НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2024 № А41-8912/2023

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

117997, г. Москва, ул. Садовническая, д. 68/70, стр. 1, www.10aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

10АП-19453/2023

г. Москва

07 февраля 2024 года Дело № А41-8912/23

Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2024 года

Постановление изготовлено в полном объеме 07 февраля 2024 года

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Погонцева М.И.,

судей Коновалова С.А., Семушкиной В.Н.,

при ведении протокола судебного заседания Рожковой Л.Д.,

при участии в заседании: согласно протоколу судебного заседания,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску ООО "ЧОО "ШТОРМ - Ф" (ОГРН: 1045006100259, ИНН: 5031049012) к МОУ СОШ №13 (ОГРН: 1025004645027, ИНН: 5035021226), третье лицо АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПАВЛОВСКИЙ ПОСАД о взыскании задолженности в размере 495.800 руб., 10.211 руб. 38 коп. неустойки, 21.000 руб. штрафа и 8.392 руб. 91 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами,

УСТАНОВИЛ:

ООО «ЧОО «Шторм-Ф» обратилось с иском к МОУ СОЩ № 13 о взыскании задолженности в размере 495.800 руб., 10.211 руб. 38 коп. неустойки, 21.000 руб. штрафа и 8.392 руб. 91 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.

Решением Арбитражного суда Московской области от 31.08.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.

Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2023 суд перешел к рассмотрению дела № А41-8912/23 по правилам, установленным для рассмотрения дел в суде первой инстанции.

Основанием для перехода к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции явились следующие обстоятельства.

В соответствии с пунктом 4 статьи 170 АПК РФ мотивировочной части решения должны быть указаны:

1) фактические и иные обстоятельства дела, установленные арбитражным судом;

2) доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле;

3) законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.

Исходя из разъяснений, содержащихся в пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Решение суда признается законным и обоснованным тогда, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, а имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, а также тогда, когда в решении суда содержатся исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных судом фактов (Обзор судебной практики ВС РФ N 3 от 2015 г.).

Судом апелляционной инстанции установлено, что в нарушение вышеуказанных императивных требований процессуального закона из содержания мотивировочной части решения не усматривается выводов, а также правового анализа представленных в материалы дела документов, которыми суд первой инстанции руководствовался при принятии решения.

Суд первой инстанции, отказывая в иске, перечислил нормы ГК РФ и сослался на то, что ответчик с доводами иска не согласен, указывая на ненадлежащее исполнение обязательств истцом.

Ссылка суда на то, что представленные в материалы дела доказательств им изучены и оценены, без приведения соответствующих мотивов не отвечает требованиям Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к содержанию решения.

В связи с этим, решение суда первой инстанции подлежит отмене по безусловным основаниям.

Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.

Представитель ООО "ЧОО "ШТОРМ - Ф" поддержал исковые требования в полном объеме.

Представитель МОУ СОШ №13 возражал против удовлетворения заявленных исковых требований.

Выслушав объяснения представителей истца и ответчика, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, 27.07.2022 г.между истцом и ответчиком был заключен муниципальный контракт № 1807/2022 на оказание охранных услуг с августа по декабрь 2022 года (далее-Контракт), в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и на основании Протокола № 142/2 от 14.07.2022 (идентификационный код закупки 22-35035021226503501001 -0017-001 -8010- 244).

Согласно пункту 1.1 контракта, исполнитель обязуется оказывать охранные услуги: оказание охранных услуг в срок, предусмотренный контрактом, согласно спецификации и техническому заданию, а заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги на условиях, предусмотренным договором.

Согласно пункту 1.2 сроки оказания услуг с 01.08.2022 по 31.12.2022.

В соответствии с пунктом 5.1 цена контракта составляет 881 280 руб., в том числе НДС - 146 880 (сто сорок шесть тысяч восемьсот восемьдесят) рублей 00 копеек.

В соответствии с пунктом 1.3 контракта с момента начала оказания услуг стороны подписывают акт принятия объекта (ов) под охрану по форме, согласованной Сторонами, а с момента окончания срока оказания данных услуг - Акт о снятии охраны по форме, согласованной Сторонами (приложение № 4 к настоящему контракту).

В соответствии с пунктом 2.1 контракта исполнитель обязан:

- оказать услуги Заказчику лично согласно Спецификации и Техническому заданию (пункт 2.1.1.)

- по окончании календарного месяца в течение 5 (пяти) рабочих дней предоставлять Заказчику путем формирования в ПИК ЕАСУЗ и подписания в ЕИС структурированного документа о приемке, указанного в приложении 7 к Контракту (пункт 2.1.2.).

В случае если срок оказания услуг по контракту составляет не более одного календарного месяца, либо оказываемые Исполнителем услуги носят разовый характер, Исполнитель в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты окончания срока оказания услуг обязан предоставить Заказчику документ о приемке.

- предоставить Заказчику в течение 1 (одного) рабочего дня после заключения настоящего контракта список работников, на которых возложено непосредственное выполнение обязанностей по охране объектов и лиц, указанных в части 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее - объект), с указанием сведений по каждому работнику, подтверждающих его право замещать указанную должность и исполнять функциональные обязанности в соответствии с Техническим заданием (пункт 2.1.3).

Количество работников в Списке должно обеспечивать оказание услуг в объеме, установленном Техническим заданием, с учетом требований статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации.

В случае внесения изменений в состав работников, осуществляющих охрану объекта, Исполнитель направляет в течение 1 (одного) рабочего дня со дня принятия такого решены Заказчику уточненный Список.

- по требованию Заказчика в течение 3 (трех) рабочих дней представить Заказчику надлежащим образом заверенные Исполнителем копии документов, подтверждающих сведения о работниках, указанных в Списке, в соответствии с частью первой статьи 11.1, частью седьмой статьи 12 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», подпунктом «ж» пункта 10 и подпунктом «б» пункта 11 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2011 г. № 498. (пункт 2.1.4).

Перечень таких документов устанавливается в Техническом задании.

- незамедлительно предоставлять Заказчику информацию об обстоятельствах, возникающих при выполнении обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, влияющих на их своевременное и надлежащее выполнение, в том числе о вынесении в адрес Исполнителя контролирующими и надзорными органами предписаний об устранении выявленных нарушений, возбуждении административного производства, привлечении к административной ответственности, приостановлении действия лицензии, аннулировании лицензии(пункт 2.1.5).

- разработать и утвердить по согласованию с Заказчиком для работников, указанных в списке, должностную инструкцию частного охранника на объекте не позднее чем за 5 (пять) дней до начала оказания охранных услуг (пункт 2.1.6).

В соответствии с пунктом 3.1 контракта услуги по настоящему контракту оказываются поэтапно, этапом оказания услуг является календарный месяц. Исполнитель ежемесячно по окончании оказания услуг в течение 5 (пяти) рабочих дней направляет Заказчику документ о приемке. Приемка оказанных охранных услуг в соответствии с контрактом осуществляется Указчиком в течение 10 (десяти) рабочих дней, включая проведение экспертизы (в течение 5 (пяти) рабочих дней) с момента предоставления Исполнителем документа о приемке. Заказчик проводит экспертизу результатов исполнения обязательств Исполнителем по настоящему контракту на предмет соответствия оказанных услуг требованиям и условиям настоящего контракта. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов.

В соответствии с пунктом 3.2 контракта в случае установления по результатам экспертизы факта оказания услуги ненадлежащего качества Исполнитель компенсирует Заказчику все возникшие в связи с проведением экспертизы расходы по предъявлении Заказчиком письменного требования и копии соответствующего заключения, других документов, подтверждающих затраты Заказчика.

Не позднее 5 (пяти) рабочих дней после проведения экспертизы Заказчик направляет Исполнителю подписанный Заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписанный всеми членами приемочной комиссии и утвержденный Заказчиком) документ о приемке или мотивированный отказ от его подписания. (пункт 3.3).

В мотивированном отказе от подписания документа о приемке Заказчиком указываются перечень необходимых доработок и сроки их выполнения (пункт 3.4).

Датой приемки оказанных охранных услуг считается дата подписания документа о приемке Заказчиком (пункт 3.5)

В случае установления Заказчиком фактов оказания услуг ненадлежащего качества Исполнитель обязан своими силами и за свой счет в установленные Заказчиком сроки устранить выявленные недостатки. (пункт 3.6).

Устранение Исполнителем недостатков в оказании услуг не освобождает его от уплаты пени и штрафа по контракту (пункт 3.7).

Истец в исковом заявлении отмечает, что факт оказания услуг подтверждается актами о выполнении работ (оказании услуг) от 06.09.22, 19.10.22, 31.10.22, 02.12.22, 09.01.23, которые были подписаны исполнителем и Заказчиком посредством ПИК ЕАСУЗ с учетом выставленных Заказчиком требований об уплате штрафов, указывающих на недостатки и ненадлежащее исполнение оказанных услуг. (т. 1 Л.Д. 78-87).

Указывая на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате оказанных услуг и наличие у последнего задолженности в сумме 495 800 руб., которая не была погашена в досудебном порядке, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд апелляционной инстанции, повторно исследовав письменные доказательства по делу, пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Статья 307 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.

На основании статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В силу положений статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Заключенный сторонами муниципальный контракт является разновидностью договора возмездного оказания услуг и государственного контракта, регулируется, как общими положениями гражданского законодательства, так и нормами для отдельных видов обязательств, содержащихся в главах 37 "Подряд" и 39 "Возмездное оказание услуг" Гражданского кодекса Российской Федерации, а также положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Государственный контракт не признан недействительным или незаключенным в установленном законом порядке.

В силу части 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

В соответствии со статьей 783 Гражданского кодекса Российской Федерации общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику. Заказчик, обнаруживший недостатки в работе при ее приемке, вправе ссылаться на них в случаях, если в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку, были оговорены эти недостатки либо возможность последующего предъявления требования об их устранении.

Исходя из системного толкования положений статей 711, 779, 763, 781, 783 Гражданского кодекса Российской Федерации, основанием для возникновения у заказчика обязанности оплатить услуги является сам факт оказания ему предусмотренных контрактом услуг связи.

Основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику (пункт 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 января 2000 года N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда").

Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными (пункт 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации).

На основании пункта 6 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе отказаться от приемки результата работ в случае обнаружения недостатков, которые исключают возможность его использования для указанной в договоре строительного подряда цели и не могут быть устранены подрядчиком или заказчиком.

Как следует из материалов дела, в качестве подтверждения факта оказания услуг истцом представлены акты о выполнении работ (оказании услуг) от 06.09.22, 19.10.22, 31.10.22, 02.12.22, 09.01.23, которые были подписаны исполнителем и Заказчиком посредством ПИК ЕАСУЗ с учетом выставленных Заказчиком требований об уплате штрафов, указывающих на недостатки и ненадлежащее исполнение оказанных услуг. (т. 1 л.д. 78-87).

В соответствии с пунктом пункт 2.1.1. контракта исполнитель обязан оказывать услуги заказчику лично согласно спецификации и техническому заданию.

Согласно п.2.1.3. Контракта, Исполнитель обязан предоставить Заказчику в течение 1 (одного) рабочего дня после заключения настоящего контракта список работников, на которых возложено непосредственное выполнение обязанностей по охране объектов и лиц, указанных в части 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее - объект), с указанием сведений по каждому работнику, подтверждающих его право замещать указанную должность и исполнять функциональные обязанности в соответствии с Техническим заданием (далее - Список). Количество работников в Списке должно обеспечивать оказание услуг в объеме установленном Техническим заданием, с учетом требований статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации. В случае внесения изменений в состав работников, осуществляющих охрану объекта, Исполнитель направляет в течение 1 (одного) рабочего дня со дня принятия такого решения Заказчику уточненный Список.

Согласно п.2.1.4. Контракта, Исполнитель обязан по требованию Заказчика в течение 3 (трех) рабочих дней предоставить Заказчику надлежащим образом заверенные Исполнителем копии документов, подтверждающих сведения о работниках, указанных в Списке, в соответствии с частью первой статьи 11.1 частью седьмой статьи 12 Закона Российской федерации от 11 марта 192года № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», подпунктом «ж» пункта 10 и подпунктом «б» пункта 11 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2011 года № 498. Перечень таких документов устанавливается в Техническом задании.

В соответствии с п.4.2. Технического задания Приложения № 2 к Контракту каждый частный охранник исполнителя при оказании Услуг на объекте охраны обязан:

- иметь удостоверение частного охранника, подтверждающего его правовой статус и квалификацию, а также личную карточку частного охранника, предусмотренные Законом Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», и выданные в порядке, установленном нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, в том числе приказами Росгвардии от 28.06.2019 №238 «Об утверждении Порядка выдачи личной карточки охранника» и от 28.06.2019 №228 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче удостоверения частного охранника» (пункт 4.2.1.).

- иметь документ, удостоверяющий личность (в соответствии с законодательством Российской Федерации). Иметь медицинскую книжку установленного образца в соответствии с приказом Роспотребнадзора от 20.05.2005 № 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте» (при необходимости). (пункт 4.2.2.)

- быть одетым в специальную форменную одежду (по сезону), позволяющую определить принадлежность частного охранника к Исполнителю. Не допускать ношение специальной форменной одежды без личной карточки частного охранника и ношение отдельных предметов специальной форменной одежды совместно с иной одеждой, ношение специальной форменной одежды, аналогичной форме одежды сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, а также сходной с ними до степени смешения. ( пункт 4.2.3).

- иметь (за счет Исполнителя) средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения (на случай возникновения пожара), соответствие которых подтверждено сертификатом соответствия требованиям пожарной безопасности Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЭ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (пункт 4.2.4).

- иметь средства связи, соответствующие требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации о связи, обеспечивающие бесперебойную связь на территории и в помещениях объекта охраны между всеми частными охранниками, дежурной смены и ответственным работником от Заказчика (за счет Исполнителя). (пункт 4.2.5).

- знать Закон Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», Инструкцию по охране объекта охраны, План- схему охраны объекта охраны, порядок ведения документации на объекте охраны, а также должностные обязанности, установленные должностной инструкцией частного охранника на объекте охраны. (пункт 4.2.6).

- знать назначение и уметь пользоваться техническими средствами охраны (средствами аудио-и видеонаблюдения, системами оповещения, кнопкой экстренного вызова полиции, техническими средствами охранной и охранно-пожарной сигнализации, средствами и системами контроля доступа, средствами радиосвязи и мобильной связи, ручным металлодетектором и др.), применяемыми на объекте охраны ( пункт 4.2.7).

- знать порядок действий и уметь практически действовать при возникновении чрезвычайных ситуаций на объекте охраны (пожар, попытка одиночного либо группов неправомерного проникновения лиц на объект охраны, обнаружение на территории объема охраны либо в непосредственной близости от него предмета похожего на взрывное устройство, сообщение по телефону о заложенном на объекте охраны взрывном устройстве, захвате заложников на объекте охраны, техногенная авария, совершении террористического акта на объекте охраны (взрыв, поджог и т.д.), задержании правонарушителей и передачи их в органы внутренних дел. (пункт 4.2.8).

- обладать навыками оказания первой помощи пострадавшим до оказания специализированной медицинской помощи. Знать порядок направления пострадавших в лечебные учреждения, порядок пропуска аварийных бригад при стихийных бедствиях, пожарах, авариях и других чрезвычайных ситуациях (ункт 4.2.9).

В соответствии с пунктом 4.3. технического задания каждый пост охраны за счет Исполнителя должен быть обеспечен следующим имуществом:

исправный ручной металлодетектор;

фонари электрические по числу частных охранников;

переносные радиостанции (мобильные телефоны) по числу частных охранников плюс одна радиостанция для дежурной смены учреждения; ^ ^ оградительная лента (50 м); медицинская аптечка (одна шт.).

Пунктом 4.4. технического задания установлено, что к выполнению обязанностей по охране объекта охраны не допускаются охранники- стажеры.

Пунктом 4.5. установлено, что режим работы поста охраны обеспечивается частной охранной организацией или иной охранной организацией, осуществляющей охрану объекта охраны, в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации и отражается в соответствующем графике дежурства на объекте охраны и графике подмены частного охранника на посту охраны на период его временного отсутствия, утверждаемых исполнителем по согласованию с Заказчиком. Не допускается дежурство частного охранника более 24 часов на посту охраны без смены (при 24- часовом графике).

Частному охраннику запрещается покидать пост охраны. Для приема пищи, отправления естественных надобностей и в других необходимых случаях частный охранник может покидать пост охраны только после его замены другим частным охранником в соответствии с графиком подмены. Частному охраннику предоставляется время для приема пищи - один час в первой и один час во второй половине суток (пункт 4.6).

Запрещается проживание частных охранников на территории объекта охраны непосредственно на посту охраны (пункт 4.7).

Исполнитель периодически, включая выходные и нерабочие праздничные дни, своими силами и средствами проводит выездные проверки несения дежурства частными охранниками на объекте охраны. Результаты проверок отражаются в книге учета проверок качества несения дежурства. Исполнитель не реже трех раз в сутки осуществляет дистанционный (с использованием средств связи) контроль несения дежурства частными охранниками на объекте охраны. Результаты дистанционного контроля отражаются должностными лицами Исполнителя на объекте охраны в книге учета проверок качества несения дежурства (пункт 4.8).

В соответствии с пунктом 4.9. в случае возникновения чрезвычайной ситуации на объекте охраны, Исполнитель обеспечивает:

- прибытие группы быстрого реагирования (далее - ГБР) в срок не более 10 (десяти) минут с момента поступления сигнала тревоги;

- усиление охраны на объекте охраны за счет собственных сил и средств путем выставления дополнительно не менее 1 (одного) круглосуточного поста охраны на период до ликвидации чрезвычайной ситуации. При этом время выставления дополнительных круглосуточных постов охраны не должно превышать 1 (одного) часа с момента поступления Исполнителю сигнала тревоги с объекта охраны и (или) от Заказчика.

В соответствии с пунктом 4.10. ТЗ к существенным нарушениям Исполнителем условий оказания Услуг, предусмотренных настоящим Техническим заданием и Контрактом, относятся:

- отсутствие у частного охранника документа, удостоверяющего личность, удостоверения частного охранника, личной карточки частного охранника и медицинской книжки (при необходимости);

- отсутствие у частного охранника специальной форменной одежды (по сезону) либо ношение специальной форменной одежды без личной карточки частного охранника, либо ношение отдельных предметов специальной форменной одежды совместно с иной одеждой или необеспечение чистого аккуратного ношения специальной форменной одежды или ношение специальной форменной одежды, аналогичной форме одежды сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, а также сходной с ними до степени смешения;

- самовольное (несанкционированное) оставление частным охранником поста охраны (объекта охраны);

- несанкционированное вскрытие принятых под охрану помещений, за исключением случаев действия частного охранника в чрезвычайных ситуациях;

- допуск частным охранником на территорию охраняемого объекта охраны или на сам объект охраны посторонних лиц и (или) транспортных средств, а равно внос (ввоз) на объект охраны, вынос (вывоз) имущества с объекта охраны в нарушение требований, установленных должностной инструкцией частного охранника на объекте;

- прием (в том числе на временное хранение) частным охранником от любых лиц и передача любым лицам любых предметов;

- употребление частным охранником любых алкогольных напитков либо наркотических средств и (или) психотропных веществ, а равно появление на объекте охраны в состоянии алкогольного и (или) наркотического либо иного токсического опьянения;

- несение частным охранником дежурства на объекте охраны более 24 часов без смены (при 24- часовом графике) либо несоответствие количества лиц, осуществляющих охрану объекта, списку работников, на которых возложено непосредственное выполнение обязанностей по охране объекта, представленных Заказчику на основании пункта 2.1.3 Контракта;

- проживание частного охранника на объекте охраны либо на территории объекта охраны; некорректное или грубое обращение частного охранника с представителями объекта охраны или посетителями;

- сон или курение на посту охраны; приготовление пищи на посту охраны;

- выполнение работ (оказание услуг), не связанных с оказанием охранных услуг; отсутствие на посту охраны индивидуальных средств защиты органов дыхания и зрения;

- изменение Исполнителем графика дежурства на объекте охраны без согласования с заказчиком;

- нарушение Исполнителем графика дежурства на объекте охраны;

- отсутствие, неполный состав, либо неправильное ведение Исполнителем документов наблюдательного дела, служебной документации, книг и журналов;

- отключение системы видеонаблюдения, освещения на объекте охраны, автоматической сигнализации;

- перемещение пожарного инвентаря и использование его не по прямому назначению; сообщение посторонним лицам каких-либо сведений об обстановке на объекте охраны, паролей, а также присвоенных пультовых номеров;

- разглашение сведений об особенностях объекта охраны, порядка хранения ценностей, контактных данных руководителей охраняемого объекта охраны, а также о гражданах, получающих социальные услуги;

В случае существенного нарушения условий оказания услуг, предусмотренных пунктом 4.10 настоящего Технического задания, Исполнитель обязан устранить нарушения или заменить частного охранника другим и оплатить штраф, предусмотренный разделом 7 Контракта.

В пункте 4.11 технического задания установлено, что исполнитель должен обеспечить информирование работников объекта охраны и посетителей о том, что данный объект охраны охраняется частной охранной организацией с указанием наименования организации, посредством размещения соответствующей информации в местах, обеспечивающих гарантированную видимость в дневное и ночное время, при входе на объект охраны. Данная информация должна содержать сведения об условиях пропускного и внутриобъектового режимов.

Заказчик осуществляет контроль соответствия качества оказываемых Исполнителем Услуг требованиям настоящего Технического задания и условиям Контракта. (пункт 4.12 технического задания).

В пункте 5 технического установлены требования к качеству услуг:

Наличие у Исполнителя собственной ГБР , базирующейся на расстоянии от объекта охраны, обеспечивающее исполнение п. 4.9 настоящего ТЗ, имеющей постоянную радиосвязь и (или) мобильную связь с объектом охраны. Состав ГБР не менее двух в смену вооруженных служебным огнестрельным оружием сотрудников охраны, что подтверждается действующими разрешениями на хранение и ношение служебного оружия на каждого сотрудника ГБР. (пункт 5.1.)

Исполнитель не вправе привлекать для оказания охранных услуг по реагированию ГБР да тревожные сообщения с объекта охраны, другие юридические лица. ГБР должна быть оснащен транспортным средством, принадлежащим охранной организации на праве собственности или на ином законном основании.

Частные охранники, входящие в состав ГБР, должны быть экипированы специальными средствами, используемыми в частной охранной деятельности, перечень видов которых утверждается Правительством Российской Федерации, вооружены, а также иметь при себе необходимое оборудование для беспрепятственного прохода (проезда) на объект охраны при реагировании на сигнал тревоги, поступивший с объекта охраны, либо в случае возникновения чрезвычайной ситуации на объекте охраны.

В целях оперативного управления экипажами ГБР и облегчения разбора спорных ситуаций на объекте охраны, автомобиль ГБР должен быть оборудован мобильной системой для отслеживания маршрутов передвижения.

В подтверждение базирования ГБР на территории городского округа Павловский Посад, предоставить копию договора аренды помещения, а также копию Уведомления с отметкой OJIPP по Павлово-Посадскому району ГУ Росгвардии России по Московской области, что данное охранное предприятие осуществляет охрану объектов на территории городского округа ^ Павловский Посад с помощью ГБР, вооруженной служебным огнестрельным оружием.

Наличие у Исполнителя круглосуточной дежурной части на территории г.о. Павловский Посад (приказ о создании Дежурной части с местом дислокации в г.о. Павловский Посад, положение о Дежурной части, наличие постоянной связи с постами охраны и ГБР, наличие пульта Для приема сигналов срабатывания систем безопасности совместимого с аппаратно- программными комплексами «Ритм-А/Альтоника» и «Мираж» с возможностью передачи сигналов тревоги не менее чем по 4 независимым каналам связи (радиоканал 433 МГц, GSM канал, IP канал, ГТС), наличие помещения в собственности или по договору аренды) (пункт 5.2).

Наличие у Исполнителя действующего разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему (пункт 5.3).

Наличие комнаты хранения оружия (КХО) на территории городского округа Павловский Посад, что подтверждается соответствующими документами (РХИ, свидетельство о собственности или договор аренды помещения для размещения КХО). (пункт 5.4).

Наличие у частных охранников на объекте охраны радиосвязи и (или) мобильной связи с дежурным подразделением Исполнителя с круглосуточным режимом работы и соответствующей дежурной частью территориального органа МВД Российской Федерации территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. (пункт 5.5).

Исполнитель не вправе оказывать охранные услуги на объекте охраны вахтовым методом (пункт 5.6).

Материалами дела подтверждается, что ответчик обращался к истцу с письменным требованием от 11.08.2022 года о предоставлении заказчику надлежащим образом заверенных исполнителем копий документов, подтверждающих сведения о работниках, указанных в списках исполнителя.

Истцом в материалы дела не было представлено доказательств исполнения указанного требования.

Кроме того, как было указано выше, в соответствии с пунктом 3.1 контракта услуги по настоящему контракту приемка оказанных охранных услуг в соответствии с контрактом осуществляется заказчиком в течение 10 (десяти) рабочих дней, включая проведение экспертизы (в течение 5 (пяти) рабочих дней) с момента предоставления Исполнителем документа о приемке. Заказчик проводит экспертизу результатов исполнения обязательств Исполнителем по настоящему контракту на предмет соответствия оказанных услуг требованиям и условиям настоящего контракта.

Государственным заказчиком в подтверждение факта ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязательств в материалы дела представлены:

- экспертиза 1 от 08.08.2022 о нарушении исполнителем пункта 2.1.3 государственного контракта, а также нарушения пунктов 4.2.1, 4.2.2, 4.2.3, 4.2.5, 4.2.12, 5.1, 5.2 технического задания. Также указано, что охранники не ознакомлены с должностными инструкциями, график несения службы № 1 и в корпусе 2 не соответствует действительности.

- экспертиза № 2 о неисполнении истцом пункта 2.1.3, нарушении пунктов 4.2.1, 4.2.2, 4.2.3, 4.2.5, 4.2.12, 5.1, 5.2 технического задания. Также указано, что охранники не ознакомлены с должностными инструкциями, график несения службы № 1 и в корпусе 2 не соответствует действительности. Зафиксировано 5 случаев в течении недели грубого нарушения пункта 4.5 технического задания: 09.08, 12.08, 13.08, 14.08 охранник истца не явился на дежурство и организация охраны школы производилась силами заказчика.

- экспертиза № 3 о неисполнении истцом пункта 2.1.3, нарушении пунктов 4.2.1, 4.2.2, 4.2.3, 4.2.5, 4.2.12, 5.1, 5.2 технического задания. Также указано, что охранники не ознакомлены с должностными инструкциями, график несения службы № 1 и в корпусе 2 не соответствует действительности. Зафиксировано 2 случая в течении недели грубого нарушения пункта 4.5 технического задания сотрудником истца 16.08 и 18.08.

- экспертиза № 4 о неисполнении истцом пункта 2.1.3, нарушении пунктов 4.2.1, 4.2.2, 4.2.3, 4.2.5, 4.2.12, 5.1, 5.2 технического задания. Также указано, что охранники не ознакомлены с должностными инструкциями, график несения службы № 1 и в корпусе 2 не соответствует действительности. Зафиксировано, что 25.08.2022 охранник Зубарева заступила на дежурство без приказа, охранник Ушакова покинула пост охраны в 07.20 минут и здание заказчика осталось без охраны.

- экспертиза № 5 о неисполнении истцом пункта 2.1.3, нарушении пунктов 4.5, 4.9, 4.12, 5.1, 5.2 технического задания. Указано, что 02.09.2022 в 07.10 часов охранник Васильев Н.В. после двух дней дежурства покинул пост охраны в корпусе 1, при этом смена произведена в 12.30 часов. 04.09.2022 на смену в корпусе № 1 заступила охранник Клеенкина Н.В., при себе имела только паспорт. За период с 29.08 по 04.09 зафиксировано два случая нарушения пункта 4.5 технического задания.

- экспертиза № 6 о нарушении истцом пункта 2.1.3 государственного контракта, нарушении пунктов 4.5, 4.8, 4.12, 5.1, 5.2 технического задания. В акте указано, что охранник Романенко Н.Т. после двух суток дежурства покинул пост охраны в 07.20 и здание заказчика осталось без охраны, а выставленный охранник с 12.00 не имел при себе документов.

- экспертиза № 7 о нарушении исполнителем пункта 2.1.3 государственного контракта, нарушении пунктов 4.5, 4.8, 4.12, 5.1, 5.2 технического задания. В акте указано, что в нарушение пункта 4.5 технического задания несли дежурство: охранник Романенко с 13.09.2022 по 15.09.2022 и с 16.09.2022 по 19.09.2022 до 11:00 часов; охранник Чекаданова А.А. дежурил с 11.09.2022 по 13.09.2022.

- экспертиза № 8 о нарушении исполнителем пункта 2.1.3 государственного контракта, нарушении пунктов 4.5, 4.9, 4.12, 5.1, 5.2 технического задания. В акте указано, что охранник Романенко Н.П. при себе имеет только паспорт, инструктаж у старшего по объекту не проходила и в нарушении пункта 4.5 технического задания несла службу двое суток с 21.09.2022 по 23.09.2022. Охранник Чекаданов А.А. в нарушение пункта 4.5 технического задания нес службу: с 19.09.2022 по 21.09.2022 и с 23.09.2022 по 26.09.2022.

- экспертиза № 9 о нарушении исполнителем пункта 2.1.3 государственного контракта, нарушении пунктов 4.5, 4.9, 4.12, 5.1, 5.2 технического задания. В акте указано, что охранник Романенко Н.П. при себе имеет только паспорт, инструктаж у старшего по объекту не проходила и в нарушении пункта 4.5 технического задания, несла службу двое суток с 25.09.2022 по 27.09.2022. Удостоверение частного охранника Романенко Н.П. не имеет и обучение не проходила. Охранник Чекаданов А.А. в нарушение пункта 4.5 технического задания нес службу: с 27.09.2022 по 29.09.2022 и с 30.09.2022 по 03.10.2022.

- экспертиза № 10 о нарушении исполнителем пункта 2.1.3 государственного контракта, нарушении пунктов 4.5, 4.10, 5.1, 5.2 технического задания. В акте указано, что охранник Романенко Н.П. при себе имеет только паспорт, инструктаж у старшего по объекту не проходила и в нарушении пункта 4.5 технического задания, несла службу двое суток с 03.10.2022 по 05.10.2022 и с 07.10.2022 по 09.10.2022. Удостоверение частного охранника Романенко Н.П. не имеет и обучение не проходила. Охранник Чекаданов А.А. в нарушение пункта 4.5 технического задания нес службу: с 05.10.2022 по 07.20.2022 и с 09.10.2022.

- экспертиза № 11 о нарушении исполнителем пункта 2.1.3 государственного контракта, нарушении пунктов 4.5, 4.8, 4.12, 5.1, 5.2 технического задания. В акте указано, что в нарушение пункта 4.5 несли дежурство: охранник Романенко с 11.10.2022 по 13.10.2022 и с 15.10.2022 по 17.10.2022; охранник Чекаданов А.А. дежурил с 13.10.2022 по 15.10.2022; охранник Романенко 17.10.2022 не прошла обучение.

- экспертиза № 12 о нарушении исполнителем пункта 2.1.3 государственного контракта, нарушении пунктов 4.5, 4.10, 5.1, 5.2 технического задания. Охранник Романенко Н.П. при себе имеет только паспорт, инструктаж у старшего по объекту не проходила и в нарушении пункта 4.5 технического задания, несла службу двое суток с 19.10.2022 по 21.10.2022 и с 23.10.2022 по 24.10.2022.

- экспертиза № 13 о нарушении исполнителем пункта 2.1.3 государственного контракта, нарушении пунктов 4.5, 4.8, 4.12, 5.1, 5.2 технического задания. В указанном акте отмечено, что в нарушение пункта 4.5 технического задания сотрудник исполнителя Романенко Н.П. несла службу с 24.10.2022 по 26.10.2022, а заступив на дежурство 28.10.2022 пропала с рабочего места в 12.30 и появилась в 14.30, в 19.30 того же дня охранник Романенко Н.П. была обнаружена в нетрезвом состоянии.

- экспертиза № 14 о нарушении исполнителем пункта 2.1.3 государственного контракта, нарушении пунктов 4.5, 4.10, 5.1, 5.2 технического задания. В акте указано, что охранник Чекаданов А.А. в нарушение пункта 4.5 технического задания нес службу: с 02.11.2022 по 04.12.2022 и с 05.11.2022 по 07.11.2022.

- экспертиза № 15 о нарушении исполнителем пункта 2.1.3 государственного контракта, нарушении пунктов 4.5, 4.10, 5.1, 5.2 технического задания. В акте указано, что охранник Степанова 08.11.2022 заступила на дежурство без приказа о ее приеме на работу, отсутствует личная карточка и отметка в удостоверении охранника, что данное лицо является сотрудником ответчика.

- экспертиза № 16 о нарушении исполнителем пункта 2.1.3 государственного контракта, нарушении пунктов 4.5, 4.8, 5.1, 5.2 технического задания. В акте указано, что в нарушение пункта 4.5 технического задания: охранник Чекаданов с 15.11.2022 по 17.11.2022, охранник Ушакова с 18.11.2022 по 20.11.2022, охранник Степанова исполняла обязанности с 14.11.2022 по 17.11.2022 без личной карточки частного охранника.

- экспертиза № 17 о нарушении исполнителем пункта 2.1.3 государственного контракта, нарушении пунктов 4.5, 4.10, 5.1, 5.2 технического задания. В акте указано, что сотрудники ответчика Степанова 22.11.2022 и Акимов 24.11.2022 приступили к исполнению обязанностей без приказа о приеме на работу, у обоих отсутствует личная карточка и отметка в удостоверении охранника о том, что указанные лица являются сотрудниками исполнителя.

- экспертиза № 18 о нарушении исполнителем пункта 2.1.3 государственного контракта, нарушении пунктов 4.5, 4.10, 5.1, 5.2 технического задания. В акте указано, что охранник Чакаданов 28.11.2022 покинул рабочее место в 07.00, не дождавшись сменяемое лицо. В 09.10 на смену пришел гражданин Устинов без документов и без приказа о приеме на работу в ООО «ЧОО «Шторм-Ф».

- экспертиза № 19 о нарушении исполнителем пункта 2.1.3 государственного контракта, нарушении пунктов 4.5, 4.10, 5.1, 5.2 технического задания. В акте указано, что охранник Затейкина в нарушение пункта 4.5 ТЗ исполняла обязанности с 05.12.2022 по 07.12.2022. Сотрудник Степанова 09.12.2022 прибыла на службу с опозданием в 12.10 минут и одета была не в форме.

- экспертиза № 20 о нарушении исполнителем пункта 2.1.3 государственного контракта, нарушении пунктов 4.5, 4.10, 5.1, 5.2 технического задания. В акте отмечено, что сотрудник Максимушкина приступила к исполнению обязанностей 17.11.2022. В графике дежурства ее фамилия отсутствует, из документов в наличии на указанную дату у сотрудника была только социальная карта.

- экспертиза № 21 о нарушении исполнителем пункта 2.1.3 государственного контракта, нарушении пунктов 4.5, 4.10, 5.1, 5.2 технического задания. В акте отмечено, что сотрудник Клочков В.Ю. 18.12.2022 приступил к исполнению обязанностей, вместе с тем из документов у последнего был только паспорт.

- экспертиза № 22 о нарушении исполнителем пункта 2.1.3 государственного контракта, нарушении пунктов 4.5, 4.10, 5.1, 5.2 технического задания. В акте отмечено, что сотрудник Клочков В.Ю. 18.12.2022 приступил к исполнению обязанностей, вместе с тем из документов у последнего был только паспорт.

Суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить, что все предоставленные исполнителем письма на претензии, изложенные в экспертизах заказчика не содержат какие-либо мотивированные ответы относительно существенных нарушений сотрудниками охранной организации вышеуказанных положений технического задания.

Кроме того, в материалы дела представлено письмо отделения лицензионно-разрешительной работы по Павлово-Посадскому району Главного управления Росгвардии по Московской области от 202398/765 от 18.08.2022, в котором указано, что проведены проверки объекто,в расположенных на территории городского округа Павловский посад, находящихся под физической охраной ООО «ЧОО «Шторм-Ф».

Так, из указанного письма следует, при проведении проверки организации охраны в МОУ СОШ № 11 было установлено, что охранник ООО «ЧОО «Шторм-Ф» Романенко Н.П. оказывала охранные услуги, не имя правового статуса для работы в качестве частного охранника, подтвержденного соответствующим удостоверением, в специальной фирменной одежде.

С учетом изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что истцом ненадлежащим образом оказывались спорные услуги по муниципальному контракту № 1807/2022.

Истцом убедительных доказательств, подтверждающих факт надлежащего оказания услуг, в материалы дела не представлено.

По смыслу ст. 781 ГК РФ оплате подлежат только надлежащим образом оказанные услуги.

Поскольку за спорный период, как установлено судом апелляционной инстанции и подтверждено материалами дела, услуги оказывались ненадлежащим образом, оснований для их оплаты не имеется.

То обстоятельство, что акты приемки оказанных услуг подписаны в ПИК и ЕИС не лишает ответчика права заявлять возражения по качеству оказанных услуг.

Также заслуживает внимание довод ответчика, что за период действия контракта заказчиком было составлено и передано исполнителю 22 экспертизы результатов исполнения обязательств, в связи с чем, полагает правомерным уменьшение стоимости выполненных некачественно работ (оказанных услуг) на выставленные требования об уплате штрафов.

Суд апелляционной инстанции полагает необходимым указать, что общее количество зафиксированных ответчиком нарушений условий контракта – 785 (письменные пояснения от 15.12.2023г.). В соответствии с п. 7.9 контракта ответчик имеет право за каждый факт нарушения, не имеющего стоимостного выражения, начислить штраф в размере 1000 руб. Следовательно, ответчиком правомерно удержано из оплаты 495.800 руб. суммы задолженности.

На основании изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене.

В удовлетворении исковых требований суд апелляционной инстанции отказывает.

Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области от 31.08.2023 по делу
№А41-8912/23 отменить.

В удовлетворении исковых требований отказать.

Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд первой инстанции в двухмесячный срок со дня его изготовления в полном объеме.

Председательствующий cудья

М.И. Погонцев

Судьи

В.Н. Семушкина

С.А. Коновалов