НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2022 № 19АП-3072/2022

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

                           П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

«11» августа 2022 года                                                               Дело № А48-407/2022

город Воронеж                                                                                              

Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2022 года

Постановление в полном объеме изготовлено  11 августа 2022 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                          Ушаковой И.В.,

судей                                                                                            Песниной Н.А.,

                                                                                                  Донцова П.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шиловой А.В.,

при участии:

от садоводческого некоммерческого товарищества «Кристалл»:      Тюленевой Н.А., представителя по доверенности от 17.09.2021;

от Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области:   Фролова А.К., представителя по доверенности №3-5-457 от 16.03.2022; Платошкиной С.Ю., представителя по доверенности №3-5-702 от 12.04.2022;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества «Кристалл» на решение Арбитражного суда Орловской области от 29.04.2022 по делу                № А48-407/2022 по заявлению садоводческого некоммерческого товарищества «Кристалл» (ОГРН 1025700776683, ИНН 5752022930) к Управлению по тарифам и ценовой политике Орловской области (ОГРН 1025700827272, ИНН 5753026800) о признании незаконным и отмене постановления,

У С Т А Н О В И Л:

садоводческое некоммерческое товарищество «Кристалл» (далее – СНТ «Кристалл», товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Управлению по тарифам и ценовой политике Орловской области (далее – Управление, ответчик) о признании незаконным и отмене постановления от 15.10.2021 о назначении административного наказания по делу №06- 02-85/2021 (с учетом уточнения).

Решением Арбитражного суда Орловской области от 29.04.2022 признано незаконным и изменено постановление Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области от 15.10.2021 о назначении административного наказания по делу №06-02-85/2021 в части назначения наказания. СНТ «Кристалл» назначено административное наказание по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ в виде предупреждения.

Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, СНТ «Кристалл» обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просило обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым постановление Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области от 15.10.2021 о назначении административного наказания по делу №06-02-85/2021 признать незаконным и отменить.

Рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель СНТ «Кристалл» поддержал доводы апелляционной жалобы, считая решение незаконным и необоснованным, полагая, что оно принято с нарушением норм материального и процессуального права, а также при неполном выяснении обстоятельств дела, просил суд его отменить и принять по делу новый судебный акт.

Представители Управления возражали против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене, а доводы апелляционной жалобы не состоятельными, просили обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения представителей сторон, считает необходимым решение суда первой инстанции отменить.

Апелляционная коллегия при этом исходит из следующего.

Из материалов дела усматривается, что в Управление по тарифам и ценовой политике Орловской области поступило обращение гр. Паламарь С.В., перенаправленное Управлением Федеральной антимонопольной службы по Орловской области, по вопросу правильности расчетов за электрическую энергию в СНТ «Кристалл».

Управление установило, что решением собрания СНТ «Кристалл» от 25.04.2021 с 01.05.2021 утвержден тариф на оплату электроэнергии в размере 5 руб. за 1 кВт.ч., то есть в размере, отличном от установленного приказом Управления от 25.12.2020 № 538-т «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей на территории Орловской области» тарифа, а именно: с 1 января по 30 июня 2021 в размере 4 руб. за кВт.ч., с 1 июля по 31 декабря 2021 года - 4,20 руб. за кВт.ч.

Указанные обстоятельства подтверждаются квитанцией гр. Паламарь С.В. на оплату электроэнергии в СНТ «Кристалл» от 26.06.2021 через банкомат Сбербанка на сумму 35 руб. за 7 кВт.ч. - применяемый тариф в размере 5 руб. за кВт.ч.; квитанцией Малиновского С.А. на оплату электроэнергии в СНТ «Кристалл» от 22.08.2021 на сумму 400 руб. (показания эл. счетчика 3504 - 3431 = 73 квт) - применяемый тариф 400/73 = 5,48 руб. за кВт.ч.

04.10.2021, усмотрев в действиях СНТ «Кристалл» признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), Управление составило протокол об административном правонарушении №85, а 15.10.2021 вынесло постановление №06-02- 85/2021 о назначении административного наказания, которым признало товарищество виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, и назначило наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.

Арбитражный суд области при вынесении обжалуемого решения пришел к выводу о наличии в действиях СНТ «Кристалл» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, квалифицировав противоправное деяние как нарушение установленного порядка ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике. Вместе с тем, учитывая положения части 2 статьи 1.7, статей 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ арбитражный суд области пришел к выводу о возможности назначения наказания в виде предупреждения.

Согласно пунктам 1, 3 статьи 2 АПК РФ основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также справедливое публичное судебное разбирательство в разумный срок независимым и беспристрастным судом (пункт 3 статьи 2 АПК РФ).

В силу части 3 статьи 15 АПК РФ, принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.

Исследовав доказательства, представленные в дело, в соответствии со статьей 71 АПК РФ, руководствуясь нормами Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», суд апелляционной инстанции находит выводы арбитражного суда первой инстанции относительно обстоятельств дела ошибочными.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу части 1 статьи 207 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в главе 25 настоящего Кодекса и федеральном законе об административных правонарушениях.

Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере 100 000 руб.

Объектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, является посягательство на установленный государством порядок ценообразования. Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей. Государственное регулирование цен осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, а при необходимости - и в иных сферах экономики, имеющих важное социальное значение.

Объективная сторона указанного правонарушения состоит в совершении противоправных деяний, в частности иных нарушений установленного порядка ценообразования.

Субъектами административного правонарушения являются граждане, должностные лица, юридические лица, осуществляющие продажу (поставку) продукции или товаров, оказание услуг, цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию.

Субъективная сторона характеризуется виной.

Одним из главных условий наступления ответственности за данное правонарушение является нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Ценообразование - это процесс образования, формирования цен на товары и услуги, характеризуемый, прежде всего методами, способами установления цен в целом, относящимися ко всем товарам и услугам.

Статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.д.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закона об электроэнергетике, Закон № 35- ФЗ), Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования), Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.

В соответствии с абзацем 3 подпункта 2 пункта 3 Основ ценообразования государственному регулированию подлежат цены (тарифы) и предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей.

Согласно подпунктам 71, 77 пункта 4 Положения об Управлении по тарифам и ценовой политике Орловской области, утвержденного постановлением Правительства Орловской области от 22.12.2014 № 408 «Об утверждении Положения об Управлении по тарифам и ценовой политике Орловской области», к полномочиям Управления по тарифам и ценовой политике относится осуществление регионального государственного контроля (надзора) за применением регулируемых Управлением цен (тарифов), а также контроль за соблюдением порядка ценообразования.

Приказом Управления от 25.12.2020 № 538-т «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей на территории Орловской области» установлены тарифы: с 1 января по 30 июня 2021 года в размере 4 руб./кВт.ч., с 1 июля по 31 декабря 2021 года - 4,20 руб./кВт.ч.

Вменяя СНТ «Кристалл» нарушение части 2 статьи 14.6 КоАП РФ, Управление по тарифам и ценовой политике Орловской области ссылалось на то, что решением собрания СНТ «Кристалл» от 25.04.2021 с 01.05.2021 утвержден тариф на оплату электроэнергии в размере 5 руб. за 1 кВт.ч, полагая, что указанные обстоятельства подтверждаются квитанциями гр. Паламарь С.В. и Малиновского С.А.

Статьей 4 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 217-ФЗ) установлено, что собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также граждане, желающие приобрести такие участки в соответствии с земельным законодательством, могут создавать соответственно садоводческие некоммерческие товарищества (далее - СНТ) и огороднические некоммерческие товарищества. Собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, вправе создать лишь одно садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество для управления имуществом общего пользования, расположенным в границах данной территории садоводства или огородничества.

Садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости.

По правилам статьи 7 Закона № 217-ФЗ товарищество может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании, а также для следующих целей:

1) создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия);

2) содействие гражданам в освоении земельных участков в границах территории садоводства или огородничества;

3) содействие членам товарищества во взаимодействии между собой и с третьими лицами, в том числе с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также защита их прав и законных интересов.

СНТ «Кристалл» в соответствии с пунктом 1 статьи 123.12 ГК РФ и пунктом 3 статьи 4 Закона № 217-ФЗ относится к видам товариществ собственников недвижимости.

В соответствии с Уставом СНТ «Кристалл» (пункт 2.2) основными целями и задачами товарищества являются:

совместное владение, пользование и в установленном законом пределах распоряжение имуществом (вещами), в силу закона находящимся в обще собственности и/или в общем пользовании членов товарищества;

организация обеспечения коммунальными услугами (электро-, во до-, газоснабжение, вывоз мусора и т.п.) членов товарищества - владельцев садовых земельных участков и организация оплаты этих услуг соответствующим службам;

организация и осуществление деятельности по реконструкции, содержанию, ремонту, эксплуатации общего имущества членов товарищества и т.д.

Согласно документам, представленным в Управление СНТ «Кристалл» с объяснениями от 04.10.2021, решениями общего собрания СНТ «Кристалл» установлены размеры оплаты (тарифа) потребленной членами СНТ электроэнергии: от 06.09.2020 (протокол № 2) в размере 4,50 руб. за 1 кВт.ч. (в том числе 4,0 руб/кВт - тариф энергоснабжающей организации, 0,5 руб/кВт - потери в электрических сетях СНТ); от 25.04.2021 в размере 5,0 руб. за 1 кВт.ч. (в том числе 4,0 руб/кВт - тариф энергоснабжающей организации, 1,0 руб./кВт.ч. - потери в электрических сетях СНТ «Кристалл»). Кроме того, вышеуказанными решениями общего собрания СНТ «Кристалл» установлен целевой взнос для домовладений, имеющих электроснабжение, в размере 600 руб. в год на потребление (потери) электроэнергии в трансформаторной подстанции.

Размер потерь в электросетях СНТ «Кристалл» на 1 кВт.ч. согласно приложению 4 к объяснениям от 04.10.2021 (вх. № 01-09/2913) «Расчет потерь в электросети СНТ «Кристалл» на основании данных 2020 года» определяется как разница между показаниями общего счетчика электроэнергии на КТП и показаниями по индивидуальным счетчикам.

Согласно подпункту 1 пункта 55 раздела VI Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 «Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг» технологические потери электрической энергии - потери электроэнергии, обусловленные физическими процессами в проводах и электрооборудовании, происходящими при передаче дектроэнергии по электрическим сетям.

Таким образом, потери электроэнергии - один из важнейших экономических показателей электросетевого предприятия. Их величина отражает техническое состояние и уровень эксплуатации всех передаточных устройств, состояние систем учета и метрологическое обеспечение парка измерительных приборов, эффективность энергосбытовой деятельности.

Как пояснил заявитель, решениями общих собраний СНТ «Кристалл» не был изменен тариф, утвержденный приказом Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области от 25.12.2020 № 538-т. Члены товарищества, управляя своими внутренними делами и обслуживая свое имущество, в целях компенсации потерь в ЛЭП на общем собрании приняли решения об установлении дополнительной платы к тарифу для тех садоводов, которые пользуются электричеством; бухгалтерские документы, представленные в дело, также отражают факт раздельного учета оплаты электроэнергии и дополнительных взносов.

 СНТ «Кристалл» отметило, что деятельность СНТ по взиманию дополнительных взносов (принятых решением общего собрания), компенсирующих потери, направлена не на получение прибыли, а на покрытие убытков, связанных с приведением и поддержанием электрического хозяйства в надлежащем техническом состоянии. Объекты электросетевого хозяйства, к которым относятся как воздушные линии, так и трансформаторные подстанции, необходимы для осуществления задач товарищества (пункт 2.2 Устава СНТ «Кристалл»).

Относительно уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.12.2021 № КУВИ-002/2021-165343809, согласно которому в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует информация о принадлежащем СНТ «Кристалл» имуществе, апелляционная коллегия отмечает следующее.

Как установлено в пункте 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) линейные объекты - это линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

В соответствии с абзацем 11 статьи 3 Закона об электроэнергетике к объектам электросетевого хозяйства отнесены линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.

В соответствии с пунктом 34 ГОСТ 19431-84. Государственный стандарт Союза ССР. Энергетика и электрификация. Термины и определения, утвержденного Постановлением Госстандарта СССР от 27.03.1984 № 1029, линия электропередачи (ЛЭП) - это электрическая линия, выходящая за пределы электростанции или подстанции и предназначенная для передачи электрической энергии на расстояние.

В пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что недвижимой вещью, участвующей в обороте как один объект, может являться единый недвижимый комплекс.

Согласно статье 133.1 ГК РФ в качестве такого комплекса выступает совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, которые либо расположены на одном земельном участке, либо неразрывно связаны физически или технологически (например, железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие линейные объекты). При этом в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество регистрируется право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.

В силу прямого указания статьи 133.1 ГК РФ в отсутствие названной регистрации такая совокупность вещей не является единым недвижимым комплексом.

По смыслу указанных разъяснений, отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости информации о принадлежащем СНТ «Кристалл» имуществе, с учетом специфики линейных объектов, не свидетельствует об отсутствии у товарищества обязанности по компенсации потерь в ЛЭП. Факт нахождения ЛЭП  на территории СНТ не оспаривался.

Из положений частей 1, 3, 5 статьи 16 Закон № 217- ФЗ следует, что высшим органом товарищества является общее собрание членов товарищества.

В соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 17 Закон № 217- ФЗ к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества относятся утверждение финансово-экономического обоснования размера взносов, финансово-экономического обоснования размера платы за приобретение, создание, содержание имущества общего пользования, текущий и капитальный ремонт объектов капитального строительства, относящихся к имуществу общего пользования и расположенных в границах территории садоводства или огородничества, за услуги и работы товарищества по управлению таким имуществом в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для уплаты взносов членами товарищества.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 103 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела Iчасти первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что По смыслу пункта 1 статьи 2, пункта 6 статьи 50 и пункта 2 статьи 181.1 ГК РФ под решениями собраний понимаются решения гражданско-правового сообщества, т.е. определенной группы лиц, наделенной полномочиями принимать на собраниях решения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия, обязательные для всех лиц, имевших право участвовать в таком собрании, а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.

В частности, к решениям собраний относятся решения коллегиальных органов управления юридического лица (собраний участников, советов директоров и т.д.), решения собраний кредиторов, а также комитета кредиторов при банкротстве, решения долевых собственников, в том числе решения собственников помещений в многоквартирном доме или нежилом здании, решения участников общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 181.4 ГК РФ решение собрания вправе оспорить в суде участник соответствующего гражданско-правового сообщества, не принимавший участия в собрании или голосовавший против принятия оспариваемого решения.

Решения общего собрания СНТ «Кристалл» недействительными в установленном законом порядке не признаны, Управление по тарифам и ценовой политике Орловской области правом на оспаривание решений общих собраний не обладает.

В силу пункта 7 статьи 3 Закона № 217-ФЗ взносами являются денежные средства, вносимые гражданами, обладающими правом участия в товариществе в соответствии с настоящим Федеральным законом, на расчетный счет товарищества на цели и в порядке, которые определены настоящим Федеральным законом и уставом товарищества.

Согласно подпункту 2 пункта 5 статьи 14 Закона № 217-ФЗ членские взносы могут быть использованы исключительно на расходы, связанные с осуществлением расчетов с организациями, осуществляющими снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение на основании договоров, заключенных с этими организациями.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 6 статьи 14 Закона № 217-ФЗ целевые взносы вносятся членами товарищества на расчетный счет товарищества по решению общего собрания членов товарищества, определяющему их размер и срок внесения, в порядке, установленном уставом товарищества, и могут быть направлены на расходы, исключительно связанные с реализацией мероприятий, предусмотренных решением общего собрания членов товарищества

Расчетный счет СНТ «Кристалл», на который необходимо перечислять как взносы, так и оплату за потребленную электроэнергию, был доведен до всех членов товарищества. В своих объяснениях к протоколу об административном правонарушении от 04.10.2021 председатель СНТ «Кристалл» Авдиенко Е.Ю., указала, что была налажена работа по внесению денежных средств садоводами через расчетный счет согласно требованию Закона № 217-ФЗ от 29.07.2017 за потребленную электроэнергию ежемесячно.

СНТ, заключая договор энергоснабжения, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов товарищества и в силу положений Закона № 217-ФЗ применительно к возведенным на земельных участках жилым строениям садоводов выступает посредником в отношениях между гражданами-садоводами и энергоснабжающей организацией, то есть, по сути, является исполнителем коммунальных услуг, а не их потребителем, так как эти услуги оказываются гражданам, членам СНТ для удовлетворения их коммунально-бытовых нужд, решения задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, которые (граждане) и являются непосредственными потребителями электроэнергии.

Осуществление садоводческим товариществом организационной деятельности с целью обеспечения электрической энергией жилых строений садоводов, возведенных на земельных участках, правовой природе садоводческого товарищества как организации граждан, созданной для удовлетворения потребностей, связанных с владением, пользованием дачными земельными участками, не противоречит (статьи 4, 7 Закона № 217-ФЗ, статья 544 ГК РФ).

Применительно к СНТ потребителями электроэнергии следует рассматривать каждого отдельного потребителя, чье принимающее устройство присоединено к общей электросети СНТ, а не само СНТ, выступающее, главным образом, лишь в качестве посредника между энергоснабжающей организацией и гражданами-потребителями, являющегося потребителем исключительно в части использования электроэнергии на общие нужды (содержание общего имущества СНТ).

Таким образом, нормами действующего законодательства не исключено право каждого владельца жилого строения, чьи принимающие устройства присоединены к общей электросети СНТ, заключить самостоятельный договор энергоснабжения и производить по нему оплату за фактически потребленный ресурс.

Вместе с тем это не является основанием освобождения СНТ, созданного для осуществления организационной деятельности, в том числе обеспечения электроснабжения объектов владельцев земельных участков, жилых и нежилых строений от обязанности по оплате ресурса, количество которого зафиксировано установленным прибором учета, фиксирующим общее потребление, в том случае, если такое потребление не оплачено садоводами.

Установив цену сумму взноса за пользование электроэнергией, общее собрание членов товарищества, следуя Уставным целям, фактически приняло решение о взносах, направленных на покрытие убытков, образующихся потерь в электросетях.

Само по себе указание в представленном в материалы дела объявлении от имени правления СНТ «Кристалл» (не содержащего печати товарищества), на изменение тарифа на электроэнергию, с учетом установленных выше обстоятельств, не может подтверждать обстоятельства утверждения общим собранием СНТ «Кристалл» платы (тарифа) на электроэнергию, размер которого отличается от тарифа, утвержденного приказом Управления от 25.12.2020 № 538-т, и являться безусловным доказательством, подтверждающим  совершение правонарушение.

При изложенных обстоятельствах, апелляционная коллегия полагает, что товариществом не осуществляется предоставление коммунальных услуг, а равно и деятельность по электроснабжению - в контексте положений Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», ввиду чего событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, отсутствует.

Указанные выводы согласуются с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении № 307-ЭС21-4959.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В силу положений части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом установлена административная ответственность.

Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является наличие события административного правонарушения.

Отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что заявленные СНТ «Кристалл» требования следует удовлетворить, а оспариваемое постановление Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области от 15.10.2021 о назначении административного наказания по делу №06- 02-85/2021 - признать незаконным и отменить.

Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, оснований для взыскания или возврата государственной пошлины не имеется.

Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Орловской области от 29.04.2022 по делу № А48-407/2022 отменить.

Признать постановление Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области  от 15.10.2021 о назначении административного наказания по делу №06- 02-85/2021 незаконным и отменить.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья

      И.В. Ушакова

Судьи

      Н.А. Песнина

      П.В. Донцов