья Ловчикова Н.В.) по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (ОГРН 1097746596672, ИНН 7710757158) к Обществу с ограниченной ответственностью Транспортная компания «ТРАНС АЛКО» (ОГРН 1183668014232, ИНН 3662261426) о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.17 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Межрегиональное Управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (далее – заявитель, административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью Транспортная компания «ТРАНС АЛКО» (далее – ООО ТК «ТРАНС АЛКО», Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ.

Решением Арбитражного суда Арбитражного суда Воронежской области от 13.05.2019 по делу № А14-4423/2019 заявленные требования удовлетворены.

Общество с ограниченной ответственностью Транспортная компания «ТРАНС АЛКО» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Считая принятое решение незаконным и необоснованным, ООО ТК «ТРАНС АЛКО» обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить данное решение и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает, что в ноябре - начале декабря 2018 года происходил сбой в работе системы передачи данных в УТМ, а также имел место нестабильный прием сигнала GPS, вследствие тяжелых погодных условий или особенностей ландшафта на маршруте.

Ссылается на отсутствие в действиях Общества вины в совершенном административном правонарушении.

В судебном заседании представитель Общества просил обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.

В представленном суду отзыве на апелляционную жалобу административный орган соглашается с выводами суда первой инстанции, настаивает на несостоятельности доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Представитель административного органа в судебном заседании просил обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 15.10.2019 по 22.10.2019.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.

Как следует из материалов дела, ООО ТК «ТРАНС АЛКО» имеет лицензию на осуществление перевозки этилового спирта (в том числе денатурата), №36ТСЭ0008163, выданную Росалкогольрегулированием, срок действия с 26.10.2018 по 10.07.2023.

В Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу поступило письмо Росалкогольрегулирования от 10.01.2019 №80/01-02 о непредставлении ООО ТК «ТРАНС АЛКО» сведений о перемещении транспортного средства в Автоматизированную систему контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации (далее - АСКП).

Согласно служебной записке №Сз 1055/15-01 от 27.12.2018, доведённой письмом Росалкогольрегулирования от 10.01.2018 №80/01-02(вх.№80/01-02), ООО «ТК ТРАНС АЛКО» выполняя перевозку №98_33699000001258477, не предоставляло в АСКП сведений о перемещении транспортного средства во время осуществления перевозки. Сбоев в работе АСКП в указанный период не зафиксировано.

По данным фактам в отношении ООО «ТК ТРАНС АЛКО» должностным лицом Управления определением от 10.01.2019 №02-19/9 было возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ.

На основании определений от 11.01.2019 №№ №02-19/9-2, №02-19/9-3, №02-19/9-4, №02-19/9-5, №02-19/9-6 в рамках административного расследования административным органом были истребованы документы по спорным перевозкам у ООО ТК «ТРАНС АЛКО», ООО «Александровский спиртзавод №14», ООО «Родник и К», АО «ГЛОНАСС», Платон («ООО РТИТЦ»).

По полученным документам административным органом установлен факт движения транспортного средства - полуприцепа VOLVO FH-TRUCK 6x4, государственный регистрационный номер К418X036 RUS прицеп BURG BPО16-27Z государственный регистрационный знак AT 6798 36 RUS, однако данные о движении в АСКП не поступали. Перевозка в АСКП автоматически не завершилась.

По факту выявленных нарушений должностным лицом МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному Федеральному округу 15.02.2019, в присутствии представителя Общества, был составлен протокол N 02-19/9-11 об административном правонарушении по части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о привлечении ООО ТК «ТРАНС АЛКО» к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности административным органом в действиях ООО ТК «ТРАНС АЛКО» состава административного правонарушения по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ.

Апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного решения и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.

Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

На основании части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.

Объектом указанного административного правонарушения является установленный государственный порядок производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в действиях (бездействии), в результате которых нарушаются лицензионные требования к производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Правовую основу производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции в Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).

Из абзаца 4 пункта 3 стать 9 Закона N 171-ФЗ следует, что перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции, осуществляемые автомобильным транспортом, допускаются только при условии оснащения таких транспортных средств специальными техническими средствами регистрации в автоматическом режиме движения, которые обеспечивают передачу данных о перемещении таких транспортных средств на территории Российской Федерации, в том числе данных о текущем местоположении, пройденном маршруте, времени и местах стоянок, по спутниковым навигационным системам в автоматизированную систему контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 7 Правил ведения автоматизированной системы контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2012 N 688 (далее - Правила N 688), в процессе перевозки продукции организации-перевозчики посредством использования технических средств регистрации обеспечивают передачу в АСКП по каждому автотранспортному средству, используемому для перевозки продукции.

В соответствии с пунктом 9 Правил N 688 система контроля перевозок обеспечивает сбор и систематизацию информации о перевозках продукции, указанной в п. п. 5 - 7 Правил, в целях ее использования для организации и проведения государственного контроля в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 07.09.2012 N 258 утверждены Требования к специальным техническим средствам регистрации в автоматическом режиме движения, которыми оснащаются транспортные средства, осуществляющие перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции (далее - Требования N 258).

Указанным документом установлены требования к составу и техническим характеристикам специальных технических средств регистрации в автоматическом режиме движения, которые обеспечивают передачу данных о перемещении транспортных средств, осуществляющих перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции на территории Российской Федерации по автомобильным дорогам общего пользования, в том числе данных о текущем местоположении, пройденном маршруте, времени и местах стоянок, по спутниковым навигационным системам в АСКП этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации, а также к выполняемым ими функциям. Установлено требование по передаче данных в АСКП до 24 часов с момента осуществления конкретного действия.

Исходя из положений подпункта "а" пункта 2 Требований N 258, технические средства должны обеспечивать передачу в АСКП данных в автоматическом режиме (с использованием спутниковых навигационных систем) о текущем местоположении, пройденном маршруте, времени и местах стоянок автомобильного транспортного средства (далее - навигационные данные).

Пунктом 5 Требований N 258 установлено, что технические средства должны обеспечивать выполнение следующих функций: определение текущего местоположения оснащенного техническими средствами автомобильного транспортного средства по данным спутниковой навигации ГЛОНАСС и (или) GPS; запись и хранение навигационных данных в энергонезависимой памяти; передачу в АСКП навигационных данных с заданной периодичностью (в диапазоне от 5 минут до 24 часов); запись данных о состоянии технических средств (данных об уровне зарядки аккумулятора, о наличии сбоев в работе технических средств) и передаваемой в АСКП информации в энергонезависимую память при потере сигнала сотовой сети с последующей автоматической передачей в АСКП записанной информации при возобновлении сигнала сотовой сети; обмен данными по протоколу GPRS TCP/IP в зоне покрытия сотовой связи.

Согласно пункту 7 Требований N 258 контроллер должен обеспечивать получение цифровых данных от технических средств с заданной периодичностью (в диапазоне от 5 секунд до 24 часов) и их запись в энергонезависимой памяти с привязкой ко времени и координатам местонахождения автомобильного транспорта.

В соответствии с пунктом 8 Требований N 258 технические средства должны осуществлять передачу сведений о перевозках продукции в АСКП, обеспечивая предотвращение искажения и подделки передаваемой информации.

Пунктами 2.1 и 2.2 приказа N 256, предусмотрено, что автомобильный транспорт должен быть оснащен оборудованием для учета объема перевозок продукции и специальными техническими средствами регистрации в автоматическом режиме движения, которые обеспечивают передачу данных о перемещении такого автомобильного транспорта на территории Российской Федерации, в том числе данных о текущем местоположении, пройденном маршруте, времени и местах стоянок, по спутниковым навигационным системам в автоматизированную систему контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации.

Обстоятельства дела свидетельствуют, что ООО ТК «ТРАНС АЛКО» выдана лицензия на осуществление перевозки этилового спирта (в т.ч. денатурата) №36ТСЭ0008163.

Обществом с 28.11.2018 12:54 ч. по 29.11.2018 23:13 ч. в адрес грузополучателя ООО «Родник и К» от грузоотправителя ООО «Александровский Спиртзавод №14» была осуществлена перевозка груза (спирта) №98_33699000001258477, что подтверждается счёт-фактурой №259с от 28.11.2018, товарно-транспортной накладной (на перевозку спирта) №259с от 28.11.2018, товарной накладной №259с от 28.11.2018, Актом об отгрузке и приёмке спирта этилового, в том числе денатурата №259с от 28.11.2018, товарно-транспортной накладной №259с от 28.11.2018, транспортной накладной №259с, от 28.11.2018, справкой к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, сведениями об отгрузке №259с от 28.11.2018, заявкой о фиксации в ЕГАИС, уведомлением о постановке этилового спирта №278 от 15.11.2018, почтовой квитанцией об отправке и описью вложения от 15.11.2018, уведомлением о закупке этилового спирта №625 от 26.11.2018, уведомлением о перевозке этилового спирта №98 от 19.11.2018, почтовая квитанция и опись вложения от 19.11.2018, удостоверением о качестве №259с от 28.11.2018, извещением об освобождении от уплаты акциза, доверенностью №99 от 28.11.2018, доверенностью №12/1 от 12.11.2018.

Вместе с тем, ООО ТК «Транс Алко» не обеспечило передачу данных о перемещении автомобильного транспорта на территории Российской Федерации в период с 28.11.2018 12:54 ч. по 29.11.2018 23:13 ч. при осуществлении перевозки груза в адрес грузополучателя ООО «Родник и К» от грузоотправителя ООО «Александровский Спиртзавод №14».

В АСКП в разделе «Перевозки» отсутствуют автоматические сведения о завершении перевозки №98_33699000001258477.

Перевозка №98_33699000001258477 присутствует со статусом «Назначена».

В Анализе направления сведений о местоположении ёмкостей (цистерн) организациями-перевозчиками в АСКП данные о местоположении цистерн по вышеуказанным параметрам не передавались.

Как следует из пояснений административного органа, координаты спутниковой навигации емкости АС 6798 36, не определялись, т.е. навигационные данные автотранспортным средством в АСКП не передавались, система не определяла местонахождение автотранспортного средства в геозонах начала и окончания маршрута, что повлекло за собой не изменение статусов перевозки на «В процессе» - «Завершена» (согласно отчета о статусе перевозки).

Управлением было направлено письмо в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка, с просьбой внести изменения в АСКП, а именно завершить перевозки: №98_33699000001258477 цистерна AT 6798 36 RUS, начало перевозки 28.11.2018 в 12:54, окончание перевозки 29.11.2018 в 23:13, грузоотправитель ООО «Александровский Спиртзавод №14», грузополучатель ООО «Родник и К».

Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка в адрес Управления была предоставлена информация, что вышеуказанные перевозки были завершены принудительно. Сбоев в работе АСКП в период выполнения Обществом перевозок не было.

Факт движения транспортного средства - полуприцепа VOLVO FH-TRUCK 6x4, государственный регистрационный номер К418X036 RUS прицеп BURG BPО16-27Z государственный регистрационный знак AT 6798 36 RUS подтвержден материалами дела.

Вместе с тем, данные о движении спорного транспортного средства в АСКП не поступали. Перевозка в АСКП автоматически не завершилась.

Ссылка Общества на то, что информация с координатно-временным определением местоположения, временем и местом передвижения и стоянок не направлена в АСКП по не зависящими от пользователя системы причинам, обусловленным действиями оператора связи и погодных условий правомерно отклонена судом области, поскольку не содержит объяснения причин отсутствия полной информации о маршруте и выполнения названных положений Требований N 258, поскольку в силу вышеизложенного даже при перебоях в передаче информация должна записываться и храниться на источнике общества и в дальнейшем при устранении перебоев и возобновлении сигнала передаваться контролирующему органу. При этом, представленный Обществом акт технического заключения ООО «Сервис Стандарт» № 20 от 26.04.2019 подтверждает неисправность (потертость) участка кабеля антенны ГЛОНАС.

Доказательств записи данных о состоянии технических средств (данных об уровне зарядки аккумулятора, о наличии сбоев в работе технических средств) и передаваемой в АСКП информации в энергонезависимую память при потере сигнала сотовой сети с последующей автоматической передачей в АСКП записанной информации при возобновлении сигнала сотовой сети (подпункт "г" пункта 5 Требований N 258) Обществом представлено не было.

Учитывая указанные обстоятельства, суд области пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Ссылка Общества на то, что административным органом не установлены причины непередачи данных в АСКП не может быть принят во внимание. Доказательств тому, что по указанной перевозке технические средства регистрации обеспечили передачу в АСКП по автотранспортному средству, используемому для перевозки продукции, предусмотренному п.7 Правил ведения АСКП информацию о координатно-временным определением местоположения, временем и местом стоянок, Обществом не представлено.

В материалах дела отсутствуют доказательства, что Общество осуществляло контроль работоспособности технических средств, позволяющих отслеживать фактический маршрут перевозки и ее окончания.

Следует отметить, что являясь лицом, которое профессионально осуществляет лицензируемый вид деятельности в области перевозки этилового спирта и алкогольной продукции, Общество должно было принять все меры по соблюдению требований, предъявляемых к такому виду деятельности, в т.ч. Федеральным законом от 22.11.1995 №171-ФЗ и подзаконными нормативными актами.

Доказательств невозможности соблюдения обществом лицензионных требований и условий в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судом апелляционной инстанции не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.

Санкция части 1 статьи 14.17 КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.

Учитывая наличие смягчающего административную ответственность обстоятельства - совершение административного правонарушения впервые, а также то , что Общество является субъектом малого предпринимательства, суд первой инстанции на основании оценки совокупности установленных по делу обстоятельств в соответствии с приведенными положениями статьи 4.1 КоАП РФ обоснованно счел возможным назначить ООО ТК «ТРАНС АЛКО» наказание ниже низшего предела, установив его в размере 50 000 рублей.

Установив обстоятельства правонарушения, исследовав предоставленные доказательства и, дав им правильную юридическую оценку, суд первой инстанции правомерно не признал допущенное ООО ТК «ТРАНС АЛКО» правонарушение малозначительным и обоснованно не применил положения ст. 2.9 КоАП РФ.

Учитывая, что правонарушение создает угрозу жизни и здоровью граждан, суд первой инстанции правильно указал, что предупреждение в соответствии с положениями статей 3.4, 4.1.1 КоАП РФ не может быть назначено.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных административным органом и судом первой инстанции. Апелляционная коллегия согласна с выводами суда первой инстанции. Безусловных оснований, опровергающих выводы, изложенные в судебном акте, не установлено.

Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.

Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.

По правилам статьи 204 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, соответственно, не оплачивается госпошлина и по апелляционной жалобе на решение суда первой инстанции о привлечении к административной ответственности.

Ошибочно уплаченная государственная пошлина в сумме 3000 рублей, подлежит возврату заявителю.

Руководствуясь частью 1 статьи 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 13.05.2019 по делу № А14-4423/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по основаниям ч.4 ст.288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья Е.А. Семенюта

Судьи Н.Д. Миронцева

А.И. Протасов