ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
11 июля 2022 г. Дело № А36-6409/2021
г. Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 05.07.2022.
Постановление в полном объеме изготовлено 11.07.2022.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Капишниковой Т.И.,
судей Аришонковой Е.А.,
ФИО1,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мелковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 11.04.2022 по делу № А36-6409/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Центрремонт» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного Фонда Российской Федерации по Липецкой области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании недействительными ненормативных правовых актов,
при участии:
от ООО «Центрремонт»: ФИО2 – представитель по доверенности от 08.11.2021, диплом о наличии высшего юридического образования, паспорт РФ;
от ОПФР по Липецкой области: представитель не явился, извещено надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Центрремонт» (далее – заявитель, страхователь, Общество, ООО «Центрремонт») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области (межрайонное) от 16.04.2021 №№ 058S19210002594, 058S19210002595, 058S19210002471 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Определением от 10.11.2021 арбитражный суд в порядке процессуального правопреемства заменил Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области (межрайонное) на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Липецкой области (далее – Отделение, пенсионный орган, ОПФР по Липецкой области).
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 11.04.2022 по делу № А36-6409/2021 заявленные требования удовлетворены, признаны незаконными (не соответствующими Федеральному закону от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»): решение от 16.04.2021 № 058S19210002594, решение от 16.04.2021 № 058S19210002595, решение от 16.04.2021 № 058S19210002471 о привлечении ООО «Центрремонт» к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ. На Государственное учреждение - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Липецкой области возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов ООО «Центрремонт» и отнесены расходы по госпошлине.
Не согласившись с принятым судебным актом, Отделение обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества.
В обоснование апелляционной жалобы пенсионный орган указывает, что при рассмотрении вопроса о праве работника на досрочное назначение страховой пенсии приравнивание работ (профессий, должностей) к аналогичным, предусмотренным в Списках № 1 и № 2, без учета связи с определенным видом производств, не допускается. Отнесение профессиональной деятельности работника к имеющей право на соответствующие льготы связано с установлением объективных критериев оценки условий и характера труда, зависит от вида и профиля деятельности соответствующей организации и относится к компетенции органов исполнительной власти.
В рассматриваемом случае, по мнению Отделения, наименование предлагаемое страхователем «мастер, старший мастер, занятый на горячих участках работ» не соответствует фактическим условиям труда мастеров ООО «Центрремонт». Исходя из учредительных документов в деятельности организации отсутствует производство по выпуску продукции, соответственно, обоснованным является наименование «мастер по ремонту оборудования».
Разделом III «Металлургическое производство (черные металлы)» подраздела 1 «Доменное производство» Списка № 1, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, кодом позиции Списка № 1 1030100а-1753а предусмотрена должность «Рабочие ремонтных служб, занятые ремонтом оборудования в местах его установки на участках (рабочих местах) действующих производств, где основные рабочие, ведущие технологический процесс, пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку № 1: слесари - ремонтники, электрогазосварщики, электросварщики ручной сварки, электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования. В отношении руководителей и специалистов раздела III «Металлургическое производство (черные металлы)» подраздела 1 «Доменное производство» Списка № 1 код позиции 1030100б не предусматривает перечисление их должностей, следовательно, правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку № 1 пользуются только те мастера, которые осуществляют руководство технологическим процессом, в связи с чем сведения индивидуального (персонифицированного) учета на мастеров ремонтных служб неправомерно были представлены с кодом 27-1, 1030100б-23187 Списка № 1.
Вместе с тем, пенсионный орган отмечает, что разделом III «Металлургическое производство (черные металлы)» подраздела 1 «Доменное производство» Списка № 2 предусмотрены должности, предполагающие работу в горячих условиях, в частности водители автомобилей (код позиции 2040100а-18494), мастера (старшие мастера) контрольные, занятые на горячих участках работ (код позиции 2040100б-23269), что подтверждает правомерность позиции Отделения о недостоверности сведений в отношении мастеров, занятых на горячих участках работ.
Также пенсионный орган выражает несогласие с выводом суда первой инстанции о подтвержденности выполнения электромонтером ФИО3 работ по ремонту и обслуживанию электрооборудования на горячем участке в опасных условиях металлургического производства с учетом отсутствия отдельно заключенного ООО «Центрремонт» договора на ремонт электрооборудования.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве ООО «Центрремонт» возражает против доводов апелляционной жалобы, считая их не основанными на нормах законодательства, а также противоречащими фактическим обстоятельствам дела.
Общество указывает, что Отделение оценивало правильность наименования должности «мастер, старший мастер, занятые на горячих участках работ» только исходя из учредительной документации ООО «Центрремонт», а не из фактических условий труда работников, в то время как в материалы дела были представлены доказательства того, что фактические условия труда мастеров, занятых на горячих участках работ, полностью аналогичны условиям труда работников на горячих участках работ и являются особо вредными и особо тяжелыми. Так, мастера, занятые на горячих участках работ, осуществляют свою работу в доменном цеху, выполняя работы, связанные с повышенной опасностью на горячих участках работы в зоне действия повышенных температур (более 45 °С). Соответственно наименование, предлагаемое пенсионным органом – «мастера по ремонту оборудования» не соответствует фактическим условия труда мастеров. По смыслу раздела III «Металлургическое производство (черные металлы)» подраздела 1 «Доменное производство» Списка № 2 данным списком предусмотрены должности, связанные с металлургическим доменным производством, но не предполагающие работу в горячих условиях.
Относительно довода апелляционной жалобы об отсутствии у электромонтера ФИО3 права на досрочное пенсионное обеспечение по Списку № 1, ООО «Центрремонт» поясняет, что весь комплекс выполняемых Обществом работ включает в себя необходимую работу электромонтера. Отсутствие отдельного договора на ремонт электрооборудования не исключает труд электромонтера на горячих участках работ в опасных условиях металлургического производства.
Также ООО «Центрремонт» ссылается на непоследовательное поведение пенсионного органа, выражающееся во включение до 2017 г. стажа работы мастеров и электромонтера, занятых на горячих участках работ, в стаж работы по Списку № 1. При этом, с 2017 г. условия работы Общества, как и пенсионное законодательство не изменились.
ОПФР по Липецкой области явку своего представителя в судебное заседание апелляционного суда не обеспечило, от Отделения поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие, в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие апеллянта.
Изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения представителя ООО «Центрремонт», суд апелляционной инстанции установил следующее.
ООО «Центрремонт» зарегистрировано в качестве юридического лица 28.10.2002 за ОГРН <***>, основной вид деятельности – ОКВЭД 33.12 Ремонт машин и оборудования (т.1, л.д.92-119).
Как следует из материалов дела, с 20.06.2019 по 09.12.2020 в отношении ООО «Центрремонт» Управлением Пенсионного Фонда Российской Федерации по г. Липецку Липецкой области была проведена документальная проверка обоснованности включения в перечень рабочих мест, наименований профессий и должностей, занятость на которых дает право застрахованному лицу на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
По результатам проверки был составлен акт от 20.06.2019-09.12.2020 № 53, согласно которому пенсионным органом было установлено, что должности «мастер, старший мастер, занятый на горячих участках работ» в ООО «Центрремонт», неправильно поименованы, так как исходя из учредительных документов в деятельности общества отсутствует производство по выпуску продукции (организация осуществляет ремонт оборудования на условиях подряда для организаций, занимающихся выпуском продукции), следовательно, должность должна называться «мастер, старший мастера по ремонту оборудования». В Списке №1 раздел III «Металлургическое производство» (черные металлы), подраздел 1 «Доменное производство», «мастера по ремонту оборудования» не предусмотрены. Данная профессия предусмотрена Списком № 2 раздела III «Металлургическое производство» (черные металлы), подраздел 1 «Доменное производство». Списком № 1 предусмотрены только те мастера, которые осуществляют руководство технологическим процессом, а что касается ремонтных мастеров (мастеров, руководящих ремонтными работами), то они могут пользоваться правом на досрочную пенсию при выполнении работ только в тех производствах, в которых они прямо предусмотрены Списками.
Должность «мастер, занятый на горячих участках работ» занимали: ФИО4 с 01.01.2017г. по 31.12.2019г.; ФИО5 с 29.10.2017г. по 31.12.2019г.; ФИО6 с 01.10.2018г. по 31.12.2019г.; ФИО7 с 18.05.2017г. по 31.12.2019г.; ФИО8 с 09.01.2018г. по 31.12.2019г.; ФИО9 с 09.01.2018г. по 31.12.2019г.; ФИО10 с 09.01.2018г. по 31.12.2019г.; ФИО11 с 01.01.2017г. по 31.12.2019г.; ФИО12 с 09.01.2019г. по 31.12.2019г.; ФИО13 с 01.02.2019г. по 31.12.2019г.
Пенсионный орган сделал вывод, что сведения индивидуального (персонифицированного) учета мастеров, занятых на горячих участках работ с 2017 г. по 2019 г., недостоверны.
Отсутствует право на досрочное пенсионное обеспечение по Списку № 1 у электромонтера, занятого ремонтом и обслуживанием оборудования в местах его установки, на участках действующих производств в Доменных цехах, так как не представлены договоры на выполнение работ по ремонту электрооборудования.
Должность «электромонтер, занятый ремонтом и обслуживанием оборудования в местах его установки, на участках действующих производств в Доменных цехах» занимал ФИО3 с 09.06.2018г. по 31.12.2019г.
Пенсионный орган сделал вывод, что сведения индивидуального (персонифицированного) учета электромонтера, занятого ремонтом и обслуживанием оборудования в местах его установки, на участках действующих производств в Доменных цехах участках работ с 09.06.2018г, по 31.12.2019г., недостоверны.
Обществу было предложено представить:
- корректирующие сведения индивидуального (персонифицированного) учета на «мастеров, старших мастеров, занятых на горячих участках работ» с указанием кода льготной профессии по Списку № 2 (27-2, 2040100Б-23362), и без кода особых условий труда электромонтера, занятого на ремонте и обслуживании электрооборудования, в сроки, предусмотренные Федеральным законом РФ № 27- ФЗ от 01.04.1996г. (в редакции № 250-ФЗ от 03.07.2016г.) на вышеперечисленных лиц;
- уточненные Перечни льготных профессий, Поименные списки к Перечням с приведенной в соответствие профессией «мастера, старшего мастера по ремонту оборудования» за 2017г.-2019г., отчетов о спецоценки, исключив должность «электромонтера, занятого ремонтом и обслуживанием оборудования в местах его установки, на участках действующих производств в доменных цехах»;
- уточненную должностную инструкцию по профессии «мастера по ремонту оборудования».
Привести наименование должности «мастер, занятый на горячих участках работ» в соответствие с характером выполняемой работы. Внести изменения в соответствующие документы (т.1, л.д.26-56).
На акт по результатам проверки 20.06.2019-09.12.2020 № 53 ООО «Центрремонт» 30.12.2020 были направлены возражения (т.1, л.д.57-61)
Ввиду неисправления ошибок, выявленных пенсионным органом, 25.02.2021 ГУ– Управлением Пенсионного фонда РФ в г. Липецке Липецкой области (межрайонное) были составлены акты №№ 058S18210001237, 058S182I0001239, 058S18210001240 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования с уведомление о дате его рассмотрения (т.1, л.д.71-85).
На указанные акты ООО «Центрремонт» также были представлены возражения (т.1, л.д.86-88).
По результатам рассмотрения вышеуказанных актов от 25.02.2021 №№ 058S18210001237, 058S182I0001239, 058S18210001240 ГУ – Управлением Пенсионного фонда РФ в г. Липецке Липецкой области (межрайонное) были приняты решения от 16.04.2021 №№ 058S19210002594, 058S19210002595, 058S19210002471 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением от 16.04.2021 № 058S19210002594 ООО «Центрремонт» привлечено к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в виде штрафа в размере 1 500 руб., страхователю предложено внести необходимые исправления и представить уточненные сведения в отношении 3 застрахованных лиц за 2017г. (т.1, л.д.11-15).
Решением от 16.04.2021 № 058S19210002595 ООО «Центрремонт» привлечено к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в виде штрафа в размере 4 000 руб., страхователю предложено внести необходимые исправления и представить уточненные сведения в отношении 8 застрахованных лиц за 2018г. (т.1, л.д.16-20).
Решением от 16.04.2021 № 058S19210002471 ООО «Центрремонт» привлечено к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в виде штрафа в размере 5 000 руб., страхователю предложено внести необходимые исправления и представить уточненные сведения в отношении 10 застрахованных лиц за 2019 год (т.1, л.д.21-25).
Не согласившись с указанными решениями от 16.04.2021 №№ 058S19210002594, 058S19210002595, 058S19210002471, ООО «Центрремонт» оспорило их в судебном порядке.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что занятость указанных пенсионным органом застрахованных лиц в спорный период на горячих участках работы в зоне действия повышенных температур (более 45 °С) подтверждена материалами дела, в связи с чем основания полагать, что ООО «Центрремонт» представлены недостоверные сведения в отношении указанных лиц относительно условий их труда, у пенсионного органа отсутствовали.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда первой инстанции, исходит из следующего.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
Согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон № 27-ФЗ) за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения ООО «Центрремонт» к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ, послужил вывод пенсионного органа о недостоверности представленных страхователем сведений о включении в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периодов работы (с 2017г. по 2019г.) следующих застрахованных лиц: ФИО14, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, Дрозда И.А., ФИО12, ФИО13 – занимающих должности мастеров, старших мастеров, занятых на горячем участке работ; ФИО3 – занимающего должность электромонтера, занятого ремонтом и обслуживанием оборудования в местах его установки, на участках действующих производств в Доменных цехах (с 09.06.2018г. по 31.12.2019г.).
Факт работы указанных лиц в спорные периоды в должностях мастеров, старших мастеров, занятых на горячем участке работ, а также ФИО3 - в должности электромонтера, занятого ремонтом и обслуживанием оборудования в местах его установки, на участках действующих производств в Доменных цехах, подтвержден представленными в материалы дела доказательствами (приказами о приеме работника ФИО4 на работу от 01.01.2011 № 3-к, о приеме работника Дрозда И.А. на работу от 11.08.2016 № 44-к, о приеме работника ФИО7 на работу от 18.05.2017 № 34-к, о приеме работника ФИО8 на работу от 09.01.2018 № 5-к, о приеме работника ФИО9 на работу от 09.01.2018 № 6-к, о приеме работника ФИО10 на работу от 09.01.2018 № 4-к, о приеме работника ФИО5 на работу от 29.10.2018 № 132-к, о переводе работника ФИО12 на другую работу от 09.10.2019 № 1-к, о переводе работника ФИО13 на другую работу от 07.02.2019 № 13-к, а также выписками из карты учета фактической занятости персонала на ремонтах энергетического оборудования доменных цехов № 1, 2 и табелями учета рабочего времени – т.4, л.д.65-171) и лицами, участвующими в деле, не оспаривается (ч. 3.1 ст. 70 АПК РФ).
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В соответствии с пп. 10 п. 2 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ к числу сведений, которые страхователь обязан представлять в орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации о каждом работающем у него застрахованном лице, относятся, в частности, периоды трудовой деятельности.
Условия назначения трудовой пенсии по старости регламентированы Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 173-ФЗ).
С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ), согласно которому со дня его вступления в силу Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с названным Федеральным законом в части, не противоречащей этому Федеральному закону (статья 36).
Федеральный закон № 400-ФЗ предусматривает сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии (статья 30).
Так, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам (п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ).
В силу п. 2 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичная норма указана в п. 2 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, предусматривающего утверждение Списков соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости Правительством
Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона № 173-ФЗ применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации, в следующем порядке: при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, - Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 (подпункт "а"); при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, - Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 (подпункт "б").
Аналогичное деление производств, работ, профессий и должностей на списки предусмотрено Постановление Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (п.п. "а", "б").
Порядок исчисления периодов, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона № 173-ФЗ, установлен Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 (далее - Правила № 516).
В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно п. 5 Правил № 516 периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Исходя из п. 5 Постановления Минтруда РФ от 22.05.1996 № 29 «Об утверждении разъяснения «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Как следует из материалов дела, пенсионный орган признал недостоверными сведения в отношении 10 работников ООО «Центрремонт», замещавших должности «мастеров, старших мастеров, занятых на горячем участке работ» (страхователем указан код позиции 1030100б-23187 раздела III «Металлургическое производство (черные металлы)» подраздела 1 «Доменное производство» Списка № 1), а также в отношении 1 работника, занимающего должность «электромонтера, занятого ремонтом и обслуживанием оборудования в местах его установки, на участках действующих производств в Доменных цехах» (страхователем указан код позиции 1030100а-1753а раздела III «Металлургическое производство (черные металлы)» подраздела 1 «Доменное производство» Списка № 1).
При этом, Отделение пришло к данному выводу исходя из основного и дополнительного видов деятельности ООО «Центрремонт», не предусматривающих производство по выпуску продукции (организация осуществляет ремонт оборудования на условиях подряда для организаций, занимающихся выпуском продукции), в связи с чем указало, что должность работников (ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7,ФИО8, ФИО9, ФИО10, Дрозда И.А., ФИО12, ФИО13) должна называться «мастер, старший мастера по ремонту оборудования» (код позиции 2040100б-23362 раздела III «Металлургическое производство (черные металлы)» подраздела 1 «Доменное производство» Списка № 2).
Кроме того, пенсионный орган указал, что у электромонтера, занятого ремонтом и обслуживанием оборудования в местах его установки, на участках действующих производств в Доменных цехах (ФИО3), отсутствует право на досрочное пенсионное обеспечение по Списку № 1 раздела III «Металлургическое производство (черные металлы)» подраздела 1 «Доменное производство», поскольку страхователем не представлены договоры на выполнение работ по ремонту электрооборудования.
Между тем, как следует из материалов дела и указано в самом акте проверки от 20.06.2019-09.12.2020 № 53, должностной инструкции «мастера, занятого на горячих участках работ и работ с вредными условиями труда», утвержденной генеральным директором ООО «Центрремонт» 11.01.2016, предусмотрено, что мастер является руководителем, ответственным за техническое обслуживание и ремонт энергетического оборудования на горячих участках доменных печей ПАО «НЛМК».
Должностная инструкция «электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования», утвержденная генеральным директором ООО «Центрремонт» 11.01.2016, регламентирует производственную деятельность, обязанности, права и ответственность электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования занятого на горячих участках работ и работ с вредными условиями труда на ремонтах доменных печей ПАО «НЛМК».
В карте аттестации рабочего места по условиям труда № 02.14 мастера имеется следующая информация: Наименование структурного подразделения: Участок ДЦ-1; Право на досрочное назначение страховой пенсии – да; Используемое оборудование: отсутствует; Общая оценка условия труда - 3.2.
В карте аттестации рабочего места по условиям труда электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования имеется следующая информация: Наименование структурного подразделения: Участок ДЦ-1; Право на досрочное назначение страховой пенсии – да; Используемое оборудование: электрооборудование цеха; Общая оценка условия труда -3.1.
Отчет о проведении специальной оценки условий труда в ООО «Центрремонт» утвержден 10.09.2018г. на Ремонтный участок № 1 на следующие профессии: мастер, электрогазосварщик 4, 5, 6 разряда, слесарь -ремонтник 4, 5,6 разряда, газорезчик 5 разряда; электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования; Ремонтный участок № 2: электрогазосварщик 4, 5, 6 разряда, слесарь - ремонтник 4, 5, 6 разряда, газорезчик 5 разряда; Ремонтный участок МЗ: мастер, электрогазосварщик 4, 5, 6 разряда, слесарь - ремонтник 4, 5, 6 разряда.
В суде апелляционной инстанции представитель ООО «Центрремонт» пояснил, что в течение длительного периода времени Общество в соответствии с видом своей основной деятельности (ОКВЭД 33.12 Ремонт машин и оборудования) осуществляет ремонт оборудования энергетических металлургических агрегатов ДЦ-1, ДЦ-2 ПАО «НЛМК».
Указанное подтверждается имеющимися в материалах дела справкой ПАО «НЛМК» от 28.12.2018, а также заключенным между сторонами договором подряда на ремонт оборудования ПАО «НЛМК», зарегистрированным ПАО «НЛМК» 26.01.2017, актами приемки-сдачи выполненных работ от 21.02.2017, от 25.07.2017, от 27.07.2017, от 27.04.2018, от 17.10.2018, от 18.10.2018, от 19.10.2018, от 23.01.2019, от 21.03.2019, от 03.12.2019, а также проектом организации работ (ПОР) на капитальные и текущие ремонты энергооборудования ДП №6-7 доменного цеха № 2 ПАО «НЛМК» № 11 РД № 8-14-381-46-04, утвержденного генеральным директором ООО «Центрремонт» 10.03.2017 и согласованного заместителем главного инженера ПАО «НЛМК» 10.03.2017 (т.4, л.д.8-32).
Согласно п. 1.3 проекта организации работ (ПОР) на капитальные и текущие ремонты энергооборудования ДП №6-7 доменного цеха № 2 ПАО «НЛМК» работы по подготовке и проведению ремонта энергетического оборудования ДП-6,7 в ДЦ-2 проводятся в условиях действующего производства при наличии вредных и опасных производственных факторов: повышенное значение напряжения в электрической цепи более 50В; общая и локальная вибрация: работы на высоте; огневые работы; повышенный уровень шума; повышенная температура воздуха рабочей зоны (45 °С и более); повышенная загазованность, запыленность воздуха рабочей зоны; мостовые краны; железнодорожный и автомобильный транспорт.
Нахождение в зоне опасных и вредных производственных факторов без СИЗ запрещено.
Приказом ООО «Центрремонт» от 29.12.2017 утверждена выдача специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, среди которых указаны должности «мастер, старший мастер, занятый на горячих участках работ с вредными условиями труда» и «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» (т.4, л.д.31).
При этом, во всех локальных актах ООО «Центрремонт» должность «мастер, старший мастер, занятый на горячих участках работ с вредными условиями труда» относится к руководителям.
Как следует из п. 13 разъяснений «О порядке применения утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», утвержденных Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 02.04.1976 № 81/8, рабочим и инженерно-техническим работникам, занятым ремонтом технологического оборудования непосредственно в производственных цехах, отделениях и участках по профессиям и должностям, предусмотренным списками для данного производства, пенсии следует назначать по соответствующим разделам списков № 1 и № 2 независимо от того, состоят они в штате производственных цехов, отделений и участков или в штате специализированных ремонтных цехов и организаций. При этом работникам специализированных ремонтных цехов и организаций занятость на работах, дающих право на льготное пенсионное обеспечение в течение полного рабочего дня, должна подтверждаться документами.
Понятия «занятости на горячих участках» определено Письмом Министерства социального обеспечения РСФСР от 22.03.1979 № 1-52-И, согласно которому занятость на горячих участках работ – это выполнение работ в зоне действия повышенных температур от нагретого технологического оборудования или продукции производства, в практике применения списков № 1 и № 2 к горячим участкам работ относят производственные участки с повышенной температурой окружающей среды вследствие технологических процессов, сопровождающихся значительным выделением явного тепла, случаи особого характера работ и условий труда, предусмотренных списками № 1 и № 2 как основание предоставления пенсионных льгот: работа в определенных структурных подразделениях; занятость на горячих работах или на горячих участках работ; занятость на подземных работах; выполнение работ определенным способом, с применением вредных материалов, в конкретных условиях или в определенной отрасли; непосредственная занятость на определенных работах; занятость на ремонте, профилактике и обслуживании машин, механизмов, установок и различных видов оборудования.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 16 Постановления Пленума ВС РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Таким образом, суд не вправе устанавливать тождество профессий, должностей, однако суду предоставлена возможность установления тождественности выполняемых работником функции, условий, характера деятельности тем работам, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В рассматриваемом случае материалами дела подтверждено и пенсионным органом не оспорено, что фактические условия труда мастеров, занятых на горячих участках работ, соответствуют условиям труда работников на горячих участках работ и являются особо вредными и особо тяжелыми.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным. Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (постановления от 12.07.2007 № 10-П, от 13.12.2016 № 28-П, от 10.03.2017 № 6-П, от 11.02.2019 № 9-П).
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для отнесения должности «мастер, старший мастер, занятый на горячем участке работ», утвержденной ООО «Центрремонт», к Списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (старости) на льготных условиях (утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10).
Переименование указанной должности на должность «мастер по ремонту оборудования», относящейся к Списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, при реальном выполнении работ работниками ООО «Центрремонт» в зоне действия повышенных температур от нагретого технологического оборудования, не соответствует целям наиболее благоприятных условий реализации гражданами права на пенсионное обеспечение.
Исходя из вышеприведенных обстоятельств, суд первой инстанции также пришел к верному выводу, что электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования также выполнял работы на горячем участке в опасных условиях металлургического производства.
Указанное подтверждается табелем учета рабочего времени (структурное подразделение Доменный цех № 1, 2) от 29.06.2018, от 31.07.2018, от 31.08.2018, от 28.09.2018, от 31.10.2018, от 30.11.2018, от 29.12.2018, от 31.01.2019, от 28.02.2019, от 29.03.2019, от 30.04.2019, от 31.05.2019, от 28.06.2019, от 31.07.2019, от 30.08.2019, от 30.09.2019, от 31.10.2019, от 30.11.2019, от 31.12.2019 с указанием в картах учета фактической занятости персонала на ремонтах энергетического оборудования доменных цехов № 1, 2 на выполнение электрогазосварочных работ и работы ручным электроинструментом (т.4, л.д.115-171).
Как верно указал суд первой инстанции, факт непредставления отдельных договоров на выполнение работ по ремонту электрооборудования не влияет на оценку условий труда электромонтера ФИО3
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Несогласие апеллянта с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о наличии оснований для отмены принятого по делу решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 11.04.2022 по делу № А36-6409/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья Т.И. Капишникова
Судьи Е.А. Аришонкова
ФИО1