НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2006 № 19АП-2761/06

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

27 декабря 2006 г.                                                                дело № А64-2828/06-5

г. Воронеж                                                                                                                                                             

Резолютивная часть постановления объявлена 20.12.2006г.

Постановление в полном объеме изготовлено 27.12.2006 г.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Потихониной Ж.Н.,

судей: Барковой В.М., Мокроусова Л.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Плотниковой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской  области от 07.08.2006 года по делу № А64-2828/06-5, принятое судьёй Л.М.Глебовой, по иску ОАО «Российские железные дороги» в лице Юго-Восточной железной дороги – филиал ОАО «РЖД» г.Мичуринск Тамбовской области к Министерству финансов Российской Федерации и Управлению Федерального казначейства Тамбовской области при участии третьих лиц: 1) Главного управления труда и социального развития администрации Тамбовской области, 2) Министерства здравоохранения и социального развития о взыскании 566692,03 руб.,

при участии:

от ОАО «РЖД» в лице «ЮВЖД»: Аксёнов О.А. – юрисконсульт, доверенность № ню 9/1455/Д от 10.02.2006г., 

от РФ в лице Министерства финансов РФ - Фёдотова Н.В. – консультант отдела юридической и кадровой работы, доверенность № 11-26/65 от 12.05.2006г.,

от УФК по Тамбовской области: Фёдотова Н.В. – консультант отдела юридической и кадровой работы, доверенность № 11-26/57 от 25.04.2006г.,

 от ГУ труда и социального развития администрации Тамбовской области - представитель не явился, извещён надлежащим образом,

от Министерства здравоохранения и социального развития - представитель не явился, извещён надлежащим образом,

установил: ОАО «Российские железные дороги» в лице Юго-Восточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к Министер­ству финансов РФ, к Управлению Федерального казначейства Тамбовской области о взыскании с казны РФ в лице Министер­ства финансов РФ убытков в сумме 566692,03 руб. в связи с предоставлением льгот по оплате проезда на железнодорожном транспорте ветеранам Тамбовской области за период с сентября по декабрь 2004г. 

Решением от 07.08.2006г. арбитражный суд Тамбовской области взыскал за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу ОАО «Российские железные дороги» в лице ЮВЖД – филиала ОАО «РЖД» 566692,03 руб. в возмещение расходов в связи с предоставлением льгот.

Не согласившись с принятым решением, Управление Федерального казначейства по Тамбовской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Тамбовской области от 10.07.2006г. и принять по делу новый судебный акт.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2006г. решение арбитражного суда Тамбовской области от 07.08.2006 года по делу № А64-2828/06-5 отменено, дело назначено к рассмотрению по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.

В качестве надлежащего ответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.

В судебном заседании представитель ОАО «Российские железные дороги» в лице Юго-Восточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» исковые требования поддержал, просил взыскать с Российской Федерации  в лице Министерства финансов РФ в пользу ОАО «РЖД» убытки, причиненные предоставлением в соответствии с Законом «О ветеранах» гражданам льготного проезда на железнодорожном транспорте по межобластным, межкраевым и межреспубликанским маршрутам и расходы по уплате госпошлины.

          Представитель Российской Федерации  в лице Министерства финансов РФ считает, что органами, уполномоченными представлять Российскую Федерацию в соответствии со ст. 158 Бюджетного Кодекса РФ, являются Министерство здравоохранения и социального развития РФ и Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию РФ, просил в иске ОАО «РЖД» отказать.

В судебное заседание представители ГУ труда и социального развития администрации Тамбовской области, Министерства здравоохранения и социального развития не явились.

Учитывая то, что  суд располагает доказательствами надлежащего извещения неявившихся лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба  рассматривалась в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ.

Изучив материалы дела, оценив доводы заявителя и ответчика, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, апелляционный суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что между ОАО «Российские железные дороги» в лице ЮВЖД - филиала ОАО «РЖД» и Управлени­ем социальной защиты населения Тамбовской области был заключен государственный контракт №63/83, согласно которому Управление социальной защиты насе­ления Тамбовской области обязалось согласно условиям вышеназванного контракта возмещать ОАО «РЖД» расходы, связанные с предоставлением льгот ветеранам по оплате проезда на ж/д транспорте межобластных, межкраевых и межреспубликанских маршрутов в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» в период с 01.01.2004г. по 31.12.2004г. в пределах лимитов бюджетных ассигнований, выделенных Министерством труда и социального раз­вития Российской Федерации из федерального бюджета.

Истец предоставил гражданам Тамбовской области в течение 2004 года льготы ветеранам по оплате проезда на железнодорожном транспорте на общую сумму 1519356 руб. 20 коп. на ос­новании Федерального Закона «О ветеранах».

Управление социальной защиты населения Тамбовской области частично возместило расходы, связанные с предоставлением льгот ветеранам на сумму 952664 руб. 17коп., не возмещена сум­ма 566692 руб. 03 коп. за период сентябрь-декабрь 2004г.

Истец обратился с настоящим иском, в котором просит взыскать сумму 566692,03 руб. с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.

В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в слу­чаях, когда в соответствии с законами или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров или багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующе­го бюджета.

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ «О же­лезнодорожном транспорте в Российской Федерации» потери в доходах владельца инфраструк­туры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федераль­ных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, возмещаются в пол­ном объеме за счет средств соответствующих уровней бюджетной системы Российской Феде­рации.   Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета опреде­ляется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Россий­ской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Факт предоставления льгот при проезде ветеранов Тамбовской области железнодорожным транспортом подтверждается справкой о компенсации расходов, связанных с предоставлением льгот по проезду ветеранам войны на железнодорожном транспорте межобластных, межкрае­вых и межреспубликанских маршрутов, реестрами оформления проездных билетов ветеранам за период сентябрь-декабрь 2004г. с указанием фамилии и инициалов ветерана, актами сверок расчетов, подписанных представителями истца и управления социальной защиты населения Тамбовской области, актом сверки расчетов между управлением социальной защиты населения и ЮВЖД по состоянию на 31.08.2005г., подписанного представителями сторон.

Размер предоставленных истцом льгот сторонами не оспаривается.

В соответствии со статьями 14-22 Федерального закона «О ветеранах» инвалидам войны, участникам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов и ве­теранов войны, ветеранам труда и другим перечисленным в законе категориям граждан, пре­доставляются следующие права и льготы: бесплатный проезд инвалидов войны I и II групп один раз в год (туда и обратно) по их желанию на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых, межреспубликанских маршрутов. Оплата в размере 50 процентов стоимости проезда на указанных видах транспорта предоставляется лицу, сопровождающему инвалида войны I группы в таких поездках; бесплатный проезд инвалидов войны III группы один раз в два года (туда и обратно) по их желанию на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транс­порте межобластных, межкраевых, межреспубликанских маршрутов либо по их желанию опла­та в размере 50 процентов стоимости проезда один раз в год (туда и обратно) на указанных ви­дах транспорта.

В силу подпункта «а» пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона «О ветеранах» за счет средств федерального бюджета возмещаются расходы на оплату проезда на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных, межкрае­вых, межреспубликанских маршрутов.

Частью 2 статьи 10 данного закона установлено, что порядок возмещения расходов на реа­лизацию льгот ветеранам определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2000г. № 946 утверждены Правила возмещения в 2000 году транспортным организациям расходов, связанных с реализацией ветеранами льгот по оплате проезда на железнодорожном, воздушном, водном или между­городном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых и межреспубликанских мар­шрутов (Постановлением Правительства РФ от 14.02.2004г. №80 действие Правил продлено на 2001-2004 годы).

Правилами установлено, что возмещение транспортным организациям расходов, связанных с реализацией ветеранами льгот по оплате проезда производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству труда и социального развития Россий­ской Федерации. Указанные средства выделяются Министерством финансов Российской Феде­рации органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации по предостав­ленным заявкам.

В соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2004г.» Министерст­ву труда и социального развития РФ выделено 485392,9 руб.

Неисполнение Российской Федерацией своих обязательств по компенсации затрат, произве­денных ОАО « Российские железные дороги» в связи с реализацией ФЗ «О вете­ранах», влечет возникновение у организации убытков в сумме 566692,03 руб.

Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

На основании статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. На основании статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы.

Правовым основанием исковых требований является неисполнение Российской Федерацией публичных обязательств по финансированию льгот, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах".

Размер убытков подтвержден представленными по делу доказательствами.

При рассмотрении дела установлено, что сумма заявленных требований проверялась распорядителем бюджетных средств и соответствует видам и объемам оказанных истцом услуг ветеранам.

В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред возмещается за счет казны Российской Федерации.

Как установлено в статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Ссылка Минфина РФ на то, что он является ненадлежащим ответчиком нельзя признать обоснованной, поскольку государство имело финансовое обязательство перед транспортными организациями и обязано исполнить это обязательство.

Кроме этого, в соответствии с Указом Президента РФ от 09.2004г. 3314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство труда и социального развития РФ упразднено.

В федеральных законах от 23.12.2004г. №173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005год» от 26.12.2005г.3189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006год» ассигнования из федерального бюджета на реализацию ФЗ от 12.01.1995г. №5-ФЗ в части расходов по оплате проезда ветеранов на железнодорожном транспорте Министерству здравоохранения и социального развития РФ, Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию не предусмотрено.

Доказательств финансирования вышеуказанных министерств в части расходов по оплате проезда ветеранов на железнодорожном транспорте представителем Минфина РФ не представлено.

На основании изложенного, исковые требования ОАО «Российские железные дороги» в лице Юго-Восточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» к Российской Федерации в лице Министер­ства финансов РФ о взыскании убытков в сумме 566692,03 руб. в связи с предоставлением льгот по оплате проезда на железнодорожном транспорте ветеранам Тамбовской области за период с сентября по декабрь 2004г. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. 

Руководствуясь статьями 168-171   Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд       

П О С Т А Н О В И Л:

Исковые требования ОАО «Российские железные дороги» в лице Юго-Восточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» удовлетворить.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министер­ства финансов РФ за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО «Российские железные дороги» в лице Юго-Восточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» 566692,03 руб. в возмещение расходов в связи с предоставлением льгот.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа.

Председательствующий                                                         Ж.Н. Потихонина

Судьи                                                                                     В.М. Баркова      

                                                                                                      Л.М. Мокроусова