ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва№ А41-К2-538/05
18 октября 2006г.
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2006г.
Полный текст постановления изготовлен 18 октября 2006г.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Макаровской Э.П.,
судей Мордкиной Л.М., Чучуновой Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дрозд Д.Н.
при участии в заседании:
от истца (заявителя): Колмогоров И.В. – доверенность № 12-07/БПИ-13 от 23.08.2006 на 1 год;
от ответчика: Пелагейченко Д.А. – доверенность № 01-19/5042/438-03 от 09.10.2006 (уд. УР № 198583 от 26.06.2006);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по г.Сергиев Посад Московской области на решениеАрбитражного суда Московской области от 02 августа 2006г. по делу № А41-К2-538/05, принятое судьёй Дегтярь А.И. по иску (заявлению) ОАО «Мосэнерго» к ИФНС России по г. Сергиев Посад Московской области об оспаривании бездействия
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество «Мосэнерго» (ОАО «Мосэнерго», Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом уточнений – л.д. 108) к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Сергиев Посад Московской области о признании недействительным отказа Инспекции, выразившегося в письме за подписью заместителя руководителя налогового органа от 07.09.2004 № 01-19/17830 об отказе в осуществлении возврата сумм излишне уплаченного налога на прибыль за 6 месяцев 2004 года по местному бюджету - в размере 6650000 руб., по областному бюджету – в размере 56760000 руб. согласно заявлению ОАО «Мосэнерго» от 25.08.2004.
Указанное письмо было рассмотрено Арбитражным судом Московской области согласно п.48 Постановления ВАС РФ № 5 от 28.02.2001 в качестве ненормативного акта.
Решением Арбитражного суда Московской области от 02 августа 2006г. заявленные ОАО «Мосэнерго» требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ИФНС России по г.Сергиев Посад Московской области подала апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение отменить как принятое с нарушением норм материального права.
В судебном заседании представителем Инспекции было заявлено ходатайство о процессуальном правопреемстве в связи с реорганизацией на основании Приказа УФНС России по Московской области № 06-05/500 от 25.07.2006. Указанное ходатайство удовлетворено судом протокольным определением; в порядке ст. 48 АПК РФ произведена замена ИФНС России по г. Сергиев Посад Московской области на МРИ ФНС России № 3 по Московской области (МРИ ФНС России № 3 по МО, Инспекция, налоговый орган).
Представитель МРИ ФНС России № 3 по МО в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель ОАО «Мосэнерго» возражал против доводов апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в судебном акте и в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, считая ее необоснованной, а решение суда законным.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав представителей сторон, апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 25 августа 2004г. ОАО «Мосэнерго» обратилось в ИФНС России по г. Сергиев Посад Московской области с письменным заявлением № 07-39-302/882 о возврате излишне уплаченных сумм налога на прибыль в размере 6650000 руб. в местный бюджет и в размере 56760000 руб. в областной бюджет (л.д. 13).
Налоговым органом в адрес Общества было направлено письмо № 01-19/17840 от 07.09.2004, согласно которому возврат налога на прибыль может быть рассмотрен после окончания налогового периода (л.д. 15).
Не согласившись с указанным ненормативным актом налогового органа, ОАО «Мосэнерго» обратилось в арбитражный суд.
В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги, а также представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые он должен уплачивать.
Согласно ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов.
В соответствии со ст. 288 НК РФ уплата авансовых платежей, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой с учетом удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества.
В соответствии со ст. 286 НК РФ исчисление суммы налога на прибыль организаций осуществляется налогоплательщиком самостоятельно по итогам налогового периода; по итогам каждого отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа исходя из ставки налога на прибыль, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода; сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в первом квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода; сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащая уплате во втором квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети суммы авансового платежа, исчисленного за первый отчетный период текущего года; сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в третьем квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам первого квартала; сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в четвертом квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия.
Таким образом, в течение отчетных периодов организациями уплачиваются ежемесячные авансовые платежи, исчисляемые из прибыли, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до конца отчетного (налогового) периода.
Как установлено судом, основным видом деятельности ОАО «Мосэнерго» является производство и сбыт электрической энергии. При этом размер выручки, а, следовательно, прибыли, поступающей от сбыта электроэнергии, зависит от времени года: в период осенне-зимнего максимума прибыль больше, чем в период весна-лето. В то же время, авансовые платежи по налогу на прибыль в соответствии с вышеуказанным порядком уплачиваются Обществом в бюджет исходя из показателей предыдущего периода. Соответственно, по итогам уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль за период весна-лето образуется переплата, так как авансовые платежи рассчитываются исходя из доли прибыли за предыдущий период осень-зима.
Согласно актам от 06.08.2004 № 2901 и № 2902 сверки расчетов по платежам в бюджет за время с 01.01.2004 по 31.07.2004 у ОАО «Мосэнерго» имелась переплата авансовых платежей по налогу на прибыль за отчетный период 6 месяцев 2004 года в размере 6652811 руб. в местный бюджет, в размере 56762261 руб. - в областной бюджет (л.д. 15-17, 18-19).
В соответствии с п.7 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика.
В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету, возврат производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки.
Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Налоговым органом не представлено доказательств того, что у ОАО «Мосэнерго» на момент подачи им заявления в налоговый орган о возврате излишне уплаченного налога имелась недоимка по уплате налогов или задолженность по пеням.
В соответствии с п.9 ст. 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим кодексом.
Налоговым органом признан факт наличия переплаты по спорному налогу, что отражено в подписанном двустороннем акте сверки. Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что признание данные обстоятельств является основанием для освобождения от их доказывания Обществом.
Довод апелляционной жалобы о том, что платежи, которые уплачиваются до формирования налогооблагаемой базы, не являются налогом, а являются авансовыми платежами, в связи с чем Обществу было рекомендовано оспариваемым письмом обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на прибыль по окончанию налогового периода, то есть, по итогам года, не принимается судом апелляционной инстанции.
Ни ст. 78 НК РФ, ни иные нормы действующего законодательства не предусматривают права на возврат налога на прибыль в зависимости от окончания налогового периода.
Пункт 9 статьи 78 Налогового кодекса РФ не содержит запрета о возврате излишне уплаченного налога, уплаченного авансом. Данная норма права предусматривает возврат излишне уплаченного налога (авансового платежа) на основании заявления.
Согласно ст.ст. 285-287 НК РФ ежеквартальные (ежемесячные) авансовые платежи представляют собой налог в виде авансовых платежей, а их уплата в соответствии со ст. 287 НК РФ - способ внесения в бюджет налога, обеспечивающий его равномерное поступление в течение отчетного (налогового) периода. Авансовый платеж по налогу на прибыль по итогам отчетного периода исчисляется на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со ст.ст. 53, 54 НК РФ, то есть исходя из конкретных финансовых результатов деятельности налогоплательщика. Таким образом, авансовый платеж по налогу на прибыль является налогом.
Учитывая изложенное, к авансовым платежам по налогу на прибыль применяются нормы ст. 78 НК РФ, предусматривающей своевременный возврат в течение месяца суммы переплаты по письменному заявлению налогоплательщика.
Согласно п.7 ст. 78 НК РФ в случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету, возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
Таким образом, единственным основанием для отказа в возврате сумм излишне уплаченного налога является наличие у налогоплательщика недоимки.
В соответствии с п.5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Налоговым органом не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии оснований к отказу в возврате сумм излишне уплаченного налога.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы признаются необоснованными и потому отклоняются судом апелляционной инстанции.
Руководствуясь ст.ст. 48, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 02 августа 2006г. по делу №А41-К2-538/05 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции ФНС № 3 по Московской области - без удовлетворения.
ПредседательствующийЭ.П. Макаровская
Судьи:Л.М. Мордкина
Н.С. Чучунова