НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2016 № 19АП-1587/16

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

13 апреля 2016 года Дело № А48-5811/2015

г. Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 8 апреля 2016 года Постановление в полном объеме изготовлено 13 апреля 2016 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Скрынникова В.А.,

судей: Михайловой Т.Л.,

Ольшанской Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,

при участии в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи :

от ГУ- Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области: Аверичева С.Н. – заместителя начальника юридического отдела, доверенность №02 от 11.01.2016;

от ООО "Промстройдеталь":   Злобина С.Н. – представителя по доверенности б/н от 21.04.2015;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 03.02.2016 по делу № А48-5811/2015 (судья Володин А.В.) по заявлению государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (ОГРН 1035752001680) к обществу с ограниченной ответственностью "Промстройдеталь" (ИНН 5720009020, ОГРН 1025700695140) о взыскании финансовых санкций,

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (далее – Управление Пенсионного фонда, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Промстройдеталь" (далее – ООО "Промстройдеталь", Общество, ответчик) о взыскании финансовых санкций в сумме 76 337 руб. 93 коп. за предоставление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Решением Арбитражного суда Орловской области от 03.02.2016 заявленные Управлением Пенсионного фонда требования удовлетворены в части взыскания с общества с ограниченной ответственностью "Промстройдеталь" 950 руб. 34 коп. финансовых санкций. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом в части отказа во взыскании финансовой санкции в сумме 5682,05 руб., Управление Пенсионного фонда обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Орловской области от 03.02.2016 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в указанной части.

В обоснование доводов апелляционной жалобы Управление Пенсионного фонда ссылается на представление Обществом недостоверных сведений персонифицированного учета в части сведений о стаже застрахованных лиц, дающем право на досрочное назначение пенсии. В частности, Управление Пенсионного фонда полагает, что в периоды, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, Обществом необоснованно включены периоды нахождения работников в дополнительных оплачиваемых отпусках, предоставленных на основании приказа работодателя с сохранением заработной платы работникам Анисимовой Н.Н., Сигареву А.В., Потапину Е.В., Дурневой Н.Н., Жиляеву С.Ю., Лебедеву А.Н., Терешенковой А.Ф., Ефремову А.В. (в связи со смертью близких родственников) и Тереховой Е.И. (в связи с бракосочетанием), продолжительностью по три дня.

Управление Пенсионного фонда указывает, что в силу абзаца 2 пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N516, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. При этом порядок предоставления ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков регламентирован ст. 116 Трудового кодекса Российской Федерации, где указано, что данные отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами. По мнению Управления, другие отпуска, предоставляемые наряду с ежегодными основными и дополнительными оплачиваемыми отпусками, в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, не включаются.

В представленном отзыве ООО "Промстройдеталь" возражает против доводов апелляционной жалобы Управления Пенсионного фонда, считает решение суда первой инстанции в обжалуемой части законным и обоснованным.

Как усматривается из апелляционной жалобы, Управление Пенсионного фонда не согласно с решением арбитражного суда первой инстанции лишь в части отказа во взыскании финансовых санкций в сумме 5682,05 руб. по эпизоду представления Обществом недостоверных сведений персонифицированного учета в части сведений о стаже застрахованных лиц, дающем право на досрочное назначение пенсии.

Исходя из доводов апелляционной жалобы, руководствуясь частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и учитывая отсутствие возражений со стороны ООО "Промстройдеталь", суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения Арбитражного суда Орловской области от 03.02.2016 по делу № А48-5811/2015 в обжалуемой Управлением Пенсионного фонда части.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, Управлением Пенсионного фонда была проведена выездная проверка ООО "Промстройдеталь" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2012г. по 31.12.2014г.; достоверности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц за период с 01.01.2012г. по 31.12.2014г.; подтверждения соответствия данных индивидуальных сведений первичным документам о периодах, условиях и характере работы застрахованных лиц за период 01.01.2012г. по 31.12.2014г. плательщиком страховых взносов. Итоги проведенной проверки отражены в акте от 03.04.2015 №06701415АВ0000101.

По результатам рассмотрения материалов проверки Управлением Пенсионного фонда было принято решение №36 от 30.04.2015, которым ООО «Промстройдеталь» привлечено к ответственности предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального Закона №27-ФЗ от 01.04.1996 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде штрафа 76337 руб. 93 коп.

20.05.2015 Управлением Пенсионного фонда было направлено ответчику требование № 17 от 20.05.2015 об уплате финансовых санкций.

Неисполнение данного требования послужило основанием для обращения Управления Пенсионного фонда РФ в арбитражный суд с соответствующим заявлением о взыскании указанной суммы штрафа в судебном порядке.

Отказывая в удовлетворении заявленных Управлением Пенсионного фонда требований в части взыскания финансовой санкции в сумме 5682,05 руб. по эпизоду представления Обществом недостоверных сведений персонифицированного учета в части сведений о стаже застрахованных лиц, дающем право на досрочное назначение пенсии, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, регулируются Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ.

Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице предусмотренные данным Законом сведения, в том числе, о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27, 28 Закона №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утверждены постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 (далее -Правила).

В силу абзаца 2 пункта 5 указанных Правил в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

В соответствии с ч.1 ст. 116 Трудового кодекса Российской Федерации ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Одновременно в ч.2 данной статьи закреплено, что работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Из изложенного следует, что периоды нахождения работников в дополнительном оплачиваемом отпуске, в том числе, предоставленном в соответствии с положениями ч.2 ст. 116 ТК РФ, подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку в указанные периоды за работником сохраняется средняя заработная плата, на которую начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

На основании изложенного, является необоснованным вывод Управления Пенсионного фонда о представлении Обществом недостоверных сведений персонифицированного учета в части сведений о стаже застрахованных лиц, дающем право на досрочное назначение пенсии, при исчислении которого Обществом учтены, в том числе, периоды нахождения указанных лиц в дополнительном оплачиваемом отпуске, предоставленном на основании приказов работодателя продолжительностью по 3 дня в связи со смертью близких родственников либо в связи с бракосочетанием. Исходя из чего, привлечение заявителя к я ответственности, установленной абз.3 ст. 17 Федерального закона №27-ФЗ, в данном случае неправомерно.

На основании изложенного, основания для взыскания с ответчика штрафа в сумме в сумме 5682,05 руб. за предоставление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, отсутствуют.

Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Орловской области от 03.02.2016 по делу № А48-5811/2015в обжалуемой части следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда ? без удовлетворения.

Учитывая, что в соответствии с пп.1 п. 1 ст.333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 №281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о распределении судебных расходов судом не разрешается.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Орловской области от 03.02.2016 по делу № А48-5811/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области– без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья: В.А. Скрынников

Судьи: Т.Л. Михайлова

Н.А. Ольшанская