ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
27 января 2022 года Дело №А64-2317/2021
город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2022 года
Постановление в полном объеме изготовлено 27 января 2022 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Капишниковой Т.И.,
Пороника А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Полухиным Д.И.
при участии:
от индивидуального предпринимателя Кирьянова Сергея Владимировича: Рубанова А.А. – представителя по доверенности №68АА1414094 от 16.03.2021;
от МРИ ФНС России №9 по Тамбовской области: Корытова А.Н. – представителя по доверенности №05-12/05596 от 05.05.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании проходит путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тамбовской области апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Кирьянова Сергея Владимировича на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 09.11.2021 по делу №А64-2317/2021, по заявлению индивидуального предпринимателя Кирьянова Сергея Владимировича (ОГРН 304682714100116, ИНН 614300515755), г.Мичуринск к МРИ ФНС России №9 по Тамбовской области, г.Мичуринск о признании не подлежащих исполнению налоговых уведомлений от 30.09.2020 №84180575, от 30.10.2020 №84453222,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Кирьянов Сергей Владимирович (далее – заявитель, ИП Кирьянов С.В.) обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к МРИ ФНС России №9 по Тамбовской области (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, Инспекция) о признании налогового уведомления №84180575 от 30.09.2020 МРИ ФНС России №9 по Тамбовской области по сумме: всего к уплате 824484 рубля не верным, недействительным и не подлежащим к исполнению; признании налогового уведомления №84453222 от 30.10.2020 МРИ ФНС России №9 по Тамбовской области по сумме: всего к уплате 21236 рублей не верным, недействительным и не подлежащим к исполнению (с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ.
Решением от 09.11.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, ИП Кирьянов С.В. обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель полагает, чтоуведомления от 30.09.2020 №84180575, от 30.10.2020 №84453222, направлены за пределами налогового периода, кроме того в них налог на имущество физических лиц и земельный налог исчислены в завышенном размере. Кроме того, ссылаясь на то, что он является инвалидом 2 группы и на него не должна возлагаться обязанность по уплате государственной пошлины. Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В представленном суду апелляционной инстанции отзывеМРИ ФНС России №9 по Тамбовской области возражала на доводы апелляционной жалобы, указывая на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт подлежащим частичной отмене.
Как следует из материалов дела, налоговым уведомлением №17858781 от 03.08.2020 ИП Кирьянову С.В. был исчислен:
транспортный налог за 2019 г. в сумме 43 424 руб. по ОКТМО 68715000;
земельный налог за 2019 г. в сумме 61 533,67 (в т.ч. по ОКТМО 68612440 - 4640 руб. (к уплате с учетом переплаты 1144,67 руб.), по ОКТМО 68622480 - 650 руб., по ОКТМО 68715000 - 60085 руб. (к уплате с учетом переплаты 59739 руб.));
налог на имущество физических лиц за 2019 г. по ОКТМО 68715000 в сумме 25355 руб.
Указанное налоговое уведомление направлено по почте налогоплательщику заказным письмом 26.09.2020.
В дальнейшем, налоговым уведомлением №84180575 от 30.09.2020 ИП Кирьянову С.В. был произведен перерасчет:
налога на имущество физических лиц за 2019 г. по ОКТМО 68715000, сумма налога к доплате составила 824 484 руб., в том числе:
по объекту с кадастровым номером 68:26:0000177:286, расположенном: г.Мичуринск, ж/д ст.Турмасово - 400 608 руб. (40 068 848 руб. кадастровая стоимость х 1% налоговая ставка);
по объекту с кадастровым номером 68:26:0000142:570, расположенном: г.Мичуринск, ул.Красная, 97А, пом. 1 - 423 876 руб. (42 387 565 руб. кадастровая стоимость х 1% налоговая ставка).
Налоговое уведомление №84180575 от 30.09.2020 направлено налогоплательщику по почте заказным письмом 16.10.2020.
Кроме того, налоговым уведомлением №84453222 от 30.10.2020 Кирьянову С.В. был произведен перерасчет:
земельного налога за 2018-2019 гг. по ОКТМО 68715000, сумма налога к доплате составила 21 236 руб. (за 2018 г. - 10 112 руб. и за 2019 г.- 11 124 руб.), в том числе по земельному участку с кадастровым номером 68:26:0000177:147, расположенном: г.Мичуринск, ж/д станция Турмасово.
Налоговое уведомление №84453222 от 30.10.2020 направлено налогоплательщику по почте заказным письмом 06.11.2020.
12.01.2021 заявитель обратился в адрес налогового органа с заявлением об отмене перерасчетов налога на имущество физических лиц, земельного налога, указав, что полученное им 03.10.2020 налоговое уведомление №17858781 от 03.08.2020 оплачено в полном объеме. Письмом от 10.12.2020 им получены налоговые уведомления с перерасчетом земельного налога №17858781, 12563920 и перерасчетом налога на имущество физических лиц №83983955 которые влекут за собой увеличение ранее уплаченных сумм таких налогов.
В связи с этим, ссылаясь на положения абзаца второго п.2.1 ст.52 НК РФ, предусматривающего, что перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 Кодекса, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов, ИП Кирьянов С.В. просил налоговый орган отменить перерасчеты по налогу на имущество физических лиц за 2018, 2019 гг., перерасчеты земельного налога за 2018, 2019 гг. а также убрать пени, связанные сданными перерасчетами.
Отказывая в удовлетворении заявления, МРИ ФНС России №9 по Тамбовской области в своем ответе указало, что Инспекцией, в отношении принадлежащего заявителю земельного участка с кадастровым номером 68:26:0000177:147, произведен перерасчет земельного налога за 2018-2019 гг., в связи с актуализацией сведений по разрешенному использованию земельного участка и ставки налога (с 0.3% на 1,5%).
В связи с изложенным, налоговым органом было сформировано налоговое уведомление №84453222 от 30.10.2020 по уплате земельного налога на сумму 21236 руб. (10112 руб. за 2018 год, 11124 руб. за 2019 год).
На основании пункта 2.1. статьи 52 Кодекса Инспекцией произведено аннулирование доначислений земельного налога за 2018 год в сумме 10112 руб., так как налог ранее был оплачен заявителем 02.12.2019 в сумме 58580 руб.
Инспекцией также установлено, что 01.12.2020 земельный налог за 2019 год (ОКТМО 68715000) оплачен заявителем в сумме 59739 руб.
Таким образом, как указал налоговый орган, у МРИ ФНС России №9 по Тамбовской области отсутствовали правовые основания для отмены доначислений земельного налога за 2019 год в соответствии с пунктом 2.1 статьи 52 НК РФ, в связи с отсутствием факта оплаты на момент доначислений.
Инспекцией также произведено начисление налога на имущество физических лиц за принадлежащие заявителю объекты недвижимости с кадастровыми номерами: 68:26:0000177:286 и 68:26:0000142:570 за 2019 год. В связи с этим было сформировано налоговое уведомление по уплате налога на имущество физических лиц №84180575 от 30.09.2020 на сумму 824484 руб.
Также, Инспекцией установлено, что 01.12.2020 налог на имущество физических лиц за 2019 год (ОКТМО 68715000) оплачен заявителем в сумме 25355 руб.
Учитывая, что на момент доначислений по налогу на имущество физических лиц в сумме 824484 руб., оплата не производилась, основания для отмены доначислений по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в соответствии с пунктом 2.1 статьи 52 НК РФ у Инспекции отсутствовали. В связи с чем, налоговое уведомление №84180575 от 30.09.2020 подлежит исполнению.
Дополнительно, налоговый орган указал, что доначисления налога на имущество физических лиц за 2018 год аннулированы. Налоговое уведомление №83983955 от 28.09.2020 на сумму 119 204 руб. за 2018 год не подлежит исполнению. В адрес заявителя одновременно была направлена уточненная квитанция по уплате земельного налога на сумму 11124 руб.
Заявитель, не согласившись с данным ответом, обратился с заявлением в адрес Управления Федеральной налоговой службы по Тамбовской области.
Управление ФНС России по Тамбовской области рассмотрев обращение заявителя в своем ответе указало, что расчет земельного налога за 2019 год за земельный участок с кадастровым номером 68:26:0000177:147 произведен 21.05.2020 с применением некорректной ставки 0,3 процента в сумме 3 794 рубля и сформировано налоговое уведомление от 03.08.2020 №17858781 об уплате налога в сумме 3 794 рубля по сроку уплаты 01.12.2020.
Уплата земельного налога за 2019 год согласно налоговому уведомлению от 03.08.2020 № 17858781 произведена заявителем 30.11.2020.
В октябре 2020 года налоговым органом осуществлен перерасчет земельного налога за 2019 год за данный земельный участок с применением налоговой ставки на основании действующего законодательства 1,5 процента.
В результате перерасчета дополнительно начислено земельного налога за 2019 год в сумме 11 124 рубля.
Сформировано новое налоговое уведомление от 30.10.2020 №8445322 об уплате налога в размере 11 124 рубля по сроку уплаты 01.12.2021. Указанное уведомление направлено 05.11.2020 на почтовое отделение согласно реестру отправки корреспонденции № 239п для доставки в адрес заявителя.
В связи с отсутствием у заявителя факта уплаты земельного налога за 2019 год на дату формирования уточненного расчета и формирования нового налогового уведомления (30.10.2020) перерасчет налога осуществлен Межрайонной ИФНС России №9 по Тамбовской области правомерно и не влечет увеличения ранее уплаченных сумм земельного налога.
Налоговое уведомление от 30.10.2020 №8445322 в части уплаты земельного налога за 2019 год в сумме 11 124 рубля подлежит исполнению.
Объекты недвижимости с кадастровыми номерами 68:26:0000142:570 и 68:26:0000177:286 принадлежащие заявителю на праве собственности, на 2019 год включены в Перечень объектов, определяемых в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 10 указанной статьи, и не подлежат освобождению от уплаты налога на имущество физических лиц за 2019 год.
Расчет налога на имущество физических лиц за 2019 по указанным объектам произведен 29.09.2020 в сумме 824 484 рубля, в том числе по объекту с кадастровым номером 68:26:0000142:570 в сумме 423 876 рублей (42 387 565 руб. кадастровая стоимость х 1% налоговая ставка), по объекту с кадастровым номером 68:26:0000177:286 в сумме 400 608 рублей (40 068 848 руб. кадастровая стоимость х 1% налоговая ставка) и сформировано налоговое уведомление от 30.09.2020 №84180575 об уплате налога за 2019 год по сроку уплаты 01.12.2020.
Уплата налога на имущество физических лиц за 2019 год в сумме 25 355 рублей осуществлена заявителем 30.11.2020 согласно налоговому уведомлению от 03.08.2020 №17858781.
В налоговом уведомлении от 03.08.2020 №17858781 в отношении объектов налогообложения с кадастровыми номерами 68:26:0000142:570 и 68:26:0000177:286 суммы налога на имущество физических лиц, исчисленные за 2019 год к уплате заявителю не предъявлялись, и, соответственно, обязанность по их уплате заявителем не могла быть исполнена.
Таким образом, направление налогового уведомления от 30.09.2020 №84180575 об уплате налога на имущество физических лиц за 2019 год в сумме 824 484 рубля не нарушает положений пункта 2.1 статьи 52 НК РФ и является правомерным.
Не согласившись с данными ответами, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Разрешая настоящий спор и отказывая в удовлетворении требований ИП Кирьянова С.В., суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пп.1 п.1 ст.23 НК РФ к обязанностям налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов) отнесена, в том числе, обязанность уплачивать законно установленные налоги.
В силу положений статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Порядок исчисления налога, страховых взносов определен статьей 52 НК РФ. В соответствии с положениями данной статьи налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пункт 2 статьи 52 НК РФ предусматривает, что в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
Если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
При определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налогов, указанных в пункте 3 статьи 13, пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, налоговым органом учитываются имеющиеся у налогоплательщика на дату формирования налогового уведомления суммы излишне уплаченных таких налогов и (или) пеней по таким налогам путем уменьшения суммы указанных налогов, подлежащих уплате, последовательно начиная с меньшей суммы, если до наступления такой даты налоговым органом не получено заявление налогоплательщика о зачете (возврате) указанных сумм излишне уплаченных налогов.
Как следует из пункта 2.1 статьи 52 НК РФ перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
При этом, положениями данного пункта предусмотрено, что перерасчет, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов.
Пункт 3 статьи 52 НК РФ устанавливает, что в налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, срок уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации.
Налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п.4 ст.52 НК РФ).
Как следует из пункта 1 статьи 57 НК РФ сроки уплаты налогов, сборов, страховых взносов устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору, страховому взносу.
При уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом (п.2 ст.57 НК РФ).
Пунктом 4 статьи 57 НК РФ предусмотрено, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Как следует из материалов дела, налоговым органом ИП Кирьянову С.В. налоговым уведомлением №17858781 от 03.08.2020 был исчислен:
транспортный налог за 2019 г. в сумме 43 424 руб. по ОКТМО 68715000;
земельный налог за 2019 г. в сумме 61 533,67 (в т.ч. по ОКТМО 68612440 - 4640 руб. (к уплате с учетом переплаты 1144,67 руб.), по ОКТМО 68622480 - 650 руб., по ОКТМО 68715000 - 60085 руб. (к уплате с учетом переплаты 59739 руб.));
налог на имущество физических лиц за 2019 г. по ОКТМО 68715000 в сумме 25355 руб.
Налоговое уведомление №17858781 от 03.08.2020 направлено по почте налогоплательщику заказным письмом 26.09.2020.
Уплата налога на имущество физических лиц за 2019 год в сумме 25 355 рублей произведена Кирьяновым С.В. 30.11.2020 согласно налоговому уведомлению от 03.08.2020 № 17858781.
Учитывая, что налоговым органом расчет земельного налога за 2019 год за земельный участок с кадастровым номером 68:26:0000177:147 произведен 21.05.2020 с применением некорректной ставки 0,3 процента в сумме 3 794 рубля, было сформировано налоговое уведомление от 03.08.2020 №17858781 об уплате налога в сумме 3 794 рубля по сроку уплаты 01.12.2020.
В октябре 2020 года налоговым органом осуществлен перерасчет земельного налога за 2019 год за данный земельный участок с применением налоговой ставки на основании действующего законодательства 1,5 процента. В результате перерасчета дополнительно начислено земельного налога за 2019 год в сумме 11 124 рубля. Сформировано новое налоговое уведомление от 30.10.2020 №8445322 об уплате налога в размере 11 124 рубля по сроку уплаты 01.12.2021.
Налоговое уведомление №84453222 от 30.10.2020 направлено 06.11.2020 по почте заказным письмом, что подтверждается реестром полученной корреспонденции для доставки (Заказ №239п от 05.11.2020) с отметкой Почты России.
Таким образом, с учетом положений пасти 4 статьи 52 НК РФ, оспариваемое налоговое уведомление №84453222 от 30.10.2020 направлено Кирьянову С. В. по адресу его регистрации по почте заказными письмами 06.11.2020, и, как верно указано судом области, считаются полученными по истечении шести дней с даты направления заказных писем, то есть 17.11.2020.
При этом, налоговое уведомление от 03.08.2020 №17858781 не содержит сумм налога на имущество физических лиц, исчисленных за 2019 год в отношении объектов налогообложения с кадастровыми номерами 68:26:0000142:570 и 68:26:0000177:286.
Кроме того, судом области установлено, что письмом Инспекции от 21.01.2021 №09-09/00612 до заявителя было доведено, что Инспекцией, в отношении принадлежащего заявителю земельного участка с кадастровым номером 68:26:0000177:147, произведен перерасчет земельного налога за 2018-2019 гг., в связи с актуализацией сведений по разрешенному использованию земельного участка и ставки налога (с 0.3% на 1,5%), в связи с чем и было сформировано налоговое уведомление №84453222 от 30.10.2020 по уплате земельного налога на сумму 21236 руб. (10112 руб. за 2018 год, 11124 руб. за 2019 год).
Инспекцией на основании пункта 2.1 статьи 52 НК РФ произведено аннулирование доначислений земельного налога за 2018 год в сумме 10112 руб., так как налог ранее был оплачен 02.12.2019 в сумме 58 580 руб. Инспекцией также установлено, что земельный налог за 2019 год (ОКТМО 68715000) оплачен в сумме 59739 руб. 01.12.2020.
Кроме того, указанным письмом налоговый орган уведомил заявителя о том, что доначисления налога на имущество физических лиц за 2018 год аннулированы, а налоговое уведомление №83983955 от 28.09.2020 на сумму 119 204 руб. за 2018 год не подлежит исполнению.
Учитывая, что по состоянию на 30.10.2020, т.е. на дату формирования уточненного расчета и формирования нового налогового уведомления отсутствовал факт уплаты со стороны заявителя земельного налога за 2019 год, перерасчет налога осуществлен налоговым органом правомерно и не повлек увеличения ранее уплаченных сумм земельного налога.
Таким образом, у налогового органа имелись основания для перерасчета сумм налогов за 2019 год в соответствии с пунктом 2.1 статьи 52 НК РФ, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что, налоговое уведомление от 30.10.2020 №8445322 в части уплаты земельного налога за 2019 год в сумме 11 124 рубля подлежит исполнению.
Как следует из материалов дела, налоговым уведомлением №84180575 от 30.09.2020 ИП Кирьянову С.В. был произведен перерасчет налога на имущество физических лиц за 2019 год по ОКТМО 68715000, сумма налога к доплате составила 824 484 руб., в том числе:
по объекту с кадастровым номером 68:26:0000177:286, расположенном: г.Мичуринск, ж/д ст. Турмасово - 400 608 руб. (40 068 848 руб. кадастровая стоимость х 1% налоговая ставка);
по объекту с кадастровым номером 68:26:0000142:570, расположенном: г.Мичуринск, ул. Красная, 97А, 1 - 423 876 руб. (42 387 565 руб. кадастровая стоимость х 1% налоговая ставка).
Как следует из материалов дела, налоговое уведомление №84180575 от 30.09.2020 направлено по почте заказным письмом от 16.10.2020, что подтверждается списком №741806 филиала ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России в г.Москве с отметкой Почты России.
Таким образом, с учетом положений пункта 4 статьи 52 НК РФ, оспариваемое налоговое уведомление №84180575 от 30.09.2020 направлено ИП Кирьянову С.В. по адресу его регистрации по почте заказными письмами 16.10.2020, и считаются полученными по истечении шести дней с даты направления заказных писем, то есть 27.10.2020.
Перерасчет налога на имущество физических лиц за 2019 по объектам налогообложения с кадастровыми номерами 68:26:0000142:570 и 68:26:0000177:286 произведен налоговым органом 29.09.2020, сформировано налоговое уведомление от 30.09.2020 № 84180575 об уплате налога за 2019 год по сроку уплаты 01.12.2020.
Перерасчет произведен в связи с отсутствием в налоговом уведомлении от 03.08.2020 №17858781 в отношении объектов налогообложения с указанными кадастровыми номерами суммы налога на имущество физических лиц, подлежащей уплате за 2019 год, перерасчет налога на имущество физических лиц за 2019 по объектам налогообложения с кадастровыми номерами 68:26:0000142:570 и 68:26:0000177:286.
При этом, уплата налога на имущество физических лиц за 2019 год в сумме 25 355 рублей произведена Кирьяновым С.В. 30.11.2020 согласно налоговому уведомлению от 03.08.2020 № 7858781.
Как следует из материалов дела, в отношении налога на имущество физических лиц за 2019 год по объекту с кадастровым номером 68:26:0000142:570, расположенному: г.Мичуринск, ул.Красная, 97А, 1, подлежащему уплате согласно налоговому уведомлению №84180575 от 30.09.2020 в сумме 423 876 руб. было выполнено сторнирование налоговых обязательств, в связи со следующим.
Приказом Комитета по управлению имуществом Тамбовской области от 09.02.2021 №79 «О внесении изменений в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденный приказом от 27.12.2018 №956» объект с кадастровым номером 68:26:0000142:570, расположенный по адресу: Тамбовская область, г.Мичуринск, ул.Красная, дом №97А, пом.1 исключен из этого Перечня.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 НК РФ после исключения объекта из указанного Перечня 09.02.2021 ИП Кирьянову С.В. по данному объекту предоставлено освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц за 2019 год.
Вместе с тем, учитывая, что на момент формирования и направления налогового уведомления, а также по сроку уплаты налога на имущество физических лиц за 2019 год (01.12.2020) объект с кадастровым номером 68:26:0000142:570 находился в Перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, его включение в налоговое уведомление №84180575 от 30.09.2020 и исчисление по нему налога на имущество физических лиц за 2019 год в размере 423 876 руб. соответствовало законодательству. При имеющихся обстоятельствах налоговое уведомление №84180575 от 30.09.2020 не может быть признано незаконным.
Таким образом, перерасчет налога 29.09.2021, то есть до уплаты ранее исчисленной суммы налога, и направление налогового уведомления от 30.09.2020 №84180575 об уплате налога на имущество физических лиц за 2019 год в сумме 824 484 рубля осуществлены в соответствии с требованиями пункта 2.1 статьи 52 НК РФ, то есть не привели к увеличению ранее уплаченных сумм налога и не нарушают законных прав и интересов заявителя.
С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые налоговые уведомления №84180575 от 30.09.2020 и №84453222 от 30.10.2020 сформированы и направлены до уплаты заявителем налога на имущество физических лиц за 2019 год и земельного налога за 2019 год.
Таким образом, оспариваемые налоговые уведомления направлены в рамках налогового периода, и налоговый орган имел правовые основания для перерасчета указанных налогов за 2019 год в соответствии с положениями пункта 2.1 статьи 52 НК РФ, в связи с чем, доводы ИП Кирьянова С.В. верно отклонены судом области, как основанные на неверном толковании положений Налогового кодекса Российской Федерации.
Отклоняя довод заявителя о том, что при изменение суммы в налоговом уведомлении должно формироваться новое налоговое уведомление с указанием правильной суммы, а как следствие, что обязанность по уплате налога у налогоплательщика не возникает до дня получения налогоплательщиком соответствующего налогового уведомления способами, указанными в статье 52 НК РФ (в том числе посредством направления заказного письма), суд правомерно руководствовался следующим.
Как указывалось ранее, в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).
Пунктом 6 статьи 58 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
В случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении.
Таким образом, в случае, когда обязанность по исчислению налога возложена на налоговый орган, до дня получения налогоплательщиком соответствующего налогового уведомления способами, указанными в статье 52 Кодекса (в том числе посредством направления заказного письма), обязанность по уплате такого налога у налогоплательщика не возникает.
В данном случае, налоговое уведомление №84453222 от 30.10.2020 направлено в адрес заявителя 06.11.2020, а налоговое уведомление №84180575 от 30.09.2020 направлено в адрес заявителя 16.10.2020.
О действительных суммах, подлежащих уплате налогов, согласно оспариваемых налоговых уведомлений, заявителю сообщено письмами ИФНС России №9 по Тамбовской области от 25.11.2020 №09-09/15021, от 21.01.2021 №09-09/00612, от 06.05.2021 №09-09/05681.
Судом учтено, что о неисполнении налогового уведомления №84180575 от 30.09.2020 в части начисленного налога в сумме 423 876 руб. по объекту с кадастровым номером 68:26:0000142:570 налогоплательщик был уведомлен письмом Инспекции от 06.05.2020 №09-09/05681.
О неисполнении налогового уведомления №84453222 от 30.10.2020 части уплаты земельного налога за 2018 год по объекту с кадастровым номером 68:26:0000177:147 на сумму 10 112 руб. налогоплательщик был уведомлен письмом Инспекции от 21.01.2021 №09-09/00612.
Новые налоговые уведомления в 2021 году с исчисленным налогом на имущество физических лиц за 2019 год в сумме 400 608 руб. по объекту с кадастровым номером 68:26:0000177:286 и земельным налогом за 2019 год в сумме 11124 руб. по объекту с кадастровым номером 68:26:0000177:147 в адрес заявителя не направлялись, поскольку налог по этим объектам ранее рассчитан правильно, и, как следствие, сумма к уплате по ним отсутствует.
Согласно позиции Министерства финансов Российской Федерации, выраженной в письме от 07.09.2020 №03-05-06-02/78374, в случае перерасчета налога, в результате которого сумма к уплате отсутствует (в том числе в связи с ранее уплаченной суммой налога), налоговое уведомление не формируется.
При имеющихся обстоятельствах новые налоговые уведомления в 2021 году с исчисленным налогом на имущество физических лиц за 2019 год в сумме 400 608 руб. по объекту с кадастровым номером 68:26:0000177:286 и земельным налогом за 2019 г. в сумме 11124 руб. по объекту с кадастровым номером 68:26:0000177:147 не направляются, так как налог по этим объектам ранее рассчитан правильно, следовательно, сумма к уплате по ним отсутствует.
Как верно отмечено судом первой инстанции, направление нового налогового уведомления в отсутствие на то правовых оснований по сути продлевает срок уплаты налогов, что является недопустимым и нарушает баланс интересов участников налоговых правоотношений.
Кроме того, судом учтено, что после произведенного налоговым органом перерасчета налога 12.01.2021 заявитель самостоятельно обратился в адрес налогового органа с заявлением об отмене перерасчетов налога на имущество физических лиц, земельного налога и знал о размере измененных налоговых обязательств.
Таким образом, оспариваемые налоговые уведомления направлены в рамках налогового периода, и налоговый орган имел правовые основания для перерасчета указанных налогов за 2019 год в соответствии с положениями пункта 2.1 статьи 52 НК РФ, в связи с чем, доводы ИП Кирьянова С.В. верно отклонены судом первой инстанции, как основанные на неверном толковании положений Налогового кодекса Российской Федерации.
Доказательств реального нарушения его прав, оспариваемыми ненормативно-правовыми актами, ИП Кирьяновым С.В. в суд не представлено.
Учитывая обстоятельства дела, руководствуясь частью 3 статьи 201 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Вместе с тем, решение Арбитражного суда Тамбовской области от 09.11.2021 по настоящему делу подлежит отмене в части взыскания с ИП Кирьянова С.В. в доход федерального бюджета 300 руб. государственной пошлины за подачу заявления на основании следующего.
Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, регламентировано статьей 110 АПК РФ.
В статье 105 АПК РФ предусмотрено, что льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи освобождаются истцы - инвалиды I и II группы.
Согласно представленной заявителем жалобы, справке серии МСЭ-2015 № 1962031от 01.12.2016, выданной ФКУ "ГБ МСЭ по Тамбовской области", Кирьянов Сергей Владимирович является инвалидом второй группы инвалидности, инвалидность установлена бессрочно. Следовательно, он освобожден от уплаты госпошлины в силу указанной нормы права.
Вместе с тем, суд первой инстанции неправомерно взыскал с ИП Кирьянова С.В. в доход федерального бюджета расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
В этой связи, решение от 09.11.2021 в части взыскания с ИП Кирьянова С.В. в доход федерального бюджета расходов по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб. подлежит отмене на основании пункта 2 статьи 269 АПК РФ.
При подаче апелляционной жалобы, ИП Кирьяновым по платежному поручению №128 от 15.11.2021 была уплачена государственная пошлина в размере 150, которую следует возвратить из доходов федерального бюджета на основании вышеизложенного.
Руководствуясь п.2 ст.269, ст.270, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 09.11.2021 по делу №А64-2317/2021 отменить в части взыскания с индивидуального предпринимателя Кирьянова Сергея Владимировича (ОГРН 304682714100116, ИНН 614300515755, г.Мичуринск, ул.Герасимова, д.2, кв.7) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья А.И. Протасов
судьи Т.И.Капишникова
А.А. Пороник