НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2014 № 10АП-11913/14

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

117997, г. Москва, ул. Садовническая, д. 68/70, стр. 1, www.10aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

27 октября 2014 года

Дело № А41-41597/14

Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме 27 октября 2014 года

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,

судей Виткаловой Е.Н., Немчиновой М.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,

при участии в заседании:

от заявителя по делу – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации № 28 по г. Москве и Московской области – извещено, представитель не явился,

от общества с ограниченной ответственностью «Радуга» – извещено, представитель не явился,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации № 28 по г. Москве и Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 12.08.2014 по делу № А41-41597/14, принятое судьей Валюшкиной В.В.,

УСТАНОВИЛ:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 28 по г. Москве и Московской области (далее – пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Радуга» (далее – общество) штрафа в сумме 1 770 рублей 08 копеек.

Решением Арбитражного суда Московской области от 12.08.2014 в удовлетворении требования отказано.

В апелляционной жалобе пенсионный фонд просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требования.

Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.

Общество 04.12.2012 представило в пенсионный фонд отчетность индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 9 месяцев 2012 года.

Пенсионный фонд 21.12.2012 сообщил обществу о выявленных ошибках и расхождениях, о необходимости устранения выявленных ошибок и представления исправлений.

Исходя из того, что в представленных сведениях имелись расхождения, пенсионный фонд 24.12.2013 составил акт № 161 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и 03.02.2014 принял решение № 13 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 17 Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон об учете), за предоставление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в виде 1 770 рублей 08 копеек штрафа.

Поскольку направленное обществу требование от 27.02.2014 № 22 об уплате данного штрафа (финансовой санкции) исполнено не было, пенсионный фонд в арбитражный суд обратился с заявлением о взыскании с общества этого штрафа (в сумме 1 770 рублей 08 копеек).

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции указал на отсутствие в действиях общества состава вмененного ему правонарушения.

Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 15 Федерального закона № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон о страховых взносах) плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации – расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования. Вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам, предусмотренным настоящим пунктом, плательщик представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, установленные в соответствии с Законом об учете.

В силу пункта 2 статьи 11 Закона об учете страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения, предусмотренные подпунктами 1-10 данного пункта: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии; суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.

Вместе со сведениями, предусмотренными данным пунктом, страхователь представляет сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.

На основании пункта 4 статьи 11 Закона об учете указанные сведения представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации. Копия сведений о каждом застрахованном лице передается указанному лицу страхователем в этот же срок.

Формы документов утверждены постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 № 192п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению» (зарегистрировано в Минюсте России 23.10.2006 за номером 8392, опубликовано в издании «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» от 27.11.2006 № 48, от 04.12.2006 № 49).

Несоблюдение названных норм является нарушением, которое может выражаться в непредставлении в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представлении неполных и (или) недостоверных сведений. К страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 5 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

В обоснование правомерности привлечения общества к ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 17 Закона об учете, пенсионный фонд ссылается на письмо от 20.12.2012, направленное обществу о выявленных расхождениях в документах персонифицированного учета, протокол проверки файлов.

В соответствии с направленным обществу письмом в документах содержатся следующие ошибки:

неверно указано наименование страхователя ООО «Импириря Кухни», в то время как наименование организации – ООО «Империя Кухни»;

на всех формах не указано наименование должности руководителя и расшифровка подписи;

ошибки в адресах застрахованных лиц: 116-483-372 59 Климов С.В., 162-273-516 52 Колесникова Ю.В., 085-533-649 90 Лабина Е.С.;

форма РСВ-1 за 9 месяцев 2012 года содержит ошибки (неверно заполнены строки 140, 143).

Одним из документов, на основании которых осуществляется обмен документами персонифицированного учета в электронном виде между страхователем и страховщиком, является распоряжение Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.10.2007 № 190р «О внедрении защищенного электронного документооборота в целях реализации законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании», которым утверждены Технология обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации, Регламент обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации, Протокол обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации, Регламент обеспечения безопасности информации при защищенном обмене электронными документами в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации по телекоммуникационным каналам связи.

Так, в соответствии с Технологией обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации система электронного документооборота ПФР (СЭД ПФР) представляет собой совокупность программных и технических средств, а также организационных мер, обеспечивающих функционирование процесса документооборота между сторонними организациями и органами ПФР.

Абонент СЭД – юридическое (физическое) лицо – участник СЭД ПФР. При представлении Абонентами-страхователями индивидуальных сведений о застрахованных лицах Абонент соблюдает следующий порядок: формирует файлы со сведениями о застрахованных лицах и иными необходимыми сведениями для отправки в орган ПФР, проверяет правильность подготовки отчета проверочной программой Пенсионного фонда РФ, обеспечивает достоверность передаваемых документов, после подготовки сведений о застрахованных лицах в требуемом формате подписывает их ЭЦП и в зашифрованном виде отправляет в орган ПФР, при этом отправленные сведения считаются представленными своевременно, если дата их доставки в территориальный орган ПФР будет не позднее срока, установленного действующим законодательством Российской Федерации.

Факт доставки (представления) документов подтверждается соответствующей квитанцией о доставке, сформированной в соответствии с «Протоколом обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации», факт приема документов органом ПФР – соответствующим протоколом контроля, подтверждающего правильность формы представления документа (формата) и подлинность ЭЦП на документе.

В течение 4 рабочих дней с момента отправки сведений абонент получает в зашифрованном виде протокол контроля сведений о застрахованных лицах, подписанный ЭЦП органа ПФР; отправляет в орган ПФР квитанцию о доставке протокола контроля, подписанную ЭЦП, что является подтверждением получения протокола. Протокол контроля, подписанный ЭЦП органа ПФР и ЭЦП страхователя, сохраняется в архиве.

Если в протоколе содержится информация о том, что сведения о застрахованных лицах не прошли контроль, то страхователь устраняет указанные в протоколе ошибки и повторяет всю процедуру представления сведений.

Суд полагает, что выявленные пенсионным фондом в рассматриваемом случае расхождения не образуют состава правонарушения в виде представления неполных, недостоверных сведений.

Как следует из протокола от 20.12.2012, разница в наименовании состоит только в отсутствии кавычек.

Отсутствие должности руководителя и расшифровка его подписи не относятся по смыслу пункта 2 статьи 11 Закона об учете к сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в отношении застрахованных лиц, а представление документов посредством телекоммуникационных каналов связи удостоверяется электронной цифровой подписью организации.

Отсутствие в адресах застрахованных лиц указания индексов места жительства не может, по мнению суда, расцениваться как недостоверность или неполнота сведений: во-первых, адрес регистрации застрахованного лица прямо не поименован в пункте 2 статьи 11 Закона об учете в качестве сведений индивидуального (персонифицированного) учета, во-вторых, основным идентифицирующим признаком застрахованного лица по смыслу законодательства об обязательном пенсионного страховании и индивидуальном (персонифицированном) учете является страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Ссылка пенсионного на то, что форма РСВ-1 за 9 месяцев 2012 года содержит ошибки (неверно заполнены строки 140, 143), отклоняется, поскольку документы, имеющиеся в материалах дела, установить это обстоятельство и подтвердить не позволяют, в акте проверки от 24.12.2013 № 161 фондом не указывались.

В данном акте пенсионный фонд записал, что сумма страховых взносов, подлежащих уплате составила: всего 17 700, 76 руб., в том числе на страховую часть трудовой пенсии – 12 873, 28 руб., на накопительную часть трудовой пенсии – 4827, 48 руб. Однако какой-либо указаний в чем, именно заключается недостоверность сведений, представленных обществом, не указал: правильные ли это суммы либо неправильные, обстоятельства, документы, на которых могло бы основываться то или иное возможное утверждение, не привел.

Условия, при которых функционирует система электронного документооборота, не позволяющие при наличии определенных расхождений принимать от страхователя сведения индивидуального (персонифицированного) учета, не может свидетельствуют о том, что выявляемые данной системой ошибки могут быть автоматически квалифицированы как недостоверные или неполные сведения, за непредставление которых в установленный срок Законом об учете предусмотрена ответственность.

Какие конкретно ошибки, в каких именно данных были допущены, в акте от 24.12.2013 № 161 не указано, общий вывод, содержащийся в этом акте (в представленных обществом сведениях были обнаружены ошибки), не конкретизирован и не подтвержден.

В мотивировочной части решения от 03.02.2014 № 13 пенсионный фонд также не указал, в чем выразилась недостоверность представленных сведений, какие конкретно ошибки были допущены, сославшись лишь на то, что при проверке подтверждается факт представления обществом недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за отчетный период 9 месяцев 2012 года четыре застрахованных лица: 116-483-372 59 Климов Сергей Владимирович, 162-273-516 Колесникова Юлия Владимировна, 085-533-649 90 Лабина Елена Сергеевна, 042-985-992 Сулаева Ольга Вячеславовна.

В соответствии с частью 1 статьи 38 Закона о страховых взносах в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного частью 2 статьи 34 Закона о страховых взносах, должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Согласно пункту 6 Требований к составлению акта камеральной проверки, утвержденных приказом Минтруда России от 27.11.2013 № 698н описательная часть акта камеральной проверки содержит сведения о выявленной недоимке по страховым взносам; сведения о документально подтвержденных фактах нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, выявленных в ходе камеральной проверки.

В силу части 6 статьи 39 закона о страховых взносах в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов:

1) устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах;

2) устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;

3) устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;

4) выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.

Согласно части 9 статьи 39 Закона о страховых взносах в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей настоящего Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

Вынесенные пенсионным фондом акт проверки и решения о привлечении к ответственности, не позволяют установить обстоятельства совершенного обществом как страхователем нарушения, влекущего ответственность по пункту 3 статьи 17 Закона об учете, а, следовательно, не могут является основанием для взыскания с него штрафа.

Из доводов пенсионного фонда, материалов дела, оснований для отмены решение суда первой инстанции не усматривается.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области от 12.08.2014 по делу № А41-41597/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий cудья

Е.Е. Шевченко

Судьи

Е.Н. Виткалова

М.А. Немчинова