НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2023 № А41-27282/2023

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

10АП-13994/2023

г. Москва

17 августа 2023 года

Дело № А41-27282/23

Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2023 года

Постановление изготовлено в полном объеме 17 августа 2023 года

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Коновалова С.А.,

судей Погонцева М.И., Семушкиной В.Н.,

при ведении протокола судебного заседания Темниковой А.В.,

при участии в судебном заседании:

от ГК "Автодор": Ануфриева С.А., по доверенности от 22.09.2022 №Д-295;

от Администрации Одинцовского городского округа Московской области: Гукасян М.В., по доверенности от 08.08.2023 №206,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Одинцовского городского округа Московской области на Решение Арбитражного суда Московской области от 15.06.2023 по делу № А41-27282/23 по иску ГК "Автодор" к Администрации Одинцовского городского округа Московской области о взыскании,

УСТАНОВИЛ:

Государственная компания "Автодор" обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском о взыскании с Администрации Одинцовского городского округа Московской области неосновательного обогащения в размере 3 732 206 руб. 36 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 128 837 руб. 81 коп. за период с 18.10.2022 по 03.04.2023, процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на сумму неосновательного обогащения за период с 04.04.2023 по день фактического исполнения обязательств.

Решением Арбитражного суда Московской области от 15.06.2023 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым судебным актом, Администрации Одинцовского городского округа Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Московской области проверены в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель Администрации поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу и просил решение Арбитражного суда Московской области оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, истец на основании Программы деятельности Государственной компании на долгосрочный период (2010-2024 годы) осуществляет мероприятия по реализации проекта "Устранение узких мест на основных направлениях транспортных коридоров в Московской агломерации. А-113 Строящаяся Центральная кольцевая автомобильная дорога Московской области от ПК 237+10 до ПК 279+60 пускового комплекса N 5, обход д. Малые Вяземы Одинцовского муниципального района Московской области".

В рамках реализации Проекта у истца возникла необходимость в проведении вырубки лесных насаждений на территории Одинцовского городского округа Московской области, в связи с чем, истец 26.09.2022 посредством портала государственных и муниципальных услуг Московской области обратился к ответчику с заявлением о выдаче разрешения на вырубку зеленых насаждений - порубочного билета (номер заявки - Р001-0548928541-64080402).

Ответчиком посредством портала представлен расчет компенсационной стоимости за вырубку зеленых насаждений в размере 3 732 206 руб. 36 коп.

Платежным поручением от 14.10.2022 N 13138 истец перечислил ответчику денежные средства в размере 3 732 206 руб. 36 коп.

Указывая на то, что впоследствии истцом заявка Р001-0548928541-64080402 отозвана, а ответчиком посредством портала направлено уведомление об отказе в предоставлении услуги от 18.10.2022 N исх/Р001-0548928541-64080402, тем самым, услуга по предоставлению порубочного билета ответчиком истцу не оказана, а денежные средства в размере 3 732 206 руб. 36 коп. ответчиком не возвращены, истец обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Из названной нормы права следует, что для квалификации заявленных истцом ко взысканию денежных сумм в качестве неосновательного обогащения необходимо отсутствие правовых оснований для приобретения или сбережения таких сумм одним лицом за счет другого, в частности приобретение не должно быть основано ни на законе (иных правовых актах), ни на сделке.

Таким образом, истец, обращаясь в суд, обязан доказать факт уменьшения своего имущества и факт его неосновательного приобретения (увеличение имущественной сферы ответчиков за счет имущества истца) без законных оснований.

Пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Порядок выдачи порубочного билета регулируется Административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги "Выдача разрешений на вырубку зеленых насаждений - порубочного билета на территории Одинцовского городского округа Московской области", утвержденным постановлением администрации Одинцовского городского округа Московской области от 08.10.2019 N 990.

Согласно пункту 22.1 Регламента, предоставление муниципальной услуги включает следующие административные процедуры: 1) прием и регистрацию заявления и документов, представленных заявителем; 2) обработка документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги; 3) формирование и направление межведомственных запросов; 4) подготовка акта обследования, направление начислений компенсационной стоимости; 5) формирование результата предоставления муниципальной услуги; 6) выдача результата муниципальной услуги.

В приложении N 1 к Регламенту установлено, что компенсационная стоимость представляет собой стоимостную оценку конкретных насаждений, устанавливаемую для учета их ценности при уничтожении или повреждении, обеспечивающую полное восстановление их декоративности и экологических качеств.

В соответствии с пунктом 14.1 Регламента, в случае уничтожения зеленых насаждений, подлежащих компенсации, заявителю выдается копия оценочной комиссии администрации, содержащего банковские реквизиты, по которым должна быть перечислена сумма компенсационной стоимости в бюджет района.

Срок осуществления оплаты компенсационной стоимости за вырубку (снос) зеленых насаждений не может превышать 5 рабочих дней с даты направления начислений (документа, копии акта оценочной комиссии администрации) для оплаты (пункт 14.5 Регламента).

Из вышеуказанных положений Регламента следует, что оплата компенсационной стоимости является одним из обязательных условий, без которых невозможно оказание муниципальной услуги.

Кроме того, в соответствии с пунктом 13.1.3 Регламента самостоятельным основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является отсутствие сведений об оплате компенсационной стоимости за вырубку земельных насаждений.

Таким образом, оплата компенсационной стоимости производится заявителем в целях соблюдения условий, необходимых для получения муниципальной услуги - выдачи порубочного билета.

В соответствии с пунктом 6.3.1 Регламента, результатом предоставления муниципальной услуги является выдача оформленного в виде постановления администрации разрешения на вырубку зеленых насаждений по форме, указанной в приложении 5 к настоящему административному регламенту или разрешительного письма администрации на основании акта обследования древесно-кустарниковой растительности.

Между тем, истцу разрешение на вырубку зеленых насаждений (порубочный билет) выдано не было.

Согласно уведомлению от 18.10.2022 N исх/Р001-0548928541-64080402, администрацией истцу направлено уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги.

При этом в Регламенте отсутствует информация о том, что при отказе в оказании услуги сумма компенсационной стоимости подлежит удержанию.

В апелляционной жалобе Администрация ссылается на факт осуществления истцом строительных работ на территории Одинцовского городского округа, в том числе работ по рубке зеленых насаждений.

Сторонами проведен совместный осмотр земельных участков и составлен акт от 08.06.2023, согласно которому, в границах земельных участков обнаружены признаки проведения строительных и подготовительных работ, в том числе очистка древесно-кустарниковой растительности. Из приложенных к акту фотоматериалов следует, что на земельных участках частично вырублены деревья.

Между тем, данный акт не отвечает критериям относимости и допустимости доказательств, поскольку в рамках рассматриваемого спора подлежит установлению именно факт предоставления ответчиком муниципальной услуги - выдачи порубочного билета, а не осуществление либо неосуществление истцом работ по вырубке лесных насаждений.

Как указано в пункте 14.4 Регламента, расчет компенсационной стоимости за вырубку (снос) зеленых насаждений осуществляется на основании Методики расчета платы за вырубку зеленых насаждений и исчисления размера вреда, причиненного их уничтожением, повреждением, на территории Одинцовского городского округа Московской области, утвержденной решением Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области от 29.07.2019 N 9/7 (далее - Методика), Порядка содержания зеленых насаждений в Одинцовском муниципальном районе, утвержденного решением Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 12.03.2013 N 25/22 (в редакции решения Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области от 29.07.2019 N 10/7), и акта обследования.

В соответствии с пунктом 7.2 Методики, стоимость деревьев и кустарников определяется в соответствии с таблицей в зависимости от квалификации зеленых насаждений.

Деревья и кустарники подсчитываются поштучно (п. 7.3 Методики).

Пунктом 7.5 Методики установлена формула, на основании которой осуществляется расчет платы за разрешенную (выполняющуюся при наличии оформленного в установленном порядке разрешения) вырубку деревьев, кустарников, уничтожение естественного травяного покрова.

Именно по этой формуле произведен расчет компенсационной стоимости, уплаченной истцом в рамках обращения за муниципальной услугой, которая оказана не была.

При этом Методикой установлено, что размер компенсационной стоимости в случае осуществления рубки зеленых насаждений без оформленного в установленном порядке разрешения (порубочного билета) определяется в соответствии с таксами для исчисления размера ущерба, причиненного деревьям и кустарникам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 №1730 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства".

Таким образом, администрацией предусмотрено два разных порядка начисления компенсационной стоимости: на основании формулы, отраженной в методике, при осуществлении рубки на основании полученного разрешения (порубочного билета) и на основании постановления Правительства РФ №1730 - в случае осуществления рубки без получения соответствующего разрешения.

В данном случае услуга по предоставлению порубочного билета оказана не была, а расчет компенсационной стоимости и ее оплата произведена в соответствии с таксами, установленными для рубки лесных насаждений на основании порубочного билета.

Кроме того, расчет компенсационной стоимости осуществлен на основании перечетной ведомости, определяющей состав и количество подлежащих рубке зеленых насаждений.

Согласно перечетной ведомости, рубке подлежало 978 деревьев. Как указано выше, п. 7.2 и 7.3 Методики установлено, насаждения считаются поштучно и таблицей установлена стоимость рубки каждого из них.

Таким образом, компенсационная стоимость оплачена истцом из расчета рубки всех 978 деревьев. Однако проведенный осмотр показал, что на исследованных земельных участках имеются несрубленные деревья и кустарники. Ответчиком в материалы дела не представлено доказательств того, что на сегодняшний день срублены все деревья согласно перечетной ведомости.

Фактические обстоятельства дела установлены судом первой инстанции в соответствии с представленными в дело доказательствами, основания для установления иных фактических обстоятельств у суда апелляционной инстанции отсутствуют.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал развернутую оценку доводам участвующих в деле лиц и представленным доказательствам, правильно применил нормы материального и процессуального права.

Все содержащиеся в обжалуемом судебном акте выводы основаны на представленных в материалы дела доказательствах и соответствуют им.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

На основании вышеизложенного арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Московской области от 15.06.2023 по делу № А41-27282/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.

Председательствующий

С.А. Коновалов

Судьи:

М.И. Погонцев

В.Н. Семушкина