НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2023 № А41-24275/2023

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

117997, г. Москва, ул. Садовническая, д. 68/70, стр. 1, www.10aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

10АП-18780/2023

г. Москва

05 октября 2023 года

Дело № А41-24275/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2023 года

Постановление изготовлено в полном объеме 05 октября 2023 года

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,

судей Бархатовой Е.А., Коновалова С.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кононихиной Е.О.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Одинцовского городского округа Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 07.08.2023 по делу № А41-24275/2023.

В судебном заседании приняли участие представители:

общества с ограниченной ответственностью «ВИНЭКС» – Воронин Д.А. по доверенности от 01.01.2023; Ключникова Е.А. по доверенности от 09.01.2023;

Администрации Одинцовского городского округа Московской области – Бувин А.В. по доверенности от 28.12.2022.

Общество с ограниченной ответственностью «ВИНЭКС» (далее – истец, ООО «ВИНЭКС», общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Администрации Одинцовского городского округа Московской области (далее – ответчик, администрация) с следующими требованиями (с учетом уточнений):

1. внести изменения в договор № 30 от 28.04.2014 на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, изложив п. 3.1 договора в следующей редакции:

«3.1. Рекламораспространитель обязуется уплатить плату за право заключения настоящего договора в размере 29 352 312 руб. НДС не облагается, за вычетом ранее внесенного задатка в размере 787 175 руб. 64 коп. НДС не облагается, в безналичной форме путем перечисления денежных средств по реквизитам Администрации, указанным в настоящем договоре, в течение 10 (десяти) банковских дней с даты подписания сторонами настоящего договора.

Приложение № 1 к договору № 30 от 28.04.2014 в период с 28.04.2014 по 31.12.2014 изложить в соответствии с таблицей (просительная часть иска).

Приложение № 1 к договору № 30 от 28.04.2014 в период с 01.01.2015 изложить в соответствии с таблицей (просительная часть иска).

В соответствии со статьей 425 ГК РФ условия настоящего дополнительного соглашения применяются к взаимоотношениям сторон, возникшим с момента заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 28.04.2014 № 30».

2. Внести изменения в договор от 26.06.2018 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции лот № 1, изложив пункт 3.1 договора в следующей редакции:

«3.1. Оплата цены аукционного предложения за право заключения настоящего договора осуществляется рекламораспространителем на основании протокола аукционной комиссии от «06» июня 2018 г. № U6952-3 в течение 10 (десяти) банковских дней с даты подписания настоящего договора.

Плата за право заключения настоящего договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции НДС не облагается, и составляет 7 526 250 рублей 00 копеек.

С учетом внесенного задатка в размере 00,00 (нуля) рублей 00 копеек при проведении торгов, платеж составляет 7 526 250 рублей 00 копеек, НДС не облагается.

Пункт 3.2 договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции лот № 1 от «26» июня 2018 г. изложить в следующей редакции:

3.2. Годовая плата за установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется ежеквартально равными платежами до 15 числа последнего месяца текущего квартала, определяется в соответствии с Порядком расчета годового размера платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции, утвержденным Решением Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 14.02.2017 № 3/25, и составляет 675 000 рублей 00 копеек, НДС не облагается.

В соответствии со статьей 425 ГК РФ условия настоящего дополнительного соглашения применяются к отношениям сторон, возникшим с момента заключения договора от 26.06.2018 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции лот № 1».

3. Внести изменения в договор на установку и эксплуатацию рекламных конструкций 6/2019 от «28» октября 2019 г., изложив пункт 3.1 договора в следующей редакции:

«3.1. Оплата цены аукционного предложения за право заключения настоящего договора осуществляется рекламораспространителем на основании протокола аукционной комиссии от «11» октября 2019 г. № U19567-3 в течение 10 (десяти) банковских дней со дня размещения организатором электронного аукциона на электронной площадке проекта настоящего договора.

Плата за право заключения настоящего договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций НДС не облагается, и составляет 756 000 рублей 00 копеек.

Пункт 3.2 договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций 6/2019 от «28» октября 2019 г. изложить в следующей редакции:

3.2. Годовая плата за установку и эксплуатацию рекламных конструкций осуществляется ежеквартально равными платежами до 15 числа последнего месяца текущего квартала, определяется в соответствии с Порядком расчета годового размера платы за установку и эксплуатацию рекламных конструкций, утвержденным Решением Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области от 29.07.2019 № 11/7, расчета годового размера платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции, и составляет 720 000 рублей 00 копеек, НДС не облагается.

В соответствии со статьей 425 ГК РФ условия настоящего Дополнительного соглашения применяются к отношениям Сторон, возникшим с момента заключения Договора № 6/2019 от «28» октября 2019 г.».

4. Внести изменения в договор на установку и эксплуатацию рекламных конструкций 10/2022 от «25» апреля 2022 г., изложив пункт 3.1 договора в следующей редакции:

«3.1. Оплата цены аукционного предложения за право заключения настоящего Договора осуществляется Рекламораспространителем на основании протокола Аукционной комиссии от «13» апреля 2022 г. № U83202-3 в течение 10 (десяти) банковских дней с даты подписания настоящего Договора.

Плата за право заключения настоящего Договора на установку и размещение рекламной конструкции составляет 41 958 рублей 00 копеек, НДС не облагается.

С учетом внесенного задатка в размере 00,00 (ноль) рублей 00 копеек, при проведении торгов, платеж составляет 41 958 рублей 00 копеек, НДС не облагается.

Пункт 3.2 Договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций 10/2022 от «25» апреля 2022 г. изложить в следующей редакции:

3.2. Годовая плата за установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется ежеквартально равными платежами до 15 числа последнего месяца текущего квартала, определяется в соответствии с Порядком расчета годового размера платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции, утвержденным Решением Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области от 29.07.2019 № 11/7, и составляет 39 960 рублей 00 копеек, НДС не облагается.

В соответствии со статьей 425 ГК РФ условия настоящего Дополнительного соглашения применяются к отношениям Сторон, возникшим с момента заключения Договора № 10/2022 от «25» апреля 2022 г.».

5. Внести изменения в договор на установку и эксплуатацию рекламных конструкций 14/2022 от «25» апреля 2022 г., изложив пункт 3.1 договора в следующей редакции:

«3.1. Оплата цены аукционного предложения за право заключения настоящего Договора осуществляется Рекламораспространителем на основании протокола Аукционной комиссии от «13» апреля 2022 г. № U83202-3 в течение 10 (десяти) банковских дней с даты подписания настоящего Договора.

Плата за право заключения настоящего Договора на установку и размещение рекламной конструкции составляет 25 174 рублей 80 копеек, НДС не облагается.

С учетом внесенного задатка в размере 00,00 (ноль) рублей 00 копеек, при проведении торгов, платеж составляет 25 174 рублей 80 копеек, НДС не облагается.

Пункт 3.2 Договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций 14/2022 от «25» апреля 2022 г. изложить в следующей редакции:

3.2. Годовая плата за установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется ежеквартально равными платежами до 15 числа последнего месяца текущего квартала, определяется в соответствии с Порядком расчета годового размера платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции, утвержденным Решением Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области от 29.07.2019 № 11/7, и составляет 23 976 рублей 00 копеек, НДС не облагается.

В соответствии со статьей 425 ГК РФ условия настоящего Дополнительного соглашения применяются к отношениям Сторон, возникшим с момента заключения Договора № 14/2022 от «25» апреля 2022 г.».

6. Внести изменения в договор на установку и эксплуатацию рекламных конструкций 15/2022 от «25» апреля 2022 г., изложив пункт 3.1 договора в следующей редакции:

«3.1. Оплата цены аукционного предложения за право заключения настоящего Договора осуществляется Рекламораспространителем на основании протокола Аукционной комиссии от «13» апреля 2022 г. № U83202-3 в течение 10 (десяти) банковских дней с даты подписания настоящего Договора.

Плата за право заключения настоящего Договора на установку и размещение рекламной конструкции составляет 25 174 (Двадцать пять тысяч сто семьдесят четыре) рублей 80 копеек, НДС не облагается.

С учетом внесенного задатка в размере 00,00 (ноль) рублей 00 копеек, при проведении торгов, платеж составляет 25 174 рублей 80 копеек, НДС не облагается.

Пункт 3.2 Договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций 15/2022 от «25» апреля 2022 г. изложить в следующей редакции:

3.2. Годовая плата за установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется ежеквартально равными платежами до 15 числа последнего месяца текущего квартала, определяется в соответствии с Порядком расчета годового размера платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции, утвержденным Решением Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области от 29.07.2019 № 11/7, и составляет 23 976 рублей 00 копеек, НДС не облагается.

В соответствии со статьей 425 ГК РФ условия настоящего Дополнительного соглашения применяются к отношениям Сторон, возникшим с момента заключения Договора № 15/2022 от «25» апреля 2022 г.».

7. Внести изменения в договор на установку и эксплуатацию рекламных конструкций 16/2022 от «25» апреля 2022 г., изложив пункт 3.1 договора в следующей редакции:

«3.1. Оплата цены аукционного предложения за право заключения настоящего Договора осуществляется Рекламораспространителем на основании протокола Аукционной комиссии от «13» апреля 2022 г. № U83202-3 в течение 10 (десяти) банковских дней с даты подписания настоящего Договора.

Плата за право заключения настоящего Договора на установку и размещение рекламной конструкции составляет 62 937 рублей 00 копеек, НДС не облагается.

С учетом внесенного задатка в размере 00,00 (ноль) рублей 00 копеек, при проведении торгов, платеж составляет 62 937 рублей 00 копеек, НДС не облагается.

Пункт 3.2 Договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций 16/2022 от «25» апреля 2022 г. изложить в следующей редакции:

3.2. Годовая плата за установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется ежеквартально равными платежами до 15 числа последнего месяца текущего квартала, определяется в соответствии с Порядком расчета годового размера платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции, утвержденным Решением Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области от 29.07.2019 № 11/7, и составляет 59 940 рублей 00 копеек, НДС не облагается.

В соответствии со статьей 425 ГК РФ условия настоящего Дополнительного соглашения применяются к отношениям Сторон, возникшим с момента заключения Договора № 16/2022 от «25» апреля 2022 г.».

8. Внести изменения в договор на установку и эксплуатацию рекламных конструкций 18/2022 от «25» апреля 2022 г., изложив пункт 3.1 договора в следующей редакции:

«3.1. Оплата цены аукционного предложения за право заключения настоящего Договора осуществляется Рекламораспространителем на основании протокола Аукционной комиссии от «13» апреля 2022 г. № U83202-3 в течение 10 (десяти) банковских дней с даты подписания настоящего Договора.

Плата за право заключения настоящего Договора на установку и размещение рекламной конструкции составляет 62 937 рублей 00 копеек, НДС не облагается.

С учетом внесенного задатка в размере 00,00 (ноль) рублей 00 копеек, при проведении торгов, платеж составляет 62 937 рублей 00 копеек, НДС не облагается.

Пункт 3.2 Договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций 18/2022 от «25» апреля 2022 г. изложить в следующей редакции:

3.2. Годовая плата за установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется ежеквартально равными платежами до 15 числа последнего месяца текущего квартала, определяется в соответствии с Порядком расчета годового размера платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции, утвержденным Решением Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области от 29.07.2019 № 11/7, и составляет 59 940 рублей 00 копеек, НДС не облагается.

В соответствии со статьей 425 ГК РФ условия настоящего Дополнительного соглашения применяются к отношениям Сторон, возникшим с момента заключения Договора № 18/2022 от «25» апреля 2022 г.».

Решением суда первой инстанции исковое заявление удовлетворено частично.

С вынесенным решением не согласился ответчик и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ответчик (далее также – податель жалобы) просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неверное применение судом норм материального и процессуального права.

От истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.

В судебном заседании представитель подателя жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, представители истца возражали против доводов жалобы.

Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Администрация Одинцовского городского округа Московской области (далее также - организатор торгов) провела открытый аукцион в электронной форме на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, размещаемых на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности Одинцовского муниципального района Московской области, а также земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена на территории Одинцовского муниципального района. По результатам аукциона Администрация Одинцовского муниципального района заключила с ООО «ВинЭкс» договор № 30 от 28.04.2014 г. на установку и эксплуатацию рекламных конструкций (далее - Договор № 30).

Согласно договору № 30 плата за право заключения настоящего договора на установку и размещение рекламной конструкции, а также годовой размер платы за установку и эксплуатацию рекламных конструкций включают в себя НДС 18%.

В связи с тем, что в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ администрация не является плательщиком налога на добавленную стоимость и в целях приведения договора в соответствие с действующим законодательством общество письмом № 20/03-23 от 15.03.2023 направило для подписания в адрес администрации дополнительное соглашение к договору № 30 от 28.04.2014 г. на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, для исключения суммы НДС из указанного договора.

Однако, письмом от 21.03.2023 № 136-01исх-5259Т администрация отказала обществу в заключении дополнительного соглашения к договору № 30, указав, что в случае реализации прав на заключение договоров на установку рекламных конструкций на имуществе, находящемся в муниципальной собственности, муниципалитеты являются налогоплательщиками НДС, ссылаясь на разъяснения Департамента налоговой и таможенной политики Министерства финансов Российской Федерации от 01.11.2018 № 03-07-11/78754.

Также администрация провела открытый аукцион в электронной форме на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, размещаемых на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности Одинцовского муниципального района Московской области, а также земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена на территории Одинцовского муниципального района. По результатам аукциона Администрация Одинцовского муниципального района заключила с обществом договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции лот № 1 от 26.06.2018 г. (далее - договор лот № 1).

Согласно договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции лот № 1 от 26.06.2018 г. плата за право заключения настоящего договора на установку и размещение рекламной конструкции, а также годовой размер платы за установку и эксплуатацию рекламных конструкций включают в себя НДС 18%.

В связи с тем, что в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ Администрация Одинцовского городского округа Московской области не является плательщиком налога на добавленную стоимость и в целях приведения договора в соответствие с действующим законодательством общество письмом № 19/03-23 от 15.03.2023 направило для подписания в адрес администрации дополнительное соглашение к договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции лот № 1 от 26.06.2018 для исключения суммы НДС из указанного договора.

Однако, письмом от 20.03.2023 № 136-01исх-5254Т администрация отказала обществу в заключении дополнительного соглашения к договору лот № 1, указав, что в случае реализации прав на заключение договоров на установку рекламных конструкций на имуществе, находящемся в муниципальной собственности, муниципалитеты являются налогоплательщиками НДС, ссылаясь на разъяснения Департамента налоговой и таможенной политики Министерства финансов Российской Федерации от 01.11.2018 № 03-07-11/78754.

Администрация провела открытый аукцион в электронной форме на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, размещаемых на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности Одинцовского городского округа Московской области, а также земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена на территории Одинцовского городского округа Московской области. По результатам аукциона администрация заключила с обществом договор на установку и эксплуатацию рекламных конструкций 6/2019 от «28» октября 2019 г.

Согласно договору на установку и эксплуатацию рекламных конструкций 6/2019 от «28» октября 2019 г. плата за право заключения настоящего договора на установку и размещение рекламных конструкций, а также годовой размер платы за установку и эксплуатацию рекламных конструкций включают в себя НДС 20%.

В связи с тем, что в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ Администрация Одинцовского городского округа Московской области не является плательщиком налога на добавленную стоимость и в целях приведения договора в соответствие с действующим законодательством общество письмом № 18/03-23 от 15.03.2023 направило для подписания в адрес администрации дополнительное соглашение к договору на установку и эксплуатацию рекламных конструкций 6/2019 от «28» октября 2019 г., для исключения суммы НДС из указанного договора.

Однако, письмом от 21.03.2023 № 136-01исх-5260Т администрация Одинцовского городского округа Московской области отказала обществу в заключении дополнительного соглашения к договору № 6/2019, указав, что в случае реализации прав на заключение договоров на установку рекламных конструкций на имуществе, находящемся в муниципальной собственности, муниципалитеты являются налогоплательщиками НДС, ссылаясь на разъяснения Департамента налоговой и таможенной политики Министерства финансов Российской Федерации от 01.11.2018 № 03-07-11/78754.

Администрация провела открытый аукцион в электронной форме на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, размещаемых на земельных участках, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности Одинцовского городского округа Московской области, а также земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена на территории Одинцовского городского округа Московской области. По результатам аукциона Администрация Одинцовского городского округа Московской области заключила с обществом договоры на установку и эксплуатацию рекламной конструкции №№ 10, 14, 15, 16, 18 от «25» апреля 2022 г.

Согласно договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции № 10/2022 от «25» апреля 2022 г. плата за право заключения настоящего договора на установку и размещение рекламной конструкции, а также годовой размер платы за установку и эксплуатацию рекламных конструкций включают в себя НДС 20%.

Согласно договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции № 14/2022 от «25» апреля 2022 г. плата за право заключения настоящего договора на установку и размещение рекламной конструкции, а также годовой размер платы за установку и эксплуатацию рекламных конструкций включают в себя НДС 20%.

Согласно договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции № 15/2022 от «25» апреля 2022 г. плата за право заключения настоящего договора на установку и размещение рекламной конструкции, а также годовой размер платы за установку и эксплуатацию рекламных конструкций включают в себя НДС 20%.

Согласно договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции № 16/2022 от «25» апреля 2022 г. плата за право заключения настоящего договора на установку и размещение рекламной конструкции, а также годовой размер платы за установку и эксплуатацию рекламных конструкций включают в себя НДС 20%.

Согласно договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции № 18/2022 от 25.04.2022 плата за право заключения настоящего договора на установку и размещение рекламной конструкции, а также годовой размер платы за установку и эксплуатацию рекламных конструкций включают в себя НДС 20%.

В связи с тем, что в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ Администрация Одинцовского городского округа Московской области не является плательщиком налога на добавленную стоимость и в целях приведения договоров в соответствие с действующим законодательством обществом письмом № 17/03-23 от 15.03.2023 направило для подписания в адрес администрации дополнительные соглашения к договорам №№ 10, 14, 15, 16, 18 на установку и эксплуатацию рекламных конструкций от «25» апреля 2022 г., для исключения суммы НДС из указанных договоров.

Однако, письмом от 21.03.2023 № 136-01исх-5261Т Администрация Одинцовского городского округа Московской области отказала обществу в заключении дополнительных соглашений к договорам №№ 10, 14, 15, 16, 18, указав, что в случае реализации прав на заключение договоров на установку рекламных конструкций на имуществе, находящемся в муниципальной собственности, муниципалитеты являются налогоплательщиками НДС, ссылаясь на разъяснения Департамента налоговой и таможенной политики Министерства финансов Российской Федерации от 01.11.2018 № 03-07-11/78754.

Считая действия администрации неправомерными, истец обратился в суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции исходил из их обоснованности.

Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения.

Согласно пункту 3 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора, заключаемого по результатам торгов, определяются организатором торгов и должны быть указаны в извещении о проведении торгов.

В соответствии с пунктом 2 указанной статьи если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

В силу пункта 1 статьи 450 названного Кодекса изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, аукционная документация по вышеуказанным договорам, итоговая цена, предложенная победителю аукциона ООО «ВИНЭКС», включала в себя сумму НДС.

Ответчик в отзыве ссылается, что предоставил все необходимые документы для проведения аукциона, исчисление годовой платы по договорам определяется в соответствии с пунктом 2.1 приложения 3 к решению Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области от 29.07.2019 № 11/7 «Об утверждении Положения об организации и проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций», где формула, определяющая порядок исчисления не содержит в себе указания на необходимость учета в расчетах НДС.

Согласно п. 5.1 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отношения по использованию земельных участков для размещения средств наружной рекламы оформляются договором на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Договор на эксплуатацию рекламного места (договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции) представляет собой самостоятельный гражданско-правовой договор, наделяющий хозяйствующего субъекта правом на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по договоренности с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, и не предусматривающий перехода прав владения и (или) пользования в отношении имущества собственника. При этом законом установлен срочный характер такого договора и определен порядок его заключения - путем проведения торгов (при заключении договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности).

С учетом правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Арбитражного суда Российской Федерации от 12.04.2011 № 15248/10, договор на установку и эксплуатацию рекламных конструкций не относится к арендным договорам. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обусловлено требованиями Закона о рекламе, на что обоснованно обратил внимание суд первой инстанции.

Таким образом, договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции не является ни договором аренды, ни иным договором, предусматривающим переход права владения и пользования в отношении государственного либо муниципального имущества. Следовательно, в рассматриваемой ситуации не подлежит применению положение п. 3 ст. 161 НК РФ.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения налога на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг), а также передача имущественных прав.

В п. 2 ст. 146 НК РФ установлен перечень операций, которые не признаются объектом налогообложения. В частности, исключаются из числа объектов налогообложения налога на добавленную стоимость выполнения работ (оказания услуг) органы, входящие в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.

При этом согласно разъяснениям, содержащимся в п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 мая 2014 г. № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость», ст. 143 НК РФ не называет публично-правовые образования в качестве плательщиков налога на добавленную стоимость. Вместе с тем государственные (муниципальные) органы, имеющие статус юридического лица (государственные или муниципальные учреждения), в силу п. 1 ст. 143 НК РФ могут являться плательщиками налога по совершаемым ими финансово-хозяйственным операциям, если они действуют в качестве самостоятельных хозяйствующих субъектов, а не реализуют публично-правовые функции соответствующего публично-правового образования и не выступают от его имени в гражданских правоотношениях в порядке, предусмотренном статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется исключительно органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.

Орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

В рассматриваемом случае все рекламные конструкции, в отношении которых заключены спорные договоры, размещены на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, управление и распоряжение которыми осуществляет только орган местного самоуправления.

На основании части 5.1 статьи 19 Закона о рекламе заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 указанной статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.

Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается администрацией по результатам аукциона.

Таким образом, администрация осуществляет управленческие функции в области размещения объектов наружной рекламы, в том числе по заключению возмездных договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках и другом имуществе, которым вправе распоряжаться муниципальное образование, а плата за эксплуатацию рекламных конструкций вносится владельцами рекламных конструкций в местный бюджет.

Ввиду изложенного заключение администрацией договоров с хозяйствующими субъектами на установку и эксплуатацию рекламных конструкций подходит под налоговое освобождение, предусмотренное пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ.

Объект налогообложения по налогу на добавленную стоимость при получении муниципальным казенным учреждением платы по таким договорам отсутствует, поскольку средства, полученные по вышеуказанным договорам, являются доходом бюджета муниципального образования.

Следовательно, при таких обстоятельствах Администрация Одинцовского городского округа Московской области не является плательщиком НДС, и дополнительное начисление НДС на сумму итоговой платы за право заключения Договора, определенной в результате аукционного торга, является неправомерным

Ссылку администрации на письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 01.11.2018 № 03-07-11/78754 по вопросу об уплате НДС органами местного самоуправления при предоставлении прав на заключение договоров на размещение и установку рекламных конструкций суд первой инстанции обоснованно не принял в качестве верной ввиду того, что данное письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Доводы апелляционной жалобы администрации о пропуске истцом срока исковой давности по договору № 30 на установку и эксплуатацию рекламных конструкций от 28.04.2014, Договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции лот № 1 от 26.06.2018, Договору на установку и эксплуатацию рекламных Конструкций № 6/2019 от 28.10.2019 были предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно отклонены.

В силу статьи 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Общий срок исковой давности составляет три года (пункт 1 статьи 196 ГК РФ).

Пунктом 1 статьи 200 ГК РФ установлено, что если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Согласно пункту 2.1 договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции лот № 1 от 26.06.2018 договор вступает в силу с даты выдачи администрацией разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, но не позднее чем 1 месяц со дня заключения договора, и действует в течение 10 лет до полного исполнения сторонами своих обязательств по договору.

С учетом изложенного, срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции лот № 1 от 26.06.2018 в настоящее время не истек.

В соответствии с пунктом 2.1 договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций № 6/2019 от 28.10.2019 договор вступает в силу с даты выдачи администрацией разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, но не позднее чем 1 месяц со дня заключения договора, и действует в течение 7 лет до полного исполнения сторонами своих обязательств по договору.

С учетом изложенного, срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламных Конструкций № 6/2019 от 28.10.2019 в настоящее время не истек.

В части требований по договору № 30 на установку и эксплуатацию рекламных конструкций от 28.04.2014 суд первой инстанции обоснованно отметил следующее.

В силу пункта 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Согласно пункту 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.

В соответствии с пунктом 2.1 договора № 30 от 28.04.2014 настоящий договор вступает в силу с момента подписания и действует в части предоставленного рекламораспространителю права на установку и эксплуатацию рекламных конструкций - в течение срока указанного в приложении № 1 к договору, в части обязательств рекламораспространителя - до полного их исполнения.

Согласно приложению № 1 к договору, срок действия договора установлен от 5 до 8 лет.

С учетом изложенного, срок действия договора № 30 от 28.04.2014 истек 28.04.2022.

Следовательно, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что срок исковой давности по указанным договорам не истек.

Кроме того, предметом рассматриваемых требований является требование о внесении изменений в действующие договоры: договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции лот № 1 от 26.06.2018 (срок действия 10 лет), договор на установку и эксплуатацию рекламных Конструкций № 6/2019 от 28.10.2019 (срок действия 7 лет) правоотношения сторон носят длящийся характер и обязанность по оплате и нарушение прав истца возникает всякий раз, когда возникает обязательство по оплате.

В этой связи довод ответчика о том, что право на внесение изменений в действующие договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции лот № 1 от 26.06.2018, договор на установку и эксплуатацию рекламных конструкций № 6/2019 от 28.10.2019 может быть реализовано в течение трех лет с момента заключения договора, не обоснован.

Суд первой инстанции отказал во внесении изменений в договор №30 от 28.04.2014, поскольку у истца и ответчика отсутствуют правоотношения по соглашению, которое прекратило свое действие.

При данных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования в указанной ранее части.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерные выводы суда первой инстанции.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае, не установлено.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области от 07.08.2023 по делу № А41-24275/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Одинцовского городского округа Московской области - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Московской области.

Председательствующий судья Л.В. Пивоварова

Судьи: Е.А. Бархатова

С.А. Коновалов