НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2019 № 19АП-2740/19


ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

14 июня 2019 года                                                          Дело № А36-11530/2018

город Воронеж                                                                                              

Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2019 года

Постановление в полном объеме изготовлено 14 июня 2019 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                  Малиной Е.В.,

судей                                                                                      Капишниковой Т.И.,

                                                                                           ФИО1,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Куличенко И.Ю.,

при участии:

от Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 7 по Липецкой области: ФИО2 – представитель по доверенности № 04-18/60 от 12.04.2019, выдана сроком на один год, паспорт гражданина РФ; ФИО3 – представитель по доверенности № 04-18/61 от 12.04.2019, выдана сроком на один год, удостоверение;

от ИП ФИО4: ФИО4 – лично, паспорт гражданина РФ

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 7 по Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 12.03.2019 по делу № А36-11530/2018 (судья Тетерева И.В.) по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО4 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 7 по Липецкой области (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконными требования № 10705 от 06.07.2018 и действия (бездействия) по доначислению страховых взносов в размере 163 800 руб. и соответствующей суммы пени,

У С Т А Н О В И Л:

индивидуальный предприниматель ФИО4 (далее – ИП ФИО4, заявитель) обратился в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 7 по Липецкой области (далее – налоговый орган, Инспекция, МИФНС № 7 по Липецкой области) о признании незаконными требования № 10705 от 06.07.2018 и действия (бездействия) по доначислению страховых взносов в размере 163 800 руб. и пени в сумме 21 руб. 91 коп.

Решением Арбитражного суда Липецкой области от 12.03.2019 требования заявителя удовлетворены в полном объеме: требование МИФНС № 7 по Липецкой области об уплате налога № 10705 по состоянию на 06.07.2018 признано недействительным (не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации), действия инспекции по доначислению страховых взносов в сумме 163 800 руб. и пени в сумме 21 руб. 91 коп. – незаконными.  Суд обязал Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 7 по Липецкой области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя ФИО4

Не согласившись с принятым по делу решением, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, МИФНС № 7 по Липецкой области обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Липецкой области от 12.03.2019 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ИП ФИО4 требований.

Мотивируя требования апелляционной жалобы, налоговый орган ссылается на неправильное применение судом области норм материального права. Согласно положениям статьи 69 Налогового кодекса РФ в совокупности с положениями Постановления Президиума ВАС РФ от 20.09.2011 № 3147/11 Инспекция может выявить недоимку, образовавшуюся в результате неисполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога, вне налоговой проверки после наступления срока уплаты налога. В случае если недоимка выявлена вне налоговой проверки требование об уплате налога направляется налоговым органом в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации, что и было сделано МИФНС № 7 по Липецкой области в рассматриваемой ситуации.

Таким образом, требование МИФНС № 7 по Липецкой области об уплате налога № 10705 по состоянию на 06.07.2018 соответствует требованиям, предъявляемым к нему налоговым законодательством, в том числе требованиям к его содержанию (указание в требовании порядка исчисления недоимки п. 4 ст. 69 НК РФ не предусмотрено).

Кроме того, МИФНС № 7 по Липецкой области указывает, что из системного толкования положений подпункта 3 пункта 9 статьи 430, пункта 1 статьи 41, статьи 346.15, статей 248, 249 и 250 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что доходом для целей расчета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование предпринимателями, применяющими УСН, является конкретная экономическая выгода от сделки или совокупности сделок индивидуального предпринимателя, выраженная в суммовом выражении. Расходы, предусмотренные ст. 346.16 НК РФ, в этом случае не учитываются.

Указанная позиция согласуется с решением Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2018 № АКПИ18-273. Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 указанное решение оставлено без изменения.

Выводы суда о возможности применения к спорным правоотношениям правовой позиции, изложенной в Определении судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ от 30.05.2017 № 304-КГ16-20851, и постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 № 27-П являются ошибочными.

Правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в Постановлении от 30.11.2016 № 27-П, по мнению налогового органа, к рассматриваемой ситуации не применима, так как предметом конституционного нормоконтроля являлись другие законоположения, регулирующие отношения с участием плательщиков, уплачивающих налог на доходы физических лиц и не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам.

Упрощенная система налогообложения считается льготным, преференционным режимом, который предусматривает освобождение налогоплательщиков от уплаты ряда налогов, включая налога на доходы физических лиц.

При таких обстоятельствах проведение аналогии между общей системой налогообложения, при которой предпринимателями уплачивается налог на доходы физических лиц, и упрощенной системой налогообложения, предусматривающей освобождение от уплаты налога на доходы физических лиц, невозможно.

При этом выбор системы налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком.

В представленном суду апелляционной инстанции в ходе судебного заседания от 21.05.2019 дополнении к апелляционной жалобе налоговый орган поясняет, что даже если согласиться с позицией суда области о правомерности учета суммы расходов при определении величины дохода плательщика страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то ИП ФИО4 остается неуплаченной сумма налога за 2017 год в размере 57 871 руб. 26 коп. (29 098 097 руб. сумма доходов за 2017 год – 23 010 971 руб. сумма расходов за 2017 год = 6 087 126 руб. – 300 000 руб. фиксированной суммы = 5 787 126 руб. х 1% = 57 871 руб. 26 коп.).

В ходе судебного заседания от 21.05.2019 ИП ФИО4 был представлен отзыв на апелляционной жалобу, в котором предприниматель опровергает доводы налогового органа, указывает на неправомерное вменение МИФНС № 7 по Липецкой области ему через требование № 10705 по состоянию на 06.07.2018 обязанности по уплате страховых взносов в размере 163 800 руб., поскольку недоимка возникла не в результате неуплаты предпринимателем указанных в налоговых декларациях сумм и не была выявлена в ходе налоговой проверки. За расчетный период заявитель добровольно уплатил фиксированный размер по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 23 400 руб. и обязательное медицинское страхование в сумме 4 590 руб. по сроку 09.01.2018. В связи с чем Инспекция для доначисления должна была провести камеральную или выездную проверку в соответствии со ст. 88, 89, 101 НК РФ.

Кроме того, ИП ФИО4 ссылается на правомерность расчета страховых взносов исходя из 1 % разницы величины доходов минус расходы. Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, изложенная Конституционным Судом РФ в Постановлении № 27-П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации.

Рассмотрение дела ранее откладывалось.

Во исполнение определения Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2019 от налогового органа в апелляционный суд поступили письменные пояснения, согласно которым сумма подлежащих уплате ИП ФИО4 страховых взносов в отношении застрахованных лиц (наемных работников) за 1 квартал 2018 года на обязательное пенсионное страхование составила 4 840 руб., на обязательное медицинское страхование – 1 122 руб. В связи с несвоевременной уплатой указанных страховых взносов (фактическая уплата произведена - 26.04.2019) налоговым органом в порядке статьи 75 НК РФ были начислены пени в размере 21,91 руб., в том числе 17,79 руб. пени на сумму недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, 4,12 руб. пени на обязательное медицинское страхование, которые указаны в направленном в адрес предпринимателя требовании № 10705 по состоянию на 06.07.2018.

В отзыве на пояснения налогового органа ИП ФИО4 поддерживает позицию ранее изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.

Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО4 зарегистрирован МИФНС № 7 по Липецкой области в качестве индивидуального предпринимателя 18.02.2014 за ОГРНИП <***>, ИНН <***>, в 2017 году применял упрощенную систему налогообложения (доходы минус расходы).

03.05.2018 ИП ФИО4 в МИФНС № 7 по Липецкой области была представлена налоговая декларация по УСН за 2017, указана сумма дохода за отчетный период 29 098 097 руб. (строка 22_213), расходы составили 23 010 971 руб. (строка 22_223) (т.1 л.д.51-52).

 16.04.2018 ФИО4 в МИФНС № 7 по Липецкой области был представлен расчет на страховым взносам  за 1 квартал 2018г. в отношении наемных работников, с исчисленными суммами: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии -14520 руб., в том числе за январь – 4 840 руб., за февраль – 4840 руб., за март – 4840 руб.; сумма страховых взносов на  ОМС –  3 366 руб., в том числе за январь – 1 122 руб., за февраль – 1122 руб., за март – 1122 руб., сумма страховых взносов на ОСС  - 1914 руб. , в том числе по 638 руб. за каждый месяц.

МИФНС № 7 по Липецкой области было выявлено наличие у ИП ФИО4 недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере в размере 1 % с дохода, превышающего 300 000 руб. – 163 800 руб. (29 098 097 - 300 000 х 1%= 287 980,97 руб.), с учетом п. 2 ст. 425 НК РФ (не больше предельной величины за 2017 г. – 187 200 руб.) и уплаченного фиксированного платежа в сумме 23 400 руб. (т.1 л.д.129-130).

 Помимо этого, инспекцией установлена несвоевременная уплата предпринимателем страховых взносов, исчисленных  с выплат сотрудникам, работающим по трудовым договорам, за 1 квартал 2018. Фактически исчисленные по расчету взносы были уплачены 26.04.2018, в связи с чем на несвоевременную уплату страховых взносов налоговым органом в порядке статьи 75 НК РФ были начислены пени в размере 21,91 руб., в том числе 17,79 руб. пени на сумму недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, 4,12 руб. пени на обязательное медицинское страхование.

Ввиду наличия у предпринимателя недоимки по страховым взносам в размере 163 800 руб. с дохода в размере, превышающего 1% от суммы дохода, а также по пени, начисленных за несвоевременную уплату страховых взносов отношении застрахованных лиц в размере 21,91 руб., в адрес предпринимателя было направлено требование № 10705 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 06.07.2018.

Указанным требованием предпринимателю предложено в срок до 26.07.2018 погасить задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой  пенсии в фиксированном размере за 2017 год сумме 163 800 руб., пени в  общей сумме 21 руб. 91 коп. (т.1 л.д.8).

Полагая, что  выставленное в его адрес требование № 10705 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 06.07.2018 является незаконным, ИП ФИО4 обратился в УФНС по Липецкой области с жалобой, которая была рассмотрена и решением № 208 от 12.09.2018 оставлена без удовлетворения (т.1 л.д.19-22).

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя с рассматриваемыми требованиями в суд.

Удовлетворяя заявленные предпринимателем требования в полном объеме, суд первой инстанции исходил из произведения налоговым органом доначисления сумм страховых взносов и пени без осуществления надлежащих форм налогового контроля – налоговой проверки, что влечет безусловную незаконность оспариваемого требования. Суд области счел, что направляя в адрес налогоплательщика требование об уплате недоимки по  страховым взносам, налоговый орган лишил предпринимателя возможности представить свои возражения, а также оспорить законность исчисления данной  недоимки в порядке ст. 138 НК РФ. При этом суд области также отметил, что в случае соблюдения налоговым органом процедуры установления и исчисления недоимки, к доплате за 2017 года с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.11.2016 № 27-П, подлежали бы страховые взносы, исчисленные за минусом произведенных расходов. Но поскольку суд не подменяет собой функции налогового контроля, состав заявленных в декларации по УСН за 2017 год расходов не исследовался.

Апелляционная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных ИП ФИО4 требований в полном объеме и полагает при рассмотрении настоящего спора руководствоваться следующим.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный  законодательством о налогах и сборах.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования - индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

В соответствии с пунктом 1 статьи 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производится плательщиками, указанным в ст. 419 ННК РФ, самостоятельно согласно статье 430 НК РФ.

На основании абз. 2 п. 2 ст. 432 НК РФ в случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками в срок, установленный пунктом 2 статьи 432 Кодекса, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном настоящим Кодексом, недоимку по страховым взносам.

Пунктом 5 статьи 54 НК РФ установлено, что неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных Кодексом.

В силу пункта 1 статьи 69 Налогового кодекса требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Пунктом 2 статьи 69 Кодекса установлено, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки, под которой, исходя из пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса, понимается сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Согласно пункту 4 статьи 69 Кодекса требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях для взимания налога и ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Сроки направления требования установлены статьей 70 Налогового кодекса.

В частности, в соответствии с пунктом 1 названной статьи требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено Кодексом (пункт 2 статьи 70 Кодекса).

Из изложенных правовых норм следует, что в зависимости от основания, по которому направляется требование, налоговый орган должен направить его налогоплательщику в установленный Налоговым кодексом срок.

При этом срок направления требования об уплате налога, не связанного с результатами налоговой проверки, исчисляется со дня фактического выявления недоимки. Для фиксирования момента выявления недоимки налоговый орган составляет соответствующий документ по установленной форме, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 13.02.2017 N ММВ-7-8/179@.

На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу о том, что налоговым органом недоимка по страховым взносам может быть начислена только в ходе мероприятий налогового контроля в установленном законом порядке.

Как следует из содержания требования от 06.07.2018 N 10705, указанное требование было выставлено предпринимателю ФИО4 вне связи с результатами проведенной в отношении него налоговой проверки и включало в себя указание на обязанность налогоплательщика уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование  в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в фиксированном размере за 2017 в размере  163 800 руб. и пени в размере 17,79 руб. за неуплату страховых взносов  на обязательное пенсионное страхование, 4,12 руб. пени на обязательное медицинское страхование. Указанные обстоятельства сторонами по делу не оспариваются.

Таким образом, для установления соответствия выставленного требования приведенным выше положениям Налогового кодекса необходимо достоверное установление даты выявления налоговым органом недоимки в виде фиксированного платежа, а также недоимки по страховым взносам, на которую начислены включенные в спорное требование пени, а также периода ее образования и существования.

При этом выставленное в адрес налогоплательщика требование в любом случае должно соответствовать его действительной обязанности по уплате сумм налогов и пеней, вошедших в такое требование.

Как следует из материалов дела, 03.05.2018 ИП ФИО4 в МИФНС № 7 по Липецкой области была представлена налоговая декларация по УСН за 2017, указана сумма дохода за отчетный период 29 098 097 руб. (строка 22_213), расходы составили 23 010 971 руб. (строка 22_223) (т.1 л.д.51-52).

 При этом заявителем были оплачены страховые взносы  на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере 23 400 руб.

05.07.2018 Межрайонной ИФНС России №7 по Липецкой области был составлен документ «О выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) №344424 от 05.07.2018г. по установленной форме, утвержденной приказом ФНС России от 13.02.2017 N ММВ-7-8/179@ «Об утверждении форм документа о выявлении недоимки, требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и взыскании задолженности по указанным платежам».

Инспекцией определены налоговые обязательства ИП ФИО4 по страховым взносам за 2017 с учетом предела, установленного законодательством о налогах и сборах, сумма составила 163 800 руб. (187 200 - 23 400). Сумма фиксированного платежа в размере 23400 руб. оплачена плательщиком 28.12.2017.

Расчет был сделан следующим образом: 163 800 руб. (29 098 097 - 300 000 х 1%= 287 980,97 руб.), с учетом п. 2 ст. 425 НК РФ (не больше предельной величины за 2017 г. – 187 200 руб.) и уплаченного фиксированного платежа в сумме 23 400 руб.

06.07.2018 года, после срока уплаты страховых взносов (срок уплаты-01.07.2018г.), плательщику было направлено требование №10705 на сумму 163 800 руб. – страховые взносы  на обязательное пенсионное страхование  в фиксированном размере.

Также в данное требование налоговым органом были включены суммы пени в размере 21,91 руб., в том числе 17,79 руб. – пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды с 01.01.2017, 4,12 руб. – пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды с 01.01.2017

Судом апелляционной инстанции установлено, что 16.04.2018 ФИО4 в МИФНС № 7 по Липецкой области был представлен расчет на страховым взносам за 1 квартал 2018 в отношении наемных работников, с исчисленными суммами: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии – 14 520 руб., в том числе за январь – 4 840 руб., за февраль – 4840 руб., за март – 4840 руб.; сумма страховых взносов на  ОМС –  3 366 руб., в том числе за январь – 1 122 руб., за февраль – 1122 руб., за март – 1122 руб., сумма страховых взносов на ОСС – 1 914 руб., в том числе по 638 руб. за каждый месяц.

Фактически исчисленные по расчету взносы были уплачены 26.04.2018, в связи с чем на несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование налоговым органом в порядке статьи 75 НК РФ были начислены пени за период с 16.02.18 по 25.04.2018 в размере 21,91 руб., в том числе 17,79 руб. пени на сумму недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, 4,12 руб. пени на обязательное медицинское страхование

Суммы пени в размере 21, 91 руб. были включены в оспариваемое требование.

Указанное требование было направлено по почте заказным письмом и в соответствии с п.6 ст.69 НК РФ считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Оценив все вышеуказанные обстоятельства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу. что требование МИФНС № 7 по Липецкой области № 10705 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 06.07.2018 направлено в адрес предпринимателя  в установленный срок, соответствует всем требованиям, предъявляемым налоговым законодательством к его форме и содержанию: содержит указание на основания взыскания задолженности, период образования задолженности, срок исполнения требования, а также меры по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком, а также содержит сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

В связи с чем выводы суда области о незаконности требования № 10705 об уплате налога по состоянию на 06.07.2018 ввиду нарушения налоговым органом процедуры установлении и исчисления недоимки по страховым взносам, а соответственно необходимости удовлетворения заявленных ИП ФИО4 требований в полном объеме основаны на неправильном толковании норм материального права.

В пункте 3 статьи 420 Кодекса установлено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 Кодекса.

В соответствие с пунктом 1 статьи 430 НК РФ, в редакции, действующей в спорный период, индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке:

- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей,

- в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 9 статьи 430 НК РФ для индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, доход учитывается в соответствии со статьей 346.15 Кодекса.

Из статьи 346.15 НК РФ следует, что при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 настоящего Кодекса.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30.11.2016 № 27-П разъяснил, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ и статьи 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход подлежит уменьшению на величину фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными НК РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.

Таким образом, расчетная база для обложения страховыми взносами по обязательному пенсионному страхованию должна быть экономически обоснована с учетом размера доходов индивидуального предпринимателя и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

Верховный Суд РФ в пункте 27 Обзора судебной практики № 3 (2017) указал, что поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30.11.2016 № 27-П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации. Следовательно, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со статьей 346.15 НК РФ на предусмотренные статьей 346.16 НК РФ расходы.

Учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 30.11.2016 № 27-П, арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что для целей исчисления дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате предпринимателем, применяющим УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход индивидуального предпринимателя подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными НК РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты указанного налога.

В правовой позиции Конституционного Суда РФ по Постановлению от 30.11.2016 № 27-П отражено, что к расчетной базе для обложения страховыми взносами по обязательному пенсионному страхованию предъявляются требования экономической обоснованности ее установления, которые зависят от размера доходов индивидуального предпринимателя и предполагают при определении их размера учет документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. В противном случае не исключена ситуация, когда размер страховых взносов, подлежащих уплате, исказит смысл и назначение предусмотренной федеральным законодателем его дифференциации в зависимости от доходов индивидуального предпринимателя, повлечет избыточное финансовое обременение индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на доходы физических лиц и не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, а следовательно, - нарушение баланса публичных интересов и интересов субъектов предпринимательской деятельности. Тем самым нарушались бы гарантированные Конституцией Российской Федерации свобода экономической деятельности и принцип неприкосновенности частной собственности (статья 8; статья 34, часть 1; статья 35, часть 1).

В силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Следовательно, правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации подлежит применению и к индивидуальным предпринимателям, применяющим упрощенную систему налогообложения и выбравшим в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

В связи с вышеизложенным доводы апелляционной жалобы о невозможности применения к рассматриваемому спору правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в постановлении от 30.11.2016 № 27-П, подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании норм права.

Признание Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 утратившим силу и введение в действие главы 34 НК РФ не затронули порядок определения базы для исчисления страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию.

Таким образом, суд апелляционной инстанции отмечает, что приведенные нормы права обоснованно подлежали применению судом первой инстанции с учетом правовой позиции КС РФ, в связи с чем следует признать, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения по страховым взносам уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со статьей 346.15 НК РФ, на предусмотренные статьей 346.16 НК РФ расходы.

МИФНС № 7 по Липецкой области исчислены страховые взносы в виде 1% с дохода, превышающего 300 000 руб. в размере 163 800 руб. (с учетом установленного ограничения в виде восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачивается страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного п. 2 ст. 425 НК РФ, а также с учетом уплаченного предпринимателем фиксированного платежа в размере 23 400 руб.) с суммы дохода за 2017 год в размере  29 098 097 руб. без учета произведенных ИП ФИО4 расходов и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановление от 30.11.2016 № 27-П.

Согласно данным налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, представленной ИП ФИО4 в МИФНС № 7 по Липецкой области 03.05.2018, сумма полученных доходов за 2017 год составляет 29 098 097 руб. (строка 22_213), сумма произведенных расходов за налоговый период составляет 23 010 971 руб. (строка 22_223).

Принимая во внимание подтвержденные предпринимателем и не оспоренные налоговым органом размеры доходов и расходов за 2017, основываясь на вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда РФ и разъяснениях Верховного Суда РФ, а также с учетом положений статьи 346.15 НК РФ, согласно которой налогоплательщики при определении объекта не учитывают доходы, указанные п.п.9 п. 1 статьи 251 НК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что доход ИП ФИО4 составляет 6 087 126  руб. (29 098 097 руб. – 23 010 971 руб.). В связи с чем, налогоплательщик должен заплатить 57 871 руб. 26 коп. (6 087 126 руб. – 300 000 руб. = 5 787 126 руб. х 1 %) при условии уплаты фиксированного платежа в размере 23 400 руб.

ИП ФИО4 за 2017 год были оплачены страховые взносы в сумме 23 400 руб. (фиксированный платеж), что подтверждается самим налоговым органом. Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов за 2017 год не была исполнена индивидуальным предпринимателем в добровольном порядке в полном объеме – не произведена выплата с суммы доходов, превышающей 300 000 рублей за расчетный период (5 787 126 руб.).

Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога является неисполнение обязанности по уплате налога, а требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

 Следовательно, у налогового органа имелись правовые основания  для выставления требования № 10705 по состоянию на 06.07.2018 об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии в фиксированном размере за 2017 г. в размере 57 871 руб. 26 коп. В остальной сумме (недоимка в размере 105 928 руб. 74 коп.) требование выставлено неправомерно, а соответственно суд области правильно удовлетворил заявленные ИП ФИО4 требования в указанной части.

Согласно положениям статьи 413 НК РФ в течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно. Сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.

Из материалов дела следует, что предпринимателем был представлен в налоговый орган расчет по страховым взносам за 1 квартал 2018 года, в котором отражены сведения относительно страховых взносов с начисленных трудоустроенным физическим лицам доходов.

Согласно расчету ИП ФИО4 сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за каждый месяц составила 4 840 руб., на обязательное медицинское страхование – 1 122 руб.

В связи с несвоевременной уплатой предпринимателем указанных страховых взносов (фактическая оплата – 26.04.2019) налоговым органом в порядке статьи 75 НК РФ были начислены пени в размере 21,91 руб., в том числе 17,79 руб. пени на сумму недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, 4,12 руб. пени на обязательное медицинское страхование, которые указаны в направленном в адрес предпринимателя требовании № 10705 по состоянию на 06.07.2018. Соответствующий расчет пени представлен суду апелляционной инстанции во исполнение определения от 21.05.2019, проверен судом и признан арифметически верным.

Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства погашения указанных пени, а также доказательства уплаты страховых взносов в установленный законом срок, у налогового органа имелись правовые основания для включения указанных сумм в выставленное в адрес ИП ФИО4 требование № 10705 по состоянию на 06.07.2018.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции неправомерно признал требование налогового органа № 10705 по состоянию на 06.07.2018 недействительным (не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации) в полном объеме, поскольку налоговым органом 57 871 руб. 26 коп. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017, а также 17,79 руб. пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, 4,12 руб. пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование начислено в соответствии с требованиями действующего налогового законодательства, в установленном законом порядке.

Следовательно, суд необоснованно удовлетворил заявленные ИП ФИО4 требования в полном объеме, признав в том числе незаконными действия инспекции по доначислению страховых взносов в сумме 57 871 руб. 26 коп. и пени в сумме 21 руб. 91 коп. и обязав Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 7 по Липецкой области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя ФИО4 в указанной части.

При таких обстоятельствах апелляционная жалоба Инспекции подлежит частичному удовлетворению, а решение Арбитражного суда Липецкой области от 12.03.2019  - отмене в вышеуказанной части ввиду несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального права, с принятием нового судебного акта об отказе ИП ФИО4 в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным (не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации) требования МИФНС России № 7 по Липецкой области об уплате налога № 10705 по состоянию на 06.07.2018 г. об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2017 г. в размере 57 871 руб. 26 коп., пени в размере 21 руб. 91 коп., признании незаконными действий МИФНС России № 7 по Липецкой области по доначислению страховых взносов и пени на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2017 г. в размере 57 871 руб. 26 коп., пени в размере 21 руб. 91 коп.

В остальной части решение суда следует оставить без изменения.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.

Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины судом не рассматривался, поскольку Инспекция на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Кодекса освобождена от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

апелляционную жалобу удовлетворить частично.

Решение Арбитражного суда Липецкой области от 12.03.2019 по делу № А36-11530/2018 в части признания недействительным (не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации) требования МИФНС России № 7 по Липецкой области № 10705 по состоянию на 06.07.2018 об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2017 г. в размере 57 871 руб. 26 коп., пени в размере 21 руб. 91 коп., в части признания незаконными действий МИФНС России № 7 по Липецкой области по доначислению страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2017 г. в размере 57 871 руб. 26 коп., пени в размере 21 руб. 91 коп. отменить.

В удовлетворении заявленных требований о признании недействительным (не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации) требования МИФНС России № 7 по Липецкой области об уплате налога № 10705 по состоянию на 06.07.2018 г. об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2017 г. в размере 57 871 руб. 26 коп., пени в размере 21 руб. 91 коп., признании незаконными действий МИФНС России № 7 по Липецкой области по доначислению страховых взносов и пени на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2017 г. в размере 57 871 руб. 26 коп., пени в размере 21 руб. 91 коп. отказать.

В остальной части решение Арбитражного суда Липецкой области от 12.03.2019 по делу № А36-11530/2018 оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                               Е.В. Малина

Судьи                                                                                        Т.И. Капишникова

                                                                                                ФИО1