ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
22 ноября 2019 года Дело № А35-367/2019
город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2019 года
Постановление в полном объеме изготовлено 22 ноября 2019 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Капишниковой Т.И.,
Малиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью «Индиго»: ФИО1 – представителя по доверенности от 06.06.2017 (сроком на 5 лет);
от Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Курской области: ФИО2 –представителя по доверенности от 08.11.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курской области апелляционную жалобуобщества с ограниченной ответственностью «Индиго» на решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.09.2019 по делу № А35-367/2019, по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Индиго» (ИНН <***> ОГРН <***>) к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Курской области (ИНН <***> ОГРН <***>) о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Индиго» (далее - ООО «Индиго», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Курской области (далее - налоговый орган, Инспекция), выразившимся в не проведении камеральной проверки по уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2014 год от 10.04.2018
Решением от 12.09.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, ООО «Индиго», обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на неправомерное, по его мнению, бездействие налогового органа, выразившееся в не проведении камеральной налоговой проверки в отношении поданной ООО «Индиго» 10.04.2018 в налоговый орган уточненной декларации по налогу на прибыль за 2014 год, противоречащее ст.ст.80, 81, 88 НК РФ, устанавливающих обязанность налогового органа принять эту декларацию и в установленный срок провести камеральную налоговую проверку. Полагает, что ссылка суда на истечение трехлетнего срока на подачу заявления о возврате излишен уплаченного налога является ошибочным, поскольку статьи 80, 81, 88 НК РФ не ограничивают налогоплательщика в подаче уточненной декларации трехлетним сроком. Подробно доводы заявителя жалобы изложены в апелляционной жалобе.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве налоговый орган возражает против доводов апелляционной жалобы Общества, указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, ООО «Индиго» 10.04.2018 была представлена в Инспекцию уточненная (номер корректировки 3) налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 2014 год с суммой налога к уменьшению 794401 руб., в том числе: в федеральный бюджет - 79440 руб., в бюджет субъекта РФ - 714961 руб.
08.08.2018 ООО «Индиго» направило в адрес Инспекции письмо, в котором просило проинформировать его о том, какие действия были произведены по вышеуказанной декларации.
Инспекция письмом № 08-30/16356 от 30.08.2018 на указанное письмо заявителя проинформировала Общество о том, что уточненная декларация по налогу на прибыль организаций за 2014 год не подлежит обработке.
В качестве основания для неосуществления действий в отношении данной налоговой декларации было указано: «указанная декларация представлена ООО «Индиго» по истечении трех лет со дня, установленного для ее подачи, в связи с чем в информационном ресурсе налогового органа указанная декларация отражена в реестре деклараций, не подлежащих обработке».
Не согласившись с указанным бездействием налогового органа, Общество 24.09.2018 обратилось в УФНС России по Курской области с жалобой на действия (бездействие) Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Курской области.
УФНС России по Курской области письмом от 24.10.2018 исх. № 1222/021429 в ответ на данную жалобу сообщило заявителю о том, что ввиду того, что ООО «Индиго» с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на прибыль организаций не обращалось, декларация по налогу на прибыль организаций за 2014 год, зачисляемого в федеральный бюджет РФ, в размере 79 440 руб. и налога на прибыль, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ, в размере 71 4961 руб., подана в налоговый орган за пределами трехлетнего срока с момента уплаты излишнего налога, следовательно, у Инспекции отсутствовала обязанность производить действия с данной декларацией, в частности осуществлять корректировку сумм налога по лицевому счету и отражать соответствующие изменения в карточке расчетов с бюджетом.
Реализуя свое право на судебную защиту и полагая бездействие Инспекции по не проведению камеральной проверки по уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2014 год от 10.04.2018, незаконным и нарушающим права и законные интересы Общества, ООО «Индиго» обратилось в Арбитражный суд Курской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции при рассмотрении данного спора правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваем^тх решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьями 31 и 32 НК РФ налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном Кодексом, и обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Согласно пункту 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В силу пункта 3 статьи 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме.
Пунктом 4 статьи 80 НК РФ установлено, что налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации, и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
В силу пункта 1 статьи 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном ст.81 НК РФ.
Согласно статье 88 Кодекса камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Из системного толкования статей 80, 81, 88 Кодекса следует, что праву налогоплательщика представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию корреспондирует обязанность налогового органа принять эту декларацию и в установленный срок провести камеральную налоговую проверку. Положениями статьи 88 Кодекса, регламентирующей порядок проведения камеральных проверок налоговых деклараций, не предусмотрено каких-либо ограничений относительно полноты проверки уточненных деклараций.
Порядок реализации положений ст.ст.80,88 НК РФ установлен утвержденными приказом Минфина России № 99н от 02.07.2012 «Административным регламентом Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)» (далее - Регламент №99н от 02.07.2012), с изменениями, действующими на момент совершения оспариваемых действий Инспекции.
В соответствии с пунктом 213 Регламента № 99н, при получении налоговой декларации (расчета) в электронной форме по ТКС не позднее четырех часов с момента ее получения должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС, выполняет с использованием программного обеспечения налоговых органов следующие действия:
1)проверяет в налоговой декларации (расчете) подлинность усиленной квалифицированной электронной подписи заявителя;
2)формирует извещение о получении налоговой декларации (расчета) с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата), и отправляет его заявителю;
3)проверяет наличие оснований, указанных в пунктах 28 и 194 настоящего Административного регламента.
Оснований, предусмотренных в п.п.28 и 194 Регламента, в рассматриваемом случае не имелось.
В соответствии с п.215 Регламента, при отсутствии оснований, указанных в пунктах 28 и 194 настоящего Административного регламента, должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС, в течение одного рабочего дня с момента получения налоговой декларации (расчета) выполняет с использованием программного обеспечения налоговых органов следующие действия:
1) регистрирует налоговую декларацию (расчет), формирует квитанцию о
приеме с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей
идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца
квалифицированного сертификата);
2) отправляет квитанцию о приеме заявителю.
Из материалов дела следует, что ООО «Индиго»10.04.2018 в налоговый орган была представлена уточненная налоговая декларация (номер корректировки 3) по налогу на прибыль за 2014 год с суммой налога, к уменьшению, в размере 794401 руб.
Данная декларация была принята налоговым органом, зарегистрирована и отображена в программном комплексе «Система ЭОД» в разделе «Реестр деклараций ЮЛ, не подлежащих обработке» без создания строк начислений налога (сбора) в КРСБ.
В обоснование действий по отображению указанной налоговой декларации в программном комплексе «Система ЭОД» в разделе «Реестр деклараций ЮЛ, не подлежащих обработке», Инспекция обоснованно сослалась на положения письма ФНС России № ЧД-6-25/1192@ от 12.12.2006, в соответствии с которым при отражении в карточке «Расчеты с бюджетом» (КРСБ) уточненных налоговых деклараций «к уменьшению» должен быть соблюден порядок приема уточненных налоговых деклараций за периоды, по которым истек срок исковой давности в силу ограничений пункта 7 статьи 78 Кодекса. В случае, если указанные налоговые декларации поданы «к уменьшению» и принято решение об отказе в зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога на основании пункта 7 статьи 78 Кодекса, то в программном комплексе «Система ЭОД» такие налоговые декларации только регистрируются без создания строк начислений налога (сбора) в КРСБ.
С учетом приведенных выше разъяснений порядка регистрации деклараций, изданных Федеральной налоговой службой России, Инспекция правомерно включила спорную декларацию налогоплательщика в данный подраздел программного комплекса «Система ЭОД».
Таким образом, доводы заявителя о бездействии должностных лиц Инспекции в отношении поданной 10.04.2018 уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2014 год опровергаются материалами дела.
Пунктами 1, 2 статьи 285 НК РФ предусмотрено, что налоговым периодом по налогу на прибыль организаций признается календарный год, отчетными периодами по налогу на прибыль организаций признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Согласно пункту 4 статьи 289 НК РФ налоговые деклараций по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Следовательно, юридические основания для возврата переплаты по налогу на прибыль по итогам финансово-хозяйственной деятельности наступают с даты представления налоговой декларации за соответствующий год, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган.
Таким образом, у ООО «Индиго» подобные основания для возврата переплаты налога на прибыль организаций за 2014 год возникли с 29.03.2015.
Учитывая правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №17750/10 от 28.06.2011, с указанной даты следует исчислять трехлетний срок, установленный п.7 ст.78 НК РФ, для обращения за возвратом налога в административном порядке.
Принимая во внимание положения ст.100 НК РФ и разъяснения ФНС России, изложенные в письме № ЧД-6-25/1192@ от 12.12.2006, суд приходит к выводу о том, что Инспекция располагает возможностью учесть данные по переплате в карточке расчетов с бюджетом налоговый орган только по декларациям, поданным в течение трехлетнего срока с момента уплаты излишнего налога, который в случае с ООО «Индиго» истекал 28.03.2018.
Поскольку в рассматриваемом случае ООО «Индиго», на момент совершения оспариваемых действий Инспекции, спорная уточненная налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 2014 год подана за пределами трехлетнего срока с момента уплаты излишнего налога (только 10.04.2018), суд первой инстанции верно указал, что налоговый орган не имел ни правовых, ни фактических оснований для осуществления корректировки сумм налога по лицевому счету и отражения соответствующих изменений в карточке расчетов с бюджетом, и как следствие проведение камеральной проверки.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО «Индиго» - без удовлетворения.
Возвратить ООО «Индиго» 1500 руб. государственной пошлины, излишен уплаченной при подаче апелляционной жалобы по платёжному поручению № 628 от 09.10.2019.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 12.09.2019 по делу №А35-367/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья А.И. Протасов
судьи Т.И. Капишникова
Е.В. Малина