НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2019 № А36-492/19


ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

16 августа 2019 года Дело № А36-492/2019

город Воронеж

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

судьи Малиной Е.В.,

без вызова сторон и в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктов 47,49 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 10 от 18.04.2017 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве»,

рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 27.05.2019 по делу № А36-492/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Коровин А.А.), по заявлению государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области (ИНН 4822001396, ОГРН 1074823008501) к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 6 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Липецкой области» (ИНН 4825001637, ОГРН 1024840841904) о взыскании 2 000 руб. финансовой санкции,

У С Т А Н О В И Л:

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Липецке Липецкой области (далее – ГУ УПФ РФ в г. Липецке Липецкой области) обратилось в арбитражный суд с заявлением к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №6 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Липецкой области» (далее – ФКУ «Исправительная колония №6 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Липецкой области») о взыскании 2 000 руб. финансовой санкции за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за отчетный период (апрель 2016 года).

Определением арбитражного суда от 24.01.2019 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

Решением Арбитражного суда Липецкой области от 27.05.2019 по делу № А36-492/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым по делу решением, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

Фонд считает ошибочным вывод суда области о том, что ответчик самостоятельно выявил ошибку и представил уточненные (исправленные) индивидуальные сведения до дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений. В рассматриваемом случае ФКУ не были представлены сведения по форме СЗВ-М за апрель 2016г. (дополняющая) в отношении 4-х застрахованных лиц, индивидуальные сведения о стаже которых имеются в 6-ом разделе формы РСВ-1 за полугодие 2016г. и отсутствовали в СЗВ-М за апрель 2016г., после получения страхователем уведомления об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации от 15.11.2016 и на дату вынесения решения о привлечении к ответственности. Следовательно, по мнению заявителя, положения абзацев 2 и 3 пункта 39 Инструкции в данном случае применению не подлежат, так как ошибки в сведениях, представленных в исходной, дополняющих и отменяющей формах СЗВ-М, выявлены не страхователем самостоятельно, а Управлением ПФ РФ и указанные ошибки устранены не были.

Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) апелляционная жалоба на решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФКУ «Исправительная колония №6 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Липецкой области» зарегистрировано в качестве страхователя в государственном учреждении – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Липецке Липецкой области за номером 058-004-41015.

По телекоммуникационным каналам связи с электронно-цифровой подписью ответчиком в адрес Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Липецке Липецкой области представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель 2016 года:

тип формы «исх» на 683 застрахованных лица – 11 мая 2016 года (приняты 20.05.16)- л.д.8-15,

тип формы «доп» на 29 застрахованных лиц – 26 мая 2016 года- л.д.17-19;

тип формы «доп» на 01 застрахованное лицо – 20 июля 2016 года- д.д.20-21;

тип формы «доп» на 76 застрахованных лиц – 07 октября 2016 года- л.д.29-31;

тип формы «отм» на 67 застрахованных лиц – 07 октября 2016 года- л.д.32-33.

При сверке сведений, отраженных в расчете РСВ-1 за полугодие 2016г. и в отчете СЗВ-М за апрель 2016г., ГУ УПФ РФ в г. Липецке Липецкой области выявлено расхождение: на 4 застрахованных лица представлены индивидуальные сведения о стаже в 6-ом разделе формы РСВ-1 за полугодие 2016г.. а сведения по форме СЗВ-М за апрель 2016г. на них не представлены.

В связи с выявленными расхождениями в адрес страхователя ГУ УПФ РФ направлено требование № 1282 от 10.11.2016 , в котором отражено, что в форме РСВ-1 за полугодие 2016 представлены индивидуальные сведения на застрахованных лиц, у которых имеется стаж с 01.04.2016 по 30.06.2016, а в форме СЗВ-М за апрель, май, июнь 2016 указанные лица отсутствуют. Списки застрахованных лиц с данной ошибкой прилагаются (приложение 1 на 1 листе)- л.д.35-38. Страхователю предложено представить необходимые пояснения к расчету или формам СЗВ-М либо внести соответствующие исправления в срок в течение 5-ти дней со дня вручения соответствующего уведомления.

Указанное уведомление направлено в адрес страхователя 16.11.2016, что подтверждается почтовой квитанцией от 16.11.2016 и списком внутренних почтовых отправлений (л.д.37-40) и получено адресатом 22.11.2016 – л.д.43.

В марте 2018г. Фондом проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных п.2.2. ст. 11 ФЗ № 27-ФЗ на основе формы СЗВ-М, файлов отчетности за апрель 2016, РСВ-1, протоколов ВИО, требования о предоставлении необходимых пояснений.

05.04.2018 должностным лицом ГУ УПФ РФ в г. Липецке Липецкой области составлен акт № 058S18180002150 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 13.04.2018, которым установлено непредставление ответчиком в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за апрель 2016 в отношении 4 застрахованных лиц: Персиановой Л.И, Тюрина А.В., Иванова В.И., Кузьмина Д.С. При этом в представленном расчете РСВ-1 по стажу за период полугодие 2016 представлены сведения о стаже за апрель 2016 в отношении данных 4 лиц. В ответ на направленное в адрес страхователя требование о предоставлении необходимых пояснений о причинах непредставления в установленный срок сведений на вышеуказанных лиц или внесения соответствующих исправлений в отчетность пояснений не представлено, отчетность по СЗВ-М не представлена, равно не внесены уточнения в РСВ-1

Решением от 28.05.2018 №058S19180003314 ответчик привлечен к ответственности за непредставление страхователем в установленный срок сведений по форме СЗВ-М в отношении 4 застрахованных лиц, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон) в виде штрафа в размере 2 000 руб.

Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №6 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Липецкой области» было направлено требование от 06.07.2018 № 058S01180011359 об уплате финансовой санкции в срок до 24.07.2018.

В связи с неисполнением указанного требования, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании 2 000 руб. финансовой санкции за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за отчетный период апрель 2016 года.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, а также индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона № 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ установлено, что страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Для представления указанной ежемесячной отчетности Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п утверждена форма СЗВ-М «Сведения о застрахованных лицах».

Согласно части 4 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

При этом статья 15 Закона № 27-ФЗ предоставляет право страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Статьей 19 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ предусмотрено, что Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В частности, в период представления заявителем дополняющей формы сведений СЗВ-М действовала Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденная Приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н (далее - Инструкция № 766н), определяющая порядок ведения Пенсионным фондом Российской Федерации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о каждом застрахованном лице, на которое распространяется обязательное пенсионное страхование, порядок представления страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации сведений о застрахованных лицах, использования указанных индивидуальных сведений для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

В соответствии с пунктом 39 Инструкции № 766н за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ.

В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.

Согласно пункту 37 Инструкции № 766н при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).

Датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя.

В обоснование доводов жалобы о правомерности привлечения ответчика к ответственности за непредставление страхователем сведений по форме СЗВ-М в отношении 4 застрахованных лиц Управление Пенсионного фонда ссылается на то, что доказательств в подтверждения факта представления данных сведений как исходной форме, так и в дополняющих формах не имеется.

Ошибки в сведениях, представленных в исходной, дополняющей и отменяющей формах СЗВ-М были выявлены Управлением ПФР, а не страхователем самостоятельно, ссылаясь на представленную в материалы дела копию требования о представлении необходимых пояснений или внесении соответствующих исправлений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам и ежемесячную форму СВЗ-М «Сведения о застрахованных лицах» от 15.11.2016 №13324,

Данное требование направлялось в адрес страхователя в связи с выявленными расхождениями: в форме РСВ-1 за полугодие 2016 представлены индивидуальные сведения на застрахованных лиц, у которых имеется стаж с 01.04.2016 по 30.06.2016, а в форме СЗВ-М за апрель, май, июнь 2016 указанные лица отсутствуют.

Списки застрахованных лиц с данной ошибкой прилагаются (приложение 1 на 1 листе)- л.д.35-38.

Страхователю предложено представить необходимые пояснения к расчету или формам СЗВ-М либо внести соответствующие исправления в срок в течение 5-ти дней со дня вручения соответствующего уведомления.

Указанное уведомление направлено в адрес страхователя 16.11.2016, что подтверждается почтовой квитанцией от 16.11.2016 и списком внутренних почтовых отправлений (л.д.37-40) и получено адресатом 22.11.2016 – л.д.43.

В приложении № 1 (л.д.22) указан номер СНИЛС застрахованного лица, который есть в расчете формы РСВ-1, но нет данных по застрахованным лицам в формах СЭВ-М. Фамилии застрахованных лиц не указаны.

В силу статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.

Согласно абзацу 3 пункта 39 Инструкции № 766 страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

При этом Законом не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях до их обнаружения пенсионным фондом и представить в Пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).

Таким образом, в соответствии с положениями Федерального закона № 27-ФЗ и Инструкции № 766н, страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.

Как следует из материалов дела, страхователем была представлена исходная форма СЗВ-М за апрель 2016 года в отношении застрахованных лиц, а 26.05.2016, 20.20.07.2016, 07.10.2016 (то есть до составления акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования) – дополняющие за апрель 2016 г..

При этом, суд апелляционной инстанции исходит из того, что в приложении № 1 к требовании о представлении пояснений не поименованы фамилии конкретных лиц, сведения в отношении которых не были представлены по форме СЗВ-М, а указан только номер СНИЛС. Между тем в форме СЗВ-М отражен страховой номер и фамилия работников, что не позволяет с достоверностью определить факт отсутствия данных сведений в отношении именно тех лиц, которые отражены в акте и решении.

Так, например, в форме СЗВ-М за апрель 2016 учреждением представлены сведения в отношении Тюрина Алексея Владимировича ( л.д.13), в дополняющей форме от 07.10.16 также указаны сведения на Тюрина Алексея Владимировича. Между тем, управлением ссылается на отсутствие сведений о данном лице в форме СЗВ-М за апрель 2016.

Доказательства, подтверждающие, что Персианова Л.И., Тюрин А.В., Иванов В.И., Кузьмин Д.С., являлись застрахованными лицами в спорный отчетный период (апрель 2016 года), а также доказательства того, что именно сведения расчета по форме РСВ-1 за полугодие 2016 года (а не отчетов по форме СЗВ-М) отражают достоверные и актуальные сведения о застрахованных лицах, пенсионным фондом не представлены.

Из решения от 28.05.2018 усматривается, что данные соотносились с отчетностью по форме СЗВ-М на 689 застрахованных лиц. Между тем. страхователем 26.05.2016, 20.07.2016, 07.10.2016 представлялись дополняющие сведения.

Состав нарушения фонду надлежало установить применительно к нормативным требованиям в отношении реквизитов отчетности на момент представления отчетности формы СЗВ-М с кодом «исходная», «дополняющая», «отменяющая».

Суд апелляционной инстанции отмечает, констатация в решении пенсионного фонда от 28.05.2018 нарушений страхователя без описания надлежащей объективной стороны правонарушения, установления виновных действий либо бездействия общества, без установления причинно-следственной связи между такими действиями (бездействиями) и совершенным правонарушением, а также без установления наличия у общества реальной возможности для соблюдения указанных норм, в данном случае не является достаточным основанием для привлечения его к публичной ответственности.

Вместе с тем, наличие состава правонарушения является необходимым основанием для всех видов юридической ответственности (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 апреля 2001 года N 7-П).

Апелляционная коллегия отмечает, что привлекая общество к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, фонд должен не только констатировать факт непредоставления конкретных сведений, но и обязан был определить все элементы состава данного правонарушения.

Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений.

Поскольку состав нарушений надлежащим образом не установлен, не доказан, не зафиксирован в решении управления, отсутствуют основания для удовлетворения требования заявителя.

Согласно статье 17 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных данной статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

При выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена данной статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом и лицом, совершившим такое правонарушение.

Об отказе лица, совершившего правонарушение, подписать акт делается соответствующая запись в акте.

Сроки камеральной проверки представленных страхователем сведений и сроки обращения в суд за взысканием начисленных санкций в случае совершения страхователем правонарушения указанным нормативным актом не урегулированы в отличие от Налогового кодекса Российской Федерации, которым установлены сроки проведения камеральной проверки - 3 месяца (статья 88 НК РФ, сроки обращения в суд с заявлением о взыскании недоимок - 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (статья 46 НК РФ).

В статье 2 Федерального закона N 167-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федерального закона от 28.12.2013 N 424-ФЗ «О накопительной пенсии» и Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации. Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются с 01.01.2017 законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Из изложенного следует, что к отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Законом N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений в системе обязательного пенсионного страхования, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.

При этом, как разъяснено в пункте 60 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», проверка соблюдения установленных пунктом 3 статьи 46, пунктом 1 статьи 47, пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации сроков осуществляется судом при рассмотрении заявлений о взыскании штрафов, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика.

В пункте 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 101, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем, при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер, сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании части 7 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ акт в течение пяти дней с даты его подписания, должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта, считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.

Согласно части 8 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ лицо, совершившее правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (часть 9 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ).

Статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрено, что решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения в течение пяти дней после дня его вынесения может быть вручено лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

В случае направления решения по почте заказным письмом датой вручения этого решения считается шестой день считая с даты отправления заказного письма. Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю). В течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций. Требование об уплате финансовых санкций может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма. Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании. В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных названной статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Согласно пункту 3 статьи 46 НК РФ заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

В соответствии с пунктом 6 статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.

Расчет РСВ-1, по результатам проверки которого выявлено представление неполных и (или) недостоверных сведений, обществом представлен 11.08.2016. Требование о предоставлении необходимых пояснений в связи с выявленными расхождениями направлено в адрес ответчика 16.11.2016.

С учетом срока проведения камеральной проверки, акт о выявлении правонарушения составлен с нарушением срока - 05.04.2018, что свидетельствует о нарушении пенсионным фондом процессуальных сроков проверки, повлекших за собой соответствующее смещение сроков на принятие мер по взысканию санкций.

Учитывая представление страхователем сведений индивидуального (персонифицированного учета) в составе расчета по начисленным и уплаченным страховых взносам РСВ-1 за полугодие 2016 года 11.08.2016, получения требования о наличии противоречий – 22.11.2016, а также совокупность сроков, устанавливающих процедуру проведения проверки и составления акта, вынесения решения о привлечении к ответственности, выставления требования, обращения в суд с заявлением о взыскании суммы штрафа (до одного календарного года; фактическая дата обращения в суд 17.01.2019), суд апелляционной инстанции считает, что заявителем пропущен срок обращения в арбитражный суд с требованием о взыскании финансовой санкции.

Пропуск установленного законом срока для обращения в суд с соответствующими требованиями в силу части 2 статьи 115 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления (аналогичная позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.10.2006 N 7830/06 и Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2007 N 13704/07).

При таких обстоятельствах, суд области законно и обоснованно отказал пенсионному фонду в удовлетворении требования о взыскании с общества финансовой санкции в размере 2000 руб.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Липецкой области от 27.05.2019 по делу № А36-492/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья Е.В. Малина