ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
18 октября 2023 года Дело № А48-2165/2023
город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 октября 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Донцова П.В.,
Песниной Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шипиловой Д.А.,
при участии:
от АО «Квадра-генерирующая компания» в лице филиала АО «Квадра» - «Орловская генерация»: Мельникова Е.В. представитель по доверенности № 935/38-ДОВ от 11.01.2023, сроком действия до 31.12.2024, предъявлен паспорт, диплом;
от УМВД РФ по Орловской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Квадрагенерирующая компания» на решение Арбитражного суда Орловской области от 06.07.2023 по делу № А48-2165/2023, по заявлению акционерного общества «Квадра-генерирующая компания» (ОГРН 1056882304489, ИНН 6829012680) к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Орловской области (ОГРН 1025700833608, ИНН 5753019056) о признании незаконным отказа в предоставлении информации и обязании ответчика предоставить запрашиваемые сведения,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «Квадра-генерирующая компания» (далее – АО «Квадра») обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Орловской области (далее – УМВД России по Орловской области) о признании незаконным отказа в предоставлении информации по запросу от 23.01.2023 №935-29-МВ/273-815 и обязании ответчика предоставить запрашиваемые сведения.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 06.07.2023 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, АО «Квадра-генерирующая компания» обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Указывает, что информация о потребителях коммунальных услуг может быть предоставлена УМВД РФ по Орловской области без согласия субъектов персональных данных.
Рассмотрение дела откладывалось.
Судебное заседание проходило путем использования системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Орловской области.
К материалам дела приобщены дополнительные пояснения, поступившие от АО «Квадра-генерирующая компания».
В судебном заседании представитель АО «Квадра-генерирующая компания» поддержал апелляционную жалобу, просил суд обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
УМВД РФ по Орловской области явку своего представителя не обеспечил, о месте и времени судебного заседания, извещено надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
На территории Орловской области деятельность по поставке тепловой энергии и горячее водоснабжение потребителей с использованием закрытой системы водоснабжения осуществляет филиал ПАО АО «Квадра» - «Орловская генерация».
АО «Квадра» письмом от 23.01.2023 № 935-29-МВ/273-815 года обратилось в Управление по вопросам миграции УМВД России по Орловской области с просьбой предоставить информацию, необходимую для корректного начисления платы за предоставленные коммунальные услуги, а именно: один из идентификаторов, дату и место рождения, а также сведения о регистрации граждан проживающих гражданах в квартирах 4, 28, 32 многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Орел, ул. Грузовая, д. 1.
Письмом УМВД России по Орловской области от 08.02.2023 №62/3843 в предоставлении сведений отказано в связи с необходимостью, по мнению ответчика, обращения за получением указанных сведений в управляющую компанию.
Полагая незаконным указанный отказ, конкурсный управляющий АО «Квадра» обратился в Арбитражный суд Орловской области с заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ, устанавливающего, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, а также приказа Минстроя России от 26.01.2018 №43/пр, которым утверждена форма платежного документа, организация и осуществление расчетов за коммунальные услуги предполагают наличие у исполнителя в том числе информации о фамилии, имени, отчестве плательщика (собственника, нанимателя), адресе и площади помещения, количестве проживающих в помещении человек, объемах оказанных коммунальных услуг.
Согласно части 11 статьи 161 ЖК РФ управляющая организация обязана предоставлять ресурсоснабжающей организации информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме, в случаях, предусмотренных статьей 157.2 данного Кодекса.
В силу части 1 статьи 157.2 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, в том числе в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме соответствующего решения, предусмотренного п. 4.4 ч. 2 ст. 44 настоящего Кодекса.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 № 897 пункт 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), дополнен, в том числе абзацами седьмым, восьмым, девятым в части указания перечня информации, необходимой для начисления платы за коммунальные услуги.
Согласно абзацам 7 - 9, 18 п. 6 Правил № 354, в Постановления Правительства РФ от 13.07.2019 № 897, управляющая организация предоставляет ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в МКД, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, включающие: фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в МКД, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в МКД является юридическое лицо; адреса жилых помещений в МКД, собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади жилого помещения, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги в соответствии с названными Правилами.
Федеральный закон № 152-ФЗ от 27.07.2006 «О персональных данных» (далее – Закон №152), принятый в целях обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
Главой 2 Закона №152 установлены принципы и условия обработки персональных данных, под которой понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (часть 3 статьи 3 Закона № 152-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1, 2, 5 и 7 части 1 статьи 6 Закона № 152-ФЗ обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением, в частности, правил, предусмотренных данным Федеральным законом, и допускается в случаях, если она осуществляется с согласия субъекта персональных данных, необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей, для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, в том числе в случае реализации оператором своего права на уступку прав (требований) по такому договору, для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем, а также в случае, если обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей, и при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных.
В силу статьи 7 Закона № 152-ФЗ операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При этом данной нормой не допускается возможность обработки персональных данных в отсутствие согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, в случае, когда их обработка необходима для исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных (п. 5 ч. 1 ст. 6 Закона №152-ФЗ).
В соответствии с абз. 1 п. 6 Правил №354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9 - 12 настоящих Правил.
В целях реализации правового механизма постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 № 897 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу договорных отношений между собственниками помещений в МКД и ресурсоснабжающими организациями» (далее - Постановление № 897) пункт 6 Правил № 354 дополнен положениями, согласно которым управляющая организация предоставляет ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в МКД, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, включающие в себя: фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в МКД, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в МКД является юридическое лицо; адреса жилых помещений в МКД, собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади жилого помещения, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги в соответствии с названными Правилами.
Осуществляя деятельность по управлению МКД, управляющая организация обладает или должна обладать сведениями в отношении собственников и нанимателей помещений, указанными в пункте 6 Правил № 354. При этом предоставление указанных сведений не требует согласия потребителя на передачу персональных данных в силу пункта 5 части 1 статьи 6 Закона №152-ФЗ «О персональных данных».
Согласно части 3.1 статьи 45 ЖК РФ управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны вести реестр собственников помещений в МКД, который содержит сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном МКД (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в МКД, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в МКД является юридическое лицо, номер помещения в МКД, собственником которого является физическое или юридическое лицо), а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в МКД.
Согласно подпунктам «б» и «ж» пункта 4 Правил № 416 осуществление деятельности по управлению МКД предполагает: осуществление сбора, обновления и хранения информации о нанимателях помещений в МКД, а также о лицах, использующих общее имущество собственников помещений в МКД, включая ведение актуальных списков в электронном виде; организацию и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, включая услуги и работы по управлению МКД, и коммунальные услуги, в том числе начисление обязательных платежей и взносов, оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в МКД, осуществление расчетов с ресурсоснабжающими организациями.
Жилищным законодательством установлен комплекс организационных и правовых средств, обеспечивающих управляющей организации возможность получения от собственника (нанимателя) необходимой информации, к числу которых относятся среди прочего: правила заключения договора о предоставлении коммунальных услуг (подпункты «в» и «г» пункта 19 Правил № 354), предполагающие предоставление информации о количестве проживающих в жилом помещении граждан; обязанность потребителя по информированию исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении в случае, если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета (подпункт «з» пункта 34 Правил № 354); право исполнителя на установление количества граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом потребителем жилом помещении, в случае, если жилое помещение не оборудовано индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа, и составление акта об установлении количества таких граждан (подпункт е(1) пункта 32, пункт 56(1) Правил №354).
Содержание приведенных норм права в их системной связи определенно указывает на обязанность управляющей организации по сбору документированной информации, необходимой для организации корректных и своевременных расчетов за оказываемые собственникам помещений в МКД коммунальные услуги, а также по передаче такой информации ресурсоснабжающей организации в случаях и порядке, предусмотренных законом. К таким случаям относится, в частности, принятие собственниками МКД предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ решения о заключении от своего имени с ресурсоснабжающей организацией договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 01.02.2021 № 309-ЭС20-20782, является правомерным отказ в удовлетворении требования ресурсоснабжающей организации о предоставлении управляющей организацией затребованной информации о собственниках жилых помещений в МКД в случае, если МКД перешел на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией до вступления в силу изменений в Правила № 354, внесенных Постановлением № 897 (начали действовать с 31.07.2019).
В приложении № 1 к Правилам № 354 приведена форма типового договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, который заключается между ресурсоснабжающей организацией и потребителем.
В силу подпункта «ж» пункта 9 главы III данного договора потребитель обязан информировать ресурсоснабжающую организацию способом, подтверждающим факт и дату получения такой информации, об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в жилом помещении потребителя, в случае, если жилое помещение потребителя не оборудовано прибором учета, не позднее 5 рабочих дней со дня произошедших изменений.
Согласно пункту 36 (1) в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и исполнитель располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, исполнитель вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении.
Указанный акт подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и не менее чем 2 потребителями и членом совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом и органом управления такого товарищества или кооператива заключен договор управления с управляющей организацией.
Количество временно проживающих в жилом помещении потребителей определяется на основании заявления собственника, и (или) на основании составленного исполнителем в соответствии с пунктом 56(1) настоящих Правил акта об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении (пункт 58 Правил).
Также, согласно подпункту «б» пункта 4 главы II Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства от 15.05.2013 № 416, управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением управляющей организацией следующих стандартов - ведение реестра собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации, сбор, обновление и хранение информации о нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также о лицах, использующих общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников 'помещений в многоквартирном доме), включая ведение актуальных списков в электронном виде с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.
Приказом МВД России от 23.12.2022 года № 984 утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по предоставлению адресно-справочной информации (далее Административный регламент).
Разделом III и приложением № 1 к Административному регламенту определен круг заявителей в соответствии с вариантами предоставления государственной услуги, а также приложениями 3-14 к Административному регламенту утверждены формы заявлений (запросов) о предоставлении государственной услуги «Предоставление адресно-справочной информации».
Исходя из пункта 22 приказа МВД России от 23.12.2022 года № 984 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по предоставлению адресно-справочной информации» заявителю отказывается в предоставлении государственной услуги при наличии одного из следующих оснований: в подразделение по вопросам миграции от гражданина Российской Федерации, в отношении которого заявителем запрашивается адресно-справочная информация, поступило уведомление о несогласии предоставления адресно-справочной информации о субъекте персональных данных в подразделение по вопросам миграции от гражданина Российской Федерации, в отношении которого заявителем запрашивается адресно-справочная информация, в течение двадцати календарных дней со дня направления в его адрес сообщения о поступлении заявления о предоставлении адресно-справочной информации, не поступило уведомление о согласии на предоставление адресно-справочной информации о субъекте персональных данных.
Запрашиваемая заявителем информация может быть предоставлена ответчиком только с согласия гражданина на передачу персональных данных в соответствии Законом № 152-ФЗ и в рамках оказания государственной услуги по предоставлению адресно-справочной информации при соблюдении истцом требований Административного регламента.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что обращаясь с заявлением о предоставлении информации, Общество рассчитывало получить полную информацию, то есть все имеющиеся персональные данные обо всех зарегистрированных в жилом помещении.
В соответствии с приложением №1 к Приказу МВД России от 23.12.2022 года № 984 «Перечень признаков заявителей (принадлежащих им объектов), а также комбинаций значений признаков, каждая из которых соответствует одному вырианту предоставления услуги» определен круг заявителей в соответствии с вариантами предоставления государственной услуги «предоставление адресно-справочной информации».
Физическое или юридическое лицо, имеет право обратиться за получением адресно-справочной информации в отношении гражданина Российской Федерации, а также о лицах, зарегистрированных по месту пребывания и (или) по месту жительства, и (или) поставленных на учет по месту пребывания в жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности через представителей, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности или на основании доверенности.
Из данного нормативного акта следует, что адресно-справочная информация о лицах, проживающих по конкретному адресу может быть предоставлена только собственнику жилого помещения или его представителю.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводами суда области о том, что оспариваемый отказ ответчика, выраженный в письме от 08.02.2023 №62/3843, является законным, а заявленные АО «Квадра» требования по настоящему делу не подлежат удовлетворению.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, апелляционная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, не опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Судебные расходы в силу ст.110 АПК РФ подлежат отнесению на подателя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 06.07.2023 по делу № А48-2165/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Выдать акционерного общества «Квадрагенерирующая компания» (ОГРН 1056882304489, ИНН 6829012680) в лице филиала АО «Квадра» - «Орловская генерация» справку на возврат из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, излишне уплаченной по платежному поручению №3554 от 18.07.2023.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья Н.Д. Миронцева
судьи П.В. Донцов
Н.А. Песнина