ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
13 декабря 2018 года Дело № А64-9570/2017 г. Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 декабря 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи | Алфёровой Е.Е., |
судей | Письменного С.И., |
Афониной Н.П., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Шабановой Н.В.,
при участии:
от Финансового управления Тамбовской области: Абызовой С.Ю. представителя по доверенности № 47 от 12.09.2018;
от общества с ограниченной ответственностью «Транзит68/52»: Ступниковой Е.И. представителя по доверенности б/н от 01.03.2018;
от Тамбовского областного государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки граждан»: Масловой О.А. представителя по доверенности б/н от 09.01.2018;
от публично-правового образования Тамбовская область в лице Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области: Дубровиной Д.Ю. представителя по доверенности № 01/6192 от 07.11.2018, Толкачевой С.А. представителя по доверенности № 03/11981 от 28.12.2017;
от ФГУП «Почта России» УФПС Тамбовской области – филиал ФГУП «Почта России»: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Финансового управления Тамбовской области, Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области, Тамбовского областного государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки граждан» на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 05.09.2018 по делу № А64-9570/2017 (судья Захаров А.В.) по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Транзит68/52» (ИНН: 6829062553; ОГРН: 1106829000112) к Тамбовскому областному государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки граждан» (ИНН 6831011838; ОГРН 1026801157184), публично-правовому образованию Тамбовская область в лице Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области (ИНН 6829111225; ОГРН 1156829004232), Финансовому управлению Тамбовской области (ИНН 6831001090, ОГРН 1026801161265), при участии в деле третьих лиц: 1) Финансового управления Тамбовской области (ИНН 6831001090, ОГРН 1026801161265) 2) ФГУП «Почта России» УФПС Тамбовской области – филиал ФГУП «Почта России» (ИНН 7724261610, ОГРН 1037724007276) о взыскании 1 576 633 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Транзит68/52» (далее – ООО «Транзит68/52», истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ (Управление Федерального казначейства по Тамбовской области, далее – ответчик 1), Управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области (далее – ответчик 2) и Тамбовское областное государственное казенное учреждение «Центр социальной поддержки граждан» (далее – ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан», ответчик 3) с требованием о взыскании с взыскать с ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан», а при недостаточности денежных средств в порядке субсидиарной ответственности с публично-правового образования Тамбовская область в лице Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области за счет средств казны Тамбовской области в пользу ООО «Транзит 68/52» расходы по предоставлению льгот в размере 1 576 633 руб., в качестве основного долга. (с учетом уточнений, принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее – АПК РФ).
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 21.03.2018 произведена замена ненадлежащего ответчика Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации (Управление Федерального казначейства по Тамбовской области) на надлежащего - Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области; привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора Финансовое управление Тамбовской области
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 22.05.2018 уточнено наименование ответчика Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области, ответчиком считать публично-правовое образование Тамбовская область в лице Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области.
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 13.06.2018г. привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФГУП «Почта России» УФПС Тамбовской области - филиал ФГУП «Почта России».
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 05.09.2018 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Управление Федерального казначейства по Тамбовской области, Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области, ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» обратились в суд апелляционной инстанции с жалобами (с учетом дополнений), в которых просят решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своего несогласия с обжалуемым судебным актом Управление Федерального казначейства по Тамбовской области ссылается на то, что отсутствуют основания по оплате образовавшихся убытков в размере 1 576 633 руб., ввиду того, что талоны не были реализованы и приняты к исполнению распространителем, а также ввиду того, что представленное количество талонов превысило количество выпущенных талонов.
В обоснование своего несогласия с обжалуемым судебным актом Управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области ссылается на то, что истцом не доказан размер фактически понесенных убытков, институт компенсации выпадающих доходов не подлежит применению к спорным правоотношениям, а также ссылается на необоснованное принятие судом первой инстанции уточненных исковых требований.
В обоснование своего несогласия с обжалуемым судебным актом ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» ссылается на то, что у учреждения отсутствует задолженность за 2017 год по спорным отношениям, ввиду того, что талоны не были реализованы и приняты к исполнению распространителем, а также ввиду того, что представленное количество талонов превысило количество выпущенных талонов.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители ФГУП «Почта России» УФПС Тамбовской области – филиал ФГУП «Почта России» не явились.
В материалы дела от ФГУП «Почта России» УФПС Тамбовской области – филиал ФГУП «Почта России» поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
В связи с наличием доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
От Финансового управления Тамбовской области, Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области, Тамбовского областного государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки граждан», поступили письменные пояснения, которые суд приобщил к материалам дела.
От ООО «Транзит68/52» поступили возражения на апелляционные жалобы, которые суд приобщил к материалам дела.
Представитель Финансового управления Тамбовской области поддержал доводы апелляционной жалобы, считая обжалуемое решение незаконным и необоснованным, просил суд его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представители Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области поддержали доводы апелляционной жалобы, считая обжалуемое решение незаконным и необоснованным, просили суд его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Тамбовского областного государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки граждан» поддержал доводы апелляционной жалобы, считая обжалуемое решение незаконным и необоснованным, просил суд его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ООО «Транзит68/52» возражали против доводов апелляционных жалоб по основаниям, изложенным в отзыве, просил суд оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, выслушав стороны и исследовав предоставленные в материалы дела доказательства судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, апелляционные жалобы – Управления Федерального казначейства по Тамбовской области, Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области, ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, во исполнение постановления Администрации Тамбовской области от 08 июля 2009 года №801 «Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан в общественном транспорте на территории Тамбовской области и о возмещении реабилитированным лицам расходов стоимости проезда на территории Российской Федерации» (далее - Постановление), в июне 2016 года Учреждением были заключены договоры о возмещении расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льготного проезда на городском пассажирском транспорте, с организациями, осуществляющими пассажирские перевозки по маршрутам города Тамбова и Тамбовского района, в том числе и с ООО «Транзит 68/52» (24.06.2016 г. №10-ОК).
По условиям заключенного договора, в обязанности Учреждения входит: в течении 10 рабочих дней организовывать внесение представленных талонов в электронный реестр по форме, установленной управлением социальной защиты и семейной политики области, и производить их сверку; подписывать ежедекадно акты оказанных услуг с Перевозчиком по результатам сверки предъявленных талонов, а после подписания акта оказанных услуг обеими сторонами, перечислять денежные средства Перевозчику не позднее 3-х рабочих дней после поступления денежных средств на счет Учреждения.
Реализуя данное положение, 13.06.2017 года, по результатам проведения открытого конкурса, был заключен договор аутсорсинга с правом получения субсидий из бюджета Тамбовской области между Учреждением и ООО «Тамбовский центр регионального развития (ООО «ЦРР-Тамбов»), по условиям которого ООО «ЦРР-Тамбов» передана функция по формированию электронного реестра льготных талонов предоставленных в Учреждение от Перевозчиков, в том числе от ООО «Транзит 68/52». После поручения талонов от Перевозчика, Учреждение, ежедекадно, передавало полученные талоны по акту приема-передачи аутсорсеру для формирования электронного реестра. После получения сформированного электронного реестра, Учреждение производило его сверку с программным комплексом «Сверка реестров льготных талонов». Данный программный комплекс осуществляет сверку талонов из электронного реестра перевозчиков с базами данных выпущенных талонов и с базой данных электронных реестров талонов перевозчиков. Талоны в результате сверки не принимаются к возмещению по двум причинам:
талон отсутствует в базе данных выпущенных талонов;
талон уже присутствует в базе данных электронных реестров талонов перевозчиков и уже принят к возмещению.
По результатам сверки формируется протокол сверки реестров льготных талонов.
Между ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» (Учреждение) (в редакции Дополнительного соглашения №1 от 17.04.2017) и ООО «Транзит 68/52» (Перевозчик) был заключен Договор №10-ОК о возмещении расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льготного проезда на городском пассажирском транспорте, осуществляющем пассажирские перевозки по маршрутам города Тамбова от
24.06.2016 (далее - Договор №10-ОК от 24.06.2016), согласно п. 1.1 которого возмещение Учреждением Перевозчику расходов, связанных с предоставлением льготного проезда на городском пассажирском транспорте, осуществляющем пассажирские перевозки по маршрутам города Тамбова, категориям граждан, указанным в разделе 2 приложения №1
к постановлению администрации Тамбовской области от 08.07.2009 №801.
П. 5.3 Договора №10-ОК от 24.06.2016 стороны устанавливали, что настоящий договор вступает в силу с 01.07.2016 и действует до 31.12.2016.
Договор считается пролонгированным на каждый последующий год, если ни одна из сторон не менее, чем за 20 дней до предполагаемого окончания срока его действия не уведомила в письменном виде о намерении расторгнуть, либо изменить условия настоящего договора (п. 5.4 Договора №10-ОК от 24.06.2016).
П. 2.1 Договора №10-ОК от 24.06.2016 Перевозчик обязался:
-обеспечивать предоставление льготного проезда лицам, указанным в разделе 1 настоящего договора (п. 2.1.1);
-подекадно (01, 11 и 21 числа каждого месяца) представлять в Учреждение: талоны, полученные от граждан, указанных в разделе 1 настоящего договора (талоны представляются по акту приема-передачи раздельно по номиналу); акт оказанных услуг; счет на возмещение расходов за предоставленный льготный проезд граждан в общественном транспорте (представляется после сверки и подписания акта оказанных услуг) (п. 2.1.2).
П. 2.2 Договора №10-ОК от 24.06.2016 Учреждение обязывалось:
-производить подсчет предъявленных талонов (п. 2.2.1);
-в течение 10 рабочих дней организовывать внесение представленных талонов в электронный реестр по форме, установленной управлением социальной защиты и семейной политики области, производить их сверку (п. 2.3.2);
-подписывать ежедекадно акты оказанных услуг с Перевозчиком по результатам сверки предъявленных талонов. Акты подписываются руководителями, главными бухгалтерами и заверяются гербовыми печатями сторон (п. 2.3.3);
-осуществлять в пределах лимитов бюджетных обязательств возмещение расходов Перевозчика, связанных с предоставлением льготного проезда лицам, указанным в разделе 1настоящего договора, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Перевозчика не позднее 3 дней с момента поступления денежных средств на расчетный счет Учреждения (п.2.3.4).
Истцом в качестве подтверждение фактически оказанных услуг по льготному проезду отдельных категорий граждан за период июнь 2017 г. - декабрь 2017 г., в размере 8927320 руб., представлены акты оказанных услуг: №20 от 10.06.2017 на сумму 78480 руб., №22 от 10.06.2017 на сумму 162160 руб., №23 от 30.06.2017 на сумму 450400 руб., №24 от 30.06.2017 на сумму 691040 руб., №25 от 10.07.2017 на сумму 67120 руб., №27 от 10.07.2017 на сумму 67120 руб., №26 от 20.07.2017 на сумму 142610 руб., №28 от 20.07.2017 на сумму 142610 руб., №29 от 31.07.2017 на сумму 409870 руб., №30 от 31.07.2017 на сумму 409870 руб., №31 от 10.08.2017 на сумму 102580 руб., №32 от 10.08.2017 на сумму 102580 руб., №34 от 20.08.2017 на сумму 175020 руб., №33 от 20.08.2017 на сумму 175020 руб., №35 от 31.08.2017 на сумму 390730 руб., №36 от 31.08.2017 на сумму 390730 руб., №37 от 10.09.2017 на сумму 91800 руб., №38 от 10.09.2017 на сумму 91800 руб., №38 от 20.09.2017 на сумму 153720 руб., №39 от 20.09.2017 на сумму 153720 руб., №40 от 30.09.2017 на сумму 399670 руб., №41 от 30.09.2017 на сумму 399670 руб., №42 от 10.10.2017 на сумму 144520 руб., №43 от 10.10.2017 на сумму 144520 руб., №44 от 20.10.2017 на сумму 197020 руб., №45 от 20.10.2017 на сумму 197020 руб., №46 от 31.10.2017 на сумму 350810 руб., №47 от 31.10.2017 на сумму 360810 руб., №48 от 10.11.2017 на сумму 101300 руб., №49 от 10.11.2017 на сумму 101300 руб., №50 от 20.11.2017 на сумму 215630 руб., №51 от 20.11.2017 на сумму 215630 руб., №52 от 30.11.2017 на сумму 337370 руб., №53 от 30.11.2017 на сумму 337370 руб., №54 от 10.12.2017 на сумму 150560 руб., №55 от 10.12.2017 на сумму 150560 руб., №56 от 18.12.2017 на сумму 337290 руб., №57 от 18.12.2017 на сумму 337290 руб.
Ответчиком данные акты подписаны с Протоколами разногласия, согласно которым разница составляет к Акту:
№20 от 10.06.2017 - 5719 руб., №22 от 10.06.2017 - 13782,50 руб., №23 от 30.06.2017 - 49821 руб., №24 от 30.06.2017 - 69322,50 руб., №25 от 10.07.2017 - 7641,50 руб., №27 от 10.07.2017 - 7641,50 руб., №26 от 20.07.2017 - 21509 руб., №28 от 20.07.2017 - 21509 руб., №29 от 31.07.2017 - 64231,50 руб., №30 от 31.07.2017 - 64231,50 руб., №31 от 10.08.2017 - 14437,50 руб., №32 от 10.08.2017 - 14437,50 руб., №34 от 20.08.2017 - 29457 руб., №33 от 20.08.2017 - 29457 руб., №35 от 31.08.2017 - 61123,50 руб., №36 от 31.08.2017 - 61123,50 руб., №37 от 10.09.2017 - 19168,50 руб., №38 от 10.09.2017 -19168,50 руб., №38 от 20.09.2017 - 36478,50 руб., №39 от 20.09.2017 - 36478,50 руб., №40 от 30.09.2017 - 102724 руб., №41 от 30.09.2017 - 102724 руб., №42 от 10.10.2017 - 45340 руб., №43 от 10.10.2017 - 45340 руб., №44 от 20.10.2017 - 51745 руб., №45 от 20.10.2017 -51745 руб., №46 от 31.10.2017 - 77328 руб., №47 от 31.10.2017 - 77328 руб., №48 от 10.11.2017 - 20191,50 руб., №49 от 10.11.2017 - 20191,50 руб., №50 от 20.11.2017 -40472,50 руб., №51 от 20.11.2017 - 40472,50 руб., №52 от 30.11.2017 - 54878,50 руб., №53 от 30.11.2017 - 54878,50 руб., №54 от 10.12.2017 - 22717 руб., №55 от 10.12.2017 - 22717 руб., №56 от 18.12.2017 - 49551 руб., №57 от 18.12.2017 - 49551 руб.
Ответчиком оплата расходов Перевозчика, связанных с предоставлением льготного проезда, в части отсутствия разногласий, осуществлена в полном объеме, что не оспаривается сторонами.
Истец письмом №51 от 30.06.2017 просил возместить расходы за льготный проезд отдельных категорий граждан в общественном транспорте в г. Тамбове и Тамбовской области.
Ответчик в ответе №7925 от 26.07.2017 отказал в возмещении, указав, что по результатам сверки Учреждением были выявлены талоны, которые по данным программного комплекса не реализовывались распространителем, а также количество которых превысило количество выпущенных талонов, что свидетельствует о вероятности задвоенных талонов на льготный проезд отдельными категориями граждан в общественном транспорте. Ответчик также указал, что организована работа по отбору талонов, не прошедших проверку с программным комплексом, с целью обращения в правоохранительные органы для выявления виновных лиц.
Ссылаясь на тот факт, что ответчиком не возмещены расходы, связанные с предоставлением отдельным категориям граждан льготного проезда на городском пассажирском транспорте, в добровольном порядке, истец обратился в арбитражный суд с требованием о взыскании с ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан», а при недостаточности денежных средств в порядке субсидиарной ответственности с публично-правового образования Тамбовская область в лице Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области за счет средств казны Тамбовской области, расходов по предоставлению льгот в размере 1 576 633 руб.
Исходя из правовой природы отношений, вытекающих из спорного договора, к возникшему спору подлежат применению нормы главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре перевозки (далее – ГК РФ).
В соответствии со ст. 307, 309 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенные действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны исполняться надлежащим образом. По общему правилу только надлежащее исполнение прекращает обязательство (ст. 408 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 786, п. 1 ст. 789 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица, то такая перевозка признается перевозкой транспортом общего пользования.
Пунктом 2 ст. 790 ГК РФ установлено, что плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
Согласно п. 5 ст. 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
В силу п. 3 ст. 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах владельцев инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяются Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом N 122-ФЗ от 22.08.2004 "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.01.2005 льгота по проезду на общественном транспорте отдельных категорий граждан из предусмотренного вышеперечисленными законодательными актами перечня льгот была исключена, предоставление соответствующей льготы в натуральной форме заменено на денежную компенсацию.
Субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации предписано вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Постановлением администрации Тамбовской области от 08.07.2009 N 801 утвержден Порядок предоставления и финансирования льготного проезда отдельных категорий граждан в общественном транспорте на территории Тамбовской области и возмещения реабилитированным лицам расходов стоимости проезда на территории Российской Федерации (далее - Порядок), согласно п. 4.1 которого проезд в автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по муниципальным маршрутам регулярных перевозок и межмуниципальным маршрутам в пригородном сообщении гражданин оплачивает льготными проездными талонами с предъявлением необходимых документов.
Реализуя данное положение, 13.06.2017 года, по результатам проведения открытого конкурса, был заключен договор аутсорсинга с правом получения субсидий из бюджета Тамбовской области между Учреждением и ООО «Тамбовский центр регионального развития (ООО «ЦРР-Тамбов»), по условиям которого ООО «ЦРР-Тамбов» передана функция по формированию электронного реестра льготных талонов предоставленных в Учреждение от Перевозчиков, в том числе от ООО «Транзит 68/52».
Учитывая, что в соответствии со ст. ст. 426, 789 ГК РФ договор перевозки пассажиров транспортом общего пользования является публичным договором, истец не вправе был отказаться от его заключения при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги по перевозке с соблюдением прав отдельной категории граждан на льготный проезд вне зависимости от наличия заключенного договора на предоставление субсидий и объемов финансирования соответствующих расходов в областном бюджете.
Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 N 1838/13.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, убытки представляют собой негативные имущественные последствия, возникающие у лица вследствие нарушения его неимущественного или имущественного права.
Реализация такого способа защиты, как возмещение убытков, возможна лишь при наличии общих условий гражданско-правовой ответственности: совершение причинителем вреда незаконных действий (бездействия); наличие у субъектов гражданского оборота убытков с указанием их размера; наличие причинной связи между поведением и возникшими убытками; наличие вины лица, допустившего правонарушение. В свою очередь ответчик вправе доказывать отсутствие оснований для возложения на него ответственности за причиненные контрагенту убытки, а также наличие обстоятельств, свидетельствующих, что им проявлена та степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась в целях надлежащего исполнения своих обязательств.
Истцом в качестве доказательства выполнения обязательств представлены Акты оказанных услуг на общую сумму 8927320 руб.
При этом, ответчиком данные акты подписаны с Протоколами разногласия, согласно которым разница составляет 1634944 руб., в том числе: за июнь 2017 года - 138654 руб., за июль 2017 года - 245065 руб., за август 2017 года -210036 руб., за сентябрь 2017 года - 316742 руб., за октябрь 2017 года - 348826 руб., за ноябрь 2017 года - 231085 руб., за декабрь 2017 года - 144536 руб.
Как следует из материалов дела и представленных сторонами доказательств, в части не вызывающей разногласия, оплата произведена в полном объеме на сумму 7340686 руб., что не оспаривается сторонами и подтверждается имеющимися в материалах дела платежными поручениями.
Таким образом, разница между суммой оказанных услуг по перевозке льготных категорий граждан согласно представленных Актов и суммой оплаченных услуг составляет 1586634 руб.
Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате, в том числе заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации (пункты 1 и 3 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума от 22.06.2006 N 23) организации, предоставившие потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, имеют право получить от публично-правового образования компенсацию в виде не полученной с потребителей платы (убытки).
Поскольку транспортные предприятия, осуществляющие перевозку льготной категории граждан, имеют право на получение от публичного образования компенсации в виде не полученной с потребителей платы, при расчете убытков должны приниматься во внимание: тариф на перевозку одного пассажира, стоимость единого социального проездного билета (с учетом доли предприятия в перевозке), количество проданных билетов, а также количество поездок пассажиров указанной категории.
При этом институт компенсации выпадающих доходов от перевозки льготных категорий граждан направлен на возмещение в полном объеме затрат, которые перевозчики реально понесли при предоставлении льгот отдельным категориям пассажиров. Однако возмещение таких убытков не должно приводить к неосновательному обогащению перевозчиков за счет средств соответствующего бюджета.
Как следует из представленных материалов дела, разногласия у сторон по оплате возникли в результате предоставления «задвоенных» билетов, то есть талонов, которые по результатам сверки не реализовывались распространителем, а так же количество которых превысило количество выпущенных талонов, талоны которые уже присутствовали в реестре и были оплачены иному перевозчику.
Ч. 2 ст. 786 ГК РФ устанавливает, что заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.
В качестве подтверждения оказанных услуг истцом были представлены путевые листы, подтверждающие факт выезда автобуса и Билетно-учетные листы за период июнь-декабрь 2017 года.
Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом.
Правила перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 (далее - правила перевозки) также указывают на то, что проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам (пункт 42).
Согласно пункту 43 правил перевозки билет должен содержать обязательные реквизиты: наименование, серию, номер; наименование организации, его выдавшей; вид транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажира; стоимость.
Согласно положениям Инструкции о порядке снабжения, хранении, выдачи и учета всех видов билетов на проезд в автобусах и автомобилях — такси, контроля и учета выручки от перевозок пассажиров и багажа (утв. Министерством автомобильного транспорта РСФСР 12.07.1978 г.) автотранспортные предприятия обязаны вести билетно -учетные листы.
В соответствии с параграфом 11 Инструкции все документы, служащие основанием к приему, хранению, выдаче и учету билетов, а также приему выручки от перевозки пассажиров и багажа, должны оформляться в порядке, установленном Положением о документах и записях в бухгалтерском учете предприятий и хозяйственных организаций.
Согласно параграфу 12 Инструкции во всех первичных и учетных документах, служащих для оформления и отражения приемки, оприходования, отпуска и реализации билетов (счета-фактуры, требования, накладные, акты приема-сдачи, акты на уничтожение, билетно-учетные листы, ведомости кассовой продажи, книги учета движения билетов, лицевые счета и др.), должны указываться количество и номера билетов по каждому в отдельности виду, серии и номинальной цене.
Раздел IV Инструкции регламентирует правила выдачи и ведения билетно - учетных листов. Согласно положениям указанного раздела для учета и контроля выручки от продажи билетов каждому подотчетному лицу при получении билетов подотчет впервые билетный кассир выдает бланк билетно - учетного листа (Приложение № 9 к Инструкции). Последующая выдача билетно - учетного листа производится кассиром при приеме выручки за проданные билеты, при этом взамен сдаваемого билетно -учетного листа выдается новый бланк (параграф 43 Инструкции).
В целях обеспечения контроля за использованием бланков билетно -учетных листов при их выдаче со склада каждый бланк должен быть пронумерован и заверен печатью автотранспортного предприятия. Выдача не заверенных печатью бланков не допускается.
Работники контрольной службы при осуществлении контроля обязаны требовать у кондуктора (водителя) билетно - учетный лист, производить проверку соответствия серий и номеров билетов, записанных в билетно - учетном листе, наличия билетов у кондуктора (водителя) и о проверке делать отметку в билетно - учетном листе, указывая место и время проверки и скрепляя ее своей подписью.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Согласно Билетно-учетным листам за период июнь- декабрь 2017 года общая сумма проданных льготных билетов истцом составила: в июне 2017 года - 689990 руб.; в июле 2017 года - 634813,5 руб.; в августе 2017 года - 668297 руб.; в сентябре 2017 года -645183 руб.; в октябре 2017 года - 692364,50 руб.; в ноябре 2017 года - 645650 руб.; в декабре 2017 года - 595645 руб.
Согласно п. 5.5 Должностной инструкции кондуктора автобуса, утвержденной на предприятии истца, кондуктор обязан проверять наличие билетов (талонов), документов, предъявляемых для бесплатного, а также льготного проезда (Постановление Администрации Тамбовской области от 08.07.2009 №801) (т. 2, л.д. 22-25).
Факт ознакомления с должностной инструкцией кондукторов подтвержден Листом ознакомления с подписью кондуктора и указанием даты ознакомления (т. 2, л.д. 26-28).
Доказательств нарушения кондукторами должностных инструкций и п. 4.1 Постановления Администрации Тамбовской области от 08.07.2009 №801 «Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан в общественном транспорте на территории Тамбовской области и о возмещении реабилитированным лицам расходов стоимости проезда на территории Российской Федерации» устанавливающих особый порядок предъявления талонов льготной категорией граждан, ответчиком не доказан.
Между тем, представленные перевозчикам билетно-учетные листы содержат только количественные показатели, то есть в них указано общее количество реализованных льготных талонов номиналом 7,5 руб. и номиналом 15 руб., но отсутствует информация о сериях и номерах талонов, кроме того не подтверждается факт перевозки именно по талонам, в отношении которых Учреждением составлены Протоколы разногласий и не произведена оплата.
При этом тот факт, что количество льготных билетов, зафиксированных в билетно - учетных листа, предъявленных учреждением в материалы дела, соответствует количеству билетов, представленных к оплате и внесенных ответчиком в программный комплекс «Регистр граждан, имеющих право на льготный проезд по талонам», не является безусловным доказательством оказание услуг по указанным билетам, поскольку программный комплекс «Регистр граждан, имеющих право на льготный проезд по талонам», разработанный управлением социальной защиты и семейной политики области, содержит информацию о гражданах, имеющих право на льготный проезд, но при этом не предусматривает информацию о количестве льготных билетов, проданных конкретным перевозчиком за определенный период времени.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает данные содержащиеся в сверки реестров льготных талонов(т.д. 39,40), а также информации о непринятых талонах, оплаченных ранее другим перевозчикам(т.д. 37,38), подтверждающие количество перевезенных лиц за указанный период.
Согласно п. 5.1 Постановления Администрации Тамбовской области от 08.07.2009 №801 «Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан в общественном транспорте на территории Тамбовской области и о возмещении реабилитированным лицам расходов стоимости проезда на территории Российской Федерации», при проезде в автомобильном транспорте на межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок граждане, указанные в пунктах 2.1 и 2.2 Порядка, приобретают билеты с оплатой 50 процентов от действующих тарифов на перевозки пассажиров или бесплатные билеты в кассах автовокзалов, автостанций или иных пунктах продажи билетов, а при отсутствии таких пунктов - у водителя или кондуктора непосредственно при посадке пассажиров в транспортное средство до отправления его из остановочного пункта, на основании документа, удостоверяющего личность, удостоверения установленного образца, справки о реабилитации, исходя из категории, к которой они относятся.
П. 3.4 Постановления Администрации Тамбовской области от 08.07.2009 №801 «Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан в общественном транспорте на территории Тамбовской области и о возмещении реабилитированным лицам расходов стоимости проезда на территории Российской Федерации» предусматривалось, что средства, полученные от реализации талонов, ежемесячно, не позднее 3 рабочих дней со дня подписания обеими сторонами акта оказанных услуг, распространитель перечисляет в доход бюджета Тамбовской области на лицевой счет администратора доходов по соответствующему коду бюджетной классификации. Отчет о полученных и перечисленных в доход бюджета Тамбовской области средств от реализации льготных проездных талонов по форме, утвержденной приказом управления, представляется в управление.
Таким образом, сумма, перечисляемая Перевозчику за оказание услуг по перевозке льготных категорий граждан, складывается из компенсации денежных средств в порядке п. 5.1 и п. 3.4 Постановления Администрации Тамбовской области от 08.07.2009 №801 «Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан в общественном транспорте на территории Тамбовской области и о возмещении реабилитированным лицам расходов стоимости проезда на территории Российской Федерации» и составляет 50% - средства, поступившие в доход бюджета Тамбовской области от продажи талонов, 50% - средства бюджета Тамбовской области по взятым на себя расходным обязательствам.
Между тем, доказательств поступления в бюджет 50 % средств от продажи предъявленных талонов в материалы дела не представлено (ст. 9,65 АПК РФ).
Выпадающие доходы определяются как разница между суммой расходов, понесенных получателем при осуществлении регулярных перевозок, и суммой доходов, полученных от осуществления таких перевозок с применением установленных тарифов, т. е. возмещение убытков вследствие экономически необоснованного тарифного регулирования.(исходя из правовой позиции, сформированной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.01.2018 по делу №А12-73402/2016).
Таким образом, причиной не возмещения явилось предъявление талонов, ранее оплаченных иному перевозчику, а заявленная истцом задолженность является собственным предпринимательским риском, убытками.
Кроме того, в ходе экспертизы, проведенной Следственным управлением Министерства внутренних дел по г. Тамбову было установлено, что спорные талоны были изготовлены способом электрофотографии, также по факту нахождения в обороте талонов, не реализованных распространителем или количество которых превышено над количеством выпущенных талонов, правоохранительными органами проводится проверка, а перевозка льготных категорий граждан иному перевозчику подтверждается имеющимся в материалах дела доказательствами.
Довод заявителей апелляционных жалоб о том, что суд первой инстанции, неправомерно принял уточнение исковых требований, в порядке статьи 49 АПК РФ отклоняется судом апелляционной инстанции на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Исходя из буквального толкования закона, статья 49 АПК РФ предоставляет истцу возможность совершать распорядительные действия одностороннего характера. Право истца распорядиться принадлежащими ему материальными и процессуальными правами реализуется перед судом, в обязанность которого входит проверить, совершено ли такое распоряжение в рамках, предписанных законом.
Волеизъявление истца об изменении первоначально заявленных исковых требований может быть выражено в его заявлении, поданном в арбитражный суд в письменной форме, либо в устном заявлении, сделанном во время судебного заседания и занесенном в протокол судебного заседания (п. 8 ч. 2 ст. 155 АПК РФ).
В пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.10.1996 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции" указано на то, что одновременное изменение предмета и основания иска АПК РФ не допускает. Кроме того, в данном постановлении Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дал толкование понятиям "изменение предмета иска" и "изменение основания иска": изменение предмета иска означает изменение материально-правового требования истца к ответчику. Основанием иска являются обстоятельства, на которые истец ссылается, обосновывая свои материальные требования. Изменение основания иска означает изменение обстоятельств, на которых истец основывает свое требование к ответчику.
Исходя из системного толкования уточненных исковых требований, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований одновременного изменения основания и предмета иска, в связи с чем суд первой инстанции законно и обоснованно принял уточненные исковые требования, в порядке ст. 49 АПК РФ.
На основании изложенного, с учетом представленных в материалы дела доказательств, на основании ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает недоказанным факт расходов по предоставлению льгот в размере 1 576 633 руб.
В связи с изложенным, в удовлетворении исковых требований необходимо отказать.
В силу положений ст. 110 АПК РФ судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявители апелляционных жалоб освобождены от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды.
Согласно п. 14 Постановление Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46"О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" если апелляционная, кассационная жалоба, заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора были поданы освобожденным от уплаты государственной пошлины ответчиком по делу, государственная пошлина за подачу соответствующего обращения не может быть взыскана с истца, против которого принято постановление суда апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, так как истец не подавал апелляционной, кассационной жалобы, заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора и не является ответчиком по делу. Таким образом, в этих случаях государственная пошлина не взыскивается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 16, ст. ст. 102 - 112, 266 - 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 05.09.2018 по делу № А64-9570/2017 отменить, апелляционные жалобы Финансового управления Тамбовской области, Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области, Тамбовского областного государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки граждан» – удовлетворить.
В удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью «Транзит68/52» (ИНН: 6829062553; ОГРН: 1106829000112) к Тамбовскому областному государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки граждан» (ИНН 6831011838; ОГРН 1026801157184), публично-правовому образованию Тамбовская область в лице Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области (ИНН 6829111225; ОГРН 1156829004232) о взыскании расходов по предоставлению льгот в размере 1 576 633 руб. в качестве основного долга – отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья | Е.Е. Алфёрова |
Судьи | С.И. Письменный |
Н.П. Афонина |