НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2007 № 19АП-4445/07



ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

15 октября 2007 года Дело № А36-1425/2007

г. Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 10.10.2007 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 15.10.2007 г.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Осиповой М.Б.,

судей Скрынникова В.А.,

Протасова А.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кустовой Н.Ю.,

при участии:

от ОАО «Территориальная генерирующая компания №4», Филиал ОАО «Территориальная генерирующая компания №4» - «Липецкая региональная генерация»: Еньков А.В., представитель, по доверенности б/н от 31.08.2007г., паспорт серии 42 02 №639201 выдан 31.10.2002г. Октябрьским отделом милиции УВД г. Липецка,

от Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Липецкой области: представитель не явился, извещен надлежащим образом.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 4» филиал ОАО «ТГК-4» - «Липецкая региональная генерация» на решение Арбитражного суда Липецкой области от 06.08.2007 года по делу № А36-1425/2007 (судья Наземникова Н.П.) по заявлению Открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 4» филиал ОАО «ТГК-4» - «Липецкая региональная генерация» к Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Липецкой области о признании незаконным решения налогового органа от 26.04.2007 г. № 33/8082.

УСТАНОВИЛ  :

Открытое акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 4» в лице филиала ОАО «Территориальная генерирующая компания № 4» - «Липецкая региональная генерация» (далее – ОАО «ТГК-4» Общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Липецкой области (далее – Межрайонная инспекция) о признании незаконным ее решения от 26.04.2007 г. № 33/8082.

Решением Арбитражного суда Липецкой области от 06.08.2007 года по делу № А36-1425/2007 в удовлетворении заявленных требований отказано.

ОАО «ТГК-4» не согласилось с данным решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене состоявшегося решения и принятии по делу нового судебного акта.

В судебное заседание не явилась Межрайонная инспекция, которая извещена о месте и времени судебного заседания в установленном законом порядке. В материалах дела имеется ходатайство Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Липецкой области о рассмотрении данного дела в отсутствие ее представителя.

На основании ст.ст. 123, 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассматривалось в отсутствие Межрайонной инспекции.

Изучив материалы дела, заслушав представителя Общества, явившегося в судебное заседание, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации ОАО «ТГК-4» по единому социальному налогу за 12 месяцев 2006 г.

По результатам проведения налоговой проверки, Межрайонной инспекцией составлен акт от 03.04.2007 г. № 7 и вынесено решение от 26.04.2007 г. № 3/8082 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Кроме того, Обществу доначислен единый социальный налог в размере 20 045 руб., но перечисление налога решено не производить в связи с наличием переплаты на лицевом счете ОАО «ТРК-4».

Основанием для вынесения оспариваемого решения послужил вывод Межрайонной инспекции о занижении единого социального налога в результате неправильного формирования филиалом общества налоговой базы в связи с тем, что предприятие-правопреемник при формировании налоговой базы не учел суммы выплат и иных вознаграждений работников-инвалидов присоединенного общества и превысил в отчетном периоде установленную п.п. 1 п. 1 ст. 239 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс), не подлежащую налогообложению сумму в 100 000 руб. на каждое физическое лицо, являющееся инвалидом I, II, IIIгруппы, что привело к занижению налоговой базы на сумму 208 713 руб., а следовательно, и неуплате суммы налога на 20 045 руб.

Не согласившись с решением Межрайонной инспекции, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований Общества, суд первой инстанции исходил из следующего.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, внеочередным собранием акционеров ОАО «Липецкая генерирующая компания» было принято решение о реорганизации ОАО «Липецкая генерирующая компания» в форме присоединения к ОАО «Территориальная генерирующая компания № 4».

ОАО «Липецкая генерирующая компания» с 15.09.2006 г. прекратило свою деятельность в связи с реорганизацией в форме присоединения к ОАО «ТГК-4», о чем внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц.

Работники ОАО «Липецкая генерирующая компания» с 15.09.2006 г. в соответствии с приказом № 2к продолжили трудовые отношения в ОАО «ТГК-4» по месту нахождения филиала – «Липецкая региональная генерация».

В силу ч. 3 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) к налоговым отношениям гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законом.

При этом в соответствии со ст.11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ , используемые в настоящем Кодексе применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

Согласно ст. 57 ГК РФ одной из форм реорганизации юридического лица является присоединение.

На основании пункта 2 статьи 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 50 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей.

В соответствии с пунктами 3 и 5 статьи 50 НК РФ при присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его юридическое лицо, которое должно исполнить эту обязанность в установленные для присоединенного лица сроки.

Таким образом, по смыслу закона реорганизация юридических лиц в форме присоединения не влечет изменения размеров налоговых поступлений в бюджет и порядка их уплаты.

Как установлено арбитражным судом и не оспаривается Обществом, в соответствии с передаточным актом, от присоединенного филиала общества к уже существующему юридическому лицу перешли все гражданские и налоговые права и обязательства в соответствии с данными бухгалтерского и налогового учета.

Пунктом 2 ст. 50 НК РФ предусмотрено, что правопреемник реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него данной статьей обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном Кодексом для налогоплательщиков.

Таким образом, из смысла приведенных норм следует, что, поскольку реорганизуемое юридическое лицо обладало правом применения регрессивной шкалы ставок ЕСН до завершения реорганизации, то преобразованное юридическое лицо в порядке правопреемства продолжает им пользоваться.

В соответствии с п. 1 ст. 54 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерацией.

Порядок ведения бухгалтерской отчетности в ходе реорганизации юридического лица определен «Методическими указаниями по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций», утвержденными Приказом Минфина Российской Федерации от 20.05.2003 г. № 44н.

Согласно пункту 23 «Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций», бухгалтерская отчетность правопреемника на дату внесения в Реестр записи о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций при реорганизации в форме присоединения формируется на основе данных передаточного акта и построчного объединения (суммирования или вычитания при наличии непокрытого убытка прошлых лет) числовых показателей заключительной бухгалтерской отчетности присоединяющейся организации, с учетом отраженных ею в бухгалтерском учете операций, перечисленных в пункте 22 настоящих Методических указаний, и числовых показателей бухгалтерской отчетности правопреемника, составленной на дату регистрации прекращения деятельности присоединяющейся организации.

Пунктом 21 названных Методических указаний предусмотрено, что организация, у которой в процессе присоединения к ней другой организации изменяется только объем имущества и обязательств и текущий отчетный год не прерывается, закрытие счета учета прибылей и убытков в бухгалтерской отчетности не производит и заключительную бухгалтерскую отчетность на дату государственной регистрации прекращения деятельности присоединяемой организации, применительно к положениям пункта 9 Методических указаний, не формирует.

При этом в соответствии с пунктом 22 Методических указаний до даты внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединяющейся организации при реорганизации в форме присоединения все операции, связанные с ее текущей деятельностью (осуществление расчетов с кредиторами, продажа ТМЦ, начисление амортизации, оплата труда работников, расчеты по налогам и сборам), а также расходы, связанные с реорганизацией, произведенные в период со дня утверждения передаточного акта, отражаются в бухгалтерском учете присоединяющейся организации.

Таким образом, бухгалтерская отчетность правопреемника (ОАО «Территориальная генерирующая компания № 4»), составляемая с начала календарного года, не прерывается, а изменяется с даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (ОАО «Липецкая генерирующая компания») на величину показателей заключительной бухгалтерской отчетности данного присоединенного юридического лица.

На основании пункта 1 статьи 235 НК РФ Общество является налогоплательщиком единого социального налога.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 236 НК РФ объектом обложения единым социальным налогом для налогоплательщиков признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц.

В соответствии со статьей 240 НК РФ налоговым периодом для исчисления единого социального налога признается календарный год.

Порядок и условия применения предприятием регрессивной шкалы при расчете налоговой базы по налогу установлены пунктом 2 статьи 241 НК РФ.

С учетом вышеизложенного, расчетный период для Общества в течение 2006 г. является непрерывным, в связи с чем исчисление налоговой базы нарастающим итогом с учетом выплат. Произведенных присоединившимся к нему предприятием, является правильным.

Кроме того, из представленного в материалы дела приказа от 15.09.2006 г. № 2к «Об утверждении списка работников, продолжающих трудовые отношения» следует, что действие трудовых договоров с работниками присоединенного юридического лица, а именно: Родионовым В.В., Шальневой Н.А., Пановой А.Н., Петрушиным Н.Н., Шульгиной Л.А., Хаустовым В.А., не прекращались, трудовые отношения с ними были продолжены на прежних условиях,   с учетом требований ст. 75 Трудового кодекса РФ.

Довод апелляционной жалобы о том, что для присоединяемой организации – ОАО «Липецкая генерирующая компания» сумма единого социального налога подлежит исчислению с начала года до дня завершения реорганизации, поскольку в силу п. 3 ст. 55 НК РФ для ОАО «Липецкая генерирующая компания» последним налоговым периодом является период времени от начала года до дня завершения ликвидации (реорганизации) т.е. – с 01.01.2006 г. по 15.09.2006 г., судом апелляционной инстанции не принимается ввиду следующего.

Норма пункта 3 статьи 55 НК РФ, определяющая понятие налогового периода для создаваемых и ликвидируемых организаций, не подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям в силу абзаца 4 пункта 3 статьи 55 НК РФ, предусматривающего, что правила, установленные пунктом 3 статьи 55 Налогового кодекса Российской Федерации, не применяются в отношении организаций, из состава которых выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько организаций.

С учетом изложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что расчетный период для Общества в течение 2006 года является непрерывным, в связи с чем, исчисление налоговой базы нарастающим итогом с учетом выплат, произведенных присоединившимся к нему предприятием, является правильным.

Оснований считать данные выводы суда неправомерными у суда апелляционной инстанции не имеется.

Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Доводы, приведенные в жалобе Общества, суд апелляционной инстанции считает несостоятельными, поскольку они не основаны на установленных судом фактических обстоятельствах дела и примененных нормах материального права, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта в указанной части.

Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Липецкой области от 06.08.2007 года по делу № А36-1425/2007 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 4» филиал ОАО «ТГК-4» - «Липецкая региональная генерация» без удовлетворения.

В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ государственная пошлина, уплаченная при подаче апелляционной жалобы, возврату не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 110, 112, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Липецкой области от 06.08.2007 года по делу № А36-1425/2007 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 4» филиал ОАО «ТГК-4» - «Липецкая региональная генерация» без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий судья М.Б. Осипова

Судьи В.А. Скрынников

А.И. Протасов