ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
19 августа 2021 года Дело № А35-3145/2021
город Воронеж
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Малиной Е.В.,
без вызова сторон и в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктов 47,49 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 10 от 18.04.2017 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве»,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Курске Курской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Курской области от 17.06.2021 по делу № А35-3145/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Курске Курской области (межрайонное) к обществу с ограниченной ответственностью производственной строительной компании «ЗОДЧИЙ», о взыскании финансовых санкций в общей сумме 146000 руб. на основании решений: от 19.11.2020 № 056S19200006690 за непредставление страхователем в установленный срок дополняющих сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь 2019 года, от 19.11.2020 № 056S19200006691 за непредставление страхователем в установленный срок дополняющих сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за ноябрь 2019 года, от 19.11.2020 № 056S19200006692 за непредставление страхователем в установленный срок дополняющих сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за декабрь 2019 года, от 19.11.2020 № 056S19200006707 за непредставление страхователем в установленный срок дополняющих сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь 2020 года, от 19.11.2020 № 056S19200006708 за непредставление страхователем в установленный срок дополняющих сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за февраль 2020 года, от 19.11.2020 № 056S19200006709 за непредставление страхователем в установленный срок дополняющих сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за март 2020 года, от 19.11.2020 № 056S19200006705 за непредставление страхователем в установленный срок дополняющих сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель 2020 года, от 19.11.2020 № 056S19200006711 за непредставление страхователем в установленный срок дополняющих сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за май 2020 года, от 19.11.2020 № 056S19200006710 за непредставление страхователем в установленный срок дополняющих сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июнь 2020 года, от 19.11.2020 № 056S19200006712 за непредставление страхователем в установленный срок дополняющих сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июль 2020 года, от 19.11.2020 № 056S19200006706 за непредставление страхователем в установленный срок дополняющих сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за август 2020 года, от 19.11.2020 № 056S19200006699 за непредставление страхователем в установленный срок дополняющих сведений о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Курске Курской области (межрайонное) обратилось в общем порядке в Арбитражный суд Курской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью производственной строительной компании "ЗОДЧИЙ" финансовых санкций в общей сумме 146000 руб. на основании решений:
от 19.11.2020 N 056S19200006690 за непредставление страхователем в установленный срок дополняющих сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь 2019 года,
от 19.11.2020 N 056S19200006691 за непредставление страхователем в установленный срок дополняющих сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за ноябрь 2019 года,
от 19.11.2020 N 056S19200006692 за непредставление страхователем в установленный срок дополняющих сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за декабрь 2019 года,
от 19.11.2020 N 056S19200006707 за непредставление страхователем в установленный срок дополняющих сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь 2020 года,
от 19.11.2020 N 056S19200006708 за непредставление страхователем в установленный срок дополняющих сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за февраль 2020 года,
от 19.11.2020 N 056S19200006709 за непредставление страхователем в установленный срок дополняющих сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за март 2020 года,
от 19.11.2020 N 056S19200006705 за непредставление страхователем в установленный срок дополняющих сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель 2020 года,
от 19.11.2020 N 056S19200006711 за непредставление страхователем в установленный срок дополняющих сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за май 2020 года,
от 19.11.2020 N 056S19200006710 за непредставление страхователем в установленный срок дополняющих сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июнь 2020 года,
от 19.11.2020 N 056S19200006712 за непредставление страхователем в установленный срок дополняющих сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июль 2020 года,
от 19.11.2020 N 056S19200006706 за непредставление страхователем в установленный срок дополняющих сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за август 2020 года,
от 19.11.2020 N 056S19200006699 за непредставление страхователем в установленный срок дополняющих сведений о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год.
Определением Арбитражного суда Курскойобласти от 23.04.2021 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Курской области от 17.06.2021 по делу № А35-3145/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, государственное учреждение – Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Курске Курской области (межрайонное) обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Мотивируя требования апелляционной жалобы, Управление Пенсионного фонда ссылается на положения пункта 40 Инструкции, утвержденной 22.04.2020 приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) № 211н «Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах», предусматривающего применение финансовых санкций к страхователю в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек.В рассматриваемом случае страхователем были представлены не уточненные (исправленные) сведения в отношении застрахованных лиц, которые уже были представлены в исходных формах СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ, а имело место несвоевременное первичное представление сведений по форме СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ (дополняющая) в отношении застрахованных лиц, сведения о которых не были указаны в своевременно представленной исходной форме СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ.При таких обстоятельствах, с учетом положений абз. 4 п. 40 Инструкции № 211н влечет ответственность в виде штрафа, судом необоснованно отказано в удовлетворении требования пенсионного фонда о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, по форме СЗВ-М за октябрь, ноябрь, декабрь 2019 года, январь-июнь 2020 года и по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 года.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) апелляционная жалоба на решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, страхователем в Пенсионный фонд своевременно были представлены исходные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь, ноябрь и декабрь 2019 года на 3 застрахованных лиц, за каждый из указанных периодов.
05.10.2020 страхователь представил дополняющие формы за октябрь, ноябрь и декабрь 2019 года еще на 5 застрахованных лиц за каждый из указанных периодов. По результатам проверки дополнительно представленных 05.10.2020 страхователем сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь, ноябрь и декабрь 2019 года в отношении 5-ти застрахованных лиц за каждый из указанных периодов, которые не были отражены в первоначальных сведениях за указанные периоды, Пенсионный фонд пришел к выводу о неполном представлении в установленный срок страхователем первоначальных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь, ноябрь и декабрь 2019 года.
По результатам проверки Пенсионным фондом были составлены акты от 06.10.2020 N 056S18200009239, N 056S18200009240, N 056S18200009241 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения Пенсионным фондом решений:
N 056S19200006690 от 19.11.2020 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, на основании абзаца 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за несвоевременное представление дополняющих сведений по форме СЗВ-М за октябрь 2019 года в виде применения финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица в сумме 2500 руб. (500 руб. х 5 застрахованных лиц);
N 056S19200006691 от 19.11.2020 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, на основании абзаца 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за несвоевременное представление дополняющих сведений по форме СЗВ-М за ноябрь 2019 года в виде применения финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица в сумме 2500 руб. (500 руб. х 5 застрахованных лиц);
N 056S19200006692 от 19.11.2020 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, на основании абзаца 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за несвоевременное представление дополняющих сведений по форме СЗВ-М за декабрь 2019 года в виде применения финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица в сумме 2500 руб. (500 руб. х 5 застрахованных лиц).
Указанные решения не были обжалованы страхователем и вступили в законную силу в установленные действующим законодательством сроки.
23.12.2020 страхователю были выставлены требования: N 056S01200007393, N 056S01200007394, N 056S01200007396 об уплате финансовых санкций по 2500 руб. каждое со сроком исполнения до 02.02.2021, которые были направлены в адрес страхователя 24.12.2020, что подтверждается приобщенным к материалам дела списком внутренних почтовых отправлений с оттиском почтового штемпеля.
Страхователем в Пенсионный фонд были своевременно представлены исходные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь и февраль 2020 года на 3-х застрахованных лиц за каждый из указанных периодов.
02.10.2020 страхователь представил дополняющие формы за январь и февраль 2020 года еще на 34 застрахованных лица за каждый из указанных периодов.
По результатам проверки дополнительно представленных 02.10.2020 страхователем сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь и февраль 2020 года в отношении 34-х застрахованных лиц за каждый из указанных периодов, которые не были отражены в первоначальных сведениях за указанные периоды, Пенсионный фонд пришел к выводу о неполном представлении в установленный срок страхователем первоначальных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь и февраль 2020 года.
По результатам проверки Пенсионным фондом были составлены акты от 07.10.2020 N 056S18200009200, N 056S18200009201 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения Пенсионным фондом решений:
N 056S19200006707 от 19.11.2020 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, на основании абзаца 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за несвоевременное представление дополняющих сведений по форме СЗВ-М за январь 2020 года в виде применения финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица в сумме 17000 руб. (500 руб. х 34 застрахованных лица);
N 056S19200006708 от 19.11.2020 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, на основании абзаца 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за несвоевременное представление дополняющих сведений по форме СЗВ-М за февраль 2020 года в виде применения финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица в сумме 17000 руб. (500 руб. х 34 застрахованных лица).
Указанные решения не были обжалованы страхователем и вступили в законную силу в установленные действующим законодательством сроки.
23.12.2020 страхователю были выставлены требования: N 056S01200007364, N 056S01200007365 об уплате финансовых санкций по 17000 руб. каждое со сроком исполнения до 02.02.2021, которые были направлены в адрес страхователя 24.12.2020, что подтверждается приобщенным к материалам дела списком внутренних почтовых отправлений с оттиском почтового штемпеля.
Страхователем в Пенсионный фонд были своевременно представлены исходные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за март и апрель 2020 года на 12 застрахованных лиц за каждый из указанных периодов.
02.10.2020 страхователь представил дополняющие формы за март и апрель 2020 года еще на 34 застрахованных лица за каждый из указанных периодов.
По результатам проверки дополнительно представленных 02.10.2020 страхователем сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за март и апрель 2020 года в отношении 34-х застрахованных лиц за каждый из указанных периодов, которые не были отражены в первоначальных сведениях за указанные периоды, Пенсионный фонд пришел к выводу о неполном представлении в установленный срок страхователем первоначальных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за март и апрель 2020 года.
По результатам проверки Пенсионным фондом были составлены акты от 07.10.2020 N 056S18200009202, N 056S18200009198 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения Пенсионным фондом решений:
N 056S19200006709 от 19.11.2020 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, на основании абзаца 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за несвоевременное представление дополняющих сведений по форме СЗВ-М за март 2020 года в виде применения финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица в сумме 17000 руб. (500 руб. х 34 застрахованных лица);
N 056S19200006705 от 19.11.2020 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, на основании абзаца 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за несвоевременное представление дополняющих сведений по форме СЗВ-М за апрель 2020 года в виде применения финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица в сумме 17000 руб. (500 руб. х 34 застрахованных лица).
Указанные решения не были обжалованы страхователем и вступили в законную силу в установленные действующим законодательством сроки.
23.12.2020 страхователю были выставлены требования: N 056S01200007367, N 056S01200007362 об уплате финансовых санкций по 17000 руб. каждое со сроком исполнения до 02.02.2021, которые были направлены в адрес страхователя 24.12.2020, что подтверждается приобщенным к материалам дела списком внутренних почтовых отправлений с оттиском почтового штемпеля.
Страхователем в Пенсионный фонд были своевременно представлены исходные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за май и июнь 2020 года на 11 застрахованных лиц за каждый из указанных периодов.
02.10.2020 страхователь представил дополняющие формы за май и июнь 2020 года еще на 34 застрахованных лица за каждый из указанных периодов.
По результатам проверки дополнительно представленных 02.10.2020 страхователем сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за май и июнь 2020 года в отношении 34-х застрахованных лиц за каждый из указанных периодов, которые не были отражены в первоначальных сведениях за указанные периоды, Пенсионный фонд пришел к выводу о неполном представлении в установленный срок страхователем первоначальных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за май и июнь 2020 года.
По результатам проверки Пенсионным фондом были составлены акты от 07.10.2020 N 056S18200009204, N 056S18200009203 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения Пенсионным фондом решений:
N 056S19200006711 от 19.11.2020 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, на основании абзаца 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за несвоевременное представление дополняющих сведений по форме СЗВ-М за май 2020 года в виде применения финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица в сумме 17000 руб. (500 руб. х 34 застрахованных лица);
N 056S19200006710 от 19.11.2020 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, на основании абзаца 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за несвоевременное представление дополняющих сведений по форме СЗВ-М за июнь 2020 года в виде применения финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица в сумме 17000 руб. (500 руб. х 34 застрахованных лица).
Указанные решения не были обжалованы страхователем и вступили в законную силу в установленные действующим законодательством сроки.
23.12.2020 страхователю были выставлены требования: N 056S01200007370, N 056S01200007369 об уплате финансовых санкций по 17000 руб. каждое со сроком исполнения до 02.02.2021, которые были направлены в адрес страхователя 24.12.2020, что подтверждается приобщенным к материалам дела списком внутренних почтовых отправлений с оттиском почтового штемпеля.
Страхователем в Пенсионный фонд были своевременно представлены исходные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июль и август 2020 года на 13 и 14 застрахованных лиц, соответственно.
02.10.2020 страхователь представил дополняющие формы за июль и август 2020 года еще на 34 застрахованных лица за каждый из указанных периодов.
По результатам проверки дополнительно представленных 02.10.2020 страхователем сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июль и август 2020 года в отношении 34-х застрахованных лиц за каждый из указанных периодов, которые не были отражены в первоначальных сведениях за указанные периоды, Пенсионный фонд пришел к выводу о неполном представлении в установленный срок страхователем первоначальных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июль и август 2020 года.
По результатам проверки Пенсионным фондом были составлены акты от 07.10.2020 N 056S18200009205, N 056S18200009199 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения Пенсионным фондом решений:
N 056S19200006712 от 19.11.2020 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, на основании абзаца 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за несвоевременное представление дополняющих сведений по форме СЗВ-М за июль 2020 года в виде применения финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица в сумме 17000 руб. (500 руб. х 34 застрахованных лица);
N 056S19200006706 от 19.11.2020 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, на основании абзаца 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за несвоевременное представление дополняющих сведений по форме СЗВ-М за август 2020 года в виде применения финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица в сумме 17000 руб. (500 руб. х 34 застрахованных лица).
Указанные решения не были обжалованы страхователем и вступили в законную силу в установленные действующим законодательством сроки.
23.12.2020 страхователю были выставлены требования: N 056S01200007371, N 056S01200007363 об уплате финансовых санкций по 17000 руб. каждое со сроком исполнения до 02.02.2021, которые были направлены в адрес страхователя 24.12.2020, что подтверждается приобщенным к материалам дела списком внутренних почтовых отправлений с оттиском почтового штемпеля.
Страхователем в Пенсионный фонд были своевременно представлены исходные сведения о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год на 3-х застрахованных лиц.
05.10.2020 страхователь представил дополняющую форму за 2019 год еще на 5 застрахованных лиц.
По результатам проверки дополнительно представленных 05.10.2020 страхователем сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год в отношении 5-ти застрахованных лиц, которые не были отражены в первоначальных сведениях за указанный период, Пенсионный фонд пришел к выводу о неполном представлении в установленный срок страхователем первоначальных сведений о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год.
По результатам проверки Пенсионным фондом был составлен акт от 06.10.2020 N 056S18200009232 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения Пенсионным фондом решения от 19.11.2020 N 056S19200006699 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, на основании абзаца 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за несвоевременное представление дополняющих сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год в виде применения финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица в сумме 2500 руб. (500 руб. х 5 застрахованных лиц).
Указанное решение не было обжаловано страхователем и вступило в законную силу в установленные действующим законодательством сроки.
23.12.2020 страхователю было выставлено требование N 056S01200007395 об уплате финансовых санкций в сумме 2500 руб. со сроком исполнения до 02.02.2021, которое было направлено в адрес страхователя 24.12.2020, что подтверждается приобщенным к материалам дела списком внутренних почтовых отправлений с оттиском почтового штемпеля.
В связи с неисполнением страхователем требований в добровольном порядке, 20.04.2021 государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Курске Курской области (межрайонное) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью производственной строительной компании "ЗОДЧИЙ" финансовых санкций в общей сумме 146000 руб. за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, за октябрь, ноябрь, декабрь 2019 года, январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август 2020 года, а также за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, за 2019 год.
Суд области, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что поскольку первоначально своевременно представленные ответчиком (страхователем) сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, впоследствии самостоятельно скорректированы страхователем в соответствии с действующим законодательством, то данная корректировка не образует состав правонарушения, установленного статьей 17 Закона №27-ФЗ.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда области, исходит из следующего.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2017, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица) по формам, утвержденным постановлением правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83 п.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения по форме СЗВ-СТАЖ. На основании части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, для привлечения страхователя к ответственности на основании части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ необходимо доказать, что страхователь,имея обязанность по представлению органам Пенсионного фонда сведенийиндивидуального (персонифицированного) учета, не исполнил данную обязанность либоисполнил ее ненадлежащим образом, представив в фонд сведения с нарушениемустановленного срока либо неполные (недостоверные) сведения, не позволяющие вестииндивидуальный (персонифицированный) учет.
В силу статьи 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ страхователь имеетправо дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах посогласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерацииили налоговым органом.
При этом в статьях 15 и 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, 15 законодатель не установил срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в орган Пенсионного фонда сведениях, до их обнаружения органом Пенсионного фонда, и представить в орган Пенсионного фонда достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Статьей 19 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ предусмотрено, что Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с положениями Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ и Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 № 766н (далее – Инструкция, действовала в спорный период), страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
Приказом Минтруда России от 22.04.2020 № 211н утверждена новая Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах» (далее – Инструкция в новой редакции).
Согласно пункту 40 Инструкции в новой редакции в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996г. №27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок.
Приказ Минтруда России от 22.04.2020 №211н был опубликован на сайте http://www.pravo.gov.ru 16.07.2020. Следовательно, вышеназванный нормативный правовой акт вступил в законную силу 27.07.2020г.
Согласно п. 38 Инструкции №211н, при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
При этом, Верховный Суд Российской Федерации в определении от 02.07.2018 №303-КГ18-99 отметил, что формальный подход к вопросу привлеченияплательщика страховых взносов к ответственности за совершениеправонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым.Любая санкция должна применяться с учетом принципов: виновность ипротивоправность деяния, соразмерность наказания, презумпцияневиновности.
В Определении Верховного Суда РФ от 01.02.2018 N 306-КГ17-21843 указано, что официальная позиция Пенсионного Фонда ориентирует страхователей на сотрудничество и исходит из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность.
В случае, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также в случае, если страхователь в установленный срок исправил обнаруженные территориальным органом ошибки, финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, возможно не применять.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14.07.2003 N 12-П при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.
Таким образом, при решении вопроса о привлечении к ответственности следуетучитывать поведение страхователя, направленное на исправление обнаруженных ошибокв представленной в орган Пенсионного фонда Российской Федерации отчетности.
Такойправоприменительный подход направлен на стимулирование заинтересованностистрахователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, атакже обеспечение более оперативной обработки сведений индивидуального(персонифицированного) учета Пенсионным фондом Российской Федерации и, какследствие, полноту и достоверность сведений индивидуального (персонифицированного)учета.
Анализ приведенных положений действующего законодательства обиндивидуальном (персонифицированном учете), в совокупности с разъяснениями Конституционного СудаРоссийской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что к ответственности занарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системеобязательного пенсионного страхования привлечению подлежит лицо, виновное всовершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих винуправонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя повыявлению и устранению ошибок, несоответствий в предоставленных сведениях либосамостоятельно (до момента обнаружения ошибки территориальным органомПенсионного фонда Российской Федерации) либо в срок, установленный в направленноморганом Пенсионного фонда Российской Федерации уведомлении о представлениисоответствующих исправлений (дополнений).
В этой связи, при рассмотрении вопроса о правомерности привлечения заявителя оспариваемым решением к ответственности за нарушение законодательства РоссийскойФедерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательногопенсионного страхования необходимо принимать во внимание, в том числе, конкретныефактические обстоятельства, которые могут быть оценены в качестве исключающих винулица в совершении вменяемого правонарушения.
Как следует из материалов дела, страхователем в Пенсионный фонд были своевременно представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М с типом формы "исходная" за октябрь, ноябрь, декабрь 2019 года, январь и февраль 2020 года на 3 застрахованных лиц за каждый из указанных периодов; за март и апрель 2020 года - на 12 застрахованных лиц за каждый из указанных периодов; за май и июнь 2020 года - на 11 застрахованных лиц за каждый из указанных периодов; за июль и август 2020 года - на 13 и 14 застрахованных лиц, соответственно; кроме того, страхователем в Пенсионный фонд были представлены сведения о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ с типом формы "исходная" за 2019 год на 3 застрахованных лиц.
02.10.2020 страхователь представил дополняющие формы СЗВ-М за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август 2020 года еще на 34 застрахованных лица за каждый из указанных периодов, а 05.10.2020 - дополняющие формы СЗВ-М за октябрь, ноябрь, декабрь 2019 года еще на 5 застрахованных лиц за каждый из указанных периодов и дополняющую форму СЗВ-СТАЖ за 2019 года еще на 5 застрахованных лиц.
Все дополняющие сведения были приняты органом Пенсионного фонда. И только при получении дополняющих, а не исходных сведений, Пенсионный фонд провел проверку и выявил нарушения 06.10.2020 и 07.10.2020.
При этом ни в актах, ни в решениях ответчика не указано, что страхователю направлялось какое-либо уведомление о необходимости устранения несоответствий.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что допущенные обществом несоответствия при подаче сведений по форме СЗВ-М за октябрь, ноябрь, декабрь 2019 года, январь-июнь 2020 года и по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 года были самостоятельно устранены страхователем до выявления указанных нарушений Управлением Пенсионного фонда, что свидетельствует о добросовестном поведении страхователя, направленном на надлежащее исполнение своих обязанностей и может являться основанием для неприменения финансовых санкций, предусмотренных ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ.
Исправляя ошибку в первоначально представленных сведениях о застрахованных лицах, общество с ограниченной ответственностью производственной строительной компании «ЗОДЧИЙ» реализовало свое право на исправление представленных сведений за эти периоды, которые ранее не представлялись.
Лишение права страхователя при выявлении ошибок в ранеепредставленных сведениях на их уточнение в установленный пятидневныйсрок, не соответствует понятию юридической ответственности, которая представляет собой претерпевание неблагоприятных последствий в связи с неисполнениемили ненадлежащим исполнением обязанностей.
Аналогичная позиция изложена в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 05.07.2019 № 308-ЭС19-975 по делу № А22-1060/2018.
Целью назначения наказания за нарушение требований законодательства обиндивидуальном (персонифицированном) учете является предупреждение совершенияновых правонарушений (как самим правонарушителем, так и другими лицами), а такжеобеспечение полноты и достоверности сведений индивидуального(персонифицированного) учета, используемых для назначения страховой и накопительнойпенсий согласно пенсионному законодательству Российской Федерации.
Одновременно установленный Инструкцией на основании статьи 19 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ порядок осуществления контроля за достоверностью представляемых страхователями вПенсионный фонд Российской Федерации индивидуальных сведений, в частиисправления ошибок в представленных страхователем индивидуальных сведениях путемих уточнения и дополнения представляет собой иной механизм достижениясоответствующих целей, эффективность которого обеспечивается, в том числе,возможностью неприменения финансовых санкций при представлении страхователемуточненных (исправленных) индивидуальных сведений либо самостоятельно, либо вустановленный в уведомлении контролирующего органа срок.
В материалы дела не представлено доказательств того, что орган Пенсионного фонда уведомил страхователя о выявленных ошибках и предложил представить уточненные данные. Доказательств направления Управлением Пенсионного фонда в адрес страхователя уведомлений либо иных писем, в которых сообщалось о непредставлении отчетов СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ либо о выявленных ошибках, либо расхождениях также не представлено.
Доводы Управления Пенсионного фонда о том, что поскольку дополнительные сведения были представлены в отношении застрахованных лиц, не указанных в первоначальных сведениях о застрахованных лицах в спорный период, вышеназванное обстоятельство в силу положений п. 40 Инструкции является основанием для применения к страхователю финансовых санкций, отклоняются апелляционной инстанцией.
Прежде всего, апелляционный суд исходит из того, что положения статьи 15 Закона N 27-ФЗ предоставляют страхователю право на представление дополнительных сведений, то есть, и в отношении лиц, которые ранее не были указаны в исходной форме.
Более того, основания для привлечения к ответственности устанавливаются федеральным законом, соответствующие изменения в статьи 15 и 17 Закона N 27-ФЗ законодателем не вносились, следовательно, принятием новой Инструкции N 211н не могли быть установлены новые основания для привлечения к ответственности, а ранее сложившаяся судебная практика сохраняет свою актуальность.
Положения п. 40 Инструкции не могут лишать общество возможности без применения к нему штрафных санкций исправить допущенную ошибку и представить сведения о застрахованных лицах, о которых первоначально такие сведения не подавались, что свидетельствует о его добросовестном поведении.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда России, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц, на что неоднократно обращал внимание Верховный Суд Российской Федерации в своих судебных актах.
При таких обстоятельствах оснований для привлечения общества с ограниченной ответственностью производственной строительной компании «ЗОДЧИЙ» к ответственности, установленной частью 3 статьи 17 Федерального законаот 01.04.1996 № 27-ФЗ, за нарушение срока предоставления сведений путем представления форм СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ с типом «дополняющая», у Управления Пенсионного фонда не имелось.
Содержание апелляционной жалобы по существу сводится к повторению доводов, которые в свою очередь уже были предметом оценки суда первой инстанции. Поскольку в материалах апелляционной жалобы заявитель не приводит доводов, которые могли бы подвергнуть сомнению правильность выводов суда первой инстанции, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для их переоценки.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Курске Курской области (межрайонное) и отмены решения Арбитражного суда Курской области от 17.06.2021 по делу № А35-3145/2021 не имеется.
Учитывая, что в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о взыскании государственной пошлины с государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Курске Курской области (межрайонное), как заявителя апелляционной жалобы, не разрешается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 17.06.2021 по делу № А35-3145/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Курске Курской области (межрайонное) – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Е.В. Малина